Хуление что это значит
хуление
Смотреть что такое «хуление» в других словарях:
хуление — осуждение, охаивание, порицание, хаянье, хуленье, захаивание, неодобрение, брань, поношение Словарь русских синонимов. хуление сущ., кол во синонимов: 11 • брань (74) • … Словарь синонимов
ХУЛЕНИЕ — ХУЛЕНИЕ, хуления, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. хулить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Хуление — ср. 1. процесс действия по гл. хулить 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хуление — хуление, хуления, хуления, хулений, хулению, хулениям, хуление, хуления, хулением, хулениями, хулении, хулениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
хуление — хул ение, я … Русский орфографический словарь
хуление — хул/ени/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Осуждение — хуление, уничижительное Обсуждение кого либо: прилипчивый грех, против которого особо предупреждал Христос: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты… … Православный энциклопедический словарь
захаивание — хуление, очернение, порочение, хаянье, осрамление, опозоривание, опорочивание, замарывание, обесчещивание, опорочение, очернительство, хаяние Словарь русских синонимов. захаивание сущ., кол во синонимов: 14 • замарывание (16) … Словарь синонимов
неодобрение — осуждение, порицание; хуление, брань, вотум недоверия, недоверие, поношение, осуда, охаивание. Ant. одобрение, похвала Словарь русских синонимов. неодобрение см. осуждение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язы … Словарь синонимов
ХУЛЕНИЕ
Смотреть что такое «ХУЛЕНИЕ» в других словарях:
хуление — осуждение, охаивание, порицание, хаянье, хуленье, захаивание, неодобрение, брань, поношение Словарь русских синонимов. хуление сущ., кол во синонимов: 11 • брань (74) • … Словарь синонимов
Хуление — ср. 1. процесс действия по гл. хулить 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хуление — хуление, хуления, хуления, хулений, хулению, хулениям, хуление, хуления, хулением, хулениями, хулении, хулениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
хуление — хул ение, я … Русский орфографический словарь
хуление — хул/ени/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Осуждение — хуление, уничижительное Обсуждение кого либо: прилипчивый грех, против которого особо предупреждал Христос: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты… … Православный энциклопедический словарь
захаивание — хуление, очернение, порочение, хаянье, осрамление, опозоривание, опорочивание, замарывание, обесчещивание, опорочение, очернительство, хаяние Словарь русских синонимов. захаивание сущ., кол во синонимов: 14 • замарывание (16) … Словарь синонимов
неодобрение — осуждение, порицание; хуление, брань, вотум недоверия, недоверие, поношение, осуда, охаивание. Ant. одобрение, похвала Словарь русских синонимов. неодобрение см. осуждение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язы … Словарь синонимов
Между переговоромъ и хулою великое различіе,
понеже переговоръ разделенія въ разуме не знаетъ;
а хула всегда злобствуетъ и клевещетъ на него
С. С. Волчков (переводчик). Граціанъ. Придворной челов;къ (1742)
1) Существующая этимология
Этимология (автор не указан, сокращен. М. Фасмер?)
Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. хула, ст.-слав. хоула (греч. vlasfima богохульство), хоулити (vlasfimein, katigorein, yvrizein), укр. хула, хулити, болг. хула «хула», хуля «хулю», сербохорв. хула, хулити, хулим, др.-чешск. chlost «стыд», chlostivy «стыдливый, малодушный, слабый», словацк. сhulit sа «свертываться калачиком», chulostivy «чувствительный, робкий». Вероятно, связано чередованием гласных с хилый, хинить «хулить». Сближение с «хвала» опирается на белор. хула «порицание».
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Недостоверно сравнение с гот. bisauljan «осквернять», bisaulnan «оскверняться», вопреки Маценауэру (LF 7, 224; 8, 4), Бецценбергеру (ВВ 22, 479), Эндзелину (СБЭ 71), Педерсену (IF 5, 63 и сл.). Ввиду разницы в знач. невероятно заимствование слав. *хuliti из гот. holon «обманывать», д.-в.-н. huolian – то же, вопреки Мейе (Et. 252; см. Бернекер, там же; Кипарский 34 и сл.). Сближение с хвала (Ильинский, ИОРЯС 20, 4, 179 и сл.; 23, I, 106 и сл.) опирается на блр. хула «порицание» (Карский, Белорусы 2, I, 106). Кипарский (там же) ставит вопрос о возможности объединения обеих групп слов под общим знач. «говорить» и сравнивает это слово с др.-исл. skvala «громко говорить, кричать», hvellr «звонкий», греч. «щенок», что тоже остается недостоверным, точно так же, как и попытки объяснить *хulа, *хuliti как экспрессивное преобразование *kudla, связанного с кудить (см.); см. Махек, Studiе 99; «Slavia», I, 213 и сл.
в) Исторический словарь; http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/53323
Евр. хилуль, каала. Хула или поношение имени Бога наказывалось смертью (Лев. 24:10 и дал.). За «хулу» приговорили к смерти Иисуса Христа и Стефана Хула на Духа Святого состояла в том, что чудеса Иисуса, сотворенные «перстом Божиим» и силою Святого Духа, приписывали силе и действию сатаны (Мат. 12:31 и дал-; Map. 3:28 и дач.; Лук. 12:10 и дал.).
2) Применение термина в русском языке
Национальный корпус русского языка
Терминология «хула, хуление» применялась в переводах Библии, богослужебной литературе и в светских переводах и актах с момента возникновения письменного русского языка.
* Изборник (1076 г.): «таковы мысли нъ гли (глаголи) диавол;: хоула тв на главе твои диаволе.
* Библия. Ефесянам: «31 Всяка горесть, и гневъ, и ярость, и кличь, и хула да возмется у васъ, со всякою ѕлобою».
* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768): «хула, слава и стыд, то такой недостаток называется подлость. … Хула есть рассказывание несовершенств».
* Д. И. Фонвизин. К П. И. Панину (1763-1774): «Впрочем, хула невежд, которыми свет столько изобилует, не может оскорблять истинных достоинств, равно как и похвала от невежд цены оным не прибавляет».
3) Обобщение и вывод
Терминология «хула» употреблялась в ранней древнерусской литературе в переводах Библии и богослужебной литературе. Данный факт совершенно не значит, что термин имеет «праславянское» происхождение, а наоборот, указывает на возникновение иудеохристианского культурного (точнее идеологического) пространства основанного на образах и терминологии Библии.
«Праславяне» и славяне (родоплеменные объединения) не оставили нам своего языка, нет логико-исторического и лексического основания (лексикона), на которое можно было бы опереться в исследованиях. Археология показывает примитивность славянского общества, ремесло на раннем уровне развития, религия примитивна, торговые отношения не развиты и т.д., а если нет ремесла и объединяющей религии, то откуда взяться философии.
А вот иврит на берегах Волги, Днепра и Дона был, первый письменный документ, вышедший из Киева (Киевское письмо) – написан на иврите и найден в хранилище синагоги в Египте. Его датируют примерно 950 годом (время кн. Ольги), содержание – просьба-поручительство киевской еврейской общины о безвозмездной ссуде еврею задолжавшему кредиторам (власти?).
См. Википедия, Киевское письмо
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Целесообразно рассмотреть термин «хула» и его производные в связи с библейскими образами и терминологией иврита, тем более что исследователи не используют сакральный иврит для объяснения «национальной» терминологии. Еврейский Бог есть – языка Бога нет, искусственный разрыв общего культурного пространства, связанный с политическими и экономическими интересами-амбициями территориальных элит средневековья.
4) Терминология иврита и библейский образ
* ХУЛА, ХУЛИТЬ = корень иврита Х.Л.Л.: быть осквернённым, быть нечистым, быть в общем употреблении; осквернять; прич. осквернённый; позволять осквернять; нарушать (обещание, клятву) и т.д.
См. стронг 2490, Х.Л.Л., ХАЛАЛ
* ХУЛА = ивр. ХУЛАЛ был осквернён (форма от Х.Л.Л.).
* Производные формы термина
Ивр. ХИЛЕЛ осквернять, нарушать. Ивр. ХИЛУЛ осквернение, профанация, бесчестие, поругание; святотатство.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штенберг, Вильно, 1878 г.: http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_144.htm
б) Библейский образ
* Исаия 23:9: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить (Х.Л.Л., ХАЛЕЛ) надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли».
* Иеремия 16:18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили (Х.Л.Л., землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое».
* Иезекииль 36:23: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили (Х.Л.Л.) его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их».
Таким образом, произведя элементарную логическую операцию сравнения терминологии и образов, мы установили тождество русского слова-понятия ХУЛА с библейскими образами и термином Х.Л.Л. (ХУЛАЛ).
Очевидно, что технически всё это можно было проделать и в XIX веке, литературы и интеллектуалов в европейском обществе было предостаточно. Однако, историческую терминологию и топонимику «увели» в санскрит, в индоевропеистику и в «праязыки», там она находится до сих пор. Результат – нулевой, по-прежнему «национальное слово» невозможно объяснить «национальным языком», философия слова отсутствует, вместо неё пытаются играть на национальном тщеславии, выдумывая фантастические языческие образы.
Библия, за века церковного воспитания и обучения поколений заложена в наше сознание и естественно в язык, обыденную речь, мы «автоматически» оцениваем поступки, деяния свои и чужие, используя библейские образы.
Вероятно, надо осознать, что организованное и процветающее общество строится на общепринятой разумной идеологии (религии), а не на принципах капитализма (грабь всех и всё, блага и достаток только своим).
Хула на Духа Святого — что это и почему не простится?
Очень часто люди, читающие Библию, спрашивают — что значит хула на Духа Святого и почему она не простится? Что за непростительный грех такой? Давайте попытаемся разобраться, о чем идет речь и что это значит.
Хула на Духа Святого: введение
Хула на Духа Святого иногда называется “непростительным грехом”. Эта тема, которая часто производит непонимание и страх в сердцах многих людей. Основной вопрос может быть вот в чём: «С давних пор нет прощения за этот грех, чтобы он ни означал. Что если я виновен в хуле на Духа Святого?» Быстрый ответ заключается в том, что Бог прощает нам все грехи, в которых мы раскаиваемся. Будь-то покаяние и крещение в то время, когда мы становимся христианами (Деяния 2:38), или же признание греха и разворот от греха в тот момент, когда мы уже во Христе (1 Иоанна 1:9). Прощение всех грехов обещано Богом в этих отрывках. Для объяснения всех трех мест в Писании давайте их все прочитаем, чтобы перейти к более подробному исследованию.
Итак: от Матфея 12:22-32, Марка 3:20-30, Луки 12:8-10
Специфические особенности в тексте и их контекст
Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.
Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:
«И потому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены, но хула на Святого Духа не будет прощена. Тот, кто скажет против Сына Человеческого, может быть прощён, тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в грядущем». (Матфея 12:31-32)
Отметим ключевые моменты здесь:
«Истинно говорю вам: сынам человеческим будут прощены любые грехи и любое богохульство; но кто хулит Святого Духа, тот никогда не будет прощён, но будет повинен в вечном грехе». Иисус Христос сказал это, потому что люди говорили: «В Него вселился нечистый дух». (Евангелие от Марка 3:28-30)
Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:
Наконец, от Луки 12:8-10
«Я говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, Я, Сын Человеческий, признаю перед ангелами Божьими. Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Я отвергну перед ангелами Божьими. И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но, хулящий Святого Духа, прощён не будет. (Евангелие от Луки 12:8-10)
Практические соображения
Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.
Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.
Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.
В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).
Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог. А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.
Хула на Духа Святого: заключение
Богохульство против Духа Святого было явным, клеветническим нападением на Иисуса и Его чудеса, которое привело к полному укреплению в грехе. Хотя мы не находимся в том же самом положении, говоря о хуле на Духа Святого, все же укрепление в том или ином грехе является очень страшной вещью. Мы должны понимать, что первый шаг в этом направлении начинается с того, что начинаем с лёгкостью относиться к тому, что говорил Иисус. Сохраняйте свои сердца мягкими к Слову Бога и вы никогда не будете в ситуации, когда грех укореняется в наших сердцах. Наш Бог очень добр, у Него никогда не стоит вопрос с решимостью или возможностью прощать. Но вопрос больше в нашей готовности раскаиваться. И в некоторых случаях в нашей способности раскаиваться. Но Бог жаждет нашего раскаяния и прощения, поскольку Он действительно хороший Бог и прекрасный Отец!
Хуление
Я поднимал железо и свинец, но не нашел
ничего тяжелее хулы и клеветы.
Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром,
так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.
Хула — очень удобная вещь:нападают с помощью одного слова,а нужны целые страницы для защиты.
Хуление как качество личности – склонность бранить, резко осуждать, произносить порочащие речи, поносить кого-либо или что-либо.
Относитесь одинаково к хуле и похвале. Как-то раз один мудрец направлялся в близлежащую деревню. По пути за ним увязался какой-то бродяга и начал хулить, осыпать его бранью и насмешками. Но мудрец оставался невозмутимым и мирно шёл своим путем. Через некоторое время он добрался до деревни, бывшей целью его путешествия. Местные жители почтительно приветствовали мудреца на центральной площади. Он сказал им: «Взгляните на этого человека — он шёл со мной всю дорогу и очень устал. Поэтому, пожалуйста, накормите и напоите его». Услышав речи мудреца, преследовавший его бродяга очень удивился и воскликнул: «Я всю дорогу оскорблял тебя, а ты проявляешь ко мне такую доброту! Я не могу тебя понять!»
Мудрец ответил ему: «Мой дорогой! Ты оскорблял моё тело или пребывающего в нём Бога? Если ты оскорблял Бога, то тогда ты оскорблял и самого себя, ведь одно и то же Божественное начало пребывает в нас обоих. Если же ты думаешь, что оскорблял моё тело, то оба наши тела — бренны, поэтому не имеет никакого значения, когда одно бренное тело оскорбляет другое. Так что ты вовсе не оскорблял меня, а лишь напоминал о бренности моего тела и тем самым оказывал мне услугу. Для меня это было своеобразным экзаменом. Мой дорогой, пойми, что тело состоит лишь из плоти, костей и нечистот, поэтому не стоит к нему привязываться. Но с другой стороны, это тело — Божий дар, и использовать его следует лишь для совершения праведных дел. Тело представляет собой храм Бога и чтобы ты ни делал с помощью этого тела, посвящай пребывающему в нём Господу». И сполненные высокого смысла речи мудреца открыли бродяге глаза на истинное положение вещей…
Бог равнодушен к хуле в свой адрес. Хулитель Бога помнит о Нём. Это уже неплохо. Всевышнему не нравится, когда хулят святых личностей. В «Книге судеб» сказано: « Поскольку Высшему Владыке не в чем самоутверждаться – Его нельзя унизить и оскорбить. Его благополучие не зависит от чужих дел – Его самомнение не зависит от чужого мнения. Он не печалится, когда Его хулят, и не радуется, когда Ему поют славу. У Него нет друзей и врагов. Карая или благословляя — Он одинаково одаривает чад своих благом. Потому с каким бы чувством ни думала душа о Всевышнем — будь то враждебность, преданность, страх, восхищение или вожделение, — ее неизменно ожидает благо, ибо Господь – Всеблагой, и не зависит от враждебности или дружелюбия Своих созданий. Я даже полагаю, что человек, возносящий достоинства Господа, не способен столь глубоко погрузиться в мысли о Нем, сколь ненавидящий Его. Как личинка, которая с ненавистью думает об осе, замуровавшей ее, сама рождается осой, так порабощенная душа, размышляющая о Кришне, — пусть и с ненавистью, навеки обретает свободу и в новом облике возносится в Его благодатную обитель. С каким бы чувством ты ни думал о Господе Боге — вожделением, страхом, ненавистью, привязанностью и преданностью, ты в равной мере избавляешься от пороков и дурных наклонностей».
Словом, если человек испытывает какие-то чувства к Богу, памятует о нём, тот, несомненно, вознесется в Его обитель — свой родной дом. Но незавидна судьба нечестивцев, которые ни в жизни, ни перед смертью так и не вспомнили о Господе.
Вместе с тем, Властитель Вселенной сказал: — Жертвоприношение не принесет удачи тем, кто хули т святых, что не от мира сего и чьей милостью держится целое мироздание. Воистину, удача отворачивается от того, кто поносит великих.
В материальном мире люди стремятся к почестям, которые оказывают материальному телу, и остро реагируют на любые проявления бесчестья. Однако человек на трансцендентном уровне безучастно относится к иллюзорной славе и позору. Он выполняет свои обязанности в духовной жизни, и для него не имеет значения, почитают его или хулят . Он принимает только то, что необходимо для его деятельности в сознании Бога, и ничто материальное, будь то камень или золото, ему не нужно. В том, кто помогает ему выполнять обязанности в сознании Бога, он видит самого дорогого друга, и он не испытывает ненависти к своим так называемым врагам. Он одинаково отстранено относится ко всему, что его окружает.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф. XII, 31-32).
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.(Марк, III, 28-29)
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.(Лука, XII, 10)
Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. (Матф. XII, 35-36)