Хуан себастьян элькано что открыл в географии
Хуан Себастьян Элькано
В школе нас учили, что первое кругосветное плавание совершил испанский мореплаватель Фернан Магеллан. Но он, как известно, погиб примерно на середине маршрута. Так кто же первым обогнул земной шар?
Страна: Французские Южные и Антарктические территории
Баск Хуан Себастьян Элькано был разорившимся судовладельцем. Чтобы избежать долговой тюрьмы, он в 1519 году завербовался в экспедицию Магеллана, направлявшуюся к далёким островам пряностей. Как опытного морехода его назначили офицером. Достигнув берегов Аргентины, корабли Магеллана стали на зимовку. Капитан-генерал приказал урезать ежедневный паёк, и команда взбунтовалась. Элькано был одним из руководителей неудавшегося мятежа. Казни ему удалось избежать, но следующие пять месяцев он провел в цепях на самой тяжелой корабельной работе. В апреле 1521 года Магеллан погиб в стычке с филиппинцами.
Капитаном поредевшей эскадры стал Элькано. Магеллан не собирался плыть вокруг Земли. Он хотел, достигнув островов пряностей, повернуть назад. Но новый капитан решил двинуться на запад. Опасаясь враждебных португальцев, он держался южной части Индийского океана, подальше от азиатского побережья. 6 сентября 1522 года он привел в Севилью единственный уцелевший корабль «Виктория», на борту которого было всего 18 моряков из тех 280 человек, что покинули этот порт три года назад.
Король Карл V пожаловал Элькано дворянство. Гербом стал земной шар, а девизом — слова на латыни «Ты первый обогнул меня». Иногда встречаются сведения, что первым проплыл вокруг Земли раб Магеллана Энрике, родом с Суматры. Капитан купил его в Малайзии, отвез в Европу и взял с собой в плавание. После смерти хозяина Энрике сбежал и, возможно, достиг родных краёв. Если это действительно так, то первым «кругосветчиком» был он. Однако доподлинно не известно, сумел ли Энрике добраться до Суматры. Так что официально пальма первенства принадлежит семнадцати испанцам и их капитану Хуану Себастьяну Элькано.
ГеоБар — Географический справочник
География нашей планеты
Хуан Себастьян Элькано. Кругосветное путешествие
Хуан Себастьян дель Кано, или Элькано – мореплаватель из Испании, который прославился тем, что был одним из 18 человек, первыми обогнувших Землю.
Хуан Себастьян Элькано
Хуан Себастьян Элькано. Биография
Родился мореплаватель в 1476 году в семье басков. Когда был молод, служил наёмником на войне в Италии. Заработав таким образом денег, он смог остаться жить в Севилье, где стал капитаном торгового судна.
В 1510 году принял участие в осаде города Триполи. Испанское правительство не стало оплачивать услуги экипажа и Элькано занял денег для расчётов у савойских купцов. Когда кредиторы стали просить долг обратно, Элькано пришлось продать своё судно. В те времена это было преступлением, поэтому был вынужден сбежать обратно в Севилью и скрываться от суда.
Там Ибаролла помог ему попасть на службу во флотилию путешественника Фернана Магеллана. Он успешно прошёл экзамен и стал кормчим на судне «Консепсьоне», после чего началось знаменитое путешествие Элькано.
Кругосветная экспедиция
Изначально экспедиция, которую организовал Магеллан, должна была найти путь к Молуккским островам. Это были индонезийские острова пряностей, расположенные между островом Сулавеси и Новой Гвинеей. Так как восточный маршрут был недоступен испанцам из-за конфликта с Португалией, кораблям следовало идти на запад. В то время считалось, что таким маршрутом можно найти пролив, которые приведёт в новое море. Кораблям следовало найти путь, закупить груз и прибыть обратно для торговли.
20 сентября 1519 года флот Магеллана пустился в плавание.
В апреле 1520 года им пришлось остановиться, чтобы перезимовать в бухте Сан-Хулиан. Там капитанами, которые были не довольны командованием Магеллана, был начат мятеж. Так как Элькано не мог пойти против капитана своего корабля, Кесады, он оказался на стороне мятежников.
Магеллан смог противостоять мятежу и был очень жесток со своими врагами. Капитана Кесаде и ещё одного из заговорщиков казнили. Ещё двух зачинщиков оставили на безлюдном берегу. Другие сорок мятежников, включая Элькано, были прощены.
Капитан Хуан Себастьян Элькано
Кроме Магеллана в стычках с аборигенами погибли капитаны других кораблей и большое количество моряков. Флотилию возглавил Карвалыо. Но так как на трёх кораблях осталось в живых только 115 человек, многие из которых были ранены или серьёзно больны, было принято решение бросить «Консепсьон» и пойти путь на двух: «Виктории» и «Тринидат». Элькано назначили капитаном «Виктории».
8 ноября 1521 года судна, наконец-то, пристали к одному из островов пряностей. Было принято решение пуститься в обратный путь на одной «Виктории» и Элькано повёл судно домой.
Стало понятно, что «Тринидат» не сможет доплыть до берегов Испании, и его оставили для ремонта. К сожалению, все члены экипажа попали в плен к португальцам, и многие погибли.
Чтобы избежать встречи с кораблями Португалии, которые охотились на испанские корабли, «Виктория» шла практически без остановок. В то время, когда судно обогнуло мыс Доброй Надежды, команда была на грани смерти. Люди гибли от голода и болезней. Было решено закупить продовольствие на островах Зелёного мыса. Командой было решено говорить, что они держат путь их Америки. Но португальские войска раскрыли обман и арестовали 13 моряков.
В итоге до Испании смогли добраться невредимыми только 18 членов команды и 4 индейца.
Команде пришлось выдержать сложнейший путь, но уже 8 сентября 1522 года они смогли войти в устье Гвадалквивира.
Самостоятельный маршрут Элькано
После экспедиции
Путешествие Элькано было первым в мире случаем кругосветного плавания. Испанский король сделал капитана рыцарем и пожаловал ему пожизненное жалование. Теперь Элькано стал именоваться дель Кано и получил свой герб, на котором было изображение земного шара с подписью: «Ты первый обогнул меня». Также он был прощён за продажу судна.
Испанские власти смогли выкупить у португальцев несколько членов команды «Тринидата», а также моряков, арестованных на островах Зелёного мыса.
Во время своего путешествия команда Элькано совершила открытие пути до островов пряностей, принадлежность которых стали новым спором между Испанией и Португалией. Именно поэтому король Карл V решил незамедлительно отправить к их берегам новую экспедицию.
Элькано мечтал о том, что новый поход возглавит именно он. Он занялся подготовкой флотилии. Но мечтам капитана не было суждено сбыться. Командующим команды был выбран Хофре де Лоайс, который успешно участвовал во многих сражениях, но был абсолютно не сведущ в морском деле.
Позже Элькано столкнулся с ещё одной несправедливостью со стороны королевской особы, когда ему отказали в выдаче ежегодного пособия из казны.
В итоге Элькано получил должность заместителя командующего и кормчего, собрал команду для своих четырёх кораблей и летом 1525 года отправился в путь. Во время этого плавания путешественник скончался от болезни, а через 2 недели флотилия причалила к берегам островов пряностей.
Люди из стали. Часть 5. Хуан Себастьян Элькано — баск, первым обогнувший Землю
Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.
Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии — небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» — вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.
Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, — в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне. Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными. В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам — и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью. Элькано вновь находит способ уйти от наказания. Он записывается добровольцем-рулевым на один из кораблей в составе готовящейся экспедиции Магеллана к Островам Пряностей.
Флот из 5 кораблей под командованием Магеллана покинул Севилью 10 августа 1519 года. Через восемь месяцев плавания, незадолго до выхода экспедиции в Тихий океан, на нескольких кораблях вспыхнул бунт. Причин тому было много — затянувшееся путешествие многих начало утомлять, матросов страшило приближение возможного края света, испанским офицерам досаждало командование «португальского выскочки». Были свои причины и у Хуана Элькано, примкнувшего к бунтовщикам. Бунт был подавлен, и большинство его участников постигла страшная участь, — их посадили на колья, и их выбеленные солнцем скелеты обнаружит годы спустя Фрэнсис Дрейк. Элькано оказался среди немногих, кому Магеллан сохранил жизнь. Неизвестно, чем руководствовался португалец, в чем смог его убедить баскский рулевой, но именно это решение Магеллана станет одним из самых удачных по ходу экспедиции.
Элькано сохранил жизнь, но не свободу. Последующие пять месяцев он проведёт в цепях, пока Магеллан не освободит его, испытывая нужду в офицерах. Благодаря своим знаниям и талантам Элькано скоро становится капитаном одного из кораблей экспедиции. Баск не участвовал в злополучной стычке с местным населением на острове Матан, унесшей жизнь Магеллана и многих его спутников. Спустя несколько месяцев после трагедии испанский флот достиг цели своего путешествия — островов Пряностей, но лишь один из вышедших из Севильи кораблей — «Виктория» — смог продолжить путь, приняв на борт ценный груз гвоздики и корицы. Капитаном судна, а по совместительству — руководителем всей экспедиции — был Хуан Себастьян Элькано. Он принимает судьбоносное решение, — не идти назад (как исходно планировал Магеллан), а продолжить движение на запад и вернуться в Испанию через Индийский Океан и мыс Доброй Надежды.
6 сентября 1522 года «Виктория» достигла испанских берегов. Первое в истории человечества кругосветное плавание, продлившееся три года, завершилось. Король Карл I достойно отблагодарил Элькано за службу — из рук монарха, чей корабль он за несколько лет до этого продал генуэзцам, бывший контрабандист, бунтовщик и предатель получил дворянский титул и личный герб с изображением земного шара и фразой над ним: «Primus circumdedisti me» («Ты первый обогнул меня»). Досталась Элькано и часть прибыли от продажи привезенных им пряностей.
В 1525 году Элькано отправится в новую экспедицию по тому же маршруту, и вновь примет на себя командование флотом после гибели адмирала Гарсии де Лоайса. Но повторить свой успех ему будет не суждено — Хуан Себастьян Элькано умрет от болезни 4 августа 1526 года, на борту своего судна посреди Тихого океана. Из более чем 450-ти участников этой экспедиции домой вернутся лишь пять — спустя одиннадцать лет.
В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.
Хуан Себастьян Элькано. Первый капитан, обогнувший земной шар на корабле.
Все в школе проходили и знают про великого Фернана Магеллана. Под его руководством было совершено Первое кругосветное плавание. Все (ну или почти все) так же помнят, что сам Магеллан погиб в ходе этой экспедиции. А кто же закончил эту экспедицию? Кто привел 17 человек назад в Испанию?
Вот он, знакомьтесь. Хуан Себастьян дель Кано.
Ну и немного истории.
Сама экспедиция вовсе не предполагала кругосветного плавания. Как и многие великие события, все произошло вовсе не так, как задумывалось изначально.
Любая экспедиция в те годы предполагала получение прибыли. В том числе и эта.
Задачей экспедиции было достичь Молуккских островов (также известные как Острова пряностей — индонезийская группа островов между Сулавеси и Новой Гвинеей), но не двигаясь на восток (этот путь был закрыт для Испании Португалией, согласно Тордесильясскому договору), а двигаясь на запад.
В общем, задачей экспедиции было двигаясь на запад, найти пролив в новое море (как тогда считали), достичь Островов пряностей, набрать груза и вернуться обратно. Собственно это и была идея Фернана Магеллана.
Понятно, что португальцам это вовсе не нравилось и они всячески старались этому помешать. Частично им в этом помогло, что Магеллан сам был португальцем. В общем, когда испанцы наконец достигли своей цели, запаслись пряностями и собирались уже отправиться в обратный путь, то они узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен.
К тому времени Магеллана уже не было в живых, но испанцы прекрасно понимали, что португальцев это не остановит.
Затем командующим был выбран Гомес де Эспиноса, а Элькано стал капитаном «Виктории».
«Виктория» же, под командованием Элькано, отплывает на запад. Дабы избежать встречи с португальцами, Элькано плывет практически ни где не останавливаясь, и в конце концов огибает мыс Доброй Надежды. К этому времени положение экипажа оказалось более чем просто бедственное: от голода умерли 22 человека. Положение было настолько серьезным, что Элькано созвал совет офицеров и матросов, чтобы решить, высадиться ли им на западном берегу Африки или же попытаться зайти на острова Зеленого Мыса, пренебрегая страшной опасностью, которой грозила любая встреча с португальцами.
Элькано принадлежит честь свершения, пожалуй, величайшего подвига в истории мореходства: он привел в родной порт ветхий корабль с горсткой изголодавшихся матросов, покрыв при этом расстояние примерно от 42 град. ю.ш. до 42 град. с.ш.
Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.
Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 3 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов.
На родине мореплавателя, в Гетарии, память об Элькано была увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».
вы хотели сказать земной круг?
Земля плоская, какой шар то?
Счастье любит тишину
Как дома
Про повышение зарплат бюджетникам
Поешь-поешь
Понятно?
История о том, как мы авто у дилера «почти» без допов покупали
Что ж, подержите мое пиво, как говорится. История будет длинная и захватывающая.
В августе 2021 года решили мы с благоверным купить новую машину. Поизучав предложения на взлетевшем рынке поняли, что светит нам мало что, и из этого мало чего мы выбрали Ладу Ниву.
Особо шерстить по салонам не стали, поехали в тот, что находился ближе всего к дому. Посмотрели там на другую похожую Ниву, посидели, помяли, потыкали – прелесть, а не машина. Понятное дело, что такой машины, какая нам была нужна, в наличии не было, поэтому решили заказывать и ждать. Менеджер предложил внести предоплату за бронирование автомобиля, что мы посчитали разумным и согласились. Пришли мы наивные и не подготовленные, не имея никакого понятия о том, как оформлять такую предоплату, но нам повезло. Предоплату приняли, выдав кассовый чек с указанием позиции «Автомобиль платеж за 1 шт VINXXXXXXXXXXX» (ВИН был указан, но скрою его в целях конфиденциальности, хо-хо). Эта предоплата в последствии стала одним из инструментов воздействия на дилера.
Решили мы заявиться в салон и прощупать почву. При личном общении с менеджером выяснилось, что все наши самые стремные догадки оказались явью. Когда авто приедет в салон, никто нам его без допов не отдаст. Страшный руководитель отдела продаж стоит с раскаленной кочергой за спинами менеджеров и в любой момент готов применить ее по назначению, если маржа упадет ниже 100500%. Приводились жуткие примеры, как несчастный покупатель Нивы перед нами уехал с допами в треть стоимости автомобиля. На это мы прямо заявили, что вот эта нездоровая фигня нас не устраивает. Мы заказали Ниву в максимально возможной для нее комплектации, а все навороты сверх заводской комплектации будем делать сами, как нам нужно. Все понимаем про план продаж, и не против необходимых допов, в общем-то, даже готовы согласиться на некоторые, но не за овер-прайс, а за рыночную цену. Все наши хотелки менеджер записал на листочек и пообещал согласовывать все дальнейшие действия с нами. Но больше мы о нем не слышали, до момента приезда машины в салон.
Ушли мы расстроенные и злые. После долгой рефлексии, позиция с компромиссной сменилась на радикальную. Цель – купить авто по РРЦ (рекомендованной розничной цене) или максимально близкой к ней. Начались штудирования Закона «О защите прав потребителей», консультации в Роспотребнадзоре, раскопки крупиц информации в интернете. Онлайн-консультации в Роспотребнадзоре оказались самыми полезными. У них ограниченный тайминг (что-то около 15 минут), но можно записываться несколько раз. Также, за умеренную плату специалисты Роспотребнадзора помогут составить претензии, жалобы, иски. В интернете очень мало инфы, в основном только кликбейтные заголовки статей с нулевой полезностью, да жалестные посты на Пикабу, о том какие дилеры редиски и выкручивают руки. В общем, вот та база, которую нам удалось собрать на переговоры:
• Внимательно читать договор. В договор купли-продажи стоимость доп. оборудования вряд ли включат, скорее всего выделят в доп. соглашение, которое подписывать не нужно.
• Важно, что есть зафиксированное обязательство автосалона продать вам автомобиль (в нашем случае это был кассовый чек с указанием вин-номера и внесенной предоплатой). На основании этого мы могли требовать исполнения договора, в ответ на их отказ от продажи без доп. оборудования. Для этого нужно потребовать письменный отказ, который, конечно же, вам не предоставят. В этом случае нужно быть готовым вызывать правоохранительные органы, чтобы они запротоколировали отказ автосалона. Также специалисты Роспотребнадзора посоветовали зафиксировать на видео факт отказа менеджера от продажи авто.
• Далее, пока господа полицейские фиксируют отказ, нужно написать досудебную претензию с требованием исполнить обязательство по продаже автомобиля, формулировки досудебки также дали в Роспотребнадзоре (картинка стырена из интернета, но суть такая же).
Обязательно попросить себе копию с отметкой о приеме и оставить контактную информацию, куда направлять ответ. Либо направить претензию заказным письмом.
• Самое главное – быть готовым идти до конца. Быть настроенным твердо, но не скандально.
Пока я готовилась умереть от инсульта прям на месте, муж достал камеру и попросил менеджера повторить при свидетелях, что такое он сейчас сказал. Как ни странно, это немного сбило спесь с менеджера, и он попросился выйти поговорить на улицу, заодно и машину осмотреть. В ходе дружественной беседы цена на доп. оборудование снизилась до 45 тысяч рублей, что показалось приемлемым обеим сторонам, на чем и пожали руки. Но, уточнил менеджер, такая цена будет действовать только в кредит. Хе-хе, кредит так кредит, подумали мы.
Отправили заявки в банки и ушли ждать одобрения. Сделку назначили на следующий день. При блестящей кредитной истории мужа, банки не спешили давать одобрения, что показалось довольно странным. Только под конец следующего дня пришло одобрение от одного невзрачного банка, что показалось еще более странным. День сделки пропущен, поехали на следующий. По совершенно случайному стечению обстоятельств, наш менеджер заболел, и нас передали другому бедняге. Мы терялись в догадках, кому же нас слили – невезучему неопытному стажеру или наоборот, опытному зубру продаж?
Дождались, наконец, сертификата. От взгляда на него мы чуть со стульев не попадали (пыталась описать эту нелепицу, но проще один раз показать, чем сто раз рассказать):
Далее терпеть и играть в переговоры стало невыносимо, мы уже потребовали шаблон кредитного договора, коммерческое предложение с расшифровкой всей стоимости и график платежей. Менеджер устал бегать советоваться и повел наконец нас к кредитному специалисту, который заявил, что не может нам дать никаких документов, пока не определимся с ценой. После долгих перегавкиваний нам дали прочитать условия чужого кредитного договора, из которых стало понятно, что ставка фиксированная, и не вырастет при отказе от страхования, а также есть возможность досрочного погашения кредита с первого месяца. Значит, в период охлаждения (14 дней) после заключения договора, установленный Банком России, можно отказаться от страховок жизни и финансовых рисков с полным возвратом средств и без увеличения ставки по кредиту.
Что ж, вопрос со страховками на сумму 90 тысяч закрыт, осталось избавиться от автопомощника и снизить сумму КАСКО. К слову, как выяснилось во время бодания с автосалоном, вы не обязаны брать то КАСКО, которое предлагает вам дилер. Вы можете попросить выписку из ЭПТС и онлайн оформить КАСКО прямо в салоне, а для выдачи кредита нужен только номер полиса, не важно где и как он оформлен. Я начала оформлять КАСКО в другой страховой, мне посчитали полис вдвое дешевле, чем насчитал автосалон. Глядя на такие расклады, менеджер сжалился над нами и попросил своего страхового специалиста пересчитать наш полис – и магия! Полис подешевел до 25 тысяч.
Отлично. Осталась самая малость – «Сертификат Помощь на дороге» за 60 тысяч. Менеджер до последнего утверждал, что без этой услуги машину нам не продадут и кредит не выдадут. Машину не продадут? Что-то смутно знакомое, давайте поговорим об этом. У нас предоплата, исполняйте договор, деньги есть наличные, мы можем и без кредита обойтись. Ах, стоимость допов 45 тысяч только при условии кредита, иначе только за 70 тысяч? Ну хорошо, мы купим у вас за 70 тысяч, но вы нам предоставите прайс-листы на материалы и работы за подписью директора, а дальше мы идем в суд оспаривать их стоимость, а там уж неизвестно, как повернется.
Менеджер ушел за прайс-листами, а вернулся почему-то на щите. Леший с вами, говорит, и автопомощника уберу вам, т.к. прайс-листы куда-то потерялись. Только, чур, оценки хорошие поставьте. Да не вопрос, мы добрые. Поставим, все как попросите.
На момент написания поста, заявления на возврат страховок написаны, деньги возвращены. Также, мои маленькие любители автокредитов, знаете ли вы, что при досрочном погашении кредита можно вернуть деньги за неиспользованную часть КАСКО? Написав заявление и предоставив подтверждение, что обязательства перед банком выполнены.
• Автомобиль по РРЦ – 744 тысячи;
• Доп. оборудование (ковры, защита картера, защита КПП, защита раздатки, антикор днища) по околорыночной цене – 45 тысяч;
• Проценты банка (кредит погашен досрочно) – 4 тысячи.
И бесконечное количество утраченных нервных клеток.
Всем участникам, узнавшим себя в этой вымышленной истории, передаю пламенный привет.