Как сделать домашнюю задачу
Как делать домашнее задание быстрее
Эти советы помогут школьникам, их родителям, студентам и всем, кто учится — независимо от возраста.
Сколько времени должно уходить на домашнее задание
Мнения на этот счёт могут расходиться. Но согласно Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» действующим в России санитарным правилам и нормам, в первом классе задавать домашнее задание не нужно. А в дальнейшем его выполнение не должно занимать больше, чем:
Для сравнения, Национальная ассоциация образования США придерживается Research Spotlight on Homework правила 10 минут: в каждом следующем классе на выполнение задания тратится на 10 минут больше, чем в предыдущем. Так, первоклашка должен уложиться в 10 минут, второклассник — в 20. В шестом классе подготовка к урокам занимает 1 час, а к выпускному — двенадцатому — 2 часа.
Что мешает делать домашнее задание быстро
Как правило, процесс замедляют следующие факторы:
Первый пункт — когда программа слишком сложна для конкретного ученика — требует серьёзного пересмотра образовательного процесса. Возможно, придётся пообщаться с преподавателями, найти репетиторов или даже перевестись в учебное заведение попроще.
Но, как правило, дело всё-таки в остальных четырёх причинах. Если обратить на них внимание на старте учебного года, то шансы запустить какой-то важный предмет — и оказаться среди хронически отстающих — сведутся к минимуму.
Как помочь сосредоточиться
1. Организуйте удобное рабочее место
Слишком высокая или низкая столешница, неудобная посадка, посторонние шумы — все эти мелочи раздражают, снижают концентрацию и в целом плохо влияют на самочувствие.
В идеале для домашних заданий нужен отдельный письменный стол, расположенный напротив окна. Стул должен быть устойчивым и регулируемым — чтобы обеспечить максимальный комфорт и разгрузить спину. Если ступни не опираются о пол, а болтаются в воздухе, купите специальную подставку.
2. Наведите порядок на столе и в ящиках
Это необходимое условие. Во-первых, бардак рассеивает внимание. Во-вторых, больше времени уходит на поиски необходимых предметов, которые должны быть под рукой. Убрав всё лишнее, вы сможете удобно разложить тетради, книги и всё, что вам нужно для выполнения задания.
3. Отложите мобильный и отключитесь от соцсетей
Ничто так не отвлекает от домашней работы, как мессенджеры, мобильные игры и прочие дары смартфона. На время подготовки к занятиям отложите мобильный как можно дальше и установите режим «Не беспокоить». На всякий случай составьте список контактов, которые смогут дозвониться даже в разгар подготовки к контрольной по математике.
Если выполняете задание на компьютере, выработайте привычку отключаться от всех соцсетей.
4. Переоденьтесь в комфортную одежду
Чем меньше что-то жмёт, трёт, колет и стесняет движения, тем больше шансов сосредоточиться на главном. В данном случае — на домашнем задании.
5. Поставьте классическую музыку
Как правильно распределить время
1. Приступайте к домашнему заданию как можно раньше
Оптимально сделать всё сразу после занятий — пока из памяти ещё не выветрились полученные знания.
2. Расставьте задачи по значимости и срочности
Всегда найдётся задание, которое можно отложить на завтра. А если велик риск, что вы всё равно не успеете сделать весь объём сегодня, лучше уделить больше времени тому, что горит. Например, подготовке к завтрашнему тестированию.
3. Начните с самых сложных задач
Чем дольше сидишь над домашним заданием, тем ниже работоспособность и концентрация внимания. И это понятно: постепенно накапливается усталость. Есть смысл начинать со сложных заданий: на свежую голову их получится сделать быстрее. А затем перейти к чему-то попроще.
4. Делайте перерывы
На этом принципе строится одна из ключевых методик современного тайм-менеджмента — техника Pomodoro. Схема «25 минут усердно трудимся — 5 минут отдыхаем» подходит и для учебного процесса. Временные отрезки могут быть другими, но смысл остаётся прежним.
Как снять усталость
1. Подкрепите силы
После тяжёлого учебного дня нежелательно садиться за уроки на голодный желудок. Из-за недостатка энергии вы будете засыпать над книжкой и продираться сквозь задания со скоростью улитки. Лёгкий перекус и достаточное количество воды помогут восполнить запас сил и подпитают мозг.
2. Проветривайте комнату
Утомляемость может быть вызвана недостатком кислорода. Хорошо, если в комнате постоянно циркулирует свежий воздух. В холодное время открывайте окна хотя бы на 5 минут каждый час.
3. Чаще двигайтесь
Во время перерывов обязательно встаньте со стула, пройдитесь или сделайте пару упражнений, чтобы размяться и снять мышечное напряжение.
Как улучшить мотивацию
1. Не забывайте о пользе домашнего задания
Его выполнение — это не бесполезное и бесцельное времяпрепровождение. Домашнее задание нужно, чтобы закрепить знания, получить новую информацию, почувствовать себя более уверенно. Если напоминать себе о важности того, что вы делаете, процесс идёт живее.
При регулярном выполнении домашних заданий развивается множество полезных умений: от тайм-менеджмента до навыка самообразования и потребности постоянно учиться чему-то новому.
2. Радуйте себя во время пауз
Прочитайте, что вам пишут в мессенджере. Съешьте конфетку. Или послушайте любимый саундтрек. Постарайтесь получить от пятиминутного перерыва максимум удовольствия.
3. Не скупитесь на похвалу
Ребёнку — если вы родитель. Себе — если вы и есть ученик. Каждая решённая задача, написанное сочинение или выученный стих достойны хотя бы краткого, но искреннего восторга: «Молодец!»
4. Старайтесь обходиться без посторонней помощи
В случае трудностей всегда есть соблазн обратиться за подмогой к родителям или знакомым, более подкованным в предмете. Самостоятельная работа с непривычки может занять больше времени. Но постепенно приходит навык быстро находить нужную информацию и решения самостоятельно. А это, в свою очередь, подстёгивает самооценку.
5. Запланируйте что-то интересное
Подбодрите себя или ребёнка приятными планами на вечер. Как только закончите с уроками, можно наконец-то съесть мороженое, поиграть в компьютерную игру, сходить в гости. Список легко продолжить.
Домашка длиною в бесконечность или Как научить ребенка быстро и самостоятельно делать уроки
— А ты всё это время рядом сидишь?
— Нет, зачем?! Я сажаю за уроки и иногда контролирую. Он же уже школьник! Самостоятельный должен быть! Как иначе самостоятельность вырабатывать?
Такие диалоги всегда слышны возле школы: мамы детишек из начальной школы обсуждают, как правильно развивать самостоятельность.
Удивительно, но многие родители почему-то думают, что с поступлением в 1 класс у ребенка моментально сама собой появляется самостоятельность, дисциплина, ответственность и усидчивость.
А знаете, на что это похоже?
Помните, как спартанцы отбирали «подходящих» детей? Бросали новорожденных на морозе и на утро подбирали выживших.
Вряд ли адекватному родителю придет в голову применить такой метод обучения плаванию сейчас: запасных детей ни у кого нет, ценность каждого ребенка сейчас гораздо выше, чем была 50 лет назад.
Это я как раз про тех, кто домашку по 5 часов делает, тупя в потолок или отвлекаясь на всё подряд.
И что же делать? Как развить самостоятельность в выполнении домашней работы?
0. Убираем с рабочего стола ребенка все лишнее, что не нужно для занятий:
Перед началом занятий заведите будильник (таймер) ровно на час. Сообщите ребенку, что он будет учиться ровно час.
2. Садимся рядом с ребенком и «запускаем» его в работу:
Открой дневник. Какой первый предмет ты будешь делать? Почему именно его?
Если увидели, что ребенок завис, спросите; «Ты спишь или думаешь?»
Чтобы родитель смог выполнять все эти функции, важно сидеть с ребенком этот час, не отвлекаясь.
Вы же сможете час утерпеть без воды, туалета и уборки на кухне?
В начальной школе в таком режиме вам почти наверняка будет хватать одного часа.
Даже в старших классах на выполнение домашней работы в таком интенсивном режиме режиме 3 часов хватит точно.
Сейчас кто-то подумал про творческие задания или задания на чтение большого текста, которые могут требовать огромное количество времени. Отвечу сразу: такие задания никогда не задают «на завтра». На их выполнение даётся несколько дней.
Отслеживайте такие задания в дневнике и приучайте ребенка: разделить поровну на дни, оставшиеся до «дня Х» и выполнять по частям.
А это мы тренировали у ребенка навык концентрации. Без него самостоятельности не бывает.
В какой-то момент вы поймете, что ребенок стал отвлекаться намного меньше.
Это произойдет не через неделю. На это может потребоваться несколько недель или даже несколько месяцев. Но рано или поздно произойдет обязательно.
Начните потихоньку оставлять ребенка один на один с уроками: на пару минут (попить водички), на 5 минут, на 10. Смотрите на то, как будет себя вести ребенок: получается ли у него сохранять концентрацию на короткое время без вашего присутствия.
Как сделать домашнее задание интересным для учеников
Согласитесь, довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда даже самые успешные и трудолюбивые ученики не хотят выполнять домашнее задание. А если они и выполняют его, то нередко берут ответы из «готовых домашних заданий» из интернета. Но это не соответствует дидактической цели домашней работы!
Мало просто задать домашнее задание. Нужно заинтересовать учеников, пробудить их желание учиться дома. Худший вариант задания — когда учитель говорит: «Изучите этот параграф». Дети должны проявлять активность и инициативу: предлагать свои идеи относительно форм и методов выполнения задач, использовать разнотипные источники для поиска информации (интернет, видеоролики, картинки и т.д.). Кроме того, следует чередовать различные формы домашней работы и проверки ее результатов (обсуждения, дискуссии, круглые столы, конференции, викторины и т.д.).
Мы уже касались проблемы неисполнения домашних заданий. А теперь расскажем, как сделать задачу интересными.
Что делает домашнее задание интересным? Вот несколько приемов, которые будут побуждать учащихся выполнять домашнее задание:
Предлагаем вам 4 идеи для создания домашнего задания, которое заинтересует любого ученика.
1. Используйте социальные сети
Предложите детям создать профиль исторической фигуры или литературного персонажа в социальных сетях. Такую задачу можно использовать на уроках по любым предметам. Оно «оживит» дисциплины в воображении учеников. Объясните детям, что, кроме веселья, эта задача поможет представить себя исторической фигурой или литературным персонажем, позволит лучше запомнить биографию, понять идеи и жизненную позицию.
Ученики должны иметь свободу для творчества (чем больше деталей, тем лучше). Но должны помнить о толерантности (запрещено кого-то обижать) и правдивости (нельзя искажать факты). Кроме того, будьте внимательны и предотвратите развитие интернет-зависимости у детей.
2. Используйте видеоформат
Предложите детям создать небольшой видео репортаж для новостей, снять интервью с исторической фигурой или рекламу какого-то изобретения, коллективно разыграть и смонтировать короткометражный фильм. Ролик должен касаться определенной темы по учебной программы (например, интервью у Ч. Дарвина).
Ученики должны четко понять условия задания и алгоритм его выполнения. При этом они могут частично выходить за указанные учителем пределы, использовать при выполнении задания собственное, авторское видение. Дети могут снимать как обычные тематические видеоролики, так и попробовать создать собственные варианты известных телепередач, ток-шоу или интервью.
3. Создавайте ученические блоги
Предложите ученикам стать блоггерами. После обработки достаточного объема материала дайте им задание написать небольшой рассказ в форме статьи для блога об услышанном на уроках и прочитанном дома. Ребенок должен рассказать о своих впечатлениях, изложить мысли и эмоции. Побуждайте учащихся проявлять активность в комментариях (дети могут задавать вопросы, поддерживать начинающего блогера или спорить с его позицией).
Преимущества домашнего задания в форме блога:
Такая форма выполнения домашнего задания будет способствовать развитию у учащихся писательского или журналистского потенциала.
4. Пишите новости в собственной газете
Предложите ученикам коллективно выполнить домашнее задание. Пусть они станут коллективом журналистов, работающих в газете. Дети должны создать тематический номер еженедельника, который бы содержал небольшие статьи. Ученики, ориентируясь на вопросы и советы учителя, должны раскрыть в номере тему, которая была проработана на уроке. Форму презентации выполненного задания выбирают сами дети.
Кроме изучения учебного материала, ученики будут развивать умение анализировать значительные объемы информации и выражать мысли в письменной форме.
Попробуйте использовать приведенные выше идеи для домашних заданий. Смело модифицируйте их и подстраивайте к реалиям вашего класса. Создавайте собственные идеи, а главное — делитесь ими со своими коллегами, ведь успешные и самодостаточные школьники — это гордость каждого педагога!
Как делать домашние задания
консультация на тему
Рекомендации родителям: как помочь детям сделать домашнее задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учимся делать домашнее задание
Должны ли родители сидеть с ребенком, когда он выполняет домашнее задание? Многие мамы и бабушки считают, что это необходимо. И ошибаются! Когда ребенок находится под постоянным контролем, он не имеет возможности научиться концентрировать внимание и строить работу самостоятельно. При малейшем затруднении он обращается за помощью к старшим. И в итоге заставляет их объяснять и решать то, что должен понять и решить сам. То есть родители выполняют за школьника самую трудную мыслительную и эмоциональную часть работы. К чему это приводит? При ответах у доски такие дети теряются. И контрольные работы самостоятельно писать не могут. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
Когда задание по конкретному предмету будет выполнено, взрослые должны проверить, нет ли ошибок. Попросить ребенка рассказать наизусть нужные правила и определения.
Если школьник долго сидит за уроками, нужно искусственно ограничить время выполнения домашнего задания. Дело в том, что дольше одного часа ребенку трудно сохранять работоспособность, поэтому дальнейшее сидение за столом просто не имеет смысла. Выполняя уроки, через каждые 30-35 минут нужно делать 10-ти минутный перерыв. Во время передышки желательно активно подвигаться. Медлительному школьнику лучше делать уроки в два-три подхода, а в промежутках заниматься другими полезными делами.
Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
• Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.
• Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.
• У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.
• Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.
6. Выполнение распорядка дня
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.
Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.
Научите ребенка начинать делать уроки в одно и то же время. Причем время это нужно подобрать в зависимости от индивидуальных способностей вашего чада. Дело в том, что работоспособность у любого человека не одинакова, и лучше. Если в период ее снижения ребенок будет отдыхать. А на пике – приступит к успешному выполнению домашнего задания. Так что обратите внимание на то, когда именно в дневное время ребенок бывает более вялым, а когда – собранным.
Помощь при заучивании информации из учебника
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.
Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.
Вот несколько приемов, которые помогут сделать выполнение заданий более целенаправленными и осмысленными.