Как сделать доклад по обж
Методические рекомендации при написании рефератов по ОБЖ
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Одной из форм самостоятельной работы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности» является реферат (выступление, доклад, сообщение).
Цель такого вида самостоятельной работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов, а также развитие умений использовать нормативную, правовую, справочную и другую литературу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования г.Москвы
ГОУ СПО Политехнический колледж №19
по разработке и оформлению рефератов
при выполнении самостоятельной работы
по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» и
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Самостоятельная работа студентов предусмотрена учебным планом образовательной программы каждого учебного заведения при изучении каждой образовательной дисциплины. Она является неотъемлемой частью учебного процесса.
Одной из форм самостоятельной работы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности» является реферат (выступление, доклад, сообщение).
Цель такого вида самостоятельной работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов, а также развитие умений использовать нормативную, правовую, справочную и другую литературу.
Работа над рефератом способствует развитию познавательных способностей и активности студентов, формирует самостоятельность мышления, развивает исследовательские умения.
Объем работы, самостоятельно выполняемый студентами, зависит от рассматриваемой темы и может быть представлен в виде следующих печатных материалов:
Требования к содержанию реферата (доклада, выступления, сообщения).
Данные предметы базируются на знаниях, полученных студентами при изучении общеобразовательных, социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В результате изучения учебной дисциплины в области безопасности жизнедеятельности студент должен:
Структурно программы дисциплин включают три раздела.
В первом разделе – «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» раскрываются общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и их последствиях.
Второй раздел – «Основы военной службы» формирует у студентов знания об обороне государства и о военной службе как особом виде федеральной государственной службы.
Третий раздел – «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» дает представление о медицинских знаниях, о здоровом образе жизни и формирует умения в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
По каждому разделу дисциплин разработаны темы для самостоятельной работы учащихся.
При написании реферата студент должен соблюдать следующие требования:
Реферат (выступление, сообщение, доклад) должен полностью раскрывать тему, быть связан с современной жизнью и содержать конкретные выводы и рекомендации.
Рефераты по темам первого раздела должны содержать:
По структуре рефераты данного раздела должны быть практического характера:
Рефераты по темам второго раздела должны содержать:
По структуре рефераты данного раздела могут быть
Рефераты по темам третьего раздела должны содержать:
По структуре рефераты данного раздела должны быть практического характера:
При защите работы студент достаточно кратко излагает цель, задачи исследования, рассказывает о применяемых методах и полученных результатах. Выводы, сделанные в работе, обосновываются, даются конкретные рекомендации. На защиту работы отводится 7-10 минут.
Требования к оформлению реферата (доклада, выступления, сообщения)
Самостоятельная работа оформляется в соответствии с общими правилами оформления официальных документов и научно-исследовательских работ и должна содержать:
Департамент образования г. Москвы
ГОУ СПО Политехнический колледж № 19
«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
Доклад ОБЖ в современных условиях
ОБЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Учитель ОБЖ Аюшеев Т.Д.
Количество аварий, катастроф в мире растёт ежегодно, не смотря на усилия специалистов самых разных направлений. Катастрофические настроения любого народа оказывают сильное влияние на социальные и экономические процессы. Высокий уровень катастрофизма в обществе ведет к росту индивидуализма, насилия и преступности. Катастрофическое мышление в обществе риска – гремучая смесь, способная в любой момент взорваться.
Способность человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях опустилась до недопустимо низкого уровня, выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности.
Было решено, что побороть сложившуюся ситуацию можно, оказывая активное сопротивление катастрофной информации из СМИ, обучая людей методам распознавания манипуляции сознанием и формируя у них культуру безопасности, в основе которой лежит ценность жизни.
Такую позицию нельзя сформировать за неделю или месяц, нужна целенаправленная работа в течение достаточно продолжительного периода времени. Возможностями для указанной работы располагает система образования. В 2004 году были приняты государственные образовательные стандарты, в обязательную часть включен предмет «ОБЖ». Каков же результат?
29.03.2014 года на факультете спорта и безопасности жизнедеятельности прошел практический тур Региональной олимпиады по безопасности жизнедеятельности, в котором приняли участие учащиеся 9–11 классов Свердловской области. На олимпиаду приехали наиболее подготовленные в данной области учащиеся. Участникам было предложено пройти четыре этапа: ориентирование (движение по азимуту), оказание первой помощи по ситуации, спасение утопающего (бросание конца Александрова) и изготовление узлов.
Если учитывать, что на олимпиаду приехали наиболее подготовленные участники, а этапы практического тура олимпиады были не очень сложные, то по результатам констатирующего анализа можно сделать вывод о том, что современные школьники старших классов в значительной степени не владеют навыками обеспечения безопасности. Сформировавшаяся в настоящее время система подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности, не позволяет сформировать навыки, необходимые для обеспечения необходимого уровня безопасности. Возможно, данная ситуация объясняется недостаточной смотивированностью учащихся к овладению данными навыками, возможно это связано с недостаточной подготовкой учителей в области безопасности жизнедеятельности.
Понадобилось еще несколько лет, чтобы для решения данной задачи были написаны новые стандарты, позволяющие формировать безопасный образ жизни со школьной скамьи.
В данный момент идет процесс реализации новых ФГОС, важнейшей целью которых является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Отличительной особенностью ФГОС второго поколения от прежнего, является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Кроме этого, новый стандарт выделяется ярко выраженной воспитательной направленностью.
Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ. В новом ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности, о чем в ГОС первого поколения даже не упоминалось.
Рассмотрим требования к результатам освоения основной образовательной программы более подробно и проведем их сравнительный анализ в аспекте обучения безопасности жизнедеятельности.
В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен:
— выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
— выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО);
— осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (СПОО).
В «портрете выпускника» дается указание на правила «безопасного образа жизни» (БОЖ). Не смотря на то, что впервые данное словосочетание было использовано в 2009 году (ФГОС НОО). Что же такое БОЖ?
Стандарты устанавливают требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые должны отражать:
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (НОО);
— формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО);
— готовность к служению Отечеству, его защите; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь (СОО).
Из представленных выше выдержек видно, что личностные результаты представлены, в первую очередь, группой сформированных качеств человека, реализуемых через установки, ценности, готовность, отношение, мотивацию, что является основой культуры безопасности человека.
Рассмотрим детальнеепредметные результаты освоения курса ОБЖ, которыес учётом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
А) Первая ступень, в соответствии со ФГОС НОО, не предусматривает изучение ОБЖ. На уровне НОО вопросы безопасности включены в предмет «Окружающий мир», однако анализ распространенных программ показывает, что темы, связанные с безопасностью человека изучаются поверхностно, а времени на их изучение выделяется мало. С учетом сказанного, предполагаем, что установленные во ФГОС НОО требования по формированию установки, навыков, правил, а также системы знаний об основах безопасного образа жизни в современной начальной школе не достижимы, и, в большинстве случаев, реализуются формально. А ведь в системе педагогики безопасности звено НОО играет важную роль, т.к. именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к личной безопасности и закладывается отношение к безопасности общества, в котором он живет. В нашем случае – недостаточное внимание вопросам безопасности в начальной школе становится препятствием для формирования полноценной культуры безопасности у учащихся в старшем звене. Единственным выходом из сложившейся ситуации является ведение дополнительного курса внеурочной деятельности по формированию безопасного образа жизни. Например, в нашей школе в 1-4 классах разработана программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности».
Б) Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на второй ступени обучения (5-9 классы) претерпели сильные изменения в сравнении с предшествующим Государственным образовательным стандартом (2004 г.). Для проведения анализа требований образовательных стандартов разных поколений к результатам освоения программы курса ОБЖ, имеющиеся в стандартах, требования были сгруппированы и систематизированы.
Сравнение требований образовательных стандартов
к результатам освоения программы курса ОБЖ
(уровень основного общего образования)
Овладение основами (2)
Из таблицы видно, что основу первого ГОС составляют знания и умения (в общей совокупности – 14 позиций), которые дополняют 9 позиций, связанные с другими аспектами образовательного процесса.
ФГОС второго поколения фиксируют противоположную ситуацию: основу составляют 14 позиций, в основе которых лежат воспитание и развитие личности учащихся, против 6 позиций (в совокупности «знания и умения»). Следует положительно оценить появление в новом стандарте такой крупной категории как «понимание», которая является более высокой степенью в сравнении со «знанием».
Рассмотрим некоторые отличия более детально: если ранее ученик должен был уметь действовать при возникновении теракта, то теперь этого будет недостаточно. Новый ФГОС требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Безусловно, сформировать последнее намного сложнее.
Сравнение отдельных требований образовательных стандартов к результатам освоения программы курса ОБЖ
(уровень основного общего образования)
— использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта
— формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
— знать о здоровом образе жизни;
— развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
— воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
— формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
— формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
— формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
В новом ФГОС детально не прописаны конкретные виды ЧС, которые надлежит изучать, что позволяет педагогу, не только учитывать в рабочей программе региональные особенности, но и сконцентрироваться на воспитательных задачах курса ОБЖ.
Отдельно хочется отметить такое ключевое требование, как «умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации», необходимость введения которого была обоснована уже давно. По существу, все получаемые на уроках ОБЖ знания нужны для того, чтобы принять оптимальное для данной ситуации решение. Выходя на метапредметный уровень, владение технологией принятия решений открывает перед подростком возможности осознанного управления своими желаниями и мыслями, что в итоге приводит к самостоятельному разумному управлению своей жизнью.
Достаточно конкретно прописанные категории «знание» и «умение» были дополнены «навыками» и «сформированностью». Введение новой категории «навыки» потребует не только коррекции распределения учебного времени в программе ОБЖ, но и детальной проработки всех элементов цепочки «знания – умения – навыки» с описанием этапов формирования «действий, доведенных до автоматизма». Чтобы учитель смог утверждать о «сформированности» того или иного представления, следует дополнительно разработать четкие критерии достижения результатов.
Выводы. Рассматривая предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения, можно сделать ряд выводов.
Разработчикам ФГОС второго поколения (в части требований к результатам освоения курса ОБЖ) удалось создать и предложить педагогам документ, предъявляющий более высокие требования, чем ранее. Новые требования позволяют вплотную подойти к реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, более высокие требования к результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают высокие требования к организации педагогического процесса и уровню квалификации учителя безопасности жизнедеятельности. То есть, чтобы получить действительно качественно новый результат, требуется выполнение ряда условий, в первую очередь, перечисленных ниже.
2. Новый курс ОБЖ – это, прежде всего, новый педагог. Можно вооружить педагога новейшими техническими средствами и педагогическими технологиями, но не это гарантирует успех формирования культуры безопасности на уроке ОБЖ. Еще 135 лет назад наш соотечественник, классик отечественной педагогики П.Ф. Каптерев писал, что «чтобы создать правильный метод преподавания науки, для этого необходимо изучить всю науку в целом, обозреть всё её содержание, познакомиться со всеми её особенностями». Нередки случаи, когда из-за небольшого количества часов в учебном плане, курс ОБЖ преподают педагоги-совместители, у которых уровень представлений о безопасности человека находится на уровне типового учебника ОБЖ. В этом случае высока вероятность того, что «умения», «навыки», «установки», «понимание», «сформированность» останутся лишь на бумаге.
Для того, чтобы наметить правильный вектор развития курса ОБЖ, необходимо «осмотреться на местности», то есть выявить основные причины смертности и травматизма граждан России. Для того, чтобы от уроков ОБЖ была реальная отдача в виде уменьшения смертности и травматизма, дальнейшая стратегия развития педагогики безопасности должна учитывать данные имеющейся статистики.
Соотношение предотвратимых и непредотвратимых причин смерти
Доклад по ОБЖ на тему «Здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни.
Чтобы человек чувствовал себя хорошо и его организм работал исправно, надо быть здоровым. Здоровье человека зависит от многих причин. Все они делятся на:
Так как на биологические причины самостоятельно повлиять трудно, то рассмотрим только социальные.
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Для здоровья и правильного развития необходимо строгое соблюдения режима в семье. Надо включить в режим дня утреннюю зарядку, прогулки на свежем воздухе и занятия физкультурой и спортом. Физические упражнения укрепляют мышцы, тело становится сильным и крепким и самочувствие заметно улучшается.
После зарядки и завтрака очень полезно пройти в быстром темпе пешком до школы. Желательно и домой возвращаться пешком. Ходьба, связанная с работой многих мышц, улучшает работу сердца, укрепляет организм.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Правильно организованный труд приносит удовлетворение, радость, благотворно влияет на настроение, а значит, и на здоровье. Однако, труд без рационального отдыха рано или поздно вызывает утомление: понижается трудоспособность, замедляется реакция, движения становятся менее точными. Поэтому нужно пос-ле 2-2,5 часа работы делать перерыв на 7-10 мин. Если занимаешься умственным трудом, то эти минуты можно потратить на занятия физическими упражнениями. Это стимулирует работу головного мозга, улучшает поступление крови по сосудам к сердцу, головному мозгу, а так же ко всем органам и тканям.
Крепкий, глубокий сон отлично восстанавливает силы. Спокойному сну мешают и переполненный желудок, и чувство голода. Поэтому есть надо примерно за 1,5-2 часа до сна, а перед сном выпить стакан кефира или простокваши. Вредно укрываться одеялом с головой. Комнату, где спят, обязательно надо хорошо проветривать, летом лучше спать с открытым окном. Перед сном полезно позаниматься дыхательными упражнениями 10-15 минут. Это улучшает работу легких, сердца, нормализует сон.
Чтобы быть здоровым и сильным, необходима разнообразная пища. Здоровая пища и большое количество жидкости снабжают организм энергией, необходимой для роста и развития. Есть полезно в одно и то же время. Пища, съеденная без суеты и спешки, хорошо пережеванная, легче переваривается и усваивается организмом. Есть лучше 3-4 раза в сутки с перерывами в 4-4,5 часа.
На первый взгляд курение кажется довольно безобидным по мнению многих курильщиков, оно успокаивает, стимулирует работоспособность и умственную деятельность. Но это мнение оши-бочное. Под воздействием вредных веществ, образующихся при сгорании табака, быстрее изнашивается и старится организм, сокращается продолжительность жизни человека, увеличивается заболеваемость раком и туберкулезом. У школьников от курения ослабляется внимание, ухудшается память, снижается успеваемость. Отстают они и в физическом развитии. Важно знать, что алкоголь также влияет на здоровье. От него нарушается работа печени и почек, кроме того, желтеет кожа, появляются отеки, волосы секутся и ломаются. Еще от алкоголя замедляется рост и снижается память.
Таким образом, видно, что занятия физкультурой и спортом влияют на здоровый образ жизни, улучшают качество жизни.