Как сделать детский поле чудес
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС» для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.
В «Поле чудес» созданы условия для целенаправленного зрительного обследования внешних признаков предметов: цвета, формы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
для детей старшего дошкольного возраста
«Полтавский детский сад «Березка»:
Кролевец Юлия Николаевна
Нагавкина Марина Алексеевна
На мысль оборудовать дидактическую игру «Поле чудес» нас натолкнули наблюдения над играми детей. Приобретя некоторые знания и умения на НОД по обучению грамоте, дети объединялись в небольшие группы и пытались организовать игру, подобную известной телевизионной игре «Поле чудес». Однако игра быстро распадалась, затухала, так как не было соответствующего оборудования, отсутствовали правила игры.
Мы начали думать о том, нельзя ли сделать эту игру педагогически целесообразной, чтобы, развлекаясь, дети извлекали из нее максимум пользы.
В игре использовали принцип вращающегося круга и неподвижной стрелки.
В игре «Поле чудес» особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми нового материала происходит непроизвольно, не вызывая напряженности и утомления. Мелькание ярких, цветных предметов на вращающемся круге, ожидание того, на что покажет стрелка на этот раз, вызывают у детей радостное возбуждение. Сложные задачи игры дети решают с увлечением.
В игре учтены следующие разделы программы :
При описании предметов данного сектора воспитатель развивает у ребенка умение строить ответы в точном соответствии с заданным вопросом, правильно согласовывая числительные и прилагательные с существительными различной родовой принадлежности, и решает важные задачи развития грамматического строя речи и чувства языка.
Кроме того, в этой игре ребенок обучается составлению предложений с однородными членами и союзами «и»: «На моем секторе две красные кружки в белый горошек и два зеленых ведра с красными цветочками».
Игра «Поле чудес» помогает ребенку выработать умение отличать правильно оформленные высказывания.
Игра способствует усвоению состава числа, т.е. преодолению доминирующего счета по одному, и раскрывает механизмы деления и умножения. В каждом секторе изображения предметов расположены так, что ребенок видит варианты состава чисел:
2 тюльпана + 3 других цветка;
5 картофелин + 4 других овоща и т.д.
Если ребенку выпадает один из первых пяти секторов, он получает фишки двух цветов. Если это какой-либо из секторов от 6-го до 10-го, ему вручаются фишки четырех цветов. Это позволяет составлять из них разные комбинации. Воспитатель предлагает ребенку разложить фишки по цветам:
2 синие + 2 красные + 2 зеленые + 2 желтые, всего 8;
4 раза по 2 равно 8;
расставить фишки на две равные кучки:
4 + 4 = 8 или на две кучки по цветам:
Таким образом, деление всего счетного материала на равные части, на несколько частей способствует формированию понятий: целое – часть.
Знание состава числа облегчит ребенку в будущем решение не только «прямых», но и «косвенных» задач.
В этой игре ребенок усваивает порядковый счет, видит на игровом поле предыдущие и последующие числа. Манипуляции с фишками при подсчете очков, составление из геометрических фигур различных изображений (домик, паровозик) способствуют развитию мелкой моторики руки.
Неотъемлемой частью игры являются загадки. Отгадывая их, ребенок выделяет и сравнивает значимые признаки предметов.
При возникновении затруднений воспитатель может выступить в качестве партнера по игре, незаметно для ребенка предлагая ему решение игровой задачи.
Задачи, решаемые в ходе игры:
Оборудование :
Игровое поле – вращающийся круг с неподвижной стрелкой, разделенный на 12 секторов;
12 –й сектор – «Пропускаешь ход».
Разноцветные палочки или геометрические фигуры для подсчета очков. Фишки в двух коробочках: в коробке №1 – набор фишек двух цветов; в коробке №2 – четырех цветов. Геометрические фигуры в двух коробочках: в коробке № 1 – набор геометрических фигур двух наименований; в коробке №2 – четырех наименований.
Экран
Магнитная доска, на которой вместо букв алфавита – точки.
Для определения очередности ходов подобраны считалки.
Призы (поделки, рисунки детей, книги, игрушки, конфеты и т.д.)
Ход игры:
(В игре участвуют от 3 до 7 детей).
Устанавливается очередность ходов по считалочке. Дети, соблюдая очередность, вращают круг. Допустим, ребенку выпадает 4-й сектор.
Ведущий: Что на твоем секторе? Как назвать одним словом?
Ребенок: Посуда.
Ведущий: Сколько одинаковых предметов? Назови цвет, рисунок.
Ребенок: Две красные кружки в белый горошек и два зеленых ведра с красными цветочками.
Ведущий: Сколько всего предметов?
Ребенок: Четыре.
Ведущий: Какой твой сектор по счету?
Ребенок: Четвертый.
Ведущий: Назови соседние секторы.
Ребенок: Третий, пятый.
Играющий отсчитывает 4 фишки, разные по цвету, из коробочки №1 и берет их себе.
Таким же образом каждый из играющих вращает вокруг, отвечает на вопросы ведущего и отсчитывает количество фишек (геометрических фигур), соответствующее номеру сектора. Ведущий предлагает коробочку №1, если детям выпадает сектор от 1-го до 5-го включительно, и коробочку №2, если стрелка показывает секторы от 6-го до 10-го.
Если выпадает сектор «Приз», ребенок получает приз и продолжает игру.
Ведущий: Сколько точек на табло?
Ребенок: Пять
Ведущий (предлагает угадать). Пять букв в этом слове. Это фрукт.
Детям трудно вычленить из фруктов один, в названии, которого пять букв. Тогда ведущий загадывает загадку:
Сочная и сладкая,
На лампочку похожа.
Любят ее взрослые,
И дети любят тоже.
(За отгаданную загадку ребенок получает фишку)
Далее следуют вопросы ведущего:
— Сколько звуков в первом слоге? Во втором? Какой первый звук слышится в этом слове?
Ребенок выходит и ставит первую букву слова на табло. И т.д. После того как все буквы выставлены, дети читают слово.
Дети расставляют свои фишки, группируя их по цвету, считая: «Две красные, одна зеленая – всего три фишки». И т.п.
Затем каждый ребенок составляет рассказ – задачку. Например: «У меня две синие и две зеленые фишки» (условие). Вопрос: «Сколько всего у меня фишек?» (фишки стоят за экраном, дети их не видят)
Дети решают задачку и дают ответ: «Четыре фишки» или «Четыре разные фишки».
Гласные буквы дети читают сами (написаны на плакатах или доске):
(соответствуют темам игрового поля)
Вариант 2 как можно сделать барабан
Необходимое оборудование легко сделать самим. Надо вырезать из картона три одинаковых картонных круга диаметром 440 мм. Затем берется пластиковая бутылка, разрезается поперек пополам. Используется только ее верхняя часть. До сужающейся части делается несколько вертикальных, снизу вверх, надрезов. Получившиеся «лепестки» надо отогнуть и поставить эту часть бутылки на картонный круг в центр.
Другой круг, проделав в нем отверстие, равное диаметру бутылки, надеть сверху и склеить оба круга. Основание готово.
В третьем круге надо сделать отверстие, равное диаметру горлышка бутылки, но меньше «воротничка». Надеть этот круг на горлышко так, чтобы он лег на «воротничок», и завернуть пробку, предварительно наклеив на нее стрелку. Она остается неподвижной, вращается круг с изображениями ярких предметов.
Правила игры
Игра «Поле Чудес» состоит из 4 раундов. В каждом раунде принимают участие три человека. Затем три победителя в тройках участвуют в финальном раунде.
Если в каких-то тройках победитель не определился (например, когда двое игроков взяли приз, а третий неверно назвал слово), в финал могут выйти два или даже один игрок. Теоретически есть возможность завершения игры после трех раундов в случае если ни один из игроков не прошел в финал. Правда, за 30-летнюю историю «Поля чудес» такого случая никто не припоминает. В программе также предусмотрена суперигра, на которую победитель программы волен согласиться или отказаться.
Обычно программа «Поле Чудес» снимается в присутствии порядка трехсот зрителей, которые поддерживают игроков своими аплодисментами и реакциями на происходящее. Запрещены любые подсказки: в случае подсказки ведущий меняет задание и имеет право удалить из студии нарушившего правила поведения человека.
Сейчас в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 телепрограмма «Поле чудес» снимается без зрителей.
Тройки и финал
Программа начинается с того, что ведущий объявляет тему игры (например, «Лошади», «Мера», «День учителя», «Колеса»). Все задания касаются объявленной темы.
Ведущий зачитывает игрокам задание. Ответ скрыт за квадратами на табло. Под каждым квадратом содержится одна буква, поэтому игроки знают длину слова (как при разгадывании кроссворда). Участники программы поочередно вращают барабан и называют буквы. Если названная буква имеется в загаданном слове, ее открывают на табло, и игрок получает право сделать следующий ход или сразу назвать слово. В случае неверно названной буквы ход переходит к следующему игроку. Если участник угадал слово, то он становится победителем тройки и проходит в финал. Если слово названо неверно, то игрок покидает игру, а право хода переходит к следующему участнику.
Основная задача игрока — угадать слово раньше соперников и при этом заработать как можно больше очков. Каждый сектор на барабане соответствует определенному количеству очков. Есть также специальные сектора:
Сектор «Плюс» – участник может открыть любую букву в слове.
Сектор «Умножение на 2» — все очки игрока удваиваются.
Сектор «Приз» — участник может взять приз и покинуть игру. Или же он может отказаться от сектора «Приз», получить сразу 2000 очков и играть дальше.
Сектор «0» — переход хода к следующему игроку.
Сектор «Банкрот» — все очки участника сгорают, а ход переходит к следующему игроку.
Сектор «Ключ» — участник может попросить вынести ему несколько ключей от автомобиля. Если он выбирает правильный колюч, то автомобиль достается ему в качестве приза.
Если игрок сумел угадать три буквы подряд (при этом открытая в случае выпавшего сектора «Плюс» буква не считается угаданной), то в студию выносятся две шкатулки. В одной лежат 5000 рублей, другая шкатулка пустая. Игрок открывает одну из них, и если в ней лежат деньги, то он забирает их себе.
Бывают случаи, когда только один из игроков остается за барабаном. (Например, два его соперника покинули игру, согласившись на сектор «Приз»). Тогда у него есть право только на три результативных хода (им является ход, в результате которого не выпадает «0» или «Банкрот»), после чего он должен назвать слово целиком. Если игрок не может этого сделать, он покидает игру и в финальный раунд игры не попадает.
Финальный раунд проходит по тем же правилам, что и первые три раунда. Победитель финала становится победителем игры «Поле чудес». На табло появляется список призов с их стоимостью в очках. Победитель может выбрать количество призов в соответствии с количеством набранных им очков.
Затем ведущий предлагает победителю сыграть в суперигру. Если он побеждает в суперигре, к выбранным призам добавляется суперприз. Однако в случае поражения победитель не получает суперприз и лишается выбранных им призов
Супер-игра
Задания на суперигру представляют собой мини-кроссворд из трёх слов — длинного горизонтального и двух коротких вертикальных. После объявления заданий участнику предоставляется минута на размышление. Если игрок отгадывает одно слово, расположенное на табло по горизонтали, он выигрывает суперприз. Если же игроку удается после минуты раздумий назвать все три слова, программа «Поле Чудес» радостно вручает ему автомобиль.
Сценарий игры «Поле чудес » знание сказок и мультфильмов
Содержимое разработки
Оборудование: игровой барабан; карточки с буквами; две шкатулки; чёрный ящик; призы для игроков.
Давайте вспомним правила игры:
Крутим барабан только один раз..
Если неверно назвал букву, ход переходит к другому игроку.
Если стрелка укажет на сектор с буквой «П» (приз), играющий должен выбрать: приз или игра. Выбравший приз покидает игру.
Если стрелка укажет на сектор с буквой «Б» (банкрот), все очки, которые набрал участник, сгорают, ход переходит к следующему.
Ход переходит к другому и в том случае, если стрелка остановится на цифре «0».
Если стрелка укажет на сектор «+», то игрок может открыть любую букву.
Если стрелка укажет на сектор «х 2», то очки игрока удваиваются.
Если участник подряд угадает 3 буквы, то он выбирает приз из двух шкатулок.
– Тема нашей игры «Сказки». Удачи, друзья!
1. Как звали дедушку из сказки «Серебрянное копытце» ( Коко Ваня)
2. Сколько героев в сказке «Репка»- (шесть)
3. Как звали жуликоватую парочку из сказки Золотой ключик (Лиса Алиса и кот Базилио)
4. Что особенного было у третьей сестры из сказки «Хаврошечка ( третий глаз)
5. как звали мальчика из мультфильма каникулы в Простоквашино (Дядя Федор)
6. Главный герой этого мультика – мальчик, человек, которого воспитали джунгли и звери.
7. В этом мультфильме белка на протяжении всего мультика искала орешек. («Ледниковый период»).
8. Назовите имя героя, который просил рыбу исполнить желания, говоря такие слова: «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля из мультика «По щучьему велению»).
10. Герои этого мультфильма – осел, петух, пес, кот были изгнаны хозяевами. Все они отправились путешествовать, куда глаза глядят. Этот мультик был снят по сказке братьев Гримм. («Бременские музыканты»).
11. Как называл свою корову кот Матроскин? (Мурка).
В этой сказке у деда и бабы случилась беда – домашнее животное из-за своих неакуратных действий что-то сделала? ( и изо всех сил оказывала психологическую помощь пострадавшим («Курочка Ряба»)
К барабану приглашается первая тройка игроков.
Вопрос первой тройке игроков:
Единственная вещь на свете которую боялся страшила из сказки « Волшебник изумрудного города»
Вопрос второй тройке игроков:
Помните сказку про Винипуха. Что Винипух принял за слонопотама. Это тот самый предмет на котором сидел Буратино в чулане у Мальвины?
Вопрос третьей тройке игроков:
Что было в мешке у кота в сапогах. когда он ловил кроликов?
Название какого овоща напоминает о музыке
-Поздравляю финалиста нашей игры и всех участников!
Игра-занятие «Поле чудес»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект разработан для детей подготовительной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра-занятие «Поле чудес»
в подготовительной группе «Малинка».
Подготовила: воспитатель Сай Е.Н.
Цель: закрепление и обобщение знаний, используя новые формы работы согласно ФГОС;
1. Расширять и уточнять знания детей об окружающем.
3. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [ и ],[ ш ],[ л ],[ р ]; находить слова с этим звуком, определять его место в слове (в начале, в середине, в конце слова); придумывать слова на заданный звук.
5.Развивать интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий;
6. Воспитывать активность и самостоятельность.
7. Закреплять произношение слов, образованных разными способами (сахар-сахарница, соль-солонка, хлеб-хлебница и т. д.).
7. Развивать у детей творческое воображение, возможность раскрепощаться и говорить всё, что думаешь в игровой обстановке.
8. Создать игровую среду игры «Поле чудес» и добиваться от детей желания в неё играть.
-Ребята, вы любите играть? Какие телевизионные игры вы знаете?
-Я вам сегодня предлагаю поиграть в игру «Поле чудес»
-Скажите, кто ведущий этой программы?
-Сегодня я буду соведущей Л.А.Якубовича.
Воспитатель: Игра будет проходить в три тура. Нам необходимо выбрать девять участников, по три в каждом туре. И для того, что бы определить тройку играков, первую, вторую, третью мы проведём отборочный тур. Я буду задавать вам вопросы, и от того, кто раньше всех поднимет руку и скажет ответ, будет зависеть, кто в какой тройке будет играть.
— Подумай и реши: Кто быстрее доплывет до берега – утка или цыплята?
— Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (арбуз на дереве не растет).
— На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
— Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)
— Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?
Дорогие гости игры «Поле чудес»! Прослушайте правила игры:
1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
2. Если не ответил на вопрос, ход игры переходит к следующему игроку (очки не засчитываются).
3. Если стрелка укажет на сектор «ПРИЗ», участник должен выбрать приз или игру.
4. Если стрелка укажет на сектор «БАНКРОТ», все заработанные раннее очки «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.
5. Если стрелка укажет на сектор «СТРЕЛКИ», ход переходит к следующему игроку.
6. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.
7. Крутить барабан каждый участник может только три раза. И каждому игроку задаются по три вопроса.
8.Все очки подсчитываются профессиональным жюри.
Звучит заставка 1 тура.
И сегодня в первом туре играют….
Итак Юля, крути барабан (3 слайд)
1. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной).
2. У каких домашних животных есть рога и копыта? (Корова, коза, бык).
3. Назови 3 слова, начинающиеся со звука «А». (Автобус, ананас, альбом).
4. Назови слова-антонимы, противоположные словам:
5. Сколько дней в недели, назови их.
6. Назови, что здесь лишнее ( платье, пальто, юбка, мыло) почему?
8.Сколько слогов в слове БА-РА-БАН.
9. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? (5)
И по подсчётам баллов и правильно отгаданных ответов определяем первого финалиста.
В завершении первого тура загадка для всех трёх играков.
Сеть он крепкую сплетёт
И затаившись, мошек ждёт (паук)
Познавательная пауза. Объявляю познавательную паузу.
Звучит заставка 2 тура.
Во втором туре играют….
1. Назови последующие число числа 8, а предыдущее?
2. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4)
3. Какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).
4.Я буду называть слова со звуком «И», а тебе нужно определить, где этот звук спрятался в начале, в середине или в конце.
Ива, тучи, игра, листочки, дожди, грачи, фиалка.
5. Как черной кошке легче войти в дом? (Через открытую дверь.)
6. Произнеси слово мама и скажи сколько гласных звуков в этом слове, сколько твёрдых согласных.
7. Какому сказочному герою принадлежат эти предметы? (Шпага, сапоги, шляпа с пером, мешок? (Коту из сказки «Кот в сапогах»).
8.Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
9. Во время дождя, под каким кустом сидит заяц? (Под мокрым).
И по подсчётам баллов и правильно отгаданных ответов определяем второго финалиста.
В завершении второго тура загадка для всех трёх играков.
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Познавательная пауза. (Для чего нужны муравейники?)
Звучит заставка 3 тура.
В третьем туре играют….
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сны)
2. Назови 3 сказки, в которых главный герой-лиса? («Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Кот, петух и лиса»).
3. Где сухого камня не найдёшь? (В воде).
4. У каких деревьев иголки, как у ежа? (Сосна, ель).
5. В названии какой птицы есть звук [ Р ]? ( воробей). Где стоит этот звук (в середине слова)
6. Ну-ка, сколько всех ребят
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (3+1=4)
7. Какого цвета листья на деревьях осенью? (Красного, жёлтого, оранжевого, бардового).
8. Когда бывают яйца вкусные? (Когда ешь).
9.Как черной кошке легче войти в дом? (Через открытую дверь.)
И по подсчётам баллов и правильно отгаданных ответов определяем третьего финалиста.
Этот приз получит тот, кто ответит на вопрос
На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Ты спишь?)
Мы начинаем финал нашей игры, финалисты в студию.
Играют те дети, которые в 1, 2, 3 турах набрали наибольшее количество очков.
1. Может страус назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить).
2. Назови несколько пословиц (или продолжите пословицы ) о труде.
•«Что посеешь, то пожнёшь».
•«Любишь кататься, люби и саночки возить».
•«Любишь есть калачи, не сиди на печи».
•«Была бы охота, а работа найдётся».
•«Работа красит человека».
•«Без труда, не вынешь рыбку из пруда».
4. Для чего нужны эти предметы? (на столе).
5. Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца).
6. Назови сказки, в названии которых встречается число «3». («Три поросёнка», «Три медведя»).
7. Перечисли весенние месяцы (Март, апрель, май).
8.Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
9.Какие звуки всегда твёрдые согласные (Ж,Ш,Ц)
И мы определяем победителя сегоднешней игры «Поле чудес»
Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
Музыкальный подарок от наших гостей.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастеркласс по изготовлению игрушек из солёного теста.
Экологический проект «Чудеса на грядке» в средней группе.
Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности образа жизни. Познакомить детей с.
Сценарий новогоднего представления в подготовительной к школе группе.