Как сделать детский фольклор
Детский фольклор и его классификация
учебно-методический материал на тему
Разработка семинара-практикума для воспитателей по расширению представлений о многообразии детского игрового и внеигрового фольклора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для воспитателей
«Детский фольклор и его классификация»
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Потягушки:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Умывание:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Одевание:
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Кормление:
Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать.
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Наехали на галку
Разбойнички,
Сняли они с галки
Синь кафтан.
Не в чем галочке
По городу гулять.
Плачет галка,
Да негде взять.
Как повадился коток
К бабке Марье в погребок
Есть сметанку да творог.
Как увидели кота
Ребятишки из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ухватили кота
Поперек живота.
— Вот-то, котенька-коток,
И сметанка, и творог.
Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.).
Ещё где же это видано,
Ещё где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс…
Чтоб безрукий клеть обокрал,
Голопузому за пазуху наклал,
А слепой-то подсматривал,
А глухой-то подслушивал,
Безъязыкий «караул» закричал,
А безногий впогонь побежал.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Если неигровой фольклор предназначен для детей младшего возраста, то для детей
более старшего возраста предназначен игровой фольклор. Его выделяют практически все современные исследователи, но каждый из них понимает его содержание по-своему. Г.А. Барташевич относит к нему считалки, игровые песни и приговоры. В.А. Василенко прибавляет к ним пестушки и потешки. Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, он обозначает как «поэзию словесных игр». Детские игры он рассматривает как форму, предшествующую детской народной драме.
Очевидно, что игровое начало можно отметить у всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.
Г.С. Виноградов относит к игровому фольклору все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевые стихи, приговоры. Он считает, что словесные компоненты «не могут изучаться вне драматической игры, компонентом которой они являются».
В каждой игре присутствовали те или иные фольклорные формы: считалки, игровые прелюдии и т.д.
Игровые прелюдии делятся на две группы. В одних излагаются условия ведения игры – и тогда прелюдия состоит только из словесного произведения. Это молчанки и голосянки. В других смыслах прелюдии в приготовлениях к игре –в распределении ролей или очередей; тогда словесное произведение – только составная, хотя и главнейшая часть прелюдии. Это жеребьёвки и считалки.
Кошка сдохла, хвост облез,
Кто промолвит, тот и съест
Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек соленых лягушек,
Сорок ковшей зеленых соплей.
Молчанка началась –чок, чок!
Али барабана золотого?»
Затем к маткам с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т.д. И так постепенно все играющие делятся на две партии.
Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.
Считалка способствует выработке у детей чувства товарищества, справедливости, развивает чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе, несёт в себе познавательную, эстетическую и этическую функции, а также, выполняя роль прелюдии в игре, способствует физическому развитию детей. Исполняя считалки, ребёнок учится преодолевать конфликты, формирует коллективные положительные взаимоотношения.
Первая группа считалок- числовок содержат в себе числительные –количественные и порядковые. В подавляющем количестве текстов присутствуют числа первого десятка, редко нарушают этот предел и вводят названия первых шести чисел второго десятка.
Три, четыре – платье шили,
Семь, восемь –сено косим;
Девять, десять –муку весить. (сб. Виноградова, Тулун)
Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования. Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит: «Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире,
К ним повадился сам друг
Пять, шесть, семь, восемь,
Ну-ка, Машенька, води!»
на кого попало слово «Води», тот и становится водящим.
Вторую группу образуют заумные считалки, т.е. стихотворение целиком или частично сотканных из заумных слов. Отдельные слова некоторых считалок этой группы, воспринимаемые в детской среде как заумные, в действительности являются искаженными счетными словами.
Тантых тантых, ты латы
Зекиль зекиль, зимзи
Уж ты коко рэшмарэ
Зелень белень буска. (сб. Виноградова, Тулун)
Большое количество текстов считалок не содержит в себе н обычного счета, ни заумных слов, в которых можно было бы подозревать имена числительные. Считалки третей группы не зная более удачного обозначения, можно назвать считалками- заменками.
Ани-бани – что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королек,
Убирайся в уголок. (сб. Виноградова, Тулун)
Слово во многих считалках выступает не столько выразителем определенного смысла, сколько носителем необходимой ритмической единицы и рифмы. Считалка может представлять, собой простой набор не имеющих никакого смысла и потому непонятных слов. Например:
Эни, бени, Эву, штеву,
Деки, паки, Куштаневу,
Шор, батори, Гам, палям
Башмаки, век, Бабарам.
Считалка способствует выработке у детей чувства товарищества, справедливости, развивает чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе, несёт в себе познавательную, эстетическую и этическую функции, а также, выполняя прелюдии в игре, способствует физическому развитию детей. Исполняя считалки, ребенок учится преодолевать конфликты, формирует коллективные положительные взаимоотношения.
Книга «Жанры детского фольклора»
Жанры детского фольклора
Д етский фольклор- область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров. Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде. Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки.
Переходя в детскую среду, большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностями детской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции. Процесс трансформации носит сложный характер. Многие произведения детского фольклора перешли к детям так давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детский фольклор недавно. Следовательно, необходимо изучать жанры с учетом их исторического происхождения.
К олыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю-баюшки, баю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
Под ракитовый кусток
тебе спать не дадут.
Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот.
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»
На полянке и в лесу
Сена в зиму запасу
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Прилетай к нам поскорей!
Жить нам станет веселей!
З агадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.
По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
В воде купался, а сух остался.
Двенадцать братьев друг за другом бродят,
друг друга не обходят.
Есть семь братьев, годами равные именами разные.
То черное полотно, то белое полотно закрывает окно.
Вьется веревка на конце головка.
Без рук, без ног ползет. (Червяк)
П ословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение:
• краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении
• аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым
Все эти приемы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций.
«Жизнь дана на добрые дела.»
«Красна речь поговоркой.»
«На бога надейся, а сам не плошай.»
«Без углов дом не строится,
без пословицы речь не молвится.»
«Мокрый дождя не боится.»
«Маленький, да удаленький.»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке.»
«Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.»
«Трусливому зайке и пенек — волк.»
«Вся семья вместе, так и душа на месте.»
«Был бы обед, а ложка сыщется.»
«Испокон века книга растит человека.»
П оговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
«Голод не тётка, пирогом не накормит»
«Яйца курицу не учат»
«Назвался гру ́ здем — полезай в короб»
«Ложка дёгтя в бочке мёда»
«Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
«Дорога ́ ложка к обеду»
«Да, кудри извилин не заменят!»
«Друзья познаются в беде»
«От сумы ́ да от тюрьмы не зарекайся»
«Нашла коса на камень»
«Без Бога ни до порога»
«Целует — значит любит»
«Бьёт — значит любит»
Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт — значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».
С чита́лки — вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа «на первый, второй», результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.
Вышел месяц из тумана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
Эники, беники ели вареники,
Эники, беники съели вареники,
Вышел зелёный сироп.
Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
На золотом крыльце сидели:
Кто ты будешь такой?
Не задерживай добрых и честных людей!
П отешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
— Мы проснулись, мы проснулись.
— Сладко, сладко потянулись.
— Маме с папой улыбнулись.
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,
а с Сереженькой играли.
Не хныч, не ной,
Придет киска неспеша
Мяу-мяу – скажет киска
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Д разнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Нос на рынке оторвали.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку. Никому не говори,
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Нос отвалится потом.
П рипевки служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой. Например, пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали её уговаривать:
Улитка, улитка, выпусти рога!
Дам конец пирога и кувшин творога,
А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.
Танцевала рыба с раком,
А петрушка – с пастернаком,
Сельдерей – с чесноком,
А морковка не хотела,
Потому что не умела.
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубу сидит
Ворон в красных сапогах
Во зелененьких серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
С короговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки — сложновыговариваемые фразы, изначально придуманные для развлечения детей. Но вскоре обнаружились и другие полезные свойства этой забавы. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы дети учились правильному произнесения слов, получая удовольствие от такого процесса. Поэтому картины, которые в них изображены, зачастую вызывают смех и улыбку.
Малыши очень хорошо воспринимают детские скороговорки. Ведь процесс повторения интересных стишков для них — своего рода игра. В настоящее время, скороговорки используют чтобы процесс обучения стал полезным, но в тоже время веселым и увлекательным.
Кроме того, они способны исправить дефекты речи у вашего ребенка при их наличии.
Бобр Добр для бобрят.
Бобры Добры идут в боры.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Ехал грека через реку,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
Н ебыли́ца — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического
содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
Небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Был бы мой рассказ.
Ч асту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Есть предположение, что название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».
Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.
Как по саду-огороду Я гусыня бедная,
Любит козочка гулять. Как копейка медная.
После этого похода По селу хожу босая,
Урожая не собрать! Пух на зиму запасаю.
Я сидела на печи, У меня на сарафане
Сторожила калачи. Петушки да петушки
А за печкой мышки В целом мире нету краше
Сторожили пышки. Моей милой бабушки!
Поленился утром Вова Сидит Лешка за столом
Причесаться гребешком, Ковыряется в носу
Подошла к нему корова, А козявка отвечает:
Причесала языком! Все равно не вылезу!
Стала вдруг душить рубаха. Петя ловко ловит рыбу
Чуть не умер я от страха. Может плотик смастерить,
Потом понял: «Е-мое! Только «здравствуй» и «спасибо»
Я же вырос из нее!» Не умеет говорить!
Говорю я в шутку Коле: Утром маме наша Мила
Ты, Коль, оборотень, что ли? Две конфетки подарила.
Зарычал он, хвост поджал, Подарить едва успела,
В лес дремучий убежал. Тут же их сама и съела.
Шли навстречу Толя с Колей,
Сто бутылок волоча.
Говорят, они искали
Старика Хоттабыча!
Любят маленькие детки
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но, к большому огорченью,
Победила Лену лень.
Плохо жить на свете
З аклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.
Все равно гулять пойдем.
***
Дождик, лей, лей, лей!
На зелененьком лужочке.
П естушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы. Найдите в этом разделе самые интересные пестушки и почитайте своим детям. Им это обязательно понравится.
Ручки-ручки — потягушки