Как сделать долбленую лодку

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

Часть II. Первая часть здесь

Подготовка к долблению лодки

Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки. Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Подготовка к долблению лодки.
Разметка: А — отбивка линий разметки; Б — определение длины дуги; В — определение местонахождения точек разметки; Г — отбивка разметочных линий.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Подготовка к долблению заготовки. Вид сбоку.

Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.

Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Долбление желоба.
Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Обработка днища.

Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.

Долбление лодки

Для выполнения этой работы понадобится прямая и боковая теслы, топор, палочка для чистки щепы, двуручный рубанок.

Начинаем с выборки прямой теслой носа и кормы, а затем вырубаем весь «ворот», насколько позволяет «взять» инструмент. Следите, чтобы не перерубить края бортов!

Перевернув заготовку, прострагиваем рубанком всю ее поверхность. При этом плоскость днища оставляем как есть, не скругляя краев. Строгать удобнее вдвоем двуручным рубанком: мастера садятся лицом к лицу и постепенно передвигаются от носа к корме.

Через каждые 250–300 мм перпендикулярно продольной оси лодки от одного борта к другому проводим линии разметки, а затем, отступив от края площадки днища на 30–40 мм, сверлим по этим линиям отверстия Ø 10–12 мм на глубину 40–50 мм. Шаг отверстий 100–120 мм. Сверление проводится по всем линиям, в том числе на щеках носа и нормы.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Отбивка разметочных линий на корпусе.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Нанесение на заготовку разметки для установки сторожков.

По количеству получившихся отверстий заготавливаем сторожки — стерженьки из кедрового кругляка. С их помощью при долблении определяется толщина стенок лодки. Перед тем как забить стержни в отверстия, их торцы зачерняются обугленным поленом — так будет лучше видно. Средняя длина сторожка — 17–18 мм, в носу и корме ее можно увеличить на 15 мм.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Изготовление сторожков, сверление отверстий под сторожки.
Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Сечение корпуса лодки, подготовленной к разводке. Утолщение посередине лодки — «дыня».

«Задав» толщину стенок, лодку можно перевернуть и по сторожкам окончательно выдолбить, наклоняя для удобства заготовку на один или другой борт. Облегчить работу может поставленная в середину распорка. Но она должна быть не очень большая — иначе могут сколоться края. И еще: по всей длине лодки посередине необходимо оставить утолщение — так называемую «дыню». Ее размеры могут меняться от 70–80 мм в носу и норме до 50–70 мм. Ширина «дыни» — примерно 70–90 мм.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Долбление лодки. Хорошо видны сторожки.

На всю описанную работу у мастера уходит обычно 2,5–3 дня работы. После того как лодка будет выдолблена и вычищена от щепы, можно перейти к разводке. Если же приступить к этой процедуре в ближайшие день-два возможности нет, то заготовку необходимо опустить на хранение в воду. Вообще неразведенная лодка может храниться один-два месяца.

Разведение лодки-долбленки

Для начала несколько рекомендаций.

Поскольку процесс разведения включает в себя нагревание по всей поверхности на открытом костре, необходимо предварительно соблюсти все правила пожарной безопасности. Желательно также дождаться безветренной погоды или же специально выбрать подходящее место.

Работать сподручнее вдвоем, четно распределив роли, так как сама разводка займет всего час-полтора, и действия каждого должны быть достаточно четки и быстры.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Лодка готова к разводке.

Загодя заготавливаем сырые распорки из черемухи или другой гибкой древесины. Их задача, будучи установленными внутрь лодки, равномерно давить на нагреваемый борт.

Во время работы из-за неравномерного нагрева возможны пригорания бортов или днища. Эти места хорошо заметны, и в таком случае они смачиваются влажной тряпкой. Поэтому предусмотрите, чтобы под рукой в нужный момент была пара ведер с водой и ветошь.

Так как лодка находится на двух точках опоры, то при нагревании возможен прогиб днища или свисание кормы и носа. Этот дефект резко снизит ходовые качества. Не допустить его можно, правильно расположив лодку на жердях и не перегибая излишне заготовку.

Теперь разведем костер и разложим его по всей длине лодки. Над костром, на высоте 0,8–1 м, закрепляем две крепкие сырые березовые жердины и кладем на них заготовку днищем вниз.

Момент окончания разводки и симметричность лодки определяются на глазок — в этом и заключается мастерство. Каждая лодка имеет свою ярко выраженную индивидуальность.

После тепловой обработки, не снимая распорок, лодка отодвигается от костра и выдерживается до тех пор, пока материал не отвердеет, не изменяя принятой формы.

Доработка и окончательная отделка лодки

Доработка включает в себя изготовление и установку шпангоутов (у нас они называются «утуги») и обшивку бортов (эта операция называется «обнабоить» лодку). Утуги изготавливаются из выкорчеванных пней. Можно использовать и оставшиеся после весеннего паводка поваленные деревья. Шпангоуты получаются раскалыванием пня с корнями и извлечением из него нужной части. Прочность и надежность таких деталей изумительные.

В местах установки утугов «дыня» немного прорезается и выбирается паз. Для стока воды снизу на шпангоутах предусматриваются пропилы.

Общее количество поперечных деталей зависит от длины лодки и составляет обычно от 5 до 9 штук. Разумеется, можно использовать и шпангоуты, собранные из частей. Причем не только деревянные, но и металлические. Их технология подробно описана в литературе о самодеятельном судостроении.

Фиксируются утуги в корпусе гвоздями: по одному-два по верхней кромке на каждый борт.

Штевни лодки усиливаются сделанными из березовых брусков накладками, которые прибиваются четырьмя гвоздями каждая.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Установка накладок на штевнях.

Для обшивки лодки необходимо заранее заготовить материал. Как правило, это широкие сухие кедровые доски толщиной по 20 мм и длиной 8–9 метров. Возможна и замена — например, сосна, лиственница, ель или пихта. Однако из них сложно подобрать доски большой длины без сучков, а кроме того, при изгибе они более склонны к скалыванию. Обрабатывать (строгать) кедровую доску тоже проще.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Жом.

Теперь требуется сделать три жома, или струбцины. Доски строгаются с двух сторон до толщины 12–15 мм. Слегка намочив доску (положив ее в воду на 5–10 минут), ее с помощью жома фиксируют в районе миделя, а потом притягивают к оконечностям. Необходимо чтобы в центральной части доска перекрывала борт на 80–100 мм — это нужно для забивания гвоздей (желательно медных), а также для конопатки и заливки стыка.

Забивать гвозди следует от центра к краям, передвигая также и зажим. Края доски скругляются по верху борта и стесываются на клин по низу. У носа и кормы доска ровно обрезается и скругляется. Так же обшивается и другой борт.

При выполнении работы следите чтобы толщина доски не была меньше 10 мм (иначе может сломаться).

Теперь, перевернув лодку и уложив ее на двух брусках, начинаем паклей или ватой конопатить пазы между обшивкой и бортом. После этого пазы заливаются расплавленным варом или гудроном.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку
Сечение разведеной и обшитой лодки-долбленки.

Остается покрыть изнутри корпус лодки горячей олифой, а затем покрасить масляной краской. Такая операция позволяет, как шутят у нас, ходить по реке в валенках.

При правильной организации на всю работу по изготовлению лодки-долбленки уходит примерно дней пять. Последняя построенная нами лодка служит уже более пяти лет. Кстати, об эксплуатации. В нерабочем положении лодка должна находиться на берегу днищем кверху. Со временем сторожки иногда выпадают, особенно при транспортировке, поэтому требуется сделать новые, чуть большего диаметра. Обычно после долгого лежания на берегу возникает течь, но минут через 20 лодка готова к плаванию.

Трещины, возникающие от ударов, заделываются жестью с резиновой прокладкой на гвоздях.

Еще несколько слов — об использовании долбленки с лодочным подвесным мотором. Его лучше всего ставить на лодки длиной не менее 6 метров. Предусматривая установку мотора, корму следует делать чуть выше, чем обычно, а также круче. Подвеска мотора выполняется на специальном съемном кронштейне, желательно металлическом, сварном. Он крепится болтами с резиновыми прокладками. Здесь же нужно отметить, что хотя ходкость долбленой лодки под мотором лучше, чем тесовой, однако ее маневренность в узостях несколько хуже. Сложнее и обслуживание двигателя на плаву.

Мы описали проверенную многими десятилетиями, простую и надежную технологию изготовления лодки-долбленки. Желаем удачи всем, кто захочет ею воспользоваться и сделать такую лодку своими руками.

Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Легкая гребная лодка ветка-долбленка

Эта фотография сделана в Туруханском районе, на одном из многочисленных озер поймы реки Енисей. Весенний промысловый отстрел ондатры, переезды по заросшим озерам я мелким таежным рекам, любительская весенняя и осенняя охота на водоплавающую дичь в этих краях немыслимы без легкой лодки. Исстари здесь все пользуются челном. Он имеет несколько местных названий: в Енисейском районе его называют обласок, в Туруханском — ветка. По всему плесу реки Енисей применяется общее название — долбленка. Чаще говорят ветка-долбленка, в отличие от ветки-дощаника.

В ветках-дощаниках стремятся повторить обводы ветки-долбленки, но даже сами строители дощаников признают превосходство долбленок. Долбленка легче, быстроходнее (до10 км/ч), удобнее для постановки рыболовецких сетей — в ней нет гвоздей, за которые цепляются сети. Считают, что долбленка остойчивее дощаника одинаковых размеров, но это, мне кажется, преувеличение.

Ветки-долбленки, вероятно, были изобретены тунгусами-эвенками, и лишь позднее ими стали пользоваться русские охотники-промысловики. И до сих пор в Туруханском районе лучшие долбленки изготовляют эвенки, проживающие в фактории Келлог.

Обычно размеры такой лодки колеблются по длине от 3,5 до 3,7 м, по ширине от 0,7 до 0,75 м, высота борта в середине — около 0,3 м. При собственном весе около 35 кг лодка хорошо держит одного человека и 15—20 кг груза. Без груза и по тихой воде можно перевезти второго человека через неширокую реку или озеро.

Изготовление долбленки — трудоемкая ручная работа, требующая исключительной аккуратности и терпения.

Исходный материал — осина диаметром не менее 40 ем на уровне груди, как говорят лесники. Дерево выбирается очень тщательно. Недопустимы гниль, сучья диаметром свыше 10 мм, морозобоины — вообще какие-либо внешние и внутренние повреждения.

От ствола осины отпиливается бревно по длине будущей лодки. С бревна снимается кора и заболонная часть древесины. Размечаются линии борта, которые симметричны и образуют плавные кривые, сближающиеся к середине бревна. По этим линиям бревно стесывается топором. Затем, отступая от торцов на 40 см, по всей поверхности бревна (за исключением затеса) в шахматном порядке высверливаются отверстия диаметром полдюйма (примерно 13 мм) и одинаковой глубины. Конечно, глубина их не должна превышать половины диаметра бревна и быть меньше 20 мм.

В отверстия забиваются контрольные нагеля или колки, как их здесь называют. Колки делают строго одинаковой длины, обычно — 15 мм; диаметр их на 1—1,5 мм больше диаметра отверстий. Расстояние между колками 20 см.

После того как колки забиты, приступают к долблению древесины. Долбить начинают, отступив от торцов на 40 см и постепенно приближаясь к середине.

Бревну не дают сохнуть, и на ночь выдолбленную часть заливают горячей водой. Долбление прекращают, как только показывается контрольный колок.

Развод бортов начинают с середины, причем бревно распаривают горячей водой и греют над тлеющим длинным костром типа нодьи. Борта разводят до ширины 70—75 см в средней части. Нос и корму (для них в торцах бревна и были оставлены по 40 см) обрабатывают уже после того, как разведена середина ветки. Сначала подрезают торцы по водорезу и внешней линии кормы. Подрез делается почти под одним углом к днищу как в носовой, так и в кормовой частях.

После того как вытесаны внешние обводы носа и кормы, здесь сверлят отверстия, забивают колки, и долбление продолжается.

В носовой и кормовой частях, где начинают расходиться борта, делают сквозные отверстия и борта стягивают сыромятными ремнями. Они предохраняют нос и корму долбленки от раскалывания, к ним привязывается веревка для швартовки, буксировки и вытаскивания на берег.

Чтобы разводка бортов не изменялась при высыхании древесины, между бортами вставляют поперечные распорки. Концы их упираются в зарубки, сделанные на внутренней поверхности бортов.

Сиденьем для гребца служит дощечка, положенная на дно ветки. Двухлопастное весло длиной до трех метров может быть цельным, а чаще лопасти весла крепятся к шесту гвоздями или привязываются сыромятным ремнем.

Долбленка выглядит красивее, если борта снаружи обшиты привальной доской шириной 8—10 см и толщиной 15 мм.

Источник

Как изготовить лодку-долбленку. Уникальную технологию сохранили новосибирские чатские татары

Деревня Юрт-Акбалык в Новосибирской области считается поселением чатских татар. Ее название переводится как «двор» или «дом белой рыбы». Директор местной школы Вильлюр Мавлютов пытается сохранить знания об укладе жизни своих предков и об их ремеслах. Сейчас он помогает изготавливать лодки-долбленки по особой технологии.

Ствол дерева вырезают изнутри по форме лодки, а затем вымачивают и распирают так, чтобы лодка была широкой.

Сегодня в селе есть только один опытный мастер, который умеет делать такие лодки:

В селе Юрт-Акбалык Колыванского района Новосибирской области можно встретить рыбаков на необычных лодках-долбленках. Их делают из ветлы, которая веками росла вдоль Оби. Технология изготовления лодок остается неизменной с древнейших времен, а это татарское село – одно из немногих, где еще есть мастера, которые сохраняют старинный промысел и пытаются передать его молодому поколению.

«Уже редко кто стал изготавливать. Буквально остались два-три мастера, которые знают все секреты и тонкости этого ремесла. По определению новосибирских ученых, говорят, что это полностью осталось только вот в нашей деревне», – рассказывает местный житель Вильлюр Мавлютов.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку

Он учитель истории, работает директором местной школы. Вильлюр не владеет мастерством изготовления долбленок, но старается сохранить секреты ремесла для потомков, снимает небольшие ролики: «В разное время по лодкам интерес возникал, и ученые с Новосибирска приезжали, изучали, спрашивали. Тогда еще были живы старики, которые тоже были мастерами-лодочниками. И возможно, вот какие-то моменты тоже они рассказывали. Возможно, показывать не показывали. Все-таки сам процесс, как это все начинать, как это все делать, это очень важно. Одно дело сказать, а другое дело показать».

Сейчас в деревне остался только один мастер, способный самостоятельно изготовить долбленку: «Вот Гумар Мавлютов, который просто чувствует эту лодку. Вот по нему видно, что он прямо знает каждый определенный такой нюанс по этой лодке по изготовлению. На сегодняшний день его ученик в первую очередь вот Ильмир, мой сын».

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку

«Первую лодку научил дед. Я в шестом классе учился. Я сам захотел сделать. До этого делал, но там пацаны помешали мне», – вспоминает мастер Гумар Мавлютов. Он добавляет, что лодки нужно делать из ветлы. Раньше ее было много в этих краях, но из-за весеннего пала многие деревья гибнут. По берегам Оби ветлы практически не осталось, и приходится постоянно искать новые места, где есть подходящий лес.

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку

Сначала с дерева снимают кору, выводят обводы будущей лодки, потом забивают пробки, по которым будет выводиться общая толщина лодки. После этого наступает самый ответственный процесс: в лодку наливают воду, чтобы размягчить дерево, и начинают ее разводить при помощи распорок: «Если дошла, как нам надо, разводка, тогда останавливаемся и начинаем подбирать упруги. Упруги прибили – все, сушится долбленка и спускается на воду, на рыбалку».

Если ошибиться с выбором леса и нарушить технологию, будущая лодка может лопнуть.

На создание одной долбленки может уйти неделя, но, по словам Гумара, лучше не торопиться, иначе можно испортить лодку. Сейчас из-за проблем со зрением и спиной мужчина может потратить месяц на создание одной долбленки. Дерево он научился чувствовать руками: «Зрение обманчиво. Рукой ощущения лучше. Даже когда пробки я пробиваю, изнутри ощущаю, я все равно рукой проверяю, где чуть возвышенность, чтобы убрать, чтобы она не задерживала. Небольшая возвышенность, полоса осталась вот в этом месте именно, где толстая лодка и переход на тонкое, вот в этом месте она обязательно лопнет. Вся она должна быть одной толщины».

Мастер сетует, что желающих сохранить древнее ремесло мало, сейчас людям проще купить готовую лодку.

«Раньше сколько рыбаков – столько долбленок было, раньше рыбаков много было. Раньше не было вот этих сетей китайских. Мы сами вязали. После работы до двух, до трех часов, – рассказывает Гумар, – душа заставляла. А сейчас каждый сопляк, ему 10–12 лет, китайские сети, а лодок нету. Вот они и так делают: где лежит что долбленка, их не их, они или срубают, или замок ломают, берут, угоняют, бросают. А покупать-то неохота, денег жалко, делать тоже лень».

Учеников у Гумара немного. Среди тех, кто пытается научиться делать долбленки, сын Вельлюра – Ильмир: «Ильмир учится, способности есть. Он старается запоминать. У него желание было, он сам ко мне пришел, дядя Гумар, помоги, хотя бы, говорит, форму выведи. Я ему помог, форму вывел, он сам пробки забил, сам все вычистил, но я приходил, контролировал. И позвал он меня разводить, я ему дня четыре разводил, потому что это не моя долбленка. Лопнет, и скажут – специально, может быть. А хотя и труд жалко, не хочешь такой труд выбрасывать».

Как сделать долбленую лодку. Смотреть фото Как сделать долбленую лодку. Смотреть картинку Как сделать долбленую лодку. Картинка про Как сделать долбленую лодку. Фото Как сделать долбленую лодку

«Это уже мое хобби, чтобы не забыть ремесло деда, прадеда. Как бы тоже – мастеров не осталось. Получается, прадед умел, дед умел, вот надо было и мне. Потому что, если я не это самое, потом ремесло пропадет», – рассказывает ученик мастера Ильмир. Первую свою лодку он сделал под руководством Гумара два года назад и в этом году снова отправился в лес за ветлой, чтобы уже самостоятельно создать долбленку.

Мужчины рассказывают, что готовы делать уникальные лодки на продажу, но заказов уже давно не поступало, к тому же стоимость долбленки, по сравнению с лодками из магазина, высока.

Вельлюр говорит, что они готовы обучать всех желающих этому ремеслу, лишь бы было желание: «У меня мечта даже создать с этими ребятами, ну, как бы похожий на дом ремесел, где именно вот занимаются и знают, эти мастера могут давать мастер-классы, как это все делается, как изготавливается, из чего, какие там инструменты используются».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *