Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности младших школьников
Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.
Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.
Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать её. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития язык, способность человека пользоваться им в целях обобщенно – логического и художественно – образного восприятия действительности.
История существования пословиц и их непрерывного развития тесно связана с формированием человеческого общества. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро.: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народных традиций.
На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет пословицы и поговорки крылатыми словами. В понимании народа они выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
В пословицах говорится, что поведение человека украшает правдивость, скромность, серьезное понимание своего жизненного долга; в них осуждались лень, хвастовство, неумение трудиться: «Не верь чужим речам, а верь своим очам», «Умей сказать – умей и смолчать», «рано пташечка запела, как бы кошечка не съела».
В своем композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписанными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Помощь в несчастье – что дождь в засуху».
Следует обратить внимание на нравственно – поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании: «Человек познается в труде», «Кого уважают, того и слушают», «За добро добром и платят».
Высоко ценил народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные свойства человека, порицают недостатки, высмеивая их меткими сатирическими образами, на века вынося им народный приговор. «Ласковое слово – что весенний день», «Добрые вести не лежат на месте», «Больше верь делам, нежели словам», «Сперва подумай, затем говори».
С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность производительного труда на родной земле; ценности семьи и семейных отношений; традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле; ценность здорового образа жизни.
В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших качествах народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие, терпимость, отзывчивость, сострадание, милосердие, гостеприимство, благотворительность.
Эмоционально – насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.
Название: Пословицы и поговорки Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат Добавлен 15:43:32 03 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 9933 Комментариев: 15 Оценило: 20 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать
Содержание
Введение
Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:
Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.
Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.
Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.
Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:
фразеологизмы или фразеологические единицы;
крылатые слова и выражения.
Пословицы и поговорки
Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.
Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Пословицы и поговорки в речи
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.
Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.
Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».
Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».
Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.
Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.
Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:
Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.
Потеха (разг.) – забава, развлерение.
Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.
Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.
Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).
— Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.
Заключение
Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
Список литературы
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
Доклад с презентацией «Основные виды работы над пословицами»
Доклад по теме: «Основные виды работы над пословицами для обучающихся начальных классов»
учитель начальных классов ОШI–IIIступеней №2 отдела образования администрации г. Кировское
Целиковская Ирина Павловна
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, прививать любовь к языку. На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений, анализировать их. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства. Пословицы можно использовать на всех этапах урока 1. Организационный момент, постановка задач к уроку.Пословицы, поговорки. — Больше знай, меньше болтай. — Делу время, потехе час. — Грамоте учится – всегда пригодиться. — Красна птица пеньем, а человек – ученьем. — Каждый день жизни пробивает частицу мудрости. 2.Минутка чистописания
Бб да се Беседа – дорогу коротает, а песня – работу. Беседовать хорошо тогда, когда есть, что сказать. В умной беседе быть – ума прикупить. 3.Словарная работа. Длясловарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель. В учебнике русского языка и книге для чтения имеются пословицы с указанными словами:
Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами.
5.Итог урока. Кончил дело, гуляй смело. 6.Основная часть. Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках. 1. Одним из видов работы является подбор пословиц по темам. Начиная с I класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, сказками, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала. Например: по теме «Зима» учащиеся подбирают пословицы и поговорки:
• Береги нос в большой мороз.
• Снегу много — хлеба много.
• В зимний холод всякий молод.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Готовь летом сани, а зимой телегу.
К 8 Марта ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме. Можно сделать красочный стенд с ярко оформленными пословицами и фотографиями мам.
Подбор пословиц по темам можно проводить при изучении тем «Времена года», «Дружба», «Труд». При изучении произведений по теме «Времена года» можно дать учащимся следующее задание: записать свои наблюдения о явлениях природы в разное время года и подобрать подходящие пословицы. Например:
• Весна да осень — на дню погод восемь.
• Весна красна цветами, а осень плодами.
• Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
• Весной дождь парит, осенью — мочит.
• В сентябре земля наряжается в зелень.
• Холоден сентябрь, да сыт.
• Октябрь землю покроет — где листком, где снежком.
Можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная война».
Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам дается задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учащимися в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.
Но по теме «Зима» учащиеся привели наряду с другими и пословицы:
• Мороз да метели под февраль налетели.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
Эти пословицы записаны на доске. Учитель обращает внимание учащихся вначале на первую пословицу и просит раскрыть ее смысл. Такое задание не вызывает особых затруднений. Учащиеся легко определили, что эта пословица о погоде в феврале — самом лютом, холодном зимнем месяце. Коллективно сделали вывод, что данная пословица имеет прямое отношение к зиме.
Затем обучающиеся переходят к пониманию обобщенного смысла двух других пословиц. Объяснение строится на конкретном примере. Учитель задаёт ученикам вопрос: « Какую из трех написанных на доске пословиц нужно напомнить тому из детей, кто игрушки за собой убирать не хочет?». Ученики дают правильный ответ: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Далее учащиеся сделали вывод о том, что эта пословица относится не только к катанию зимой на санках, а имеет более глубокий смысл. В таком плане раскрыли обобщенный смысл и третьей пословицы. Полезно познакомить обучающихся со следующими пословицами на экологическую тему:
• Рощи да леса — всему краю краса.
• Растение — земли украшение.
• Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
• Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
• Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
• Зеленая ограда — нивам отрада.
• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.
• Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье:
• Здоровье дороже богатства.
• Здоровье сгубишь, новое не купишь.
• Захворать — один день, а поправляться — семь недель.
• Хворь не сорочка — с плеч не скинешь.
Таким образом, подбор пословиц по темам учит группировать пословицы, близкие по значению или относящиеся к одной теме, глубже понимать смысл пословиц, их обобщающее значение. Не обязательно все пословицы, которые приводят учащиеся, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить одну-две пословицы и раскрыть их смысл.
2. Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения.
Учитель читает обучающимся рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Дело мастера боится» Л.Ф. Воронковой; «Нашла коса на камень» И.З. Сурикова, русскую народную сказку «У страха глаза велики».
Затем учитель обращает внимание на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу. После этого учитель предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая также может быть его заглавием.
Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения. 3. Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в III—IV классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность.
Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся III класса вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии. 4. Использование пословиц при работе над сочинением.
В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение. Сам вид работы, т. е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть ее содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка.
Составь мини-рассказ по пословице.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй колодец, пригодится воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Дракою прав не будешь.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Мир не без добрых людей.
Враньё не введёт в добро.
Наскоро делать – переделывать.
5. Особым видом работы является сочинение пословиц или поговорок.
Учащимся III—IV классов такое занятие вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете.
6.Сообщения о пословицах. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица — это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа.
Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат):
• Пословица — всем делам помощница.
• Пословица недаром молвится.
• Красна речь пословицей.
• Глупая речь не пословица.
Подготовка небольших выступлений о пословицах. 7. Связь с другими народами
Много интересных пословиц создано и другими народами. Кто из вас знаком с пословицами и поговорками зарубежных стран?
Китайские пословицы, особенно о значении речи и слова.
• Говори лишь о том, что знаешь.
• Язык что топор — разит насмерть.
• Много ешь — аппетит пропадет, много болтаешь — доверие потеряешь.
• Была бы твердая воля — и гора превратится в поле.
• Лентяю во время еды жарко, во время работы холодно.
Еще есть о знании и невежестве:
• Поздно поднялся — день потерял.
• В молодости не учился — потерял жизнь.
8.Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.
Учиться, пригодиться, смолоду, навек. 9.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
10.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
Без труда не вытащишь… дело огнём горит.
В умелых руках… так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.
11.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».
12.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
Словами горю не поможешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Где счастье, там и радость.
Человек не для себя родится.
Всякому мила своя сторона.
13. Придумайте памятник пословице.
Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем — народом. Русские люди всегда с уважением относились к метким, мудрым и образным изречениям. Недаром в народе говорится:«Пословица век не сломится», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». В пословицах и поговорках народ правдиво отразил свой огромный жизненный опыт, неустанный труд, ненависть к угнетателям, борьбу за лучшую жизнь, свою историю и свой патриотизм. В краткой и чеканной форме народные изречения предельно ясно и доходчиво передают сложную и большую мысль, становясь тем «крылатым словом», которое придает остроту и меткость нашему языку.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Вот почему важно не только знакомиться с пословицами, но и изучать их в начальных классах.