Как сделать дочь самостоятельной
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?
Детская самостоятельность – это необходимость.
Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математике, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.
В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:
— Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.
Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.
Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».
И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»
Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.
В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.
Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.
Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать». А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновременно учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».
Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →
Свободное воспитание и воспитание самостоятельности
Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности
Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→
Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине
Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: «Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал. » См.→
Дочь (20 лет) не помогает по дому. Как до неё достучаться?
Ирина, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!
Вопрос: как достучаться до дочери?
Если Вам приходится «стучаться», то значит она не готова идти на переговоры, и закрыта для общения.
Как вы думаете от чего закрываются Ваша дочь?
И что взрослый человек отличается от ребенка тем, что несет за свою жизнь ответственность.
Ответственность нельзя объяснить, ей можно только научиться.
Вы с мужем можете принять то, что она уже взрослый человек? И что вас не касается порядок в её комнате, ее режим дня, во что она одевается, как она строит своё будущее?
Начинать нужно с финансов. Вы не обеспечивает ей деньгами, чтобы она начала сама искать возможности зарабатывать.
Всю хозяйственную деятельность связанную с её питанием, уходом за одежды, уборкой своей комнаты прикладывается на нее.
А Вы с мужем продолжаете жить своей жизнью, обеспечиваете только свои потребности.
Как будто она живёт отдельно от вас.
При это Вам нужно найти баланс, не делать эту ситуацию способом давления на неё, а использовать как возможность ей. Вырасти.
То есть с удовольствием принимает её самостоятельность и даёте зелёный свет.
Если нужна будет финансовая поддержка, то как в любой взрослой жизни, она будет обязана выполнять правила, заведённые в Вашей семье, иначе поддержки не будет.
Тогда у Вашей дочери будет 2 варианта.
Первый вариант самостоятельно обеспечивать себя, второй вариант выполнять Ваши условия и получать финансовую поддержку.
И это будет её выбор, вам не надо будет каждый раз напоминать об обязательствах, Вы просто перестаёте ее финансировать.
Ей уже 20 лет, и это возраст самостоятельности, если она не научится этому сейчас, дальше будет очень сложно.
Ваша основная задача научить её ответственности. Вы создаёте ей условия, в которых ей в любом случае придётся брать ответственность на себя.
Вам, главное, самим нужно быть готовым, к тому, чтобы не бежать ей на помощь, чтобы не использовать полумер, а спокойно и четко обговорить правила.
Если будет возникать чувство вины, напомните себе, что Вы даёте ей возможность стать самостоятельной.
Также удерживайте себя от попытки критиковать, делать замечания, учить.
Возможно, она будет искать пути, чтобы переложить ответственность на вас. Мягко, но настойчиво ещё раз повторите свои требования.
Важно, чтобы была доброжелательность и готовность принять ее любое решение.
Как вы думаете от чего закрываются Ваша дочь?
Мы с ней хорошо общаемся, дружим, когда я и муж ослабляем хватку. Или договариваемся на выполение дел, условия которые она выдерживает ну неделю от силы. Потом на все забивается. Закрывается, наверное от того, что она хочет чем то заняться, что ее интересует (смотреть кино, читать книжки) а тут мы пристаем с какими-то делами.
Бабушки обе за нее вступаются. Она ими манипулирует. «она же учится, устает! » Бабушки (обе уже за 80) готовы все за нее делать, сами еле ходят. Когда приезжаем в гости может сидеть книжку читать. Я пытаюсь совесть пробудить, элементарно посуду помыть (семья большая если все соберемся). Потом срываюсь. Свекровь с ней поговорит, а потом мне говорит свое мнение, что мы сильно на дочь давим, что плохо одеваем ведь она молоденькая девушка (хотя это выбор дочери одеть мятое что попало), что напором ее не возьмешь. Что подхода к дочери нет. Итд.
И что вас не касается порядок в её комнате, ее режим дня, во что она одевается, как она строит своё будущее?
Вы с мужем можете принять то, что она уже взрослый человек?
Честно, я не вижу в ней взрослого человека. Только дети так себя ведут. Живут, зная что за них сделают все родители и все за них решат. Только дети могут играть и заниматься любимыми делами здесь и сейчас. Кроме слов от дочери, что она уже взрослая, больше это никак не подтверждается действиями. Поэтому взрослой ее не вижу.
Дочь очень программируемая, и легко договорится с ней мне. Она быстро отходит от ссор. Но потом какая то внутренняя сила, приводит все в стадию точки ноль. Муж не может с ней уже договориться ни о чем.
Ирина, Вы ждете что она каким-то образом образумится, у неё как-то проснётся совесть, она вдруг станет ответственной.
Как я писала Выше, для того, чтобы она стала действовать по-другому, Вам нужно поменять своё поведение.
Ей зачем становиться взрослой? Она поругается с Вами, подпишет договор, не выполнит его, и будет жить дальше, как и жила. И так по кругу.
Зачем Вам, чтобы она становилась взрослой? Вы хотите, чтобы она делала что-то по дому, жила по правилам, которые вам понятны.
Пока Вы в ней видите ребёнка и ведете как с ребёнком: читайте нотации, удивляетесь чему-то, не принимаете ее образ жизни, пытайтесь устанавливать как ей жить, как строить свой график, она будет ребёнком и будет себя так вести.
Когда у неё будет объективная реальность, в которой она или идёт зарабатывать деньги сама, или договаривается с вами (вы её обеспечиваете, при условии выполнения ею определённых правил) тогда она начнет меняться.
Вы можете только поменять своё поведение и своё отношение, через своё отношение поменяется и она.
Вы можете только поменять своё поведение и своё отношение
Мне все понятно из первого поста. Выработаю с мужем план (чтобы мы вели одну линию). Второй меня ввел в затруднения. Я смогу своё отношение к ее режиму и распорядку и действиям не показвать и раздражатсья молча внутри себя, ничего ей не выговаривая ей и не критикуя. Но как поменять уже свое поведение? Мне не понятно. Общаться как будто все хорошо, ничего не происходит. Она наоборот обрадуется, что ее не беспокоят, дали полную волю и не лезут к ней. Попробовать жить как в комунальной квартире? Захочет, пойдет сама на контакт? А если не захочет?
Раздражатсья молча внутри себя,
Надо понять причину раздражения. Обычно раздражение возникает, когда не удовлетворяется потребность.
Что Вы не хотите принимать в этой ситуации?
Но как поменять уже свое поведение?
Перестать ее содержать.
И что тогда с Вами будет?
Она наоборот обрадуется, что ее не беспокоят, дали полную волю и не лезут к ней.
Это же хорошая, что она обрадуется.
Значит ей это нужно.
А Вы можете себе позволить, что хотите и дать волю своим желаниям? Как часто Вы это делаете? Как часто Вы делаете то, что хотите, а не из-за совести или так надо?
Вам не надо с ней конфликтовать, Вам нужно чётко обозначить новые правила ее взрослой жизни и следовать им.
Попробовать жить как в комунальной квартире?
А в чем для Вас особенность жизни как в коммунальной квартире, и чем она будет отличаться от той, которая есть сейчас?
Если Вы введёте новые правила, что изменится в Ваших отношениях?
Спасибо большое за консультацию. Прогнозировать будущее не буду. Оно может сложиться и не так как я сейчас себе нафантазирую. Вы мне очень помогли. Расставили все по местам. Теперь есть план действий. И для меня и для дочери. Над последним постом я поработаю более продуктивно уже сама с собой. Огромное Вам спасибо!
Ирина, я желаю Вам терпения и сил в процессе становления и взросления дочери! Возможно, если Вы переключите внимание на себя, свои желания и их удовлетворение, Вам будет проще отпустить ее.
Завершите, пожалуйста, консультацию!
Отзыв о консультации
Получите консультацию психолога
Не откладывайте решение вопроса!
Похожие консультации
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
Консультацию ведет
Бесплатная психологическая помощь онлайн, анонимно, 24/7! Отношения в парах, кризисы и травмы, депрессия и другое. Доступны платные консультации психологов онлайн в которых вы получите быстрый ответ. Запись на платную консультацию
Как сделать своих взрослых «детей» самостоятельными: инструкция
Зачем отказываться от путешествий, отпуска, модного ремонта во имя благополучия своих уже вполне дееспособных отпрысков? Предлагаем сделать пять шагов, которые помогут вашим «детям» повзрослеть.
Шаг 1: признать свою ответственность
Пришла пора согласиться: в том, что дети вырасти выросли, а повзрослеть забыли, есть и ваша ответственность.
Как отмечает психолог Маргарита Кузнецова, чаще всего подобное инфантильное поведение является следствием гиперопеки излишне тревожных родителей. Все эти бесконечные «не трогай», «не делай», «не ходи туда», «даже не пробуй» и «давай я лучше сделаю сама» приводят к тому, что ребенок усваивает на всю жизнь: «мир небезопасен», «я сам не справлюсь», «мама лучше знает, что делать».
Шаг 2: перестать обманывать себя
А теперь самое время разобраться со своими мотивами. Маргарита Кузнецова предлагает попытаться честно ответить себе на вопрос: «Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок не взрослел?»
И если вы найдете мужество не врать самой себе, то ответы, скорее всего, получатся примерно такими: «Потому что мне так спокойнее», «Потому что я привыкла жить его/ее жизнью», «Мне будет одиноко, если он/она уйдет», «Он/она же такая бестолковая, вляпается еще во что-нибудь».
Чтобы «отпустить» ребенка, придется поработать с этими убеждениями. В английском языке есть отличное выражение get a life (буквально — раздобудь жизнь), оно означает примерно следующее: хватит заниматься проблемами других людей, пора жить своей собственной жизнью. Начните с простого: например, с реанимации старых увлечений, которые вам пришлось забросить из-за нехватки времени, пока дети были маленькими.
Шаг 3: понять, что детям нужна самостоятельность
И правда, кому нужны все эти сложности, если, предположим, все участники процесса вполне довольны ситуацией? Тем не менее взросление — необходимый этап в жизни каждого человека.
Взрослость измеряется не размером зарплаты или количеством собственных детей, а способностью жить самостоятельно. Простой пример: жил-был мальчик. До 27 лет он жил с родителями, помогал оплачивать коммуналку и давал родителям деньги на продукты.
А потом он женился, и внезапно жена стала возмущаться: «Куда ты деньги деваешь?» и «Ты не умеешь вести хозяйство!» Он искренне не понимает, куда уходят деньги.
В его картину мира до сих пор не вписывается тот факт, что деньги нужны и на сантехника, и на стиральный порошок, и на новую сковородку. Если бы мальчик перед свадьбой успел пожить самостоятельно, то сейчас он бы гораздо реже ссорился с молодой женой!
Шаг 4: откровенно поговорить
Крики, скандалы, истерики, эмоциональный шантаж помогут мало. Это не разговор двух взрослых людей. Попробуйте сделать так: «Тебе уже N лет. Пора взрослеть. Я считаю это важным, потому что. »
Будем реалистами — толку от этого взрослого разговора тоже будет чуть больше, чем ничего. Но такая беседа нужна, чтобы, когда вы перейдете от слов к делу, человек понимал, что происходит и почему вы это делаете.
Шаг 5: стать матерью-ехидной
Если до сих пор ваш ребенок привык жить в родительском доме, как в отеле по принципу «все включено», то теперь переведите обслуживание в режим «полупансион», а затем и «двухзвездочный отель у вокзала».
Как говорит Маргарита Кузнецова, не делайте за человека то, что он может сделать сам. Не готовьте завтраки и обеды: «Ты знаешь, где лежат продукты и где стоит плита». Не давайте денег: «Я уверена, на поездку в Италию можно заработать самостоятельно». Наконец, не спешите с советами: «А ты как думаешь?»
Помните бородатый анекдот о немом ребенке, который с детства молчал, а потом, к удивлению родных, вдруг сказал: «Мама, суп пересолен!» — «А что же ты, сынок, раньше не разговаривал?» — «А раньше у меня не было претензий». Когда все хорошо, и все потребности ребенка удовлетворяются по первому зову, у него не будет стимула расти, развиваться, учиться самостоятельности. Ваша задача — начать «пересаливать суп».
Если выяснится, что выученная беспомощность подросшего человека действительно достигла катастрофических масштабов и он скорее будет жить у вас, чем арендует квартиру, не спешите выступать в привычной роли «спасателя». Вместо этого переключитесь на роль «учителя». Не «я сейчас куплю вам, дети, второй автомобиль», а «давайте я расскажу, как вы сами на него сможете заработать».
Ну а если вы все это уже попробовали и ничего не помогло, тогда можно с чистой совестью пойти на крайние меры: поставить ультиматум и предложить «ребенку» быстро переехать в отдельную квартиру. И да, работу пусть тоже найдет самостоятельно.
На прощание гуманно обеспечить его прожиточный минимум на месяц. Потому что в противном случае вы рискуете еще надолго застрять в роли «учителя», когда так хочется поскорее стать другом и партнером.
5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным
Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.
Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?
Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.
Как самостоятельность рождает уверенность в себе
Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:
И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.
Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо. Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.
Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»
В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.
«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»
1. Уверенность родителей
«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».
В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».
На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней
Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.
Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».
Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.
Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.
Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.
Стадии развития самостоятельности:
1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.
4. Правильные границы
«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».
Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия
Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями. Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.
Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла. Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.
Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.
5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека
Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.
Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».
«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».
Как сделать учёбу самостоятельной
Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:
Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.
Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично. При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы. Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.