Хранение персональных данных клиента что нужно знать
Что относится к персональным данным. Кому их можно передавать, как хранить и уничтожать
В последние годы вопрос о персональных данных стал крайне острым ввиду активной цифровизации, а следовательно, и с ростом рисков по утечке и мошенническом использовании информации. При проведении проверок инспекторы обращают внимание на документы, относящиеся к персональным данным, их наличие, хранение, согласие работников на обработку и т.д.
Что такое персональные данные и что к ним относят
Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить. Это из статьи 3 ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон).
К персональным данным, согласно данному закону, относят:
Но стоит учитывать, что некоторые из этих данных сами по себе, без связки с другими данными, персональными являться не могут. Если номер телефона сам по себе не является персональными данными, то в базе оператора, с указанием ФИО владельца — является. Адрес электронной почты в формате petrov_sergey_1987@mail.ru — тоже относится к персональным данным, как и ФИО, с привязкой к ИНН, номеру телефона или месту регистрации.
Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:
Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.
Немного подробнее по каждой категории.
Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.
Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни,
Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.
Но здесь тоже важна определенная привязка к личности. Например, отпечаток пальца, используемый для идентификации сотрудника для входа в офис. Или скан радужной оболочки глаза.
К иным данным относится все остальное. Это как папка «разное» на большинстве компьютеров. Это электронная почта или геолокация,
информация о принадлежности к определенной социальной группе,
Обработка персональных данных
Любой договор с физлицом, содержащий его личные данные (а он и будет их содержать, если это не публичная оферта), должен в обязательном порядке содержать раздел о персональных данных. Без письменного согласия человека, обработка персональных данных оператором, а также их передача третьим лицам — запрещена.
Вообще, обработка персональных данных — это вообще любые действия, которые с ними делают. Сюда входит:
В свою очередь, обработка может осуществляться тремя путями:
После того, как персональные данные обработаны они отправляются на хранение в архив. Это может быть и отдельное специализированное помещение (если речь о бумажных документах) и электронное хранилище (например, облачное). В любом случае вам впоследствии нужно иметь возможность оперативно найти данные и уничтожить их (по требованию субъекта) или передать (в силу закона).
Что будет, если нарушить законодательство о персональных данных
Следит за соблюдением законодательства в этой сфере организация, которая у многих на слуху — Роскомнадзор. Применяемая статья — 13.11 КоАП.
Если собирать персональные данные о гражданах РФ на серверы, расположенные за пределами РФ — штраф до 6 миллионов.
Что делать, чтобы не попасть под штрафы
Чтобы собирать, хранить и обрабатывать ПД, нужно соблюдать требования Закона № 152-ФЗ. Краткий чек-лист:
Все нужна регистрация в Роскомнадзоре?
Может возникнуть ощущение, что уже давно всем работодателям нужно бежать в Роскомнадзор и регистрироваться как оператору персональных данных. Однако это не так. Вот исключения:
Во всех остальных случаях — регистрация обязательна!
Не забудьте, что в Делис Архив действует акция «Новогодняя» — дарим полезные подарки действующим и будущим клиентам!
Хранение персональных данных клиентов
Решая проблему хранения и защиты персональных данных в организации, нужно отдельно уделить внимание организации процесса работы с информацией, получаемой от клиентов. Несмотря на то, что в отношении подобных сведений действуют те же принципы, что и для ПДн сотрудников, в данном вопросе присутствует множество тонкостей, в особенности если речь идет об интернет-магазинах, блогах, форумах или фирмах, заключающих контракты онлайн. Решение данных вопросов займет немало времени и усилий, однако в этом случае со стороны проверяющих структур не будет возникать претензий в части обработки ПДн (минимизация рисков наложения штрафов), а заказчики смогут быть уверенными в надежности организации.
Что подразумевают под ПДн клиентов?
По мере усиления контроля со стороны государства в сфере сохранения конфиденциальности информации о гражданах все больше компаний осознают необходимость исполнения своих обязанностей в качестве оператора ПДн. Но для того, чтобы выполнить все требования, прописанные в ФЗ-152 и других нормативно-правовых актах, нужно разобраться, что входит в состав персональных данных клиента. Сложностей добавляет тот факт, что границы данного понятия до конца не определены, хотя в законе прописано четкое определение. На практике к числу обрабатываемых и хранимых личных сведений фирмы могут относить:
Чтобы не нарушать правовые нормы, все виды ПДн клиентов нужно прописать во внутреннем документе предприятия — порядке хранения и защиты, а также указать их при регистрации в Роскомнадзоре. Если получать и сохранять персональную информацию о субъектах шире заявленного перечня, то есть риск получения штрафов и существенного репутационного ущерба. В законодательстве присутствует одна особенность, которая заключается в том, что каждая разновидность информации не подпадает под понятие ПДн. Лишь совокупность сведений, по которому можно идентифицировать субъекта, как персону можно отнести к ПДн, например, данные о номере телефона номер телефона в сочетании с информацией об имени человека с названием компании, в которой он работает. Также под категорию персональных не подпадают сведения, размещенные их владельцем в социальных или иных сетях общего доступа, за исключением «ВКонтакте».
Во всех остальных случаях действуют положения ФЗ-152 и подзаконных актов, которые оператору нужно выполнять.
Важность обеспечения защиты личной информации
Государство требует от операторов уничтожать или обезличивать ПДн после достижения целей их обработки, при этом период их хранения может быть весьма длительным. С момента получения от субъекта идентифицирующей информации компания несет ответственность за её безопасное хранение, что предполагает разработку и внедрение определенных защитных мер, а также использование специальных средств. Этому аспекту деятельности нужно уделять особое внимание, поскольку персональные данные могут быть обнародованы, утеряны или переданы третьим лицам без согласия владельца. Эффективная политика защиты позволяет избежать:
Детально о том, как правильно хранить персональные данные клиентов
Независимо от специфики деятельности организации, в отношении операций с ПДн, включая хранение, нужно руководствоваться прописанными в законодательных актах правилами:
Юридически безопаснее не размещать на сайте формы для заполнения, а оставить ссылку либо е-мейл для отправки сведений.
Условия и особенности хранения данных о клиентах напрямую зависят от того, каким образом они были собраны:
Наказание за нарушение требований законодательства в отношении ПДн
За проверку условий хранения и защиты личных сведений граждан в организациях отвечает, прежде всего, Роскомнадзор, специалисты которого могут прийти к вам с плановым или внеплановым визитом (например, если поступило заявление о том или ином нарушении). На этот случай на предприятии должны быть внедрены и соблюдены организационные и технические меры защиты персональных данных. Организационные мероприятия внедряются после разработки организационно-распорядительной документации, которая описывает все бизнес-процессы предприятия в части обработки персональных данных. К техническим относится определение уровней защищенности информационных систем персональных данных на основе моделей угроз. В соответствие с уровнем защищенности подбираются и устанавливаются на компьютеры необходимое программное обеспечение для защиты.
Будьте готовы к тому, что проверяющие захотят увидеть сейфы и помещения, где находятся папки с договорами и т.д., а также убедиться в наличии пользовательского соглашения на интернет-ресурсе. Также контролирующие органы могут запросить воочию продемонстрировать каким образом и какие данные вносятся в ваши ИСПДн.
Обнаружение нарушений предполагает назначение штрафов в размере до 300 тысяч рублей. Минимальное наказание предусмотрено для физических лиц. При этом сумма может увеличиться в несколько раз, если нарушений много. Оспаривать решение контролирующего органа долго и, как правило, безрезультатно, поэтому разумнее изначально адаптировать работу компании под установленные требования. Проще всего это сделать, обратившись к экспертам в Центр безопасности данных.
Нюансы, которые нужно принимать во внимание
Разбираясь, как хранить персональные данные клиентов, следует учесть:
Даже при получении сведений через мессенджеры вы не освобождаетесь от ответственности за их сохранность несмотря на то, что фактически ПДн находятся на сервере другой фирмы
Хранение персональных данных
Грамотное организованное хранение документов, содержащих персональные данные, — залог того, что конфиденциальная информация о сотрудниках, клиентах и в целом деятельности организации не попадет в руки посторонних лиц. Ответственность за определение правил, места размещения и защиты информации ложится, согласно закону, на работодателя, однако не все четко понимают, о каких нюансах нужно позаботиться. Добавляют сложностей постоянные дополнения и корректировки нормативно-правовых актов, которые приходится отслеживать, чтобы не получить штраф и не попасть в эпицентр скандала, связанного с распространением личных сведений граждан.
Разберемся, как и где хранить персональные данные, чтобы спокойно проходить проверки и поддерживать имидж серьезной компании, которая заботится об информационной безопасности. Более конкретные рекомендации работодатели или их представители могут получить, воспользовавшись услугами наших экспертов, которые проанализируют текущее положение дел и составят список необходимых изменений.
Существуют ли четкие правила хранения персональных данных?
Многие начинающие бизнесмены полагают, что для урегулирования вопросов, касающихся операций с ПДн, есть четкие инструкции, используя которые получится сформировать четкие правила и привести деятельность в соответствии с законодательными требованиями. На практике единого подхода к решению вопроса нет. Это значит, что каждый руководитель или ИП самостоятельно (или делегируя обязательства на заместителя либо руководителя отдела кадров):
Ответственный подход на начальном этапе дает возможность в будущем не вносить радикальных изменений даже при изменении нормативно-правовой базы. Для того, чтобы все сделать правильно, необходимо принимать в расчет актуальные предписания относительно работы архивов, ограничения доступа к информации разных категорий сотрудников, а также ранее установленный порядок сбора и обработки ПДн (он должен быть закреплен в локальном акте или распоряжении). Еще один существенный момент заключается в том, чтобы политика по данному вопросу учитывала способ выполнения операций (в рамках ИСПДн либо на бумажных носителях).
Важные нюансы, связанные с порядком хранения персональных данных
Для того чтобы гарантировать сохранность и секретность ПДн, необходимо:
При урегулировании вопроса хранения личной информации необходимо понимать, что это не однократная работа, а постоянные усилия, направленные на поддержание информационной безопасности. Каждый год появляются новые угрозы и требования, которым приходится соответствовать, чтобы, во-первых, не платить огромные штрафы, а во-вторых, чтобы не быть хуже конкурентов и рассчитывать на доверие со стороны клиентов и партнеров.
Какой должна быть система хранения персональных данных
Основная нагрузка по работе с ПДн ложится на плечи кадрового департамента, поэтому его работники должны иметь точное представление о том, что и как делать для предупреждения несанкционированного доступа. Законодательной базой является Конституция, ФЗ-152, ФЗ-149, Трудовой Кодекс и другие нормативные акты. Особое внимание должно уделяться срокам хранения, передачи и обработки персональных данных. На сегодняшний день правовые нормы определяют следующие требования:
Существует разница между сроком действия согласия на обработку ПДн и длительностью сохранения самих данных. Хранение персональных данных — это процесс, регулируемый законодательством, решением владельца и целями использования сведений. ФЗ-152 закрепляет обязанность оператора сразу после достижения цели обработки обезличить и уничтожить полученные данные.
Все работники, как штатные, так и внештатные, которые работают с личными сведениями, должны подписать соглашение о неразглашении. Типовой документ необходимо предварительно адаптировать под особенности деятельности фирмы.
Сбор, обработка и хранение персональных данных на бумажных и электронных носителях
Выделяют сведения о субъектах, сохраняемые в бумажном и электронном виде. Каждый вариант есть свои плюсы, минусы и особенности. Нередко информация дублируется для эффективного выполнения рабочих задач и в целях безопасности.
Обработка и хранение персональных данных: составление внутренних правил
Документ преимущественно составляют по шаблону, внося некоторые корректировки в зависимости от формы, способа фиксации ПДн и других особенностей деятельности организации. Основные разделы:
После внедрения правил хранения персональных данных в информационных системах и на бумажных носителях необходимо убедиться в том, что:
Кратко и доступно: что такое персональные данные, их хранение и обработка
Согласно закону 152-ФЗ, компании обязаны защищать персональные данные (ПДн) своих сотрудников и клиентов, хранить и обрабатывать их по определенным правилам. Разберем, что такое ПДн, какие они бывают, что такое обработка персональных данных и как соблюсти все требования закона.
Что относится к персональным данным
Персональные данные — это любая информация, которая относится к конкретному человеку, или субъекту персональных данных. ФИО, мобильный телефон, email, адрес проживания, фотография, паспортные данные — всё это ПДн.
Важно, чтобы данные относились к конкретному человеку. К примеру, абстрактный email или номер телефона — не персональные данные, потому что нельзя понять, кому они принадлежат. А вот если в базе данных компании хранится ФИО клиента, его email и телефонный номер, тогда email и номер уже будут персональными данными — однозначно понятно, к какой «персоне» они относятся.
То же самое касается данных опросов. Если вы анонимно опрашиваете людей об их семейном положении, то не собираете персональные данные. А если спрашиваете ФИО, номер телефона и семейное положение, то по закону всё это персональные данные.
Небольшой пример, чтобы было понятнее, что входит в персональные данные, а что нет:
Не ПДн | ПДн |
ivan999@mail.ru | ФИО: Иванов Иван Иванович, email: ivan999@mail.ru |
30% опрошенных женаты | Иванов Иван Иванович женат |
Никакого строгого списка или перечня персональных данных нет. Обычно получается, что для того, чтобы данные можно было считать персональными, нужно их с чем-то сочетать, например, с ФИО или паспортными данными.
Какие бывают виды персональных данных
В Постановлении правительства №1119 перечислены категории персональных данных. Всего их четыре: общие (или общедоступные), специальные, биометрические и иные.
Общие персональные данные
К ним законодательство о персональных данных относит базовые личные данные: ФИО, место регистрации, информация о месте работы, номер телефона, email. Обычно эти данные и так известны некоторым другим людям, могут быть опубликованы в общедоступных источниках. Например, о месте работы человека могут знать его друзья в социальных сетях.
Специальные персональные данные
Информация о личности человека: расовая и национальная принадлежность, политические, религиозные и философские взгляды, состояние здоровья, подробности интимной жизни, информация о судимостях.
Специальные категории персональных данных отличаются от общих тем, что обычно находятся в закрытом доступе. Их можно узнать только лично у человека, либо сделав официальный запрос в больницу, полицию или суд. Чаще всего сообщать эти данные человек не обязан, они — его личное дело.
Биометрические персональные данные
Это физиологические или биологические особенности человека, которые используют для установления его личности. К ним могут относиться фотографии, отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация.
Однако все эти данные не всегда являются биометрическими. Согласно разъяснению правительства, они становятся такими, только если вы храните их с целью идентификации личности. Например, если на проходной стоит камера с распознаванием лиц, фотографии сотрудников будут биометрическими данными — именно по ним вы определяете личность человека.
А если к личному делу сотрудника или профилю клиента прикреплена его фотография — эти данные не биометрические. Вы не используете их для идентификации, а уже знаете, кому принадлежит фото, и просто дополняете им информацию.
Иные персональные данные
В эту категорию ПДн относят всё, что нельзя отнести к общедоступным, специальным или биометрическим данным: принадлежность к определенной социальной группе, к примеру, членство в клубе, или корпоративные данные, например, то, что хранится в бухгалтерии: зарплата, периоды отпусков, стаж и так далее.
Иные данные сложнее всего отличить от специальных. Разница следующая:
Кто такие оператор и субъект персональных данных
В законе о защите персональных данных упоминаются оператор и субъект ПДн. Разберемся, кто это такие.
Оператор ПДн — компания, которая собирает, хранит, обрабатывает и распространяет персональные данные. Чтобы понять, является ли компания оператором, нужно разобраться, что такое хранение и обработка персональных данных:
Субъект персональных данных — это любой человек, персональные данные которого получил оператор. Например, вы заполнили в магазине анкету на карточку постоянного покупателя — вы стали субъектом ПДн, а магазин — оператором ваших персональных данных.
В компаниях данные разных субъектов ПДн обрабатывают по-разному. Например, доступ к данным сотрудников имеют одни люди, а к данным клиентов — другие. Поэтому при составлении правил работы с данными в компании выделяют разные категории субъектов персональных данных, например: сотрудники, клиенты, стажеры, представители клиентов, родственники сотрудников.
Кто является субъектом персональных данных? Тот, чьи данные хранит или обрабатывает оператор ПДн.
Как оператор обязан защищать персональные данные
Согласно 152-ФЗ оператор должен обеспечить защиту персональных данных. Степень защиты зависит от типа данных:
Для защиты персональных данных по 152-ФЗ оператор должен построить защищенную IT-инфраструктуру и следить, чтобы ПДн всегда были доступны, не потерялись и не попали в руки посторонних.
Кроме защиты данных, оператор обязан собирать, обрабатывать и передавать данные куда-либо только с согласия их владельца, а также отчитываться о сборе данных и мерах защиты перед государством.
То, какую защиту нужно обеспечить персональным данным, зависит от уровня защищенности (УЗ), установленного законом. Его определяют с учетом того, какие данные вы храните и что может им угрожать. Всего уровней защищенности четыре: данные с УЗ-3 и УЗ-4 можно без проблем хранить в публичном облаке, аттестованном по 152-ФЗ, для УЗ-2 и УЗ-1 нужны особые условия, не все провайдеры могут их предоставить.
В публичном облаке MCS можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе MCS. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.
Хранение персональных данных клиента что нужно знать
Если используете cookies, сделайте на сайте дисклеймер с соответствующим предупреждением.
Cookies — небольшие фрагменты данных на компьютере пользователя, с помощью которых можно идентифицировать человека, вернувшегося на сайт, отслеживать его предпочтения, настраивать рекламу персонально для каждого посетителя или, например, показывать просмотренные ранее товары.
Подготовьте должностные инструкции для сотрудников, которые будут взаимодействовать с персональными данными, и назначьте ответственного за их сбор и обработку. Научите коллектив работать в программах и объясните, что никто не имеет права распространять и использовать эту информацию в личных целях.
Продумайте, как будете запрашивать письменное согласие клиентов на обработку, хранение и распространение персональных данных с указанием того, что именно вы будете с ними делать. Удобный онлайн-формат — галочка, не позволяющая клиенту, например, завершить покупку или оформление подписки без принятия политики конфиденциальности.
Будьте готовы сообщить по запросу клиента, какую информацию о нём вы используете и для чего.
Что нельзя делать с персональными данными
Хранить данные не рекомендуется дольше, чем:
Например, если вы получили email человека, чтобы прислать ему уведомление о статусе заказа, сразу после доставки желательно уничтожить информацию. Если планируете сохранить данные, пропишите в согласии на обработку, что вы будете присылать клиенту рекламные письма после того, как он получит заказ.
Где хранить данные и как вести базу
Легче всего эффективно использовать, актуализировать и передавать новым сотрудникам удобную и защищённую клиентскую базу. Запись в блокноте или список в Word не подойдёт: количество данных растёт соразмерно количеству клиентов, и если информацию о 1000 покупателей ещё можно проанализировать вручную, то о 10 тысячах — уже проблематично. К тому же такой формат небезопасен — сведения легко потерять или украсть.
Представляем два других способа.
Google Sheets
Sheets — это таблицы. Хранение информации в таком виде — простой и популярный способ ведения базы, удобный для небольшого бизнеса.
Плюсы 
Минусы 
CRM-системы
Customer Relationship Management, или сервисы управления взаимоотношениями с клиентами, — самый современный способ хранения клиентской базы.
CRM-система автоматизирует коммуникацию с клиентом. У таких программ удобный интерфейс: менеджер по продажам видит карточку каждого покупателя с данными о предпочтениях и опыте общения с компанией.