Хурзук карачаево черкесия что посмотреть
Хурзук карачаево черкесия что посмотреть
ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ АУЛА ХУРЗУК
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Актуальность: Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной аул, город, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, реки и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Цель:
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы вспомнить забытое, открыть неизвестные для меня страницы истории своей малой родины, аула Хурзук, узнать легенды связанные с историей моего аула.
Объект исследования:Одно из древнейших поселений нашей республики аул Хурзук.
Предмет исследования:история возникновения поселения, его природа и легенды аула.
Гипотеза: Знания о своей малой Родине расширяет кругозор и делает человека интересным в общении.
Задачи:
1. Выяснить особенности развития истории аула Хурзук.
2. Узнать о знаменитых людях малой родины.
3. Найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины. Собрать материалы о Хурзуке (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
4. Взять интервью у долгожителей, ветеранов и других жителей посёлка.
5. Изучить литературные источники и интернет ресурсы по данной теме.
5. Учиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
Методы исследования: экспедиционный.
Место исследования:аул Хурзук.
Хурзук – один из древнейших аулов Карачаево-Черкесии. Местные жители любят шутить, что «с Хурзука начинается Россия», так как он граничит с Грузией, на самом деле для нас наша большая Родина начинается отсюда с малой Родины. Интерес к этой земле, последнее время, сильно возрос и у туристов, и у учёных. Так как аул является очень древним, до сих пор историки спорят о времени возникновения аула. Одни считают, что аул возник в Сармато-аланский период (6-8 вв.), другие же в 12-13 вв, в период распада Аланского царства. Доказательством первого варианта могут служить городище в Узун-Коле, которое было исследовано Кузнецовым В.А. и Алексеевой Е.П., а также постройки и керамические изделия, найденные за башней (в результате сравнения с данными Биджиева Х.Х. и Плетневой С.А.). Поселение окрестностей аула Хурзук существовали в сармато-аланский период, также через территорию Хурзука проходила часть Генуэзского Торгового пути. Но сам аул Хурзук был основан в 12-13 вв., именно тогда начали строить из камня ограждения и башню, а многие памятники истории аула связаны с язычеством тюркского происхождения, которую принесли на Кавказ булгары и кипчаки.
Далее в своей работе я буду опираться на полевой материал, который я собрал, рассказы местных аксакалов и литературные источники.
Об истории аула.
Около семисот лет тому назад родоначальник карачаевцев – Карча с четырьмя друзьями – Наурузом, Адурхаем, Будияном, Трамом и кучкой их приверженцев выселялись из Крыма. Передвигаясь на восток, в Абхазию вдоль берега Черного моря, они останавливались у населенных пунктов Гурзуф и Учколан, где природа отличалась своей мягкостью и красотой. Прожив немного в Абхазии, они вынуждены были пробраться в Джегуту, но и здесь они не смогли остаться долго, так как их преследовали представители племени кизильбеков. Так они поселились в Баксане (КБР), но и здесь через 40 лет им пришлось вступить в борьбу с кабардинцами.
В этот период, согласно преданию, карачаевский охотник по имени Боташ охотился с товарищами на высотах Садырла и попал случайно в долину Уллу-Кама. Народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани. Здесь было основано первое селение на месте современного Карт-Джурта, затем стали сюда стекаться абреки или же отдельные семьи из Сванетии, Абхазии, Дагестана и Кабарды. Они смешивались с местным населением, и был создан сначала Хурзук, потом Учкулан.
Таким образом, по одним источникам а. Хурзук около 700 лет, по другим источникам здесь люди появились чуть раньше, во время распада Алании. Убегая от татаро-монгол аланы скрывались в горах, то есть в труднодоступных местах, куда относится и Хурзук.
О названии
Гурзуф в Крыму
Название аулу Хурзук, скорее всего дали в честь аула Гурзуф, где некогда останавливался Карча со своими товарищами. С тюркского языка название аула означает «Солнцем особо освещаемая земля». Такой перевод больше подходит Гурзуфу, который находится в Крыму, а Гурзуф имеет более 2000 летнюю историю.
По другой версии, у легендарного родоначальника карачаевцев была единственная дочь, которая после замужества поселилась в другом селении. В знак большой любви к своей дочери Карча и назвал это селение Хурзук. Есть ещё версия, что это название дал народ в знак глубокого уважения к дочери своего родоначальника. И сейчас красивую, умную, воспитанную девушку карачаевцы называют гурией (хур къыз кибик). А по карачаевским легендам дочь Карчи была очень красивой и такой умной, что часто даже отец слушался ее совета.
Существуют и другие мнения относительно происхождения названия Хурзук. Кузнецов, например, толкует это название так «каменистая впадина» (с осетинского языка), а Лайпанов К.Т. предлагает перевод «хвост животного» (с хакасского языка). В литературе также встречаются обозначения, как «голодный волк», «каменный мешок».
С периода основания до 1943 года аул постепенно развивался и расширялся. Аул Хурзук всегда, кроме 1943-1956 гг, носил это название. А во время выселения эта земля со всеми селениями района принадлежала грузинам и называлась Зебваке, а район Клухорским. В этот период дома строились из дерева. А после выселения, возвратились сюда не все, более половины жилищ были уничтожены и люди не могли поселиться. Были уничтожены целые кварталы, возвратившись, население поселилось компактно, по сторонам основной дороги. Так из двух мечетей осталась одна, которая была переоборудовали в клуб. В настоящее время ее заново передали под мечеть, которая является одним из самых почитаемых мест в ауле. Она находится за мостом по правую сторону от трассы.
Также, после возвращения, вместо двух школ стала работать одна – это говорит о том, что количество населения очень уменьшилось. В настоящее время действует в селе современная двухэтажная школа.
О природе аула.
Природа как история аула очень интересна и разнообразна. Северо-восточную часть аула занимают скалы,
Летом здесь можно собрать в больших количествах: чернику, малину, бруснику, смородину, землянику, а осенью барбарис, облепиху, шиповник, крыжовник.
Население также пользуется лечебными травами: душица, зверобой, чабрец, мать-и-мачеха и т.д.
В горах обитают медведи, волки, лисы, зайцы, белки, рыси, дикие козы, шакалы, а из птиц в лесу можно встретить дятлов, кукушек. На крышах домов обитают голуби в больших количествах, воробьи, синицы, соловьи, можно встретить иволгу, в скалистой части обитают орлы.
В последние годы сильно увеличилось количество ворон, также очень редко, но встречаются соколы, а ястребы в больших количествах, так что животным и растительным миром аул богат.
О населении.
В настоящее время в ауле живут 1198 человек в 270 дворах. Из них 1198 человек карачаевцы, двое русских, одна христианка, остальное население придерживается ислама, сунниты.
Старожилов в селе (за 80 лет) – 6 человек. Аул хоть и считается одним из маленьких, но он дал очень известных и достойных людей Родине, как говорится: «Главная гордость аула – это его люди». Жители аула гордятся своими земляками – генералами – Магометовым Солтаном Кеккезовичем,
Семеновым Владимиром Магомедовичем,
Героем Советского Союза Касаевым Османом Муссаевичем,
Байрамкуловым Джатдайем народным героем Карачая. Он является героем первой Мировой войны, полный Георгиевский кавалер.
Поэтессой Байрамуковой Халимат Башчыевной,
народным композитором и певцом Узденовым Альбертом Магомедовичем и т.д.
Курманов Смагил, который из дерева делает различную мебель, утварь.
Моя тетя, Мадина Курманова, из этого же аула, дважды побила мировой рекорд по скоростному вязанию. За три минуты она набрала 272 петли.
Джатдоев Мурат один из тех, кто 1998 году покорил Эльбрус на лошадях.
О традициях.
Хотя в селе и нет мест для отдыха (ни клуба, ни зала, ни театра) народ умеет по- своему веселиться:
устраивает той не только в праздники, но и по различным поводам: рождение ребенка, свадьба, дни рождения и т.д. В праздник в одном доме народ собирается со всего аула. Почти во всех вечеринках, праздниках, развлечения проходят на народный лад.
Той проводят под национальную музыку, поются песни народные, порой и очень старинные, особо популярны народные частушки. При исполнении танцев и песен имеются некоторые изменения, но суть остается. Также в ауле сохранились обычаи и традиции празднования рождения ребенка, свадеб, праздников жатв, религиозных праздников.
Хотя население мусульманское некоторые элементы язычества сохранились до сих пор, например, когда долго летом не бывают дожди, молодежь привязывает осла, ставят перед ним зеркало и купают его. Также они могут ездить по аулу, обливая всех подряд. Девушки используют сих пор по языческие гадания. Наиболее популярным из них является «Туз гютдю». До сих пор сохранился обычай: если долгое время в семье не рождается сын, но вот вдруг родился, то ножки долгожданного мальчика кладут в сосуд с медом.
О достопримечательностях.
Камни для строительства переносили с левого берега реки Уллу–Кам, поскольку там они были твердыми и гладкими. Дверь башни направлена на север и построена аркой.
«Мамия Къала»
В настоящее время имеется один путь– тропинкой спереди, поскольку здесь
Весной опасно сюда подниматься (возможен камнепад). Специальной дороги у подножия скалы нет, перебраться можно только через пастбища.
Есть и другая версия об истории башни, в которой говорится, что она была построена родственником княгини Гошаях, которая в свое время (16век) пряталась там. Она является очень известной личностью в Карачае, так как была просвещенной, образованной женщиной в то время, когда карачаевские женщины считались хранителями домашнего очага и домохозяйками.
Также можно связать историю строительства башни с тем, что здесь проходил Транскавказский Шелковый путь. При строительстве дорог руководствовались безопасностью и рационализмом. Магистральные дороги прокладывались в основном по хребтам и отрогам, что обеспечивала их обзор и охрану от внезапных нападений.
По словам аксакала Тохчукова Унуха Курманбиевича (86 лет) – башня была необходима жителям для охраны аула от набегов и похищения детей, что было частым явлением в те далёкие времена.
Сейчас башня нуждается в реставрации специалистов, поскольку кроме восстановленного учащимися отверстии имеются и другие небольшие разрушения
Если же при входе в аул не повернуть налево и не идти к башне, а продолжить путь по центральной дороге, на правой стороне у перекрестка улиц (центральной и ведущей к мосту) можно увидеть старое здание из дерева. Это первая светская школа для девушек в Карачае.
Здание первой светской школы для карачаевских девушек в Карачае
Восстановленная мельница Эрши
Фамилия Боташевых установила памятник своему родоначальнику Боташу, вышеупомянутому охотнику, который посчитал не только пригодным для проживания территорию аула Хурзук, но и первым вырастил здесь ячмень прямо на том месте, где построен памятник. Памятник установлен на большом, выделяющемся камне, так как камни являлись объектами поклонения в языческое время. Таким образом «Боташ-таш» отражает историю не только фамилии Боташевых, но и народа.
Далее если по этой улице идти прямо, перейдя мост, можно увидеть тропинку на холм, который местные жители называют «Шхайты».
Идя по тропинке вверх, можно попасть на поляну, где находится ещё один фамильный памятник Уздену, который установлен фамилией Узденовых на их родовой земле, своему родоначальнику. На постаменте памятника изображены фамильные тамги Узденовых, знаки которым отмечали свой крупнорогатый скот и коней представителей Узденовых. А также там можно увидеть изображения лука со стрелами, меча, ножниц, диких коз и т.д., то есть рисунки на постаменте отражают жизнь карачаевцев во времена Уздена (около 16в).
Памятник Уздену
Не спускаясь вниз от этого памятника идёт тропинкой в лес на восток, там видна возвышенность, покрытая осыпью. По осыпи если подниматься вверх можно выйти к пещере.
Пещера находится довольно в скрытой местности и в настоящее время служит гнездом для птиц. Говорят, что в конце 19 в начале 20 вв. распространялась эпидемия чумы и тифа, поскольку тогда не могли лечить, а болезни были заразны, то таких больных уводили далеко за населенный пункт и родственники заносили пищу, не подходя к больному, оставляли еду около пещер-дорбунов.
По словам аксакала Узденова Ибрагима (87 лет) – эта пещера служила, как раз одним из таких убежищ для больных (прокаженных) и долгое время люди обходили ее стороной.
А о названии пещеры «Хырт-дорбун» в ауле ходит такая легенда, один многодетный отец кормил свою семью охотой и наступила пора, когда он не находил добычу, тогда, чтобы прокормить семью он стал воровать овец соседей и обрабатывать их на этой пещере, а домой спускал уже разделенные туши. Соседи догадывались о проделках Хырта и стали следить за ним и оказались в этой пещере, где нашли шкуры овец. Поняв, что за ним идут и что его поймали, он выпрыгнул через отверстие на задней стороне, которая выходила окном в аул.
Хырт дорбун. Отверстие на овраг
За отверстием овраг и поэтому соседи перестали преследовать его дальше и Хырт в селе больше не появлялся. С тех пор пещеру так и называют «Хырт-дорбун» (пещера Хырта).
Длина ее 16 м, она узкая, высота разна от метра до шести метров. С внутренней стороны местами покрыта сажей, что является доказательством того, что пещера являлась пристанищем для человека.
В аул нужно возвращаться теми же тропинкам и дорогами которыми поднялись.
Перейдя мост рядом со школой если подниматься по тропинке, ведущей вверх на холм, и пройдя по дороге можно увидеть источник – «Шыйых суу», который является священным источником для карачаевцев, особенно для хурзукчан.
В настоящее время, во время религиозных праздников многие мусульмане приходят молиться к этому источнику и берут воду, считая, что вода имеет лечебные свойства, доказано, что в составе воды имеется серебро. Местные предприниматели 1995-1996 гг. хотели реализовать в бутылки эту воду. Но вода быстро портилась и технологии хранения других вод не подходили, хотя вода признавалась, чуть ли не самой чистой.
Недалеко от источника, на правой стороне находилась «священная сосна». О происхождении ее в народе сложилась такая легенда: между двух вершине Эльбруса находился источник живой воды. Его охранял черный ворон и никого не допускал к нему. Однажды, когда ворон носился над долиной Хурзука и Кубани, какой-то старик, всю жизнь посвятивший на добычу хоть капли этой чудесной воды, в ярости подстрелил ворона. Капля крови упала у берега р.Уллу-Хурзук и из нее выросла «священная сосна».
Много времени хурзукчане испытывали к ней суеверный страх и поклонялись ей. Сосна находилась между двумя камнями. Само строение дерева очень отличалосьот других сосен: два совершенно одинаковых дерева выходят из одного корня и ствола. Эти деревья были как бы сиамскими близнецами. В народе дерево называли «Джангыз терек» и посвящали ему песни и верят в его силу до сих пор. Во времена выселения остающиеся без присмотра кладбища были разгромлены, за исключением двух кладбищ находившихся рядом с сосной. А может и в самом деле дерево обладало сверхсилой?
В 1957 году профессор Хабичев посетил дерево, и оно стояло там, где было.
Сейчас дерева нет, но есть ещё одно дерево – элемент язычества. Оно находится в двух шагах от «Шыйых суу» рядом с могилой. К дереву приходят, загадывают желание, и завязывают лоскуток ткани.
Одним из значимых достопримечательностей аула является народная лечебница «Джылы Суу».
Чтобы добраться туда надо ехать по дороге рядом с рекой Уллу – Хурзук,
Недалеко от источника имеется одна из пещер, где в свое время жили братья Джуккаевы в 1943-1957 гг.
Они единственные, которые остались на родной земле во время выселения. До выселения их мать, увидев сон о надвигающийся угрозе, отправила своих сыновей на места выпаса домашнего скота. Начиная с первых дней выселения до возвращения карачаевцев на Родину, братья присматривали за аулом издали (историю аула в этот период жители знают из рассказов братьев).
Жизнь этих братьев в течение 14 лет занимает определенное место в истории карачаевцев.
Можно ещё долго рассказывать о достопримечательностях и красотах аула, но главное богатство Хурзука это его Жители.
Жители аула всегда отличались тем, что любили и любят юмор. Даже в 19 веке пристав Петрусевич из-за тонкого юмора и свободолюбия хурзукчан называл «Хурзук-бузук», то есть непослушными. Профессор Текеев Кемал Мусаевич в своей книге «Карачаевцы и балкарцы » отметил, что хурзукчане «отличаются от остальных карачаевцев своеобразным характером с присущим только им юмором». То ест хурзукчане – это свободолюбивые, дружелюбные, веселые, трудолюбивые и гостеприимные люди.
Вывод:
После завершения исследовательской работы, я понял, как благотворно она повлияла на меня и всех тех, кто помогал мне её делать. В результате исследования я узнал много интересного из истории аула, услышал легенды связанные с достопримечательностями Хурзука. В процессе исследования моя гипотеза подтвердилась, я действительно расширил свой кругозор и могу теперь сам рассказывать о своём удивительном ауле, его истории, природе, замечательных жителях. Я надеюсь, что у меня будет возможность ещё более детально заняться историей а. Хурзук и я смогу внести свой вклад в науку. Цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.
Заключение:
Совершенно очевидно: если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.Источники:
«Къарачай» Умар Алиев, 1991.
«Песня моя» Байрамукова Халимат. 1971.
«Карачаевцы и балкарцы» К.М. Текеев, 1989.
Рассказы аксакалов аула Узденова Ибрагима и Тохчукова Унуха
Северный Кавказ-2021. Часть 5-я. Рудник «Поляна» (посёлок Эльбрусский), башня Хурзук и камень Карчи
На вершине хребта Мусса-Ачитара (кстати, переводится как «Плач Муссы») хорошо, но надо всё же вниз. Там нас с Таней давно заждались Вова и Александра. Да и культурная программа этого дня одной канаткой не ограничивается.
Наши друзья написали, что уже приспустились на одну очередь канатки. На самом верху не было никаких кафе, а чуть ниже можно уже и перекусить.
Вид с верхней станции (з-й очереди) на станцию ниже. В одном из домиков Вова с Александрой кофий распивают
Мчим к ним. Вниз кстати мало народу, так как мы наверх поехали одними из первых, шустро погуляли и уже обратно. А народ только вот прибывает.
Вова и Александра. Какое они патриотичное место выбрали!
Ну, и мы присоединились. Хичины очень вкусные были!
Но рассиживаться долго не стали. Вниз-вниз к машине и новым приключениям.
Домбай такой маленький пока
Теперь все идём ко второй «нашей» гостинице.
Плакат какой. Если приглядеться, то можно прочитать «расплачивается каждый», но издали однозначно народ местный «ЗА КОРРУПЦИЮ»!
Едем.
Первая остановка. Камень Карчи
Камень Карчи (карач.-балк. Къарча-Таш) или Замковый камень (карач.-балк. Къадау-Таш) — камень, находящийся у впадения в Кубань притока Худес, почитается карачаевцами. Название связано с легендарным предводителем карачаевцев Карчой.
В публикациях XIX и XX веков высказывались предположения о том что это метеорит, данная теория до сих пор популярна у экскурсоводов и в путеводителях. Современные исследования установили магматическое происхождение камня.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%87%D0%B8
Къарча – национальный герой карачаевцев. Его роль в истории карачаевского народа трудно переоценить. Многочисленные легенды о Къарче в деталях сильно противоречат друг другу, но в общих чертах понятно следующее. Много лет назад Къарча пришел в пустынные места Северного Кавказа, утвердил эти дикие земли за собой и соратниками, отстоял их от притязания врагов, объединил враждующие роды силой своего авторитета и, по сути, создал свое микро-государство. Потомки соратников и последователей Къарчи стали называться карачаевцами.
https://www.interesmir.ru/karachaevo-cherkesiya-zamkovyiy-kamen-karchi/
Трава на крыше. И это тоже не случайно. Так строили дома издревле тут. Чуть позже увидим такие дома, а не стилизацию, как эта беседка.
А ещё я раньше не видела (не замечала?), как высоковольтные линии электропередач не на столбах тянулись, а «подвешивались» на тросах, протянутых со скал по разные стороны долины.
Хасау́кинское сражение (Би́тва на перева́ле Хасау́ка, бой у горы Хасау́ка,карач-балк.-Хасаука уруш) — сражение в ходе Кавказской войны между русскими императорскими войсками и карачаевским ополчением, произошедшее 20 октября (1 ноября) 1828 года вблизи аула Карт-Джурт. Завершилось поражением горцев и формальным, до 1834 года, присоединением Карачая к Российской империи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
В 1834 году официально была принесена присяга.
Это уже фото Тани. Хм.. Вот так тут отдыхают
Пока мы женским коллективом гуляем вокруг Вова черпает энергию у чудо-камня!
Но едем дальше.
Ой, а что это за заброшка.
Оказывается, это поселок «Поляна» и рудники. Недалеко вполне себе жилой до сих пор посёлок «Эльбрусский»
Существуют данные, что в окрестностях современного посёлка и на склонах возвышающегося над левым берегом Кубани Даутского хребта (по имени реки Даут, долина которой находится с другой стороны от хребта) издавна осуществлялась выплавка металла: археологами обнаружены древние штольни, плавильные печи, каменные молоты и слитки меди. В частности, в конце XIX века на хребте (между ущельем реки Даут и аулом Карт-Джурт в ущелье Кубани, выше по течению нынешнего посёлка Эльбрусский) было обнаружено 2 места, где ранее располагались плавильные горны. В балке Багыр-кулак (карач.-балк. Багъыр къулакъ — «медная балка») были найдены 3 медные жилы, штольни длиной от 3 до 10 аршин и следы плавки меди.
Начало промышленного освоения того участка Учкуланского ущелья (по имени находящегося выше по течению Кубани аула Учкулан), где сейчас стоит посёлок Эльбрусский, начинается на рубеже 1880-х и 1890-х годов.
Исследования А. Д. Кондратьева в местности Тохтаул-Чалган и в урочище Джалан-Кол (река Джалонкол и гора Джалонкол высотой 2036,2 м на правом берегу Кубани, ниже устья Худеса) выявили 17 жил серебряно-свинцовой руды объёмом 95 тыс. кубических саженей. В 1 кубической сажени содержалось 200 пудов свинца и около 6,5 золотников серебра (то есть, 0,17 %).
Одновременно с этим были заложены и штольни будущего рудника. В августе 1891 года были проведены подготовительные работы и возведены необходимые хозяйственные постройки. В частности, при руднике был сооружён завод, рассчитанный на выплавку до 2 тыс. пудов металла в год. В 1892 году завод заработал (в первый же день, по некоторым данным, было выплавлено 130 пудов свинца).
Продукция рудника, по некоторым данным, экспортировалась во Францию и Великобританию[6].
В 1891—1892 годах на руднике счетоводом работал осетинский поэт Коста Хетагуров, находившийся в Карачае в ссылке. В этот же период конторщиком рудника был выдающийся просветитель карачаевского народа Ислам Крымшамхалов, в то время проживавший в родительском доме в ауле Карт-Джурт. В период работы на Эльбрусском руднике происходит складывание вокруг Крымшамхалова, Хетагурова и Кондратьева творческого кружка, расцвет которого, по всей видимости, приходится уже на период после переселения Крымшамхалова в 1892 или 1893 году в будущую Теберду, где Кондратьев уже имел дачу. К периоду работы Хетагурова на руднике «Эльбрус» относятся рисунки, запечатлевшие труд шахтёров, а также стихи.
Сане и Миле Б.
Я пишу вам очень мало, —
Тороплюсь весьма,
Вот вам скучное начало
Скучного письма!
Тахтаул-чалган не в силах
Вдохновить певца, —
Здесь толкуют лишь о жилах
Меди и свинца.
Инженер у нас бедовый —
Он ещё не стар.
Между тем такой суровый —
Хуже, чем Каспар.
Боже! Что у нас за печи —
Дым стоит столбом!
Точно здесь осада Керчи, —
Выстрелы и гром
Беспрерывной канонады
В разных «номерах»
Потрясают все громады
Гор, внушают страх.
Не ведёт Кубань седая
Песню про любовь,
А шумит, орёт, как злая
Старая свекровь.
Вот вам общая картина
Нашего житья, —
Пожалейте ж осетина
Бедного, друзья!
Сам я много, очень много
Думаю о вас, —
Напишите ж, ради бога,
Пару строк хоть раз!
Передайте папе, маме
Тёплый мой привет.
Говорить ли об Исламе (Крымшамхалове)? —
Фи! — охоты нет!
К. Л. Хетагуров. 1892 г. Рудник
В начале XX века на руднике была создана профсоюзная организация, усилились симпатии к революционному движению, имели место побеги рабочих с рудника.
В советский период посёлок при руднике носил имя Поляна, на базе разработанного месторождения была построена обогатительная фабрика, в самом посёлке — больница на 25 мест, семилетняя школа, детский сад (1954 год), клуб, баня. Большинство жилых домов — 1950-х годов постройки. В 1943—1955 годах посёлок входил в состав Грузинской ССР и именовался Магаро. С 1957 года, после возвращения карачаевцев после депортации, носит название Эльбрусский. Статус посёлка городского типа — с 1953 года.
В посёлке долгое время, с 1977 года, располагалась учебная база Московского горного института (ныне — университета), где проходили практику студенты. Практиканты изучали в Эльбрусском маркшейдерское дело и геологию. Для целей учебно-полевой практики функционировала шахта «Студенческая». В 1985 году в посёлке было открыто подготовительное отделение МГИ, абитуриенты жили в Эльбрусском и здесь же сдавали вступительные экзамены. В период существования базы учебных практик сельский клуб был реконструирован в Дом культуры. В 1995 году из-за финансовых трудностей база закрылась. С 1979 года в посёлке функционирует Верхне-Кубанский гидрогеодеформационный полигон ГИНГЕО (Всероссийского НИИ гидрогеологии и инженерной геологии).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
Как я поняла, это здание общежития
А это рудник? Кстати, везде пишут, что тут заброшка абсолютная, но когда мы ехали, то там очень много машин разных, включая самосвалы и прочая техника суетились. Тут вот виден один самосвал.
По ссылкам взяла несколько фотографий
Вот тот тупиковый туннель и виден нам был. Он ещё «Студенческим» назывался. Тут практику как раз студенты и проходили
Основная штольня дальше
Но наша цель была дальше.
Конечно, местные в лобовую идут
Мы же сюда ехали к вот этой башне.
Я, если честно, думала, что к ней можно будет подойти. Даже сейчас готова была сбегать. Но оказалось, что не планировалось. Посмотреть издали.
Башня Мамия-Кала в Карачаево-Черкессии
Башня Мамия-Кала была построена на вершине горы Кала-Баша примерно в XIII-XIV веках. Это сооружение является единственным в регионе Приэльбрусья, а также самой старой постройкой подобного типа в Карачаево-Черкессии. Мамия-Кала являлась фортификационным объектом, защищающим аул Хузрук. Основание башни являет собой квадрат.
Построена сторожевая башня была из обтесанных камней, “скрепленных” в кладке известковым раствором. Мамия-Кала была многоэтажным строением – в стенах на каждом из уровней заметны углубления для балок межэтажных перекрытий. Возле входа в башню размещён выдолбленный в скальной породе и выложенный камнем колодец. В нем защитники Мамия-Кала хранили продовольствие, воду и запасы топлива.
https://kulturologia.ru/blogs/140621/50141/
По ссылке и фото взято:
У моего фотика сели батарейки, а вот Вова приблизил на свой:
Но меня больше зачаровал вид. Чуть в сторону от башни. Что ж это там такое снежное.
Конечно, Эльбрус. Во всяком случае он где-то там должен быть.
Может, конечно, это не он, но такая снежность!
И если что Эльбрус с запада вот так выглядит:
Фото взято вот отсюда: https://trekrussia.ru/review/k-elbrusu-s-zapada/
Мы же проехали дальше в сам посёлок Хурзук.
И прям сразу увидели вот такие необычные дома!
А вот тут очень интересный пост с фотографиями о таких домах поподробнее.
Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа
https://ru-travel.livejournal.com/29074879.html
После депортации карачаевцев 1944 года, действительно, территории к югу от Теберды («Клухорский район») были отданы Грузии, в составе которой находились до 1955 года. Опустевшие аулы Карачая заселили сваны.
Часть старых домов имеет явный «грузинский» акцент.
Я решил, что они относятся к сороковым-пятидесятым, однако в комментах дали ценные поправки:
«. эти дома с верандами грузинского характера начали появляться в Карачае еще во второй половине 19 века, разумеется, благодаря связям с Грузией. Вообще, до присоединения Карачая к России связи карачаевцев с Закавказьем были гораздо более тесными, чем с Предкавказьем. Грузинская архитектура пришлась карачаевцам по вкусу и такого рода дома строили и в первой половине 20-го века и даже после возвращения из ссылки в 1957-м году»
Вот так идёшь в ночи, а тут тебя такой дружелюбный парень встречает
Лубоффь!! Явно идёт бурка ЧЕловеку!
Nathalie Cardone «Hasta Siempre»
Оъ, люблю этого мужчину, хотя бы за жемчужину моей коллекции мальчиков в килтах:
Но и на этажах в нашем отеле была красота
Мой рассказ о посещении музея Бэнкси в Амстердаме: https://akostra.livejournal.com/1380814.html
И выставка его же в ЦДХ: https://akostra.livejournal.com/1398795.html
На завтра с утречка при свете ещё перефотографировала некоторые шедевры лестничного творчества: