Как сделать дабл трек гитары

Как сделать дабл трек гитары

Даблтрек – это просто: запишите партию дважды, стараясь сделать оба варианта похожими настолько, насколько это возможно, и панорамируйте одну партию полностью влево, а другую – в право. Это создает намного более широкий стерео образ, чем одиночный трекинг с использованием стерео микрофонов, потому что наши уши интерпретируют отдельные партии как две различные гитары.

Все здОрово и хорошо, если вы решаете дублировать гитары прежде, чем сделать запись… Но что, если вы понимаете после того как начали микшировать, что нуждаетесь в жёстко панорамированном звуке и уже поздно записывать вторую дорожку?

Вы не можете просто дублировать дорожку и панорамировать одну копию влево и другую вправо. Поскольку в оба канала будет отправлен один и тот же сигнал, результирующий звук будет в моно. Опять же, можно обработать скопированный трек эффектами или сдвинуть на несколько миллисекунд, но это приведёт в лучшем случае к заметно фальшивому стерео образу. В то время как каждый канал несет различный сигнал, наши уши сразу ощущают общие черты, особенно в ритме и синхронизации.

Вот уловка, которую вы можете использовать, чтобы получить отличный стерео эффект из одной дорожки, если часть, которую вы хотели бы удвоить, содержит повторяющиеся секции. С хорошим исходным материалом этот подход приведёт к результату, неотличимому от дважды сыгранной партии.

Я продемонстрирую это на гитарном рифе:

Вот так этот трек выглядит в Сонаре. Обратите внимание, что запись сделана в моно:

Как сделать дабл трек гитары. Смотреть фото Как сделать дабл трек гитары. Смотреть картинку Как сделать дабл трек гитары. Картинка про Как сделать дабл трек гитары. Фото Как сделать дабл трек гитары

У рифа есть две повторяющихся части. Я пометил их как “часть A” и “часть B”, каждая часть повторяется один раз.

Помните, что эффект стерео возникает в жёстком панорамировании двух записанных дорожек, потому что наши уши слышат две отдельно сыгранные гитарные партии. Так как в этой дорожке есть повторяющиеся части, я могу создать иллюзию двух гитар, соединяя разные повторы каждой секции. Я сделал следующее:

Как сделать дабл трек гитары. Смотреть фото Как сделать дабл трек гитары. Смотреть картинку Как сделать дабл трек гитары. Картинка про Как сделать дабл трек гитары. Фото Как сделать дабл трек гитары

После такой перетасовки, в двух дорожках звучат те же самые партии, но с различными “дублями” каждой части. Вот как это звучит:

Превосходный стерео звук из единственной моно записи!

И для контраста, я создал “поддельную” версию стерео, с задержкой левого трека на 5 миллисекунд:

Так как первоначально партия похожа на стерео запись, ваши уши должны сразу ощутить различие. Стерео образ ломается, особенно после повторного прослушивания. Сравните это со вторым треком – в нём звучание заметно шире и динамичнее независимо от того, сколько времени вы его слушаете!

Эта запись была опубликована 11.06.2008 в 18:39. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Источник

Дабл-трек. Реализация

Что такое дабл-трек и способы его реализации для вокала, гитар или других инструментов

Гитаристы и люди, имеющие опыт записи вокала для более-менее серьёзных проектов, скорее всего уже знают что такое дабл-трек, а для всех остальных сейчас расскажу о его принципе, а также как и почему стоит использовать дабл-треки при записи музыки. Ok, начнём.

Что такое дабл-трек?

Дабл-трек это очень старый приём, позволяющий при записи одного инструмента добиваться более плотного и насыщенного его звучания, а при определённых условиях может также служить и интересным художественным эффектом.

Принцип этого приёма заключён в самом его названии — double track в переводе с английского означает дублирование трека (ну или двойной трек). То есть получается, что в миксе у нас оказывается не одна, а 2 одинаковых партии одного и того же инструмента.

Кстати, совсем необязательно ограничиваться только двумя копиями, в современной музыке не редкость и 3-4 и больше дублей. Всё зависит от задачи и пределом здесь может быть разве что фантазия продюсера

Как реализуется дабл-трек на практике?

Существует два способа реализации дабл-трека: реальный дабл-трек и искусственный. Откровенно говоря, искусственный мне совершенно не нравится и я им совершенно не пользуюсь, но он тоже имеет место быть, поэтому расскажу и о нём. Итак,

Реальный дабл-трек

Допустим, нам понадобилось ввести в трек партию гитары. Хорошо, наши действия следующие:

Готовим цепь предварительных эффектов если они нужны (для дабл-трека они не имеют значения) и записываем отрепетированную партию на отдельный канал секвенсера. Далее дублируем канал, удаляем из него существующий аудиоклип (ну или просто пишем вместо него) и записываем ещё одну копию нашей партии, стараясь максимально точно её повторить. Разводим каналы по панораме в противоположную сторону, слушаем что получилось и, при необходимости, записываем дополнительные дубли.

Вот и всё. Гитара здесь просто пример. Таким же образом делается дабл-трек и для вокала, и для любого инструмента. Не важно, записывается аудио или midi-дорожки. С искусственным дабл-треком процесс выглядит немного иначе.

Искусственный дабл-трек:

Главное отличие искусственного дабл-трека от реального состоит в том, что для его реализации используется только одна партия. А дальше — кому что ближе: кто-то копирует дорожку нужное количество раз и изменяет звук с помощью вопринга и аналогичных техник, различных настроек эффектов или вручную двигает их по таймлайну на небольшое количество миллисекунд; кто-то использует плагины (например, doubler из пакета Waves); кто-то «по старинке» использует задержку с помощью дилея (для этого в инсерт продублированного трека добавляется delay с минимальным значением feedback и выставляется задержка от 80 до 120 мс).

Но, блин, приятель. Я всё таки рекомендую тщательнее репетировать и пользоваться реальным дабл-треком. Разница между этими способами колоссальна, причём не в пользу искусственного, конечно.

Разве что можно дать несколько полезных советов:

Какие преимущества даёт дабл-трек и на каких инструментах его использовать

Как уже было сказано выше, дабл-трек может в корне изменить звучание и настроение трека: микс уплотняется, а звучание становится более оживлённым. На каких инструментах использовать этот приём — решать тебе. Есть устоявшаяся практика использовать дабл-треки вокала и гитар, но настоятельно рекомендую поэкспериментировать и с другими инструментами. Так, я, например, очень часто применяю дабл-треки для перкуссии.

Источник

Секреты звука. Плотная гитара на записи и выступлениях

Для того чтобы сделать звучание гитары на записи более плотной, есть такой общеизвестный студийный трюк под названием дабл-трек (double-track). Так называется партия одного и того же инструмента, воспроизведенная дважды. Результатом использования дабл-трека является более плотное, более объёмное и более интересное звучание выбранного нами для дублирования инструмента.

Как сделать дабл трек гитары. Смотреть фото Как сделать дабл трек гитары. Смотреть картинку Как сделать дабл трек гитары. Картинка про Как сделать дабл трек гитары. Фото Как сделать дабл трек гитары

В чем, собственно, суть приема? Дело в том, что когда вы пишете гитару в карту или снимаете ее микрофоном, вы получаете моно сигнал. В миксе записи он по определению будет звучать не очень «широко». Записав вторую дорожку, вы можете раскидать их ползунком панорамы влево и вправо: в результате получится псевдо-стерео звук. Жирный и плотный. Почему нельзя просто продублировать одну партию в редакторе и сделать то же самое? На самом деле такой трюк можно произвести при некоторых дополнительных манипуляциях, но сначала немного важной информации про психоакустику.

Как мы осознаем положение звука с пространстве? Все очень просто: мозг наш считывает время, за которое звук доходит до ушной раковины. Если источник звука находится слева, то до левого уха волна дойдет быстрее чем до правого, верно? Вот этот принцип используется для создания стереозвука. Если не вдаваться глубоко в детали, то партии должны немного отличаться друг от друга, чтобы создавать эффект стереозвука: это могут быть мельчайшие милисекунды, но они сделают свое дело. Но если вы просто продублируете партию гитары (copy/paste) и разведете по панораме, эффекта стерео не будет: звук просто станет громче. Однако вы можете задержать одну партию относительно другой: сделать максимальное приближение дорожки и в прямом смысле слова сдвинуть одну из дорожек влево или вправо (чуть-чуть). Вуаля: вы получили плотную стерео-гитару. Но ради справедливости скажу, что запись дабл-трека вручную почти всегда звучит лучше и «живее». Так что если вы обладаете нужной долей дисциплины и усидчивости, то лучший способ сделать это: сыграть ту же самую партию инструмента дважды (можно и больше) на разных дорожках рекордера/севенсера/магнитофона.

Но как добиться этого эффекта на сцене? Самый крутой вариант – это использовать два усилителя или хотя бы два микрофона на одном. Есть более простое и быстрое решение – использовать педаль эффектов! Достичь эффекта ужирнения звука можно установив на дилее короткую задержку (менее 20 мс) с минимальным значением feedback, или наиболее незначительное количество смещения высоты тона для имитации природных различий в двух дублей. Так же имитировать дабл-трек можно воспользовавшись педалью эффектов chorus, например наличием уже готовой функции может похвастаться педаль Polychorus от Electro-Harmonix. Ведь хорус по своему определению разделяет один сигнал на два.. Установив умеренные значения параметров модуляции, можно получить очень естественное уплотнение звука. Это будет не тру-стерео (все-таки усилитель у нас один), но плотность звука точно повысится.

Источник

Рассмотри самый простой пример. У нас в миксе есть барабанная установка, бас и единственная гитара (акустическая или электро — не важно). Куда её панорамировать? Вариантов несколько.

Самый простой вариант — оставить гитару (как и бас) в центре. С одной стороны — просто и логично, потому как смещение её в сторону может дать асимметрию микса, что не есть хорошо. Но с другой стороны расположенная таким образом гитара пусть и не даст асимметрию, но зато будет скорей всего хуже читаться из-за множественных конфликтов с различными гармониками бас-гитары.

Поэтому в такой ситуации можно смещать гитару немного в сторону от центра. В какую — зависит уже от ситуации. Например от того как панорамирована барабанная установка, да и вообще, от того, как гитара будет лучше читаться и давать меньше асимметрии. То есть, нужно будет просто послушать гитару в разных положениях панорамы, чтобы понять в каком месте она ложится в микс лучше всего.

Под выражением «смещать гитару немного в сторону от центра» в данном случае я подразумеваю «смещать не более чем на 30 %». При большем сдвиге гитара не только будет перевешивать микс на себя, но и прямо пропорционально отдалению от центра будет создавать «эффект отстраненности» от всего микса в целом.

Поэтому при работе с таким составом я рекомендую использовать технику дабл-трекинга при записи гитары. То есть одну и ту же партию гитары следует записывать, по меньшей мере, дважды и распределять копии одну на 50-100 % в левый канал, другую — настолько же в правый.

Дабл-трекинг сделает звук гораздо плотней, шире и объёмней. Здесь уже не нужно будет беспокоиться о какой-либо асимметрии. Мало того, гитары, будучи расположенными по краям панорамы, не будут конфликтовать с басом, обеспечивая ему хорошую читаемость.

Хотя, стоит отметить, что дабл-трекинг возможен и уместен не всегда. Например, в тех случаях, когда партия гитары полностью или в значительной степени импровизационного характера, музыканту будет очень трудно записать одну и ту же партию дважды без ошибок и расхождений. Это раз.

А во-вторых, сольные партии в данном случае дабл-треком делать не стоит. Да и вообще, дабл-трек больше уместен для риффов, для аккомпанирующих партий, но не для соло. Соло, записанное дабл-треком и разведенное до упора по панораме, звучит обычно не очень красиво. И в случае, если кроме баса, барабанов и соло-гитары в миксе ничего нет, сольную партию гитары лучше расположить по центру.

Если в составе не одна гитара, а две, то в зависимости от ситуации можно проделать панорамирование разными способами.

В тех случаях, когда партии гитар импровизационного характера, лучшим будет их панорамирование по простейшему принципу: «одну — влево, вторую — вправо». Причем вне зависимости от того, одинаковые или разные партии исполняют оба инструмента. Только здесь, в отличие от дабл-трекинга, я не рекомендую (хотя и не запрещаю) располагать гитары дальше, чем на 50 % от центра каждую. В некоторых случаях бывает достаточно даже 30-40 %.

Стоит просто иметь в виду, что чем больше отличаются по тембру и характеру партий первая и вторая гитары, тем ближе к центру их желательно располагать, чтобы микс не получился чересчур асимметричным.

Между прочим, таким образом можно панорамировать не только, например, две акустические или две электрогитары, но и акустическую и электрогитару, звучащие одновременно в одной композиции.

Если в составе три гитары, то логично будет панорамировать их так, чтобы одна была в центре, а две смещены влево и вправо соответственно. В этом случае главное решить, какая гитара, в каком месте панорамы будет располагаться.

Стоит сразу забыть о панорамировании гитар по принципу размещения гитаристов на сцене. В этом есть смысл только при сведении звука для концертного видео (и то отнюдь не всегда), но никак не для аудио да и уж тем более для студийного.

Здесь нужно смотреть, какие гитары играют больше, какие — меньше; какие несут в себе больше энергии, какие — меньше; а также смотреть, какие гитары схожи, а какие различаются по тембру.

Например, логично будет поместить аккомпанирующую акустическую гитару в центре, а две электрогитары — по бокам. Или, например, разумным будет размещение соло-гитары в центре, а двух аккомпанирующих — влево и вправо.

Тем не менее, даже при наличии трех партий гитар в одной композиции, приходится прибегать к дабл-трекингу для уравновешивания звучания, ликвидации частотных конфликтов и улучшения читаемости тех или иных инструментов.

Возьмем тот же пример с размещением аккомпанирующей акустической гитары в центр, а двух электрогитар — по краям. Таким образом, акустическая гитара может начать конфликтовать с басом, результатом чего будет грязноватое звучание в центре. Дабл-трекинг акустической гитары в данном случае с последующим распределением партий в стороны может помочь решить этот конфликт, не вызвав при этом новых.

Подобных примеров я могу привести немало. При панорамировании гитар просто нужно руководствоваться указанными мною рекомендациями и внимательно слушать то, что у вас получается.

Источник

02 Азбука эквализации гитары. EQ на конкретнных примерах

Как сделать дабл трек гитары. Смотреть фото Как сделать дабл трек гитары. Смотреть картинку Как сделать дабл трек гитары. Картинка про Как сделать дабл трек гитары. Фото Как сделать дабл трек гитары

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В прошлом месяце мы рассмотрели базовые техники эквализации, а так же основные термины и определения. Давайте же теперь применим эти знания для эквализации электрогитары.

Я честно спер дорожку барабанов у Dawn Richardson (Clip 1), а затем прописал гитары. Тут я использовал Strat ‘60 и Les Paul ’80. Обе гитары были записаны через 18 ваттный Marshall, звук же был снят ленточным микрофоном Royer R-121 (Clip 2).

Для обеих гитары я прописал дабл-трек. Честно говоря, не знаю зачем, но мне нравится это небольшое биение, когда я сначала проигрываю часть у себя в голове, а потом ощущаю это пальцами.

Синдром студийной усталости. Если уши устают, то вы буквально перестаете адекватно слышать и воспринимать, особенно это касается высоких частот. Тут очень легко, либо слишком задрать высокие в поисках нужного звука, либо наоборот, слишком их завалить, т.к. они начинают слишком утомлять. Так что если у вас есть возможность разделить запись и сведение по разным сессиям, то лучше ей воспользоваться.

Прослушав трек на следующий день, я понял, что гитары звучат тускло и сипловато. Не удивительно, что добавление «ломтика» высоких, а также удаление/зачищение низких СЧ – это, пожалуй, две самые частые рутинные работы по эквализации гитары. Взяв трек Strat’а, я не скупясь добавил +6 Дб ВЧ, используя обрезной фильтр на 2,5 кГц (Фото 1). И выставил Q (полосу пропускания пошире, чтобы сделать трек ярче. (Clip 3).

НЧ теория. Я не был уверен, есть ли у нашего трека бас, поэтому я захотел усилить низкие частоты. Но если просто взять и усилить бас, так же, как я сделал с высокими частотами (Фото 2), то это ухудшит звучание низких-средних. В Clip 4 Стратокастер звучит довольно плотно, но не сфокусировано.

В общем, вместо обрезного фильтра, я взял фильтр низких частот и обрезал все, что ниже 75 Гц (Фото 3). Т.е., примерно, все, что ниже моей самой низкой ноты – 6 струна, настроенная в Dropped D. (Если хотите узнать, как ноты соотносятся с частотами, выраженными в Гц, просто спросите у Гугла «частота звучания нот». Или просто запомните простое правило «A = 440 Гц». Т.е. нота А на 5м ладу 1й струны – это 440 Гц. Ну и как мы знаем, октава вверх – частота удваивается, октава вниз – частота в 2 раза меньше. Таким образом получается, что A на втором ладу 3й струны – это 220 Гц, открытая 5я струна – это 110 Гц. А моя самая низкая нота – 6я струна в Dropped D – это примерно на пол октавы ниже — где-то между 110 и 55 Гц, то есть около 80 Гц.)

Настраивая полосу (Q) пропускания фильтра высоких и низких частоты, мы изменяем резонанс частоты среза. При больших значения Q мы подчеркиваем узкую полоску частот на срезе. На Фото 4 я увеличил Q, и мягкий срез баса с Фото 3 стал сфокусированным усилением НЧ с относительно небольшой надстройкой в низких-средних.

Очень легко закопаться в настройках, меняя их раз за разом. И в конце концов осознать, что ваш трек звучит лучше без какой-либо эквализации.

Стоит учесть, что самая сильная гармоника – это первая, то есть на октаву выше основной ноты. И вырез в этом месте может восстановить первоначальную четкость, которая была до усиление НЧ. Например, если вы усиливали где-то в районе 70-80 Гц, то можно прибрать в районе 140-160 Гц. Это может помочь. (Фото 5, Clip 5).

Примерно такие настройки EQ я сделал и для трека с Les Paul, лишь слегка расширив Q на ВЧ, а так же глубже вырезав низкие-средние (Фото 6, Clip 6).

Не нажимай эту кнопку! Учтите, что эти клипы сделаны не для одних лишь гитар. Да, изолированный трек – это всё, когда ты диагностируешь какую-то проблему, но при сведении это может лишь навредить, т.к. все дело в том, как дорожки звучат в контексте всей композиции. Возможно кнопка ”Solo” нам нужна гораздо реже, чем нам кажется.

Так же стоит опасаться настройки EQ меняя смещая частоту фильтров. Когда мы слышим изменение частоты после длительных сеансов прослушивания, наше ухо откликается на эти изменения, т.к. они звучат свежо. Очень легко закопаться в настройках, меняя их раз за разом. И в конце концов осознать, что ваш трек звучит лучше без какой-либо эквализации. Вместо этого постарайтесь представить тот звук, который вы хотите получить, и двигайтесь прямо к нужной частоте. Такое умение приходит с опытом.

Дабл-дабл. Далее я вернулся к дабл-трекам. Мне понравилось, как звучит Fender Bass VI, записанный дабл-треком ко второй части трека Страт, но на октаву ниже. Сам по себе, в изоляции (Clip 7), он звучит прикольно, но несколько грязновато в общем миксе, поэтому я применил экстремальные настройки эквалайзера (Фото 7), убирающие НЧ и, добавляющие, пик на средних частотах (Clip 8).

В результате звук получился довольно тонким и острым, но это-то мне и понравилось. Как-будто-то бы звучит какой-то странный заунывный народный струнный инструмент. Так же я немного поигрался с дабл-треком Les Paul, панорамировав его относительно оригинала – просто, чтобы добавить объема.

В Clip 9 я добавил компрессии, дилея и поиграл с панорамированием, при этом не забывая изменять настройки EQ, т.к. все эти вещи изменяют наше восприятия EQ. Мы рассмотрим все эти техники в будущих статьях, а сейчас просто дадим отдохнуть нашим ушам.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *