Как сделать дешевый алкоголь
Как готовить алкоголь в домашних условиях The Village поговорил с любителями домашних заготовок, которые солёным огурцам и маринованным помидорам предпочитают самодельные ликёры, настойки, сидр, вино и самогон
Ликёры
АННА АЛЕКСАНДРОВА
фуди, открывает кулинарный блог, готовит на званых ужинах, проводит мастер-классы
Из своих поездок в Италию я всегда привожу рецепты: узнаю их у людей, с которыми успеваю познакомиться за время путешествия. После очередной такой поездки у меня появился рецепт ликёра из базилика. С него всё и началось. Потом я пыталась купить базиликовый ликёр, чтобы сравнить с тем, который получается у меня. Но во всех магазинах отвечали, что это деревенская заморочка, готовят его только увлечённые домохозяйки. Так что я рецепт берегу и чувствую себя частью тайного сообщества.
Сейчас я также готовлю лимончелло, крем-какао, ликёр из ежевики с корицей и ещё один свой авторский из целого букета ароматных трав. Очень важно использовать только качественные ингредиенты. Впервые базиликовый ликёр я готовила серой петербургской зимой. Мне нужно было найти 80 свеженьких листиков зелёного базилика. Так я и познакомилась с чудесной женщиной Джулией, которая продаёт зелень и овощи на Кузнечном рынке. Базилик у неё есть всегда, и он волшебно пахнет. Лимоны для других ликёров я тоже беру на рынке. Чаще, если это не лимончелло, выбираю гибриды лимона и апельсина — у их цедры особый горьковатый привкус и яркий аромат. Мне он очень нравится.
Отдельная тема — основа для ликёра. В Италии, например, спирт продаётся в алкогольных отделах супермаркетов. На бутылках написано prodotto ideale per la preparazione dei liquori, то есть «идеально для приготовления ликёров». У нас такого нет, поэтому я чаще работаю просто с очень хорошей водкой.
У каждого ликёра свои хитрости. С некоторыми нужно что-то делать ежедневно и не одну неделю, про другие можно забыть до поры до времени, а потом просто наслаждаться. Это не только интересный процесс, но и возможность приготовить идеальный для себя вариант, а не разочаровываться, открывая очередную бутылку с красивой этикеткой.
Рецепт ликёра
из ежевики
Сварить сироп из сахара и воды — на 120 г сахара примерно 100 мл воды, —остудить его.
Две большие горсти промытых и обсушенных ягод засыпать в бутылку с широким горлышком, залить 500 мл водки, аккуратно влить сироп и добавить палочку корицы.
Плотно закрыть банку крышкой и оставить на пять недель в тёплом тёмном месте. (Можно иногда подглядывать и аккуратно плавно переворачивать банку так, чтобы всё содержимое перемешивалось.)
Перед подачей тщательно процедить.
Самогон
ВИТАЛИЙ КУВАКИН
руководитель отдела по работе
с фермерами LavkaLavka
К домашнему алкоголю я всегда относился с любовью: где бы меня ни угощали, качество было на высоте. Раньше, в мои студенческие годы, весь недорогой алкоголь был палёным. Помню, в конце девяностых ездили с подругой на базу отдыха. Вино покупали на Финбане специально в нескольких ларьках в надежде, что хоть что-то заводское попадётся. В итоге всё пришлось пить стаканами залпом, зажимая носы.
С домашним — другая история. Из любимого — самогон из мёда и перги, настоянный на зверобое и душице. Делает его потомственная самогонщица Зоя в глухой деревне в Псковской области. Сам туда недавно ездил качать мёд после Медового Спаса. Сырьё и опыт поколений на выходе дают шедевральный напиток немного расслабляющего действия.
Не менее высокого качества самогон передаёт друг моего отца, по национальности армянин. Его родственники делают неповторимый напиток из шелковицы или тутовника — «Тутовку» крепостью 62 градуса. Приятный запах, мягкий вкус (несмотря на крепость), бодрящее действие.
Также достоин упоминания так называемый полугар, которым меня угощали знакомые из компании «Доктор Губер», производящей самогонные аппараты. Полугар — это то, что пили в России до водки, то есть до 1867 года. По сути это ржаной дистиллят, полученный при помощи обычного перегонного куба. Интересен он тем, что после перегонки его наливают в медную отжигательницу, в которой сгорает ровно половина. Отсюда и название. У полугара тонкий вкус ржаного хлеба.
Сам я делаю самогон с дедом, с которым мы очень дружим.
Свекольный самогон,
или водка из свёклы
Измельчить свёклу (обязательно сахарную), запечь в духовом шкафу и отжать сок. На полученные 30 л свекольного сока положить 200 г дрожжей. Объем можно уменьшить согласно пропорциям.
Оставить бродить в тёплом месте.
Спустя пять-шесть дней брага поспеет. При прогоне через паровой аппарат получается пять литров водки.
Пиво и сидр
АЛЕКСЕЙ БЕЛЕЦКИЙ
пивовар, сидродел
и основатель крафтового бренда «Токсовская сидрерия»
Я пивной гик со стажем и во всём, что связано с пивом, давно уже разбираюсь неплохо. Но начинать самому варить дома было лень, плюс не было инфраструктуры. Первый нормальный розничный магазин для домашних пивоваров в Петербурге открылся только несколько лет назад. В соседней Финляндии, например, под эти товары отводят целый отдел в обычных гипермаркетах.
Втянулся два года назад, начав с сидра. Просто нужно было разрешить проблему с огромным урожаем яблок на даче. Всё оказалось проще, чем я думал. А поскольку процесс брожения яблочного сока и пивного сусла мало отличается, заодно решил сделать пару сортов пива — в тех стилях, которые в России не производятся и не импортируются.
Есть два способа получения сусла в домашних условиях — попроще и посложнее. Первый — это купить солодовый экстракт (продаётся в больших консервных банках). Его нужно просто разбавить водой и вскипятить в кастрюле. Либо можно добавить хмеля и того, что придёт в голову, — специй, фруктов, какао.
Второй способ — классический — это взять солод, смолоть его и уже самостоятельно готовить сусло. Для этого нужно специальное оборудование, хорошая теоретическая подготовка и работа руками. При этом экстрактное пивоварение сильно дороже — одна варка обойдётся в сумму от 1 500 рублей. Плюс оборудование для начинающего — три-четыре тысячи рублей. В all grain пивоварении дешевле сырьё, но больше затраты на оборудование. Временные затраты — от пары часов, в зависимости от выбранного способа, плюс несколько недель ожидания, пока пиво бродит. Этот срок зависит от стиля и характеристик пива, выбранного штамма дрожжей, температуры и других обстоятельств.
С яблоками отдельная эпопея. Всё, что продаётся в магазинах, — это десертные сорта, которые хороши для еды, но дают мало сока, он неароматный и недостаточно горький, танинный. Во всех традиционных сидровых странах есть отдельная культура выращивания яблок именно на сидр. Моя концепция состоит в том, что нужно брать и делать северный, ингерманландский сидр из наших местных яблок, которые растут на дачах. У многих есть знакомые, которых можно подключить к производству. Получается не похоже на астурийский, нормандский или валлийский сидр, зато аромат имеет как у свежего сока с садовой яблони, знакомый каждому с детства.
По поводу продажи крафта — эта сфера у нас катастрофически зарегулирована. Полностью легальное оформление стоит безумных денег. Поэтому, в том числе, российский крафт сразу с момента появления стоит иной раз дороже, чем европейский или американский. Конечно, если бы государство оставило маленьких производителей в покое, крафтовое производство пива, сидра и вина стало бы развиваться гораздо быстрее. В США такое явление, как «пивная революция», в результате чего микропивоварни отщипнули у глобальных производителей лёгкого светлого лагера здоровый кусок рынка, началось именно с «гаражных» пивоваров.
Я поделюсь рецептом пива Hopheads are Pussies. Идея данного сорта — использовать вместо ароматического хмеля высушенную траву котовник, обладающую лимонным и мятным ароматом и привлекающую кошек. Сорт посвящён канадскому мэру — коту Стаббсу, получавшему после ранения настой котовника в качестве лечения. Купите в магазине для домашних пивоваров (например Mirbeer.ru) солодовый экстракт (2,7 кг), дрожжи (Safale S-04), хмель (Northern Brewer, 50 г и East Kent Goldings, 25 г), оборудование начального уровня для сбраживания пива (ферментор с краном, гидрозатвор, ареометр, средство для дезинфекции и т. д.). В магазине экопродуктов (например Ecotopia.ru) или аптеке купите котовник (кошачья мята, 50 г).
Рецепт экстрактного домашнего пива Hopheads are Pussies
(англ. «Хопхеды — котики»)
Развести солодовый экстракт в большой кастрюле 7–10 литрами воды (кастрюля должна быть наполнена примерно на 2/3), осторожно довести до кипения, помешивая. Добавить хмель Northern Brewer, 50 г, на горечь. Кипятить 60 минут. На 55-й минуте добавить хмель East Kent Goldings, 25 г, на ароматику. Выключить огонь и быстро охладить кастрюлю (можно долить доверху чистой холодной водой и поставить в раковину с холодной водой). Пока сусло остывает, дезинфицировать ферментор, крышку и гидрозатвор.
Аккуратно перелить сусло из кастрюли в ферментор и добавить воды примерно до 15–17 литров. Дождаться полного остывания сусла. Измерить начальную плотность сусла — нужны показания в пределах 12–13 %. Если плотность выше, долить воды до необходимого уровня. Добавить дрожжи.
Плотно закрыть ферментор и вставить гидрозатвор, наполненный дезинфицирующим раствором или водкой. Сбраживать пиво при комнатной температуре, не на солнце и не у батареи. Через неделю перелить пиво на вторичную ферментацию во вторую ёмкость. В перелитое пиво добавить котовник и закрыть крышкой, вставить гидрозатвор.
Выдержка пива вместе с котовником может продолжаться от пары дней до недель, в зависимости от того, насколько интенсивный аромат вам нужен. После выдерживания добавить в пиво декстрозу из расчёта 7–8 г на литр и разлить пиво по бутылкам.
Рейтинг популярных алкогольных напитков
Свой фирменный алкоголь есть у каждого народа. Но одни напитки настолько своеобразные, что так и остаются местной экзотикой, другие же, наоборот, получили мировую известность. Есть и такие, которые производят и потребляют в огромном количестве, обгоняя именитые алкогольные бренды, но при этом пользуются спросом только у себя на родине.
Британское отраслевое издание Drinks International провело ежегодное исследование статистики мировых продаж спиртных напитков, чтобы выявить самые популярные из них. Смотрим, что из этого получилось.
Мир алкоголя настолько разнообразен, что поиски своего напитка могут растянуться на всю жизнь
Самый популярный алкоголь
В категориях спиртных напитков лидирует крепкий алкоголь – его выбирают 46 % населения планеты. Еще 30 % отдают предпочтение пиву. Виноманы заняли почетное третье место – 24 % от объемов проданного/выпитого.
В десятке крепких алкогольных напитков места распределились следующим образом.
1. Виски
По объемам продаж (231,9 млн стандартных ящиков на 9 л) его доля составляет 30,3 %. Лидерство виски неоспоримо, поскольку ближайших конкурентов он обошел с почти двукратным отрывом.
Больше половины (63 %) этого вида алкоголя производят в Индии, далее идут Шотландия (22 %), США (9,3 %), Канада (3,3 %), Ирландия (2 %), Япония (1,4 %).
Популярные бренды виски
2. Водка
Спиртное, которое мы привыкли считать своим национальным достоянием, занимает в рейтинге вторую строчку с объемом продаж 126,3 млн ящиков. Самые продаваемые бренды – Smirnoff, Absolut, Khortytsa, Khlibniy Dar, Pyat Ozer. К сожалению, они хоть и имеют отечественные названия, принадлежат крупнейшим международным концернам с британским, французским, американским капиталом.
3. Соджу
Популярную корейскую водку на родине продают просто колоссальными объемами – 99,4 млн ящиков в год, хотя за пределами Кореи крепкий сладковатый напиток почти неизвестен.
4. Ром
Ежегодно в мире выпивается 75,2 млн ящиков алкоголя, полученного из продуктов переработки сахарного тростника. Львиную долю рома на рынок поставляют такие именитые бренды, как Bacardi, Tanduay, Captain Morgan, Gavana Club. Самые большие любители этого напитка живут в странах Карибского бассейна, на Филиппинах и в Индии.
5. Бренди/коньяк
Пятерку лидеров замыкает бренди в паре со старшим братом коньяком. С 62,7 млн ящиков он отстает от рома всего на 1,5 %. Вам может показаться, что этот напиток больше ориентирован на европейского потребителя, но, как ни странно, самая продаваемая в мире марка бренди Emperador принадлежит филиппинскому производителю. Ежегодно он поставляет на рынок 33 млн ящиков крепкого виноградного спиртного (более половины годового объема!), опережая по продажам такой всемирно известный бренд, как Hennessy, в 6 раз.
Самый продаваемый бренди в мире – филиппинский Emperador
6. Кашаса
Бразильцы так любят свой национальный напиток из сока сахарного тростника, что стабильно обеспечивают ему место в первой десятке рейтинга. Ежегодно они производят 44,4 млн ящиков кашасы, поставляя ее на рынки Латинской Америки.
7. Ликеры
Сладкий и крепкий алкоголь продается в количестве 36 млн ящиков в год. Эта цифра раскладывается на:
Первенство в этой категории принадлежит немецкому бренду Jagermeister, выпускающему горькие биттеры, настоянные на целебных травах. Среди сладких ликеров лидируют Baileys и Malibu Rum, среди анисовых – французский бренд Ricard.
8. Джин
Объемы продаж в 33,3 млн ящиков вывели на восьмую строчку рейтинга крепкий можжевеловый напиток, столь популярный в Великобритании. Но у джина появилась масса поклонников и в других странах мира. Так, самый продаваемый бренд этого вида спиртного Ginebra San Miguel принадлежит все тем же филиппинцам, поставляющим напиток на азиатский рынок.
9. Байцзю
То же самое можно сказать и о китайской водке байцзю на основе зерновых дистиллятов. Высокие показатели продаж в 20,9 млн ящиков говорят не столько о ее всемирной популярности, сколько о востребованности в Китае и среди многочисленной китайской диаспоры.
10. Текила
Замыкает десятку самого востребованного крепкого алкоголя текила с продажами в 5,9 млн ящиков.
Текила – один из самых популярных ингредиентов для коктейлей
Самые востребованные алкогольные бренды
Не менее интересной выглядит статистика алкогольных брендов. Среди 200 марок алкоголя, расходящихся ежегодно в количестве от 1 млн ящиков, немало тех, чья популярность определяется отнюдь не качеством и всемирной известностью, а невысокой ценой и доступностью предлагаемой продукции.
В первую тройку «миллионеров» входят именно такие национально ориентированные бренды алкоголя.
1. Jinro
Бренд Jinro от корейского производителя HITEJINRO с 71 млн ящиков водки соджу – абсолютный и недосягаемый лидер продаж. Крупнейшее в Южной Корее спирто-перегонное предприятие обеспечивает недорогим алкоголем с фруктовым вкусом столицу и пригороды – а это почти 25 млн человек. При этом подавляющее большинство населения планеты вообще не слышали о таком спиртном.
20-градусную водку соджу с фруктовыми вкусами в Южной Корее выбирают 47,8 % населения
2. Emperador
Вторую строчку рейтинга занимает бренд Emperador филиппинской компании Alliance Global Group, продающей 33 млн ящиков бренди в год. Основной рынок сбыта этой марки напитка – Филиппины, и его практически невозможно купить в Европе.
3. Officer´s Choice
Бренд виски Officer´s Choice, проданный в количестве более 30 млн ящиков, принадлежит индийскому концерну Allied Blenders & Distillers (ABD) с головным офисом в Мумбаи. Напиток отличается мягким сбалансированным вкусом и, судя по продажам, нравится индийскому населению. Помимо виски компания производит и другие крепкие напитки – ром, бренди, водку.
Индийцы предпочитают «Выбор офицера»
В десятке самых продаваемых брендов – еще несколько гигантов местного значения. Это китайский Laojiao c алкоголем байцзю (7-я строчка), корейский соджу Chum-churum (4-я позиция), филиппинский джин Ginebra San Miguel (8-е место).
Среди международных корпораций лидирует компания Diageo, штаб-квартира которой находится в Лондоне, а производственные мощности разбросаны по всему миру.
В сотню «миллионеров» вошли 28 брендов, принадлежащих этой корпорации. В десятку попали 3 – водка Smirnoff (5-е место), индийский виски McDowell´s № 1 (6-е место), ром McDowell´s № 1 Celebration (9-я позиция).
Водка Smirnoff – самый продаваемый алкогольный напиток крупнейшей международной корпорации Diageo
Самые популярные коктейли
Рейтинг популярного алкоголя не будет полным, если не проанализировать, что люди предпочитают покупать в барах. Опросив персонал 127 заведений по всему миру, Drinks International попросил в каждом назвать 10 самых востребованных классических коктейлей.
По итогам обобщенных результатов в топовую десятку вошли.
10. «Московский мул»
Созданный американцами в 40-е годы прошлого столетия, коктейль из водки, имбирного эля, сока лайма и льда ассоциируется с русской культурой. Отсюда и название. Интересна подача напитка – в медной кружке, как напоминание о фронтовых 100 граммах и крепости духа русского человека.
Коктейль «Московский мул» – американская классика с русским характером
9. «Апероль Спритц»
Коктейль из трех частей итальянского просекко, двух частей биттера Aperol и одной части газировки назван лучшим освежающим напитком для лета.
8. «Маргарита»
Самый известный напиток на основе текилы, популярный уже более 70 лет. В меру крепкий, терпкий и освежающий, он не зря считается иконой барной миксологии.
7. «Эспрессо Мартини»
Интересно, что в этом популярном коктейле от мартини только бокал. Готовится же он из водки, кофейного ликера «Калуа» и крепкого кофе эспрессо. Главные характеристики напитка – бодрит и приятно удивляет.
6. «Сухой мартини»
Классический «Сухой мартини» на основе джина и вермута в соотношении 6:1, украшенный тремя оливками на шпажке – аперитив № 1 в мире. Все гениальное – просто!
«Сухой мартини» – вкусен и элегантен
5. «Манхэттен»
Пряный ржаной виски, красный вермут, 2 дэша ангостуры и, как завершающий штрих, – коньячная вишенка на дне бокала. Этот идеальный микс крепости, сладости и пикантной горечи пользуется популярностью более 100 лет и не собирается сдавать позиции.
4. «Дайкири»
У самого узнаваемого коктейля – великое множество вариантов приготовления. Но 4-ю строчку в рейтинге популярности ему обеспечивает классический рецепт из белого рома, сока лайма и сахарного сиропа. Крепко, сладко, освежающе – что еще надо для лета?
Самые известные фанаты Дайкири – Эрнест Хемингуэй и президент США Джон Кеннеди
3. «Виски Сауэр» (кислый)
С учетом огромной армии поклонников виски неудивительно, что этот простой и вкусный коктейль пользуется такой популярностью. Соедините порцию хорошего бурбона, сок свежего лимона и сахарный сироп в соотношении 3:2:1, и классический кислый виски готов.
2. «Негрони»
Простой в приготовлении и крепкий микс сухого джина, вермута и ликера «Кампари» принято считать мужским коктейлем. Добавьте эти ингредиенты в равных пропорциях в стакан со льдом и наслаждайтесь.
1. «Олд Фэшн» (старомодный)
Самый часто заказываемый в барах мира коктейль – 130-летний «Олд Фэшн» на основе виски с добавлением кубика сахара, нескольких капель горькой травяной настойки ангостуры и большого количества льда. Но на то она и классика, чтобы быть вне моды и времени.
Коктейль № 1 в мире – старомодный» «Олд Фэшн»
Если вы только знакомитесь с миром алкоголя, рейтинг напитков по версии Drinks International поможет вам в нем сориентироваться. А выбирая классику и то, что любят во всем мире, вам легче будет определиться с собственными предпочтениями.
Товары из других акций
Ароматный мир – магазины food&wine по всей России.
Цены, характеристики и внешний вид товара в магазинах могут отличаться от указанных на сайте. На акционные товары и товары, отмеченные «*» на ценниках в торговых залах магазинов, скидка по дисконтным картам не распространяется. Винмаркеты «Ароматный мир» не осуществляют дистанционную торговлю, доставка товара не производится, оплата товара происходит непосредственно в винмаркетах «Ароматный мир» в соответствии с действующим законодательством РФ и режимом работы магазинов, круглосуточная и дистанционная продажа алкогольной продукции не осуществляется. Информация о товарах, размещенная на сайте носит ознакомительный характер, подробности о приобретении товаров уточняйте в магазинах «Ароматный мир»
* Сообщение «Средняя цена» показывает информацию о средней цене во всех магазинах сети в выбранном регионе, в которых указанный товар является в наличии. Фактическая цена товара в магазине может отличаться от указанной средней цены как в большую, так и в меньшую сторону. Информация о средней цене носит ознакомительный характер.