Художественная сангина что это

Сангина — популярный художественный материал с эпохи Возрождения до наших дней

Сангина (от латинского sanguis — «кровь») — это мягкий материал для рисования в форме мелков (брусков) красного цвета. В зависимости от способа приготовления и химического состава цвет сангины варьируется в пределах от насыщенно-коричневого до терракотового. Этот материал художники преимущественно используют при выполнении подготовительных набросков, эскизов и этюдов.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Сангина, благодаря красноватому цвету, идеально подходит для изображения на бумаге структуры и пропорций обнаженного человеческого тела. В ходе работы этот материал можно размягчать водой, чтобы добиться оптимальной плотности штриха и насыщенности тонов.

Виды и особенности сангины

Сангина по химической структуре представляет собой смесь белой глины (каолина) и окислов железа. В старину мастера использовали натуральные минеральные материалы, а современные производители предлагают художникам мелки искусственного происхождения с добавками воска и связующих веществ.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Изготовленные для профессионалов и любителей разновидности сангины различаются не только оттенками, но и формой. Промышленные образцы этого художественного материала поступают в продажу в виде:

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

К преимуществам сангины можно отнести:

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Основным недостатком сангины принято считать недолговечность готовых изображений. Мельчайшие частички красящего пигмента со временем могут осыпаться с листа бумаги. Поэтому по завершении работы художники обычно закрепляют рисунок лаком или размещают его под стеклом.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

История сангины

Первые попытки использования сангины в качестве художественного материала уходят корнями в доисторическую эпоху. До наших дней в разных уголках Земли сохранились красноватые наскальные рисунки первобытных людей, а возраст таких изображений нередко исчисляется десятками тысяч лет.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Но профессиональная техника рисования сангиной появилась значительно позже — во второй половине XV века в Италии. Здесь имелись в большом количестве природные запасы всех необходимых компонентов для производства: охры, сиенской земли и белой глины. Посредством обжига основных ингредиентов в разных пропорциях итальянские ремесленники научились делать сангину различных оттенков, достоинства которой быстро оценили художники.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

До наших дней сохранилось множество рисунков сангиной, созданных величайшими мастерами Возрождения и всех последующих исторических эпох. Этот удобный художественный материал уже более 500 лет пользуется большой популярностью среди живописцев и графиков.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

В наши дни с удовольствием учатся рисовать сангиной дети в художественных школах и детских садах. А профессионалы используют ее для создания как завершенных произведений искусства, так и подготовительных набросков или эскизов.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Известные художники, работавшие сангиной

К числу известных художников, использовавших сангину в своем творчестве, можно отнести многих великих мастеров изобразительного искусства. Среди них особо выделяются:

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Портал Very Important Lot предлагает всем желающим принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки сангиной у современных художников напрямую.

Источник

Что такое сангина и как ею рисовать

Изучаем еще один интересный материал для рисования – сангину. Что это такое, как выглядит и как рисовать картины сангиной начинающим художникам, читайте в моей новой статье!

Старинный материал

Как вы знаете, раньше, во времена великих творцов, все материалы, которыми работали живописцы, имели натуральный состав. Это уже потом появился акрил и прочие химические добавки.

Наравне с мелом и углем, сангина тоже входит в число древнейших материалов, состоящих из натуральных веществ.

В этой статье я хочу рассказать вам о том, откуда вообще взялась сангина, почему она так называется, кто ей рисовал и как, а также, расскажу, что нужно иметь начинающему художнику, который захочет рисовать сангиной.

Кстати, у меня недавно появился новый онлайн-курс, «Портреты карандашом», где я учу писать портреты соусом, углем, сепией, карандашом, и, конечно же, сангиной!

Итак, давайте начнем с истории – откуда появилась сангина?

Что такое сангина и история ее появления

В переводе с латинского, слово сангина, означает «кровь». Выглядит сангина для рисования как мел, только более мягкий по текстуре и красного цвета, отсюда, видимо, и название.

Но, как и в случае с соусом и другими графическими средствами, цвет художественной сангины имеет несколько оттенков, от коричневого до терракотового.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

В большинстве своем сангину используют на начальном этапе рисования, для создания набросков и эскизов. Так, например, в Древней Греции, сангину использовали чтобы сделать первоначальный эскиз рисунка на вазах, прежде чем нанести на них эмаль.

Кстати, первые упоминания о красном мелке, относятся еще к эпохе Палеолита. Специалисты нашли древние рисунки, сохранившиеся на стенах некоторых пещер. На них были изображены животные, нарисованные красной краской – сангиной.Начиная с конца XV века, и вплоть до конца XVIII века, сангина все больше и больше становилась популярным материалом для творчества, наравне с карандашом и углем.

Как и большинство материалов и произведений в живописи, сангина для рисования получила широкое распространение в Италии – родине великих мастеров эпохи Возрождения. Это объясняется тем, что природа этой солнечной страны, имела все необходимое для создания красных мелков: глина, охра, сиенская земля, все это было в достатке на итальянской земле.

Как и уголь, итальянские мастера обжигали все компоненты и изготавливали сангину для местных художников, которым сильно полюбилась сангина. Если вы посмотрите музейные экспонаты, то заметите, что до нас, сквозь века, дошло множество рисунков – портретов и натюрмортов, выполненных сангиной.

Сегодня сангина входит в учебную программу многих художественных школ. Наша школа тоже не осталась в стороне, и в новом онлайн-курсе «Портрет карандашом для начинающих», я включила в программу урок по работе с сангиной.

Виды и особенности сангины

Что такое сангина? Изначально сангину изготавливали из натуральных компонентов – минеральных материалов. Теперь же сангина – это смесь глины, воска, связующих веществ и пигментов.

Эти два вида – искусственный и натуральный, и по сей день используются художниками в равной степени, для получения максимального изобразительного эффекта.

Изготавливают сангину в виде небольших брусочков, или карандашей, совсем как соус или уголь.

У сангины, как и у любого другого художественного материала, есть свои плюсы и минусы. Так, в число плюсов сангины входит:

Но, несмотря на все плюсы, сангина очень хрупкий материал, и при неправильном хранении рисунков, она может осыпаться и стереться с листа бумаги. Поэтому, многие художники рекомендуют сразу оформлять работу в раму, под стекло, для особой надежности.

Цвет у сангины тоже имеет большое значение – ее широкая цветовая гамма позволяет создавать очень естественные и натуральные рисунки: портреты, пейзажи, натюрморты. Рисунки сангиной, в основном, выполняют в красных, терракотовых и коричневых тонах. Но иногда, для придания большей выразительности, сангину комбинируют с черным угольным карандашом или соусом.

Продается сангина в наборах – либо с несколькими брусками разных оттенков, либо, с несколькими брусочками одного оттенка.

Что нужно для рисования сангиной

Карандаш

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Как таковой карандаш вам может понадобиться для прорисовки мелких деталей, или, для создания легких набросков, и чтобы наметить основной рисунок. Для этого вам понадобится простой твердый карандаш.

Для большего эффекта и прорисовки сложных мелких деталей, берите сангину в виде карандаша, а не брусочка.

Сангину же выбирайте по оттенку, в зависимости от того, что хотите нарисовать: портрет по фото, например, будет красиво смотреться в красных оттенках, а создавая пейзажи или натюрморты, возьмите для рисунка сангиной коричневые брусочки.

Какую бумагу взять

Бумага вам понадобится плотная, с шероховатой текстурой. Вы можете использовать как классическую белую бумагу, так и цветную бумагу, как, например, бумага для пастели, а также характерного оттенка крафтовую бумагу.

Фиксатив

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Вообще, такие рисунки можно не закреплять лаком, лучше будет, если их сразу убрать под стекло. Но, понятно, что не у всех есть такая возможность. Поэтому, можно покрыть ваш рисунок, выполненный сангиной, специальным фиксирующим спрей-лаком (жидкий не подойдет).

В художественных магазинах как правило продают специальные лаки, поэтому, я бы не советовала вам использовать обычный лак для волос. Также, помните, что лак всегда немного меняет цвет краски на картинах и рисунках, делает их более темными.

Если вы не хотите пользоваться лаком, а возможности убрать рисунок под стекло у вас пока нет, просто переложите его калькой, это предотвратит воздействие окружающей среды на материал.

Техника: как рисовать сангиной рисунки

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Рисовать сангиной можно по-разному, в том числе, и в разных техниках. Широкими мазками, тонкими линиями, штриховкой или полной заливкой – как рисовать сангиной выбирайте в зависимости от рисунка и задач, которые ставите перед собой.

Чтобы сделать цвет рисунка более насыщенным, рекомендуется также сильнее нажимать на брусок с сангиной, либо, смочить немного водой, как соус.

Наоборот, если вы хотите создать прозрачность, или поработать в технике лессировки, то вам поможет такой прием, как растушевка. Растирайте сангину до нужного вам оттенка пальцем, ватной палочкой, или мягкой сухой кистью. Растушевать рисунок стоит еще и в том случае, если вы работаете сангиной вместе с карандашом.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

В качестве основы, как я уже писала выше, берите текстурную бумагу, картон или холст, если захотите создать картину.

Варьируя толщину штриха, вы можете придать своему рисунку особую выразительность. А для разнообразия линий просто рисуйте брусочком сангины, а не карандашом – у брусков всегда интересно заточены грани, которые позволят вам создать красивый и интересный набросок или рисунок.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Вообще, создавая работы сангиной, поработайте над штриховкой, потренируйтесь накладывать ее с разных сторон и разной интенсивности. Также, если вы уже освоились с материалом, попробуйте сочетать штриховку вместе с растушевкой – и вы увидите, получится весьма интересный результат.

Известные художники, рисовавшие сангиной

Как вы помните из начала статьи, широкое распространение сангина получила в Италии, в эпоху Возрождения. Конечно же, художники и мастера того времени не могли обойти стороной этот материал.

Неудивительно, что несравненный Леонардо да Винчи делал наброски своих рисунков сангиной. В основном он рисовал обнаженную натуру, но также сангиной был выполнен его «Туринский автопортрет».

Наряду с Леонардо, сангиной пользовались и другие мастера:

Рафаэль Санти, например, использовал сангину не только для набросков, но и для создания самостоятельных произведений.

Питер Рубенс, нидерландский живописец XVII века тоже оставил нам некоторые рисунки сангиной:

Как вы могли заметить, многие художники прошлых эпох отдавали предпочтение рисункам человеческого тела и портретам. Это было еще и потому, что сангина превосходно передавала все изгибы и переливы человеческого тела и кожи.

Но были и художники, которые работали в графике, и создавали другие рисунки сангиной, например, пейзажи. Одним из таких художников был Жан Антуан Ватто, французский график и живописец, живший в XVII-XVIII веках, и творивший в эпоху Рококо. Вот несколько его работ:

Среди русских художников сангина тоже была весьма популярна. В основном, период распространения сангины в творческой среде в России пришелся на середину-конец XIX-XX веков. Сангиной часто делали эскизы для портретов красками.

Самые известные художники, использовавшие сангину, это, пожалуй, Валентин Серов и Карл Брюллов:

Заключение

Сангина – это такой графический материал, красновато-коричневого цвета, который можно использовать для создания эскизов и набросков, а также, самостоятельных картин и рисунков.

Сангиной также можно рисовать в разных техниках, добавлять к ней другие материалы, например, черный карандаш или белый мел, придавая рисунку большую выразительность.

Сангину используют вот уже на больше чем 500 лет, а первые упоминания о ней идут еще со времен эпохи Палеолита. Но, несмотря ни на что, этот материал завоевал любовь художников разных эпох и стран, от Леонардо да Винчи, до Валентина Серова и остается актуальным и по сей день.

Буду очень вам благодарна, если вы поставите 5 звезд в конце статьи. А если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их мне в комментариях!

Источник

Рисование сангиной: история красного мелка

С ангина. Такое звучное и романтичное слово переводится, как… кровь. Но ничего мистического и зловещего в этом нет. Сангина — это красный мел, который, как уголь, сепия, соус относится к разряду мягких художественных материалов.

Со времен палеолита до Возрождения

Этот простой мелок признан старейшим инструментом рисования. Поводом так считать служат пещерные красные рисунки животных, которые относят к эпохе палеолита. Сангину использовали древние греки для намёток композиций на вазах.

Как самостоятельный инструмент рисования сангина, как и уголь, итальянский карандаш, утвердилась много позже — в конце 15 века. Широкое распространение в художественном искусстве красный мелок получил в 16-18 веках.

Первым сангину начал применять великий Леонардо да Винчи. Красным мелом пользовались в своих работах Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело, Рубенс, Рафаэль и другие мастера эпохи Возрождения.

Художники Ренессанса красным мелом создавали предварительные рисунки, эскизы. Наиболее точно тёплый, мягкий цвет сангины передаёт структуру обнаженного человеческого тела. Поэтому художники того времени использовали этот графический материал для набросков анатомических особенностей телосложения натурщиков.

Сангина в русском изобразительном искусстве

Большое распространение этот художественный материал получил в русском рисунке 20-го века. Тогда мелок широко применялся для эскизов портретов и фигурных композиций. Интересно, что в это время даже сложился тип портрета, на котором тщательно отрабатывались кисти рук и голова модели, а остальные детали фигуры и фон передавался штрихами.

В своём творчестве сангину для рисования использовали такие известные живописцы, как В. Серов, К. Брюллов, А. Иванов, О. Кипренский и другие.
Сангина до сих пор остаётся популярным графическим материалом. Ей делают наброски и создают законченные произведения искусства.

Сколько форм и оттенков красного?

Sanguine традиционно характеризуют, как кроваво-красный. Её цветовая гамма — от светлых терракотовых до глубоких почти коричневых оттенков. Это расширяет горизонты монохромности рисования.

В продаже есть мелки разных видов: круглые палочки, остро заточенные стержни или же карандаши в деревянной оправе. Наборы бывают одноцветные или с несколькими оттенками.

Что нужно для рисования сангиной?

Всего два материала: красный мел и бумага. По умолчанию: планшет для рисования, кнопки для крепежа бумаги, клячка (художественный ластик), твёрдый карандаш и фиксатив.

Как рисовать?

В основе техники рисования сангиной лежит сочетание тонких линий и широких мазков, штриховки и пятен. Предварительно на бумагу наносится контур будущего объекта. Его можно сделать сразу мелками. Если вы не уверены в своих силах, то контур можно сначала поверхностно нанести простым твёрдым карандашом.

Насыщенность тона регулировать нужно силой нажима. Также некоторые художники применяют в этих целях смачивание мелка. Придать прозрачность и глубину цвета можно также при помощи растушевки. Для этого линии просто растирают пальцем или ватной палочкой.

Вы уже выбрали, что нарисуете: безмятежную красоту деревенских пейзажей или старые городские улочки? Может быть хотите передать прелесть летнего натюрморта? Или сохранить на память изображение любимого? Всё это может «красный» мелок с большой историей!

Источник

Узнаем то, что такое сангина

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично «справляются» с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей. Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную). Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный. Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников. Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей. Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает «кровь».

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

В переводе с латинского «sepia» — каракатица. И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!

У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый. В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.​

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин. Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.

Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже…

В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как «русская глина»).

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоСоус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил. Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.

Сангина

Сангина или Красная земля или Красный мел – древнейший материал самородного происхождения, известный людям с доисторических времен. Он принадлежит к группе красных земляных охр, обожженных в жерлах вулканов самой природой. Огненный материал красного цвета!

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Кроваво красный пигмент известен еще со времен Палеолита, когда им расписывали своды пещер. Еще в подростковом возрасте, лет в 12, мне довелось побывать на стоянках древних пещерных людей в республике Хакасии. Местечко называется Сулекские Писаницы и является памятником всемирного значения. Скалы в том месте густо покрыты тысячами древних изображений, датируемых 2 тысячелетием до нашей эры. Я помню, как меня удивило, что все они красного цвета. Материал, которым они выполнены, не что иное, как сангина, красная охра. Это был удивительный опыт, который я могу оценить лишь теперь.

Месторождения красной охры находятся в недрах многих стран. На нашей необъятной территории России также имеются обширные залежи охристых глин прекрасного качества, однако мы не используем ее в производстве пигментов. Традиционно сангину добывают в Италии.

Большинство из рисунков, известных в истории искусств до 1600 г., выполнены сангиной. До этого времени сангину называли «красным мелом» или «синопией». На самом деле это не мел, а каолиновая глина, содержащая в составе безводные окислы железа.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Название «сангина» произошло от латинского «sanguis», пришло через итальянский «sanguigna» во французский «sanguine», что означает «кровь» или «кроваво – красный». Любопытно, что «sanguis» переводится еще и как «сангвиник». Понятие сангвиник появилось уже после названия яркого жизнеутверждающего пигмента. Это и не удивительно – яркие энергичные люди ассоциировались с красным теплым цветом.

Сангина, как и прочие пигменты группы натуральных красных охр, отличаются исключительной прочностью, не боятся света, не выцветают, в составе красок быстро сохнут, отлично держатся на поверхности. Их используют в приготовлении всех типов красок.

Сангина представляет собой спрессованный, очень мелкий безводный порошок. Это свойство позволяет применять ее как сухой, так и растворенной в воде, используя кисть или перо. Кроме того, летучесть сангины дает возможность переноса достаточно точного зеркального изображения на другую поверхность с помощью постукивания по обратной стороне бумаги.

До конца 14 века с помощью нее выполняли эскизы на бумаге и изготавливали синопии — подготовительные рисунки для фресок, пока ее не сменила технология сграффито.
С этого времени сангина все больше становится самостоятельным графическим материалом.

Постепенно мастера изобретают технику «трех карандашей», где кричащая сангина используется уже очень деликатно, лишь подкрашивая и дополняя рисунок. Обычно в такой технике используются несколько тонов: Итальянский карандаш карандаш или сепия, сангина, мел и тонированная бумага. Получается очень красивый эффект, который до сих пор очень популярен среди художников.

Можно с уверенностью утверждать, что сангина не теряла необычайную популярность на протяжении всей истории человечества вплоть до 17 века — самого ее расцвета, после чего интерес с к технике пережил резкий спад. Но и сейчас сангина жива, ее используют многие художники.

Сангина в брусках круглого сечения. Сангина в брусках квадрантного сечения. Сангина китайского производства. Сангина в карандаше. Сангина в карандаше. Российское производство. Подольск.

Несмотря на свою популярность и распространенность, это достаточно коварный материал. Красная земля непросто корректируется и плохо стирается с бумаги. К тому же она имеет малый диапазон тона, что очень усложняет ситуацию для начинающего – рисунки получаются плоскими. Поэтому, если вы еще не достаточно хорошо владеете рисунком, не стоит браться сразу за сангину, потому как, скорее всего, вы будете очень разочарованы и можете бросить рисование.

А вам это не нужно, верно? Не зря во всех художественных заведениях начинают обучение с рисунка карандашом. Все потому, что он лучше всего поддается корректировке. Начните с графита или, в крайнем случае, с соуса.

Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалах

Если художник стремится передать характер формы или просто делает зарисовку, то для этого ему понадобится уголь, сангина, сепия и соус. Данные материалы прекрасно подходят для изображения крупных предметов, когда нет необходимости прорисовывать каждую деталь. Рисовать ими намного проще и быстрее, чем карандашом.

Уголь знаком человечеству с давних времен. Данный материал позволяет художнику раскрепоститься, наслаждаясь каждой линией или пятном. Все художники любили делать наброски будущих картин углем. После этого они продолжали свою работу уже красками. При этом нанесенный углем контур они просто стряхивали.

Уголь для рисования бывает двух видов: древесный и прессованный. Первый вид легко можно приготовить в домашних условиях. Рисунки древесным углом получаются бархатистые, а оттенки получаются прозрачными. Однако сейчас нет необходимости в самостоятельном приготовлении угля. Намного проще найти готовый материал в художественном магазине.

Если же говорить о прессованном угле, то его цвет более насыщенный и жирный. Делают такой материал химическим путем, используя угольный порошок. Связующим элементом в данном случае является клей растительного происхождения.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоЧто касается Сангины, то знакомство художников с этим материалом состоялось в эпоху Возрождения. Работать сангиной любили многие художники, имена которых в наше время гремят по всему миру. Сангина представляет собой рыженький мелок, в основе которого лежит глина, окись железа и связующее вещество. Данный материал отличается тем, что не выгорает на солнце. Поэтому картины, нарисованные сангиной, долго не теряют своей красоты. А еще сангина не осыпается при нанесении на бумагу. Сам же рисунок получается бархатным. Цветовая гамма колеблется от оранжевой до красной, от самых светлых тонов до темных.

Сепия очень похожа на сангину, но имеет более насыщенный коричневый цвет. А еще сепию можно разбавить водой. В наше время данный материал продается в виде акварели, чернил, карандашей и брусочков. Рисовать сепией можно с помощью кисти или пером.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоСоус является изобретением русских художников. Он отличается особой мягкостью. Соус очень похож на обычный карандаш с толстым стержнем или просто на кусочек пластилина. Изготавливают соус из смеси мела, сажи, окиси железа, клея и каолина. Данный материал не получил широкое распространение среди мировых художников, так как им невозможно прорисовать четкие линии. Его чаще применяют для растушевки. При этом палитра соуса состоит из десяти цветов, которые художник получает, смешивая черный и коричневый цвета с белилами. Соус можно разводить водой. В этом случае им можно рисовать с помощью кистей.

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

Уголь

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ.

Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Сангина и сепия

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах.

Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Соус

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки.

Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозможности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.

Лучшие друзья графика

Художественный уголь, соус, сангину и сепию хоть и схожи по текстуре, внешнему виду и цвету, тем не менее разительно отличаются. Например, натуральная сепия издавна изготавливалась из чернильного мешка каракатиц и кальмаров. Конечно, сегодня уже давно создан её искусственный аналог.

Есть общие правила рисования этими видами материалов — чаще всего используется плотная бумага, картон или холст с шероховатой поверхностью. Часто художник выбирает тонированную бумагу холодных оттенков. В этой статье мы расскажем о каждом из материалов подробнее и рассмотрим их функционал и особенности.

Сепия

Как мы уже написали, в производстве сепии использовали чернильные мешки морских моллюсков. Собственно, в переводе с греческого, сепия и означает «каракатица».

У сепии высокая красящая способность — недаром каракатица способна окрасить тысячи литров воды за секунды, маскируя своё присутствие. Сепия сегодня изготавливается на основе красок акварельного типа, имеет коричневый оттенок. Она конечно, не такая стойкая, как натуральная, но зато заметно дешевле стоит и поэтому востребована у художников, применяющих традиционные техники.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Сангина

Сангина — это мелки или карандаши, которые также были почитаемы в средние века. Красивый красновато-рыжий тон, хотя он может варьироваться от степени просушки и прожарки материала — жжёной окиси железа.

Наиболее известные работы сангиной — анатомические рисунки Леонардо Да Винчи, безусловно узнаваемые и впечатляющие своей детализацией. Работы, созданные с помощью сангины получаются живыми и фактурными, портреты выглядят по своему тепло и интересно. Но по своей природе как материал сангина не очень долговечна, поэтому работы лучше сразу помещать под стекло, чтобы они не осыпались при высыхании.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Соус

Художественный соус — сухой мелок серого или землистого цвета, может также быть белым и чёрным. Его основная область применения графика — как в жидком виде, так и «по-сухому». Соус для рисования в жидком виде готовится так: его истирают до порошка(например, ножом) и разводят водой.

Жидкий соус напоминает по виду на бумаге акварель. В сухом виде работа соусом мало отличима от работы, например, углём и сепией, но он более жирный и оставляет яркий след. Часто используется и совмещённая техника — когда на основу, созданную жидким соусом наносятся штрихи сухим.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Уголь

Будучи одним из древнейших материалов для живописи, художественный уголь и сегодня остается актуальным. Сегодня он принял вид тонких палочек, которые производятся путём обжига веточек деревьев различных пород особым способом — карбонизацией.

Ещё в эпоху Ренессанса с помощью угля выполнялся эскиз будущей работы, так как такой рисунок было легко исправить. В работе с углём применяется ластик-клячка, который прокатывают по бумаге.

Обычно при работе с углём применяют шероховатую бумагу, так как уголь плохо соединяется с поверхностью и начинает осыпаться. Поэтому угольные работы также рекомендуется хранить под стеклом. Сегодня уголь — лучший друг художника-графика.

Их любят за бархатистость оттенком, видимую фактуру, превосходные возможности передачи света и тени, тона. С помощью угля можно создать очень реалистично выглядящее изображение, сочетая линии и фон в едином ключе.

Курсы рисования пастелью

При помощи живописи можно создать невероятный красочный мир, атмосферу, передать на листе бумаги впечатления или просто скопировать изображение.

Для этого при рисовании художники используют множество техник и материалов. Но чтобы качественно воплотить идею, нужно учиться и много практиковаться. Мы расскажем о некоторых интересных видах художественных материалов. Используя их, вы получите очень интересные и необычные картины.

Рисуем при помощи цветной пастели

Этот материал любят многие художники. Но он не так прост в использовании, если вы только начинаете рисовать.

В магазинах можно встретить пастель в форме мела или в виде карандашей. Этот материал отличается особой мягкостью. Из-за своей структуры он легко осыпается с бумаги, если лист, например, потрясти.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Пастель подразделяется на сухую, масляную, восковую и акварельную. Самый популярный вид для рисования – сухая. В зависимости от содержания связующих веществ она бывает твердая и мягкая.

Сухой пастелью не получится работать на обыкновенной бумаге из-за гладкой структуры поверхности. Нам нужна шероховатая текстура, чтобы нанесенный материал не осыпался. Вы можете использовать холст, картон или специальную пастельную бумагу. Для удобства нанесения материала используются дополнительные инструменты. С их помощью процесс создания работы будет удобнее и быстрее.

Как правильно работать?

Новичкам рекомендуется начинать с сухого вида. При создании работы нужно учесть некоторые нюансы.

Как делать красивые работы углем

Этот материал пользуется популярностью у художников еще с древних времен. На занятиях в школе-студии «Мастер рисунка» под руководством опытного педагога вы сможете понять все тонкости техники исполнения.

Для рисования используют специальные виды угля. Каждый из них имеет разный состав и форму.

Палочки. Они изготавливаются из бука или винограда. Веточки обжигаются в печи при высокой температуре.

При прорисовке мелких деталей используют твердый вид, а при создании переходов и тонировки большой площади лучше подойдут мягкие.

Карандаши. На вид они ничем не отличаются от обыкновенного графитового карандаша, но стержень в данном случае изготавливается из древесины. Ими удобнее работать, чем палочками, т.к. вы не испачкаете руки, когда держите инструмент. Так же ими хорошо делать прорисовку, но такой карандаш не подойдет для широкой штриховки.

Прессованный уголь. Он изготавливается из крошки и клея растительного происхождения. Эти два компонента смешиваются и прессуются. На прилавки магазина такой материал попадает в виде палочек или карандашей. Линии получаются насыщенно черными. А вот удалить краску после нанесения будет довольно-таки непросто.

Что еще может понадобиться?

Для работы опять же понадобится специальная бумага с шероховатой поверхностью, чтобы материал не осыпался. Подойдет пастельная или акварельная бумага.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Для удаления нанесенного материала можно использовать ластик-клячку или тряпочку. Старайтесь не касаться бумаги рукой, чтобы не растереть материал по поверхности, иначе на ней останутся темные пятна. Для закрепления картины можно использовать фиксатив-закрепитель, создающий тонкий слой пленки, препятствующий осыпанию нанесенного материала.

Этот материал хорошо подходит для тонирования и создания градиента. Начинайте работу с построения композиции. Затем приступайте к прорисовке деталей. Е если вы работаете угольными палочками, то толщину линий можно регулировать за счет наклона.

Что такое сангина?

Это мел красного оттенка, относящийся к виду мягких художественных материалов. Такой вид мела считается старейшим инструментом для рисования.

Что еще может понадобиться

Поскольку этот художественный материал плохо фиксируется на обычной бумаге, нам понадобится шероховатая поверхность. Для работы подойдет постельная или мелкозернистая крафт-бумага.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Мелки бывают нескольких оттенков. В зависимости от выбранной композиции вы будете использовать разные цвета. Для создания фигуры лучше подойдут мелки красноватого цвета, а для пейзажей используйте коричневые тона.

Лишние детали легко убираются при помощи ластика-клячки. Закрепить краску можно при помощи фиксатива или обыкновенного лака для волос.

Первым делом создается контур будущих объектов. Его лучше сразу наносить мелками, но и простой карандаш тоже подойдет. При создании работы используйте как штриховку, так и широкие мазки в сочетании с тонкими линиями.

Насыщенность цвета регулируется при помощи нажима. Также мелок можно смочить, чтобы получить более глубокий цвет. Для создания прозрачности используйте растушевку. Ее легко сделать, просто растерев линию пальцем.

Используем соус

Несмотря на свое название, этот материал – не что иное, как мелок, в состав которого входит сажа, каолин, клей и, собственно, мел. Художники его используют и как для работы с эскизами, так и для создания самостоятельных работ.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Выбор оттенков невелик, до 10 цветов в наборе. Есть сухая и мокрая техника нанесения. Этим мелком наносится общий тон будущего изображения. Он сочетается с другими художественными материалами. То есть после заливки фона мелкие детали могут быть проработаны карандашами. Существует две техники работы.

Рисование сухой техникой. Ее используют для создания набросков. Им наносят штриховку, которую потом легко растушевать пальцем. Лучше использовать шероховатую бумагу. Сухая техника напоминает работу с пастелью. Готовый рисунок закрепляется лаком или фиксативом.

Рисование мокрой техникой. Для создания работ в этой технике уже понадобятся дополнительные приспособления: ластик, кисть, карандаш для ретуши и вода.

Мелок можно раскрошить на отдельном листе бумаги. При помощи мокрой кисти разбавьте небольшое количество полученного порошка водой, чтобы получилось подобие акварельной краски. Ластиком можно не только удалять линии, но и создавать светлые участки. Для проведения четких линий используйте ретушный карандаш.

В финале работа закрепляется лаком. Конечно, в одной статье не уместить всех тонкостей работы с тем или иным материалом. Да и без практики до конца невозможно понять, как именно следует рисовать.

Сангина. Сангина в деревянной оболочке. Итальянский карандаш. Смешанная техника работы углем и сангиной. Сепия. Соус. Фиксативы

Сангина – материал для рисунка, продукт природного минерального происхождения, состоящий из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа. Залегает в вулканических породах и имеет природный обжиг. Имеет интенсивный красно-коричневый светоустойчивый цвет. Качества: мягкость, ровная растяжка тона, насыщенный цвет, относительно прочное сцепление с поверхностью бумаги.

Сангина – карандаши без оправы красно-коричневых тонов (из каолина и окислов железа). Рисовать можно краем и плоскостью. В зависимости от способа результатом будет либо тонкая линия, либо широкая, часто неоднородная полоса.

Рисовать сангиной линией, штрихом, в растушевку можно на различных бумагах. Для длительных рисунков лучше употреблять бумаги типа ватман и все плотные с шероховатой поверхностью. Для набросков можно использовать бумагу низших сортов, по возможности зернистую, годится и оберточная бумага.

Часто художники рисуют сангиной в сочетании с другими материалами, например с углем, карандашом, мелом, на картоне, тонированных бумагах, лучше серых, голубоватых, зеленоватых и других цветов холодных оттенков, ею можно работать и на грунтованном холсте.

Растушки применяют из тонкой кожи, замши или бумаги, а также употребляют тряпки и вату, для ослабления теней используют стертые под углом жесткие щетинные кисти. Стирают сангину мягкими резинками и жесткими типа радоль. Следует помнить, что от излишнего трения бумага становится ворсистой и на ней работать дальше становится все трудней.

Фиксировать работы, выполненные сангиной, нужно только по необходимости, лучше всего медленно высыхающими фиксативами: святым молоком или желатином, разбавленными водой. Рисунки темнеют от всех фиксативов, особенно от быстросохнущих, то есть спиртовых.

Произведения, исполненные сангиной в сочетании с черным карандашом, углем, соусом и другими материалами, фиксировать нельзя, их хранят, проложив тонкой бумагой, или ставят под стекло для окантовки.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Рисунки могут быть поданы в технике штриховки, тушевки-растирки или композитной, включающей все эти приемы.Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Сепия – светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска – сепии.

Художественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что этоХудожественная сангина что это. Смотреть фото Художественная сангина что это. Смотреть картинку Художественная сангина что это. Картинка про Художественная сангина что это. Фото Художественная сангина что это

Соус – материал для рисунка, известный с конца 18 века. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов, применяемых в рисунке, широким тональным диапазоном.

Соус приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея. Затем соус прессуется и поступает в продажу в виде цилиндрических палочек, обернутых в оловянную бумагу. Известны два способа работы соусом: сухой и мокрый. Прежде чем начать работать соусом сухим способом, палочку соуса растирают о кусочек шероховатой бумаги.

Затем, взяв эту образовавшуюся на бумаге пыльцу на растушку, наносят ее на рисунок, предварительно подготовленный карандашом. Работают сухим соусом, применяя замшевую или бумажную растушку, сделанную из мягкой бумаги, а также тряпочку или тампон из ваты.

Моделируют вначале основные формы и крупные поверхности рисунка, в ходе работы, по мере необходимости пользуются то одним, то другим инструментом. При желании усилить тона в теневых местах добавляют необходимое количество соуса-тона ударами палочки соуса и тотчас же растирают эти пятна тампоном ваты.

Детали моделируют и завершают чаще всего угольным карандашом, дающим однородную с соусом матовую поверхность. В процессе работы, когда необходимо снять соус с бумаги, пользуются резинкой, клячкой, тряпочкой или ватой.

Соус, как известно, очень мягкий и жирный материал и, применяемый в сухом виде, сильно крошится и ломается, что почти не позволяет прибегать к штриховой технике исполнения рисунка. Надо отметить также, что сухой соус имеет плохое сцепление с поверхностью бумаги, легко стирается и осыпается.

Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, святым молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина. При этом следует помнить, что при интенсивном фиксировании полутона в значительной степени темнеют, нарушая тональные отношения.

Плохое сцепление с поверхностью бумаги, а также трудности его фиксации снижают возможность широкого применения техники сухого соуса в рисунке. Чаще всего соус применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо бумагу наклеить на доску.

Бумага должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы выдержать неоднократные размывки водой и частое применение резинки. Для работы необходимо приготовить посуду для воды и разведения соуса, а также акварельные кисти различных размеров. В некоторых случаях в работе соусом могут быть применены крупные щетинные кисти.

Приступая к рисунку, предварительно на листе бумаги карандашом легко наносят рисунок объекта изображения. Затем, разводя соус в воде, соответствующими кистями свободно прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения, характеризующие данную форму.

Соус, высыхая на бумаге, как бы фиксируется сам собой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Рисунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегруженные тоном места при помощи снимающих средств (чаще всего употребляется мягкая резинка).

Окончательное завершение деталей формы требует применения в работе мелких акварельных кистей, угольного карандаша или других материалов, с помощью которых могут быть выполнены рисунки в этой интересной технике исполнения. Рисунок мокрым соусом ведется в основном так же, как и любым другим материалом в мокрой технике. Выполненный мокрым соусом рисунок, как правило, требует к себе бережного отношения, иногда хранения под стеклом.

Если рисунок мокрым соусом хотят выполнить с применением таких материалов, как угольный карандаш, сухой соус, уголь, тушь, то необходимо иметь их под рукой и использовать по необходимости во время работы. Надо отметить, что абсолютное большинство рисунков мокрым соусом выполнено почти всегда в сочетании с другими материалами, что значительно обогащает рисунок.

Рисование Сангиной. Техника + Особенности

Сангина. Такое звучное и романтичное слово переводится, как кровь. Но ничего мистического и зловещего в этом нет. Сангина — это красный мел, который, как уголь, сепия, соус относится к разряду мягких художественных материалов.

Со времен палеолита до Возрождения

Этот простой мелок признан старейшим инструментом рисования. Поводом так считать служат пещерные красные рисунки животных, которые относят к эпохе палеолита. Сангину использовали древние греки для намёток композиций на вазах.

Как самостоятельный инструмент рисования сангина, как и уголь, итальянский карандаш, утвердилась много позже — в конце 15 века. Широкое распространение в художественном искусстве красный мелок получил в 16-18 веках.

Первым сангину начал применять великий Леонардо да Винчи. Красным мелом пользовались в своих работах Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело, Рубенс, Рафаэль и другие мастера эпохи Возрождения. Художники Ренессанса красным мелом создавали предварительные рисунки, эскизы. Наиболее точно тёплый, мягкий цвет сангины передаёт структуру обнаженного человеческого тела. Поэтому художники того времени использовали этот графический материал для набросков анатомических особенностей телосложения натурщиков.

Большое распространение этот художественный материал получил в русском рисунке 20-го века. Тогда мелок широко применялся для эскизов портретов и фигурных композиций. Интересно, что в это время даже сложился тип портрета, на котором тщательно отрабатывались кисти рук и голова модели, а остальные детали фигуры и фон передавался штрихами.

В своём творчестве сангину для рисования использовали такие известные живописцы, как В. Серов, К. Брюллов, А. Иванов, О. Кипренский и другие.Сангина до сих пор остаётся популярным графическим материалом. Ей делают наброски и создают законченные произведения искусства.

Sanguine традиционно характеризуют, как кроваво-красный. Её цветовая гамма — от светлых терракотовых до глубоких почти коричневых оттенков. Это расширяет горизонты монохромности рисования. В продаже есть мелки разных видов: круглые палочки, остро заточенные стержни или же карандаши в деревянной оправе. Наборы бывают одноцветные или с несколькими оттенками.

Всего два материала: красный мел и бумага. По умолчанию: планшет для рисования, кнопки для крепежа бумаги, клячка (художественный ластик), твёрдый карандаш и фиксатив.

В основе техники рисования сангиной лежит сочетание тонких линий и широких мазков, штриховки и пятен. Предварительно на бумагу наносится контур будущего объекта. Его можно сделать сразу мелками. Если вы не уверены в своих силах, то контур можно сначала поверхностно нанести простым твёрдым карандашом.

Насыщенность тона регулировать нужно силой нажима. Также некоторые художники применяют в этих целях смачивание мелка. Придать прозрачность и глубину цвета можно также при помощи растушевки. Для этого линии просто растирают пальцем или ватной палочкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *