Как сделать дневник самонаблюдения
Как сделать дневник самонаблюдения
Дневник самоконтроля:
– помогает занимающимся лучше познавать самих себя;
– приучает следить за собственным здоровьем;
– позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания;
– определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил;
– какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подобными и состоять из 15–20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5–8 показателей. Это показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий.
Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях, можно рекомендовать форму дневника, представленную в таблице 13.
Таблица 13
Примерная форма дневника самоконтроля
лежа
стоя
разница
до тренировки
после тренировки
72
10
10
12
72
10
–
–
82
14
15
18
79
13
–
–
77
12
12
15
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) – один раз в месяц. Показатели, которые выражаются в цифрах, полезно представлять в виде графиков.
Девушкам и женщинам рекомендуется включать в дневник самоконтроля протекание менструального цикла, его начало, продолжительность, периодичность, наличие болевых ощущений и др. Продолжительность овариально-менструального цикла составляет от 21 до 36 дней. В норме – 27–28 дней, характеризуется устойчивой продолжительностью, отсутствием болевых ощущений и отклонений в самочувствии. Однако в отдельных случаях могут наблюдаться вялость, повышенная утомляемость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями.
Дневник самоконтроля
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом.
– помогает занимающимся лучше познавать самих себя;
– приучает следить за собственным здоровьем;
– позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания;
– определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил;
– какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях, можно рекомендовать форму дневника.
Примерная форма дневника самоконтроля:
Тупая боль в области печени
Небольшая боль в правом боку после бега
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) – один раз в месяц. Показатели, которые выражаются в цифрах, полезно представлять в виде графиков.
Девушкам и женщинам рекомендуется включать в дневник самоконтроля протекание менструального цикла, его начало, продолжительность, периодичность, наличие болевых ощущений и др. Продолжительность овариально-менструального цикла составляет от 21 до 36 дней. В норме – 27–28 дней, характеризуется устойчивой продолжительностью, отсутствием болевых ощущений и отклонений в самочувствии. Однако в отдельных случаях могут наблюдаться вялость, повышенная утомляемость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы правильно оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой) спортсменам рекомендуется вести дневник самоконтроля, где он будет вести регулярный учет показателей своего здоровья, физического.
Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений является важнейшим компонентом успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом.
Контроль общего самочуствия.
При занятиях физическими упражнениями необходимо знать, как они влияют на ваш организм, и на этой основе управлять их воздействием. Контроль за состоянием своего здоровья можно осуществлять по субъект.
Пример дневника самоконтроля
Объективные и субъективные данные | Дата | ||
20.09. г. | 21.09. г. | 22.09. г. | |
1. Самочувствие | Хорошее | Хорошее | Небольшая усталость, вялость |
2. Сон | 8 ч., хороший | 8 ч., хороший | 7 ч., беспокойный |
3. Аппетит | Хороший | Хороший | Удовлетворит. |
4. Пульс в минуту: лежа стоя разница до тренировки после тренировки | |||
5. Масса тела | 65 кг | 64,5 кг | 65,6 кг |
6. Тренировочные нагрузки | Ускорения 8х30м Бег 100м Темповый бег 6х200м | Нет | Ускорения 8х30м Бег 100м Равномерный бег 12 мин |
7. Нарушение режима | Нет | Был на дне рождения, выпил | Нет |
8. Болевые ощущения | То же. | Нет | Тупая боль в области печени. |
9. Спортивные результаты | Бег 100м за 14,2 с | — | Бег 100м за 14,8 с |
Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальной медицинской группе. Эти студенты обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания, укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.
Субъективные показатели самоконтроля.Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие отмечается хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит. Отмечается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.
Болевые ощущения. Боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов явление закономерное на первом этапе тренировочных занятий. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений в мышцах и других болевых ощущений следует обратиться к врачу.
Объективные показатели самоконтроля. К ним относятся пульс, ортостатическая проба, простые нагрузочные пробы, задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и др. Рассмотрим ряд из этих показателей.
Если в указанное время после учебно-тренировочных занятий пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.
Ортостатическая проба. Для оценки деятельности сердца применяют различные варианты активных и пассивных ортостатических проб, а также проб с нагрузкой. Одна из активных ортостатических проб производится следующим образом: 5 минут следует отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать пульс в положении лежа за 1 минуту, далее надо встать и отдохнуть стоя одну минуту и подсчитать пульс в положении стоя за 1 минуту. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регуляторных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.
Ортостатическую пробу лучше проводить утром перед зарядкой или в другое время дня до еды. Основное правило: проводить пробу в одни и те же часы суток.
Наблюдения за спортивными результатами. Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Это наблюдение показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.
Определение величины нагрузки. Чтобы корректировать содержание занятий по результатам самоконтроля, разработаны специальные тесты.
,
Например, для лиц в 20 лет максимальная ЧСС равна 200 уд/мин.
Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 8555 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Дневник самонаблюдения по физической культуре
Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
— добросовестно овладеть знаниями, практическими навыками и умениями по предмету «Физическая культура»;
— не опаздывать на учебные занятия и не пропускать их без уважительной причины;
— своевременно и точно выполнять распоряжения, указания и команды учителя;
— строго выполнять на физкультурных занятиях установленные правила в колледже;
— строго соблюдать требования техники безопасности, личной гигиены, а также требования, предъявляемые к спортивной форме (одежде), быть всегда опрятно и аккуратно подстриженным;
— соблюдать чистоту в раздевалке, на спортивной площадке, в спортивном зале;
— беречь спортивный инвентарь и оборудование;
— показывать пример высокой дисциплинированности, сознательности, дорожить честью своего коллектива;
— не приступать к выполнению упражнений на снарядах без разрешения учителя;
— не отвлекать от работы своих товарищей, не заниматься делами, не относящимися к учебно – воспитательному процессу.
ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ
— заниматься на гимнастических снарядах только в присутствии учителя физической культуры;
— при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы;
— при выполнении прыжков и соскоков со снаряда приземляться точно на носки, с последующим полуприседом на гимнастические маты;
— не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другими учащимися;
— после занятий тщательно мыть руки с мылом.
ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
— бежать, соблюдая интервалы;
— прыгать в прыжковую яму только тогда, когда она тщательно разрыхлена и свободна ;
— не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;
— не подавать предметы метания броском;
— не переходить места, на которых проводятся метания предметов, бег, прыжки;
— не оставлять на местах занятий грабли и лопаты.
1.Начинай занятие с разминки!
2.Используй упражнения и игры, уже разученные на уроке физической культур.
3.Занимаясь, преодолевай себя, но не доводи до сильного утомления!
4.Выполняя упражнение дыши правильно!
Необходимо соблюдать следующие правила :
Вставать, ложиться спать, готовить уроки, принимать пищу всегда в одно и тоже время.
Желательно день начинать в 7 часов утра с гимнастики.
Закаливающие процедуры, уборка постели и умывание.
Перед уходом в колледж обязательно позавтракать или пообедать.
На дорогу в колледж и домой предусмотреть не менее 1-1,5 ч. Это время использовать как прогулку, идти не торопясь.
Придя домой из колледжа, тщательно вымыть руки, переодеть одежду. Пообедать (поужинать). После еды отдохнуть не менее 1-1,5 ч. (на улице).
Возвратившись с прогулки, вымыть руки, выпить стакан молока или сладкого чая и съесть кусочек хлеба.
Уроки начинать готовить не позже 16-17 ч. в заранее проветренной комнате.
Через каждые 45 минут делать 5-10 минутный перерыв.
После выполнения всех заданий убрать своё рабочее место, в свободное время выполнить работу по дому.
Перед сном за 1,5-2 ч. поужинать.
За полчаса до сна открыть форточку, привести в порядок свою одежду, обувь, вымыть лицо, шею, уши, почистить зубы, вымыть ноги.
МОЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Ведение дневника самоконтроля
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно затратить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, велосипедный спорт и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях, можно рекомендовать форму дневника, представленную в табл.5.
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генги) – один раз в месяц. Показатели, которые выражаются в цифрах, полезно представлять в виде графиков.
Девушкам и женщинам рекомендуется включать в дневник самоконтроля протекание менструального цикла, его начало, продолжительность, периодичность, наличие болевых ощущений и др. Нормальная продолжительность овариально-менструального цикла 21-36 дней. В норме она составляет 27-28 дней, характеризуется устойчивой продолжительностью, отсутствием болевых ощущений и отклонений в самочувствии. Однако в отдельных случаях могут наблюдаться вялость, повышенная утомляемость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями.
Примерная форма дневника самоконтроля
№ п/п | Показатели | Дата |
23.03.03 | 24.03.03 | |
1. | Самочувствие | |
2. | Сон, ч | |
3. | Аппетит | |
4. | Пульс (уд/мин) до тренировки после тренировки | |
5. | Вес, кг | |
6. | Нарушения режима | |
7. | Болевые ощущения | |
8. | Спортивные результаты |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой.
2. Задачи врачебно-педагогических наблюдений.
3. Причины травматизма на занятиях по физической культуре и их профилактика.
4. Отрицательные реакции организма при занятиях физической культурой и методика их проведения.
5. Самоконтроль, его цель и задачи.
6. Субъективные показатели самоконтроля и их характеристика.
7. Объективные показатели самоконтроля и их характеристика.
8. Самоконтроль за функциональным состоянием по показателям ЧСС.
9. Методика самоконтроля по показателям ортостатических проб.