Хрия что это такое
Хрия: пример, структура и особенности
Русское образование
До начала 19-го века обучение существовало в форме классических гимназий и университетов. Обязательным являлось изучение древнегреческого языка, латыни. Соответственно, риторика как наука, исторически созданная на этих основах, получала углубленное изучение. Примеры хрии по риторике, как один из методов построения речи, были любимым упражнением словесности.
В России в восемнадцатом веке существовало только три гимназии. А в девятнадцатом веке получить университетское образование могли очень немногие.
После отмены крепостного права с развитием промышленности возникла необходимость в грамотных работниках. Чтобы дать широким слоям населения хотя бы элементарные навыки грамотности, требовалась реформа народного образования. Нужно было стремительно наращивать количество школ и гимназий, а также готовить преподавателей для них. Программа обучения была сокращена за счет древних языков и частично риторики.
В 20-е годы двадцатого века риторика была удалена из программы обучения. И только в 90-е, когда стали вводить гимназии, началось возрождение и утерянных программ. Снова стали обучать детей риторике.
Определение и типы хрии
В риторике в качестве упражнения практикуется монолог – рассуждение. В древнегреческом он назывался «хрия».
Рассуждение ставит своей целью объяснение, доказательство или опровержение начального тезиса. Это логически последовательные выводы на тему заданного тезиса. Они следуют в определенном порядке, итогом которого и служат заключения по заданному тезису.
В современных программах по риторике, к примеру, хрия – это рассуждение, объясняющее или доказывающее какое–либо положение, тезис, высказывание.
Итак, в хрии есть тезис, который подлежит подтверждению либо опровержению.
Хрия как часть структуры присутствует в любых текстах-рассуждениях. В статье, художественном произведении, в речи прослеживается построение утверждений, их изменение или развитие, доказательства. Выделяют два типа: классическая и свободная хрия.
Структура классической хрии
Первый тип хрии – классическая. Ее называют также строгой или прямой.
Главное требование строгой хрии – сначала сформулировать тезис. Он будет доказываться дальнейшим рассуждением.
Структура классической хрии содержит восемь частей.
5. Подобие – сравнение тезиса или его причины с похожими ситуациями, уподобление чему–то известному или общепринятому.
6. Пример – иллюстрируется высказанный тезис; приводятся события, которые могут служить доказательством высказанной мысли.
7. Свидетельство – приводятся слова авторитетных людей или тексты авторитетных изданий, подтверждающие начальный тезис.
8. Заключение – здесь может повторяться начальная мысль с большей силой; содержится вывод; личное отношение к теме.
Схема рассуждения не догма: слегка могут меняться местами основные части, иногда их можно пропустить, если требуется по замыслу. Если очень схематично, то так учили даже в советское время: вступление – основная часть – заключение.
Пример хрии строгого типа, но не полной – речь Цицерона из «Тускуланских бесед» на тему «Не стоит бояться смерти (Сократ)». Она пропускает пример и свидетельства.
Структура свободной хрии
Требует соблюдения порядка «доказательство — тезис». При этом варианте рассуждения сначала высказывается ряд отдельных доказательств. И уже после этого формулируется вывод, собственно само высказывание.
Структура свободной хрии содержит пять частей:
Аргументирование
Пример хрии на любую тему выявляет составные части любого сочинения или речи, имеющие определенный порядок.
Прямой: начало (тезис) – аргументация – заключение (вывод).
Обратный: начало (вступление) – аргументация – заключение (тезис).
Аргументы приводятся согласно правилу Гомера:
Считается, что чем больше доказательств, тем убедительнее заключительный вывод.
Рекомендуется применять свободную хрию для молодежной аудитории. Классическую хрию готова воспринимать более подготовленная и зрелая публика.
Особенности хрии
Хрия (рассуждение) является инструментом риторики. Тем не менее ее можно встретить в очень разнообразных литературных стилях. Примерами речи с использованием хрии являются:
Бывает развернутая хрия – в ней используется множество доказательств, примеров, опровержений. Примером хрии такого вида являются философские страницы романа «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Или размышления могут быть краткими. Текст в обоих случаях обязательно содержит объяснение, утверждение или опровержение заданного тезиса.
Пишем красивые сочинения
Не секрет, что большинство детей испытывают трудности при написании сочинений. Зачастую переписывают из Интернета, а иногда и у одноклассников, вдохновенно подправив свое сочинение.
Ведь хрия учит не только правилам построения речи, текста. Применяя ее, учатся логически излагать свое мнение.
Структура хрии соответствует естественному мышлению человека. Сочинение или любое выступление с ее применением выглядит логично, упорядоченно и непринужденно.
Пословицы – пример хрии для упражнений. Она учит методике мышления. Благодаря хрии достигается совокупность целей:
Учителя, использующие на своих уроках хрию, заметили, как, объясняя своим непонятливым товарищам задачу, ученики устно проговаривают большую часть хрии! Вот такой дополнительный бонус: они приобретают навыки публичных выступлений.
Пример хрии на основе пословицы
Рассмотрим русскую пословицу «Красному яблочку червоточинка не в укор».
Иносказание в пословицах подразумевает здесь, что красное яблочко – это хороший человек. Читаем: хорошего человека недостатками не корят. Видимо, это призыв к терпимости. Русский народ мог простить недостатки, если сам человек хороший.
Почему народ заложил свою мудрость в пословицу, чтобы передавать из поколения в поколение? Потому что терпимость обязательна для существования человеческого общества. Если постоянно тыкать человека в его недостатки, не развить все его таланты и возможности, это приводит к сомнению в своих силах, к бездействию и равнодушию к личностному росту. Гораздо более активен и полезен обществу человек, верящий в свои силы.
Допустим, пословица ошибочна. Значит, человека нужно укорять мельчайшим недостатком, каждой мелочью. То мусор забыл вынести; то снег с обуви не стряхнул, войдя в дом. Но ведь хорошо известно, что нет совершенных, идеальных людей. У кого совсем нет недостатков? И если все начнут друг друга укорять, не станет нормального человеческого общения и взаимодействия. Ни о чем, ни с кем станет невозможно договориться.
Терпимость необходима людям как моральная поддержка и как условие мирного сосуществования. Права народная мудрость: «Красному яблочку червоточинка не в укор».
Попробовать свои силы в овладении хрией могут не только школьники. Человеку свойственно развиваться и учиться новому. Несложное упражнение будет полезно и взрослым. Они тоже могут получить развитие своих навыков выступлений, убеждения и стройной логики высказываний.
Хрия что это такое
Хрия, таким образом, есть некая совокупность приёмов для развития предложенной темы. В античные времена, когда ораторское искусство становится предметом системного научного осмысления, и возникает риторика, как наука «изобретения и расположения мыслей», первые риторы-теоретики начинают систематизировать эти способы. Используемые в учебных целях сборники хрий были популярны; древнейшие из них были составлены риторами Гермогеном и Афтонием.
Сам термин изобретение применительно к риторике имел не техническое, как сегодня, а специфически литературное значение, что видно из приводимых ниже цитат.
Содержание
В истории русского образования
Как вспоминает Прозоров П. И., на такой лекции Победоносцева заскучал В. Г. Белинский: «Не забыть мне одного забавного случая с ним на лекции риторики. Преподаватель её, Победоносцев, в самом азарте объяснения хрий вдруг остановился и, обратившись к Белинскому, сказал:
— Что ты, Белинский, сидишь так беспокойно, как будто на шиле, и ничего не слушаешь? Повтори-ка мне последние слова, на чём я остановился? — Вы остановились на словах, что я сижу на шиле,— отвечал спокойно и не задумавшись Белинский».
Студенты разразились смехом. Победоносцев «с гордым презрением» отвернулся и продолжил свою лекцию о хриях, инверсах и автониянах. Как и следовало ожидать, «горько потом пришлось Белинскому за его убийственно едкий ответ» [4]
«На первом курсе я застал ещё Победоносцева, преподававшего риторику по старинным преданиям, [и стало] невыносимо скучно:
— Ну что, Аксаков, когда же ты мне хрийку напишешь? —
Изучению «мёртвых» языков (древнегреческого, латыни), и выросшей, в буквальном смысле, на их почве науки риторики уделялось существенное место в классическом гимназическом и университетском образовании как в России, так и за рубежом. С экономической точки зрения такое «излишество» не очень сильно обременяло бюджет государства: ведь в России в конце XVIII века было всего лишь три гимназии. И даже после реформ Александра I, вновь, после Петра, «насадившего» в России в начале XIX века университеты, фундаментальное образование долгое время оставалось привилегией меньшинства.
После отмены крепостного права, за которым последовало ускоренное развития промышленного капитализма, на повестку дня встала необходимость проведения новой реформы народного образования: промышленность всё в возрастающих масштабах требовала хотя бы элементарно грамотных работников. Для этого требовалось резко увеличить количество школ и гимназий, обеспечив их соответствующим количеством учителей. Также, что не менее важно, стала развиваться новая разновидность учебных заведений — коммерческих гимназий, выделив в их учебных программах достаточное количество часов для изучения специальных предметов. В числе первых под сокращение попали «мёртвые» языки и, отчасти, риторика.
Окончательно риторика исчезает из школьных учебных программы в 1920-е годы. В 1990-е годы, в связи с возвращением в систему среднего образования понятия гимназии, в России стали предприниматься попытки возродить и прежние гимназические программы, в том числе риторику.
Пример современного определения хрии
В обновлённых учебниках риторики хрия определяется, к примеру, так:
Хрия — слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис — доказательство. Её структура состоит из 8 частей:
Структура нестрогой (свободной) хрии
Доказательство — тезис. Нестрогая (свободная) хрия — способ рассуждения, при котором вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис. Он также называется индуктивным (сократовским).
Структура нестрогой хрии состоит из 5 частей:
Практическое использование хрии
К. С. Аксаков, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов и многие другие в бытность свою студентами П. В. Победоносцева в Московском университете писали ему «хрийки» на античном материале — том же, который разбирался в классическом учебнике Кошанского.
Сегодняшние студенты и школьники пишут хрии на другую, современную, прагматическую тематику. Пример домашнего задания:
Используя структуру обратной хрии, написать обращение, листовку, рекламу.
В римский и греческий периоды ораторы отрабатывали качество своей речи с помощью использования хрии. В тот период понятие являлось неоспоримой частью риторического искусства. В период до XIX века в России для обучения школьников в гимназиях, а также в университетах активно вводили различные дисциплины гуманитарного характера, которые были общеобязательны. Латынь и древнегреческий язык должны были знать все, именно поэтому параллельно изучалась и риторика, которая и зародилась благодаря этим языкам. Многие ученики использовали образцы хрии, чтобы преуспеть в риторических навыках, суметь выстраивать свою речь четко и правильно.
Судьба хрии
Вам будет интересно: Взаимовыгодные отношения: описание, виды, принципы
Вам будет интересно: Клячку любят творческие люди. Что такое клячка?
Позже, в двадцатые годы XX века, риторика вообще исчезла из основных дисциплин в учебных заведениях, но все изменилось через семьдесят лет. Начинается активный возврат к потерянным и забытым дисциплинам, поэтому хрия снова возвращает былые позиции. Она активно применяется, служит отличным вариантом для развития риторики речи.
Структура
Структура хрии со стороны выглядит просто, она включает доказательства или опровержения изначально выдвинутого тезиса, понятия. Все последующие выводы должны иметь четкую форму, а также должны быть изложены последовательно. Итогом всех логических выводов становится заключение, разрешение поставленной проблемы. То есть, говоря о хрии в общем, можно понять, что она состоит из проблемы, описания, решения. Понятие может присутствовать в любых текстах-рассуждениях или сочинениях-эссе, в которых поднимается определенная проблема. Важно то, что в итоге необходимо либо согласиться с тезисом, либо нет. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, потому что это понятие довольно обширное. Оно включает в себя два вида хрии, каждый из которых также имеет свой вид и структуру. Принято выделять классическую и свободную.
Структурные подразделения классической хрии
Вам будет интересно: Можно ли учить два языка одновременно: советы опытных педагогов, эффективные методы, отзывы
Классическая также может называться строгой или прямой. Основное требование при ее составлении заключается в том, чтобы вывести понятный и лаконичный тезис, который впоследствии будет раскрываться и доказываться или опровергаться. Структура классической включает в себя восемь подразделений.
Образец написания хрии
Например, дана цитата:
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
Приступ будет таким: эта мысль принадлежит знаменитому греческому поэту Хилону. Он имел представление о людях и знал о том, что зачастую они говорят прежде, чем думают.
Причина: утверждение верно, так как люди не смогут долго общаться, если не будут продумывать свои слова и действия по отношению к другим.
Противное: возможно, правильно и говорить все, о чем думаешь, чтобы не казаться скрытным. Но разве это может впоследствии не нанести вред моральному состоянию человека? Многие мысли лучше держать при себе.
Пример: схожая ситуация происходила в жизни Печорина в произведении «Герой нашего времени», где он не скрывал своего мнения о людях или своих кардинальных взглядов на жизнь, но в итоге Печорина это привело к полной сломленности, отсутствию любимых и друзей.
Даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу (Мария Эбнер Эшенбах).
Заключение: такая точка зрения близка мне, поэтому я ее разделяю. Действительно, человек может потерять многое из-за одного неправильного слова. Язык нам дан для составления красивых и ярких речей, которые будут радовать их, а не приносить разочарование.
Свободная хрия
Доказательства
Особенности
Особенности этого понятия заключаются в том, что оно в полной степени является инструментом риторического искусства. Но также оно является универсальным, так как может существовать во многих других стилях литературы. Например, часто можно увидеть хрию в научных статьях, в психологических текстах, а также среди философской прозы. Она может быть не видна сразу, так как порой используется в чрезвычайно развернутом виде, потому что необходимо большое количество доказательств или опровержений. Также она может быть показана достаточно кратко, но важно, что основные структурные части в тексте обязательно присутствуют.
Хрия для обучения
Правила работы с учениками с помощью хрии
Хрия очень эффективна в образовании. Она отлично помогает при работе с сочинением не искать сложный план, а пользоваться уже имеющейся структурой. Также с помощью этого понятия и его применения у ребенка активно работает логика, он учится высказывать свою точку зрения, выстраивая ее последовательно. Школьники расширяют круг своих знаний, так как в качестве тезиса используется большое количество произведений. Конечно же, ученик в первую очередь учится ораторскому искусству, что позже помогает ему в жизни.
Сегодня студенты и ученики школ зачастую используют в качестве основы современные статьи и книги.
Основные правила для того, чтобы у ученика или студента появилась способность последовательно выстраивать доказательства:
Хрия: понятие, структура и особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Хрия: понятие, структура и особенности
Хрия (др.-греч. «необходимость», «речь, составленная по правилам») — это форма рассуждения, характерная для античной риторики.
Обычно составление хрии было частью ритрического упражнения и базировалось на рассуждении по поводу какой-либо сентенции — афоризма известного автора, назидательного изречения или пословицы. Перед публичными выступлениями, ораторы практиковались в красноречии, отрабатывая мастерство на примерах хрии.
Хрия строится как текст-рассуждение, цель которого состоит в разъяснении, доказательстве или опровержении какого-либо утверждения. Композиционно хрия представляет собой логически обоснованные, убедительные аргументы в пользу или против определённого тезиса, завершающиеся выводом-заключением.
Элементы хрии могут быть обнаружены во многих текстах-рассуждениях. Чаще всего они встречаются в публицистике, философских сочинениях, где коммуникативная цель связана с развитием и обоснованием утверждением.
По структуре хрия бывает свободная и строгая. Рассмотрим эти две разновидности.
Строгая хрия, иначе именуемая классической или прямой, имеет жёсткую композиционную структуру, включающую восемь взаимосвязанных частей. Данная разновидность хрии называется прямой, поскольку рассуждение в ней строится от выдвижения тезиса к его обоснованию. Классическая хрия включает следующие элементы:
Парафразис — вторая часть хрии, которая включает развёрнутое объяснение утверждения через:
Заключение — финальная часть хрии, содержащая вывод относительно всего рассуждения, включающая личное отношение оратора к сказанному.
Готовые работы на аналогичную тему
Примером строгой хрии могут служить философские рассуждения Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» о «роевой жизни» или причинах, влияющих на исторические события.
Свободная хрия отличается от строгой тем, что развитие мысли здесь может происходить по принципу «от аргументации к утверждению тезиса». Такой тип особенно хорош тогда, когда тезис нов и парадоксален, и аудитория должна быть подготовлена к его принятию. Структура свободной хрии также включает приступ, после которого идут аргументы (их может быть от 3 до 5 и более), устанавливается их связь с каким-либо положением, принимаемым за тезис, и формулируется заключение как итог рассуждения автора.
Свободная хрия встречается часто в судебном красноречии, в выступлениях коучей и тренеров по личностному росту, в научно-популярных книгах по психологии. Хорошие педагоги и лекторы стремятся преподносить учебный материал в форме свободной хрии, чтобы показать своим ученикам логику научного рассуждения, научить обосновывать тезисы, подбирать аргументированные примеры.
Примеры хрии
Хрия является удобным инструментом для совершенствования связной речи и развития навыков написания эссе и сочинений. По сути, знание правил построения хрии позволяет составить рассуждение практически по любой теме, не испытывая затруднений в поиске композиционной схемы или аргументации.
Разберём пример строгой хрии на основе сентенции стоиков «Мы больше страдаем в воображении, чем в реальности».
Что причиняет нам больше страданий: сами негативные события или наши мысли о них? Об этом заставляет нас задуматься известная мысль стоиков о том, что мы больше страдаем в воображении, чем в реальности. Видимо, это призыв к позитивному мышлению и отказу от негативных мыслей, пустых переживаний, тревоги и беспокойства из-за событий, которые ещё не произошли, но кажутся катастрофическими в нашем воображении.
Почему мы страдаем в воображении больше, чем в реальности? Очевидно, что тот, кто сталкивается с проблемами или печальными событиями в своей жизни, очень переживает. Но вдвойне переживает тот, кто заранее ото всех событий и перемен ждёт только бед. Ведь неприятности необязательно должны наступить, а печаль о том, что только может произойти, но чего нет в реальности, только усугубляет наши страдания.
Предположим, что это утверждение ошибочно. Значит, человек должен постоянно тревожиться о сотне событий, которые даже не подлежат сфере его контроля: о том, что он заболеет, опоздает на работу из-за аварии или пробки, станет объектом злобы со стороны начальника, которому испортили настроение. Если каждый начнёт ежеминутно ждать от жизни только бед и несчастий, люди перестанут радоваться жизни, начнут страшиться будущего, а это приведёт к депрессии и социальной апатии.
Вспомните чеховского героя Беликова из рассказа «Человек в футляре», который всё время повторял «Как бы чего не вышло!». Этот человек был неприятен окружающим и собственное существование сделал безрадостным и унылым.
Ещё У. Шекспир писал: «Трус умирает много раз до смерти, доблестный — лишь раз», подразумевая, что чрезмерный страх заставляет человека лишиться всех радостей жизни, превращает его в живого мертвеца, в то время как мужественный человек стойко переносит все испытания и не страшится ничего.
Значит, утверждение «Мы больше страдаем в воображении, чем в реальности» верно отражает некоторые особенности человеческой психологии. Задумайтесь о том, часто ли вы преувеличиваете негативные последствия событий в своих мыслях и усложняете жизнь. Не пора ли оставить страхи и жить свободно?
Таким образом, хрия представляет собой удобный риторический инструмент, воспитывающий культуру мышления и формирующий навыки рассуждения.
Хрия: пример, структура и особенности
Хрия: пример, структура и особенности
До начала 19-го века обучение существовало в форме классических гимназий и университетов. Обязательным являлось изучение древнегреческого языка, латыни. Соответственно, риторика как наука, исторически созданная на этих основах, получала углубленное изучение. Примеры хрии по риторике, как один из методов построения речи, были любимым упражнением словесности. В
России в восемнадцатом веке существовало только три гимназии. А в девятнадцатом веке получить университетское образование могли очень немногие.
После отмены крепостного права с развитием промышленности возникла необходимость в грамотных работниках. Чтобы дать широким слоям населения хотя бы элементарные навыки грамотности, требовалась реформа народного образования. Нужно было стремительно наращивать количество школ и гимназий, а также готовить преподавателей для них. Программа обучения была сокращена за счет древних языков и частично риторики.
В 20-е годы двадцатого века риторика была удалена из программы обучения. И только в 90-е, когда стали вводить гимназии, началось возрождение и утерянных программ. Снова стали обучать детей риторике.
Определение и типы хрии
В риторике в качестве упражнения практикуется монолог – рассуждение. В древнегреческом он назывался «хрия».
Рассуждение ставит своей целью объяснение, доказательство или опровержение начального тезиса. Это логически последовательные выводы на тему заданного тезиса. Они следуют в определенном порядке, итогом которого и служат заключения по заданному тезису.
В современных программах по риторике, к примеру, хрия – это рассуждение, объясняющее или доказывающее какое–либо положение, тезис, высказывание. Итак, в хрии есть тезис, который подлежит подтверждению либо опровержению.
Хрия как часть структуры присутствует в любых текстах-рассуждениях. В статье, художественном произведении, в речи прослеживается построение утверждений, их изменение или развитие, доказательства. Выделяют два типа: классическая и свободная хрия.
Структура классической хрии
Первый тип хрии – классическая. Ее называют также строгой или прямой.
Главное требование строгой хрии – сначала сформулировать тезис. Он будет доказываться дальнейшим рассуждением.
Структура классической хрии содержит восемь частей.
Парафразис – развернутое объяснение темы. Собственно, это следующие пять пунктов. Одна рассказывающая часть и четыре объясняющие.
Причина – обоснование верности тезиса.
Противное – здесь рассматриваются мысли, противостоящие тезису. Дается их опровержение. Тут возможны два варианта:
просто отвергается противоположное;
самостоятельно предлагаются возражения, каждое опровергается отдельно.
Подобие – сравнение тезиса или его причины с похожими ситуациями, уподобление чему–то известному или общепринятому.
Пример – иллюстрируется высказанный тезис; приводятся события, которые могут служить доказательством высказанной мысли.
Свидетельство – приводятся слова авторитетных людей или тексты авторитетных изданий, подтверждающие начальный тезис.
Заключение – здесь может повторяться начальная мысль с большей силой; содержится вывод; личное отношение к теме.
Схема рассуждения не догма: слегка могут меняться местами основные части, иногда их можно пропустить, если требуется по замыслу. Если очень схематично, то так учили даже в советское время: вступление – основная часть – заключение.
Пример хрии строгого типа, но не полной – речь Цицерона из «Тускуланских бесед» на тему «Не стоит бояться смерти (Сократ)». Она пропускает пример и свидетельства.
Структура свободной хрии
Требует соблюдения порядка «доказательство — тезис». При этом варианте рассуждения сначала высказывается ряд отдельных доказательств. И уже после этого формулируется вывод, собственно само высказывание.
Структура свободной хрии содержит пять частей:
Связь — это логическая цепочка между приведенными аргументами и выводом. Аудиторию нужно убедить в истинности высказанного тезиса.
Тезис – формулируется как вывод из приведенных аргументов.
Пример хрии на любую тему выявляет составные части любого сочинения или речи, имеющие определенный порядок.
Прямой: начало (тезис) – аргументация – заключение (вывод).
Обратный: начало (вступление) – аргументация – заключение (тезис).
Аргументы приводятся согласно правилу Гомера:
Считается, что чем больше доказательств, тем убедительнее заключительный вывод.
Рекомендуется применять свободную хрию для молодежной аудитории. Классическую хрию готова воспринимать более подготовленная и зрелая публика.
Хрия (рассуждение) является инструментом риторики. Тем не менее ее можно встретить в очень разнообразных литературных стилях. Примерами речи с использованием хрии являются:
научный стиль – здесь максимально используются рассуждения;
Бывает развернутая хрия – в ней используется множество доказательств, примеров, опровержений. Примером хрии такого вида являются философские страницы романа «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Или размышления могут быть краткими. Текст в обоих случаях обязательно содержит объяснение, утверждение или опровержение заданного тезиса.
Пишем красивые сочинения
Не секрет, что большинство детей испытывают трудности при написании сочинений. Зачастую переписывают из Интернета, а иногда и у одноклассников, вдохновенно подправив свое сочинение.
Если взять на вооружение хрию, то запросто можно превратить самый краткий ответ в пространную речь.
Ведь хрия учит не только правилам построения речи, текста. Применяя ее, учатся логически излагать свое мнение.
Структура хрии соответствует естественному мышлению человека. Сочинение или любое выступление с ее применением выглядит логично, упорядоченно и непринужденно.
Пословицы – пример хрии для упражнений. Она учит методике мышления. Благодаря хрии достигается совокупность целей:
использовать выверенную структуру рассуждения;
выработать логическое мышление;
высказывать собственное мнение;
пополнять словарный запас;
расширять кругозор при работе с фольклором и русской литературой.
Учителя, использующие на своих уроках хрию, заметили, как, объясняя своим непонятливым товарищам задачу, ученики устно проговаривают большую часть хрии! Вот такой дополнительный бонус: они приобретают навыки публичных выступлений.
Пример хрии на основе пословицы
Рассмотрим русскую пословицу «Красному яблочку червоточинка не в укор».
Иносказание в пословицах подразумевает здесь, что красное яблочко – это хороший человек. Читаем: хорошего человека недостатками не корят. Видимо, это призыв к терпимости. Русский народ мог простить недостатки, если сам человек хороший.
Почему народ заложил свою мудрость в пословицу, чтобы передавать из поколения в поколение? Потому что терпимость обязательна для существования человеческого общества. Если постоянно тыкать человека в его недостатки, не развить все его таланты и возможности, это приводит к сомнению в своих силах, к бездействию и равнодушию к личностному росту. Гораздо более активен и полезен обществу человек, верящий в свои силы.
Допустим, пословица ошибочна. Значит, человека нужно укорять мельчайшим недостатком, каждой мелочью. То мусор забыл вынести; то снег с обуви не стряхнул, войдя в дом. Но ведь хорошо известно, что нет совершенных, идеальных людей. У кого совсем нет недостатков? И если все начнут друг друга укорять, не станет нормального человеческого общения и взаимодействия. Ни о чем, ни с кем станет невозможно договориться.
Терпимость необходима людям как моральная поддержка и как условие мирного сосуществования. Права народная мудрость: «Красному яблочку червоточинка не в укор».
Попробовать свои силы в овладении хрией могут не только школьники. Человеку свойственно развиваться и учиться новому. Несложное упражнение будет полезно и взрослым. Они тоже могут получить развитие своих навыков выступлений, убеждения и стройной логики высказываний [5].
Хрия — слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис — доказательство. Её структура состоит из 8 частей:
Приступ — начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
Парафразис — разъяснение темы, экспликация.
Причина — доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
Противное — если нет, то…
Подобие — сравнение этого явления со смежными областями.
Свидетельство (ссылка на авторитет)
Вот пример серьезной хрии:
Приведем пример хрии по высказыванию знаменитого афинского ритора Исократа «Корень учения горек, а плод его сладок».
Часть первая. Приступ, в котором «похвален или описан должен тот, кто речь сказал или дело сделал». Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много трудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.
Часть вторая. Парафразис. Это изъяснение темы через распространение. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремиться к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягости утомления; превозмогший все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.
Часть третья. Причина. В этой части присоединятся «достаточная для доказательств тезиса причина». Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательств тезиса-темы.
1. Корень, то есть начало умения, сопряжено с несколькими неприятностями, потому что:
1). Cпособности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое.
2). Учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, более часто не интересных.
3) Учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.
Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедиться, что
2. Последствия учения приятны, ибо:
1). Знание, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющими ими, высокое наслаждение: представляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор.
2). Доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.
Часть четвертая. Противное. В этой части использует сравнение от противного. Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых трудно приобрести образование и достигнуть прочих знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды…
Часть пятая. Подобие, «которым изъясняется и подтверждается тема». Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он своё поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условием подвержены и выгоды образования. Они приобретаются после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.
Часть шестая. Пример. Здесь приводится пример или история, подтверждающая тему. Примеров из того, какими последствиями увенчивается прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Петр Великий, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих поданных!
Часть седьмая. Свидетельство. Использование мнения знаменитых людей. То же самое, что и Сократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога добродетели вначале утесиста и крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно.
Часть восьмая. Заключение. «Кратное увещательное заключение всего слова» [2].
Жадность – всякому горю начало.
Эта пословица была создана великим русским народом. Честь и хвала краткости и меткости русского ума. Давайте возблагодарим русский народ за мудрый и полезный совет.
В пословице характеризуется один из грехов человека. Будешь жадным – будешь несчастным, ведь именно из-за жадности к человеку начинают относиться без уважения, опасаться его. Почему же это так?
Жадность делает человека слабым. Он становится скупым, корыстным. Он начинает зависеть от этого. Деньги, да что угодно, становятся главной целью его жизни. Человек готов умереть за копейку. Он никогда не поможет нуждающемуся человеку: а вдруг не вернет? Это постоянный вопрос жадины.
Пример из пословиц.
Жадность как река: чем дальше, тем шире.
Чем больше есть, тем больше надо.
В русской народной сказке «Каша из топора» старуха пожадничала и не стала кормить солдата. Но солдат был умный и хитрый. Сама не заметив того, она досыта накормила его. А в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» старуха своей жадностью обидела золотую рыбку, и та забрала у нее свои дары.
Жадность губит человека. Она лишает человека достоинства. Но жадность нельзя искоренить, она была, есть и будет всегда.
Кто чужого желает – скоро своё потеряет.
Эту пословицу придумал народ. Давайте поблагодарим народ за эту пословицу про зависть! Создавая такую пословицу. Народ желал избавиться от этого порока.
Не надо завидовать успехам, счастью, здоровью других людей, потому что, завидуя, можно утратить свое счастье, здоровье, успех.
Завистники всегда чем-то огорчены, т.к. их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других. Из-за этого у них часто плохое настроение и озлобленность, они не умеют получать радость от жизни, поэтому много хорошего и доброго в своей жизни пропускают.
Пример из пословиц.
Существует много пословиц, которые придумал народ.
Хороша рыба на чужом блюде.
На чужое добро и глаза разгораются.
Глаза даны на пагубу человеку( что не видя, все бы захватили).
Если бы пословица была неверной, то все люди завидовали друг другу – и никто бы сам не стремился к успеху. Тогда в мире бы царила разруха.
Примером того, что зависть – порок, и он не приводит ни к чему хорошему, служит сказка «Морозко». Завистливая сестра захотела богатства и «получила» его от Мороза Ивановича, однако все богатство растаяло.
Как говорил Кабус, таджикский поэт, если не хочешь страдать, не будь завистливым. А Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий ученый, сказал: «Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть».
Зависть – порок, с которым надо бороться. Завистники никогда не могут понять побуждений людей, стремящихся к достижению каких-либо целей на благо общества.
В римский и греческий периоды ораторы отрабатывали качество своей речи с помощью использования хрии. В тот период понятие являлось неоспоримой частью риторического искусства. В период до XIX века в России для обучения школьников в гимназиях, а также в университетах активно вводили различные дисциплины гуманитарного характера, которые были общеобязательны. Латынь и древнегреческий язык должны были знать все, именно поэтому параллельно изучалась и риторика, которая и зародилась благодаря этим языкам. Многие ученики использовали образцы хрии, чтобы преуспеть в риторических навыках, суметь выстраивать свою речь четко и правильно.
Позже, в двадцатые годы XX века, риторика вообще исчезла из основных дисциплин в учебных заведениях, но все изменилось через семьдесят лет. Начинается активный возврат к потерянным и забытым дисциплинам, поэтому хрия снова возвращает былые позиции. Она активно применяется, служит отличным вариантом для развития риторики речи.
Структура хрии со стороны выглядит просто, она включает доказательства или опровержения изначально выдвинутого тезиса, понятия. Все последующие выводы должны иметь четкую форму, а также должны быть изложены последовательно. Итогом всех логических выводов становится заключение, разрешение поставленной проблемы. То есть, говоря о хрии в общем, можно понять, что она состоит из проблемы, описания, решения. Понятие может присутствовать в любых текстах-рассуждениях или сочинениях-эссе, в которых поднимается определенная проблема. Важно то, что в итоге необходимо либо согласиться с тезисом, либо нет. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, потому что это понятие довольно обширное. Оно включает в себя два вида хрии, каждый из которых также имеет свой вид и структуру. Принято выделять классическую и свободную.
Структурные подразделения классической хрии
Классическая также может называться строгой или прямой. Основное требование при ее составлении заключается в том, чтобы вывести понятный и лаконичный тезис, который впоследствии будет раскрываться и доказываться или опровергаться. Структура классической включает в себя восемь подразделений.
Образец написания хрии
Например, дана цитата:
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
Приступ будет таким: эта мысль принадлежит знаменитому греческому поэту Хилону. Он имел представление о людях и знал о том, что зачастую они говорят прежде, чем думают.
Причина: утверждение верно, так как люди не смогут долго общаться, если не будут продумывать свои слова и действия по отношению к другим.
Противное: возможно, правильно и говорить все, о чем думаешь, чтобы не казаться скрытным. Но разве это может впоследствии не нанести вред моральному состоянию человека? Многие мысли лучше держать при себе.
Пример: схожая ситуация происходила в жизни Печорина в произведении «Герой нашего времени», где он не скрывал своего мнения о людях или своих кардинальных взглядов на жизнь, но в итоге Печорина это привело к полной сломленности, отсутствию любимых и друзей.
Свидетельство: даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу (Мария Эбнер Эшенбах).
Заключение: такая точка зрения близка мне, поэтому я ее разделяю. Действительно, человек может потерять многое из-за одного неправильного слова. Язык нам дан для составления красивых и ярких речей, которые будут радовать их, а не приносить разочарование.
Особенности этого понятия заключаются в том, что оно в полной степени является инструментом риторического искусства. Но также оно является универсальным, так как может существовать во многих других стилях литературы. Например, часто можно увидеть хрию в научных статьях, в психологических текстах, а также среди философской прозы. Она может быть не видна сразу, так как порой используется в чрезвычайно развернутом виде, потому что необходимо большое количество доказательств или опровержений. Также она может быть показана достаточно кратко, но важно, что основные структурные части в тексте обязательно присутствуют.
Правила работы с учениками с помощью хрии
Хрия очень эффективна в образовании. Она отлично помогает при работе с сочинением не искать сложный план, а пользоваться уже имеющейся структурой. Также с помощью этого понятия и его применения у ребенка активно работает логика, он учится высказывать свою точку зрения, выстраивая ее последовательно. Школьники расширяют круг своих знаний, так как в качестве тезиса используется большое количество произведений. Конечно же, ученик в первую очередь учится ораторскому искусству, что позже помогает ему в жизни.
Сегодня студенты и ученики школ зачастую используют в качестве основы современные статьи и книги.
Основные правила для того, чтобы у ученика или студента появилась способность последовательно выстраивать доказательства:
Необходимо подбирать разные по характеру доказательства.
Они обязательно должны входить в текст поэтапно, вписываться в него органично, поэтому важно следить за своей мыслью.
Сильные доказательства лучше всего подавать дробно, а слабые объединять в группы, итогом послужат средние, понятные аргументы.
Лучше всего в первую очередь сказать о наиболее весомых аргументах, а напоследок оставить небольшие.
При составлении необходимо учитывать злободневные темы аудитории, так как это поможет обратить на свои слова большее внимание [1].
Классический образец речи-рассуждения (хрия).
Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.
В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии.
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.
Структура состоит из 8 частей:
Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
Парафразис – разъяснение темы, экспликация.
Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
Противное – если нет, то…
Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
Свидетельство (ссылка на авторитет)
Заключение или вывод (свое отношение к теме).
Структура нестрогой (свободной) хрии.
Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).
Структура состоит из 5 частей:
Доказательство или аргумент.
Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.