Храм крещение венчание молитва причастие пасха троица что объединяет эти слова
Как правильно креститься
Привычным жестом при входе в храм, при молитве для христиан стало Крестное Знамение. Однако большинство людей не задумывается об истинном смысле этого жеста, о том, как правильно креститься и в каком случае это уместно. Для того, чтобы следовать всем канонам, необходимо владеть правильной техникой и знать историю возникновения этого священного жеста.
История и значение крестного знамения
Впервые крестное знамение было упомянуто в трактатах К. Тертуллиана, жившего в 160-220 годах. Автор называл этот жест защитой, ограждением тела от болезней, дурных помыслов. Христиане совершали этот обряд при любом удобном случае: до и после работы, при посещении церковных служб, перед сном и после него.
Православный обычай креститься связан с выражением собственной веры. Мы подтверждаем веру в Иисуса Христа и Троицу, подтверждаем свою любовь, благодарность, подчинение воли Божьим помыслам. Спустя почти 178 лет после того, как распяли Христа, этот жест стал неотъемлемой частью жизни любого христианина.
Как правильно креститься православным христианам
Зачастую жест крещения совершается бездумно, не точно, не своевременно. Любое движение руки, каждый палец имеет свое значение и особый символ, зная которые, можно быть точно уверенным в правильности его исполнения.
Справа налево или наоборот
Прежде чем начать осенять себя крестом, вспомните последовательность движения. Начинать следует со лба, к нему необходимо прикладывать сложенные пальцы. Затем Крестное Знамение перемещается на середину живота, только после этого на правое плечо, а после этого – на левое. Следует запомнить, что неправильным жестом будет являться тот, который выполняется от левого плеча.
Какой рукой креститься
Для воспроизводства крестного знамения необходимо использовать правую руку. При правильном крещении именно на этой руке пальцы складываются «в щепотку» и совершаются движения, описывающие крест. Неверным жестом будет считать тот, который исполняется с помощью левой руки.
Как сложить пальцы рук
Для осуществления правильного крещения складываются пальцы правой руки: большой, указательный и средний. Соединяются между собой подушечки пальцев, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони. Три соединенных пальца подтверждают нашу веру в Святую троицу, Бога Отца, Сына и Святого Духа. Два свободных пальца – символ человеческого и божественного, которое вобрал в себя Христос.
Что говорить, когда крестишься
Считается, что креститься православным нужно с проговариванием молитвы, которая поможет очистить голову и тело. Для каждого движения существуют свои слова:
Не следует торопиться, слова должны быть четкими, даже если произносятся шепотом или в мыслях.
Сколько раз креститься
Креститься православным следует три раза, однако зачастую это правило нарушается. Движения не должны быть размашистыми или зажатыми, все три раза должны быть размеренными, неторопливыми и четкими. В момент крещения необходимо произносить молитву и отгонять от себя посторонние мысли.
Нужно ли кланяться
Поклон используется после каждого перекрещивания. После первого он должен быть максимально низким, но не земным последующие также должны быть неторопливыми и достаточно глубокими. Перед иконой достаточно перекреститься и поклониться всего раз, перед входом в храм это делается трижды.
Как правильно осенять себя крестным знамением
Креститься православным следует с четким пониманием своих действий и последовательности этого обряда. Например, во время службы, одного из Великих праздников и на могиле усопшего последовательность будет разная, однако во всех случаях после того, как перекрестились, следует сделать поклон.
При входе в храм и внутри
Перед входом в храм необходимо остановиться и три раза осенить себя Крестным Знамением. Некоторые прихожане повторяют этот обряд как перед воротами храма, так и перед его входом. Если вы не часто посещаете храм и не знаете, как правильно креститься, наблюдайте за окружающими или повторяйте движения священнослужителя.
Во время службы или литургии внимательно следите за песнопением и словами, произнесенными батюшкой. Правильным крещением будет совершенное на словах «Господи помилуй», в это время обряд совершают все прихожане. После Крестного Знамения следует поклониться, на службах отдают поясной поклон, земной используется в частном порядке, дома.
На православные праздники
В храмах на православные праздники поются особые торжественные песнопения, следите за движениями тех, кто часто посещает храм: они точно будут знать, в какой момент определенного песнопения следует сделать этот жест.
В дни, когда святят куличи на Пасху или вербу в Вербное воскресенье, прихожане собираются внутри храма или во дворе, священнослужитель кадилом освещает ветки или куличи каждого по очереди. Когда очередь дойдет до вас, не забудьте перекреститься по всем правилам и поклониться в пояс.
Православные праздники никак не влияют на технику Крестного Знамения, на Пасху, Рождество или Сретение правильным крещением будет считаться то же, что и в обычные дни. Однако для Великого праздника Крещения есть некоторые правила. Если в этот день решите окунуться в воду, делайте это три раза, погружаясь с головой. После каждого погружения произносите «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.» Окунаться и креститься православным следует в скромной одежде, вместо купальника лучше выбрать сорочку.
При церковных обрядах
При церковных обрядах также следует следить за действиями и словами священника. Необходимо креститься одновременно с ним. Иногда он произносит слова «Помолимся», это является призывом к крещению и поясному поклону после него.
Если при венчании и крещении младенца руки свободны, а свои действия вы контролируете, глядя на священнослужителя, то при отпевании все происходит немного по-другому. Во время отпевания все пришедшие проститься с усопшим должны держать в руке свечу. Чтобы не запутаться во время службы и перекреститься правильно, сразу же возьмите ее в левую руку, так вы точно будете знать, что свободной рукой следует совершать Крестное Знамение.
На кладбище
Для того, чтобы правильно креститься на кладбище, нужно знать некоторые правила, которые вступают в действия уже перед самим входом в него. Креститься православным следует перед воротами кладбища: перекреститесь три раза, после каждого отдайте поясной поклон. Также будет правильным крещение после выхода с территории кладбища, необходимо проделать тот же ритуал, что и в самом начале. Этот обряд необходим тем, кто хочет попросить Господа о слухе – то есть о возможности умерших слышать то, что вы хотите им сказать.
На могиле усопшего вы можете прочитать любую заупокойную молитву, после которой необходимо перекреститься и отдать поясной поклон. После этого вспомните об умершем, скажите несколько добрых слов, а вот от выпивки на кладбище или оставлении гостинцев для усопшего лучше отказаться.
Обряд крещения – самый привычный и знакомый не только для православного христианина, но и для тех, кто далек от веры. Если вы умеете правильно креститься, значит можете правильно окончить молитву, выразить просьбу к Господу, защитить свое тело и дух от болезней и злых мыслей.
7 церковных таинств: основания в Библии
Общие сведения о сути и истории возникновения таинств
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.
А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.
Таинство Крещения
Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».
Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).
История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.
Таинство Миропомазания
Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.
Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).
История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.
Таинство Евхаристии
Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.
Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).
История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.
Таинство Исповеди
Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.
Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).
История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.
Таинство Елеосвящения
Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.
Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).
Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.
Таинство Священства
Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.
Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.
История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.
Таинство Брака
Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.
Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).
История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Статистика
Церковные таинства: крещение, миропозание, покаяние, причастие, соборование, венчание, священство
Крещение
аждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.
Почти то же самое происходит и в таинстве крещения. Однако с существенной разницей:
Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует таинство крещения.
Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.
За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.
Вот как совершается таинство крещения.
Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященнымелеем (оливковым маслом).
«Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
Крещение младенца |
Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 4).
Миропомазание
После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.
Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь». (См. также Елеосвящение (Соборование)).
Елеопомазание за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.
Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.
Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы таинство миропомазания совершали через возложение рук, низводя на них Духа Святого. Однако число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Таинства Святое Миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков.
Освящение Святого Мира |
Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (печь и сосуды для мироварения можно увидеть в Крестовой палате, и ныне). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. В продолжение ХХ столетия основным местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.
В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром. Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь«.
Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.
Покаяние
ет человека, который поживет на земле и не согрешит. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению.
Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?
Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Однако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали.
Готовится к исповеди надо заранее, лучше всего перечитать Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи против них (и записать). Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевного недомогания. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.
Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.
Причастие
Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).
О причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.
Таинство причащения совершается каждый день, кроме некоторых дней Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Мнение о том, как часто нужно причащаться, изменялось со временем. Первые христиане причащались почти ежедневно, а человек, пропустивший без особой причины три воскресных евхаристии, считался отпавшим от Церкви. Позднее стали причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не реже одного раза в месяц.
В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия. Агнцем заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были приготовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из Египта. В ветхозаветном пророчестве Исайи говорится о невинном, который, как агнец, кротко идет на заклание. Эти слова повторяются на православной литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения.
Причащение мирян |
По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие стараются вести себя особенно благопристойно, помня о Его жертве и своем долге перед Богом и людьми.
Соборование
аинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем(оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Прибор для соборования |
Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).
При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего». Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.
Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение. «
Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.
Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.
Венчание
енчание или брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Венчание |
От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.
Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).
И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.
Священство
Посвящаемый во диакона получает благодать служить (помогать) при совершении таинств.
Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Возведение в сан |
Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: «Аксиос!» (греч. «достоин»), на что хор и весь народ отвечает троекратным «Аксиос!». Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.