Как сделать для школы маршрутный лист
Методические рекомендации по разработке индивидуальных маршрутов для учащихся начальных классов.
по разработке индивидуальных маршрутов для учащихся
Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. Сегодня в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.
Направленность образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель уже не передает знания, умения и навыки, а проектирует личностное развитие каждого ребенка. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным (разным) траекториям.
Обратившись к педагогической литературе, я узнала, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
а) содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
б) деятельностный (специальные педагогические технологии);
в) процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность. Таким образом, перед учеником, родителями и педагогом открываются перспективы, способствующие развитию личности ребенка.
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:
-уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
-даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
-формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;
-формируется правильная самооценка.
Перспективы, открывающиеся перед родителем:
-принимает активное участие в образовательном процессе;
-даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);
-повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.
Перспективы, открывающиеся перед педагогом:
-освобождается время для других форм уроков;
-осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
— появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
Определение понятия ИОМ.
-образовательная база ( знания, которыми ученик владеет);
-психическое и физическое состояние ученика;
социальный аспект (пожелания родителей).
Для чего нужны индивидуальные маршруты?
Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов-профильная направленность. В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:
То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов. Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021год.
В настоящее время методику ИОМ используют в школах в следующих целях:
— для отстающих учеников-восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
— помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью,
— для слабоуспевающих- такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для
тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную
-для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера
(гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и т.д.);
-для детей, опережающих развитие.
задают нормы образовательной программы и личностными особенностями ребенка.
Примерный алгоритм введения ИОМ.
Универсального способа индивидуального маршрута на сегодня не существует. Есть
общие рекомендации, которые могут помочь ориентироваться. Вот приблизительные
этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап.
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть,
цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что
он должен знать и уметь к концу прохождения программы.
2. Диагностика и выбор методов.
Учитель (совместно с психологом) проводит ряд тестов с целью определить
личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной
системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка,
выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе,
недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в
классе, пробелы по прошлым темам). То есть на данном этапе фиксируется, что ученик
может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь / помешать в
3.Определение целей и задач ИОМ.
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это
может быть кратковременная цель ( например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение
столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).
Теперь важен вопрос: « Как я буду двигаться к выполнению цели?».
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь.способы реализации, источники
получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые
После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится
итоговая аттестация ( тестирование, контрольная, устный опрос, доклад, презентация,
проект и т. д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и
навыков, но определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в
срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Какие можно предложить формы организации деятельности ученика во время
прохождения индивидуального маршрута:
-самостоятельное изучение материала,
-домашняя самостоятельная работа.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального
Мастер-класс «Методика составления маршрутного листа»
Методика составления маршрутного листа
в рамках инновационного проекта
«Управление воспитанием детей дошкольного возраста в условиях социального партнёрства».
Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми ребенок усваивает прежде всего в семье. Наша задача укрепить детско-родительские отношения через совместное посещение культурных, исторически значимых объектов города Новокузнецка, накоплению социального опыта, формированию потребности быть полезным другим людям, включить детей и родителей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
На мастер-классе мы покажем, как составлять маршрутный лист на тему: «Помним, гордимся», посвященный празднику Великой Победы.
(Слайд1) Цель: привлечение внимания к культурным объектам города Новокузнецка, посвященным Великой Отечественной войне.
расширить и обогатить знания о вкладе тружеников тыла города Новокузнецка в победу Советской Армии;
развивать умения выражать свое отношение к событиям, историческим действиям;
воспитывать чувства гордости за свой народ и Отечество.
Мы привыкли видеть постоянно один-два памятника воинам-героям, проходить мимо них в крупных городах и относиться к ним как к чему-либо само собой разумеющемуся. Но на самом деле таких памятников тысячи, десятки тысяч по всей стране и в нашем регионе. Не все они помпезные и грандиозные. Не все они величественные и вырываются из общего архитектурного стиля. Но зато они стоят в центре населённых пунктов, в местах отдыха жителей, постоянно напоминая о себе.
Начинаем маршрутный лист с посещения Бульвара героев. На этом этапе проводится экскурсия воспитателем, в которой детям даются основные сведения о ВОВ, сведения о том, что символизирует каждая стена мемориала, о его. протяжённости мемориального комплекса, о Вечном огне, над которым возвышается квадратная стела на четырёх колоннах, что она называется «Венок славы», чем завершается бульвар Героев.
Следующий пункт маршрутного листа – Сквер имени Жукова, который проводится экскурсоводом художественного музея. Роль воспитателя – организационная.
Четвертым пунктом маршрутного листа будет посещения краеведческого музея, просмотр экспозиции «Труженики тыла ВОВ», которую проводи экскурсовод музея.
Перед посещением каждого объекта маршрутного листа воспитатель проводит подготовительную работу в соответствии с возрастом детей. После каждой экскурсии воспитатель подготавливает вопросы (1-2) на основе предъявленного материала, которые будут включены в познавательную часть военно-спортивной игры «Зарница».
Данное мероприятие завершает маршрутный лист, проводится на территории ДОУ и включает в себя четыре станции: познавательную (на основе вопросов, составленных воспитателями); спортивную, подготовленную инструкторами по физической культуре; медицинскую, квест (поиск клада), который воспитатель разрабатывает сам, применительно к своему участку.
Данный маршрутный лист предназначен для детей старшего дошкольного возраста, выдается всем воспитанникам. После окончания экскурсии составляется творческий отчет, в котором отображаются цель, задачи мероприятия, количество семей, принявших участие, вклеиваются фотографии, сделанные во время экскурсии, записываются впечатления участников. Перед заключительным мероприятием маршрутные листы воспитатели собирают в специальный куб, по окончанию мероприятия активным участникам выдается грамота.
Маршрутный лист – помощь ученику в период дистанционного обучения
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без него. Педагоги и учащиеся используют Интернет, разумеется, не только для общения в социальных сетях, но и для поиска необходимой информации при подготовке к занятиям, для создания и продвижения проектов и сайтов, для дистанционного обучения.
Актуальность дистанционного обучения очевидна. Это образование XXI века, неотъемлемая часть нашей современной жизни, насыщенной различной информацией, которую надо учить детей добывать и правильно ею пользоваться, отсеивать ненужное.
Дистанционная форма обучения активизирует самостоятельную деятельность учащихся, создает комфортные условия для углубленного изучения предмета. Преимущества дистанционного обучения можно охарактеризовать двумя словами: удобно и эффективно.
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения всецело поддерживается государством.
Дистанционное обучение является современным видом образования, приобретающим все большую популярность. Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Педагог и обучающийся общаются посредством интернет-связи, педагог передаёт, а обучающийся получает знания и задания, в различной форме представляет результат работы.
Для обучения детей в начальной школе применяю различные формы дистанционного обучения:
— использование образовательных интернет-ресурсов;
— общение с педагогом через электронную почту;
— дистанционные занятия и консультации с использованием программы skyре, zoom ;
— мессенжеры Viber, WhatsApp (предоставление видео, фотоотчета о выполненной работе).
Актуальным в дистанционном обучении является использование индивидуального маршрутного листа.
Маршрутный лист во время дистанционного обучения:
— своего рода таблица достижений;
— средство повышения активности и мотивации обучающихся;
— средство формирования регулятивных навыков обучающихся:
— маршрутный лист является формой самоконтроля обучающихся и контроля педагога.
Маршрутный лист может содержать:
— блоки или темы программы, отдельные задания (одного или разного уровней);
— возможные варианты оценивания за задания разного уровня;
Использование маршрутного листа вносит элемент игры-квеста в обучение. Грамотное использование системы оценивания и поощрения параллельно с маршрутным листом приносит хорошие результаты.
Индивидуальный маршрут лист – также актуальная, современная форма обучения в том случае, когда обучающийся не может посещать занятия по расписанию.
Задача педагога при разработке маршрутного листа:
— создавать простые задания;
— проверять успехи каждого обучающегося;
— выражать свое отношение к работе обучающегося,
— оказывать необходимую консультацию.
Маршрутный лист может быть заполнен в электронном формате и отправлен на проверку педагогу посредством доступного мессенджера. (WhatsApp считается самым популярным бесплатным мессенджером в мире.)
При отсутствии такой возможности задания выполняются в текстовом варианте, фотографируются и отправляются педагогу на проверку посредством доступного мессенджера.
Примерные варианты маршрутных листов. 3 класс УМК «Школа России».
6.04.20 Доброе утро, мой успешный ученик!
1 урок – математика
3 урок – литературное чтение
Инструкция для учащегося
Задания должны быть выполнены и записаны у тебя в тетради! Когда выполнишь задания в тетради, сфотографируй свою работу и отправь мне на проверку.
Все задания старайся выполнять сам. Если не сможешь справиться с каким-либо заданием, обращайся ко мне или к родителям за помощью.
Очень жду! У тебя все получится! Удачи!
Тема урока. Местоимение. Личные местоимения
Порядок действий \Виды работы
Запиши сегодняшнее число и классная работа
ОЗНАКОМЬСЯ
С. 91. Прочитай чему тебе надо научиться
ПОДУМАЙ
Наблюдения над ролью местоимений
Филин — красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин — ночная птица.
— Что вы заметили? (В каждом предложении повторяется слово филин.)
— Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? (Я, ты, мы, он, она, оно.)
Какие из слов (Я, ты, мы, он, она, оно.)
можно вставить в предложения вместо слова Филин?
Филин — красивая птица. У него (он) длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Он — ночная птица.
ИЗУЧИ
Упр. 156, с. 92. Рассмотри рисунки. Прочитай местоимения.
Что такое местоимение?
— Чем местоимения отличаются от существительных? (Они не называют предмет, а только указывают на него.)
ВЫПОЛНИ
Рассмотри таблицу Назови местоимения записанные в таблице. Почему они личные? ( У них можно определить лицо)
Назови местоимения множественного числа.
Придумай и запиши предложение с личным местоимением в форме мн.ч.
Какое местоимение пропущено в предложении?
У школы рос дуб. ….. широко раскинул свои ветви.
Запиши получившиеся предложение.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
в контакте и выполни предложенные задания.
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ
Что такое местоимение?
Назови личные местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица
Тема: Письменная нумерация в пределах 1000
Порядок действий \ Виды работы
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
в контакте и выполни предложенные задания.
ИЗУЧИ
В древности люди считали на пальцах, и если предметов было много, то к счету привлекали несколько человек. Один считал единицы, второй — десятки, а третий — сотни, т. е. десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго человека оказались загнутыми все пальцы обеих рук. При этом говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Называя только одно число, приходилось говорить очень долго. Постепенно фразы стали короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» — «сто».
Так считать было неудобно.
— Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.)
— Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) (Учитель делает запись на доске.)
1 сот. = 10 дес. = 100 ед.
— А 10 сотен — это сколько десятков? (10.)
— Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) (Учитель делает запись на доске.)
10 сот. = 100 дес. = 1000 ед.
Ты должен научиться определять количество сотен, десятков и единиц в числах.
ВЫПОЛНИ
Образец записи: 150 = 15 дес. 300 = 3 сот. 25 дес. = 250 ед.
Дальше выполни самостоятельно
1.1 1м 27 см = 127 см
Ответ: рост мальчика 127 см
№ 4 Образец 160=100+60
Дальше выполни самостоятельно
№5 выполни самостоятельно
1. Найди сначала вторую сторону треугольника. Запиши решение.
2. Запиши формулу нахождения периметра треугольника.
3. Запиши решение нахождения периметра треугольника.
№7 выполни самостоятельно
СДЕЛАЙ ВЫВОД
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Чтонового открыл(а) для себя?
Тема: С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
Порядок действий \ Виды работы
Какие из указанных произведений написал Самуил Яковлевич.
«Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри».
— А кто написал остальные произведения?
ПРОСЛУШАЙ АУДИОЗАПИСЬ
ВЫПОЛНИ
С.Я. Маршак «Гроза днем»
Прочитайте стихотворение выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
Как нужно читать? (Три строчки медленно и громко, затем с ускорением.)
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной»
— Прочитай выразительно стихотворение.
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика.)
— Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /Иптицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)
— Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?
СДЕЛАЙ ВЫВОД
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Что нового открыл(а) для себя?
Выучи одно стихотворение наизусть. Запиши на аудио или на видео и пришли мне для прослушивания и выставления оценки.
21.04.20 Доброе утро, мой успешный ученик!
1 урок – математика
3 урок – литературное чтение
Инструкция для учащегося
Задания должны быть выполнены и записаны у тебя в тетради! Когда выполнишь задания в тетради, сфотографируй свою работу и отправь мне на проверку.
Все задания старайся выполнять сам. Если не сможешь справиться с каким-либо заданием, обращайся ко мне или к родителям за помощью.
Очень жду! У тебя все получится! Удачи!
Тема урока. Изменение глаголов по временам.
Порядок действий \ Виды работы
Запиши сегодняшнее число и классная работа
Двадцать первое апреля
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ВЫПОЛНИ
— Рассмотрите таблицу на с. 116 учебника.
— Сравните изменение глаголов по временам.
— Используя данную таблицу, образуйте временные формы от глаголов писать, рисовать, клеить, молчать.
Писать(н.ф), пишет (наст в.), писал (прош.в.), будет писать (буд.в.)
— Назовите глаголы, от которых вы образовали три формы времени. (Кричать, блестеть, спешить.)
— На какой вопрос они отвечают?
— Назовите глаголы, от которых вы образовали только формы прошедшего и будущего времени. (Закричать, заблестеть, поспешить.)
— На какой вопрос они отвечают?
Читай внимательно задание и следуй образцу
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Что нового открыл(а) для себя?
Тема: Приемы письменных вычислений.
Порядок действий \ Виды работы
Запиши сегодняшнее число и классная работа
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ПОДУМАЙ
— Рассмотрите группы выражений.
34 + 45 340 + 50 345 + 457
67 + 22 670+220 678+225
— Чем они отличаются?
(В первом столбике примеры па сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями.)
— Выполните вычисления в первом столбике устно.
(Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками.)
— Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике.
(Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями.)
— Попробуйте устно выполнить вычисления в третьем столбике.
Получилось? Устно трудно?
— Что вы предлагаете?
(Такие примеры нужно решать письменно, записывая решение столбиком)
— Как проверить, правильно ли решен пример на сложение?
— Как проверить, правильно ли решен пример на вычитание?
— Прочитайте условие задачи. Дополните вопрос.
— Составим краткую запись. Выделите главные слова.
(Открытые, искусственные катки.)
— Что значит «в 9 раз меньше»?
(Надо разделить большее число на меньшее.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
(Надо из большего числа вычесть меньшее.)
Реши задачу, не забудь записывать пояснение.
№5 ПИШИ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ!
— Прочитайте задачу 1.
— Что надо найти в задаче: все число или часть числа? (Все число по его части.)
— Что значит «одна двенадцатая»? (Это значит, квадрат разделили на 12 равных частей и взяли одну такую часть.)
(Надо площадь этой части умножить на количество частей.)
— Запишите решение задачи.
— Прочитайте задачу 2.
— Что надо сделать в данной задаче?
(Начертить квадрат, площадь которого равна площади прямоугольника.)
— Площадь прямоугольника известна? (Нет.)
— Как ее можно найти? (Длину умножить на ширину.)
— Запишите первое действие.(8-2= 16(см 2 ).)
— Что надо знать, чтобы начертить квадрат?
— Найдите длину стороны квадрата. (16: 4 = 4 (см).)
— Начертите квадрат и вычислите его периметр.
СДЕЛАЙ ВЫВОД
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Что нового открыл(а) для себя?
Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Порядок действий \ Виды работы
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать. С. 112 («Золотые слова».)
— Рассмотрите иллюстрации к нему. С. 112, с. 117
— Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?
Михаил Михайлович Зощенко (1894- 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).
Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти.
Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней.
Прочитайте слова. Объясните их значение.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
РАБОТА ПО РАССКАЗУ
— Ваши впечатления от прочитанного?
— От чьего имени ведется рассказ?
— Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться.
— Как изменилось поведение Лели и Миньки?
— Почему это произошло?
— Почему папа называл их поведение глупым?
— Проверьте себя: внимательно ли вы читали?
1. Детей за ужином в особенности прельщали:
б) забавные истории;
в) общение со взрослыми.
2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:
3. Леля получила от мамы:
в) недовольный взгляд.
4. После замечаний Леля:
в) принялась за еду.
5. Леля прошептала поговорку:
а) добрый скорее сделает, чем сердитый;
в) на сердитых воду возят.
6. Дети не садились вместе со взрослыми:
7. Отец запретил детям за столом:
б) произносить хоть одно слово;
в) мешать взрослым разговаривать.
8. Дети за столом были заняты:
б) слушанием историй;
в) общением друг с другом.
9. Мальчик грел масло, потому что:
в) хотел пошутить над папиным начальником.
10. Папа не наказал детей, потому что:
б) они поступили глупо;
СДЕЛАЙ ВЫВОД
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Что нового открыл(а) для себя?
06.05.20 Доброе утро, мой успешный ученик!
1 урок – математика
3 урок – окружающий мир
Инструкция для учащегося
Задания должны быть выполнены и записаны у тебя в тетради! Когда выполнишь задания в тетради, сфотографируй свою работу и отправь мне на проверку.
Все задания старайся выполнять сам. Если не сможешь справиться с каким-либо заданием, обращайся ко мне или к родителям за помощью.
Очень жду! У тебя все получится! Удачи!
Тема урока: Обобщение знаний по теме глагол.
Порядок действий \ Виды работы
Запиши сегодняшнее число и классная работа
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
Просмотри все видео по теме глагол.
ПОВТОРИ
Повтори все правила. Если не выучил, выучи.с.101,с.106, с.109, с.112, с. 116 таблица, с.122, с.124.
ВЫПОЛНИ
Обязательный уровень с. 128
Упр. 234. Доказать, что правильно – это значит выделить приставки и предлоги.
— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.
— Как пишутся приставки? А предлоги?
— Как отличить предлог от приставки? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)
Упр.232. ИЗУЧИ памятку 3 на с. 146
Прочитайте предложения на с. 128.
— Из какого произведения эти предложения? («Дед Мазай и зайцы».)
— Выполните письменные задания к упражнению
— Назовите глагол в неопределённой форме.
— В каком времени употреблены остальные глаголы?
— Рассмотрите рисунок. Назовите тему.
— Составьте свой текст по рисунку. Расскажите его
СДЕЛАЙ ВЫВОД
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Что нового открыл(а) для себя?
Тема: Приемы устных вычислений.
Порядок действий \ Виды работы
Запиши сегодняшнее число и классная работа
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
При необходимости просмотри уроки прошлых тем.
ВСПОМНИ
ВЫПОЛНИ
Обязательный уровень с. 84
Объясни что означают каждое выражения в задаче
Возможный уровень с. 84
Пиши промежуточный результат.
Думай и внимательно считай. Вспомни компоненты при сложении и вычитании.
СДЕЛАЙ ВЫВОД
— Чему ты научился (научилась) сегодня?
— Что нового открыл(а) для себя?
Тема: Наши ближайшие соседи.
Порядок действий \ Виды работы
Золотое кольцо России
А1. Какой город не входит в Золотое кольцо?
1) Суздаль 3) Сергиев Посад
2) Ярославль 4) Нижний Новгород
А2. В каком городе есть Троице-Сергиева лавра?
1) в Сергиевом Посаде 3) в Костроме
2) в Угличе 4) в Ярославле
А3. В каком городе делают финифть?
1) в Москве 3) в Плёсе
2) в Ростове 4) в Ярославле
А4. В каком городе река Волга изгибается углом?
1) в Плёсе 3) в Угличе
2) в Костроме 4) во Владимире
В1. Какой город называют городом-музеем?
В2. Какой город называют городом художников?
2) Сергиев Посад 4) Кострому
С1. Почему эти города вместе называют Золотым кольцом?
1) там делают знаменитые золотые украшения
2) на карте они образуют кольцо
3) там находятся всемирно известные памятники старины
4) каждый город окружён кремлём, как кольцом.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
Рассмотри карту с. 97
Рассмотри карту на с. 100
Рассмотри карту с. 101
Страны Прибалтики с. 97
Начнем наше путешествие по карте с северо-запада, дальше на юг, юго-восток, восток и север.
— Проследи по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и эту область.
Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.
— Найдите и покажите их на карте.
— Назовите столицы эти государств.
— Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
— Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс.)
— Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва.)
— Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша.)
— Назовите ее столицу. (Варшава.)
• Обычный эстонский ландшафт — луга и леса, озера и реки, топи и заводи, острова и болота. В Эстонии сохранились представителирастений и животных, которые давно исчезли в других странах Европы.
• В Латвии самый широкий водопад в Европе — Вентас румба. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. Первая портативная мини-видеокамера была изобретена латышом Вальтером Заппом в 1937 г.
— Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией. (Норвегия.)
— Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Финляндия.)
Белоруссия и Украина
— В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? (В Белоруссию и Украину.)
— Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев.)
• Само название Беларусь произошло от двух слов — Белая Русь. Так называли эти земли с XIII в. Оказывается, прародитель нашего Деда Мороза родом из Белоруссии, и зовут его Зюзя. Дед Зюзя — бог мороза и холода, одет в тулуп, в руках ледяная булава, ходит без шапки, босиком.
• На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире. Самое древнее поселение людей обнаружено в Ровенской области в селе Межиречье. Его возраст 14—15 млн лет, оно построено из костей мамонта. Там же найдена самая древняя карта на мамонтовой кости.
— Прочитайте в учебнике текст на с.97-98
— Какие страны располагаются междуЧерным и Каспийским мерями? Найдите их на карте. (Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан.)
— В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан.)
— Назовите столицу Казахстана. (Нур Султан)
— В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.)
— Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор.)
— Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай.)
— Назовите столицу Китая. (Пекин.)
— Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей.)
• Вместо хлеба абхазцы едят мамалыгу — густую кашу, сваренную из кукурузной муки. Климат и природа здесь благоприятны для жизни до глубокой старости, поэтому среди абхазцев так много долгожителей. В Ботаническом саду Абхазии собрано более 5 тыс. видов, форм и сортов растений со всего мира. Озеро Рица насыщенного голубого цвета, который не меркнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.
• Рельеф Южной Осетии горный, Кавказский хребет закрывает страну от холодных северных ветров, поэтому средняя температура января +4 «С. Основной продукцией производства являются фрукты — яблоки и груши.
• В грузинском языке есть слова, в которых идут 8 согласных подряд. Обычно в Грузии поют мужчины, исполняя песню на три голоса. Минеральную воду «Боржоми» разливают из того же источника, что и в 1890 г. Знамя Победы над Рейхстагом водрузил грузин М. Кантария.
• Первая нефтяная вышка построена в Азербайджане, в Баку, в середине XX в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти. На территории Азербайджана есть село Чардахлы, в котором родились семь Героев Советского Союза, два маршала и 12 генералов.
• В Казахстане жил говорящий слон Батыр. Он мог подражать звукам речи людей, лаю собак. Лошади впервые одомашнены на территории Казахстана. На высокогорном катке Казахстана Медео установлено 120 мировых рекордов. Первый спутник и первый человек отправлены в космос с космодрома Байконур в Казахстане.
• Монголия — это страна, в которой можно проехать не одну сотню километров и не встретить ни одного человека. Монголы являются одними из лучших борцов сумо. В стране проживает четвертая часть (25%) всех барсов, обитающих на Земле.
• В Корее живет самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе. Почти во всех школах мальчики учатся отдельно от девочек.
— Прочитайте в учебнике текст на с. 98-99
— Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?
— Покажите их на карте. (Япония, США.)
• В Японии самые дешевые рыба и мясо, но самые дорогие фрукты. Снеговиков в этой стране лепят из двух шаров, а не из трех, как во всем мире. Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогревают тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается.
• США состоят из 50 штатов. Шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз» запрещено к продаже, так как согласно закону нельзя вкладывать несъедобные предметы в продукты питания. Принято дарить четное количество цветов в букете. Американцы трудолюбивы: многие работают с 6 утра до полуночи.