Художник по костюмам что это
Художник по костюмам (кино, театр и TV)
Художник по костюмам в кино, театре и на телевидении создаёт одежду для героев. Он помогает актёрам в их перевоплощении. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Художник по костюмам входит в творческую группу фильма или спектакля, которую возглавляет художник-постановщик (сценограф). Все костюмы работают на общее художественное решение фильма или спектакля, поэтому работа над проектом начинается с чтения сценария (пьесы) и разработки каждого образа. Костюм героя, как известно, выражает его принадлежность к какой-то профессии, слою общества, выдаёт его возраст, раскрывает индивидуальность. И придумывание костюма – это часть создания образа. Художник по костюмам взаимодействует с режиссёром, художником-постановщиком, гримёром. И, конечно же, с актёрами, каждому из которых костюм должен помочь перевоплотиться в героя произведения.
Костюмы могут быть вполне обыденными, особенно если действие происходит в наши дни, а могут относиться к иным эпохам. Так называемые костюмные, исторические фильмы часто отличаются особой пышностью нарядов, в фильмах о будущем костюмы подчёркивают футуристичность действия. В хорошем фильме или спектакле все костюмы продуманы для мелочей, там нет места случайным фасонам и цветовым решениям. Всё подчинено общей художественной концепции.
Художник по костюмам рисует эскизы одежды, обсуждает свои идеи с художником-постановщиком, продумывает детали, выбирает ткани, поручив изготовление швейному цеху, контролирует процесс и следит за точностью исполнения своего замысла. Во время примерки он оценивает, насколько целостным получается образ, если нужно, вносит изменения. Для актёров массовых сцен костюмы зачастую не шьются специально, художник выбирает их из того, что есть в костюмерной или в фонде киностудии.
В современном кино всё чаще наряду с живыми актёрами действуют виртуальные персонажи. Но и они нуждаются в одежде, которые придумывает художник по костюмам. Художники-графики воплощают его эскизы с помощью компьютеров.
Мастерство художников по костюмам отмечают специальными премиями кинематографических и театральных фестивалей.
Рабочее место
Художники по костюмам работают в киностудиях, на телевидении, в театре.
Важные качества
Профессия художник по костюмам предполагает способность к рисованию, богатое художественное воображение, интерес к работе с тканями, склонность к работе руками, хорошее цветовосприятие, внимание к деталям.
Знания и навыки
Художнику по костюмам должен уметь рисовать, знать технологию швейного дела, историю костюма, стилей, технологий создания одежды, знать свойства тканей и владеть средствами их художественной обработки.
Настоящий художник по костюмам постоянно расширяет свой кругозор, познаёт предметный мир и настоящего, и прошлого, посещает музеи, театры, смотрит фильмы. Всё это – источник новых идей.
Оплата труда
Зарплата художника по костюмам (кино, театр и tv) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Обучение на Художника по костюмам
Профессию художника по костюмам можно получить в одном из вузов для работников театра, кино и телевидения.
Как стать художником по костюмам
Обновлено: 11 Июля 2021
Сколько раз вы восхищались образами и костюмами персонажей Marvel, роскошными нарядами актеров в сериале «Великолепный век» или «Игра престолов»? Над образами героев, в том числе, над их одеждой обычно трудится целая группа костюмеров во главе с художником по костюмам.
Краткое описание профессии
Художник по костюмам — это тот самый человек, который разрабатывает, рисует и создает одежду для кинофильмов, театральных постановок и телевидения.
Задача художника по костюмам — не просто одеть актеров, а создать визуальный образ персонажей так, как их видит режиссер, при этом наряд должен соответствовать эпохе и подчеркивать характер героя. Обычно работа художника строго ограничена по времени, за которое ее нужно изготовить, и по бюджету, который на нее выделен.
Особенности профессии
Художник по костюмам — это, с одной стороны, главный костюмер, ведь он руководит целой группой костюмеров. Но деятельность его масштабнее, а функции — гораздо шире. Он вместе с режиссером и художником-постановщиком продумывает образы героев: от и до. Начиная от нарядов, которые должны полностью соответствовать исторической эпохе, характеру персонажа и задумке режиссера и заканчивая мелкими и не очень аксессуарами (туфли, шляпки, перчатки, серьги, броши, веер и т.п.).
Художник по костюмам наравне с режиссером-постановщиком несет ответственность за реалистичность образов, которые мы видим на экране или на сцене театра.
Чтобы гарантированно справиться с обязанностями главного костюмера необходимо обладать следующими качествами:
Обязанности художника по костюмам
Ошибочно думать, что художник по костюмам занимается только творческой деятельностью. Помимо творческой работы создателю одежды для театра и кино приходится иметь дело с рутиной. Он:
И все же именно с творческой деятельностью характеризуются основная работа художника по костюмам. Это:
Но и на этом работа художника по костюмам не заканчивается. Он в обязательном порядке участвует в примерке нарядов вместе с режиссером-постановщиком, обеспечивает логистику изделий до места съемок и несет ответственность за судьбу костюмов по окончании съемок проекта, под который они были созданы.
Где учат художников по костюмам
Освоить эту интересную профессию можно 3-мя способами:
Лучшими ссузами в этой сфере считаются:
Профессию художника по костюмам можно получить и в высших учебных заведениях нашей страны.
Лучше всего постигать эту профессию в специализированных вузах, имеющих непосредственное отношение к театру и кино, учиться у преподавателей, которые досконально разбираются в вопросе. Отличным опытом станет подработка ассистентом у дипломированного опытного мастера. Только так можно приобрести практические навыки этой профессии.
Альтернативой стандартного образования являются узко-специализированные курсы. Такой формат обучения предлагают многие образовательные центры:
Но нужно понимать, что в нашей стране курсы традиционно рассматривают лишь как вариант получения дополнительного образования. Специалисту, у которого есть сертификат о прохождении курсов, но нет диплома о среднем или высшем профессиональном образовании, сложнее будет найти себе работу, чем его коллеге с дипломом.
Чему учат художников по костюмам в учебных заведениях
Будущие художники по костюмам много учебных часов проводят, постигая искусство дизайна одежды. Также в обязательном порядке им преподают живопись и традиционные дисциплины, способные расширить кругозор и дать необходимые знания.
Направления дизайна одежды
Дисциплины, которые относятся к дизайну одежды — это:
Другие дисциплины
Художник должен уметь хорошо рисовать. Поэтому в учебных заведениях этому направлению уделяют большое значение.
Студенты занимаются по следующим направлениям, связанным с рисунком:
Не обходится в обучении и без традиционных дисциплин:
Примеры лучших работ по специальности
Немногие знают, что существует целый ряд премий, которые присуждаются художникам, создающим одежду для фильмов. Так, в США с 1995 года вручается премия Гильдии, которая оценивает работу главных костюмеров. Номинантами на нее в числе прочих становились такие сериалы как «Черное зеркало» и «Игра престолов». Всем известная статуэтка «Оскар» ежегодно присуждается в номинации «Лучший дизайн костюмов» с 1948 года. В 2021 году премию получила Жаклин Дюрран за наряды к фильму «Маленькие женщины».
Во Франции есть аналогичная премия «Сезар», которую проводит Академия искусств и технологий кинематографа. Премия вручается с 1985 года. В 2021 премия получила Паскалин Шаванн за костюмы к фильму «Офицер и шпион».
В России художник по костюмам может получить премию «Ника» за лучшую работу. Премия вручается Российской Академией кинематографических искусств ежегодно с 1988 года. В 2019 году премию получила Татьяна Патрахальцева за костюмы к фильму «История одного назначения».
Кадр из фильма «Игра престолов»:
Кадр из фильма «Маленькие женщины»:
Кадр из фильма «Офицер и шпион»:
Кадр из фильма «История одного назначения»:
Художник-костюмер — интересная и творческая профессия. Однако в учебе всегда попадаются сложные, нелюбимые дисциплины. Не стоит отчаиваться! Образовательный ресурс Феникс.Хелп готов прийти на помощь студентам в трудную минуту.
Чем занимается костюмер?
Театр с момента своего появления породил немало специфических профессий. К таковым можно отнести, например, художников по костюмам (или просто костюмеров). Впрочем, сейчас такие специалисты встречаются далеко не только в театре, но и в кино, сериалах и на телевидении.
Художник по костюмам: кто это?
Художник по костюмам (костюмер) – это специалист по созданию образов для тех или иных ролей. Его задача правильно подобрать (или вовсе изготовить с нуля) наряды для актерской труппы. Наряду с гримерами и художниками-декораторами он отвечает за грамотную визуализацию спектакля или фильма.
Любая сцена, деталь костюма, антуража работает на раскрытие образа. Именно грамотная работа костюмера помогает зрителям не только поверить в происходящее на сцене или экране, но и увидеть некоторые черты и особенности персонажа еще до того, как об этом будет упомянуть вербальным образом.
В своей работе костюмер активно работает в первую очередь с гримерами и реквизиторами, однако, утверждает все образы режиссер фильма (спектакля), сценаристы.
Одним словом, костюмер всегда работает в команде с коллегами, активно идти на контакт, быть открытым для чужих идей и при необходимости отстаивать свою точку зрения.
От хорошего художника по костюмам требуется несколько ключевых навыков:
разбираться в истории моды;
разбираться в фасонах и видах ткани для тех или иных образов;
уметь визуализировать внешний вид персонажа, как он будет смотреться в объективе или под искусственным освещением;
понимать творческий замысел и умело подбирать детали костюма, которые бы работали на раскрытие персонажа.
Каждое решение костюмера должно быть взвешенным и продуманным, направленным на то, чтобы создать запоминающийся и цельный образ для зрителя.
Помимо прочего художник по костюмам не только создают новую одежду для актеров, но и отвечает за хранение старых. Это нужно для нескольких целей. Во-первых, опытных костюмер при необходимости легко может переработать один костюм в другой, если есть подобная необходимость. Во-вторых, для актеров массовки индивидуальные костюмы не нужны, поэтому проще и дешевле брать их из запасников.
В последние годы самой яркой особенностью профессии костюмера стало внедрение 3D-технологий. Художники по костюмам теперь работают не только с живыми актерами, но и с трехмерными моделями. Их навыки нужны не только в кино и на телевидении, но и при создании, к примеру, персонажей компьютерных игр.
Источник фото wayhomestudio/freepik
Профессиональные обязанности костюмера
Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д. Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся.
В профессиональные обязанности костюмера следует включить:
знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;
согласование эскизов с режиссером, гримером;
примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;
создание дополнительных, дублирующих комплектов;
ремонт костюмов, их хранение и учет.
Требования к профессии художник по костюмам
Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:
иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;
знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;
уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.
Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер. Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.
Источник фото freepik
Место работы художника по костюмам
Как уже ранее упоминалось, художник по костюмам может работать во многих сферах:
При этом необходимо иметь в виду, что достаточно часто у художника будет либо ненормированный, либо нестандартный рабочий день. Например, при съемках фильма он может работать в другом городе, а сами съемки могут проходить в вечернее время или ночью.
Где выучиться на костюмера?
Учебные заведения в области театра и кино имеют необходимые направления подготовки для желающих освоить эту профессию. Но при этом стать художником по костюмам может также и обычный дизайнер одежды. Правда, в этом случае ему придется постигать многие технические нюансы либо на практике, либо с помощью специальных курсов.
В связи с этим получение профильного образования – более простой шаг для получения необходимых навыков и знаний. Хотя это и не является гарантией дальнейшего трудоустройства.
Личностные качества профессии художник по костюмам
Для того, что работать в данном направлении необходимо обладать следующими качествами:
хороший глазомер и цветовосприятие;
внимательность по отношению к мелким элементам;
умение работать в команде;
усидчивость и готовность к кропотливой работе.
Сколько зарабатывает костюмер в театре и кино?
Величина оклада художника по костюмам определяется местом его работы. В целом, театральные специалисты имеют стабильный и постоянный доход в районе 40 000 рублей.
Если же говорить о костюмерах, которые работают на телевидении или в кино, то чаще всего это проектные сотрудники. На телевидении трудоустройство более стабильное и постоянное, нежели в кино, где всю съемочную группу предпочитают набирать непосредственно перед новым проектом. В этом случае уровень их заработной платы может достигать 80 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии костюмера
В число положительных аспектов профессии художник по костюмам необходимо внести следующее:
возможность участия в интересных проектах;
широкие перспективы для профессионального роста и развития;
относительно высокий уровень дохода.
К минусам же стоит отнести:
сложности с трудоустройством;
ненормированный рабочий день, длительные командировки;
большие объемы работы;
перспектива нестабильного источника дохода.
Одеть актёра в «жизненные вещи»: эволюция профессии «художник по костюмам» в кино
От работника уличного театра до одного из главных специалистов в создании современного фильма.
Первым в мире фильмом принято считать «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» 1895 года. Картина, снятая и показанная братьями Люмьер, положила начало эпохи кинематографа. Тогда никто не догадывался, во что со временем вырастет это искусство и сколько новых профессий благодаря нему появится.
Художника по костюмам в сфере кино долго не существовало. Подбором одежды для героев кино и театра занимались либо сами актёры, либо сценические декораторы. Однако сегодня невозможно представить производство фильма без участия команды художника по костюмам. Во многом работа этих специалистов определяет успех картины.
Первые костюмы, которые позже перебрались в кино, появились в театре. Психолог и режиссёр Леонид Улановский в книге «Две трансформации. Психология актёра и театральный костюм» пишет, что первые сценические костюмы возникли в древней Греции. Именно в них, а не в декорациях, заключался зрелищный интерес. Маски и костюмы подчёркивали и увеличивали фигуры исполнителей.
Костюм актёра состоял из двух характерных для древнего грека одежд: нательного хитона и плаща, но по цвету и покрою они сильно отличались от бытового костюма. Цвет считался характерной приметой роли: цари носили красное, несчастные – синее с чёрным.
Были и индивидуальные одежды: сетчатый плащ для прорицателя, алая накидка для охотника. Ряд античных изображений дают представление о создаваемых таким путём страшных, почти чудовищных фигурах. И не удивительным кажется старинный рассказ о том, как жители далёкой Испании, впервые увидев трагического актёра, пали перед ним на землю, как перед новым божеством.
Созданием масок и другого реквизита занимались люди, которых называли skeuopoios, или создатель реквизита. Маски играли важную роль в костюмах древних греков, так как именно они выражали состояние героя. Трагический актёр не смог бы показать такую эмоцию, если бы не его маска со страдальчески открытым ртом и огромными провалами глаз.
Позднее, в 4 веке до нашей эры, костюмы актёров стали более близкими к жизни. В комедиях Менандра (древнегреческий комедиограф) появились персонажи, которые отличались большой подвижностью, а потому костюм трансформировался в трико, рубаху и плащ — они не сковывали движений. Также появились индивидуальные маски для актёров — их один человек менял с каждой новой ролью.
В 3 и 2 веках до нашей эры театр пришёл в Рим. Костюмы для сцены создавались по образцу греческих, но отличались пышностью: пурпурные ткани, украшенные серебром одежды. Маски перестали играть важнейшую роль, в некоторых спектаклях от них отказывались.
В Средневековье участниками театра были священнослужители, которые оставались в традиционных одеждах. Постепенно из церкви они вышли на улицы, служители церкви сменились на горожан, а костюмы разделились на бытовые и фантастические. Бытовые олицетворяли местных жителей: торговцев и мастеров, фантастические — ведьм, ангелов и других вымышленных персонажей. За костюмы отвечали гильдии ремесленников.
В эпоху Ренессанса появился новый театр. Он стал наиболее похожим на театр нашего времени: здесь зародились многоярусные ложи, ряды кресел в партере, рампа и занавес. Одной из особенностей нового театра стали профессиональные актёры. Кроме того, за декорации и костюмы отвечал один человек, который выполнял роль сразу и художника, и архитектора, и декоратора. Участие в создании оформления театральных сцен принимали и выдающиеся личности, в том числе Леонардо да Винчи. Костюмы того времени отличались крайней пышностью. Порой они специально демонстрировались зрителям перед спектаклем.
В 17 веке, в эпоху барокко, костюмы стали эмоциональными и экспрессивными. За создание нарядов отвечали известные художники того времени, например, Даниэль Рабель. Он проектировал костюмы для балетов-бурлесков и до своей смерти был официальным сценографом придворных театров и балетов. Правитель Франции Людовик 14 закрепил за собой двух художников, которые создавали костюмы для королевского театра, — Анри Жиссе и Жана Берена. Модели, созданные ими из роскошных тканей, выставлялись на маскарадах, которые любили король, придворные и представители других держав.
18 век ознаменовал конец аристократической моды, провозгласил новые идеи в области искусства костюма, приблизив его к античному идеалу. А в 19 веке появился романтизм, в основе которого лежало столкновение личности нового времени с не поддающейся изменению общественной средой. Женщины стали носить корсеты, шляпы; рукава и юбки платьев приобрели форму колокола. Мужчины продолжали носить светлые брюки, а сверху — тёмный жилет или фрак. Профессии «художник по костюмам» как таковой до сих пор не существовало, но всё изменилось с появлением кино.
Годом рождения кинематографа считают 1895 год. Тогда братья Люмьер представили публике свой документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». В 1896-1897 годах публичные демонстрации короткометражных фильмов прошли во всех столицах мира, а в начале своего развития кино многое заимствовало у театра и живописи. Фильм «Песнь про купца Калашникова» 1909 года копировал композиционные приёмы картин Васнецова, а картины с военными сценами нередко цитировали живопись Верещагина. Костюмы для героев также создавались на основе тех изображений, которые в живописи считались историческими.
Долгое время киностудии не имели специалистов по костюмам. Обязанность обеспечить достоверность облика героя лежала на самих актёрах: те брали костюмы напрокат в театральных мастерских. Однако позже грим и костюмы перестали устраивать режиссёров, так как образ должен был получаться достоверным и реалистичным. На съёмочных площадках появились костюмеры, а затем и художники по костюмам, которые продумывали внешний облик персонажа.
Большую роль в развитии кинематографического костюма сыграли фильмы Евгения Бауэра (русский режиссёр немого кино), который ранее работал театральным художником. Костюм в его картинах становился средством выражения всего богатства эмоциональных оттенков сюжета. В его фильмах получили популярность звёзды дореволюционного немого кино — Вера Холодная и Вера Каралли. Они занимались танцами и балетом, а их костюмы подчёркивали хрупкость и одновременно земную женственность и отражали характеры героинь.
Наибольшее развитие профессия «художник по костюмам» получила в 1920 году. Тогда в кино пришла целая плеяда специалистов, которые сделали кинообраз достоверным.
Костюмы и соответствовали историческому времени сюжета, и содержали в себе характеристики ситуации. Так, например, юбка Эдит из фильма Л.В. Кулешова «По закону» была сделана из куска пледа, который находился в хижине — яркая выразительная деталь, которая говорит и о бедности, и о желании героини казаться красивой, и о суровых условиях жизни на золотых приисках.
Аналогичные подходы к подбору кинокостюма использовались и в 1930-е, и в начале 1940-х годов. Когда в 1930-е годы фильм обрёл звук, многие решили, что великое искусство передавать мысль через образы, движения и монтаж скоро исчезнет. Но звуковое кино стало новым рубежом поиска форм изобразительной выразительности фильма. Кинематограф 1960-х годов развивал уже сложившиеся традиции, дополняя их новыми приёмами.
С годами костюм стал неотъемлемым элементом кинообраза. Он выполняет две важные задачи: поддерживает повествовательную канву, создавая достоверный образ персонажа, а также служит композиционным целям и уравновешивает кадр с помощью цвета и текстур.
Художник по костюмам — человек, который проектирует одежду для героев кино и театра. Он умеет то же, что и традиционный модельер, но должен создавать костюмы, отвечающие требованиям фильма. Кроме того, художник работает вместе с членами съёмочной команды, отвечающими за свет и декорации, для создания полной визуальной картины.
Существует ошибочное предположение, что костюмер и художник по костюмам — это одна и та же профессия. Однако художник по костюмам занимается разработкой образа персонажа, поиском материалов и пошивом костюма, в то время как костюмер отвечает за внешний вид одежды, транспортировку и подгонку по фигуре.
Этапы работы художника по костюмам:
Помимо того, что костюм героя должен отражать суть повествования, он также должен быть достаточно прочным (чтобы выдерживать быструю смену образов между сценами) и сохранять привлекательный внешний вид долгое время.
В книге «Профессия: художник по костюмам» Деборы Надулман Лэндис приводятся слова художника по костюмам Дженни Биван, которая создавала одежду для героев фильмов «Король говорит», «Александр», «Шерлок Холмс» и других. Биван поделилась, что перед началом работы она заучивает сценарий наизусть.
Для меня процесс работы над фильмом начинается с разбивки сценария на сцены на нескольких листах бумаги. Затем я изучаю сценарий, пока не выучиваю его наизусть и не начинаю понимать, чем живёт и дышит каждый персонаж.
художник по костюмам
По словам Биван, каждая вещь и все предметы амуниции в «Александре» придуманы и созданы её руками, так как ничего подходящего для этого не существовало. Основой для костюмов для «Шерлока Холмса» стали старые фотографии и гравюры художников — Лесли Уорда и Гюстава Доре. При этом большинство образов для этого фильма были готовыми нарядами из костюмного ателье.
Об этапах своей работы в книге Лэндис также рассказала художник по костюмам Ивонн Блейк («Куда приводят мечты», «призраки Гойи», «Там обитают драконы»).
Прежде чем приступить к рисованию, я выбираю ткани. Когда я перебираю ткани, чувствую текстуру, вижу цвет, то испытываю гораздо больший прилив вдохновения, чем когда рассматриваю изображение героев. [. ]
Потом я прикрепляю кусочки ткани степлером к чистому листу бумаги для рисования, чтобы увидеть все образцы вместе и продумать цветовую гамму. И лишь после этого приступаю собственно к дизайну костюма.
После этого Блейк делает рисунок и раскрашивает его, имитируя текстуру ткани. Если ей кажется, что на бумаге всё выглядит хорошо, значит, дизайн удался.
Художник по костюмам Джоана Джонстон («Кто подставил кролика Роджера», «Форрест Гамп», «Неуязвимый») в книге Лэндис рассказала, что сначала общается с режиссёром, потом создаёт коллажи и затем снова встречается с режиссёром, чтобы обсудить образы.
Джонстон не рисует сама, а работает в паре с художником. После того, как наброски готовы и режиссёр одобрил идею, Джоана приступает к закупке тканей и кройке. При этом она никогда не показывает режиссёру этапы процесса, так как считает, что «костюмы — часть большой головоломки», поэтому их лучше видеть в том контексте, в котором им предстоит «жить» в конечном итоге.
Если изолировать костюм, представить его в отрыве от контекста, это всё испортит. Когда актёр впервые ступает на съёмочную площадку в полном облачении — костюм, грим и причёска, — это может быть невероятно интересно и волнующе, и нет ничего приятнее, чем наблюдать за реакцией съёмочной группы и других актёров, а также эмоциями самого исполнителя роли.