Художественная керамика что это такое
Что такое «художественная керамика»?
Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.
Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.
Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.
Несмотря на свою популярность, для многих керамика продолжает оставаться на уровне гончарного производства, изготовления посуды и декоративных статуэток, однако это давно не так. В данной статье мы рассмотрим применение керамики и ее составляющих в более широком диапазоне возможностей, выходя за рамки красивой хэндмэйд утвари.
Безусловно, такой массовый интерес помогает мастерам расширить горизонты профессионализма в своей области и стремиться к большему, а ценителям увидеть всё большие возможности.
Когда мы говорим о керамике, то имеет в виду очень общее понятие, включающее в себя любое обожженное изделие из натуральной глины. Глина смешана с водой в различных сочетаниях, а в некоторых случаях добавляются даже органические материалы. Качество и твердость конечного продукта определяется составом используемых глин, типами добавок, температурой и продолжительность обжига. Наличие множества типов керамики объясняется тем, что все эти переменные могут иметь очень разные параметры. На курсах гончарного мастерства в Москве обычно даётся ограниченное количество сочетаний материалов, а после предлагается поле для самостоятельных экспериментов.
По массам керамика включает в себя такие подкатегории как фаянс, майолика, терракота, полуфарфор, фарфор твердый, фарфор мягкий, костяной фарфор, бумажная глина, шамот, каменные массы, керамогранит и др.
Очевидно, что каждый материал используется в определенной области, как узконаправленной, так и смежной. Каждая область несет в себе некую функцию.
Разделим широкие области применения на художественную, декоративную, бытовую, санитарную, архитектурно-строительную, медицинскую, техническую, промышленную. Повторюсь, что они не только узконаправленные, но и часто смежные.
К художественной керамике можно отнести декоративные изделия бытового назначения, архитектурные изделия зданий и сооружений, монументальные скульптуры, садово-парковые скульптуры, гончарные изделия, посуду, утилитарные изделия, сувениры и т.д. Художественно-декоративные изделия служат для удовлетворения эстетических потребностей человека т.е. для украшения.
«Слияние и сепарация». Александра Сырбу, преподаватель курса керамики в Русской Академии Ремёсел.
Архитектурно-художественная керамика
Архитектурно-художественная керамика занимает особенное место в классификации керамических материалов. Имеет сходство со строительно-облицовочной керамикой. Но первостепенно несет художественную эстетическую смысловую нагрузку. Предназначена для украшения как интерьера и экстерьера. Широкие возможности материала позволяют комбинировать и живописные и скульптурные элементы в масштабных размерах.Это панно и рельефы, вставки и изразцы, объемные композиции, перегородки и т.д.
Керамика бытового назначения
Промышленная строительная керамика
К промышленной строительной керамике относят облицовочные, кровельные материалы. По назначению делят на стеновые (кирпичи,блоки и т.д.), облицовочные снаружи (экстерьерная фасадная плитка,терракотовая плитка, мозаика и т.д.), внутри облицовочные (глазурованная плитка для стен и пола), кровельные (черепица) и т..д.
Керамическая плитка является самым распространенным и популярным видом облицовочной плитки, так как имеет множество достоинств: высокую прочность, огнеупорность, устойчивость к деформации, повышенную влагостойкость. Может иметь художественную ценность и изготавливаться по авторским эскизам, а также создаваться на массовом производстве.
Санитарно-техническая керамика
К санитарно-техническим изделиям относят раковины, унитазы, бачки, биде, писсуары и т.д.
Первые санитарные изделия появились во Франции, затем в Англии и Германии в 18 веке, их изготавливали из беложгущейся пластичной глины, каолина, кварца и полевого шпата, обжигали при высоких температурах. Покрывались они легкоплавкими глазурями, содержащими свинец.
Сегодня помимо белоснежного покрытия можно увидеть и художественную роспись. Расписные раковины и сантехника все больше пользуется популярностью. Дизайнерам можно заказать авторскую роспись, дополняющую интерьер ванных комнат.
Курсов керамики в Москве по изготовлению конкретно этих видов изделий пока нет.
Медицинская керамика
В медицине большой плюс керамики в том, что она является наиболее близким аналогом костной ткани человека.Так протезы тазобедренных суставов изготавливают из керамики на основе оксида алюминия или циркония, а кальций-фосфатную керамику широко применяют в области тканевой инженерии при замещении небольших и критических дефектов тканей. Керамика будет всегда оставаться одним из наиболее востребованных материалов для восстановления зубов (медицинская керамика). Сегодня трудно переоценить значимость применения фарфора для изготовления виниров, вкладок, коронок и мостовидных протезов, где эстетическое качество фарфора превосходит все современные материалы, заменяющие эмаль и дентин.
Первый стоматологический фарфор был изготовлен в 1838 году и по прозрачности и расцветке отдаленно напоминал натуральные зубы. Как вы знаете, каолин по своей природе белый, что мешало получить достоверную для зуба прозрачность. По этой причине в дальнейшем он был исключен из состава стоматологического фарфора, который сегодня представляет полевошпатовое стекло с включениями кристаллического кварца.
В настоящее время более правильно использовать общий термин стоматологическая керамика, тогда как стоматологический фарфор является всего лишь одной из групп материалов этого класса.
На курсах керамики вас, конечно, не обучат делать зубные протезы, для этого нужно медицинское образование.
Техническая керамика
А теперь напишите, про какую сферу применения керамики вам было бы интереснее узнать, и следующий материал мы подготовим по вашей заявке.
Художественная керамика
Понятие «керамика» (гр. keramike — гончарное искусство, keramos — глина) включает в себя все разновидности глиняных изделий. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, различающиеся внешним видом и способом декорирования.
Терракота (итал. terra cotta — обожженная земля) — обожженная глина светлого красно-коричневого цвета, которую не покрывают глазурями. Терракота легко впитывает влагу, поэтому из нее делают в основном декоративные изделия.
Майолика (итал. maiolica — старое название острова Мальорка, через который в Италию ввозили произведения испанско-мавританской керамики) имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается тонким слоем ангоба. Ангоб (фр. engobe) — покрытие белой или цветной жидкой глиной, наносимое на керамическое изделие для устранения дефектов поверхности и придания ей цвета. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность.
Фаянс (фр. faience от названия итальянского города Faenza — Фаэнца, одного из центров керамического производства) в отличие от майолики имеет более тонкий черепок преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.
Фарфор (тур. farfur от перс, fagfur) — наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкое применение в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений.
Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты фарфоровой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления керамических изделий с течением времени претерпевали изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеальной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором из куска сырой глины вытягивается симметричный предмет.
На современном керамическом производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистку швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. После их завершения изделие подсушивают, потом обжигают.
Для декорирования керамических изделий чаще всего используют роспись. Приемы росписи разнообразны. Ангобами декорируют поверхность целиком или частично, а также наносят узор на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента.
В число декорирующих керамику материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Глазурованные керамические изделия с росписью обжигают, как правило, в два приема. Первый — утильный — обжиг придает прочность и твердость черепку. Второй обжиг — окончательный — закрепляет роспись и глазурь.
Особое место в искусстве керамики занимают центры, создающие глиняные игрушки. Их лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производят клеевыми красками, она не требует обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь отдельные промыслы игрушку изготовляют по той же технологии, что и посуду, с глазурованием и обжигом. В игрушках повторяются изображения людей, животных и птиц.
Гжельская керамика. Название промысла произошло от названия с. Гжель Раменского района Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. В начале XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали.
После открытия русским ученым Д. И. Виноградовым состава фарфора в Гжели началось освоение нового материала. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Со второй половины XIX в. гжельские мастера перестраиваются на роспись изделий в сдержанной гамме с преобладанием синего кобальта. Сочетание синего с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, стало новой линией искусства Гжели.
Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при одном типе росписи — синего изображения на белом фоне — разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает широкий ассортимент фарфоровых изделий. Это и наборы для кофе, чая, посуда для пельменей, часы оригинальных форм, шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины.
Скопинская керамика. Один из известных гончарных промыслов России находится в г. Скопин Рязанской области. Гончарную глину издавна использовали для изготовления кувшинов, крынок и мисок, а также игрушек. Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели лаконичную форму без какой-либо деталировки и отделки. Посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.
Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер скопинских изделий, они стали заметно отличаться от продукции других центров гончарного производства. Отличие состояло в том, что сосуды ручной лепки изготовляли как скульптуры: емкость как первооснова кувшина оставалась, но она дополнялась лепными фигурками птиц, рыб, полуфантастических животных.
В некоторых изделиях фигура птицы или животного превращалась в кувшин или сосуд, в котором сложно переплеталось несколько фигур.
Современные работы скопинских мастеров продолжают традицию создания оригинальной керамической фигурной посуды, превратившейся в декоративную скульптуру. Хотя среди изделий появились подсвечники, старинного типа кумганы (сосуды в виде рыб, льва, птицы скопы лаконичной формы), тенденция на изготовление изделий усложненных решений остается господствующей.
Дымковская игрушка. Среди промыслов, изготовляющих глиняную игрушку, видное место занимает дымковский. Его название связано с с. Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерную роспись. Игрушки лепят из красной глины, а после обжига окрашивают разведенным в молоке мелом. Сейчас этот состав заменен водно-эмульсионными белилами. По белому фону роспись выполняют темперными красками. Сочные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную роспись.
Каргопольская игрушка. Самобытный традиционный промысел изготовления игрушки сохраняется в Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в д. Гринево Каргопольского района. В тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катаниями на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Техника выполнения игрушек аналогична технике изготовления на других промыслах: вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками.
Художественная керамика что это такое?
Художественная керамика – это изящнейшие античные вазы, скульптурные изображения языческих богов, тончайший Майсенский фарфор, современные сервизы, выполненные вручную с ювелирной искусностью. История художественной керамики не менее интересна, чем история керамики в целом, она насыщена драматическими и даже мистическими подробностями.
Великолепные образцы художественной керамики можно изготовить и в домашних условиях, в мастерской, оборудованной собственными руками, и с помощью инструментов, сделанных самостоятельно. Отдельными видами художественной керамики являются керамическая скульптура и игрушка.
Существует два больших класса изделий художественной керамики – грубая и тонкая. Тонкая керамика – это предметы из фаянса, фарфора, майолики, огнеупорной и химически стойкой керамики, тонкокаменные изделия.
В зависимости от применяемого сырья и технологии изготовления тонкая керамика условно делится на разные виды:
Эти виды керамики настолько различны и по окраске, и по структуре черепка, что даже не специалист может легко определить, к какому из них относится изделие.
Загадочным словом «майолика» обозначается не что иное, как пластичная глина, в которой содержатся различные добавки. Температура ее обжига не превышает 1000 градусов. Изделия из майолики декорируются красками и эмалями, цветной глазурью. Другие виды керамики не украшаются так ярко, как майолика. Из майолики изготавливают декоративно-художественные изделия средних и больших размеров – вазы, кувшины, панно, скульптурные композиции, керамические игрушки. Несомненное достоинство майолики – это дешевизна и доступность технологии.
Для изготовления терракоты используется то же сырье, что и для майолики. Но терракотовые изделия не покрываются ни красками, ни глазурью, поэтому они пропускают воду. Способом терракоты выполняются рельефы, панно, различные скульптурные композиции, украшения.
Самый ходовой товар, изготовленный из керамики – чайная и столовая посуда, декоративные изделия. Здесь уместен фаянс. Для фаянсовой керамики характерна тонкая, мелкопористая структура черепка. На изготовление изделий из фаянса идет так называемое беложгущееся глиняное сырье, которое без добавления примесей и без окрашивания дает черепок белого цвета. Фаянсовая керамика декорируется глазурными красками.
Одна из разновидностей фаянса – фаянсовая майолика, близкая по прочности и устойчивости к фаянсу. В то же время она обладает всеми декоративными преимуществами майолики.
Восхитительный фарфор относится к тонкой керамике и отличается полупрозрачным черепком белого цвета. Изделия из фарфора не требуют применения глазурей, так как фарфор не пропускает воду. Красоту фарфоровым изделиям придают природные качества глины. Для этих изделий не требуются сверхвысокие температуры, это позволяет выполнять эффектные «просвечивающие» композиции, не нуждающиеся в значительном декорировании.
У тонкокаменных изделий черепок на изломе светло-серого или серо-коричневого цвета. Этот вид керамики применяется для изготовления огнеупорных и химически стойких изделий – лабораторной химической посуды, элементов конструкций печей.
Те великолепные керамические изделия, которыми мы любуемся, восхищаемся, по возможности стараемся приобрести, чтобы украсить свой дом – не что иное, как огромный, порой тяжелый труд мастера гончарного искусства, результатами которого мы имеем возможность восхищаться и пользоваться.
Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества
Виды художественной керамики
Каждый день человек пользуется предметами, сделанными, согласно мифам и священным текстам, из того же вещества, что он сам: по преданиям, люди были созданы из глины.
Керамика — это обожженная глина с добавлением неорганических веществ и минералов. Из этой статьи можно узнать, какие бывают виды керамики, чем они отличаются. А также ознакомиться с другими интересными фактами.
Разновидности керамики
В быту керамикой называют почти каждое глиняное изделие, покрытое глазурью. Хотя не всю керамику глазурируют. Например, изделия из красной глины часто оставляют без глазури. Такая глина называется «терракота», цветная пористая глина. Применяется в обиходе и декоре, строительстве.
Изготовление фарфора в Европе традиционно соотносят с восемнадцатым веком. Но этот опыт завершился успехом несколько раньше, под конец века шестнадцатого. Это было во Флоренции, в мастерской, основанной Франческо Первым из знаменитой фамилии Медичи. Поэтому изделия той поры называли «фарфором Медичи». Он был схож с керамикой из Никеи (Турция) и традиционной, китайской, которая была сине-белой расцветки. На обороте флорентийских образцов ставили клеймо в виде купола Брунеллески. Но это производство было достаточно дорогим и завершилось после смерти покровителя. До наших дней дошло только несколько десятков фарфоровых вещиц, сделанных при поддержке знатного сеньора.
Синий фарфор Медичи
На сегодняшний день изделия из фаянса и фарфора хорошо знакомы каждому из нас. Внешне они похожи, но у них есть отличия. Рассмотрим, какие.
Чем отличаются фаянс и фарфор
Фаянс делают, смешивая каолин с присадками. Каолин представляет собой частицы разрушенного минерала. Затем смесь погружают в воду, добавляя кварцевый песок в нужном количестве. Полученное вещество процеживают и обогащают. Изначально фаянс производили города Фаэнца (Италия) и Файанс (Франция). От этого произошло название керамического материала.
Черепок фаянса — белый, плотный, с мелкими порами. Белая глина (каолин) — основа фаянса. Изделия из него обычно мягкой, обтекаемой формы. Стенки таких сосудов отличаются толщиной и непрозрачностью. Фаянс не пропускает свет, а фарфор — просвечивает.
Также фарфор более устойчив к высоким температурам. Именно из-за разницы температур при обжиге фарфоровые изделия могут называться твердыми, мягкими и костяными. Костяной фарфор имеет в основе костную золу. Это — один из самых дорогих сортов благодаря тонкости и прозрачности.
Черепок фарфора — белого цвета, делается из каолина и различных минералов, таких как полевой шпат и кварцевый песок. Минералы смешивают с каолином и перемалывают в специальных шаровых мельницах. Затем происходит обжиг при температуре от 1200°C до 1350°C. Таким образом шпат становится сплавом, и образуется непористое, натуральное стекло — это и есть стекловидность фарфора.
Как определить, из чего выполнено изделие
Выбирая посуду, стоит изучить ободок на донышке: светло-серый или бежевый укажет на фаянс, белый — на фарфор. Если нужно понять, из чего сделана керамическая статуэтка, тоже смотрят на дно — у фарфорового изделия оно не покрыто глазурью. На это влияет технология обжига: из-за высокой температуры фарфор может прилипнуть к подставке. Чтобы этого не произошло, глазурь убирают. Фарфор, которой вообще не покрыт глазурью, называют бисквитным.
В настоящее время одним из самых оригинальных считается чайный фарфор от дизайнера Рэйчел Боксбойм: мастер делает выкройки и шьёт комплект из грубой материи, кружев. Затем предметы заливаются фарфором. В результате получается необычная посуда с мятой поверхностью и тканевой структурой.
Скроенный фарфор Рейчел Боксбойм
Шамот
Хотя произведением искусства может стать и то, что, на первый взгляд, ценности не имеет. Пример этому — изделия из шамотной глины. Шамот — это пережженная глина, смолотая в крошку фракцией от 0,2—5мм, которую смешивают с керамической массой для придания прочности или иногда для какого-либо декоративного эффекта. Изделия из шамота выдерживают большие перепады температур. Шамотной плиткой делают облицовку стен и пола. Бывает и шамотный кирпич. Также шамот востребован в садово-парковом искусстве.
Старинные способы обработки керамической посуды
Лощение
Лощеная керамика — это предметы из красной глины. Перед обжигом изделие лощат, то есть обрабатывают поверхность до блеска ложкой или другим металлическим предметом, уплотняя верхний слой. А затем держат в дыму, в печи, которая остывает, — подвергают дымлению. При этом в печь добавляют смолистые дрова: изделия получаются привлекательного черного цвета. Это — чернолощеные керамические изделия.
Чернолощеная керамика
Обварка
Один из древнейших и простых способов декорирования керамики — обварка. Процесс состоит из двух этапов: утиль (первый обжиг) и окунание. В печь помещают сухие изделия, затем постепенно повышают температуру до 900—1000°C. Пока происходит обжиг, готовится болтушка: из муки с водой, воды с травами, сусла, растительных масел. После окончания обжига нужно подождать, чтобы печь остыла. По достижении 750°C изделие вынимают специальными щипцами с длинными ручками и окунают в болтушку попеременно с разных сторон. Болтушка липнет к керамике, изделие «обваривается» этой смесью, которая постепенно охлаждается. При этом на каждом предмете образуется свой неповторимый рисунок. Двух совершенно одиноаковых изделий в данном случае не будет.
Для спекания следует подержать изделие на воздухе, недолго. И снова опустить в жидкость для обварки. Готовые изделия помещают в посуду с чистой водой, как только они полностью остынут, моют и просушивают.
Обварная керамика
Молочение
Молочение — это обжиг молоком. Цвет такого изделия зависит от температуры при обжиге и жирности молока. Керамика может быть зеленоватой, бежевой, коричневой, черной. На первом этапе молочения, после утельного обжига, предмет целиком погружается в молоко. Изделие можно смочить со всех сторон губкой или применить разбрызгиватель. Держат керамику в молоке до двух-трех минут. Если меньше, то после второго обжига покрытие станет прозрачнее. Если передержать, возможно отслоение черепка. Пропитанное молоком изделие просушивают, не прикасаясь к поверхности, чтобы избежать отпечатков. Затем молочную керамику помещают в холодную печь или духовку, выбирают температуру. Прогревают двадцать минут, выдерживают от двадцати минут до получаса. Изделие должно постепенно остыть. Шкала температур при молочении:
220—250°C — золотистый цвет;
250—300°C — хлебный;
300°C и выше — оттенок темного шоколада.
После молочения черепок обрабатывают ганозисом для защиты и блеска. Так как ганозис — это воск, масла и другие добавки, он наносится на наружную поверхность изделия.
Важно: молоченые изделия моют вручную, мягкими средствами. И тщательно просушивают.
Освойте любой вид керамики
В древности человек считал, что глина вбирает в себя отрицательную энергию. Поэтому в каждой культуре есть множество глиняных предметов — не только хозяйственных, но и выполняющих роль оберега. Керамика состоит из воды и глины. То есть художественная керамика — безопасный для здоровья вид творчества. Занятия керамикой развивают воображение, способствуя внимательности, усидчивости. Гончарное ремесло улучшает мелкую моторику и успокаивает психику человека. Можно сказать, что это — медитативное занятие, в процессе которого можно создать своими руками нечто ценное. Стать керамистом — значит проявить себя, сделать повседневность более яркой и красивой. Осуществить эту цель помогут курсы керамики, которые проводит Русская Академия Ремесел.