Хворостовский что он сделал для красноярска
Хворостовский что он сделал для красноярска
КРАСНОЯРСК ЧТИТ ПАМЯТЬ СВОЕГО ВЕЛИКОГО СЫНА.
«Конечно, я русский человек. Чем дальше от России, тем больше русским я себя чувствую, и чем ближе к России, тем больше нерусским себя ощущаю. Вот такой у меня крест. Вне России себя чувствуешь неким послом. Все взгляды устремлены на меня, как на представителя этой страны.
И даже представителя Сибири, так как я сибиряк!»
«Страны и параллели в моей жизни меняются одна за другой. Но мои чувства и память отданы Красноярску, где у меня есть любимые места, живут любимые люди». «Красноярский рабочий». 1998
Уроженец города Красноярска, Красноярского края Д.А. Хворостовский является олицетворением Человека мира, артиста, которого ждали Всегда и Везде! Своим талантом, своим великолепным баритоном он покорил публику на разных континентах Земного шара и прославил свой родной край, свою страну на весь мир! Являясь для миллионов поклонников Гражданином и Человеком мира Хворостовский всегда оставался для нас, красноярцев, своим, родным Димой, которого многие знали лично, помнили и любили. Ведь все ступени вокального мастерства (от музыкальной школы до института искусств) Дмитрий Хворостовский прошел в Красноярске.
Здесь, на его родине, в сибирском заснеженном городе Красноярске, стоящем на великой русской реке Енисей – его по-особенному чтят, гордятся и помнят.
«Я сибиряк, и сибиряком остаюсь, поскольку в Сибири жил до 27 лет. И конечно, я сложился как личность в Сибири и несу какие-то черты характера, присущие именно сибиряку. Но, живя долгие годы на Западе, я отдаю отчет, что жизнь меня изменила, и изменила сильно. Но я считаю, что изменила к лучшему. А что осталось. Прежде всего — любовь к ближнему, к старшим. Цена данного мной слова. Это — по-настоящему сибирские, русские качества. Честность — это принцип жизни. Я взял его за основу, и ценю это в людях. И не прощаю, когда люди меня предают»
Он всегда говорил о том, какие сильные, честные, прямые люди живут в Сибири, которые, как правило, держат слово. А если что-то делают стоящее, то делают тихо. А не бьют себя в грудь: смотрите, я то, вот что делаю! Это сибирский характер.
Покинув родной город, Хворостовский использует каждую возможность, чтобы приехать в Красноярск и дать концерт для красноярской публики. Здесь до 2003 года жили его родители и любимая бабушка Мария Николаевна Тетерина-Максимова. Они пристально следили за его творческими успехами и всегда ждали его приезда домой.
Зачастую красноярская публика, первой знакомилась с новыми программами певца. Так было в мае 1993 года на концерте в Красноярской филармонии, где звучала музыка Перселла, Равеля, Шостаковича и Свиридова. Партию фортепиано играл, долгое время работающий с Хворостовским Михаил Аркадьев.
«Для меня эти концерты, прежде всего регулярные творческие отчеты. Каждый раз, приезжая в Москву, Петербург, Красноярск, я представляю на суд зрителей, то чем занимался в последнее время, чем жил, чего добился. Без этих приездов я и не мыслю себя». Из интервью газете «Красноярский рабочий» 10 июля 1997 года.
На концертах Хворостовского в Красноярске всегда были аншлаги. Первые концерты были камерные и проходили в Малом зале Красноярской филармонии, где артист выступал под аккомпанемент рояля. Вместить всех желающих этот зал конечно, не мог. Часто сидели на ступеньках, балкон был всегда полон, там обычно размещали студентов. Это была самая внимательная, самая родная и самая эмоциональная публика. Были концерты и на сцене Красноярского театра оперы и балета, но не часто. Затем, Хворостовский первый из оперных вокалистов не побоялся опробовать сложную акустику Большого концертного зала Красноярской филармонии. И концерты стали проходить на большой сцене совместно с красноярскими оркестрами: Красноярским филармоническим русским оркестром под руководством А. Бардина и Красноярским симфоническим оркестром, которым, как правило, дирижировал талантливый дирижер и друг Дмитрия Хворостовского Константин Орбелян.
И это было не исключением из правил, а скорее закономерностью, так как не только в Красноярске, но и по всей России Хворостовский дает благотворительные концерты: в фонд реставрации Большого зала консерватории, в фонд музея Шаляпина, в фонд фестиваля вокального искусства им. В.В. Барсовой и М.П. Максаковой, на материальную помощь студентам музыкального училища и т.д.
На каждом концерте Дмитрия Хворостовского зал переживал глубокое душевное потрясение и восторг от услышанного. Великий певец и артист вновь и вновь покорял сердца слушателей своим прекрасным исполнением оперных арий, вокальных сюит, романсов и советской песенной классикой. Он заставлял сопереживать каждому слову, каждой фразе. Люди кричали браво, дарили цветы, несли подарки, просили автографы у своего земляка, который уже давно стал Гражданином мира, прославляя наше Отечество за рубежом. Но он все-таки оставался нашим родным земляком, сибиряком, красноярцем, которого так любят и всегда ждут дома!
Он всегда шёл вперёд к победе, к своим целям, к вершинам вокального мастерства. До последних дней он был полон творческих планов и новых замыслов. Зная свой страшный диагноз, он продолжал ставить перед собой задачи и выполнять их. Он продолжал петь, пока у него были силы и голос.
2 июня 2017 года в Красноярске состоялся долгожданный концерт Дмитрия Хворостовского. Концерт со слезами на глазах и стоячими овациями при каждом появлении Дмитрия на сцене. В телевизионном интервью после концерта певец сказал: «Красноярск – мой родной город. Я должен был приехать и дать концерт. И приехал, несмотря ни на что! И смог выступить перед своими земляками, любовь которых ко мне невероятна и очень дорога моему сердцу. Такого потрясения таких грандиозных чувств, на грани человеческих возможностей, я давно не испытывал».
Это действительно был концерт на грани человеческих возможностей. Это было проявление героизма Артиста и Человека. Это было прощание с родным городом… Но, он всё-таки сказал, нам «До свидания!» и мы верили. Верили и надеялись на чудо!
Сегодня Красноярск гордо несёт память о своём земляке, бархатном сибирском баритоне Дмитрии Хворостовском.
15 февраля 2018 году имя Дмитрия Хворостовского присвоено Красноярскому театру оперы и балета, где он работал с 1984 по 1990 год. В память о любимом артисте открыта гримерная комната № 207, в которой певец готовился к выступлениям.
13 марта 2018 года на сессии Красноярского Горсовета принято решение о присвоении имени Дмитрия Хворостовского Детской музыкальной школе N4, где учился будущий великий певец. В школе создан мемориальный класс в кабинете, где проходили занятия Димы Хворостовского по фортепиано.
В 2018 году Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1942 от 9.11.2018 года Красноярский государственный институт искусств переименован в Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ).
22 ноября 2018 года установлена мемориальная доска на доме по улице Красноярский рабочий 55, где до 2003 года жила его любимая бабушка Мария Николаевна Максимова, а вместе с ней и молодая семья Хворостовских (1962-1966). Именно в дом бабушки родители привезли новорожденного Диму из роддома.
23 ноября – мемориальная доска установлена на здании Красноярского педагогического колледжа, где учился Дмитрий Хворостовский с 1979 по 1982 год.
23 сентября 2019 года в сквере Сибирского института искусств им. Дмитрия Хворостовского, где он учился установлен памятник великому артисту. На церемонии открытия присутствовали: губернатор Красноярского края А.В. Усс, родители и семья певца.
С 16 по 26 октября 2019 года в Красноярске прошел I международный Фестиваль Дмитрия Хворостовского. Красноярск стал родиной этого знакового события международного масштаба, призванного сохранять и поддерживать уникальное культурное наследие, которое оставил выдающийся российский певец, чья слава преодолела все мыслимые границы.
18 октября 2019 года в рамках фестиваля Хворостовского состоялась премьера иммерсивного спектакля «Хворостовский. Возвращение домой». Это спектакль-приношение великому артисту, имя которого с гордостью носит Красноярский театр оперы и балета. Музыку к произведению в жанре light opera написал современный композитор, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Алексей Сюмак. Поставил спектакль художественный руководитель красноярского театра Сергей Бобров, художник – Ксения Сорокина.
Каждая сцена, по замыслу постановочной группы, повествует о разных этапах из жизни певца. Причем зритель в спектакле не наблюдатель, а главный герой. Располагаясь на сцене в центре поворотного круга, с каждым новым поворотом гости театра становятся участниками биографических событий и ощущают духовную причастность к ним. Красноярцы и театральные критики тепло приняли премьеру спектакля, который вошел в репертуар театра.
Нешуточная борьба развернулась за имя, которое будет носит Красноярский аэропорт. По итогам финального голосования конкурса «Великие имена России» по выбору имен великих соотечественников для российских аэропортов, имя Дмитрия Хворостовского было присвоено Красноярскому аэропорту. За этот вариант было отдано 41% или 56053 голоса. За то, чтобы назвать аэропорт в честь художника Василия Сурикова проголосовало 39%, а именем Виктора Астафьева — 19%. Таково было желание поклонников Дмитрия Хворостовского во всем мире, участвующих в этом голосовании.
Летом 2020 году Министерство Красноярского края планирует провести I международный конкурс оперных исполнителей имени Дмитрия Хворостовского, который будет проходить в Красноярске. Он станет логическим продолжением Фестиваля Дмитрия Хворостовского. С такой инициативой выступил губернатор Александр Усс.
Участниками конкурса могут стать молодые исполнители со всего мира в возрасте от 18 до 33 лет. Отбирать лучших певцов будут раз в два года, сразу в шести певческих столицах мира: Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Лондоне и Нью-Йорке. Председателем жюри конкурса согласилась стать Дайана Золя, художественный руководитель нью-йоркской Метрополитен-Опера.
Великий русский баритон Дмитрий Хворостовский навечно вписан в историю Красноярского края. Он является почетным гражданином г. Красноярска (2000) и почетным гражданином Красноярского края (2015). Коллекция Дмитрия Хворостовского в собрании Красноярского краевого краеведческого музея составляет его золотой фонд. Планируется открыть в Красноярске Музей Дмитрия Хворостовского, где всегда будет звучать его бархатный баритон.
Имя и голос артиста навсегда в сердце каждого красноярца!
Подготовила заведующая Красноярским краевым краеведческим музеем
Яна Стародубцева
«Хотел не называться, а быть»: Оперная певица рассказала о работе Хворостовского в Красноярске
Оперная певица Лариса Марзоева рассказала корреспонденту «МК в Красноярске» о начале карьеры легенды мировой оперной сцены Дмитрия Хворостовского в Красноярском государственном театре оперы и балета, который теперь носит его имя, а также о 33-летней дружбе с великим баритоном. 16 октября Хворостовскому могло исполниться 59 лет.
Дмитрий Хворостовский и Лариса Марзоева во время исполнения оперы «Травиата» Джузеппе Верди. Фото предоставлено Ларисой Марзоевой
Знаменитая советская и российская оперная певица и педагог, Народный артист России Лариса Марзоева, которая была партнером по сцене и другом Дмитрия Хворостовского, рассказала о начале творческого пути великого баритона. Символично, что беседа проходила перед зданием Красноярского театра оперы и балета, который теперь носит имя Хворостовского и где певец начинал свою карьеру.
– Лариса Владимировна, вы помните Дмитрия Хворостовского еще студентом. Каким он был?
– Дима пришел в театр, когда заканчивал второй курс. Его позвал режиссер Борис Рябикин в оперу «Молодая гвардия» на роль Вани Земнухова. Для студента Дима уже неплохо пел. Вообще, считаю, что голос – это Божий дар, Боженька поцеловал. Так вот, Диму он действительно поцеловал. Но в первые годы работы в театре он был «зеленым» в актерском плане.
Но у Димы было одно важное качество, которое он сохранял до конца жизни – стремление учиться. И Дима учился у всех. Он пропадал за кулисами постоянно. Даже когда ему не надо было выступать или репетировать, садился и наблюдал. Наблюдал, как другие артисты дышат, поют, следил за губами, движениями. Однажды на репетиции «Евгения Онегина» я репетировала роль Татьяны, читала письмо Татьяны Онегину. Он не участвовал, но он пришел, сел и слушал. После репетиции говорит: «Ларочка, я чуть не заплакал». Настолько он переживал каждую сцену. А ведь он тогда уже работал в театре несколько лет. Надо сказать, Дима очень быстро учился, развивался на глазах и вскоре стал настоящим профессионалом. А надо понимать, что работа у нас далеко не из простых, учиться надо много и всю жизнь.
