Как сделать доклад по биологии

Как сделать хороший научный доклад

Неопытный оратор, оказавшийся под пристальным вниманием публики, часто теряется и выступает совсем не так, как ему самому хотелось бы

Авторы
Редакторы

Всем, так или иначе, иногда приходится рассказывать окружающим о своих успехах и делах. Для учёных же, в особенности, доклады являются обязательным и важным атрибутом повседневной деятельности. Однако хотя почти все, начиная со студенческих лет, тратят массу времени на создание и улучшение своих презентаций, лишь немногим известны простые принципы подготовки хороших докладов. Поэтому мы уверены, что эссе израильского учёного Ури Алона, опубликованное недавно в журнале Molecular Cell, будет интересно всем, кто планирует блистать на научных конференциях и не ударять лицом в грязь на лабораторных семинарах. Эта статья удачно дополнит недавнюю — «Советы начинающим, как опубликовать научную статью».

Сделать хороший доклад может каждый. Каждый может улучшить свою технику докладов. Я пишу эту статью в надежде поделиться своими навыками проведения лекций (и многим другим, что имеет отношение к публичной стороне жизни учёных). В моём понимании, все учёные обязаны знать основы проведения хороших докладов. Это принесёт пользу и докладчику, и его слушателям. Мой подход включает в себя и элементы театрального искусства, и принципы ораторского мастерства. Цель этих принципов не маркетинговая — это не наведение внешнего блеска на по сути бесполезный продукт. Суть этого подхода в том, чтобы дать людям понятие о важности вашей работы, показать её так, как она видится вам. Можно выделить три основных принципа хорошего доклада:

Подготовка

Подготовка хорошего доклада должна начинаться с поиска ёмкого и точного названия для презентации. Это должно быть сделано прежде, чем вы начнёте готовить слайды. Придумайте название самостоятельно. Оно должно одним предложением описывать тему и цель доклада.

Например, название может быть таким: «Клетки изменяют свою форму регулированием цитоскелета». А вот пример того, как называть сообщение не стоит: «Форма клетки и цитоскелет». Почему? Потому что это предложение не окончено, его смысл не полон. Название — это ориентир для вас: оно подскажет, что включить в презентацию, а что оставить до следующего раза. Доклад должен содержать только те материалы, которые относятся к названию. Не включайте в доклад сухие (хотя бы и интересные) данные, если они не относятся к этой теме.

Теперь, когда у вас появилось общее название, раскройте его через набор подзаголовков отдельных слайдов, постепенно подводящих слушателя к сути сообщения. Напомним, что у каждого слайда должен быть свой собственный заголовок. Следующие один за другим, эти заголовки должны складываться в стройную логическую цепочку.

Заголовок каждого слайда должен быть полным предложением, которое бы описывало его главную идею и предмет. Заголовок поможет аудитории сразу же уловить основное послание. Избегайте называть слайд вопросительными формами типа «Что происходит с количеством клеток?» или словосочетаниями вроде «Измерение количества клеток». Вместо этого используйте полные предложения, которые передают идею, которую вы собираетесь донести до слушателей. Вот удачный пример: «Количество клеток увеличивается со временем». Так лучше?

Как сделать доклад по биологии. Смотреть фото Как сделать доклад по биологии. Смотреть картинку Как сделать доклад по биологии. Картинка про Как сделать доклад по биологии. Фото Как сделать доклад по биологии

Придумать название доклада и заголовки каждому слайду непросто. Однако эти усилия нужно считать неотъемлемой частью вашего исследования; это поможет сосредоточиться на том, что является важным и существенным, и найти упущенные моменты. Заглавие также поможет сделать слайды простыми в восприятии: каждый слайд должен содержать только то, что на самом деле существенно. Если слайд содержит два заглавия — две важные идеи — лучше разбейте его на два слайда. Экспериментальных данных не должно быть чересчур много; иначе заглавие можно будет сменить на «Я произведу на вас впечатление фактом того, что я сделал много работы».

Во время подготовки к докладу выучите первых два-три предложения для каждого слайда наизусть. Выучите текст лекции: практикуйте его до тех пор, пока не вызубрите. Рассчитайте длительность доклада так, чтобы закончить раньше отведённого времени — и никогда не затягивайте! Идеально будет, если вы рассчитаете свою речь так, чтобы уложиться в 2/3 отведённого времени. Например, если у вас есть для доклада 60 минут, запланируйте длительность 40 минут, или 20—30 слайдов.

Очень важно в начале доклада правильно построить вступительную часть. Помните, что аудитория многого не знает, и им приятно будет услышать известные и очевидные вещи. Поэтому вы должны вводить слушателей в проблему постепенно, от простого понемногу переходя к всё более сложному, от общих понятий — к конкретным проблемам вашей работы. Это поможет аудитории понять вас, а вам — гарантирует внимание слушателей.

Презентация

Хорошая презентация — это двусторонняя коммуникация с аудиторией. Поэтому в первую очередь необходимо установить со слушателями зрительный контакт. Не зарывайтесь в свои слайды — это признак страха и неуверенности перед аудиторией. Как и во время театральных представлений, аудитория сочувствует «герою» и идентифицирует себя с лектором. По сути, слушатели сами заинтересованы в том, чтобы доклад был интересным. Если же вы «отключитесь» от аудитории и сосредоточитесь только на слайдах, то и за вашим докладом перестанут следить. А когда вы устанавливаете зрительный контакт и заинтересовываете аудиторию, слушатели отвечают тем же.

Визуальный контакт даёт вам возможность понять состояние слушателей и приспособиться к еле заметным переменам в их настроении. Если вы ощущаете, что аудитория теряет внимание — измените интонацию или манеру жестикуляции, сделайте паузу или скажите то, что чувствуете прямо сейчас, например: «Становится жарко» или «Я чувствую запах кофе», — неважно, что именно, но что-то из того, что ощущает большинство людей в зале. Такая передышка позволит отдохнуть и восстановить нарушившийся контакт.

Когда у вас накопится научный ораторский опыт, начните превращать формальный доклад в увлекательный рассказ. Расскажите историю — из какого наблюдения вытекла ваша работа, и какие были первые шаги. Вспомните, как росла напряжённость в предзнаменовании открытия. И наконец, вспышка: «Ах, вот же ответ». Грамотно представленный популярный рассказ о возникновении, становлении и решении проблемы чаше бывает более познавателен, чем сухой язык фактов.

Язык тела также важен для коммуникации. Очень часто можно видеть лектора в искажённой позе: плечи его повёрнуты к аудитории, глаза устремлены на слайды, в одной руке лазерная указка, а в другой — переключатель слайдов. Это — «оборонительный» язык жестов, который ухудшает контакт со зрителями и увеличивает напряжение самого лектора. Сделайте короткую видеозапись своего доклада, и вы увидите то, о чём сейчас идёт речь. Со временем большинство людей находят свой «открытый» язык жестов, и это помогает чувствовать себя во время доклада более раскованно. И чем раньше вы отработаете свой стиль, тем плодотворнее пройдут ваши будущие презентации.

Кроме того, не забывайте, что именно вы ответственны за то, чтобы аудитория поняла суть ваших работ. Не используйте вопросы типа: «Вы понимаете? Вам всё ясно?»; спрашивайте «Я понятно объяснил. », — так вы возложите ответственность за ясность изложения непосредственно на себя и освободите слегка рассеянных или уставших слушателей от груза подспудных упрёков.

Как отвечать на вопросы

Вопросы — это уникальная возможность узнать мнение специалистов и более широкой аудитории о вашей работе. Хотя многие считают вопросы из зала аналогом студенческих экзаменов и отвечают чересчур коротко, желая покончить с этим как можно быстрее. Вот несколько советов, которые помогут вам расслабиться, понять вопросы и выразительно на них ответить.

Во-первых, не забывайте про зрительный контакт с людьми, которые задают вопросы. Во-вторых, повторите вопрос теми же словами так, чтобы каждый мог его услышать (часто регулировка микрофонов на сцене и в зале разная, и другие слушатели могут не понять или не расслышать вопроса). Это также даст вам дополнительное время, чтобы лучше понять смысл сказанного. Проверьте по реакции оппонента, поняли ли вы смысл вопроса, и если нет — не стесняйтесь попросить объяснить ещё раз или переформулировать вопрос (особенно это актуально, если вопрос задаётся не на родном языке).

Как сделать доклад по биологии. Смотреть фото Как сделать доклад по биологии. Смотреть картинку Как сделать доклад по биологии. Картинка про Как сделать доклад по биологии. Фото Как сделать доклад по биологии

Выслушайте вопрос: мы часто начинаем отвечать немедленно после первых двух слов, как будто мы ожидали именно такой реакции. Но часто именно так можно попасть впросак.

Теперь, когда вам задали чёткий вопрос, согласитесь, что вопрос стоящий. Скажите «да» самой идее, потому что всякая идея имеет право на существование и обсуждение. Можно честно признаться: «я не знаю», «я не думал об этом прежде», «давайте поговорим об этом после лекции» или «это очень точное замечание».

К сожалению, некоторые вопросы на научных докладах задаются немотивированно агрессивным тоном. Тут важно отделить драматическое выступление — «музыку» (эмоциональное настроение) вопроса, — от содержания. Агрессивно заданный вопрос может вызвать интуитивную защитную реакцию, и вы не поймёте смысла спрошенного. Если же отделить агрессию от содержания, то у вас есть шанс ответить корректно и, в то же самое время, не испытывать терпения присутствующих. Это одновременно сведёт агрессию на нет и прибавит вам очков.

Очень важен первый вопрос, потому что ваша манера отвечать определит тон последующей дискуссии. Именно началу этой части выступления уделите максимум времени и внимания. И конечно, обязательно учтите все заданные вопросы при подготовке к следующему выступлению (начните опять с подготовительной фазы). Таким образом, вы предупредите появление одних и тех же вопросов снова и снова и сможете перейти к вопросам «следующего уровня».

Преодоление страха перед аудиторией

Если вы озабочены тем, как сделать доклад, если вы беспокоитесь и волнуетесь — то вы не одиноки. Большинство людей имеет страх перед аудиторией: боязнь того, что аудитория не поймёт вас или найдёт ошибки в работе, и вы с позором будете выставлены вон из научного общества. Страх — это ужасное чувство, которое вызывает «сверх-подготовку» — дублирование каждого слова на слайдах и представление лишних данных. Возможно, единственная положительная роль страха — это то, что в этом случае опытные слушатели проникнутся к вам жалостью и будут подбадривать. Однако успехом это назвать уже не получится.

Один из лучших способов преодолеть страх перед аудиторией — это представить себе, что вы — проводник, который ведёт слушателей сквозь захватывающую историю, держа каждого из них за руку. Внимательно следите, чтобы никто не отстал. Если у вас есть знакомые в зале — представьте, что вы просто беседуете с ними, а вокруг постепенно собираются люди, тоже желающие послушать. Постепенно вы приобщите к разговору всю аудиторию.

Не стесняйтесь отрабатывать эти несложные приёмы на любом выступлении, и я обещаю вам, что постепенно подготовка ваших презентаций выйдет на качественно новый уровень, и доклады с семинарами превратится в приятное времяпрепровождение (даже для вас ;-).

Источник

Как написать доклад по химии и биологии

Как сделать доклад по биологии. Смотреть фото Как сделать доклад по биологии. Смотреть картинку Как сделать доклад по биологии. Картинка про Как сделать доклад по биологии. Фото Как сделать доклад по биологии

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Скачать:

Предварительный просмотр:

КАК НАПИСАТЬ ДОКЛАД

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Этапы работы над докладом.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.

Общая структура такого доклада может быть следующей:

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

^ КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

Во введении объясняется:

Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом. Можно сделать заключение, что. В итоге можно прийти к выводу. ”)

В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.

Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.

Этапы (план) работы над рефератом

^ КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

Примерный план рецензии на литературное произведение.

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст.

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Источник

Как написать реферат

на примере реферата по биологии

При изучении любой учебной дисциплины большое значение имеет организация преподавателем самостоятельной работы учащихся. Особое место среди разнообразных форм самостоятельной работы (работа с учебником, деловые игры, ситуационные задачи и т.п.) занимает написание рефератов. При этом учащиеся приобретают навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомятся с основами оформления текстовых документов согласно требованиям ЕСКД, учатся вычленять главное в проблеме, составлять структурные схемы, анализировать данные и делать выводы.
Работая в основной школе, я столкнулась с тем, что уже начиная с шестого класса дети хотят писать рефераты, еще не зная самого слова «реферат». Сейчас доступна разнообразная литература по предмету, и если ребенок прочел какую-то интересную книгу, ему хочется поделиться этим, привлечь к себе внимание. Он говорит учителю: «У меня есть такая-то книга. Можно, я напишу доклад?» – полагая, что он перепишет какой-то фрагмент этой книги и получит пятерку.
Есть ли смысл в такой работе? Должен ли учитель ее поощрять? С одной стороны, она, казалось бы, поддерживает интерес к предмету, но с другой – создает ложное представление о том, что доклад в письменном виде (реферат) сделать очень легко и учиться тут нечему. Такое представление сохраняется у учащихся до старших классов. Да и учитель, как правило, удовлетворяется тем, что ученик нашел какие-то источники, аккуратно переписал или перепечатал материал на компьютере, сделал рисунки, красиво (пусть не по стандарту) оформил и не обращает внимания на то, что в работе нет введения, выводов, не указан источник информации.
Думаю, что приучать детей к работе над рефератом следует уже в основной школе. На мой взгляд, нет ничего плохого в том, что школьный реферат будет полностью компилятивной работой, т.е. будет составлен из фрагментов чужих работ. Важно, чтобы с помощью выбранных фрагментов была раскрыта тема. Постепенно ребенок научится формулировать и собственные мысли. Надо только, чтобы на каждый реферат учитель давал письменную рецензию и добивался продолжения работы над ним с учетом сделанных замечаний.
Предлагаемая вашему вниманию работа «Как написать реферат?» адресована школьникам. Надеюсь, что она окажется полезной при организации этого вида самостоятельной работы учащихся.

1. Что такое реферат и с какой целью он пишется

Слово «реферат» происходит от латинского referre, означающего «докладывать», «сообщать», и имеет несколько значений [5, 6]. Основное значение этого слова относится к краткому изложению содержания книги, статьи или какой-либо другой работы [3, 5].

Нам важнее другое значение этого слова – под рефератом мы будем понимать теоретическую, основанную на уже известных фактах работу, в которой более или менее полно раскрывается какая-либо тема. Фактически это статья, в краткой форме излагающая уже известные (опубликованные) сведения по выбранной теме, предмету, направлению. Поэтому реферат предполагает использование литературных источников.

С какой целью пишутся рефераты? Учитель, предлагая ученику написать реферат, рассчитывает на то, что тот более глубоко вникнет в суть предмета, расширит свои знания по нему, а если еще и сделает сообщение (доклад) на тему реферата, то поделится своими знаниями с другими. Предлагая ученику написать реферат, учитель хочет научить его работать с информацией: собирать материал (литературу) по данной теме, систематизировать, выделять главное, последовательно, логично излагать суть предмета. Работа над рефератом позволяет глубже разобраться в теме, лучше усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

Ученик, взявшись за написание реферата, как правило, преследует одну цель: получить хорошую отметку. Получить хорошую отметку, если ты хорошо потрудился, честно сделал свое дело – это вполне справедливо. Хорошо, если при этом у учащегося возникает желание расширить и углубить свои знания по предмету.

На первых порах у учащегося может быть и еще одна цель – научиться работать над рефератом. Не думайте, что это так просто. Надо уметь написать реферат.

2. Выбор темы

Для того чтобы написать реферат, нужно прежде всего выбрать тему. Тему может предложить учитель, а можешь выбрать ее и сам. Выбирая тему, ты должен руководствоваться, во-первых, тем, интересна ли она тебе, и, во-вторых, сможешь ли ты найти литературу по этой теме. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке. При поиске литературы в библиотеке могут помочь тематические каталоги. Узнай у библиографа или библиотекаря, как ими пользоваться. Взяв заинтересовавшую тебя книгу, в первую очередь ознакомься с аннотацией и оглавлением, чтобы узнать, какие вопросы в ней рассматриваются.

Тема может быть сформулирована по-разному: одни формулировки имеют очень широкий смысл, например, тема «Грибы», другие – более узкий, например «Грибы-паразиты», «Шляпочные грибы», или еще более узкий: «Грибы – паразиты растений», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы».

Если выбрано название, имеющее широкий смысл, то нужно ориентироваться на всесторонний охват предмета: писать о многом, но коротко, не вдаваясь в подробности, т.е. о самом главном. Если тема сформулирована узко, то помимо сведений общего характера реферат может содержать отдельные подробности.

3. Работа над рефератом

Предположим, тему ты выбрал. Что делать дальше?

Большинство ребят поступают так. Скажем, выбрана тема «Грибы». Ученик берет «Энциклопедию для детей» или какую-нибудь другую книгу, где написано что-то о грибах, и начинает переписывать из нее соответствующие разделы. Старательные ученики переписывают все подряд, а не особенно старательным все подряд переписывать лень, и они некоторые абзацы выпускают. Скажу сразу: и те, и другие делают неправильно. Такое переписывание никому пользы не приносит, а только отнимает время и у того, кто пишет, и у того, кто проверяет.

С чего же начать? Прежде всего нужно составить план. Сначала черновой, для себя, чтобы знать, о чем и в какой последовательности писать. В качестве исходного источника информации можно взять школьный учебник. Ознакомься с содержанием подобранных тобою книг и выбери материал, которым можно дополнить информацию учебника. При этом, может быть, тебе захочется несколько уточнить или изменить первоначальный план реферата.

В общем виде структура любого реферата должна быть примерно следующей [2, 3]:

1. Введение – обоснование актуальности (важности) выбранной темы.
2. Основная часть – общая характеристика, описание и анализ предмета (явления), предварительные выводы.
3. Заключение – окончательные выводы.

Обсудим подробнее содержание этих разделов.

3.1. Введение

В любом реферате должно быть «Введение». Оно может быть небольшим и состоять, например, всего из одного абзаца, а может включать и несколько абзацев или даже целую страницу, а то и больше. Если работа небольшая, то и введение не должно быть большим.

Если ты пишешь о грибах-паразитах, то во «введении» можно привести сведения о том, сколько из известных видов грибов относится к паразитическим, представители каких царств живых организмов могут быть хозяевами паразитических грибов. Если ты пишешь о ядовитых грибах, то можно указать, сколько известно видов ядовитых грибов, сколько людей ежегодно отравляются грибами.

Таким образом, во «введении» ты приводишь самые общие сведения о предмете (проблеме) и говоришь о том, почему важен этот предмет (проблема).

3.2. Основная часть

Здесь нужен подробный план. Необходимо тщательно обдумать структуру этой части, выстроить последовательность изложения, чтобы не получилось так, что ты сначала говоришь об одном, потом о другом, третьем, затем возвращаешься опять к первому, упоминаешь о третьем и четвертом и снова что-то о первом – словом, чтобы не было в твоем изложении путаницы, неразберихи.

Давай посмотрим, как можно составить план для все той же темы «Грибы». Сначала нужно дать общую характеристику царства грибов, показать их систематическое положение в мире живой природы (грибы принадлежат к надцарству эукариотных организмов), показать, чем они отличаются от живых организмов, относящихся к другим царствам. Этот пункт плана можно так и записать: «1. Общая характеристика царства грибов».

Теперь переходим к свойствам грибов. Ты знаешь, что мы говорим обычно о восьми свойствах живых организмов: питании, дыхании, выделении, росте, развитии, размножении, движении и раздражимости. Но не у всех живых организмов обязательно должны присутствовать все эти свойства. Посмотрим, как обстоит дело у грибов. Начнем с питания.

Теперь о выделении: у грибов так же, как у растений, в отличие от животных, нет специальных систем и органов выделения. Ненужные им вещества удаляются через поверхность тела.

Далее следует обсудить три свойства, которые обусловлены делением клетки: рост, развитие, размножение. Особенностью грибов является верхушечный рост и способность расти на протяжении всей жизни – так же, как у растений. Говоря о размножении грибов, нужно упомянуть о том, какие способы размножения вообще существуют в природе (половое и бесполое) и какие из них встречаются у грибов. Желательно представить общую схему способов размножения грибов, а потом привести примеры, какой способ размножения для каких грибов характерен, у каких грибов происходит чередование полового и бесполого размножения, для каких грибов характерно преимущественно бесполое размножение.

Для таких свойств, как движение, развитие и раздражимость, отдельных пунктов выделять не стоит, т.к. одни из них отсутствуют, а о других можно упомянуть, говоря о росте грибов.

Затем можно перейти к систематике грибов, которая основана, с одной стороны, на их строении (низшие и высшие грибы), а с другой – на особенностях размножения (аскомицеты, базидиомицеты, дейтеромицеты).

После того, как обсудили особенности строения грибов, их свойства, принципы классификации, необходимо раскрыть их роль в природе и жизни человека. Здесь в первую очередь нужно остановиться на их роли как редуцентов – разрушителей органического вещества, затем рассказать о значении грибов-паразитов и о важной роли вырабатываемых грибами веществ – антибиотиков, а также о непосредственном использовании некоторых грибов в хозяйственной деятельности: хлебопечении, пивоварении, виноделии, сыроделии.

А теперь посмотрим, какой план у нас получился для основной части реферата по теме «Грибы»:

1. Общая характеристика царства грибов.
2. Строение грибов.
3. Свойства грибов.

4. Классификация грибов.
5. Роль грибов в природе и жизни человека.

Как видим, получилось пять разделов, а в третьем разделе еще пять пунктов, но в чистовом плане эти пункты можно не указывать и не выделять подзаголовками в тексте, а можно и выделить, как тебе захочется.

Обрати внимание: пункты мы обозначили двумя цифрами, разделенными точкой, первая – это номер раздела, а вторая – уже собственно пункт. Если бы в каком-то пункте мы захотели выделить подпункты, то их нам пришлось бы обозначить уже тремя цифрами, отделенными друг от друга точками, первая – номер раздела, вторая – пункта, третья – подпункта. Такое обозначение удобно, если в тексте встречается много градаций. Если же их не так много, то для обозначения пункта можно использовать букву со скобкой, например, а), б), в) и т.д.

3.3. Заключение

А теперь переходим к заключительной части реферата. Обычно она так и называется: «Заключение», но может называться и по-другому: «Выводы», или даже так: «Заключение и выводы». Во «Введении» проблема обрисована в общих чертах, в «Основной части» подробно описано все, что имеет отношение к этой проблеме, явлению, а теперь нужно сделать выводы, т.е. кратко ответить на те вопросы, которые были поставлены во «введении» и «основной части».

«Заключение» пишется сплошным текстом в виде повествовательных предложений, например, так:

Выводы представляются в виде отдельных пунктов, обозначенных цифрами.

2. Клетки грибов, как и клетки растений, в отличие от животных клеток имеют толстую клеточную стенку, однако она состоит не из целлюлозы, а из другого полисахарида – хитина. Клетки грибов не имеют пластид, запасной полисахарид, как и в животных клетках, – гликоген.

4. Для грибов так же, как и для растений, характерен верхушечный рост.

6. Основная роль грибов в биосфере Земли – роль редуцентов. Они также играют важную роль в жизни человека, являясь источником антибиотиков и важным компонентом при производстве некоторых продуктов питания.

4. Библиография

Ну а теперь поговорим о самом последнем, но очень важном разделе реферата – о библиографии, а проще – о литературе, использованной при написании реферата. Вся эта литература должна быть перечислена в конце реферата в разделе, который так и называется: «Литература», или «Библиография», или «Использованная литература». Все книги, учебники, журнальные статьи или газетные заметки, которые были использованы в качестве источника информации, должны быть не просто перечислены, но на каждый из них должна быть дана полная библиографическая ссылка.

Что такое библиографическая ссылка? Это, образно говоря, адрес, по которому эту книгу (статью, заметку) можно отыскать. Он должен содержать фамилию и инициалы автора, полное название книги, место издания (если это Москва, то пишется М., если Санкт-Петербург, то – СПб., названия других городов пишутся полностью, например, Минск), далее после двоеточия указывается издательство, затем через запятую год издания цифрами без написания слова «год» и страницы, на которых изложена использованная информация, например, с. 8–11 (обрати внимание: слово «страница» не пишется полностью, а только буква «с» и точка). Приведем пример: Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994, с. 33–36.

5. Цитирование

Цитировать – значит приводить цитату. Что такое цитата, ты, конечно же, знаешь – это [дословная] выдержка из какого-либо текста. Слово «дословно» я взяла в скобки, потому что когда ты пишешь реферат, то все время цитируешь авторов, чьими книгами, статьями, заметками пользуешься, но иногда ты приводишь их слова дословно, а иногда изменяешь формулировки, сохраняя смысл.

Если ты используешь мало источников, скажем, один-два, то достаточно сделать на них библиографическую ссылку в конце реферата. Если же источников много, то читающему реферат очень трудно будет разобраться, в каком месте, какого автора ты цитируешь. Поэтому ссылки нужно делать в тексте самого реферата. Существует несколько разных способов цитирования. Укажем некоторые из них.

1. В тексте после изложения мысли или точки зрения какого-либо автора или информации, взятой из данного источника, в конце последнего предложения указываешь в скобках фамилию автора и там же, через запятую, год публикации. В списке литературы перечисляются цитируемые работы, при этом библиографические ссылки располагаются в алфавитном порядке.

2. В списке литературы цитируемые работы располагаются в алфавитном порядке, но перед каждой из них ставится порядковый номер. В тексте в круглых или квадратных скобках указывается не фамилия автора, а номер, под которым его работа значится в списке литературы.

3. В тексте ссылки на источник информации даются цифрами, расположенными выше строки, по порядку, начиная с первого номера. В списке литературы работы располагаются в порядке их цитирования в тексте.

Для реферата подходят два первых способа цитирования. Последний используется, как правило, в книгах, иногда в статьях.

Бывает важно не просто пересказать какую-то мысль автора, а точно воспроизвести ее формулировку, тогда цитату нужно заключить в кавычки и уже после кавычек сделать ссылку одним из указанных выше способов.

6. Оформление реферата

Желательно, чтобы объем реферата не превышал 10 печатных страниц. Оптимальный объем – 5 страниц, но основное содержание реферата должно занимать не менее двух страниц. Текст реферата пишется или печатается на одной стороне стандартных листов белой бумаги (формат А4). Размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – по 25 мм.

Реферат должен иметь титульный лист, который оформляется следующим образом:

– в самом верху листа, отступив от верхнего края на 25 мм, пишем название учреждения, в котором выполнялась работа, то есть полное название школы;
– в центральной части страницы прописными буквами пишем: РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ;
– строчкой ниже – слова на тему, после которых ставим двоеточие;
– еще ниже приводим полное название темы реферата прописными буквами без кавычек и без точки в конце;
– в нижней трети листа слева пишем Исполнитель, справа – имя и фамилию ученика, класс;
– еще ниже слева – Руководитель, справа – инициалы и фамилия учителя;
– в конце страницы указываем место написания реферата и учебный год.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют. За титульным листом следует план реферата, в котором перечисляют все его разделы в порядке их следования. Заголовки крупных разделов пишут прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая, и размещают симметрично относительно центра строки. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, начиная с прописной, вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком основных разделов и текстом должно иметь дополнительный интервал [1, 4].

Литература

1. Методические указания для студентов отделения защиты растений: «Курсовая работа по сельскохозяйственной фитопатологии». Составители: В.А. Шкаликов, Ю.М. Стройков. – М.: МСХА, 1992, 16 с.

2. Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу/Биология в школе, №2, 1995, с. 33–35.

3. Михайлова С.Ю., Нефедова P.M. Конспекты, рефераты, изложения. – М.: 1998, 256 с.

4. Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. ГОСТ 7.32-91. – М.: Издательство стандартов, 1991, 18 с.

5. Словарь русского языка. В 4 томах. Т. 3. – М.: Русский язык, 1983, с. 711.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 томах. Т. 3. – М.: Прогресс, 1986, с. 476.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *