Хвойные ванны для детей для чего
Хвойные ванны для детей для чего
Физиотерапевтическое лечение является составной частью комплексных лечебных мероприятий, проводимых при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста на различных стадиях восстановительного периода. Оно применяется в сочетании с лечебной гимнастикой, ортопедическими укладками, медикаментозными препаратами, улучшает функциональное состояние нервной системы и повышает эффективность комплексного лечения.
К физиотерапевтическим методам относятся: водолечение, озокерит, горячие укутывания, грязевые аппликации, электрофорез лекарственных веществ, импульсный ток, электростимуляция.
Водотерапия. Благоприятно влияет на состояние центральной нервной системы, нормализует процессы возбуждения и торможения, улучшает сон. Теплую ванну можно сочетать с пассивными и активными движениями под водой.
Хвойные ванны. Жидкий хвойный экстракт (25—50 г) вливают в ванну с температурой воды 36—36,5° С. Продолжительность процедуры — 5—10 мин в зависимости от возраста. После ванны ребенка обливают водой. Ванны проводят через день; на курс лечения — 8—10 ванн. Через 1—2 мес курс можно повторить. Эфирные масла, находящиеся в хвое, успокаивают нервную сиси ему, рефлекторно воздействуя на рецепторы кожи, дыхательных путей и обонятельный анализатор.
Хвойные ванны показаны при различных заболеваниях нервной системы, сопровождающихся повышенной возбудимостью, нарушением сна.
Солено-хвойные ванны. К пресной воде добавляют морскую неочищенную соль из расчета 100—200 г на ведро воды (10 л). Соль в полотняном мешочке опускается в воду до полного растворения. Затем добавляют хвойный экстракт. Температура воды 35—36° С зимой и 34—35° С летом. Продолжительность ванны — 5—10 минут. Ванны делают через день; на курс — 8—10 ванн. Солено-хвойные ванны возбуждают центральную нервную систему, ее вегетативный отдел, улучшают обменные процессы, повышают общий тонус организма.
Их применяют у детей с церебральным параличом, ослабленных соматически, с проявлением рахита; особенно эффективны солено-хвойные ванны при атонически-астатическом синдроме, акушерских парезах, последствиях полиомиелита, травмах спинного мозга.
Морские ванны. Температура морской ванны вначале должна быть 37,5° С, затем ее постепенно снижают до 36° С. Продолжительность ванны — 5—8—15 мин. Их проводят два дня подряд с отдыхом на 3-й день. Курс лечения — 8—10—15 ванн. Морские ванны действуют общеукрепляюще на организм, способствуют закаливанию, улучшают кровоснабжение головного, спинного мозга и мышц, снижают возбудимость нервной системы.
Ванны из настоя трав. Для их приготовления используют концентрированный настой из трав (корень валерианы, пустырник, душица, хмель, зверобой, шалфей, ромашка, полынь и др.) в количестве Уг—1—2 стакана на ванну. Температура ванны 36— 36,5° С. Продолжительность — 8—15 мин, через день. Курс лечения — 8—10 ванн. Ванны из трав оказывают седативное действие на нервную систему.
Руководство по купанию младенцев
В тот момент, когда в доме появился новорожденный, у родителей возникает множество вопросов, в том числе и по купанию. Когда начинать купать младенца? Где купать? Как купать? Ведь малыш такой маленький и хрупкий, его так неудобно держать. А главное — как не навредить?
В этой статье мы ответим на самые частые вопросы новоиспеченных родителей о купании.
Как часто купать?
Частота купания зависит от многих факторов: возраста ребенка, степени его загрязнения, времени года и т. д. Новорожденный ребенок, лежа в своей кроватке, не пачкается, а поэтому в ежедневном купании нет необходимости. В первые месяцы жизни достаточно будет мыть малыша 3 раза в неделю. Естественно, не стоит забывать о регулярном умывании и подмывании. Подросшего ребенка, который не вылезает из песочницы и сильно пачкается, само собой следует купать каждый день.
Как долго?
Длительность приема ванны зависит от особенностей кожи ребенка и качества воды. Нормальная длительность купания составляет около 10-15 минут. Если из крана течет жесткая вода, это может усилить сухость кожи младенца. Необходимо внимательно следить за реакцией кожи и самостоятельно делать выводы. При плохой переносимости время приема ванны следует сократить до 5-10 минут или отдать предпочтение душу.
В какое время?
Время купания полностью зависит от реакции самого младенца. На одних детей вода действует расслабляюще, а на других, наоборот, возбуждающе. Поэтому первых логичнее купать перед сном, а вторых после пробуждения. Важно выбрать время, когда семья никуда не торопится. Спешка может привести к травмированию.
Где и в чем?
Существует множество вариантов того, в чем купать младенца: от раковины или небольшой емкости (таза, ванночки) до взрослой ванны или душа. Родители сами выбирают, как будет удобно и им, и ребенку.
Когда можно пользоваться ванной?
Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, до того момента, как произойдет отпадение культи пуповины, младенца достаточно обтирать смоченной в воде губкой. После этого разрешается мыть ребенка во взрослой ванне. Перед купанием ванна должна промываться содой или детским мылом. Купать следует в самой обычной водопроводной воде. В кипячении, добавлении в воду марганцовки или отвара трав нет необходимости.
При какой температуре?
Перед купанием младенца важно всегда проверять температуру воды своей рукой. Однако лучше всего приобрести градусник для воды. Температуру для первого купания следует делать примерно 34-36 градусов. Для того, чтобы избежать переохлаждения, температура помещения должна быть 24-26 градусов. С целью закаливания родителям можно постепенно снижать температуру воды на 1 градус.
Как держать?
Самое главное в купании — крепко держать ребенка. Надежная фиксация — гарант безопасности младенца и спокойствия родителей. Если родитель правша, то левой рукой следует поддерживать шею и голову малыша, а правой удерживать и направлять ребенка в воде. Применительно к левше алгоритм действий диаметрально противоположный.
Сколько наливать воды?
Экономичные американцы и европейцы советуют наливать около 5 см воды в ванну. Этого количества достаточно для эффективного и безопасного купания. В российских семьях принято наливать полную ванну. В этом тоже нет ничего плохого, главное — крепко удерживать ребенка и соблюдать правила безопасности:
В каком порядке мыть?
В первые месяцы дети загрязняются несильно, поэтому совершенно неважно, с каких частей тела начинать мыть малыша. При купании следует обратить внимание на естественные складки — на руках, ногах, подмышках, за ушами, вокруг шеи и в области паха. Также необходимо раскрывать кулачки ребенка и промывать кожу между пальцами. Сильнопачкающихся активных детей удобнее начинать мыть с головы, постепенно доходя до ног. Это делается для того, чтобы несколько раз не смывать моющее средство.
Нужно ли мыть голову?
У всех новорожденных детей разная степень волосатости. Если у ребенка имеются довольно густые волосы, их необходимо мыть раз в неделю (или по мере загрязнения). Делать это можно в ванне при купании всего тела либо отдельно под раковиной.
При мытье волос каплю детского шампуня необходимо нанести на голову малыша, аккуратно вспенить и смыть теплой водой, приложив свободную руку ко лбу ребенка (тем самым не допуская попадания моюго средства в глаза).
Многие подросшие дети не любят мыть голову из-за того, что пена попадает им на лицо. Для облегчения процедуры следует попросить ребенка опереться руками о стену и наклонить голову назад. Если приложить ладонь к основанию волос, то можно предотвратить попадание шампуня в лицо.
Можно ли купать при температуре или после прививки?
Однозначный ответ — можно. Главное, ориентироваться на самочувствие ребенка. Если у малыша температура, но он чувствует себя хорошо и просит купаться, не стоит ограничивать его в этом. При лихорадке теплая ванна снизит температуру и улучшит настроение.
Если ребенок заболел ветрянкой, не нужно бояться его купать. Регулярное мытье тела поможет избежать вторичного инфицирования высыпаний.
При вакцинации, а также после пробы Манту нет никаких противопоказаний к купанию. Единственное — не стоит тереть место укола мочалкой.
Как купать ребенка с атопическим дерматитом?
Купать ребенка-атопика следует в негорячей воде. Длительность приема ванны — 5-10 минут (ванну лучше заменить душем). При жесткой воде рекомендуется добавлять эмульсии для ее смягчения.
При купании необходимо использовать специальные моющие средства для детей с атопическими проявлениями. После процедуры кожу нужно промокнуть полотенцем (не тереть!) и сразу нанести подходящий эмолент.
Таким образом правильное и полезное купание ребенка вовсе несложно.
Современные взгляды на лечение синдрома вегетативной дистонии у детей
Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией.
Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией. При этом у больных могут отмечаться изменения со стороны различных органов и систем, которые носят функциональный характер. Этим дистония принципиально отличается от других заболеваний, что не должно стать поводом для успокоения, так как возможен переход СВД в такие психосоматические заболевания у взрослых, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Отсутствие адекватной терапии может привести к ухудшению в состоянии больного. В связи с этим необходим поиск новых эффективных методов лечения детей с СВД.
Обычно лечение больного с СВД проводится в течение длительного времени. При этом очень важно учитывать характер вегетативных нарушений (преобладание активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы), тяжесть клинических проявлений, а также психоэмоциональные особенности личности ребенка. Предпочтение в лечении детей с СВД должно отдаваться немедикаментозным методам. Этого бывает достаточно при легком течении СВД. При тяжелом течении используется и медикаментозная терапия. Одновременно проводится лечение хронических очагов инфекции и сопутствующих заболеваний.
Терапию следует начинать с нормализации режима дня: очень важно, чтобы ночной сон составлял не менее 8–10 ч, а также чтобы ребенок гулял на свежем воздухе не менее 2–3 ч в день. При построении занятий целесообразно чередовать физические и умственные нагрузки. Необходимо устранить гиподинамию, ограничить просмотр телевизионных передач до 1 ч в день, а также работу за компьютером, которые должны быть дозированы с учетом возраста ребенка.
Занятия физкультурой. Дети с СВД должны заниматься утренней гимнастикой. Благоприятное влияние на пациентов оказывают плавание, катание на лыжах, коньках, дозированная ходьба, игра в настольный теннис, бадминтон. Не рекомендуются занятия групповыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол), а также боксом, борьбой, кикбоксингом.
Питание. Ребенок с СВД должен получать полноценное питание с достаточным количеством минеральных веществ и витаминов. Детям с повышенной симпатоадреналовой активностью и лабильной артериальной гипертензией необходимо ограничить потребление поваренной соли, чая, кофе. Целесообразно исключить из рациона копчености, острые блюда, шоколад. Детям с повышенной парасимпатической активностью, артериальной гипотонией рекомендуется пища, содержащая достаточное количество жидкости, а также маринады, чай, кофе (лучше с молоком), шоколад и шоколадные конфеты, кефир, гречневая каша, горох. Детям с СВД целесообразно принимать мед на ночь в течение 2–3 мес, а также различные соки, настои, компоты из облепихи, калины, шиповника, рябины, моркови, брусники, черноплодной рябины, изюма, кураги.
Психотерапия. Важное место в лечении детей с СВД должно отводиться индивидуальной рациональной психотерапии, направленной на коррекцию внутренней картины болезни с переориентацией на немедикаментозные приемы саморегуляции. При этом очень важно, чтобы лечащий врач вызывал доверие не только у ребенка, но и у его родителей. Нередко можно видеть хороший терапевтический эффект, убедив больного лишь изменить образ жизни, характер питания, заняться физкультурой.
Водные процедуры. Обычно у детей с СВД эффективны следующие водные процедуры: плавание, циркулярный душ, сауна, лечебные ванны. Бальнеотерапия должна проводиться в зависимости от особенностей вегетативных нарушений. Для детей с повышенной симпатической активностью показаны ванны с добавлением седативных трав, при ваготонии — солевые хвойные, нарзанные, родоновые ванны, обливания, растирания холодной водой.
Физиотерапевтическое лечение. При СВД широко используются гальванизация по рефлекторно-сегментарной методике, парафин, озокерит на шейно-затылочную область. Выбор методики должен проводиться с учетом направленности исходного вегетативного тонуса. При ваготонии показаны электрофорез на воротниковую зону с 5% раствором хлористого кальция, 1% раствором кофеина или 1% раствором мезатона. При симпатикотонии используется электрофорез с 2% раствором эуфиллина, 2% раствором папаверина, 4% раствором сульфата магния.
Массаж. При ваготонии, особенно сочетающейся со снижением артериального давления, назначается общий массаж, а также массаж икроножных мышц, кистей рук и шейно-воротниковой зоны; при преобладании симпатического тонуса — массаж по зонам позвоночника и шейно-воротниковой области.
Медикаментозная терапия. При недостаточной эффективности описанных выше лечебно-оздоровительных мероприятий назначается медикаментозная терапия. Желательно начинать медикаментозное лечение с фитотерапии. Детям с повышенной возбудимостью, тревожностью рекомендуется назначать фитосборы, обладающие седативным действием: шалфей, боярышник, валериана, пустырник, зверобой (табл. 1). Курсы лечения обычно длительные — в течение 3–12 мес. Препараты необходимо чередовать через 2–4 нед (с двухнедельным перерывом между курсами).
Кроме настоек и экстрактов, из фитопрепаратов могут использоваться также различные виды чая. Из препаратов валерианы лучше всего зарекомендовал себя «валериановый чай»: 1 ст. ложку измельченного корня валерианы заварить с вечера одним стаканом крутого кипятка, накрыть блюдцем и на следующий день принять настой в 3–4 приема. Таким же образом готовится чай из пустырника, который обладает даже большими, чем валериана, успокаивающими свойствами. При острых невротических реакциях в качестве быстродействующего «огнетушителя» может использоваться «валериановый коктейль»: 5–15 мл настойки валерианы, т. е. 1 чайная, десертная или столовая ложка, пополам с водой. Менее убедителен седативный эффект таблетированного экстракта валерианы.
При недостаточном успокаивающем эффекте фитопрепаратов в лечении детей с СВД применяются анксиолитики и нейролептики (табл. 2).
Главной мишенью действия нейролептиков и анксиолитиков служат структуры лимбико-ретикулярного комплекса, в которых сосредоточены высшие вегетативные и эмоциональные центры. Тесная связь психических и вегетативных функций, осуществляемая лимбической системой, позволяет понять, почему эти препараты, снижая эмоциональную возбудимость, одновременно оказывают нормализующее влияние на вегетативно-висцеральные расстройства, сопровождающие СВД.
При назначении транквилизаторов необходимо учитывать характеристику психоэмоционального состояния больного и направленность вегетативной дисфункции (ваго- или симпатикотония). Детям с повышенным уровнем тревожности, нарушением сна показаны транквилизаторы с выраженным седативным эффектом: седуксен (Сибазон, Реланиум, Диазепам), Феназепам, Тазепам, Атаракс. При гипостеническом невротическом состоянии, артериальной гипотонии назначают препараты с умеренным активизирующим действием — «дневные транквилизаторы» (Грандаксин, медазепам), которые даются обычно в два приема — утром и днем. Важно учитывать, что при СВД по симпатикотоническому типу целесообразно использование Седуксена (1 таблетка — 0,005 г), Тазепама (1 таблетка — 0,01), Феназепама (1 таблетка — 0,5 и 1 мг). Детям с СВД по ваготоническому типу показаны Амизил (1 таблетка — 1 мг или 2 мг), при смешанном варианте СВД — Белласпон (1–3 таблетки в сутки), Рудотель (1 таблетка — 0,01 г), Грандаксин (1 таблетка — 0,05 г). Продолжительность назначений транквилизаторов — не более 4–6 нед, возможно проведение повторных курсов.
Нейролептики показаны детям с острой и хронической тревогой, при двигательном беспокойстве, наличии тиков, ипохондрии, страхов, а также при стойком болевом синдроме. Они снижают реакцию на внешние раздражители, обладают вегетотропным действием, рекомендуются к применению, когда транквилизаторы неэффективны. Чаще всего из этой группы препаратов используется Френолон в дозе 5–15 мг/сут, тиоридазин (Меллерил, Сонапакс) — детям дошкольного возраста в дозе от 10 до 20 мг/сут, школьного — по 20–30 мг/сут, а также Терален в дозе 5–15 мг/сут. Френолон и Сонапакс дают хороший эффект при кардиалгиях. Терален обладает еще и антигистаминным свойством.
При необходимости нейролептики можно сочетать с анксиолитиками.
Хорошо зарекомендовали себя препараты, улучшающие обменные процессы в ЦНС — нейрометаболические стимуляторы. Они показаны детям с выраженными проявлениями СВД. Нейрометаболические стимуляторы оказывают не только положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, но и стимулируют окислительно-восстановительные процессы, усиливают утилизацию глюкозы, улучшают энергетический потенциал организма, повышают устойчивость ткани мозга к гипоксии, способствуют улучшению памяти, облегчают процесс обучения. С этой целью можно назначить Ноотропил (0,4–0,6 мг/сут), Энцефабол (0,1–0,2 мг/сут), Аминалон (0,5–1 г/сут), Пантогам (0,5–0,75 г/сут), Фенибут (0,5–0,75 г/сут), глицин (0,2–0,3 г/сут). Наряду с этими препаратами используются глутаминовая кислота, Церебролизин по 1 мл внутримышечно (курс лечения — 10–15 инъекций). Лечение данными препаратами проводят 2–3 раза в год.
Детям с ваготонической направленностью СВД назначают растительные психостимуляторы, повышающие активность симпатической нервной системы. С этой целью можно воспользоваться кофеином, настойкой женьшеня, лимонника китайского, элеутерококка, родиолы розовой, заманихи, пантокрина. Все эти препараты назначают из расчета по 1–2 капли на 1 год жизни в первой половине дня: 2 раза в день за 30 мин до еды в течение 1–2 мес, чередуя их между собой (с перерывами по 2–3 нед).
При упорных головных болях, внутричерепной гипертензии показаны курсы Диакарба, мочегонных трав. Для улучшения микроциркуляции назначают Трентал, Кавинтон, Винкапан.
В настоящее время в лечении СВД стали использоваться препараты, в состав которых входят коферменты, микроэлементы и витамины в изолированном виде или в их сочетании: Коэнзим Q10, L-карнитин, Бетакаротин, кальция гипохлорит, кальция лактат, кальция фосфат, Магне В6, Мульти-табс и Мульти-табс с бета-каротином.
Важно учитывать, что при симпатикотонии предпочтение следует отдавать препаратам калия и витамину В1, в то время как при ваготонии — препаратам кальция, фосфора, витаминам В6, С.
Лечение артериальной гипертензии. При артериальной гипертензии показано назначение базисной терапии, включающей сосудистые и ноотропные препараты. С этой целью можно назначить Оксибрал (по 2,5 мл сиропа 3 раза в день), Винпоцетин (1 таблетка — 5 мг), Кавинтон (1 таблетка — 5 мг), Циннаризин (1 таблетка — 25 мг). При неэффективности лечения назначаются гипотензивные препараты. Важным в лечении больных с артериальной гипертензией является индивидуальный подбор препаратов для конкретного человека. При стабильной артериальной гипертензии и гиперкинетическом типе кровообращения (тахикардия, преимущественное повышение систолического артериального давления) показано назначение небольших доз β-блокаторов: атенолол — 0,7 мг/кг 1 раз в день, пропранолол (Обзидан, Индерал) — 0,5 мг/кг 3–4 раза в день. При гипокинетическом типе кровообращения (брадикардия, повышение преимущественно диастолического артериального давления) лечение начинают с назначения мочегонных препаратов (Гипотиазид, Триампур композитум). При отсутствии эффекта показано назначение ингибитора ангиотензинпревращающего фермента каптоприла (0,5 мг/кг 3 раза в сутки). В педиатрической практике часто используется пролонгированный препарат эналаприл (0,02 мг/кг 1 раз в день).
Купирование гипертонических кризов. Прежде всего необходимо создать максимально спокойную обстановку. С целью снижения артериального давления у ребенка с СВД можно назначить седативные препараты (Седуксен — 1 таблетка — 5 мг или 1–2 мл в/в), мочегонные средства (Фуросемид, Лазикс), препараты калия (Панангин — 2 таблетки), селективный β-адреноблокатор атенолол из расчета 0,7 мг/кг.
Лечение вегетативных пароксизмов довольно сложно, так как кризы обладают циркадностью и строго индивидуальны. Преобладание активности того или иного отдела вегетативной нервной системы во время криза может быть компенсаторным; подавляя этот отдел, можно усугубить, усилить криз. Важно не столько лечение самого криза, сколько комплексная и длительная терапия в межприступный период.
При симпатоадреналовых пароксизмах у детей используют транквилизаторы, седативные препараты, β-адреноблокаторы. Желательно после купирования криза назначить β-адреноблокатор еще на 4–5 дней, можно в сочетании с седативными лекарственными средствами. Если у пациента симпатоадреналовые кризы повторяются и выявлена связь между их возникновением и психоэмоциональным напряжением, то β-адреноблокатор может назначаться в небольшой дозе более продолжительное время. Необходимо устранить провоцирующий фактор и провести пациенту курс психотерапии. Детям с повторяющимися парасимпатическими кризами целесообразно провести длительный курс лечения (1–2 мес) одним из препаратов красавки. С этой целью можно использовать Белласпон, Беллатаминал и др. Обычно их назначают на ночь (1/2–1 таблетки) в зависимости от возраста. На этом фоне следует продолжать лечение СВД.
Если у ребенка возник вегетативный пароксизм, нужно определить особенности его течения (вагоинсулярный, симпатоадреналовый или смешанный), а затем с учетом этого оказать необходимую помощь (табл. 3).
В заключение следует сказать, что купирование вегетативных кризов у детей, как и лечение СВД, требует индивидуального подхода с подбором соответствующих методов и препаратов. Даже при адекватной терапии СВД необходим контроль эффективности терапии, так как могут наблюдаться парадоксальные реакции, поскольку ваготонии или симпатикотонии в чистом виде у детей практически не бывает. Сменяя один метод лечения другим, можно добиться положительного терапевтического эффекта в большинстве случаев.
Литература
Л. В. Царегородцева, кандидат медицинских наук, доцент
РГМУ, Москва
Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.