Реставраторы чаще всего имеют узкую специализацию, например, восстанавливают предметы декоративно-прикладного искусства, картины (живопись), книги и многое другое. Программы для реставраторов реализуют средние профессиональные и высшие учебные заведения. Стать реставратором можно после окончания 9 или 11 класса, а также на базе первого высшего образования или колледжа.
Высшие учебные заведения
Поступление в вуз возможно на базе полного общего среднего (11 классов), первого высшего или среднего профессионального образования. Программы для реставраторов открыты в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербургском институте искусств и реставрации, Вологодском государственном университете, РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) и других образовательных заведениях высшего уровня. Специалисты, имеющие первое высшее образование, могут стать реставратором после прохождения курсов профессиональной переподготовки, например, в Едином центре дополнительного профессионального образования.
Направление подготовки
Профили подготовки
Код
Форма обучения
Срок обучения
«Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства»
«Реставрация скульптуры» и др.
Колледжи
В колледжи можно поступать на базе как 9, так и 11 класса, а также среднего профессионального или высшего образования. Программы для будущих реставраторов открыты в Колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 (КАДР), Художественно-гуманитарном колледже, Московском художественном академическом училище и других ссузах.
Направление
Специализация
Код
Форма обучения
Срок обучения
«Реставрация масляной и темперной живописи»
«Реставрация произведений из дерева и декоративно-прикладного искусства» и др.
После 9 класса: 3 года 10 месяцев
«Реставратор штукатурок и лепных изделий»
«Реставратор декоративно-художественных покрасок» и др.
После 9 класса: 3 года
После 11 класса: 10 месяцев
Вступительные испытания
Реставрация требует определенных художественных навыков, поэтому все абитуриенты колледжей и вузов в обязательном порядке проходят дополнительные вступительные испытания.
Если абитуриент поступает в вуз на базе колледжа или первой вышки, то он может не проходить ЕГЭ, а сдать нужные предметы в вузе. Дополнительные вступительные испытания обязательны для всех поступающих, независимо от уровня подготовки.
Направление подготовки
Предметы ЕГЭ
Русский язык (обязательный)
* Последние три предмета могут быть профилирующими для направления Реставрация, решение принимается локально на базе вуза.
Ссузы
В заключение
При поступлении в вуз будущие реставраторы сдают 2 предмета ЕГЭ и проходят ДВИ. Условия поступления для абитуриентов колледжей ограничиваются дополнительными вступительными испытаниями и успешным преодолением конкурса аттестатов, в котором принимают участие оценки, полученные в 9 классе. До поступления в вуз или колледж важно уделить внимание развитию художественных навыков и подготовке нескольких домашних работ, которые абитуриент представит вниманию приемной комиссии.
Произведения искусства и предметы, представляющие историческую ценность, тоже подвержены старению. Однако они очень важны для культуры и общество не может позволить себе их потерять, поэтому их восстановлением занимаются реставраторы. Профессия реставратор близка профессии художника. Получить ее можно в высшем или среднем специальном учебном заведении, а также на курсах.
Кто такой реставратор: что нужно знать о профессии?
Под реставрацией понимают деятельность по принятию мер, способствующих сохранению памятников культуры и обеспечению их сохранности на протяжении как можно более длительного времени, а также восстановление таких памятников после получения ими физических повреждений или повреждений вследствие воздействия времени и неблагоприятных внешних условий. Человека, который занимается такой работой, называют реставратором.
В современном виде профессия реставратор оформилась в Европе в эпоху Возрождения в XVI-XVII веках. Тогда у людей появился интерес к античным произведениям искусства, а многие из них находились в плачевном состоянии, поэтому художники того времени взялись за их восстановление.
Сегодня существует множество разновидностей профессии. Вот некоторые из них:
Реставрируют в наше время даже части человеческого тела, например, зубы. Примером того, кто это делает, может служить известный стоматолог по восстановлению зубов Денис Крутиков.
Таково краткое описание профессии.
Задачи и обязанности
Вот какие обязанности обычно выполняет реставратор (на примере художника-реставратора).
Работа и зарплата
В Москве и Санкт-Петербурге реставраторы имеют весьма неплохой доход. Независимо от направления их деятельности он составляет от 50 000 до 120 000 рублей. В регионах их заработок куда меньше: от 20 000 до 40 000 рублей.
Карьерный рост для представителя профессии возможен только при работе в музейных и иных учреждениях, занимающихся реставрацией. Там специалист может занять вышестоящую должность и начать выполнять административные функции, взяв в свое подчинение других сотрудников организации.
Кроме того, для реставратора существует возможность открыть свою собственную мастерскую, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Это существенно повысит его заработок.
Найти работу представителю профессии сложно даже в Москве. А в регионах специалисты почти не нужны.
Плюсы и минусы профессии
Вот что можно отнести к достоинствам профессии:
А это – ее недостатки:
Как стать реставратором?
Какие навыки нужны?
Вот какие навыки потребуются реставратору.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Профессию можно получить в:
Какие экзамены нужно сдавать?
Для поступления в ВУЗ потребуется сдать следующие предметы:
Для поступления в ССУЗ сдают всего два экзамена:
А для учебы на курсах и вовсе не проводят вступительных испытаний: необходимо только заключить договор оказания образовательных услуг и оплатить обучение.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
В среднем специальном учебном заведении учеба после одиннадцатого класса занимает два года и десять месяцев, а после девятого – три года и десять месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение реставраторов?
Сегодня существуют в том числе и дистанционные онлайн-курсы реставраторов. Они выдают официальный сертификат о прохождении обучения и дают теоретические знания. Однако у таких программ обучения есть один существенный недостаток: на расстоянии невозможно провести практические занятия. А в получении этой профессии они очень важны. Поэтому для ее получения лучше воспользоваться традиционным, «живым» обучением.
Что касается ВУЗов и ССУЗов, в них тоже можно учиться дистанционно. Для этого образовательные организации имеют заочные отделения. Правда, учеба в них длится на один год больше, чем очная.
Где учиться на реставратора?
ВУЗы и академии
Это – список из пяти столичных ВУЗов, где можно получить профессию реставратора.
А это список из художественных ВУЗов Санкт-Петербурга, где можно получить специальность.
Продолжительность обучения в каждом из перечисленных ВУЗов составляет четыре года для бакалавров и шесть лет для магистров.
Колледжи и техникумы
Вот пять московских колледжей и техникумов, где готовят реставраторов.
А это – аналогичные ССУЗы СПб.
Во всех указанных ССУЗах срок обучения составляет два года и десять месяцев при поступлении после окончания одиннадцати классов школы и на один год больше, если абитуриент окончил всего девять классов.
Все перечисленные ССУЗы – государственные, что дает возможность пройти в них обучение бесплатно.
Курсы и тренинги
Ниже приведены пять московских курсов по реставрации.
Есть аналогичные курсы и в северной столице.
Реставратор – высокооплачиваемая профессия, требующая проявления творческого подхода, внимательности, ответственности. Получить ее можно, окончив ВУЗ, ССУЗ или курсы. Однако если выбор выпускника пал на эту специальность, он должен помнить о том, что она не востребована на рынке труда и найти работу по ней будет очень трудно даже в Москве.
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Наша история хранится не только в летописях, учебниках и человеческой памяти. Свидетелями и хранителями памяти о выдающихся исторических событиях являются многочисленные произведения искусства: памятники, картины, архитектурные сооружения, вбирающие в себя особенности конкретной исторической эпохи. Однако, время неумолимо и по его истечению рано или поздно происходит утрата произведениями искусства своего первозданного вида. В задачи реставраторов входит возращение вещи первоначального вида, предотвращение дальнейших разрушений, сохранение художественного и исторического значения уникальных культурных памятников: от старинных картин до величественных замков. Профессия реставратора появилась еще в эпоху Средневековья и по сегодняшний день не утрачивает своей актуальности, способствуя сохранению и преумножению культурного достояния нашей страны и всего человечества.
Условия поступления
Деятельность будущего специалиста осуществляется в двух направлениях: реконструкции (возвращении первозданного вида) и консервации (сохранении в существующем виде).
Реализация профессиональной деятельности требует детальных знаний следующих дисциплин, которые выступают в качестве вступительных экзаменов:
Будущая профессия
Выделяют несколько различных направлений профессиональной деятельности:
Для успешной реализации профессиональной деятельности будущему специалисту необходимо совмещать в себе талант художника с фундаментальными знаниями ученого-историка.
Восстановительные работы требуют применения современных материалов, технологий, оборудования физической и химической отрасли. Немаловажным является наличие таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, внимательность, осторожность. Исключительно ремесленных навыков для работы с произведениями искусства недостаточно, будущему специалисту необходимо обладать художественным вкусом и чувством прекрасного.
Куда поступать
Подготовку специалистов данного направления на сегодняшний день осуществляют следующие отечественные вузы:
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
Начальным этапом восстановительных работ выступает всестороннее исследование объекта – установление его первоначального вида, выявление причин и характера разрушений. Параллельно производится фотофиксация объекта. Полученные во время диагностики сведения определяют выбор методики и объем предстоящих работ, а также ориентируют в плане подбора материалов для проведения восстановительных работ. Осуществление указанных процедур требует от будущего специалиста знания ряда дисциплин, включая:
Приобретаемые навыки
В процессе своей деятельности будущему специалисту необходимо руководствоваться целым сводом правил, изучаемых в вузе, помнить, что каждый предмет искусства требует к себе особого подхода.
Профессиональное изучение объекта, выбор методики его восстановления или консервации требует от будущего реставратора высокого уровня сформированности таких ключевых компетенций, как:
Перспективы трудоустройства по профессии
После завершения обучения выпускник может успешно занимать должности:
Молодые специалисты могут начать карьеру в исторических хранилищах или государственных музеях, что позволит научиться у опытных мастеров навыкам исследования произведений искусства. Многие выпускники открывают собственные мастерские, занимаясь приобретением и последующей реставрацией предметов искусства для их продажи коллекционерам либо музеям. Опытные мастера востребованы в крупных городах РФ, где заказы на проведение реставрационных работ составляют 40% от всего объема строительно-восстановительных работ.
Средняя заработная плата реставратора составляет 25-30 тыс. руб.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Актуальность специалистов данного направления на отечественном рынке труда возросла лишь в последние годы.
Продолжение обучения в магистратуре позволит изучить новейшие методы восстановления произведений искусства, памятников культуры, углубить теоретические знания и совершенствовать профессиональные навыки под руководством научного руководителя.
Написание магистерской диссертации позволит осуществлять педагогическую деятельность, а также получить диплом магистра международного образца. Магистерская диссертация может стать основой для последующей научной деятельности при продолжении обучения в аспирантуре и докторантуре.
Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.
Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.
Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.
В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.
Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.
Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.
Драма российской реставрации
В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.
Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.
Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.
Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.
Рабочее место
Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.
Художник-реставратор в РАЖВиЗ, профиль специалитета
Экзамены, минимальные баллы, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе Художник-реставратор, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Параметры программы
Варианты программы
Статистика изменения проходного балла по годам
Проходные баллы на бюджет
Проходные баллы на платное
О программе
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
Дисциплины, изучаемые в рамках профиля:
Специальные дисциплины «Художник-живописец (станковая живопись)»:
Специальные дисциплины специализации Художник-живописец (монументальная живопись)»:
Специальные дисциплины специализации «Художник-живописец (театрально-декорационная живопись)»:
Специальные дисциплины специализации «Художник-живописец (церковно-историческая живопись)»:
Специальные дисциплины специализации «Художник-реставратор (станковая масляная живопись)»:
Специальные дисциплины специализации «Художник-реставратор (темперная живопись)»:
Специальные дисциплины специализации «Художник-реставратор (монументально-декоративная живопись)»:
Специальные дисциплины специализации «Художник кино и телевидения, художник комбинированных съемок»:
Специальные дисциплины специализации «Художник кино и телевидения по костюму»: