Хранители что за вселенная
Вселенная Хранителей
В этой статье вы узнаете:
Хранители (WATCHMEN) – комиксы которые выпускала компания DC Comics, а так же графический роман. В 2009 году вышел фильм с одноименным названием.
Вселенная Хранителей представляет собой Альтернативную реальность – 1980-х годов.
Основное отличие от нашего мира, начинается с 1938 года, это:
Газетные вырезки:
Хоть в этой реальности существуют герои, никто из них кроме доктора Манхэттена, не обладает сверхчеловеческими возможностями, силы которого превосходят мощь Супермена и сопоставимы с божественными.
Герои, это обычные люди, которые описываются словом «виджиланте» — некто бдительный, самолично вершащий правосудие, «мститель в маске».
Хронология Хранителей:
Гибель Эдварда Блейка – Комедианта, начинает события ведущие к концу или сохранению мира. Герои снова надевают маски.
Кто сохранит Хранителей?
Хранители. Вселенная культового комикса
1986-й. Холодная война. Часы судного дня показывают без трех минут ядерную полночь. Писатель Алан Мур и художник Дэйв Гиббонс создают графический роман Watchmen.
Двенадцать выпусков за два года. Культовый статус. Почетное место в списке ста лучших англоязычных романов всех времен по версии американского журнала Time — наряду с «Убиком» Филипа Дика, «Нейромантом» Уильяма Гибсона, «1984» Джорджа Оруэлла и длинным перечнем нефантастических книг. Это все — они. «Хранители».
Часовые Апокалипсиса
Действие «Хранителей» разворачивается в альтернативной реальности. Главное ее отличие от знакомого нам мира — там существуют и действуют супергерои, костюмированные вершители справедливости в масках.
Мир в версии Алана Мура еще в 1940-х годах свернул на другую колею и к середине 1980-х заехал достаточно далеко. Супергерои обеспечили США победу во Вьетнаме. Уотергейтский скандал замят, Ричард Никсон остается президентом до 1985-го, в котором и происходят события графического романа. Холодная война и не думает стихать, Соединенные Штаты балансируют на грани ядерной войны с Советским Союзом. У США на руках стратегический козырь — доктор Манхэттен, супергерой, который лепит из атомов куличики и, подобно джинну из восточных сказок, может построить город, а может и разрушить.
Надо сказать, что героев в этой реальности не жалуют. Лишь доктор Манхэттен и Комедиант продолжают работать на правительство, остальных «мстителей в масках» государство в 1977 году (законодательный акт Кина) отправило на пенсию. Бывшие супергерои заняты своими делами, мир потихоньку приближается к ядерному армагеддону… и тут вдруг находят убитым Эдварда Блэйка, он же Комедиант. На дворе 1985 год. Такова завязка романа.
Шестерка хранителей и Капитан Метрополис. Именно он собрал шестерых вместе и попытался сколотить команду, чтобы спасать мир, но сам оказался не у дел.
Герои в масках и без них
Кто они, супергерои в реальном мире? И нужны ли они обществу? Мы уже видели некоторые ответы на эти вопросы — в виде алкоголика и разрушителя Хэнкока или мультяшной суперсемейки. Но именно Алан Мур был первым, кто более двадцати лет назад пристально вгляделся в лица супергероев. Что за черты там, под маской?
«Мы — единственная защита общества».
Комедиант (Эдвард Морган Блэйк)
Родился в 1924 году, в 1939-м вступил в организацию супергероев «Минитмен» и целых сорок пять лет выполнял правительственные задания. Воевал во Вьетнаме. Комедиант всегда полагал, что мир — это жестокая шутка, которую он один способен оценить. На мораль и на жизнь человеческую ему было плевать, а защитником справедливости он, судя по всему, заделался из желания пострелять по живым мишеням и не оказаться преступником. Комедиант носил желтый значок-смайлик, улыбающуюся рожицу. Когда нашли его труп, значок был при нем, заляпанный кровью. Окровавленный смайлик — один из символов «Хранителей».
«Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо».
Роршах (Уолтер Ковач)
Родился в 1940 году. Главная отличительная черта — всегда носит маску из белой ткани с симметричными черными пятнами, напоминающими психологический тест Роршаха, отчего и получил свое прозвище. Ткань его маски — разработка доктора Манхэттена, и пятна на ней меняются. Роршах считает, что пятнистая маска говорит о нем больше, чем истинный облик. Когда супергероям законодательно запретили геройствовать, Роршах не послушался и продолжил единолично бороться со злом и творить справедливость — как он ее понимает. Он видит мир в двух красках: никаких полутонов, лишь явное добро и недвусмысленное зло. Зло должно быть жестоко наказано. Пессимист, антикоммунист, реакционер и мститель в маске Роршах живет под лозунгом «Конец близок».
«Феномену жизни придают слишком большое значение».
Доктор Манхэттен (Джонатан Остерман)
Единственный супергерой, который действительно обладает сверхчеловеческими качествами (и единственный «действующий»). Родился в 1929 году, мечтал стать часовщиком, как его отец, но выбрал более современную профессию — ядерную физику. В 1959-м случайно оказался в лаборатории во время эксперимента и получил неимоверную силу, синий цвет кожи, способности к телекинезу и телепортации, и умение управлять материей на субатомном уровне.
Люди и их проблемы для Джона малоинтересны, однако он помогает США выиграть войну во Вьетнаме и получить перевес в Холодной войне. Он живет одновременно во всех мгновениях своего прошлого, настоящего и будущего, все знает и ничего не может изменить, и потому предается печали, не пытаясь что-то переделывать — например, свои любовные отношения с Лори. Парадокс: за сверхчеловеческими возможностями Джона скрывается довольно слабый характер.
«Я выхожу из дома в три часа утра и занимаюсь ерундой».
Шелковый Призрак (Лори Джаспечик)
Лори моложе остальных, она родилась в 1949 году. По характеру — такая же нерешительная, как Доктор Манхэттен, к тому же у девушки проблемы с родителями. С «супергеройскими обязанностями» справлялась неплохо, но очень обрадовалась, когда их всех отправили на покой. С Джоном Лори в конце концов рассталась и полюбила Дэна Драйберга.
«Была идея, что мы сделаем мир лучше».
Ночной Филин (Дэн Драйберг)
Родился в 1945 году. В отличие от прочих героев, больше полагается на технические приспособления, хотя может и помахать кулаками. Все его механизмы и гаджеты так или иначе связаны с темой филина. В 1977 году послушно оставил геройство, о чем в 1985-м жалеет. Именно к нему после гибели Комедианта вламывается Роршах с известием, что кто-то убивает героев. Дэн помогает коллеге расследовать анти-геройский замысел.
«Мир во всем мире… Чем-то придется пожертвовать».
Озимандия (Эдриан Вайдт)
Родился в 1939 году. Вундеркинд, идеалист, сирота и богатый наследник. Деньги отдает на благотворительность, а сам пускается в путешествие по маршруту походов Александра Македонского, кумира детства. Вернувшись в Америку, под именем Озимандии становится супергероем, борется с организованной преступностью и вскоре зарабатывает репутацию самого умного человека планеты.
В 1975 году покидает ряды героев, становится бизнесменом и успешно строит свою финансовую империю. С позиций как личных качеств, так и сюжетной роли Озимандия — полная противоположность Роршаху, к финалу их противостояние можно охарактеризовать лозунгом «в живых должен остаться один».
Алан Мур
Автор комиксов, документальной и художественной прозы. Родился 18 ноября 1953 в Нортхэмптоне (Англия), где живет и сейчас. Самые значимые работы: «Хранители», «V — значит вендетта», «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов». Числит себя вегетарианцем, анархистом, практикующим магом, поклоняется римскому змееподобному божеству Гликону.
Мифы и легенды современной Америки
Как говорит народная мудрость, свято место пусто не бывает: в человеческой культуре есть место для мифологического сверхчеловека, и оно должно быть заполнено. Иначе нам, обитателям Старого света — земли, по которой разгуливали древнегреческий герой Геракл, британский король Артур и русский богатырь Илья Муромец, — трудно объяснить, чем же так дороги американцам ряженые скоморохи в костюмах всяких пауков и летучих мышей. Можно фыркнуть и посчитать малоадекватной целую нацию, которая зачитывается «веселыми картинками» — комиксами. А можно тряхнуть эрудицией и возвести генеалогию супергероев к зверобогам древних пантеонов, а традицию масок — к социальным типажам средневековой «комедии дель арте». Истина, надо полагать, как всегда, где-то посредине. Ближе к апокалипсису.
Кстати, слово «супергерой» в романе не используется. Герои в масках называют себя «виджилянтами» (англ. vigilant) — член «комитета бдительности», организации линчевателей. Речь идет об уличной справедливости, о самосуде, и обозначающее героев слово несет не романтическую, а довольно жестокую окраску.
Озимандия в исполнении Мэтью Гуда на публике говорит как истинный американец, а в частных беседах у него прорезается немецкий акцент. Актер считает, что родители его персонажа в прошлом были нацистами.
Несомненно одно: герои комиксов — не люди, а символы, собирательные образы, воплощения идей. В графическом романе Алана Мура и Дэйва Гиббонса символике вообще отведена очень важная роль, и самый важный символ — это часы. Самые разные часы то и дело встречаются в сюжете и мелькают в кадре. Собственно, и название Watchmen более точно переводится на русский язык как «Часовые». Есть и такие варианты перевода, как «Стражи», «Наблюдатели» и даже «Дозорные». Увы, ни один вариант не идеален. И лозунг «Who watches the Watchmen» трудно передать на русском, особенно если пытаться сберечь игру слов. «Кто на часах над часовыми»? «Кто охраняет хранителей»? Слова вроде бы однокоренные, но смысловые оттенки не те. А вариант «Кто наблюдает за наблюдателями» и вовсе анекдотичен. Однако при всех сложностях и неоднозначностях «Часовые» все-таки ближе к оригиналу.
Уже упоминавшиеся Часы судного дня (или Часы апокалипсиса, Doomsday Clock) взяты из чикагского «Бюллетеня ученых-атомщиков», на обложке которого они впервые появились в мае 1947 года. За 60 с лишним лет минутная стрелка то приближалась к 12 часам, то удалялась, отражая степень близости человечества к ядерному самоуничтожению. Cейчас они, кстати, показывают три минуты до полуночи.
Создатели атомной бомбы взялись предупреждать человечество о том, насколько плохи дела в мире. Полночь обозначает катастрофу. Последний раз стрелки переводились в 2015 году. На две минуты ближе к апокалипсису.
Герои Алана Мура пытаются отвести роковую стрелку назад, наводя в мире порядок по своему разумению. Например, когда Роршах взялся расследовать похищение шестилетней девочки и обнаружил ее зверски убитой, он сжег преступника заживо. Тот был убежден в безнаказанности: «У вас нет доказательств, вы мне ничего не сделаете!». Но Роршах соблюдает не закон, а собственные представления о том, как следует поступать с убийцами.
Доктор Манхэттен однажды очистил улицы от демонстрантов, телепортировав их всех по домам. То, что у двоих человек случился сердечный приступ, — это побочный эффект; зато были предотвращены массовые беспорядки, в которых пострадало бы куда больше народа. Война США во Вьетнаме была окончена за три месяца тоже благодаря вмешательству всемогущего синекожего Джона.
Актер Джеки Эрл Хейли говорит, что Роршах такой злой оттого, что в маске невозможно дышать.
Кому настолько встали поперек горла супергерои, что он начал их уничтожать? Вскрывать интригу не будем. Но скажем, что новичка в мире «Хранителей» ждет много интересного: штурм тюрьмы «Синг-Синг», философские беседы на Марсе, любовная сцена на борту зависшего над городом корабля-филина «Архимед», разборки в антарктической крепости Карнак… Плюс — сюжетные петли и целые атомные бомбы в финале, благодаря которым есть о чем поразмыслить, перевернув последнюю страницу.
Дорога в Голливуд
Зак Снайдер
Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 1 марта 1966 в Грин Бэй (Висконсин, США). Снимал рекламные ролики, сделал ремейк фильма Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов» (2004), а затем снял кассовый хит «300 спартанцев» (2007), а дальше крупные проекты полились рекой — «Запрещённый приём» (2011), «Человек из стали» (2013), «300 спартанцев: Расцвет империи» (2014), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (выйдет в 2016). В списке 50 самых умных и находчивых персон Голливуда в 2007 году попал на 25 место.
Алан Мур ненавидит Голливуд. Он не смотрел ни одной из экранизаций своих произведений (в числе которых «V — значит вендетта», «Константин», «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов») и считает «Хранителей» принципиально не поддающимися экранизации. Он отказался от упоминания своего имени в титрах всех фильмов, а также от гонораров — в пользу своих соавторов. Похоже, фильму «Хранители» от Мура вместо отцовского благословения досталось проклятие — во всяком случае, журналисты сделали такой вывод из общения с писателем, который серьезно интересуется оккультными дисциплинами и среди прочих проектов работает над книгой о магии.
Голливудская судьба у фильма непростая. Экранизация его планировалась еще в начале 90-х, режиссером должен был стать Терри Гиллиам, но после множества переделок сценарий положили на полку. В 2004-м за дело взялась Paramount Pictures, был написан новый сценарий, в качестве режиссера выбран Пол Гринграсс, но фильм снова отложили, и в 2006-м права перекупила Warner Bros. Теперь в режиссеры прочили Даррена Аронофски, и он согласился работать над фильмом, но счел устаревшими реалии графического романа и собрался заменить президента Никсона президентом Рейганом, а отсылки к войне США во Вьетнаме и Холодной войне — аллюзиями на войну в Ираке и борьбу с терроризмом.
Джеффри Дин Морган интересовался, можно ли ему почаще ругаться, чтобы полнее передать характер Комедианта.
В конечном итоге экранизацией занялся режиссер Зак Снайдер, зарекомендовавший себя фильмом «300 спартанцев», тоже снятым по комиксу. Снайдер — настоящий фанат «Хранителей», он постоянно акцентирует свое бережное отношение к оригиналу, склонил к сотрудничеству Дэйва Гиббонса и надеется, что Алан Мур когда-нибудь все же посмотрит киноверсию «Хранителей» и признает ее достойной.
Малин Акерман ради съемок в «Хранителях» научилась драться и получила множество синяков.
Следующим подводным рифом, на который напоролись голливудские «Хранители», стал иск кинокомпании 20th Century Fox, которая потребовала от Warner Bros. и Paramount поделиться прибылью от проката, ссылаясь на нарушение авторских прав на комикс. Выход фильма на экраны в марте 2009 года оказался под угрозой. «Чума на оба ваших дома», — должно быть, бурчал Алан Мур в своем Нортхэмптоне, читая новости. Суд признал частичную правоту 20th Century Fox, но права, к счастью, остались за Warner Bros.
Чтобы убедительно отсвечивать на партнеров, Доктору Манхэттену (Билли Крадапу) пришлось во время съемок обвешаться синими светодиодами.
К этому времени Зак Снайдер уже закончил фильм. Нелегко работать с культовым первоисточником, но Снайдер уверен в себе. Он бестрепетно выбросил из концовки сцену нападения гигантского кальмара на Нью-Йорк, зато сохранил психологическую многомерность героев. Первая режиссерская версия фильма длилась три часа. Финальных версий киноленты — целых четыре, разной длины, для просмотра в кинотеатрах и выхода на DVD.
Вслед за выходом фильма на экраны в продаже появился диск с анимационным комиксом «Черный корабль» и другими дополнительными материалами. «Черный корабль» — комикс прямиком из вселенной Хранителей. В мире, где супергерои считаются нормой, о чем могут быть комиксы? О пиратах, конечно же! Кроме того, издательство «Амфора» наконец выпустило оригинальный графический роман Алана Мура на русском языке. А в 2015 году канал HBO начали переговоры с Заком Снайдером о том, чтобы снять телеверсию «Хранителей».
Патрику Уилсону пришлось набрать 25 фунтов веса, чтобы сыграть располневшего Ночного Филина.
Понадзираем?
Современные проекты отличает масштабность. Уж если атака на потребителя, то по всем фронтам и флангам, подкрепленная артиллерией, с высадкой десанта в тылу. Экранизация книги, новеллизация фильма, сопутствующие игры на разных платформах — коммерческое воплощение философской идеи гипертекста в полный рост, лишь бы хватило миллионов на бюджет. Разумеется, «Хранители» — не исключение. Чтобы подогреть интерес к первоисточнику в ожидании фильма, появилась анимированная версия комикса. Следующим шагом стали игры.
Игра Watchmen: The End is Nigh («Хранители: Конец близко») сюжетно представляет собой приквел к событиям графического романа. Разработчик — Deadline Games, издатель — Warner Bros. Interactive Entertainment, игровые платформы — PC, Xbox 360, PS 3, жанр — экшен от третьего лица. Игра выходила эпизодами и распространялась через сеть. В первом эпизоде, события которого происходят в 1972 году, Ночной Филин и Роршах наводят порядок на улицах, бодро расправляясь с попавшими под руку негодяями. Философских глубин от игры ждать бессмысленно — максимум, что она может, это продлить погружение в мир «Хранителей», если вас устроит такая его версия.
Игра основана вовсе не на событиях фильма, а на флэшбэках графического романа. Это предыстория «Хранителей». В те дни супергерои активно боролись с негодяями. Виноват? В морду!
Glu Mobile тем временем разработали игру Watchmen для мобильных телефонов. Также покупателям предлагаются футболки в ассортименте, фляжки, кружки, магниты на холодильник, коробки для школьных завтраков… да, рановато Алан Мур истратил свое проклятие! Размах коммерческой раскрутки в применении к «Хранителям» отдает мрачной иронией. Невольно возникает параллель с персонажем комикса Эдрианом Вайдтом, который сделал деньги на тиражировании фигурок супергероев и вложил их в проект совершенно иного рода.
Еще один вариант «солдатиков». На демократичную цену не рассчитывать, детям не давать.
Алан Мур более не возвращался к миру и событиям, ставшим каноническими, так что никаких официальных сиквелов и приквелов к «Хранителям» не существует, что не мешает многочисленным поклонникам создавать свои версии. Интересных, к сожалению, почти нет; в массе своей фанфики затрагивают тему отношений героев — от самых невинных до более чем фривольных. Кто-то шьет костюмы любимых героев. Кто-то украшает себя татуировками — в общем, в среде фанатов «Хранителей» все так же, как в любом сообществе, связанном каким-либо увлечением.
Удивительнее другое. Каким образом за два с лишним десятилетия один графический роман (пусть даже в 12-ти выпусках) не растерял армию поклонников? Почему выход фильма сопровождался таким ажиотажем — неужели только из-за скандала насчет авторских прав? Чем так цепляет эта история, что мы выделяем ее из сотен, тысяч других супергеройских комиксов? Ответ каждый ищет сам: Алан Мур не посчитал нужным снабдить нас авторским решением. И потому…
…Конец близко, но ничто не заканчивается.
Феномен Хранителей. Наследие Алана Мура
Феномен Хранителей. Наследие Алана Мура
Не так давно отгремела церемония награждения “Эмми”, на которой второй, после “Игры Престолов”, авторский сериал HBO “Хранители” получили сразу четыре премии: “Лучший мини-сериал”, “Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме”, “Лучшая мужская роль второго пална в мини-сериале или телефильме” и “Лучший сценарий эпизода мини-сериала, фильма или драматической программы”. Мнения о данном сериале разошлись, кто-то винил сериал в плохом продолжении истории комикса, кто-то за излишнюю повестку современного общества, а кому-то сериал просто понравился. Сегодня в своем блоге я хотел бы порассуждать на тему того, как сейчас живет наследие легендарного Алана Мура и почему экранизация его графического романа — гиблое дело.
Как один человек изменил индустрию комиксов?
Для начала стоит рассказать о том, кто вообще такой Алан Мур и чем так велик его вклад. Алан Мур родился 18 ноября 1953 года в Англии в маленьком городке Нортхемптоне. Начиная с 7-8 лет, с возраста, когда он впервые познакомился с комиксами, он видел в них непаханое поле, которому еще только предстоит принести плоды. Скорее всего, он даже и не догадывался, что в будущем его признают величайшим автором комиксов в истории, а также назовут «одним из самых значительных британских писателей последних пятидесяти лет». Но начиналось все с малого: одной из значимых вещей для Мура в комиксах было то, что они показывали ему Америку, которую он никогда не видел, и не просто Америку, а именно комиксную, искаженную версию страны, которая впоследствии окажет большое влияние на его творчество. Свой путь он начал в качестве художника комедийных стрипов в местной газетенке. В дальнейшем он понял, что художественная сторона комиксов его не привлекает, а вот формат для рассказа истории подходил ему как нельзя кстати. Позже, благодаря знакомым, ему удалось поработать в Marvel UK и журналах 2000 AD и Warrior.
Я не хотел говорить людям, что им думать, я хотел сказать людям, чтобы они начали думать
Главное отличие комиксов до и после Мура заключалось в видении супергероев. Если до Мура это были чистокровные добряки, которые видели свою миссию лишь в спасении человечества и помощи ему, то после него герои обрели характеры, у них были свои интересы и слабости, герои воспринимались, как нечто чуждое, а главным злодеям в его комиксах можно было сопереживать. Сюжеты его комиксов несли политическую подоплеку на Британию 80-ых годов, как в “V-Значит Вендетта”, и говорили о проблемах экологии, как в “Саге о Болотной Твари”. Его герои философствовали и цитировали классику, а после и самих героев разбирали на цитаты. Маска Гая Фокса из его комикса стала символом протеста и борьбы против коррупции, символом Анонимусов, а также одним из самых известных интернет-мемов.
Из под его пера вышло не одно хорошее произведение: уже упомянутые Вендетта и Болотная Тварь, “Из Ада”, комикс про Бэтмена “Убийственная Шутка”, “Лига Выдающихся Джентльменов”, а также самый известный его графический роман — “Хранители”.
История о реалистичных людях в масках и богоподобном Докторе Манхеттане в альтернативной Америке получила множество наград и номинаций, а также дала его создателям мировую известность.
Чем же так хороши оригинальные “Хранители”?
Закрученный сюжет, философские размышления и аналогия на острую политическую обстановку между СССР и США — одни из малых вещей, которыми Хранители запомнились читателям. Мур сумел изобразить мир, в котором, по его мнению, отображена реалистичная реакция человечества на появление супергероев.
В первую очередь мне хотелось бы, чтобы мир, в котором окажутся “чарлтоновские” персонажи, был куда более реалистичным по замыслу, чем прежние миры супергероев, и в то же время сильнее отличался от нашего собственного мира, чем Земля-1, Земля-2 или Земля “ марвеловская”. Чтобы понять, к чему я клоню, постарайтесь представить, чем обернулось бы для мира реальное появление супергероев — как в политическом, так и в психологическом смысле.
Алан Мур
В начале истории “супергероями” были те, кто просто надевал маску и шел сражаться с преступностью, то есть обычные люди, которых не устраивала обстановка на улицах. Конечно, среди них были те, кто использовал различные высокие технологии для борьбы с преступностью (напр. Сова), но большинство справлялось, как говорится, подручными средствами. Все герои различались своими подходами и видением правильного порядка, так, например, Сова представляет собой типичного, в общем понимании, героя, который борется за мир и старается просто помогать людям. Кардинально от него отличаются Комедиант и Роршах: первый является аморальным правительственным агентом, который на самом деле, единственный понимает истинную природу мира, а второй фанатик с замашками фаталиста, что не мешает быть ему одним из самых самобытных и запоминающихся персонажей комиксов. Записи его дневника можно разбирать на цитаты, а все, кто хоть раз смотрели фильм или читали комикс, наверняка запомнили его монолог:
Собачьи туши в переулке поутру, след шины на разорванном брюхе. Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо: улицы,- продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты,- вся эта мразь начнет тонуть. Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят: «Спаси нас!». Но я прошепчу: «Нет». Теперь весь мир стоит на краю, глядя вниз в чертово пекло. Все эти либералы, интеллектуалы, сладкоголосые болтуны, И отчего-то вдруг никто не знает, что сказать. Подо мной этот ужасный город,- он вопит как скотобойня полная умственно-отсталых детей, а ночь воняет блудом и нечистой совестью…
Роршах. Watchmen
Со временем, люди начали бунтовать против людей в масках, так как они отнимали работу у полицейских. Главным лозунгом протестующих была знаменитая фраза: «Who Watches the Watchmen?». Но все круто меняется с приходом настоящего супергероя-полубога, в лице Доктора Манхэттена. Тогда не то что Америка, а весь мир завис в ожидании чего-то ужасного, ведь США, с полубогом на вооружении, имеет огромный рычаг давления на весь мир. Этот факт служит плацдармом для зарождения новых фобий и параной.
Комикс отличался сложной структурой повествования, обилием символов и отсылок, не даром в конце комикса (по крайней мере в русском версии абсолютного издания) нас ждет множество примечаний, начиная с атрибуции цитат и историко-культурных отсылок, и заканчивая подробным разбором “пасхальных яиц” и лейтмотивов романа.
Можно долго и расплывчато говорить о достоинствах оригинального произведения, но для большей ясности и понимания я вынесу несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание.
Сложная структура повествования (комикс внутри комикса).
Харизматичные, глубокие герои.
Проработанный сюжет, развязка которого становится ясна только к завершению книги.
Мир, который содержал аллюзию на события того времени.
Мрачная, гнетущая атмосфера.
Про первый пункт хотелось бы рассказать подробнее, так как он занимает важное место в сюжете. На протяжении всего романа действия иногда будут переноситься к пареньку, читающему комикс, сидя у газетной лавки. Читает он “Легенды Черной Шхуны”, вымышленный комикс о пиратах (тема была выбрана из-за того, что в мире где супергерои присутствуют в изобилии, чтиво про них быстро утратило популярность), действия которого интегрируются в повествование и вместе со своим подтекстом и аллегориями метафорически повторяют происходящее в Хранителях. Также отдельного упоминания стоит структурное расположение кадров в комиксе: обложка каждого выпуска выступает вступительным кадром и содержит в себе предпосылки дальнейшего развития сюжета. Также Гиббонс придумал “ужасную симметрию”, суть которой заключается в том, что первая и последняя страницы выпуска повторяют друг друга с точки зрения отображения кадров, но в зеркальном отображении относительно центра. В конце каждого номера, за исключением последнего, мы видим отрывки прозы за авторством Мура, которые расширяют наше понимание мира.
Бумажные последователи
Не так давно были выпущены 7 дополнительных выпусков Хранителей, которые раскрываю пердыстрорию персонажей ( в России “Хранители. Начало”). Мур не работал над ними, они были созданы другими различными авторами, которые обещали фанатам серии ее достойное развитие. Однако вышло все не совсем однозначно, какие-то выпуски, как история Роршаха и Др. Манхэттена, вышли достойными первоисточника, в то время как остальные были гораздо слабее.
Также у DC выходили отдельные выпуски, в которых пересекались основные герои вселенной со вселенной Хранителей. Обещали, что в ближайшее время в России должно поступить в печать издание “Часы судного дня”, в которое войдут все выпуски кроссовера. Тогда я и ознакомлюсь с данным чтивом, а пока судить о нем не могу.
Экранизация за авторством Зака Снайдера
Попытки экранизировать роман предпринимались не один раз, начиная с 1986 года, права переходили от одних студий к другим, менялись режиссеры, менялись сценаристы, на протяжении всего этого времени было ясно одно — уложить действия романа в 2-2.5 часовой фильм попросту невозможно, требовался сериал. Так продолжалось до 2005 года, пока режиссерское кресло не занял Снайдер. Критики и зрители встретили экранизацию смешанными отзывами и оценками. Снайдер чутка поменял сюжет, добавив ветку об энергоресурсах, чтобы фильм был более актуальный, добавил больше драк и изменил финал истории. Как по мне, Снайдер не справился с задачей. Если смотреть фильм, не зная оригинала, то возможно он вам и понравится, но для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной. Естественно, пришлось убрать все прозаические вставки Мура и ветку “Черной Шхуны”. И, естественно, это отразилось на глубине сюжета, история выходила более поверхностной. Изменили некоторых героев и в принципе их “поведение”. Под последним я подразумеваю, что нарисованные драки в комиксах выглядели куда лаконичнее, чем открытые переломы у врагов после каждого удара героев, и пинки, которые отправляли неприятеля в трехметровый полет. Изменили характер Роршаха, моего любимого персонажа вселенной. Из безэмоционального, бескомпромиссного, принципиального типа, сделали драматического героя.
Нет глубокого раскрытия мотивов персонажа, не показан переломный момент его истории, а финальная сцена с его смертью из напряженного диалога между ним и Манхэттеном, в фильме была превращена в излишнюю драму.
Повторюсь, я сужу о фильме как человек, который знаком с первоисточником, но без него это прикольное кино о супергероях.
Игровые воплощения
Игры по Хранителям тоже встречали не однозначно и были спороного качества. Я говорю про “Watchmen: the End is Nigh part 1” и “Watchmen: the End is Nigh part 2”. Оба — коротенькие beat`em up, которые представляют собой похождения Роршаха и Ночной Совы. Если первая часть была красивой, не скудна на сюжет, имела смачные анимации и сохраняла нуарную атмосферу оригинала, то вторая доделывалась в попыхах и была куда короче и скуднее по наполнению. Атмосфера полностью ушла в никуда и мрачные улицы сменили просторные бордели со складскими помещениями. Стоит отметить, что драки выглядели сочно, а жестокие приемы Роршаха заметно контрастировали с гуманным подходом Совы. Иногда нам позволяли расстаться со своим товарищем, чтобы выполнить мелкую работу, по типу открывания двери, а после вновь воссоединиться с ним, в остальном, игра представляла из себя поочередные арены с врагами. Можете купить игры в Steam за 150р, поиграть пару часов, а потом рефанднуть.
Хранители от НВО
Маленьким предупреждением скажу, что мне сериал вообще не зашел. Я постараюсь рассказать о нем максимально объективно, но не исключаю вкрапления субъективного хейта.
Сюжет повествует о продолжение оригинального комикса. Прошло около 30 лет с момента катастрофы, мир успел круто поменяться и все уже забыли о том, кто такие Хранители. У руля теперь другие герои, а те, кто остался из старой гвардии, либо присоединились к людям в борьбе против героев, либо подались в изгнание. Три года назад в Талсе произошла новая резня: хорошо осведомленные неизвестные в масках Роршаха убили почти всех полицейских города и членов их семей, после чего полиция скрывает свои лица за повязками, преимущественно желтыми. Теперь, когда произошло новое убийство чернокожего патрульного, детектив Анджела Абар понимает, что всё это время не дававшая о себе знать расистская организация «Седьмая кавалерия» снова активизировалась. Да, основная тема фильма это расовая вражда. Этому уделена половина хронометража, сериал настолько глубоко подается в эту тему, что иногда ты забываешь, что вообще-то ты смотришь фильм о супергероях. Субъективно, в этом главная проблема сериала, она делает акцент на тех вещах, которые в оригинальных хранителях врятли поднимались бы. Сериал снят по всем современным критериям: в сюжете есть инвалид, темнокожие и представители ЛГБТ. Я ко всему этому отношусь нормально и без претензий, но этого уж очень много в сериале. Но отвлечемся от социальной повестки и поговорим о достоинствах сериала.
Во-первых, стоит отметить замечательную операторскую работу и шикарный саундтрек. Количество символов под стать первоисточнику, а режиссерские ходы иногда заставляют удивляться. На этом, пожалуй, все…
На весь сериал буквально одна интересная серия. И как в комиксе, эта серия связана с Манхэттеном, кстати, он тут черный. Без претензий, но вы только посмотрите на это…
От харизматичных персонажей остались невзрачные солдатики в балаклавах. Темнокожая монашка, которая ломает носы четками, Красный ужас (угадайте из какой страны он родом), и Зеркало — единственный персонаж, который по началу вызывает интерес, хотя и понятно, что его образ во многом был вдохновлен Роршахом. Старых героев сливают как только могут. Из Озимандии, вместо гениального старца, делают немощного старпера, а то, как его слили в финале, оставило у меня на лице смачный след от фейспалма. Создается ощущение, что вся история была написана только для того, чтобы показать, как тяжело живется темнокожим. Да в “Если Бил-стрит могла бы заговорить”, в фильме про тяжкую судьбу афроамериканцев в Нью-Йорке, меньше сделан упор на расовую неприязнь, чем в этом сериале. За действиями героев неинтересно следить, а любимых героев втаптывают в грязь. Финал, я молчу — посмотрите сами.
В отношении сериала, я солидарен с самим Аланом Муром, что это ужас и нет ничего лучше, чем оригинальный роман. Хотя он так говорит про каждую экранизацию…
Закончить бы хотелось цитатой из сериала:
Фанат сериала про Хранителей? Так он же говно.
Если смотреть фильм, не зная оригинала, то возможно он вам и понравится, но для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной. Естественно, пришлось убрать все прозаические вставки Мура и ветку “Черной Шхуны”.
если ты не нашел ветку черной шхуны это уже значит, что ты смотрел не полноценную версию фильма, ибо она там есть.
Если до Мура это были чистокровные добряки, которые видели свою миссию лишь в спасении человечества и помощи ему, то после него герои обрели характеры, у них были свои интересы и слабости, герои воспринимались, как нечто чуждое, а главным злодеям в его комиксах можно было сопереживать.
При всём моём уважении к творчеству Мура (а я его считаю одним из самых важных авторов комиксов и «Хранители, „Вендетта“, „Убийственная шутка“ и „Провиденс“ у меня на полке стоят) перекладывать на него одного ответственность за рождение идеи деконструкции супергероики — ну очень лихое заявление. Уж хотя бы по той причине, что в том же 86-м независимо от Мура начал выходить менее многослойный, но очень значимый для DC граф. роман „Возвращение Тёмного Рыцаря“ товарища Френка Миллера. Но до этих двоих было огромное количество попыток взрыхлить эту почву. „Хранители“ же всё взорвали не потому что никто когда таких идей не слышал/не видел и предположить не мог, а потому что он туда упаковал СТОЛЬКО всего, что все охренели. И до сих пор каждый первый сценарист комиксов пытается на разных этапах карьеры выдать своих „Хранителей“.
для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной
Так по-твоему суть экранизации в том, чтобы упаковать все события оригинала (а учитывая графоманский подход и вечный найнгрид Мура, событий в комиксе раз в 10 больше, чем в стандартном супергеройском „сингле“) в двух или трёхчасовой фильм? И обязательно дословно, чтобы „История Чёрной шхуны“ непременно всплывала там же, где она это делает в оригинале?
Мур — гениальный комиксист. Он прекрасно знает, как работает комикс, с точки зрения медиума и умело пользуется этим практически на каждой странице: с помощью хитрых переходов, знания, как движется глаз читателя по странице, понимания, что читать ты можешь в удобном тебе темпе и кучи всего другого, тут надо отдельно прям брать и показывать крутые штуки, которые он делает. И неэкранизируемо в „Хранителях“ в первую очередь вот это. Во вторую — да, объём тяжело такой взять. Но, опять же, „Бойцовский клуб“, считающийся едва ли не эталонной экранизацией романа Паланика, совершенно и абсолютно не передаёт ни грамма его литературного стиля. И многие события книги оказались за бортом. И это применимо не только к „Клубу“, а к огромному количеству экранизаций. (смотрит на книжную полку слева от себя) „Дорога“, „Старикам тут не место“, „Марсианин“, „Прибытие“ (которое „История твоей жизни“, кстати, в оригинале, что не очень „продаваемо“ звучит, из-за чего пришлось фильму придумывать более попсовое и звучное название, которое нихрена не отражает сути произведения!), да даже та же мульт-версия „Возвращения Тёмного Рыцаря“, которая тоже общепризнанно крута — она критически лажает с внутренним монологом Бэтса (которого просто нет практически).
Но потери чего-то ценного — неизбежны при переносе произведения с просторов одного медиума (со своими законами, принципами „что хорошо — что плохо“ и остальными правилами) в другой. Важно, оценить, что произведение обретает в новом свете, ведь комикс, например, не умеет звучать и двигаться. И до Снайдеровских „Хранителей“ мы не слышали голос ни Роршаха, ни Манхэттена. Мы не видели (а только воображали) харизму Комедианта. Вступительную сцену с монологом тоже рисовало наше воображение. И делало оно это очевидно не так, как это визуализировал Снайдер. Но плохо ли он её визуализировал? Ну лично я считаю, что нет. И драка Комедианта с Убийцей под Unforgettable — это тоже очень круто и стильно (и сетапит с ходу практически всё нужное).
Так что да, „Хранители“ Снайдера с точки зрения идейной нагрузки ощутимо слабее оригинала, но надо ли им это? Выдержит ли один полнометражный фильм такой нашпигованности мета-текстом? А что важнее — выдержит ли зритель? (тут ещё где-то пробегают взволнованные продюссеры, мнение которых о правильных ответах на эти вопросы куда решает в миллион раз больше, чем наши реальные ответы на эти вопросы) Как по мне, важнее более общий вопрос: может ли такая версия произведения донести его мысль (или мысли), может быть как-то её дополнить или дать альтернативный взгляд на те же поднятые вопросы?
»Хранители» с задачей «глядите, это более приземлённый мир с реалистичными героями» вполне справляются. И как минимум очень бизаррную концовку оригинала несколько спасают (ну потому что она хорошо работает опять же где-то там среди метафор, а не в условно реалистичном повествовании).
… а сериал, конечно, та ещё конская задница.