Храм покрова на нерли в честь чего

История Храма Покрова на Нерли

Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Наречение храма

Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Внутреннее убранство и декор

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Храм сегодня

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

Источник

ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Храм Покрова на Нерли

Храм в честь Покрова Божией Матери на Нерли под Боголюбовым, приписной к Владимирскому Богородице-Рождественскому мужскому монастырю Владимирской епархии, наиболее известная постройка зодчих домонгольской Северо-Восточной Руси; вероятно самая выдающаяся из построек благоверного князя Андрея Боголюбского

Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Во время постройки храма Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной «стрелке,» оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь заметно возвышается над берегом старицы Клязьмы. Подножием храму служит округлый специально насыпанный холм. Вокруг раскинулся заливной луг.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Храм Покрова на Нерли. Реконструкция первоначального вида по Н. Н. Воронину.

Возведение храма

«Житие Андрея Боголюбского» указывает что храм был построен всего за один сезон: «единым летом соверши.» При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Покровский монастырь

С образованием Синода монастырь поступил в синодальное ведомство. С открытием в 1748 году Владимирской епархии перешел в ведение местных архиереев. В монастырские времена церковь обросла необходимым для обители разнообразным строением. В 1761 году близ храма была построена тёплая Трехсвятительская церковь. В последние годы существования обители имелись также две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сарай для лошадей, сарай для телег; огород, выгонный луг. Вокруг монастыря простирался на 290 саженей плетень со святыми вратами и шатровой колокольней на них. Все эти строения были деревянными, крытыми дранью, ветхими. Описи разных лет рисуют картину убогого состояния ветшающего монастыря. В 1764 году при секуляризационной реформе монастырь был упразднен и приписан к Боголюбовской сельской церкви.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Храм Покрова на Нерли с кровлей XIX в. Фото из Большой советской энциклопедии

Приписной храм

В 1784 году настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. Однако не сошлись в цене с подрядчиком, и сломка не состоялась. В 1795 году была устроена лестница на хоры изнутри храма, через разобранный свод в северо-западном углу.

В начале XIX века древний храм перешел в распоряжение Боголюбова монастыря. В 1803 году церковь получила железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 году устроили кирпичные крыльца.

В 1859-1860 годах памятник осматривал академик Ф. Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей.» В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н. А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII века, что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. Тогда же был проведен частичный ремонт.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Храм Покрова на Нерли. Фото 11 октября 2003 г.

Закрытие обители и музеефикация

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Храм Покрова на Нерли. Вид сверху

Архитектура

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов-пилонов, завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор, его верх членит фасад на две почти равные доли.

Средняя апсида чуть приподнята над двумя боковыми, разрывая горизонталь колончатого пояса; несколько поднято и среднее окно, что подчеркивает вертикальную ось. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху, некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и «вертикально-ориентированную» картину декора апсид.

Внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей. Толщина столпа-пилона крестчатой формы составляет не четвертую, как обычно, а третью часть ширины центрального нефа. Малые нефы, как и в большинстве других храмов, вдвое уже центральных. Столпы сужаются кверху и склоняются внутрь, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. В древности интерьер белокаменного храма дополнялся невысокой алтарной преградой, настенными фресками, керамическими полами из разноцветных поливных плиток. Белокаменной резьбы внутри здания почти нет: только пары лежащих львов в основаниях подпружных арок. Возможно, от древнего времени сохранился престол в алтаре, сложенный из девяти белокаменных блоков на известковом растворе.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Царь Давид с голубями и львами. Средняя закомара храма Покрова на Нерли.

Скульптурное убранство

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона: известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего
Храм Покрова на Нерли. Половодье. Фото сайта Паломнической службы Владимирской епархии, vladpalomnik.ru

Документы, литература

Использованные материалы

[1] Заключение С. В. Заграевского со ссылкой на Краткий Владимирский летописец, Новгородская I летопись, Новгородская IV летопись и Владимирский летописец. Ранее многие исследователи (в том числе В. И. Доброхотов, Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт) датировали храм 1165-1167 годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в 1702 году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от 1158 до 1190-х годов. «Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,» Народный каталог православной архитектуры, статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008, http://sobory.ru/article/?object=00185

[2] Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.

[3] Подробнее см. Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.

[5] Заключение С. В. Заграевского по итогам его археологических исследований 2000-х годов. «Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,» Народный каталог православной архитектуры, статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008, http://sobory.ru/article/?object=00185

[7] Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.

[8] «White Monuments of Vladimir and Suzdal,» UNESCO World Heritage Centre, http://whc.unesco.org/en/list/633

[10] Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 138.

[11] Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.

Источник

Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Каменных дел мастера: кто построил?

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Строительство за год: когда построили?

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.

Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?

Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.

Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?

Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.

Царь Давид

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Лев

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Разливы: почему именно в этом месте?

Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.

Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть фото Храм покрова на нерли в честь чего. Смотреть картинку Храм покрова на нерли в честь чего. Картинка про Храм покрова на нерли в честь чего. Фото Храм покрова на нерли в честь чего

Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.

Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.

Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.

Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.

Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.

Фото Алексея Пичугина

Теперь о шлемовидной главе. Долгое время в научной среде бытовало мнение, которое считалось неоспоримым, что завершения древнерусских церквей были шлемовидными, а луковичные главки появились только после XVI века. На основании этого, любой экскурсовод, который готовился к экскурсии по советской методичке, скорее всего, проигнорирует новые данные науки и сравнит главы Покровского и Дмитровского храмов. Что касается завершения храма Покрова на Нерли, впервые с научной т.з. его исследовал в 1948 году А.И. Власюк. По его наблюдению, под ныне существующей луковичной главкой сохранился первоначальный купол. Он является сводчатым завершением барабана, но мог также служить основанием для деревянной конструкции другого завершения. Когда была установлена нынешняя луковичная главка, мы не знаем. Современный исследователь древнерусской архитектуры С.В. Заграевский несколько лет назад опубликовал целое исследование, посвящённое формам глав церквей Древней Руси. Но, и до него исследователи домонгольской истории, а среди них такие известные как Б. Рыбаков, Н.Воронин, А. Арциховский приходили к выводу, что луковичные главы появились в деревянном зодчестве к концу XIII века. Уже в наше время несколько исследователей изучили общую тенденцию в мировом храмоздательстве XI-XV вв, а также иконописные изображения храмов, пришли к выводу, что нельзя доказать применение в XII веке шлемовидных глав. Более того, Дмитровский собор, который Вы, Лариса, приводите в качестве примера, до начала XIX века имел луковичную главку, что видно, например, на чертеже городского плана 1715 года. Невозможно сказать, как выглядело завершение храма Покрова на Нерли. Это могла быть луковичная глава, конечно, не точно такая, как сейчас, но скорее всего завершения толком не было, вместо него был позолоченный снаружи, или обшитый медью сохранившийся до наших дней свод. Шлемовидные завершения — позднейшая стилизация под старину, причём придуманная за пару веков до возникновения научной реставрации, которая дала ответы на многие вопросы.

И при описании ничего о том, что купол не этого храма и он из другого века и велик. купол должен быть как на Дмитриевском.

«да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене»
и
«В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы» — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
информация одна и та же, но воспринимается по-другому

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *