Храм всех святых что на куличках
Церковь Всех Святых на Кулишках
Главная резиденция московских чертей
С церковью Всех Святых на Кулишках связано много чертовщины. Считается, что здесь находятся «чертовы кулички», ведь раньше это фактически была граница Москвы, а слово «кулишки» означало «на краю земли».
Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).
На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».
На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.
Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.
Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.
К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.
Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.
В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.
В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.
Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».
По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».
10 самых интересных фактов про Храм Всех Святых на Кулишках в Москве!
Здравствуйте, дорогие читатели! На днях я устроила себе пешую прогулку по Столице и набрела на чудесное место — Храм Всех Святых на Кулишках. Этот памятник архитектуры находится на Славянской площади.
Церковь эта двухъярусная, одноглавая, к фасаду ее примыкает паперть. Слово «кулишки» в старину ассоциировалось с чем-то далеким.
Ведь во времена постройки здания это место находилось недалеко от границ Москвы. В V веке церковь была заново выстроена в камне.
Подробнее об этом месте в моей статье. Я жду ваших комментариев и лайков!
Вступление
Небольшой деревянный храм был построен князем Донским в 1380 году на том месте, где сейчас находится церковь Всех Святых на Кулишках в честь победы, одержанной в Куликовской битве. Скорее это было не храмовое здание, а усыпальница, возведённая в память о потерях, которые понесла Русь, сражаясь за свою свободу.
Храм построили на месте захоронения воинов, павших в Куликовском сражении. Во второй половине XVI века деревянную храмовую постройку снесли, и на её месте возвели каменную церковь, уничтожив при этом усыпальницу. С этого момента и начали происходить непонятные события, вызывавшие волнение и трепет у жителей Москвы.
В русском языке есть расхожее выражение «к чёрту на Кулички», означающее заброшенное и весьма небезопасное место. И далеко немногие задумываются о том, что речь идёт о реальном месте, расположенном в центральной части столицы, где пересекаются Москва-река и Яуза.
В стенах раздавался глухой стук, иконы выпадали из иконостасов. В летописи храма писали, что в церкви поселился демон, выпущенный туда чародеем, и он не даёт покоя ни днём ни ночью, сталкивает с постелей жильцов прихода, кричит «разные нелепицы».
Как это водится в простонародье, выпущенному на волю злому духу незамедлительно дали имя: его прозвали Игнашкой. Священнослужители отказывались проводить службы в храме, где живёт нечистая сила, у москвичей появилась присказка «у черта на Кулишках», в которой со временем «кулишки» превратились в «кулички», а церковь обрела нехорошую славу.
И внезапно Игнашка опять появился: во время службы затухли свечи, начали вспыхивать языки пламени, с иконостасов падали образа. Верующие убеждены, что священникам оказалось не под силу полностью изгнать злого демона, который ещё не раз будет тревожить прихожан. По мнению ряда специалистов, причина этого явления заключается в том, что эта церковь построена на том месте, где в древности располагалось языческое капище.
Интересные факты о Церкви
Современное здание храма построено в 1687-1689 годах, основан же он гораздо раньше: первая деревянная церковь на этом месте была построена, вероятнее всего, во времена Дмитрия Донского в честь воинов, павших 8 сентября 1380 года в Куликовской битве. Церковь была перестроена в камне в 1488 году, затем перестроена вторично в 1687-1689 годах в стиле московского барокко.
Однокупольное двухъярусное здание церкви включает полукруглую апсиду, обстроенную галереей, пристроенную трапезную и трёхъярусную восьмигранную колокольню-звонницу. Фасад вишнёвого цвета декорирован поясом ложных кокошников и барочными элементами с пышным оформлением окон.
Колокольня примечательна своим наклоном: верхний ярус отклонился от вертикали примерно на 1 градус, благодаря чему она получила известность как одна из «Пизанских башен» Москвы. Считается, что из-за мягкого грунта за годы существования здание просело примерно на 3,5 метра — вероятно, из-за этого колокольня и накренилась.
