Художественная литература с чего начать

С чего начать читать классику

Классические произведения изучаются в школе, но нередко учащиеся не понимают или попросту не хотят читать огромные книжки. Но с возрастом приходит осознание того, что классика играет большую роль в нашей жизни. В классической литературе раскрываются проблемы, которые будут актуальными во все времена — любовь, расставания, война, семейные отношения. Помимо всего прочего, литература тесно связана с историей и открывает новые взгляды на исторические события.

Читать классическую литературу непросто. В основном проблемы связаны с тем, что в произведениях используется уже устаревшая лексика. Чтобы классическая литература была понятна, а ее чтение приносило удовольствие, упражняться нужно регулярно. Здесь как в спорте: чтобы поднять большой вес, нужна практика и тренировки. Необходимо постепенно и логически продвигаться от более легкой литературы до сложной и многотомной.

Как начать читать классику?

Во-первых, определитесь с жанром, который вам близок, познакомьтесь с существующими направлениями в литературе — классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом, модернизмом, постмодерном. Каждое направление имеет свои особенности и специфику. Подумайте, что вам интересно: отправиться в историю Отечественной войны Толстого или погрузиться в мир мистики Гоголя?

Во-вторых, определитесь с хронологией. Вы можете отправиться как в мир князя Игоря, так и порассуждать об актуальных проблемах вместе с современными авторами. Помните, что школьная программа — это лишь верхушка классической литературы, причем верхушка только русской классики. К слову, школьные программы не меняются уже десятки лет, и хотя туда включены многие хорошие классические произведения, многие из них остаются непонятыми учениками из года в год. Отойти от школьной программы — значит найти для себя что-то новое, поэтому не бойтесь начинать с менее известных произведений.

В-третьих, определите для себя, сколько времени вы готовы посвятить чтению. Советуем на чтение выделять хотя бы час в день. Помните, что книгу нужно читать регулярно. Если вы прочтете сегодня одну главу, а вторую только через 3 месяца, то вы просто-напросто забудете обо всем прочитанном и потеряете интерес к произведению, и еще у вас не сложится целостная картина.

И последний совет: читайте книги, читайте обязательно! Не бросайте читать книги, не останавливайтесь после первого не понарвившегося вам произведения. Уверены, вы найдете себе что-то по душе. Но если вы не знаете, с чего начать читать классику, предлагаем вам десятку лучших произведений русской литературы.

Десятка лучших классических произведений русской литературы

Необходимо начинать с более простых рассказов. При этом вы можете читать классику не только отечественного происхождения, это могут быть и произведения зарубежных писателей. Попробуйте начать с этих 10 классических произведений, которые легко читаются, их можно найти в любой библиотеке, они подойдут для любой возрастной группы, точно не оставят вас равнодушными, а некоторые из них даже не отнимут много вашего времени (что в целом классике не свойственно, к сожалению).

Источник

Как читать художественную литературу: объясняет профессор

В издательстве «Азбука-Аттикус» вышла книга профессора Мичиганского университета Томаса Фостера «Как читать художественную литературу как профессор». Мы прочитали это руководство и делимся советами по профессиональной расшифровке любой художественной литературы.

1. Во всей литературе существует только одна история

Существуют миллиарды книг, фильмов, песен, произведений искусства — и все они рассказывают одну-единственную историю. Это история о том, что значит быть человеком. Разные писатели пропускают ее через свою призму и через нее же исследуют наше место в мире.

Как это поможет при разборе произведений? Просто подумайте о том, что роман, который вы читаете, вписан в огромную систему других произведений. Вся литература взаимосвязана (профессиональные литераторы называют это интертекстуальностью): одна книга выросла на основе другой, та, в свою очередь, на основе третьей — и так далее. И все это в конце концов базируется на том, как мы живем — и в том числе как живете именно вы.

2. Цель героя не важна

Если вы читаете книгу про путешествия и приключения, помните, что обозначенная цель вообще не главная. Любое путешествие, любой вызов, любое приключение нужны автору для того, чтобы изменить героя (или героев). Любой внешний путь — на самом деле метафорический путь самопознания. Например, Бильбо отправился в поход, чтобы вернуть власть над Эребором. Но главным, что вынес хоббит из своего пути, стало понимание себя. Именно поэтому, возвращаясь после похода к полностью разоренному дому, герой не переживает из-за потери всего нажитого имущества, которым так дорожил в начале произведения. Он изменился, и приоритеты сменились: для нового Бильбо важнее то, что невозможно поставить на полку или положить в коробку. Поэтому если вы беретесь читать приключенческую историю, то постарайтесь сразу вычленить не физический, а духовный маршрут, по которому поведет героев автор.

3. Прочитайте Библию

Вы удивитесь, какое колоссальное количество отсылок к Библии существует в литературе. Священное Писание — чуть ли не родоначальник всех историй. И многие писатели решили, что, в общем-то, нет особой нужды заново придумывать символы и расписывать их смысл, раз все это уже существует в Библии. Можно просто связать свое произведение с историей Христа — и, скорее всего, большинство читателей расшифрует отсылку.

Для авторов это очень выигрышно: сделал отсылку к Библии — дополнил свое произведение новыми идеями, акцентами, мотивами. Для читателей же это чаще всего не несет дополнительных трудозатрат: смыслы и метафоры из Библии уже давно разобраны на составляющие и общеизвестны. Но если вы хотите понимать произведения и считывать малейшие подтексты, то хорошо бы все же прочесть первоисточник.

4. …И детские сказки

Суть схожая: все так или иначе читали и знают сюжеты сказок еще с детства, а значит, это общедоступный материал, на который можно ссылаться с чистой совестью и который будет понятен читателям. Одна из самых популярных сказок, к которой чаще всего обращаются литераторы, — это «Гензель и Гретель» братьев Гримм. История о заблудившихся детях не теряет своей актуальности: при любом потрясении общества мотив потерянности становится все более понятным и отзывающимся.

5. Обращайте внимание на воду

С самых первых появлений в книгах вода была очень мощным символом — вспомнить хотя бы историю Ноя и потоп, пытавшийся стереть наш вид с лица земли. Все началось еще в те далекие времена, когда наши предки выбрались из моря на сушу и началась новая глава эволюции. Так же и образ воды — чаще всего он означает очищение, обнуление, пробуждение. Дождь может смыть грехи или сомнения, а если герой, например, тонул и выжил — он, безусловно, возродился. Любой утопленнический опыт, назовем его так, делит жизнь на до и после. Во многом, возможно, из-за того, что погружение в воду с головой похоже на крещение.

6. Всегда смотрите на географию

Где происходит основное действие произведения? В горах? Возле реки? В степи? На острове? Сам ландшафт местности, конечно, может быть чисто декоративным элементом повествования. Но окружающая среда формирует героев: в суровых горах вряд ли вырастет мямля, а человек, живущий на пустынном острове, будет самостоятельным и готовым справиться с любым вызовом, кроме разве что социализации. География в художественной литературе указывает на характеристики героев произведения, и именно поэтому важно проследить, где все происходит.

7. Найдите упоминание сезона

Сезонная символика в произведениях универсальна. Весна — это детство, юность и становление. Лето — энергия, любовь, страсть. Осень — зрелость, меланхолия, усталость. Зима — борьба, отчаяние, старость. Конечно, не во всех произведениях так. Но такие образы и символику писатели не выдумали на пустом месте: просто зимой чаще всего действительно тяжело, осенью — грустно, а летом, когда пригревает солнце, легче любить мир. Помните, что в произведениях время года не появляется случайно — это тоже выбор автора. И если выбрана, например, зима, значит, это зачем-то нужно.

8. У важных персонажей есть знаки отличия

В реальной жизни особенности человека — шрам, хромота, увечье — не обозначают ничего особенного. В книгах же все иначе: если автор наделяет героя какой-то приметой, значит, это нужно для сюжета. Хромота, например, в какой-то момент станет решающим фактором: когда за героем будет погоня, быстро бежать он не сможет. В художественной литературе практически без исключений работает правило: если у героя есть отличительная черта, значит, он особенный, не такой, как все остальные.

9. Главное, чем одно произведение отличается от тысячи других, — это то, как именно вы прочитаете и поймете его

Нет единого правильного ответа на вопрос «Что автор заложил в это произведение?», и, более того, это не самый важный вопрос. Важнее всего то, что именно вы вынесли из этого произведения и как вы его поняли. Вы не должны доподлинно расшифровать все заложенные смыслы и метафоры. Но прочитайте текст вдумчиво, послушайте себя, доверьтесь чутью. Вы проживаете свою жизнь, идете своим путем, получаете опыт. Так примените же его, чтобы разобраться в том, как конкретный автор в конкретном произведении попытался рассказать, «что значит быть человеком».

Дайте волю воображению, подумайте об ассоциациях и чувствах, которые пришли в процессе чтения, сгруппируйте их, задайте тексту вопросы. Зачем здесь это действие? Для чего нужен этот диалог? Почему герой поступил именно так? И не считайте, что то, что о произведении говорят критики и как его разбирают литературоведы, важнее того, как понимаете его вы.

Источник

Как научиться получать максимум от художественной литературы: 9 лайфхаков

В школе нас научили читать буквы, но не книги. Нам выдавали огромные списки литературы, которые самые смелые проглатывали, не понимая и не запоминая прочитанное. Значит ли это, что художественная литература не нужна? Нет! Мы уже рассказали, что такое библиотерапия и зачем читать фикшн. А теперь объясняем как: с чего начать, как не бросить, как лучше запоминать прочитанное и как преодолеть психологические проблемы, которые мешают нам взяться за чтение.

Как выбрать подходящую книгу

Самый ответственный этап — выбор произведения. Правильно выбранное произведение с большей вероятностью срезонирует с вашим мироощущением и доставит вам удовольствие.

Если вы — начинающий читатель, избегайте книг, в которых:

Ресурсы, которые помогут с выбором

С чего начать чтение

Чтение книги нужно начинать с разогрева. Он помогает создать реалистичные ожидания от выбранного произведения, усилить любопытство и получить в дальнейшем больше удовольствия.

Перед тем, как читать, выясните, что за книга попала к вам в руки.

Ответы на эти вопросы позволят более осознанно воспринимать текст.

Какое занудство!

Если всё это вам кажется нудным, используйте альтернативный вариант и отдайтесь на волю случая. Зайдите в книжный магазин, выберите издание с самой симпатичной обложкой или то, которое приятнее держать в руках. Также можно прочесть страницу из середины книги, и если было интересно — брать.

Как не бросить книгу

Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.

Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.

Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:

Бросать книгу недочитанной — плохо?

Если причина желания бросить начатую книгу в том, что не получается найти к себе подход, нужно работать с мотивацией. На закрепление новой привычки нужно не меньше полутора месяцев, а то и больше. Но бывает, что книжка действительно не подошла: оказалась скучной, непонятной или вызвала отторжение. В таком случае бросить ее недочитанной — лучшее, что можно с ней сделать. Только вам судить, что вам нужно.

Что делать с сопротивлением чтению

Иногда родители и учителя заставляют нас читать слишком агрессивно. Из-за заявлений в духе «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» чтение начинает ассоциироваться с пыткой.

Хорошо, что теперь мы выросли, никто больше не заставит писать сочинение по скучному Чернышевскому или уныло заполнять летний читательский дневник, и можно больше не читать никогда — с такой установкой многие отказываются от книг, вступая во взрослую жизнь.

Художественная литература с чего начать. Смотреть фото Художественная литература с чего начать. Смотреть картинку Художественная литература с чего начать. Картинка про Художественная литература с чего начать. Фото Художественная литература с чего начать

Но на самом деле свобода выбора подразумевает не только возможность самому решать делать что-то или не делать — но и возможность решать, что именно и каким образом делать. То, что мы выросли, означает, что наконец можно читать так, как хочется и только то, что нравится. Читайте под одеялом ночью, вырывайте страницы для украшения рабочего места и рисуйте в книгах: никто больше не станет ругать за нарушение правил, которых в действительности не существует.

Анастасия Башлыкова, психолог, психодраматерапевт сервиса Zigmund.Online:

Первое: стрессовое состояние, в котором теряется способность воспринимать новую информацию. То есть человек не может воспринимать книжку, которую его заставляют читать, и не может получить от чтения удовольствие.

Но есть ложные установки: „надо читать“ и „все культурные люди читают книги“. В первом случае непонятно, кому это надо. Во втором — установка оценочная, то есть не очень здоровая. Ими руководствоваться не стоит».

Читайте также

Почему детей заставляют читать насильно?

Как правило, насильно заставляют читать своих детей только те родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Это еще одна причина, по которой дети не хотят читать («Почему я должен делать то, что другие не делают, почему я должен, а они нет?!»). Читающие родители обычно показывают своим примером, что читать — классно, и дети начинают читать, подражая им. Такие родители могут обсудить книги с детьми — и этим их заинтересовать.

Как использовать книгу для погружения в поток

Американский психолог Михай Чиксентмихайи исследовал ощущение счастья и выяснил, что люди чувствуют максимальное удовлетворение, находясь в состоянии потока — в полной сосредоточенности на деятельности, которой они занимаются.

Умение входить в поток определяет не только уровень удовольствия, которое вы получите от чтения, но и качество усвоения информации. В состоянии потока информация приходит в мозг более упорядоченной и лучше закрепляется в памяти. Чтобы входить в это состояние, нужно научиться концентрировать внимание на чем-то одном.

Чтобы войти в поток, необходимо:

Как извлечь пользу из прочитанного

«Осмысление — это разнообразная умственная деятельность, способствующая лучшему научению. Вы восстанавливаете в памяти свой прошлый опыт, соотносите его с новым и мысленно отрабатываете те действия, которые должны будете совершить в следующий раз».

Из книги об эффективном обучении Питера Брауна и Генри Рёдигера «Запомнить всё»

Этот совет применим и для чтения художественной литературы: припоминание и переосмысление приобретенной информации полезны для ее лучшего усвоения.

Вот два способа переосмыслить прочитанное:

Как понимать художественную литературу

Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину. К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.

Художественная литература с чего начать. Смотреть фото Художественная литература с чего начать. Смотреть картинку Художественная литература с чего начать. Картинка про Художественная литература с чего начать. Фото Художественная литература с чего начать

Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:

Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.

Разбор для продвинутых

Понимание символов и других художественных приемов приходит с опытом, но можно ускорить этот процесс. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения» настраивает мозг на анализ разных литературных фишек и учит смотреть вглубь текста, а не читать поверхностно, ограничиваясь уровнем сюжета. В конце автор дает список литературы для отработки навыков.

Полезно ли скорочтение

Скорочтение — способность быстро воспринимать текст. Обычно оно подразумевает не последовательное чтение слова за словом, а беглый просмотр всего текста, который позволяет уловить только общую суть. Такой способ чтения фикшна обесценивает его, так как не дает насладиться художественными достоинствами произведения: ритмом и темпом текста, подбором слов и т. д.

Как увеличить скорость без потери качества

Под скорочтением можно понимать и такие навыки, как подавление внутреннего проговаривания слов или умение контролировать движения глаз и не возвращаться к уже прочитанному. Эти приемы ускоряют восприятие текста, но не в ущерб смыслу.

Выбрать бумажную или электронную книгу

В каком формате читать — личный выбор каждого. Назову только преимущества бумажных и электронных книг (приложения-читалки в телефоне не считаются).

Источник

«Учитесь правильно читать!»

Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)

Художественная литература с чего начать. Смотреть фото Художественная литература с чего начать. Смотреть картинку Художественная литература с чего начать. Картинка про Художественная литература с чего начать. Фото Художественная литература с чего начать

Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым, теоретиком и историком литературы и культуры Древней Руси, преподавателем Сретенской духовной семинарии, проректором Литературного института им. Максима Горького.

– Александр Николаевич, приходится признать, что современная школа зачастую отбивает у учащихся интерес к чтению русской классики. Какие бы вы могли дать советы человеку, вновь желающему открыть для себя этот удивительно богатый духовный мир русской литературы?

– Совет один – читать. Как можно больше читать! Начну с самого элементарного. Когда я говорю со студентами, особенно на первой лекции, то задаю им «каверзные вопросы»: «Скажите, вы читали эти произведения?» – «Читали». – «И какая у них основная идея?» Они начинают вспоминать, пытаются что-то отвечать. Говорю: «А вы уверены?» И когда чуть поглубже начинаем копать, оказывается, что, действительно, изучение литературных произведений в школе – очень-очень поверхностное. Может быть, для школы, особенно для средних классов, это и позволительно, потому что там нужно учитывать и возраст ребенка, и его возможности – и психические, и психологические: насколько он может воспринимать те или иные произведения. В старших классах должен быть уже более серьезный подход. В этот период происходит формирование мировоззрения, там подход в изучении произведений будет намного сложнее.

Своим студентам я всегда говорю, что любое произведение русской литературы нужно читать как минимум два раза. Первый раз – это знакомство с сюжетом. Второй раз – знакомство с деталями.

Деталь – царица смысла. Если мы замечаем детали, мы сможем понять смысл

Еще формалисты, сначала немцы в конце XIX века, потом и русские формалисты начала XX века, выявили, что в мировой литературе существует всего лишь 36 сюжетов – правда, некоторые насчитали 38. Но это не суть неважно: 36 или 38 сюжетов. А всё остальное – их вариации. Значит, сюжет не столь важен для раскрытия смысла. Важны детали. Деталь – царица смысла. То есть если мы замечаем детали, то мы тогда сможем понять смысл. Так вот: если мы берем древнерусскую словесность – то в ней нет художественности, там нет образов, и там происходит отражение действительности через идею или посредством идеи – это очень важно. Древнерусская литература – она вся идейна, но она и религиозна, естественно, но вся идейна. Когда в переходный период к Новому времени появляется образ, то тогда уже действительность отражается посредством образа. Посредством художественного восприятия мира и происходит его отражение в произведении.

И он нас также учил медленному чтению. Поэтому и я своих студентов тоже учу пристальному чтению. Я говорю им: «Я мостик между XXI и XIX веком. Почему? Потому что мои учителя родились в XIX веке, они учили меня, теперь я учу вас, уже в XXI веке».

Так вот, посредством внимательного и вдумчивого чтения мы можем открывать смыслы. Даже в тех произведениях, которые, казалось бы, нам очень хорошо знакомы.

Второй уровень восприятия – это открытие нравственного преступления, потому что он преступил нравственную черту – заповедь «не убей» – и обретает нравственное наказание – угрызения совести. Он долго мучается и не может вынести «это», как он называет убийство. Он даже не в силах назвать всё своими именами: свое преступление – убийством. Он не может вынести «это», и для него выход самый простой – донести на себя. Но это неверный выход, это не есть покаяние, это не перемена ума или перемена сознания – как переводится с греческого языка слово «покаяние». Он просто готов понести наказание за совершенное убийство и пойти на каторгу.

Третий уровень понимания романа Достоевского – богословский. Почему? Потому что Раскольников – это новый Каин

И, наконец, третий уровень понимания – богословский уровень. Почему? Потому что Раскольников – это новый Каин. Если первый и второй уровни мы еще как-то самостоятельно можем увидеть и осмыслить, то для понимания третьего, богословского, уровня необходимы определенные знания. Чтобы увидеть и истолковать параллели между Раскольниковым и Каином, нужно неплохо знать, во-первых, Священное Писание, во-вторых, очень хорошо знать Евангелие. Вспомним, что Достоевский на каторге имел право читать только Новый Завет, который ему подарила Наталья Фонвизина, жена одного из декабристов. И он за пять лет выучил его чуть ли не наизусть. Поэтому все произведения, написанные Достоевским после каторги и ссылки, можно читать и раскрывать только с помощью ключа – Нового Завета, и прежде всего Евангелия, иначе не получится.

В школе этого не проходят, то есть на этот уровень школьники никогда не выйдут, но даже и в вузах на этот уровень не выходят, поэтому, конечно же, очень многое зависит от преподавателя, как он заинтересует школьника или студента. Но важно также, чтобы была определенная база, потому что любое произведение русской словесности надо рассматривать, во-первых, в контексте своего времени; во-вторых, в окружении других произведений; и в-третьих, с позиции мировоззрения самого писателя. Вот почему нужно знать и мировоззрение писателя. Скажем, Пушкин в юности был атеистом, но стал глубоко верующим человеком. Следовательно, нельзя с одних и тех же позиций рассматривать его лирику периода Царскосельского лицея и те произведения, которые были написаны им в Михайловском и после Михайловского. Это два совершенно разных по мировоззрению писателя и поэта.

Так что, не учитывая разные обстоятельства в жизни писателя и эволюцию его мировоззрения, мы обречены на непонимание и его творчества, и всей русской литературы. Да и мы сами меняемся с каждым годом, значит, изменяется и наше восприятие литературных произведений.

Многие произведения я перечитываю если не ежегодно, то раз в два года – несомненно, чтобы обновить в памяти. И когда готовишься к лекциям и практическим занятиям, чтобы выделить какие-то интересные моменты, то самое удивительное, что каждый раз что-нибудь новое находишь и для себя. В этом и величие, и сила русской словесности! Именно потому никогда не бывает скучно читать классику, ибо она пробуждает твою собственную мысль, приходят интересные озарения, осознание исторической связи прошлого и действительности, открытие многогранной личности писателя. Скажем, через лирику можно лучше понять поэта, через прозаические художественные произведения можно понять его мировоззрение и так далее.

Книга – это общение. Без книги не может развиваться личность

В минувшем году у нас широко отмечался юбилей Лермонтова – 200 лет со дня рождения. Но мало кто обращает внимание на то, как много читал Лермонтов. С самого детства, и когда учился в Благородном пансионе при университете, и когда два года был студентом философского факультета Московского университета, он очень много читал. У него мало было друзей – в общем-то, почти не было друзей, но самым настоящим его другом была книга. И многие отмечали, что на переменах его всегда видели сидящим на подоконнике с какой-нибудь книгой. Потому что книга – это особое общение. Без книги не может развиваться личность – это сразу я могу сказать. Многие полагают, что интернет может заменить знания, но в интернете нет знаний, есть лишь информация. Во-первых, знания – это определенная система. А во-вторых, в интернете можно отыскать текст, скажем, художественного произведения, но, чтобы его интерпретировать, нужно хорошенько поработать творчески самому, или с кем-то побеседовать из друзей, или поговорить с учителем, или вести дневник.

Вот то, что я всегда рекомендую своим студентам, – вести дневник. Почему? Потому что это – самонаблюдение. Это не просто отражение прочитанного, какая-то оценка действительности, но это наблюдение за собою, за своим ростом – каким ты был год назад или каким был 10 лет назад; ты можешь увидеть и круг своего общения, и чтения, и оценить ход своих мыслей, как они развиваются.

Если же говорить о тех произведениях, которые непременно нужно прочесть, то это, собственно, вся школьная программа. Это, естественно, Пушкин: и «Евгений Онегин», и «Капитанская дочка», но между ними непременно должен быть и «Борис Годунов». Почему? Потому что в данном случае мы имеем пример переосмысления Александром Сергеевичем и сюжета, и самих исторических событий. И до Пушкина писали на этот исторический сюжет, но, правда, до него в центре внимания драматургов был Дмитрий Самозванец. Даже Лопе де Вега написал трагедию «Дмитрий Самозванец», и Сумароков написал. Пушкин же пишет по-другому, хотя поначалу он тоже думал писать о Дмитрии Самозванце, но в конечном итоге его привлек Борис Годунов, его заинтересовала трагическая судьба такой сильной личности, как Борис Годунов. А трагедия, в чем она заключалась? Убийца на троне, его нравственные терзания. Это было созвучно его времени, потому что император Александр I взошел на престол после трагической смерти своего отца. Виновен он или не виновен? Александр I всегда ощущал свою вину в гибели Павла I. Вот Пушкин неслучайно и взял этот сюжет, потому что что-то было в этой атмосфере созвучно Смутному времени. И в отношениях к императору многие видели отражение отношений к Борису Годунову. Но, с другой стороны, Пушкин обращает внимание и на ответственность народа в ходе истории. Почему? Потому что народ-то выкрикнул: «Бориску на царство»! Значит, народ тоже отвечает за преступника на троне, если он его избрал? Несомненно. Почему народ и безмолвствует в конце, понимаете? Он не хочет быть соучастником нового кровавого преступления.

То есть каждое произведение нужно уметь истолковать соответствующим образом.

Печорина нельзя воспринимать так, как его «проходят» в школе, – с ореолом романтичности

Если говорить о Лермонтове, то это непременно «Герой нашего времени». Но воспринимать его следует только не так, не романтически, как его «проходят» в школе: это герой замечательный, с ореолом романтичности, ну, правда, изгой, «лишний» человек – и всем его жалко. Но почитайте внимательно предисловие Лермонтова к этому сочинению: он свидетельствует, что обобщил все пороки современного ему общества в этом человеке. То есть это самый порочный человек, который только может быть. И тогда посмотрите на образ Печорина через эти пороки. Что мы видим? Я не говорю обо всех девятнадцати заповедях для христианина. Девять заповедей блаженства вообще не касаются Печорина, хотя человек он первоначально был религиозный, во всяком случае воспитывался в той среде. Вспомните «Тамань», когда он заходит в дом и сразу же поворачивается в красный угол, чтобы перекреститься, но не видит икон. «Дурной признак», – думает он. Понимаете, он-то замечает такие детали. Посмотрите: Печорин нарушает все десять ветхозаветных заповедей. Все десять заповедей, которые уберегают человека от греха. Вот болезнь, которую называет Лермонтов. Он говорит, что болезнь им указана, а как из нее излечиться – Бог весть. Понимаете? И, опять-таки, Лермонтов дает поле свободы воображению и сознанию читателя. Я, писатель, указал болезнь, а вот как вы будете из нее выходить, обнаружишь ли и ты, читатель, эту болезнь у себя? Диагноз поставлен. Посмотри на себя, если обнаружил такое – значит, меняйся. Русская литература как раз и способствует изменению человека.

У Гоголя – опять же-таки с правильным толкованием – могу рекомендовать и «Ревизор». Что такое финальная сцена в «Ревизоре»? Это картина Страшного суда. Нужно понимать, почему все они замерли. «В чем застану, в том и сужу», – сказал Господь. Когда настанет Божий суд, не сможешь уже пошевелить ни одним членом – ни рукой, ни ногой, и ничего уже не сможешь изменить в своей судьбе. Вот это должно воздействовать, сильно должно воздействовать на зрителя и читателя, полагал Гоголь.

Можно рекомендовать к чтению и его романтические произведения, но обязательно посмотреть, как они написаны и с какой целью. Почему человек сильнее нечистой силы, и когда он сильнее? Когда он с Богом, когда он верующий. Почему, скажем, Фома Брут погибает в повести «Вий»? Потому что он маловерный, хотя и бурсак, учится в семинарии – понимаете? – а веры в нем нет. Он и напивается для храбрости, так сказать, перед тем, как идти в храм отчитывать панночку. Почему? Потому что слаб верой, он не верит, что Господь его может спасти. А что, горилка поможет, храбрости добавит? Понимаете, вот в каждом произведении есть своя определенная изюминка, ее нужно непременно видеть.

“Портрет” и “Шинель” следует изучать вместе – вот как они стоят в цикле “Петербургские повести”

Очень сильные произведения – я считаю, обязательно нужно эти произведения знать – и «Портрет», и «Шинель». Но их следует изучать вместе. Вот как они стоят в цикле «Петербургских повестей» Гоголя, так их и нужно рассматривать. Почему? Потому что «Портрет» посвящен рассмотрению таланта у человека, тому, что талантом надо служить Богу. Вот этот безымянный художник, который написал портрет ростовщика, в котором воплотил нечистую силу, чем и согрешил, потом раскаялся, ушел в монастырь и послужил Богу – написал «Рождество». Понимаете, мы видим здесь преображение личности. И повесть «Шинель». Разбирая ее, мы говорим о духовной нищете маленького человека Акакия Акакиевича, который собирает земные богатства, а не духовные.

Несомненно, «Тараса Бульбу» нужно прочитать, особенно через призму тех событий, которые происходят сейчас на Украине. И обратить внимание именно на вторую авторскую редакцию повести – это тоже немаловажный момент. Существуют первая и вторая редакции. Во второй редакции слово «русский» в значении «православный» употреблено Гоголем, если не ошибаюсь, 36 раз, а в первой редакции, по-моему, три или четыре раза.

Русский – значит православный. Это синонимы, и Гоголь это знал

А как сейчас перевели эту повесть на украинский язык? Там вместо «русский» – употреблено слово «украинец», а это – совершенно другой смысл. Потому что русский – значит православный. Это – синонимы, и Гоголь это знал. Так было в Древней Руси и в древнерусской словесности, точно в таком же значении Гоголь употребляет это понятие и в своей повести. Вот когда мы посмотрим на «Тараса Бульбу» именно с этих позиций, то открывается особый смысл… Почему? Потому что там за веру православную, за землю русскую они сражаются и за братьев своих православных… Понимаете, тогда это совершенно другое восприятие. И еще нужно вспомнить: «Ну шо, сынко, помогли тебе твои ляхи?» Это звучит как предостережение для нас: помогают ли ляхи, и Запад в целом, или нет?

У Ф.М. Достоевского нужно хотя бы три произведения прочесть, по нарастающей. Это «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Сложные произведения, но читать надо именно так, по нарастающей. Достоевского нужно рассматривать и читать после Гоголя, потому что он отталкивается от Гоголя. И попытаться рассмотреть, какую проблему поднимает писатель. В первом романе – проблему гордой личности. И роман «Идиот» первоначально замысливался как роман о проявлении смирения в гордой личности. Но Достоевский дважды начинал и дважды бросал его – не получалось. Почему? Потому что гордый человек, такой, каким был Раскольников, не смиряется. И поэтому нужно было уже кроткого человека показать – князя Мышкина. С другой стороны, Достоевский ставит вопрос: если Россия – православная держава, если русские себя считают православными, то сохранили ли они Православие, действительно ли они истинно православные? Готовы ли они ко Второму пришествию Христа – вот в чем вопрос. Если они – богоизбранный народ и если русская идея – это хранение Православия до Страшного суда, то сохранили ли они его или нет? Скажем, в «Преступлении и наказании» мы видим относительно здоровое общество, подчеркиваю – относительно здоровое общество и двух больных людей – Свидригайлова и Раскольникова, то, скажем, в «Идиоте» – наоборот: тут два относительно здоровых человека. Получается: Настасья Филипповна и князь Мышкин – два относительно здоровых человека и абсолютно больное общество. Достоевский показывает: а кто может принять Христа, если общество-то больное?

Достоевский показывает: а кто может принять Христа, если общество-то больное?

Ну и, конечно же, вершина творчества писателя – «Братья Карамазовы», с главнейшим вопросом: где есть спасение – в миру, в Церкви или между миром и монастырем, как у Алеши Карамазова? Но это незавершенное произведение, потому что в нем фигурируют три брата и, по замыслу Достоевского, каждому из них должен был быть посвящен роман, а в целом это должна была быть трилогия. И, соответственно, в каждом из этих романов предполагалась доминирующая идея. В написанном романе доминирует Иван Карамазов, с его рационализмом, рассудочным сознанием. Во втором – Дмитрий Карамазов, со своими страстями. Третий роман должен был быть об Алеше и духовном развитии и его самого, и общества, и других героев, и читателя.

Понимаете, вопрос даже не в том, что читать, вопрос – как читать. Потому что у каждого писателя мы можем найти произведения очень сильные и очень слабые. Это естественно: каждый человек способен на взлеты и падения, ошибки и достижения. Конечно, чтобы в какой-то степени сократить время на поиск нужных произведений, лучше попросить совета у наставника, у учителя, у преподавателя, что нужно почитать. Но повторяю: у каждого писателя мы можем найти совершенно замечательные произведения, но самое главное – как мы их будем читать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *