Как сделать дорогу на склоне
Грунтовая дорога своими руками: дешево и надолго
В первой части статьи мы рассказали о том, как недорого укрепить грунтовую дорогу с помощью извести, жидкого стекла и цемента. Эти «дедовские» способы, хоть и малораспространены, но дают отличные результаты при грамотном применении. Тема сегодняшней статьи — традиционная методика строительства подъездных путей на базе геотекстиля, песка и щебня.
Строительство подъездной дороги с использованием геотекстиля
Суглинки, глины, торфяники традиционно считаются проблемными грунтами. При избытке влаги и отсутствии водоотведения, весной и осенью они превращаются в непролазное месиво.
О несущей способности такого грунта и подъездной дороги говорить не приходится. Результат — машины не могут проехать, вязнут, тонут, а для проезда тяжелогруженой строительной техники приходится ждать заморозков или летних месяцев.
Хотя, если взять Подмосковье, то даже летом, стоит пройти затяжным дождям, как подсохшие грунтовки «расплываются» и застройщикам приходится ломать голову как по ним проехать.
Чтобы решить проблему подъездных дорог, соседи по участкам обычно сбрасываются, заказывают бульдозер и снимают верхний слой раскисшего грунта, пока не доходят до твёрдого основания. Затем засыпают дорогу бетонным и кирпичным боем, строительным мусором или кладут дорожные ж/б плиты, сыплют песок, асфальтовый скол в надежде, что всё это станет надёжной и долговечной грунтовкой.
Практика показывает, что всё это ненадолго. Всё, что насыпано — постепенно тонет в грунте. Через один-два года ремонт дороги приходится повторять заново, а это — новые траты. На вопрос, почему используется такая технология, связанная с большим объёмом земляных работ и не дающая качественного результата, люди отвечают — так делают все. Застройщики полагают, что «пирог» грунтовки можно опереть только на твердый грунт, как бы глубоко он не залегал.
А что делать, если подъездная дорога проходит по торфянику толщиной в 1.5-2 метра – снимать весь этот слой, а потом засыпать выработку десятками и сотнями кубометров строительного мусора? Об экономической целесообразности данного метода речи не идёт. Тем не менее выход есть — это геотекстиль.
Геотекстиль — синтетический материал, который при строительстве дорог на слабых основаниях разделяет слои, препятствуя проникновению в грунт инертных материалов отсыпки — песка и щебня. Также геотекстиль распределяет нагрузку от вышележащих насыпных слоёв на грунт, армируя основание.
Это обеспечивает устойчивость всего «пирога» грунтовой дороги и позволяет исключить такой этап, как масштабное снятие грунта и его замену на бетонный или кирпичный бой, асфальтовый скол и т.д.
Плюс геотекстиля в том, что при обустройстве подъездных путей его можно стелить даже на траву, т.е. на почвенно-растительный слой, не снимая его, а это упрощает все работы.
Необходимость обустройства грунтовки возникла после того, как после дождя на ней завяз грузовик с песком. Мои строители предложили уложить на подушку из песка б/у дорожные плиты, а когда я им сказал, что это не вариант, и нужен геотекстиль + щебень, они заявили, что ничего из этой затеи не получится. Рабочие сильно удивились, когда дорога прошла испытания нагруженными грузовиками после того, как два дня лил проливной дождь.
«Пирог» дороги Policond следующий:
По словам пользователя, на строительство ушло в три раза меньше средств, чем если бы уложили дорожные плиты, как предлагали рабочие. Кроме этого, практика показывает, что «народный» метод укладки б/у дорожных плит экономически не выгоден. Плиты, из-за неравномерной усадки грунта — нестабильного основания, при проезде тяжелого транспорта покрываются трещинами, ломаются, из них начинает торчать арматура, которая прокалывает шины автомобилей.
В итоге плиты приходится демонтировать и думать, куда пристроить этот бетонный лом. Также по плитам в дальнейшем не получится сделать покрытие из брусчатки, например, под парковку.
«Пирог» дороги к участку для проезда грузовиков
Итак, главный компонент надёжной и относительно бюджетной подъездной дороги (которую не придётся каждый год ремонтировать) к участку — геотекстиль. Но не менее важны вышележащие слои — песок и щебень, а также финишный слой. Например, асфальтовая крошка или отсев.
Я озадачился вопросом, как сделать подъездную дорогу к участку. Хочется и недорого, и надежно. Причём, т.к. начинается строительство, по ней будет ездить тяжелая техника. Поэтому дорога должна выдержать эту нагрузку так, чтобы затем её не переделывать. Появилась следующая идея по «пирогу» конструкции:
Kidim1975 попросил пользователей портала оценить его задумку и, если нужно, прокомментировать правильность «пирога».
В вышеописанной схеме пункт 2 лишний. Песок лучше использовать не мытый, а гравелистый, крупной или средней фракции, карьерный. Толщина слоя песка от 10 см. Что касается георешетки, то нужно считать рентабельность её использования. Также для устройства дороги оптимальнее применять гранитный щебень. Если финишным слоем насыпать отсев, то это увеличит срок службы дороги.
По мнению Groundworkturf, хотя производители и продавцы говорят, что применение георешетки позволяет экономить около 50% заполнителя ячеек — гранитного щебня фракции 20-40, на самом деле экономия щебня составляет примерено 25-30%.
Отсюда: экономическую выгоду от применения георешетки можно легко подсчитать, зная её стоимость и цену щебня. Если стоимость георешетки значительно меньше 30% стоимости щебня, то есть смысл в её использовании. Также заполнение георешетки щебнем требует ручного труда, а это увеличивает трудоёмкость работ.
Важно: щебень, в отличие от гравия, имеющего гладкие края, или вторичного бетонного боя, обладает эффектом заклинивая. Кроме этого, гранитный щебень — прочный и долговечный материал. В идеале крупный щебень нужно расклинить щебнем мелкой фракции, а затем на слой мелкого щебня уложить отсев, который уже расклинит мелкий щебень.
В итоге «пирог» подъездной дороги для проезда тяжелого транспорта может выглядеть так:
Дополнительно, как финишное дорожное покрытие:
В результате «мозгового штурма» Kidim1975 нарисовал следующую схему правильной подъездной дороги.
Кроме этого, прилагается схема съезда с дороги, которая находится выше, чем основная дорога примерно на 1 метр и водоотвод с соответствующим уклоном.
Дренаж, или водоотводящие канавы являются обязательным компонентом при устройстве подъездной дороги, иначе вода будет застаиваться и размывать грунт под песчано-щебеночной подушкой. Это особенно важно в период снеготаяния и выпадения обильных дождей.
Подведение итогов: при самостоятельном устройстве дороги главное – избежать соблазна сделать её, руководствуясь принципом «и так сойдёт», выбирая материалы подешевле, т.к. переделки всегда обходятся дороже. Поэтому, прежде чем строить подъездные пути, следует изучить информацию на портале и, при возникновении вопросов, задать их специалистам.
Советуем изучить темы: въездная дорога надолго и недорого и подъездная дорога по торфу. В статье приведены «пирожки» оснований для садовых дорожек из плитки и брусчатки.
В видео – мастер-класс по укладке садовой дорожки с подсветкой.
Укрепление склонов на участке современными материалами
Есть два кардинально разных подхода к укреплению склонов участка: внедрение в поверхность армирующего слоя и террасирование. Есть еще укрепление бетонными плитами, мощением и каменной наброской. В жилом секторе эти методы применяются, когда надо предотвратить сползание земли на крутом склоне или оформить альпийскую горку.
Армирование склона
Армирование склона проводят с помощью укладки сетки, матов или решеток. Материалами армирующих полотен обычно служат полимеры, а наполнитель — растительный грунт, щебень или природный камень. Укрепление такими материалами имеет смысл при угле не более 60°, для более крутых склонов применяют другие решения.
Укрепление геосеткой
Геосетки изготавливают из базальтового волокна или стекловолокна, и из различных полиэфиров (полипропилен, полиэтилен, полиамид). По виду ячейки бывают одноосными и двуосными. Есть также отличия в способе изготовления, но назначение одно — армирование дорожных покрытий и грунта.
Для укрепления склонов геосетку используют при отсутствии подтопления и слабого водотока. В сложных условиях склон дополнительно укрепляют объемной георешеткой, ячейки которой заполняют растительным грунтом, песком или щебнем крупной фракции.
Укладку геосетки проводят двумя способами:
После раскладки и крепления скобами проводят засыпку грунта или щебня. Минимальная толщина слоя — 10 см.
Один из способов дополнительного укрепления склона — выкладка поверх сетки дерна и подсев многолетних трав. В течение месяца, при периодическом поливе, корневая система газона сформируется, прорастет сквозь сетку в грунт, и свяжет их.
Укрепление геоматами
Геомат — это объемный волокнистый материал из хаотично переплетенных нитей полипропилена или полиамида. Толщина мата лежит в пределах 1-2 см. На 90% мат состоит из мелких пустот, свободно пропускающих воду и корни растений. У него не настолько высокая удерживающая способность к подвижкам, как у геосетки, и рекомендованный уклон укрепляемой поверхности обычно ограничивают 35-45°.
Порядок укладки геоматов следующий:
Укрепление биоматами
Это один из способов озеленения склона с использованием исключительно природных материалов. Биомат по структуре тот же геомат, но состоящий из волокон растительного происхождения — джута или кокоса. В течение первого времени, пока корневая система многолетних трав не разрастется, мат удерживает плодородный слой на склоне. А затем волокна постепенно разлагаются, перегнивают и становятся естественным удобрением.
Порядок и схема укладки биомата такая же, как у синтетического аналога. А в качестве анкеров можно использовать деревянные рогатины и нагели.
Укрепление георешеткой
Георешетка состоит из полимерных перфорированных лент, спаянных по плоской стороне с определенным шагом. В растянутом виде георешетка представляет собой сотовую конструкцию с высотой бортика равной ширине ленты. Толщина ленты — 1.5 мм, диагональ ячейки может лежать в пределах 20-40 см, а высота стенки — от 5 до 20 см.
Георешетку устанавливают на подготовленную поверхность склона, крепят с помощью длинных анкеров (от 50 до 90 см). Схема крепления и размеры анкеров зависят от параметров решетки, характера грунта и крутизны склона.
Для сложных условий, с возможным обильным водотоком, георешетку укладывают в комбинации с водопроницаемым геотекстилем поверх дренирующего слоя щебня мелкой фракции или крупнозернистого песка.
На последнем этапе ячейки засыпают щебнем, мелким природным камнем или плодородным грунтом с последующей посадкой растений.
Видео от эксперта:
Укрепление матрацами Рено
Матрацы Рено — это конструкции в виде плоского габиона из металлической оцинкованной проволоки с полимерным покрытием. Ширина стандартного матраца — 2 м, длина — 3-6 м, толщина — 17-30 см.
Впервые такие конструкции применили для укрепления берегов рек, но в дальнейшем их стали использовать и для защиты склонов. Сетчатый каркас из стальной проволоки двойного кручения с шестиугольными ячейками хорошо держит высокие нагрузки и противостоит сползанию или осыпанию грунта. Наполнитель для этого вида габионов стандартный — природный камень, щебень крупной фракции, морская галька.
Размеры наполнителя должны превышать размер ячейки, но не быть больше 2/3 высоты матраца.
Установка матрацев Рено проходит по выровненной поверхности склона. Порядок работ следующий:
Геотекстиль в системах укрепления склона. Мощение и наброска
В системах укрепления склонов используют водопроницаемый геотекстиль.
Но его назначение заключается в разделении дренажного слоя щебня и грунта в тех местах, где надо быстро отвести избыток воды с части склона — например, с мощеной площадки, дорожки или при использовании матрацев Рено.
И в этих случаях геотекстиль выполняет следующие функции:
Схема укладки геотекстиля в составе мощеной площадки выглядит так:
Но геотекстиль не армирует сам склон. В этом случае склон укрепляют мощением. А для снижения влияния осадков предусматривают организованный водоотвод.
Вместо мощения можно использовать каменную наброску. Обычно этот способ применяют для укрепления берегов, защиты подошв сооружений стоящих на откосах. Наброску проводят несортированный или сортированным природным камнем, размеры которого высчитывают по специальным формулам. Но такие расчеты нужны для укрепления берегов водохранилищ. В обычных условиях, при использовании несортированного камня, исходят из того, что 50% камней должны иметь размеры, форму и вес, обеспечивающие устойчивое положение на подготовленном участке склона.
Одна из разновидностей крепления камней на склоне — использование плетеных корзин из ивового прута. И в этом случае технология сродни укладке георешетки.
Также при укреплении склонов и откосов используют бетонные блоки и плиты. Но они больше подходят для промышленных объектов, где декоративная привлекательность ландшафтного дизайна роли не играет.
Террасирование
Есть несколько видов террас на склоне: гребневые, траншейные и ступенчатые.
Большая часть технологий по организации террас предусматривает наличие внутреннего и наружного откосов, которые также необходимо укреплять одним из вышеперечисленных методов. Но укрепленный склон, как правило, ограничен в сельскохозяйственном использовании. Конечно, там можно посадить газон или высадить какие-то деревья и кустарники.
Но большинство из них носит декоративный характер. К «полезным» исключениям у кустарников относятся ежевика, малина и барбарис. А плодовых деревьев в этом списке нет.
Ступенчатые террасы с вертикальными подпорными стенками практически полностью решают задачу полезного использования земли на склоне.
Для сооружения таких стенок применяют традиционную технологию строительства вертикальных конструкций — обустройство в качестве основания ленточного или свайного фундамента.
А материалами стенок могут служить:
Для строительства тяжелых стенок из бетона, кирпича и камня используют ленточный фундамент.
А для подпорных стеной из дерева и профнастила применяют сваи. И специально для этих целей выпускают шпунтовые сваи из ПВХ.
Несколько в стороне стоит технология установки подпорной стенки из коробчатых габионов.
У габиона нет жесткой связи между отдельными элементами, как у кладки из строительных блоков или природного камня. При подвижках основания стенка из габиона не растрескается — жесткость конструкции обеспечивается внешними проволочными коробами связанными между собой проволокой. И для него не надо устраивать фундамент — достаточно выравнять площадку, засыпать и утрамбовать слой щебня.
Построить дорогу на крутом склоне
Добрый день, хотела бы услышать ваш совет. Коротко о моем участке, где нужно проложить дорогу от центральной дороги к самому дому. Разница в высоте 16,40 м, длина +-30 м. Тип земли в данном случае не имеет первостепенной значимости, так как речь идёт о реализации самой дороги вообще из-за наклона, так как она долга быть прямой, а не серпантином. Заранее благодарю вас за внимание
Ика, Москва.
Привет, Ика из Москвы!
Первым делом посмотреть на этот склон. Если есть возможность, то такую дорогу делают, а если таковой возможности нет, то и не делают.
Пару раз доводилось делать дороги на крутых склонах перед садовыми участками.
Для строительства новой дороги вместо старой пришлось выравнивать ее полотно, чтобы не было подобных перекосов. Для этого был снят грунт одной колеи около полуметра вручную, сделана подсыпка гранитной щебенки. При возможности такие уклоны планируются с помощью автогрейдера, когда его отвальный щит может принимать необходимый угол наклона и снимать грунт.
В случае же продольного наклона все несколько сложнее. Уклон более 30 градусов не всякая машина способна одолеть даже на первой передаче. В зависимости от типа машины на такой уклон можно забраться лишь на задней передаче. Впрочем, вряд ли вас интересуют проблемы механики.
Вышесказанное лишь малая толика тех ситуаций, которые могут иметь место при строительстве дорог на уклонах.
Потому что если смотреть нормативные документы ГОСТ 33475-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. ТУ», по которым и строят дороги, то их положения не всегда применимы к тем же садово-дачным дорогам. В садоводческих товариществах дороги иногда зажаты в такие рамки, что их ширина не выдерживает никакой критики, а покрытия таковы, когда не только автомобиль на них будет юзить и съезжать на заборы окружающих участков, но и пешеход с трудом забираться вверх или спускаться
вниз.
Не совсем запутались в моей говорильне?
На основании этих данных и после визуального осмотра специалист может дать вам соответствующие рекомендации. В числе которых будут такие пункты, как профиль дороги, наличие кюветов, дренаж, наиболее оптимальное покрытие и др.
Мы же своими рабочими коллективами предпочитаем при таковой возможности делать небольшой протяженности дороги при уклонах менее 30 градусов с бетонным покрытием и с его армированием по подушке из гранитной щебенки и песка. С разуклонкой в поперечных направлениях. При условии, что под дорогой не насыпной грунт.