В советские годы церковь была закрыта: в 1930 году здание использовали органы госбезопасности (при раскопках в 1994 году в подвале были обнаружены останки расстрелянных), в 1975 его передали Музею истории Москвы. В 1991 году здание вернули Русской Православной Церкви, а с 1998 в нём также разместилось переехавшее из Одессы подворье Александрийской Православной Церкви.
У чёрта на куличках
Название храма — на Кулишках — связано с названием местности, на которой он находится.
Кулишки — урочище в восточной части Белого города; кулишками (кулижками) в древности называли топкое, болотистое место, по другим данным — часть леса, сохранившуюся после вырубки. Так или иначе, в 14 веке это место считалось удалённым от центра города и располагалось буквально на границе Москвы, ввиду чего слово «кулишки» постепенно приобрело значение «очень далеко», «на краю света».
В русском языке существует связанное с кулишками выражение «у чёрта на куличках», означающее буквально «очень далеко, в глухомани». Фразу связывают с событиями 1666 года, когда, согласно городской легенде, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре завелась нечистая сила; изгнать демона смог лишь иеромонах Иларион из Флорищевой пустыни — бесом оказался княжеский сын Игнатий, проклятый своей матерью.
Существует также легенда, будто бы именно из-за Игнашки отклонилась колокольня церкви Всех Святых: перед тем как сгинуть, демон якобы забрался на колокольню, отчего та и накренилась.
Церковь Всех Святых на Кулишках находится на Славянской площади, дом 2. Добраться до неё можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Что еще стоит знать?
Храм расположен на Славянской площади, близ Солянки, в XV веке это место было малопригодным для заселения — одно из значений слова «кулишки» толкует его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Предполагается, что раньше здесь было болото, на котором водились кулики, давшее местности свое имя.
В древности Кулички, где построена церковь, считалось пропащим местом, здесь якобы водилась нечистая сила. Согласно монастырским преданиям, в этих местах осенью 1666 г. в богадельне, устроенной патриархом Московским Иовом при церкви Троицы на Солянке, появился черт, который делал различные пакости: громко выкрикивал непристойности, сбрасывал людей с постелей и лавок, стучал и гремел на печи и в углах.
Только преподобному Иллариону из Флорищевой пустыни удалось молитвами изгнать нечистую силу и отмолить это место, читая каноны Иисусу, Божьей Матери и Ангелу хранителю. Эта история описана в житии преподобного Иллариона. Считается, что от нее произошла поговорка: «У черта на Куличках».
В 1488 году церковь Всех Святых перестроили в камне. В 1612 году храм пострадал во время битвы народного ополчения за Москву. Недалеко от церкви стояли пушки, что привело к сильным разрушениям храма.
Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687-1689 гг. Одноглавый двухъярусный храм с трехъярусной восьмиугольной колокольней возведен в стиле московского барокко. В последующие годы постоянно обновлялось внешнее и внутреннее убранство храма.
За 350 лет храм ушел в землю, раньше он был выше на 3,5 метра, а колокольня немного отклонилась от своей оси, став русской «Пизанской башней». Сейчас церковь выглядит так же, как и в конце XVII века. Тогда она была такого же вишневого цвета.
Где находится, как доехать?
Адрес: Славянская площадь, 2
Как добраться до церкви Всех Святых на Кулишках: ст. метро Китай-город.
Церковь Всех Святых на Кулишках располагается на Славянской площади, там, где улица Варварка переходит в улицу Солянку. По мнению некоторых историков, время постройки первой деревянной церкви на этом месте неизвестно, но общепринятой точкой зрения считают, что впервые на этом месте построил церковь Дмитрий Донской в 1380 году в память о воинах павших в Куликовской битве.
Название куличики, кулижки, кулишки – до сих пор не находит у ученых однозначного толкования. Одно из значений этого слова – топкое, болотистое место. Существует предание, что в старину здесь было болото, населенное птицами-куликами, по названию которых, возможно, и получила прозвание местность.
Удивительно, но и в наше время этот район Москвы в сравнении с другими центральными улицами довольно слабо заселен, несмотря на очень выгодное расположение. Меньше всего сторонников среди историков находит версия, что Кулишики стали называть так после того, как Дмитрий Донской со своим войском дважды прошел здесь: отправляясь на Куликовскую битву и возвращаясь с победой.
Возвратившись князь повелел построить здесь церковь в память о павших, а местность будто бы приказал называть Кулишками в честь Куликовской битвы.
В 1488 году деревянную Всехсвятскую церковь заменили каменной. Этот храм значительно пострадал во время русско-польской войны, когда в 1632 году шла битва за Москву. Церковь Всех Святых на Кулишках, которую мы имеем возможность увидеть, была построена в 1687-1689 годах на основе фундамента и начальных кирпичных рядов кладки 1488 года.
Поначалу церковь белили, а после того, как рядом появилась колокольня вишневого цвета, храм тоже стали красить в красный цвет, на фоне которого ажурно выделялись беленые и белокаменные элементы.
Вспоминая события из истории этой церкви, обязательно нужно рассказать о самом трагическом периоде, связанном с Чумным бунтом 1771 года. В те годы на Варварской башне Китайгородской стены находилась икона Боголюбской Богоматери. Принадлежавшая Всехсвятской церкви.
В наши дни фрагмент фундамента башни можно увидеть в переходе со Славянской площади на Варварку. Каждый год 18 июня в день чествования этой иконы, ее спускали вниз на три дня, чтобы москвичи могли поклониться святому образу. Когда на Москву обрушилась эпидемия чумы, горожан охватила паника, вылившаяся в ужасный Чумной бунт.
А началось все с того, что один простолюдин увидел во сне, будто чума наслана на Москву за недостаточное почитание Боголюбской иконы. Этот человек расположился у Варварских ворот и с тал просить милостыню на «всемирную свечу», рассказываю прохожим о своем сновидении.
Возможно, чтобы привлечь внимание к церкви, эту историю стал распространять и священник Всехсвятского храма. Не понадобилось много времени, чтобы возбужденные народные массы обрушились на Варварские ворота.
Все ринулись наверх, к иконе, пытаясь поцеловать чудотворный образ, но в период эпидемии, во время карантина, такое скопление людей лишь способствовало распространению инфекции, и тогда архиепископ Амвросий принял решение убрать икону, и запечатал кружки для сбора пожертвований на свечу. Эти действия вызвали бурю негодования. Москвичи в панике начали бить в Набат на Кремлевской башне.
Два дня войска под руководством генерала Еропкина усмиряли бунтовщиков. За подавление бунта Императрица Екатерина II щедро наградила Еропкина. Он был назначен генерал-губернатором Москвы, получил голубую Андреевскую ленту, а также сумму в 2 тысячи рублей.
Императрица хотела пожаловать Еропкину еще и 4 тысячи крепостных, но он отказался, сказав, что детей у него с женой нет, они достаточно состоятельны, и лишнего им не нужно. Государыня лично посетила дом генерал-губернатора, а после приказала вырвать язык у Набатного колокола, звоном которого испокон веков поднимали москвичей в случае опасности.
Церковь Всех Святых на Кулишках была действующей вплоть до революции 1917 года. В годы советской власти церковь закрыли, но не разрушили. До 1990 года в ее здании размещались различные учреждения. Сейчас Всехсвятская церковь отреставрирована и возвращена верующим.
Здесь хранится икона Богоматери Экономиссы (Домоправительницы). Интересные факты обнаружились в результате недавних следований здания церкви. Ученые выяснили, что за годы своего существования она ушла вглубь земли на 3,5 метра, а колокольня слегка наклонилась.
Загадочная церковь
Ну что может быть необычного и загадочного в многомиллионном мегаполисе? И лишь немногие знают, что Москва это не только бесконечные магазины, рестораны и офисные здания. У нее есть и совсем другая, мистическая сторона…
Одно из таких мест — Церковь Всех Святых на Кулишках, православный храм Покровского благочиния Московской епархии. Подворье Александрийской Православной Церкви. Храм расположен на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. Практически под самым храмом устроен вход на станцию метро «Китай-город».
В честь победы на Куликовом поле в 1380 году Дмитрием Донским был заложен деревянный храм на месте древнего языческого капища. В основании храма были захоронены герои Куликовской битвы. В XVI веке, уничтожив древнюю усыпальницу и потревожив священные могилы, на его месте построили каменный храм.
Осенью 1666 года в нескольких церквях района Кулишки было официально зафиксировано проявление нечистой силы — полтергейст. Во время службы во Всесвятской церкви молящиеся вдруг увидели свечение, сполохи пламени, мелькающие тени. Иконы выпадали из иконостаса, а в стенах начался громкий стук. Церковные власти приняли меры, и на 300 лет был водворен покой и порядок.
Отсюда пошло выражение: «к черту на Кулишки». «Кулишки» обозначает условное опасное и далекое место. Но известно, что в Москве это словосочетание подразумевает реальное место, по периметру очерченное улицами Маросейка и Покровка, Покровским и Яузским бульварами, улицей Солянкой и Лубянским проездом.
Храм был закрыт в 1930 году и отдан НКВД, в 1994 в подвале обнаружены останки расстрелянных. В 1991 году храм вернули верующим и отреставрировали. И неожиданно полтергейст вернулся: во время одной из первых служб затухали свечи, падали иконы, были видны языки пламени.
В ходе работ по поднятию храма на 4 метра над уровнем земли уничтожены(уничтожаются) фундаменты 16-17 веков, исчезают белокаменные надгробия и захоронения. Культурный слой 14-17 веков вывозится в неизвестном направлении без археологических исследований.
Подведем итоги
Храм Всех святых на Кулишках — старинный храм в центре Москвы, за пределами Китайгородской стены, в Зарядье, на месте слияния Москвы-реки и Яузы. Название места происходит либо от идиомы «на краю света» («на кулишках»), либо от старинного названия лесных полянок, островов на болоте (кулижки).
Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).
В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.
В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.
Храм Всех святых на Кулишках — старинный храм в центре Москвы, за пределами Китайгородской стены, в Зарядье, на месте слияния Москвы-реки и Яузы. Название места происходит либо от идиомы «на краю света» («на кулишках»), либо от старинного названия лесных полянок, островов на болоте (кулижки).
По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.
Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).
В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.
Интересные факты о Храме Всех Святых на Кулишках
О храме
Храм Всех святых, что на Кулишках, был воздвигнут в княжение Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, поименованного Донским, в память о победе на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством под предводительством Мамая.
Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к Троице, к преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом.
Святой старец сказал Димитрию: «…Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего… Ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Димитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю преподобный дал двух монахов-схимников — Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея, по прозвищу Ослябя, и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил преподобный Сергий на них схиму.
«Настал месяца сентября 8-й день — великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя Великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Димитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Валуевич с костромичами. Многие полки ордынцев бредут со всех сторон, от множества войска нет им места. Мамай, выехав на высокое место с тремя приближенными, наблюдает начало кровопролития.
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег, перед всеми доблестью похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться.» И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: “Игумен Сергий, помоги мне молитвою!” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.
Закончилась битва. Мамай с остатками войска обратился в бегство. Повсюду высились горы убитых. К великокняжескому знамени подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Димитрия Иоанновича нет среди них. Его отыскали лежащим без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Стал осматривать он Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал число убитых и, прощаясь с ними, сказал:
Остался князь Великий за Доном «на костях» еще на восемь дней. Тела христиан в землю погребал. Особо знатных воинов отвезли в их уделы и удельные столицы.
После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Вернулись в Москву на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан со всем священным собором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Димитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворенного. Вышел князь Димитрий с братией своей из монастыря… И встретила князя жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах».
По всему пути народ встречал полки Великого князя Димитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели наши проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Димитрию Иоанновичу! Слава героям-воинам! Гудели колокола, торжествовали русские люди! Великий князь «сотворил по победе пиршество». Соратников своих одарил «каждого по силе и по достоинству». С тех пор и прозвали князя Димитрия Иоанновича — Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное.
После победы на Куликовом поле Великий князь Димитрий Донской решил поставить в Москве храм Всех Святых — храм-памятник всем небесным покровителям воинов Куликовской битвы. Место для памятника Димитрий Иоаннович выбирал очень тщательно. Предполагают, что, возможно, храм-памятник было решено возвести на месте другого, достаточно древнего, но к тому времени обветшавшего деревянного храма.
Храм-памятник освятили в честь всех святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя, а в сражении пали многие тысячи, и не было никакой возможности упомянуть всех. Свершилось это в 1380 году.
Храм Всех святых расположен к востоку от исторического центра Москвы – Кремля, вдоль древней дороги (линия современных улиц Варварки-Солянки), связывающей Москву с Владимиром, Рязанью, Коломной. Он стоит близ так называемого Васильевского луга, располагавшегося при впадении р. Яузы в Москва-реку. Этот луг, а так же прилегающие к нему земли в древнее время назывались Кулишками или Кулижками. Кулижками (Кулигами) на древнерусском языке назывались участки земли по берегам рек, близ излучин, которые использовали для сенокоса.
Местность эта примечательна еще тем, что вблизи нее находился древний московский торг, который существовал еще до возникновения Московского Кремля, а возможно, и в дохристианскую эпоху. Древние поселения, располагавшиеся на территории современного города Москвы (находившиеся в Заяузье, Заречье и Зарядье) по берегам рек Москвы и Яузы, обслуживали переправу на торговом пути «из варяг в греки». Удобная переправа-брод была известна издревле и находилась в месте впадения реки Яузы в Москва-реку, поскольку обе реки здесь были неширокими и мелкими.
Деревянная постройка храма 1380 года не дошла до наших дней. Фрагменты этого первоначального деревянного храма вместе с захоронениями XV-XVI веков были обнаружены при археологических раскопках 1978-1979 гг. Письменные источники упоминают о Всехсвятском храме с 1488 г., и по весьма скорбному случаю. При описании сильнейшего пожара в Москве, летописец пишет: «…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…». Деревянный храм неоднократно горел в пожарах 1493 г. и 1547 г.
Новое здание храма
В конце XVI – начале XVII века возводится существующее ныне здание храма. Он построен с использованием фундаментов и нескольких рядов кирпичной кладки прежнего храма 1380 года.
Изготовленный из красного большемерного кирпича с золотой главкой на фоне бездонного московского неба, современный храм был совсем не похож на маленькую деревянную церковь, спешно построенную в XIV веке после великого сражения.
В первой половине XVII века храм представлял собой одноапсидный кубический объем, окруженный с трех сторон галереей на подклетах. В 1662 г. к его юго-восточной части был пристроен небольшой Никольский придел. Ранее существовавший при храме придел пророка Наума размещался в южной части главного алтаря. После пожара 1688 г. переложили пострадавшие свод и главу четверика, растесали окна, пристроили трапезную и колокольню. При этом верхний ярус галереи был разобран, а нижний включен в объем подклета трапезной части. После пожара 1737 г. остатки галереи заложили, и перестроили трапезную. На протяжении XVII-XIX веков храм неоднократно обновляли.
Согласно Клировым ведомостям XVIII века церковь описывалась так: «Ивановского сорока (благочиния) церковь приходская во имя Всех Святых, что на Кулишках, каменная, в твердости, с двумя приделами Николая Чудотворца и Пророка Наума, утварью достаточна».
Подклет храма изначально и продолжительное время служил усыпальницей. Захоронения ХV-ХVI веков обнаружены в абсиде (этим, возможно, объясняется существование входного проема в северной части абсиды прежнего здания).
В 1620-1630-х годах хоронили под полом галерей, где обнаружено несколько белокаменных резных надгробий тех лет с именами погребенных (например, подьячего Приказа каменных дел Ивана Кольцова и другие). Среди могильных плит одна принадлежит подключнику Хлебного двора первой половины XVII века Абухову.
В ходе археологических раскопок второй половины XX века ниже горизонта каменного строительства найдены четыре яруса погребений в дубовых долбленых колодах, относящиеся к ХV-ХVII векам.
Храм в истории освобождения Москвы от польско-литовских интервентов
В мае 1606 года через Варварские ворота Китай-города везли в Убогий дом тело убитого во время народного восстания Лжедмитрия. По преданию, в это время «поднялась ужасная буря», которая «сорвала на Кулишке крышу с башни ворот, едва мертвеца через них провезли».
Во время осады Москвы войсками Второго Нижегородского ополчения земских ратей осенью 1612 года у церкви Всех Святых на Кулишках стояли пушки, из которых били по Китай-городу и Кремлю, где тогда засели польско-литовские интервенты.
Приходской храм – спасительный ковчег
В 1781 году на территории Всехсвятского прихода проживали и имели землевладения и домовладения дворяне: Коллежская Советница Варвара Чирикова, Тайный Советник Дмитрий Федорович Алфимов, Полковник Калужского наместничества Александр Николаевич Чириков, граф, сенатор, тайный советник и разных орденов Кавалер Александр Иванович Строганов, гвардии майор Александр Иванович Анненков. А также всякого звания приходские люди.
«Мужеска пола душ в приходе храма 72, женска — 75, обоего пола — 147. Раскольников в этом приходе никого не имеется».
Разорение Москвы в 1812 году и участь храма
В неприятельское нашествие 1812 года «церковь Всех Святых на Кулишках вся выгорела, в ней ничего не осталось». Обгоревший Всехсвятский храм приписали к Киро-Иоанновской на Солянке церкви (ныне утраченной).
В 1813 году началось медленное восстановление храма Всех святых. В теплой церкви возрождены два иконостаса, колонны в них вновь вызолочены. Из числа известных образов поврежденными оказались образ свт. Николая Чудотворца и пророка Наума. Сохранилось «несколько напрестольных Евангелий, крестов серебренных, вызолоченных, образ Всех Святых, образ Благовещения Божией Матери, на нем риза серебренная, вызолоченная, в которой весу 90 золотников, образ Боголюбской Божией Матери, на котором риза медная посеребренная, образ Кира и Иоанна, образ Владимирской Божией Матери с жемчужным венцом».
Возрождение
К 1829 году церковь Всех святых на Кулишках была практически восстановлена и украшена, а в 1845 году освящена и «утверждена была стать зимнею для церкви св. безсреб. Кира и Иоанна».
Восстановлено было и недвижимое имущество, находящееся при Всехсвятской церкви (церковные каменные лавки, погреба). Земли при храме погостной было 211 кв. саженей.
Церкви Всех святых, что на Кулишках, вследствие Указа из Московской Духовной Консистории был передан очень почитаемый москвичами Образ Боголюбской Божией Матери, что помещался на башне у Варварских ворот, «который с давнего времени находился в ведении Московского Приказа общественного призрения, но в 1842 году по прописанному указу поступил в ведение церкви Всех святых, что на Кулишках.
В 1860 году указом Московской Духовной Консистории от 18 февраля церковь Всех святых на Кулишках обращена опять в приходскую и самостоятельную. А «бывшая прежде самостоятельною приходская церковь св. безсреб. Кира и Иоанна на Солянке стала приписной к сей церкви»…
В 1861 году в храме были обновлены стенная живопись и иконы. Московский цеховой Павел Николаевич Щепатов написал для храма несколько икон лучшим греческим письмом.
В 1864 году был произведен капитальный ремонт в церковном доме.
В начале XX века при храме имелось церковноприходское училище, где в должности учителей проходили члены причта Всехсвятской церкви.
