Как сделать добросовестность для аукциона
Что такое добросовестность поставщика и как ее проверяют в 44‑ФЗ?
Заказчикам при определении победителя закупки важно не только сэкономить. Они хотят быть уверены, что победитель профессионально исполнит работы или поставит качественные товары. Мы собрали в одной статье все способы, которыми заказчик может отсеивать недобросовестных участников.
Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков
Обеспечение контракта
Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:
Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.
Антидемпинговые меры
44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность ( ст. 37 № 44-ФЗ ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:
Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.
Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.
В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы ( ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).
Качественные критерии при оценке заявки
Акцент на качество
В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.
Вес цены и качества зависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут “весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку. В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.
Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.
При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:
Чем подтвердить добросовестность?
Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:
В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:
Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:
Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены
44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг ( ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).
Что хотят добавить?
В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р 1).
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
Ответим на вопросы
Как участнику конкурса или аукциона подтвердить свою добросовестность
Участник конкурса или аукциона подтверждает свою добросовестность исполненными государственными контрактами, сведения о которых включены в реестр контрактов.
Для этого может потребоваться представить подтверждение как в письменной, так и в электронной форме (в зависимости от требований в документации о закупке).
При подаче подтверждения в электронной форме в него можно включить гиперссылки на конкретные страницы реестра контрактов.
При подаче подтверждения в письменной форме достаточно включить номера извещений о закупках (с 2016 г. – идентификационный код) или реестровые номера контрактов.
При этом закон устанавливает определенные требования к содержанию сведений об исполненных контрактах, чтобы они подтверждали добросовестность. У участника должно быть:
При этом цена одного из подтверждающих контрактов должна составлять не менее 20 процентов от цены конкурса или аукциона, на участие в котором подана заявка.
Такое правило установлено частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ.
Предмет подтверждающих контрактов значения не имеет. Например, при проведении закупки на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации можно представить выполненные контракты на поставку посуды.
Однако участник не может в подтверждение своей добросовестности предоставлять информацию о контрактах, выполненных по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку информация о них не содержится в реестре.
Когда нужно предоставить документы, подтверждающие добросовестность участника закупки
При проведении конкурса участник должен сразу приложить к своей заявке документы, подтверждающие его добросовестность. Если он этого не сделает, но выиграет конкурс, то придется предоставить обеспечение, размер которого определяется по правилам части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Если комиссия по осуществлению закупок признает предоставленную информацию недостоверной, то отклонит заявку участника.
При проведении аукциона победитель должен приложить сведения о добросовестности к подписанному проекту контракта. Если он этого не сделает или сведения будут признаны недостоверными, то комиссия по осуществлению закупок признает участника уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
Как 44-ФЗ стимулирует добросовестность исполнителей
Добросовестность поставщиков, определяемых в ходе конкурсных процедур, — по-прежнему один из самых болезненных вопросов контрактной системы.
В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» усилению мер, стимулирующих добросовестность обеих сторон, было уделено особое внимание.
Остановимся на нескольких из них подробнее.
1. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Включение в реестр недобросовестных поставщиков не только (и не столько) имиджевая потеря, сколько вполне реальная юридическая ответственность (в форме ограничения правомочности), суть которой «заградительная». Лицо, включенное в такой реестр, в течение двух лет может быть не допущено к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Это одна из самых ощутимых для поставщиков санкций.
Несмотря на отсутствие отличий в названиях, реестров недобросовестных поставщиков на данный момент три. Реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 94-ФЗ (который по данным на 31 января 2014 года включает 4455 субъектов), реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, и реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 223-ФЗ.
Об этом мы писали в новости от 24 декабря 2013 года. Эта информация актуальна и сейчас. Однако Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ внесено существенное изменение. Если прошлая редакция 44-ФЗ предусматривала, что заказчик обязан проверить, что поставщик отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков, сформированному по закону № 44-ФЗ, то в редакции закона от 28.12.2013 он вправе это сделать (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).
В течение двух лет со дня вступления в силу нового закона (то есть вплоть до окончания 2015 года) заказчик вправе будет устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки и в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по закону № 94-ФЗ. В начале 2016 года данный реестр будет заархивирован и удален из публичного доступа как неактуальный. Как уже упоминалось выше, по истечении двух лет лицо, включенное в реестр, должно быть исключено из него.
Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков
Условия, при которых поставщик может быть включен в РНП, в 94-ФЗ (ч. 2 ст. 19) и в 44-ФЗ (ч. 2 ст. 104) практически идентичны. Напомним, это:
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
2. Обеспечение исполнения контракта и антидемпинговые меры
Обращаем внимание, что отныне заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта почти во всех случаях осуществления закупок (небольшие исключения указаны в ч. 2 и ч. 8 ст. 96 44-ФЗ).
«Вилка» размеров обеспечения исполнения контракта установлена в ч. 6 ст. 96 44-ФЗ:
Обеспечение исполнения контракта может увеличиться по итогам проведения конкурсных процедур. Это правило установлено в ст. 37 № 44-ФЗ, именуемой «антидемпинговые меры». Строго говоря, описанные в ней меры не антидемпинговые, а именно гарантирующие.
Антидемпинговые меры — это защита «справедливой цены». В 44-ФЗ цену (какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была) никто не оспорит, если поставщик подтвердит свою добросовестность. Сделать это можно в данном случае тремя путями.
Первый — предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.
Он применяется, когда в ходе проведения конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижается на 25 % и более:
Второй — подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.
Как видно из предыдущего абзаца — применяется он при условии, что сумма сделки составляет 15 млн. руб. и менее, в случаях, когда в ходе проведения конкурса или аукциона максимальная цена контракта снижается на 25 % и более.
Добросовестность поставщика может подтвердить информация, которая содержится в реестре контрактов. Эта информация должна свидетельствовать об одном из следующих фактов:
При этом в каждом из описанных случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).
Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25 % и более, предоставляется поставщиком заблаговременно. Если участник не сообщает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие в конкурсе, то контракт с ним заключается после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта по описанной в первом варианте модели (ч. 4 ст. 37 44-ФЗ).
При проведении электронного аукциона информация о добросовестности поставщика передается при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или же предоставленные сведения признаются недостоверными, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта (ч. 5 ст. 37 44-ФЗ).
Третий — обоснование предлагаемой цены.
Этот способ подтверждения добросовестности применяется, когда предметом контракта является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства оказания медицинской помощи, лекарства, топливо и пр.).
Если участник такого конкурса или аукциона предложил цену контракта на 25 % ниже максимальной, он обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены. Это может быть гарантийное письмо от производителя или иные документы и расчеты (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).
Единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.
Как известно, цена контракта является значимым критерием оценки заявок на открытом конкурсе и порою решающим. Теперь у заказчика есть право существенно уменьшать значимость этого критерия. В случае демпинга значимость цены контракта устанавливается равной 10 % от суммы величин значимости всех критериев оценки заявок. Только это правило применимо исключительно для участников конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).
3. Исключение конфликта интересов и профилактика коррупции
Борьба с «заинтересованными лицами» в российском законодательстве пока робкая. Но тут главное — начать. По сравнению с законом № 94-ФЗ прогресс есть.
Первый шаг — появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов».
Под конфликтом интересов в контрактной системе понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, занимающих посты директоров, президентов либо иных органов управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами — участниками закупки либо являются близкими родственниками указанных физических лиц (пп. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
Второй шаг направлен против мздоимства: «Контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц» (ч. 22 ст. 44 44-ФЗ).
Третий шаг — раскрытие информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки превышает 1 млрд. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд) либо 100 млн. рублей (при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд) в контракте должна быть указана обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших субдоговор(ы) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (ч. 23 ст. 44 44-ФЗ).
Эта информация предоставляется заказчику исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком). При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с исполнителя пени за каждый день просрочки исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Правда, вся ответственность ограничивается только финансовыми санкциями. Непредоставление указанной информации исполнителем не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
Надежда Абакумова, эксперт ЦЭПМ «Консультант»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как бороться с конкуренцией и демпингом в госзакупках?
Система государственных закупок изначально разрабатывалась, чтобы снять коррумпированность между заказчиками и поставщиками, чтобы обеспечить принцип открытого сотрудничества, прозрачности взаимоотношений, здоровой конкуренции. Однако в сфере госзаказа имеют место махинации и незаконные схемы. Что они из себя представляют, и как с ними бороться? Разбираемся в статье.
Антидемпинговые меры
В сфере госзаказа нередки случаи, когда победитель тендера обманывает заказчика. Например, некачественно выполняет работы (предоставляет услуги) или поставляет ненадлежащий товар. Чтобы защититься от этого, были разработаны антидемпинговые меры.
Существует несколько причин, по которым поставщики значительно уменьшают стоимость обязательств:
Подтверждать добросовестность нужно участнику, победившему в конкурсе или аукционе. К другим видам закупок эти условия не относятся.
Какие антидемпинговые меры есть в 44-ФЗ?
— внести ОИК в 1,5 раза больше, чем указано в контракте;
— или подготовить сведения, подтверждающие добросовестность и предоставить ОИК в стандартном размере.
Важный момент! Антидемпинговые меры включаются только при снижении НМЦК на 25 и более процентов.
По финансовому подтверждению вопросов не возникает: победитель перечисляет заказчику необходимую сумму или предоставляет банковскую гарантию.
А документально собственную добросовестность нужно подтверждать информацией из реестра заключенных контрактов:
Сумма одного из контрактов не должна быть меньше 20% от суммы, по которой участник желает заключить данный договор. Например, если цена понижена до 1 млн. руб., то один из контрактов за предыдущий срок не должен быть меньше 200 тыс. руб.
Данные из реестра и сведения участника не должны расходиться. Отчеты об исполненных договорах заказчики обязаны разместить в реестре за 5 рабочих дней. Если предыдущий заказчик не выполнил свою обязанность, участнику следует ему напомнить об этом. Еще один способ – подготовить копии актов приемки. Они тоже будут являться подтверждением того, что участник выполнил свои обязательства.
Ряд отдельных требований предусмотрен для жизненно необходимых товаров (продукты, топливо, лекарства, средства для оказания скорой помощи). Участник, понизивший стоимость госзаказа на 25% или более, обязан по-другому доказать добросовестность и представить заказчику:
Когда подтверждается добросовестность?
Поставщику, который снизил цену контракта на 25% и более необходимо подтвердить свою добросовестность. Но как это сделать?
При цене до 15 млн. руб. у участника есть выбор: подтвердить добросовестность документально или финансово.
В электронном аукционе:
Увеличенное ОИК, как и в обычной закупке, нужно перечислить до заключения контракта. Документы, доказывающие добросовестность, нужно отправить дистанционно вместе с подписанным контрактом. Вот образец такого документа:
Либо при подписании контракта в личном кабинете участника закупки можно указать реестровые номера выполненных контрактов в соответствующих полях электронной площадки.
В «бумажном» конкурсе:
Если исполнитель указывает в своей заявке сумму ниже 25%, то может сразу же в составе конкурсной заявки направить документы, подтверждающие его добросовестность. Заказчик проверит полученную информацию в реестре исполненных контрактов. Если сведения окажутся ложными, заявка не пройдет.
Если выигравший участник не подал сведения о контрактах или повышенное ОИК, то его ждет РНП и потеря обеспечения заявки. А заказчик сработает по следующее схеме:
Поставщику всегда следует внимательно относиться к своей будущей работе и просчитывать все расходы и риски, иначе есть вероятность остаться с нерентабельным договором на руках, который все равно придется выполнять. Если у вас еще нет успешно выполненных заказов или финансов на полуторакратное ОИК, то отнеситесь к своему ценовому предложению особенно осторожно. Если подтвердить добросовестность не получится, есть риск попасть в РНП.
Причины демпинга в госзакупках
Встречаясь с ситуациями, когда поставщики выигрывают тендер с ценой на 60-80% ниже установленной, возникает резонный вопрос: зачем они это делают? Рассмотрим самые распространенные причины из множества существующих.
Победитель – «дебютант»
Дебютант, то есть новичок. Он невнимательно отнесся к изучению технического задания, не увидел в нем ключевые моменты, составил нерентабельный бизнес-план (или вообще не составлял его). Такой поставщик мог взять работу на поставку, а оказалось, что нужно произвести еще монтаж и сборку. Что нужно лично присутствовать на приемке по каждому этапу. Что работники должны иметь санитарные книжки, а используемые товары — сертификаты качества.
В результате у него не примут товар, заказчик расторгнет контракт и отправит информацию о нем в РНП. Это понятно, однако серьезные поставщики этот заказ уже потеряли.
Договоренность между сторонами
Победитель и заказчик незаконно договорились о том, что падение в цене будет каким-то образом возмещено. Например:
Ошибки поставщиков
Проверьте все варианты. Ищите ресурсы для снижения. Аналитика в бизнесе – важный момент.
Поставщик стал жертвой схемы «таран» или подобной
Несмотря на то, что этот пункт является темой для отдельной статьи, скажем о схеме «таран» в нескольких словах. Суть его заключается в сговоре нескольких поставщиков (обычно 3-х). Все они принимают участие в торгах наряду с вами. Участник № 1 делает небольшой шаг на 0,5% или 1%. А затем в игру вступают участники №2 и №3 и быстро снижают цену до 50% и более. Это делается ради победы участника №1. Затем на этапе оценки заявок поставщики под номерами 2 и 3 отсеиваются (не хватает документов, допусков, лицензий и т.д) и контракт заключается именно с 1-м поставщиком.
Победитель – мошенник
Демпингующий участник не собирается качественно исполнять обязательства по контракту. Он планирует договориться с заказчиком о приемке ТРУ, не соответствующих техзаданию. Такой поставщик будет действовать на «авось прокатит». И, конечно, он рискует попасть в РНП.
Также мошенники действуют и по другой схеме: находят субподрядчика, убеждают его выполнить работы без предоплаты, а сами получают деньги из бюджета. Затем, не расплачиваясь, пропадают. Фирму переоформляют на зиц-председателя с уставным капиталом в 10 тыс. руб., без имущества, работников и расчетного счета.
Победителю не важна цена контракта
Выигравшему участнику важен сам контракт или быстрая оборачиваемость капитала. Какие цели он преследует?
Способы ограничения конкуренции при проведении тендеров
В сфере государственных закупок заказчики находят пути недобросовестного проведения процедур, которые ограничивают конкуренцию. Какие махинации производятся, чтобы отдать контракт «своему» человеку и избавиться от «нежелательных» подрядчиков?
Система госзакупок изначально разрабатывалась для прозрачных взаимоотношений сторон. ФАС России ежегодно проверяет десятки тысяч процедур и выявляет огромное количество нарушений по итогам проверок. Выносятся тысячи предписаний по устранению нарушений. Рассмотрим наиболее частые способы ограничения конкуренции при проведении тендеров.
«Заточка» под единственного поставщика
Это один из самых популярных методов, когда техзадание готовится таким образом, что только одна компания в силах справиться с его условиями или отвечает установленным критериям.
Например, указывается наличие конкретного оборудования или товара, которые для исполнения всех обязательств в целом и не важны, но именно их отсутствие не даст «пройти» другим соискателям. Иногда даже указываются конкретные товарные знаки, бренды и производители, что является непосредственным нарушением закона. Нередко такие нарушения встречаются в сфере поставок медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий, предназначенных для реабилитации инвалидов.
Искусственное занижение стоимости контракта
Демпинг применяется для устранения соперников. Борьба по цене проходит на законных основаниях, поэтому обнаружить недобросовестных поставщиков сложно. Однако при явно незаконных практиках обычно участвуют третьи фирмы, которые нужны для отпугивания других фирм. Такая компания никогда не принимает настоящего участия в конкурсе, а лишь создает необходимые условия для получения заказа той фирме, для которой конкурс и проводится. Когда конкуренция устранена, фирма выходит из участия и заказ достается «своим», так как никого больше нет.
Невыполнимые требования
Избавиться от ненужных исполнителей можно путем выставления таких требований, при которых выполнение работ становится невозможным. Так, можно встретить закупки, для исполнения которых требуется строительство объекта за пару месяцев, что приводит к самоустранению всех потенциальных подрядчиков. Если углубиться в изучение такого контракта, то можно понять, что работы уже ведутся, причем той организацией, которая в итоге и согласится на предложенные условия.
Другим вариантом является установление цен в разы ниже рыночных, что делает выполнение работ или поставки неприбыльными.
Однако такие требования могут касаться не только самого заказа, но и исполнителя. Такими «отметающими» факторами могут быть финансовые гарантии, размер уставного капитала и т.д. Проблема в том, что устанавливать критерии для выбора исполнителя вполне законно, поэтому правонарушения зачастую очень сложно выявить. Правда, здесь рискует и заказчик — отказ в заключении контракта может быть обжалован в суде или стать основанием для подачи жалобы в ФАС.
Скрытие информации о проведении торгов
Согласно законодательству информация обо всех предстоящих закупках должна быть в СМИ или на онлайн площадках. Однако заказчики ухитряются так разместить материал, что его видят только «свои» организации. Для этого в обозначении заказа нарочно делаются опечатки, не позволяющие найти его потенциальным конкурентам. В результате появляются разнообразные «преппараты», «принтерры», «автомобилли» и т.д. Этот способ выгоден тем, что доказать мошеннические намерения очень сложно – всегда можно сослаться на то, что опечатка была допущена не специально.
Эти способы распространены, знает о них и ФАС, однако бороться с ними все равно не всегда получается. Законодательная база для борьбы есть, однако этого механизма мало. Ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» прямо сообщает, что при проведении торгов, запроса котировок и предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В частности, закон запрещает создание участнику торгов преимущественных условий, и нарушение порядка определения победителей торгов.
С одной стороны, можно сказать, что это формальный документ, которая не защищает от множества нарушений, которые происходят каждый день. Но с другой стороны, можно обжаловать любое нарушение, которое даже по общим признакам подпадает под указанные формулировки. Если организация считает, что заказчик нарушил ее права, у нее есть два варианта – обратиться в арбитражный суд по месту проведения торгов или направить жалобу в ФАС на неправомерные действия заказчика. Проблемой является то, что не все поставщики взаимодействуют с ФАС, поэтому многие проблемы остаются не разрешенными.
Большое значение для выявления махинаций имеет развитие взаимоотношений между территориальными ведомствами ФАС и операторами ЭТП. Часто для выявления нарушений требуется предоставление сведений об участниках, информации о пошаговом проведении аукциона и т.д. Немаловажную роль играет и сотрудничество с производителями, их представителями и дистрибьюторами, так как они владеют сведениями о характеристиках товара, возможности того или иного производителя участвовать в закупке, информации о том, поступал ли им запрос на товар от заказчика и т.д. Особое значение это имеет в борьбе с заказами под конкретных лиц.