– Как выстраивались отношения с коллективом театра у молодого Хворостовского?
– В начале 80-х годов у нас образовался, так сказать, возрастной «разрыв». Был костяк, который открывал театр, и молодой состав, к которому относился Дима. И Дима, конечно, общался больше с молодежью. Например, у него были друзья в балете.
У нас с ним 12 лет разницы, но меня ставили ему в пару. Я ему по фактуре подходила хорошо. Поначалу во время выступлений он стеснялся, я тогда была уже Заслуженной артисткой РСФСР. Но потом у нас на почве партнерства завязалась дружба. Я ему однажды сказала: «Не обращай внимания на меня как на Ларису Марзоеву. Я Недда из оперы «Паяцы». С этой оперы у нас и началась дружба. Она помогала нам на сцене, мы чувствовали отклик друг друга и друг другу доверяли. А в опере это очень важно – чувствовать отклик партнера.
В труппе реагировали на успехи Димы по-разному. Кто-то завидовал. Были те, кто говорил со скепсисом: «Ну-ну». Но многие восхищались и уважали. От него исходила непередаваемая энергетика, она чувствовалась в общении, и на сцене он вызывал доверие. Он был настоящим, он был хорошим другом.
Однажды мы открывали гастроли спектаклем «Евгений Онегин». Поскольку это был премьерный состав, я не могла отказаться от спектакля из-за плохого самочувствия. У меня была высокая температура. Но, чтобы не подводить Диму, я вышла на сцену. По сценарию в конце нам надо было взяться за руки. После того, как Дима допел свою партию, он повернулся ко мне и с тревогой произнес: «Ларочка, ты такая горячая». Я призналась, что у меня температура. Но я считала, что надо было выступить и помочь Диме, а он переживал за мое здоровье.
Дима завязывал дружбу не с каждым. Если человек ему нравился, он со временем проникался к нему доверием и открывался. Если не нравился, то он с ним просто не общался. И это правильно для театральной среды. У нас тут разные люди работают. И от некоторых надо было защищаться. У Димы было обострено чувство справедливости. Он добивался правды, если кого-то незаслуженно притесняли. При этом он не конфликтовал ни с кем, слушал режиссеров.
Были те, кто относился к его творчеству со скепсисом, говорил: «Ну-ну…», были те, кто откровенно ему завидовал, а были артисты, которые уважали и восхищались им.
Один из баритонов произнес о Диме фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «В его годы я так петь еще не мог, а сейчас уже не могу».
– Проявлялись ли у Дмитрия Александровича амбиции в первые годы работы? Рвался ли к славе?
– Он не говорил об этом. Но, возможно, и были такие мысли. Нет ничего плохого, чтобы мечтать о славе. Главное работать, а не просто хотеть. И он работал. Он хотел стать именно настоящим артистом. То есть, не называться звездой и заниматься самолюбованием, а расти в профессиональном плане. Однажды, когда он уже уехал из Красноярска, мы с ним встретились в Сеуле. Так совпало, что приехали туда в одно время. На концерте он пел арию князя Игоря из одноименной оперы. И я нутром чуяла, что эта партия ему не по голосу – там более крепкий баритон нужен. Но он так красиво и грамотно исполнил эту арию, что я была в восхищении. Вот, мне кажется, он рвался не к славе, а к высотам, которые еще не покорял.
У Димы была огромная фонотека, он слушал очень много музыки, учил языки и тренировался. Ведь важную роль играет и физическая подготовка, так как она сказывается на дыхании. Например, полезно заниматься плаванием, чтобы правильно дышать.
Со временем не он у меня, а я у него начала учиться. Смотрела, как он дышит, чтобы тоже перенять его технику.
– Кто из певцов был идеалом Дмитрия Хворостовского?
– Этторе Бастьянини (великий итальянский оперный певец, родился в 1922 году, умер в 1967 году – ред.). Один раз Дима на свой концерт позвал моих студентов-баритонов. Одним из них был парень, который впоследствии стал довольно известным в Красноярском крае артистом. Он копировал Диму во всем: в речи, манерах. Я попросила Диму отговорить его от подражания. Дима подошел к нему и говорит: «Дурачок, слушай Бастьянини». Потом этот студент пришел на занятия и говорит: «Бастьянини поет как Хворостовский».
– Став звездой мировой величины, как Дмитрий Александрович относился к Красноярску и нашему театру оперы и балета?
– На одном из последних своих концертов здесь Дима мне признался, что волнуется. Я удивилась: «Дима, ты же на таких площадках выступал. По всему миру». Он ответил: «А здесь я волнуюсь».
Приезжая в Красноярск, он всегда полной грудью вдыхал местный воздух и говорил, что любит этот воздух. У нас сейчас не лучшая экология, раньше было куда хуже. Но красноярский воздух был Диме родным. Мы с ним и его семьей ходили на яхте по Красноярскому морю несколько раз, любовались окрестностями. Предчувствуя уход, он сказал: «Мне бы хотелось уйти в красноярскую тайгу и там умереть». Я тогда сказала: «Ты чего? Еще поживешь». Он ответил: «Может, и поживу».
Я до сих пор не верю, что Димы нет. Мы дружили 33 года.
Окна моего кабинета в Сибирском институте искусств, который носит имя моего коллеги и друга, выходят на его памятник. И я вижу Диму каждый день. Таким, каким он был на сцене. И у его ног всегда свежие цветы как во время концерта.
Справка МК в Красноярске
Дмитрий Александрович Хворостовский (16 октября 1962 — 22 ноября 2017)
Оперный певец (баритон). В 1995 году получил звание Заслуженный артист РФ.
Окончил Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького и Красноярский институт искусств.
Работу начинал в Красноярском государственном театре оперы и балета, с 1985 года служил солистом. С 1995 года жил в Лондоне.
Выступал на самых престижных оперных сценах мира: Королевский театр Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен опера, Мариинском театра, Московском театре «Новая опера» и других. На протяжении жизни выступал с самыми известными дирижерами мира. Среди них Валерий Гергиев, Евгений Колобов, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев.
Скончался в 2017 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Справка МК в Красноярске
Лариса Владимировна Марзоева
Родилась в 1949 году.
Окончила вокальный факультет Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Солистка Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, заведующая кафедрой сольного пения Сибирского государственного института искусств имени г. Хворостовского.
В 1994 году приглашена Валерием Гергиевым исполнить партию Людмилы в постановке «Руслана и Людмилы»; гастролировала с Мариинским театром за рубежом. Проводит занятия для певцов в России и других странах.
В день рождения Хворостовского красноярцы вспоминают знаменитого баритона
Июнь 2017 года — последнее выступление Дмитрия Хворостовского в Красноярске. Горожанам пришлось долго ждать этого события, уже тогда Дмитрий Александрович был болен, выход на сцену давался с трудом. И тем не менее он нашёл силы приехать и встретиться с красноярцами. И трудно сосчитать, сколько раз за вечер они аплодировали великому певцу стоя. Эмоциональная связь между залом и артистом, никогда не была такой сильной.
Я должен был вернуться. Вернуться к вам, потому что я вас люблю, потому что это мой родной город, потому что всё связано с Красноярском.
Меньше, чем через полгода, Дмитрия Хворостовского не стало. Но память об оперном гении останется навсегда. Теперь его имя носит Театр оперы и балета, где артист начинал свою карьеру и Институт искусств, возле которого ему установили памятник. А когда шла всероссийская акция по присвоению великих имён аэропортам страны, то в Красноярске за певца проголосовало большинство.
Для нас он — это всё. Это та школа, где я работала, где он учился. Я впервые его увидела и на репетиции, и на сцене этого оперного театра.
Надежда Алексеевна, жительница Красноярска
Хворостовский для Красноярска является первой личностью, прославил на весь мир, город Красноярк узнали именно благодаря ему.
Валентина, жительница Красноярска
Это слава на всю Россию, это один из величайших, как это сказать, людей Красноярска, возвысил его.
В конце прошлого лета имя Хворостовского собрало вместе множество людей — 20 000 человек пришли на благотворительный концерт его памяти. В этот вечер для красноярцев пели друзья и близкие знаменитого певца — известные исполнители, на концерты которых практически невозможно попасть. Одну из партий исполнила его супруга Флоранс.
И вот снова из разных стран приехали знаменитые исполнители, чтобы отдать дань памяти великому певцу. Этот фестиваль в Красноярске — первый, но точно не последний. Возможно, он станет традиционным.
Интервью
Дмитрий Александрович Хворостовский родился 16 октября 1962 года в Красноярске. Сольфеджио начал изучать в музыкальной школе № 4 (ул. Гастелло, в р-не завода «Сибтяжмаш», тогда родители жили в том краю). Окончил педагогическое училище им. М. Горького. В Красноярском институте искусств учился у профессора Екатерины Константиновны Иофель. Ещё студентом начал петь в театре оперы и балета. В 1987 году получил первую премию и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе певцов им. М. И. Глинки. 1988 — Гран-при на международном конкурсе в Тулузе (Франция). 1899 — победа на телеконкурсе Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания) и присуждение титула «Лучший голос». У Хворостовского четверо детей. Двойняшки Александра и Данила от первого брака, Максим и Нина от второго с Флоранс Илли. Народный артист России и, что особенно приятно для нас, почетный гражданин Красноярска. В середине ноября с единственным концертом в родном городе выступил Дмитрий Хворостовский. Билеты на концерт разошлись за неделю, ещё в августе. А перед началом концерта многочисленные поклонники не теряли надежду на лишний билетик. Мне доводилось общаться с именитым земляком в каждый его приезд с конца 90-х, и могу констатировать, что интерес к его персоне остается неизменно высоким.
Понимал это и другой наш великий земляк писатель Виктор Астафьев, который в разговоре с Дмитрием, который приезжал к нему в Овсянку, заметил: домой таким людям как ты, нужно возвращаться только на белом коне! В общем-то, так и происходит. Пожалуй, он единственный исполнитель, кто, выступая на сцене БКЗ, может позволить себе роскошь… отказаться от микрофона. А ещё не только разрешить, но и специально пригласить на репетицию студентов академии музыки и театра, понимая, что у них возможности попасть на его концерт не будет. Более того, начав репетицию с симфоническим оркестром под управлением Марка Кадина, певец, не увидев студентов в партере, прервал процесс и поинтересовался: а где же творческая молодежь? Оказывается, руководство зала решило запустить студентов только на балкон. Тогда Дмитрий Александрович настоятельно потребовал пропустить их в партер. После репетиции Хворостовский, явно в прекрасном расположении духа, отвечал на вопросы прессы.
— После ремонта вы впервые опробовали звуковые качества БКЗ, где неоднократно пели ранее, находите различия?
— Я даже не представлял, что в нем можно так комфортно петь. Зал был не акустический, а сейчас акустический. С чем я всех вас, а вернее всех нас, и поздравляю! Вполне приличный зал. На сцене нормальные театральные ощущения. Очень рад за Красноярск, я всегда слежу и горжусь успехами земляков.
— К сожалению, редко бываете. Последний раз выступали два года назад в оперном театре…
— Причем, примерно в это же время. А время понятие относительное. Мне кажется, что это было совсем недавно, как будто и не уезжал. Для меня всегда счастье — быть на родине и петь перед вами. У меня достаточно программ, идей и настроения, чтобы чаще с вами делиться. Я всегда рад быть здесь и видеть, хотя бы на репетиции, студентов. Для них, по-моему, это особенно ценно.
Помню, когда учился, дважды приезжал Святослав Рихтер, и нас пускали в и без того переполненный МКЗ. Мало того, Рихтер хотел, чтобы кто-то из студентов был его концертмейстером и, кажется, выбрал меня, а я очень испугался и отказался. Зря. Сейчас об этом жалею, а тогда страшно стало (Улыбается.) Приезжали и другие известные музыканты и для нас, студентов, это была прекрасная практика.
— Вы много гастролируете и вас, несомненно, спрашивают о Красноярске, о Сибири, как описываете родной край?
— Я, прежде всего, говорю о людях. О том, какие сильные, честные, прямые люди здесь живут, которые, как правило, держат слово. А если что-то делают стоящее, то делают тихо. А не бьют себя в грудь: смотрите, я то, вот что делаю! Это характер сибирский.
— А о тех же пресловутых медведях на улицах интересуются за рубежом?
— В таких случаях, я говорю: знаете, у нас медведи прямо по улицам ходят, причем, белые. Просто беда с ними! Некоторые верят мне. А я понимаю, ну, о чем тогда с такими людьми говорить? (Смеется.)
— Есть разница, для какой публики петь: красноярской, европейской, американской?
— Каждый раз, выходя на сцену, я другой. Соответственно, реакция публики не может быть одинакова. Хотя есть, конечно, разница, здесь по-русски понимают, больше любят, здесь мой родной город, здесь меня знают, обсуждают, может быть, и осуждают, но это не важно. Выходя на сцену, артист начинает все с нуля. Никакие регалии и заслуги здесь не имеют значения, артист должен пройти этот путь от начала до конца, чтобы найти контакт, диалог со зрителем, сделать его сопереживающим. Это всегда тяжелый, как жизнь, путь. Нередко говорят: публика дура. Я так не считаю, она имеет свои привычки, свою инертность, но публика выше, чем ты, или кто-либо. Когда ты это знаешь, то ориентируешься на самое-самое. И не важно, русскоязычная публика или нет.
— Вы уже в курсе, что достроена Академия музыки и театра?
— Институт искусств, в котором я получил образование (тогда он назывался так), долгое время оставался недостроенным, что меня очень печалило. Здание разрушалось, а студенты занимались в неподготовленных классах, не было своей сцены, очень неприятная история. Несколько лет подряд, выступая здесь, все свои гонорары я перечислял в фонд строительства и в фонд стипендий студентов. Завтра днем ректор академии пригласил меня в гости, показать новые классы и залы, с удовольствием посещу альма-матер. Это известие меня вдохновляет, как и в целом изменения в облике города. Город стал чище, интереснее, а люди на улицах больше улыбаться.
— Около двадцати лет вы живете в Лондоне, а где вам комфортнее?
— В Лондоне мой дом, моя семья, в которую мне приятно возвращаться. Правда, из-за гастролей там я бываю редко. В Лондоне я чувствую себя привольно, а стало быть, комфортно. Зато оттуда удобно добираться до любой страны.
(От автора. В 2006 году семья Хворостовских приобрела квартиру общей площадью 120 кв. м в западной части Лондона, в районе Хаммерсмит. Такое же название носит станция метро. Здесь строится жилье бизнес-класса. В этом районе проживает более 30 процентов русских семей. В среднем квартира в этом районе стоит около 500 тысяч фунтов. Жилье пришлось сменить из-за увеличения семьи. Тогда сыну Максиму было шесть лет, и у него появилась сестренка Нина. Старшие дети Хворостовского от первого брака также живут в Лондоне со своей мамой, первая жена Дмитрия из Красноярска. Отец старается уделять внимание всем своим детям.
Нынешнею супругу зовут Флоранс, по-домашнему Дмитрий зовет её Флоша. Она закончила консерваторию в Женеве, училась в оперной школе во Франции. Мать — итальянка, отец — француз. Родители занимаются антиквариатом. В 1999 году Хворостовский пел Дон Жуана в Женеве, а Флоранс, надо же, играла роль одной из его возлюбленных и по замыслу режиссера они целовались на сцене. Флоранс тогда было 29 лет. Видимо, с этого волшебного поцелуя и начался их роман. Пару раз супруга приезжала с мужем на его родину. Дмитрий называет жену душой дома. К ней он и адресовал меня с вопросом о своем семейном гнездышке).
— Дмитрий Александрович, детям на каких языках колыбельные поете?
— Максим уже вышел из такого возраста, а Нине мама поет на французском, я — по-русски. Максим, надо заметить, уже в два года понимал оба языка, а вскоре еще два освоил. Я, как правило, распеваюсь дома с Максимом. Он слушает и мне не мешает, похоже, ему нравится.