В храме Всех Святых проходили свое пастырское служение известнейшие протоиереи Москвы, в их числе протоиерей Иоанн Федорович Загорский, Николай Никитович Дроздов (родной племянник святителя Филарета (Дроздова).
Тяжёлые страницы истории храма в советский период
История Русской Православной Церкви советского периода — это история гонения на веру. После 1917 года началась ликвидация храмов и монастырей. Церковные учреждения были лишены прав юридических лиц. В 1918-1920 годы были ликвидированы все духовно-учебные заведения, монастыри, православные общества, богоугодные заведения. В 1922 году под лозунгом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь, камни, колокола рекой потекли за границу.
Репрессии 1930-х годов унесли жизни сотен тысяч православных священно-церковнослужителей и мирян.
Храм Всех святых на Кулишках был закрыт в 1931 году. Богослужения в нём не возобновлялись до 1991 года. От полного разрушения, которого не избежали многие древние храмы Москвы, его спасла лишь прямая связь с Куликовской битвой, решающим сражением конца XIV века, в котором силы русских княжеств впервые выступили сплоченно против общего внешнего врага.
Часовня в Варварской башне Китайгородской стены была упразднена, разрушена была и сама древняя стена Китай-города. Икона Боголюбской Божией Матери с Варварской башни после закрытия храма в 1931 году была утрачена. Но остатки башни у Варварских ворот сохранились и по настоящее время. Основание башни из белого камня видно в переходе при выходе из станции метро «Китай-город» на улицу Варварку. На камнях башни помещена мемориальная доска, на которой написано, что это остатки одной из башен Китайгородской стены.
В 1950-х годах Всехсвятский храм был отремонтирован с внешней стороны. В 1967 году внутри храма помещалось строительно-монтажное управление. В 1970-е годы храм был полностью отреставрирован снаружи и в 1970-1980-х годах отдан под Гастроль-бюро филиала Москонцерта.
В 1990 году здание храма было отдано Музею истории и реконструкции Москвы.
Новое возрождение
В конце 1991 года Всехсвятский храм возвращен Русской Православной Церкви. В журнале Московской Патриархии за этот год, в частности, сообщалось, что «в день кончины К. С. Родионова, умершего на 99-м году жизни, двоюродного брата архиепископа Иоанна (Шаховского) Сан-Францисского и сына известного московского архитектора, настоятель церкви Рождества Богородицы в Капотне игумен Мартирий (Вагин) отслужил панихиду в возрождающемся храме Всех святых на Кулишках».
На протяжении двадцати лет, с 1999 по 2019 год настоятелем храма являлся Высокопреосвященнейший митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле, много потрудившийся над возрождением и благоустройством храма, храмовой территории и прилегающих зданий.
С ноября 2019 года обязанности настоятеля Всехсвятского храма исполняет протоиерей Сергий Звонарёв.
Всехсвятский храм – больше чем памятник архитектуры
Кто может исчислить всех прихожан, которые молились во Всехсвятской церкви со времен благоверного князя Димитрия Донского до наших дней? Сколько поколений благочестивых жителей столицы молилось в стенах храма Всех святых на Кулишках, сколько миллионов восковых свечей горели перед ее святыми ликами? Сколько раз малиновый звон больших колоколов наполнял пространство Славянской (бывшей Варварской) площади небесными переливами звука?
Столь древнему храму мал статус «памятника архитектуры», он больше и значительней чем старинная церковь, неразрывно связанная незримыми узами с судьбой нашего Отечества. Ведь победа Димитрия Донского на Куликовом поле повлияла на ход европейской истории.
Храм Всех святых находится на Славянской площади, где расположен памятник просветителям славянских народов, равноапостольным Мефодию и Кириллу, часовня в память о воинах, сражавшихся за независимость балканских славянских народов.
Храм Всех святых не только архитектурный памятник и место поминовения всех воинов, павших за единство и спасение Отечества, но и памятник побед нашего Отечества, отразившихся на судьбах мира.