Как сделать дооценку товара
Как проводится и оформляется уценка товаров в оптовой и розничной торговле? Образец акта и других документов
Уценка товара — это комплекс мероприятий по уменьшению его стоимости. Уценка проводится в том случае, когда товар потерял свои потребительские свойства или перестал пользоваться спросом.
Во избежание полной негодности снижается стоимость для быстроты реализации товара.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Порядок процедуры и её документальное оформление
Целью снижения стоимости готовой продукции является желание собственника реализовать товарные запасы и хотя бы частично компенсировать затраты на его производство, хранение и последующую реализацию.
Инвентаризация
Как правило, проведению мероприятий по снижению стоимости товарно-материальных ценностей предшествует инвентаризация, в ходе которой и выявляются подлежащие уценке запасы.
Инвентаризация — это проверка наличия и состояния товаров на установленную дату посредством сверки фактических данных с данными бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации товарных остатков организация руководствуется Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995.
До начала проведения инвентаризации на предприятии определяют:
Комиссия ведет подсчет количества товарных запасов, их измерение и определение веса, выявляет изменение градации качества продукции, наличие брака.
Результаты проводимых мероприятий отражаются в акте инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-3.
Приложением к ИНВ-3 является акт выявленных недостатков. Унифицированной формы для этого акта нет, каждое предприятие разрабатывает ее самостоятельно и утверждает в своей учетной политике. В акте необходимо отразить:
Итоговые данные, выявленные комиссией в ходе проведения инвентаризационных сверок, отображаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме ИНВ-26.
В этой ведомости указываются расхождения фактически установленных результатов сверки с данными бухгалтерского учета, а также размер выявленной порчи проверяемого имущества.
Составление приказа
Инвентаризационная комиссия в первую очередь анализирует расхождения и предлагает руководству предприятия способы устранения выявленных в процессе инвентаризации расхождений. Все выводы и решения комиссия оформляет в протоколе с обязательным указанием сведений о товарных единицах, подлежащих уценке.
Основным документом, обосновывающим проведение удешевления товаров, является приказ. Специальной формы приказа нет, он составляется произвольно. В приказе указывается перечень товаров, подлежащих уценке, и размер снижения стоимости товаров.
Обязательно необходимо указать причины снижения цен, т.к. уценка ТМЦ — это вынужденная мера, чтобы реализовать товар и хоть в какой-то степени компенсировать расходы предприятия.
Если уценка происходит по причине порчи товара, то к этому обоснованию у налоговых органов, как правило, не возникает вопросов. Гораздо сложнее оправдать процедуру уценки в случае отсутствия спроса на товар. Причины уценки в этом случае могут быть следующими:
Определение рыночной стоимости ТМЦ
Как правило, обязанности по определению фактической рыночной цены товаров, подлежащих уценке, возлагаются на маркетинговый отдел или отдел продаж. Организация может обратиться к независимому эксперту или же провести анализ собственными силами.
Для расчета текущей рыночной цены организация вправе использовать любые информационные источники (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).
Это могут быть статистические данные, прайсы конкурентов, информация из журналов, газет или интернета. Результаты исследования рыночных цен на дату уценки товарно-материальных ценностей должны быть обязательно документально зафиксированы.
На сколько можно уценить и как это рассчитать?
Удешевление ТМЦ происходит на основании анализа рыночных цен на текущую дату. Однако, не все группы товары возможно оценить на основании данных конкурентов. Тогда решение о размере снижения цены товарной единицы принимается с учетом затрат на производство и хранение товара.
Максимальный размер уценки рассчитывается по формуле:
Руц=(Ртз/Рцб)х100, где
Пример:
Себестоимость единицы товара составляет 500 рублей, а базовая розничная цена — 850 рублей, тогда максимально возможный размер уценки составит 58,8 % (500/850х100). Если снижение стоимости товарных запасов производить на больший процент, то организация понесет убытки от производства и хранения данного товара.
Максимальный размер снижения стоимости продукции исчисляют и указывают в приказе на уценку как рекомендуемый максимально возможный предел удешевления цены товара.
Оформление акта для изделий ненадлежащего качества
Для оформления факта уценки ТМЦ применяется унифицированная форма МХ-15 «Акт об уценке товарно-материальных ценностей».
Акт об уценке ТМЦ составляется в двух экземплярах:
В графах «Разница в цене» и «Сумма уценки» показатели суммируются и на последней странице акта фиксируется их итог. Члены комиссии и материально ответственное лицо визируют акт, после чего его утверждает руководитель организации.
Бухгалтерский учет и проводки
Способ отражения уценки в бухгалтерском учете зависит от специфики предприятия — оптовая фирма или предприятие розничной торговли. Законодательство предлагает два способа учета товарных запасов: по покупным или по продажным ценам.
На тот случай, если уценка будет производиться в сумме, превышающей наценку, предприятие создает специальный резерв под уценку каждой единицы или группы однородных товаров, который отражается в бухучете так: с дебета счета 91 (субсчет «Прочие расходы») в кредит счета 14 списывается сумма резерва, сформированного под снижение стоимости товаров.
Из суммы резерва, при необходимости, покрываются убытки на удешевление стоимости продукции больше ее себестоимости с дебета счета 14 в кредит счета 91 «Прочие расходы».
В бухгалтерском балансе стоимость товаров отражается за минусом сформированного резерва (п.25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Сумма первоначально сформированного резерва может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка. Если рыночная стоимость продукции уменьшилась еще больше, то резерв увеличивают. В противном случае резерв уменьшают или полностью восстанавливают.
От формирования резерва освобождены предприятия, ведущие упрощенный способ ведения бухучета (абз.2 п.25 ПБУ 5/01). К таким предприятиям относятся субъекты малого предпринимательства, некоммерческие предприятия и организации-участники проекта «Сколково». Все остальные организации должны формировать резерв под уценку запасов в обязательном порядке (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
По покупным ценам
Он применим как для оптовой торговли, так и в рознице.
Пример:
В магазин поставили партию комплектов постельного белья (100 шт.) по цене 2 150 руб. за шт., магазин назначил розничную цену по 3 400 руб. (с НДС). Было продано 35 комплектов по этой цене. По итогам инвентаризации комиссия решила уценить постельное белье, установив цену 2 700 руб. Было продано еще 10 комплектов.
В том случае, когда ТМЦ были уценены в пределах суммы торговой наценки, то снижение его стоимости отражать в бухгалтерском учете не нужно:
После уценки расчет суммы реализации должен проводиться по новым ценам:
По продажным ценам
Этот способ учета применяют в рознице.
Пример:
Если в торговой точке учет осуществляется по продажным ценам, то проводки из предыдущего примера будут выглядеть следующим образом:
После того, как проведена уценка оставшихся комплектов, бухгалтер записывает следующие проводки:
Налоговая декларация
Проводимые мероприятия по снижению стоимости ТМЦ влияют на выручку предприятия, соответственно, уменьшают базу для исчисления налога на прибыль и НДС (п. 2 ст. 153 и п. 2 ст. 249 НК РФ). Если учетная политика предприятия ведется по методу начисления, то выручка признается в периоде реализации товарных единиц, если по кассовому методу, то в периоде оплаты.
В налоговой декларации по НДС входной налог, принимаемый к вычету, учитывается по обычным основаниям, никаких корректировок с учетом проведенной уценки делать не нужно.
Подробно о том, можно ли вернуть в магазин уцененный товар, читайте в нашем материале.
Таким образом, организация вправе снизить цену на товары, которые не может реализовать длительное время, ввиду их порчи, потери товарного вида или отсутствия спроса. Уценка, в сумме не превышающей торговой наценки, уменьшает прибыль. Если цена была снижена более максимального предела, то предприятие несет убытки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Переоценка товаров в бухгалтерском учете
Переоценка товаров может влиять и на понижение и на повышение стоимости. Для каждой ситуации существует свой порядок учета. Особенно на переоценку влияет, в каких ценах ведется учет товаров: в продажных или приобретения.
Учет переоценки по стоимости приобретения
Себестоимость товаров, которая и является стоимостью приобретения, не может меняться в меньшую сторону. Поэтому при уценке в течение года запись в бухгалтерском учете не делается. Для таких случаев предусмотрено создание резерва для затрат по снижению стоимости ТМЦ. Оно отражается проводкой:
Сумма по этой операции будет равна разнице между ценой приобретения и новой стоимостью.
При списании товаров сумма резерва будет восстанавливаться:
Данный резерв не уменьшает налог на прибыль, поэтому возникает постоянное налоговое обязательство. Его величина равна сумме резерва, умноженному на ставку 20% (прибыль) и отражается записью:
На группу товаров в количестве 10 шт. стоимостью 23 000 руб., приобретенных в начале четвертого квартала в связи с потерей товарного вида была произведена уценка до 18 000 руб. До конца года товары не были проданы. В следующем году были реализованы 8 шт. ТМЦ на сумму 14 400 руб.
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
60 | 41.01 | Приняты товары к учету | 23 000 | Товарная накладная входящая |
91.02 | 41.01 | Создан резерв под снижение стоимости | 5 000 | ПриказБухгалтерская справка |
99 | 68 Прибыль | Отражено ПНО | 1000 | Бухгалтерская справка |
62.01 | 90.01.1 | Выручка от реализации товаров | 14 400 | Товарная накладная исх. |
90.3 | 68 НДС | Начислен НДС по реализации | 2197 | Счет-фактура |
90.02.1 | 41.01 | Списана себестоимость | 18 400 | Товарная накладная исх. |
14 | 91.2 | Списана сумма резерва | 4 000 | Бухгалтерская справка |
68 Прибыль | 99 | Отражен постоянный налоговый актив | 800 | Бухгалтерская справка |
Учет переоценки по продажной стоимости
При переоценке в учете товаров по продажной стоимости если новая цена больше или одинакова со стоимостью приобретения, то делают запись Дебет 42 Кредит 41, отражающую разность между старой и новой ценой.
Когда новая цена меньше той, за которую покупали товар:
Безусловно, это правильное положение, для переоценки товара, вне зависимости от того, что он собой представляет, может быть, множество причин. В большинстве случаев, этот шаг направлен на повышение товарооборота, что одинаково выгодно и продавцу и покупателю. Но, к сожалению, часто это вызвано и тем, что продукция приходит в негодность и единственная возможность её реализовать – существенно снизить цену, не указывая причину подобных действий, в этом случае, оправданий недобросовестному продавцу не существует.
Если магазин ведет учет товаров по покупным ценам, то факт дооценки товаров бухгалтерскими проводками не отражается.
Если учет товаров ведется по продажным ценам, то на основании описи-акта бухгалтер сделает проводку на сумму увеличения торговой надбавки на дооцененные товары
Бухгалтерский учет уценки товара
Снижать цену на товар приходится по разным причинам, цель же одна – скорейшая его реализация. Процедура уценки должна правильно проводиться и корректно отражаться в учетных документах.
Рассмотрим законодательную базу снижения цены на реализуемый товар, некоторые организационные особенности, а также нюансы отражения этого процесса в бухучете.
Что представляет собой уценка
Уценкой принято называть снижение покупной цены на товар, который поступил или какое-то время находится на реализации с целью способствования его сбыту.
Такую процедуру целесообразно проводить при наличии одного или нескольких факторов:
Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков в уцененном товаре?
Выгоду от уценки получают обе стороны:
Вопрос: В период распродажи я приобрела в магазине обувь со скидкой 50%. Через неделю отклеилась подошва. В товарном чеке было указано: «На уцененный товар гарантия не распространяется». Законно ли продавать товар без гарантии? И какие требования я могу предъявить продавцу в случае наличия в товаре недостатка?
Посмотреть ответ
Что говорит об уценке Закон
Жестко принятых норм уценивания товара нет. Важно, чтобы Положение об уценке, принятое в конкретной торговой организации, не противоречило нормам бухгалтерского учета и соответствующим правительственным требованиям:
Как в бухгалтерском учете создать резерв под снижение стоимости товаров и иных материальных ценностей?
Как происходит процедура уценки
Шаг 1 – решение. Вначале руководство организации принимает решение о снижении реализационной цены на товар. Это может быть сделано в результате анализа обновления ассортимента и изучения экономических отчетов, а также вследствие обращений руководителей структурных подразделений, которые хотят исправить сложившуюся ситуацию.
Шаг 2 – инвентаризация. Обнаружив товар, который более нельзя продавать по действующей цене, руководство должно его проинвентаризировать. Это необходимо сделать не только по требованиям Закона, обязующего проводить инвентаризацию в случае порчи товара (п. 2 ст. 12 ФЗ № 129). Инвентаризация обязательно нужна в розничной торговле, поскольку бухгалтерия не всегда может знать, сколько и какого товара осталось в той или иной торговой точке. Инвентаризация проходит по общим правилам:
Шаг 3 – уценка или списание. Если товар полностью потерял свою ценность, он подлежит списанию. Если продать его еще можно, нужно произвести переоценку в сторону снижения цены. Для этого производятся следующие действия: руководитель издает распоряжение о переоценке, и на его основе составляется акт переоценки (форма может быть разработана организацией самостоятельно), в который обязательно должны входить:
Уценка в бухучете
Отражать новые цены на товар в бухгалтерском учете можно по-разному: все зависит от метода оценки товаров, принятого в политике конкретной торговой точки.
Учет товаров по ценам их приобретения (покупным)
Этот способ учета применяется как розничными торговыми точками, так и оптовыми организациями.
НАПРИМЕР. Магазин «Все для дома» закупил 10 партию скатертей (25 шт.) по цене 200 руб. за шт., выставив их в продажу по 350 руб. (с НДС). Было продано 20 скатертей по этой цене, остальные залежались в магазине. По итогам инвентаризации было принято решение уценить скатерти, поставив на них ценник 300 руб. Было продано еще 3 скатерти. Что должен записать в проводках бухгалтер магазина? Записи будут различными по времени.
В месяце поставки партии скатертей:
В месяце продажи уцененных скатертей:
ВНИМАНИЕ! Данный резерв создается под каждую единицу товарных запасов по бухучету.
Потом суммы из резерва списываются по мере продажи товаров: дебет 14, кредит 91 «Прочие расходы».
Товары, учитываемые по продажным ценам
По цене продажи товары учитываются, как правило, при торговле в розницу, отдельно выделяя торговые надбавки.
НАПРИМЕР. Возьмем за основу предыдущий пример с магазином «Все для дома» и уцененными скатертями, изменив условия учета: пусть в магазине учет ведется по продажным, а не покупным ценам. В этом случае бухгалтерские проводки будут иметь следующий вид.
В месяце поставки партии скатертей:
В месяце продажи уцененных скатертей:
ИТОГ. Если товары, хоть и были уценены, оказались проданы выше себестоимости, организация получает прибыль. Если уценка оказалась больше себестоимости, продажа получилась в убыток. Оба финансовых результат признаются в налоговом учет по итогам отчетного периода (п. 2 ст. 268 НК РФ).
ВАЖНО! Если отклонение цен превышает пятую часть от принятых на рынке, то при контроле могут быть доначислены дополнительные суммы налогов.
Как сделать дооценку товара
Дооценивать или не дооценивать товар? Вот в чем вопрос!
Предприятие-импортер осуществляет реализацию ввезенных товаров (обувь) в собственной розничной сети. Торговые объекты расположены в разных регионах Республики Беларусь. Розничные цены на товары формируются в момент отпуска их в розницу с основного склада предприятия. На момент очередной отгрузки в торговых объектах предприятия в остатках могут находиться товары аналогичного артикула, по которым пополняется размерный ряд. С такой ситуацией сталкивается множество торговых организаций. Надо ли и можно ли проводить дооценку цен на имеющиеся товары до последних сформированных цен, разъясняет автор материала в форме ответов на вопросы.
1.1. Имеет ли право предприятие дооценить оставшиеся в торговых объектах модели с одинаковым артикулом до последней сформированной розничной цены?
Имеет.
Организации, осуществляющие розничную торговлю, независимо от форм собственности имеют право на проведение переоценки остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности. Такое право предоставлено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.07.1995 № 375 «О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле» (далее – постановление № 375).
Организации, осуществляющие розничную торговлю, производят переоценку товаров на основании приказа (решения, распоряжения) руководителя организации.
Рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров до уровня цен их последнего приобретения на ситуации.
Ситуация. Дооценка остатков товара
Организация розничной торговли получила от поставщика ботинки мужские по отпускной цене (без НДС) 755 500 руб. На момент нового поступления товаров в остатке находилось 5 пар мужских ботинок, поставленных ранее по отпускной цене 700 500 руб. за пару обуви.
Руководителем организации розничной торговли было принято решение о переоценке имеющихся в остатке пяти пар обуви до цены их последнего приобретения. Для этого была создана комиссия, и результаты проведения переоценки обуви занесены в опись-акт, который оформлен следующим образом:
1.2. Допустимы ли различные розничные цены на аналогичный товар в разных торговых объектах предприятия или должна проводиться дооценка до последней розничной цены во всех торговых объектах?
Недопустимы.
Применение различного уровня торговых надбавок |**| на одинаковые товары, формирование цен на которые производится с учетом конъюнктуры рынка, при каждом новом их поступлении возможно и осуществляется на усмотрение руководителя организации розничной торговли.
Вместе с тем в одном и том же магазине реализация одинаковых товаров по разным ценам не допускается.
По этой причине при поступлении одинаковых товаров по разным ценам необходимо произвести дооценку товаров до цен последнего приобретения в соответствии с постановлением № 375. Так, цена, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот (скидок) для отдельных категорий покупателей (п. 21 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
Проведение указанной дооценки – это право организации торговли. Если в сложившейся ситуации организация не планирует проведение дооценки, она может продать остатки имеющегося товара по старым ценам, а затем производить реализацию новой партии товара по новым ценам.
Обращаем внимание, что при установлении розничных цен на социально значимые товары должен быть составлен расчет с указанием размера применяемой торговой надбавки к отпускной цене производителя (импортера) (п. 12 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111).
Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых и торговых надбавок не составляются.
Реестр должен быть подписан руководителем организации розничной торговли или лицом, на то уполномоченным.