Как сделать деревянную трубочку
Как сделать курительные трубки своими руками: пошаговое описание
Сейчас многие курильщики начинают задумываться о своём здоровье, многие бросают эту привычку, а другие переходят с сигарет на обычный табак, в котором намного меньше примесей. Однако для него нужна трубка. Торговая сеть предлагает их широкий выбор, но действительно качественные экземпляры стоят очень дорого. И сейчас мы обсудим, как сделать курительную трубку самостоятельно.
Материал для создания курительной трубки
Мастера изготавливают курительные трубки из бриара. Это нарост в корне дерева, именуемого вереском. Он идеально подходит для создания такого специфического изделия. Ведь вереск произрастает в каменистой почве средиземноморского климата, а бриар вбирает влагу и минералы, которые впоследствии дают все необходимые качества дереву, что так ценят мастера, изготовляющие курительные трубки из него.
Местные породы деревьев для создания курительной трубки
Подготовка материала
Можно также произвести изготовление курительной трубки из высохшего бревна. Для этого надо вырезать заготовку из его центра. Конечно, если оно лежало в сухом месте. Срезаются крайние места с трещинами, после которых идёт цельная древесина, не имеющая изъянов. После этого снимают кору и вырезают нужный размер заготовки, но с запасом в пять сантиметров. Потом дерево откладывают на неделю, потому что оно должно окончательно подсохнуть, после чего вполне могут появиться микротрещины. Если же сразу начать вытачивать форму курительной трубки, то открывшиеся изъяны всё испортят. А через неделю, даже если откроются мелкие трещины, они будут на оставленном запасе, и после среза его будет идеальная для резьбы поверхность.
Процесс изготовления
Для начала вырезают простую угловатую заготовку, напоминающую квадрат или ромб. Её поверхность нужно зашлифовать, чтобы хорошо видеть структуру дерева и определить, нет ли на нём дефектов. Если всё хорошо, размечаем будущую форму более детально, чтобы знать, где будет курительная камера, а где чубук – это часть, куда крепится мундштук. Нужно карандашом наметить все детали и отверстия. Также стоит прорисовать направления, чтобы при сверлении легче было выдерживать углы.
Изготавливая курительные трубки своими руками, мастера в первую очередь просверливают отверстие для камеры, в которую будет насыпаться табак. Вначале стоит делать это тонким сверлом, после чего подбирать всё толще, пока отверстие не станет нужного диаметра. Но не стоит сразу доводить до окончательного размера, нужно оставить припуск в несколько миллиметров, чтобы потом зашлифовать его наждачной бумагой. Ведь сверло оставляет неровную поверхность, а она должна быть гладкой.
Конечно, лучше производить изготовление курительных трубок своими руками на станке, будет намного проще и быстрее. Но при неимении подобной техники всё же можно сделать хороший экземпляр вручную.
Выбор материала для мундштука
Продолжаем говорить о том, как сделать курительную трубку, и теперь создадим мундштук. Его можно изготовить эбонитовым или акриловым. Первый материал более мягкий, однако полировка остаётся на нём очень недолго. Его лучше выбрать тем, кто при курении держит трубку в зубах. Акрил более твёрдый и прочный, и поэтому он подойдёт для того, чтобы в процессе держать изделие в руках.
Процесс изготовления
Нужно взять палочку эбонита или акрила длиной от 10 до 15 см. Чтобы при курении дым успевал охлаждаться, курительные трубки своими руками делают не короче, чем 10 см. С учетом этого выбираем размер мундштука. В нём делают отверстие по всей длине сверлом, диаметр которого 3 мм. Начинают с той части, где будет соединение с чубуком. После этого на половину длины расширяют отверстие до диаметра дымового канала. Затем эту ступеньку, которая образуется, нужно сгладить. Для этого надо выпилить на проволоке диаметром в 4 мм треугольный наконечник. Его нужно загнать до упора и аккуратно провернуть несколько раз.
После этого канал зашлифовывается при помощи тонкой проволоки с приклеенной на ней наждачной бумагой. Место, где будет загубник, расширяют по горизонтали, чтобы получился овал в 5-6 мм. Так дым будет легче всасываться курильщиком. С другой стороны отверстие в мундштуке расширяют, чтобы он плотно садился на чубук, однако без особых усилий.
Внешняя формовка мундштука
Обрабатываются мундштуки, как и курительные трубки, своими руками. Можно обточить на станке или использовать подручные инструменты. Форма также произвольная. После этого нужно зашлифовать поверхность сначала мелкой наждачной бумагой, а потом войлоком с пастой ГОИ. Если делать эбонитовый мундштук, его можно выгнуть, придать другую форму. Для этого его нагревают над газовой плитой или свечой и после этого делают изгиб.
Травление трубки
Отличной протравой может быть растёртый в воде двухромовый калий, а также щавелевая кислота. После того как реакция с выделением газов прекращается, это говорит о том, что смесь готова к травлению дерева. Чем она концентрированнее, тем насыщеннее цвет и контраст рисунка волокон дерева. Трубку погружают в состав до тех пор, пока она не станет нужного тона. Хранить эту протраву можно сколько угодно в стеклянной герметичной таре.
Вощение
Чистка курительной трубки
Делать это нужно, когда трубка полностью остыла. Надо аккуратно отсоединить мундштук, выкручивая его по часовой стрелке. Если вытягивать его с применением недюжинной силы, то можно повредить обе части трубки. Мундштук чистят специальными ёршиками, заводя их со стороны загубника. Лучше иметь их несколько, для более удобного процесса.
Необходимо чистить чубук после каждого процесса курения. Ёршик заводят с той стороны, где был мундштук. После того как будет всё прочищено, ёршик оставляется внутри чубука, пока не наступит время наполнить трубку табаком. Завершается чистка изделия протиркой всех внешних его поверхностей. После этого трубка продувается, чтобы исключить любой нагар или мусор, который мог остаться внутри.
Для генеральной чистки трубки используют воск, спирт, а также различные другие жидкости, проводят ее по мере загрязнения. И только сам хозяин знает, когда простого обслуживания не хватает.
Чем отличаются самые дорогие и коллекционные трубки от обычных
В первую очередь это идеальный материал – бриар. В коллекционных экземплярах, которые являются самыми дорогими, видны волокна этого замечательного дерева, сплетённые хаотично, однако мастер представляет их так, как будто они были выращены именно для этой курительной трубки. Они, словно лучи, которые обволакивают курительную камеру, переходят в чубук. Такой предмет искусства, как коллекционная курительная трубка, отзывы имеет всегда восторженные не только от знающих людей, но и от обывателей. Ведь шедевр всегда имеет особую ауру и, конечно, внешний вид. И глядя на неё, нельзя поймать себя на мысли, что можно изменить её форму или внешний вид. Именно в этом заключается талант мастера.
Как можно сделать курительную трубку из дерева
Здесь вы увидите способ, которым можно пользоваться при изготовлении курительных трубок. Или применить его для других работ подобного плана. По правде говоря, это мой любимый метод, и разборные трубки, изготовленные с применением токарного станка, не один раз радовали меня своей удобностью. Первые образцы делал из частей старой мебели. Плюс такого материала в том, что он давно и хорошо высушен, к тому же, древесина проверена временем. Если нет возможности использовать подобный станок, то можно для резьбовых соединений использовать разные болты (например, с резьбой м6) — с просверленными в них отверстиями, и гайки — соответствующего диаметра. К данной последовательности создания я шел около трёх лет. В моём случае все соединения и формы я делаю сам; пилю, точу, нарезаю резьбы, клею, запрессовываю, подгоняю, шкурю, полирую, покрываю. Также надо сделать упаковку, например, сшить мешочек из ткани или кожи.
Самое первое, что нужно сделать — это определиться, что будет в конечном результате. Иногда бывает так, что цели меняются, и в итоге получается даже лучше, но не всегда.
Вот агрегат собственной персоной. Старый «боевой конь» чешского завода шестидесятых годов.
Так выглядят палки после первичной проточки. Далее я разрежу их на части и буду делать конусные понижения на большей части поверхности.
Точу сразу ветку можжевельника. Вместе с корой. Одна часть в патроне зажата (слева), другая подпирается (справа).
Сверлить дымовой канал лучше после того как вал будет порезан на более короткие части. Иначе сверло может сильно увести в сторону от центральной оси.
Наброски деталей. Прошу прощения за почерк. Соединения для мундштуков. Запрессовываются в дерево и заклеиваются.
На фото снизу изображена запрессовывающаяся втулка для мундштука. Справа детали для крепления чашечки — охватывающая резьба (из латуни), закручивается в резьбу, нарезанную в мундштуке, и заштифтовывается стальным штырьком (ниже, на фото). Охватываемая резьба устанавливается — в нарезанную в дереве резьбу — в чашке. И заштифтовывается подобным штырьком. Для лучшего удержания штырька для запрессовки надобно сверлить отверстие меньшего диаметра и дополнительно проклеивать.
Общий рисунок с креплением чашечек.
Заготовки для чашечек.
Формирую чашечку, сверлю отверстие и делаю посадочное понижение под кольцо. На пальме и подобной ей древесине нужно ставить кольцо, потому что у неё волокнистая структура, и она легко раскалывается.
Точу чашечки с фигурной поверхностью. Также необходимо обработать крупной наждачной бумагой, для того, чтобы сгладить переходы.
Почти готовые мундштуки. Сделаны фигурной обточкой. Осталось сделать отверстие сбоку, нарезать в нём резьбу м8, вклеить резьбовую втулку внутрь. После того, как клей высохнет, просверлить отверстие под штифт и вставить штырёк из нержавейки в него (диаметром 1.6мм. Надо сверлить сверлом 1.5, для того, чтобы проволока плотно засела в отверстии. А лучше ещё проклеить).
Весь процесс проходит не быстро. Бывает так что немного не так посчитал припуски на посадки, и начинается нудное исправление неточностей. Клей лучше эпоксидный — он дольше затвердевает. Для более быстрых манипуляций можно использовать секундный клей, я предпочитаю гелеобразный — он хорошо заполняет объём и не так рьяно впитывается в древесину. Так что лучше сразу всё продумать и промерить. Иначе придётся извлекать и портить внешний вид. Далее некоторые неточности можно будет устранить при доработке и шлифовке. Но всегда хочется, чтобы получилось идеально.
Это эбонитовая трубка с подставкой из дуба. Дерево после покрытия льняным маслом в отличии от лака сохраняет свою текстуру.
Изготовление курительной трубки
Как и обещал, публикую статью об изготовлении курительной трубки. Отснял заготовку на каждом этапе, но все никак руки не доходили написать для каждой фотки текст. Огромная, как выяснилось, работа.
Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня. Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала. Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.
На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.
Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.
Вот так выглядит сам бивень.
Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.
На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.
Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.
Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.
Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.
Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.
Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.
За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.
На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.
В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.
Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.
Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.
Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.
Затем уже грубо вывожу всю форму.
Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.
Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.
Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.
Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:
Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.
На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.
Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.
Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.
Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.
Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.
Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.
Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.
Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.
Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.
Как сделать флейту (свирель) своими руками
Для изготовления нам понадобятся:
• Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
• Кусочек дерева или пробка
• Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
• Надфиль
• Полотно для ножовки по металлу
Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.
С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.
Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука. [/center]
Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.
Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.
На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.