Как сделать доску под икону
Мастер-класс: создание иконной доски
Хочу поделиться с вами процессом создания иконной доски.
Основой произведения служила доска. Для изготовления в России чаще всего употребляли древесину липы, сосны, ели, клена. Иконные доски — это традиционная основа для темперной живописи в иконописи. Икона — это отражение божественного мира.
Доска бывает разных размеров. Она скрепляется обычно: либо сквозными, либо встречными, либо тарцевыми шпонками. У меня на досках используются торцевые шпонки, которые надежно защищают доску от излишнего изгибания и сохраняют ее декоративность.
На лицевой части доски вытесывается плоское углубление — ковчег. Смысл ковчега — духовный. Он символизирует ковчег завета, то есть святое место, где может быть показанно сокровенное царствие небесное. Однако, множество икон прошлого века писали и без ковчега. Переход от полей к ковчегу называется «лузгой». На полях изображается либо узор, либо святые, либо просто покрыты однотонной краской.
Паволока
Перед нанесением грунта доска проклеивается и к ней приклеевается ткань — паволока. Я использную только х/б ткань. Все материалы, начиная с доски, клея, паволоки, доски, левкаса, натуральных пигментов, замешенных на яичной эмульсии — природного происхождения.
Для проклеивания паволоки я использую мездровый клей. Для этого сухой клей вечером замачиваю на ночь для набухания, а на следующий день на водяной бане распускаю клей, доводя его до 60 градусов. В клей для пластификации добавляю олифу. Новую ткань стираю заранее, а затем замачиваю в клею на несколько минут для пропитки. Ткань отжимаю и аккуратно разглаживая руками, выгоняю воздух. Доска с паволокой просушивается сутки.
Левкас
Это грунт, на котором пишется икона. Он изготовлен из мела и клея. Мел покупается специальный, очищенный. Дополнительно я отмучиваю мел — заливаю его водой в трехлитровую банку, размешиваю и оставляю на сутки пока мел не осядет. Воду сливаю, заливаю новую. Эту процедуру повторяю в течении одной недели. Когда мел готов, я выкладываю его для просушки.
Варим левкас
Клей доводим до 60 градусов, добавляем олифу и начинаем сыпать щепотками мел. Мел постепенно оседает. Когда мел уже находится на поверхности клея — значит достаточно его сыпать. Дальше необходимо, чтобы мел разошелся, а левкас слегка остыл, и наносим первый слой левкаса на доску. Оставляем для просыхания в помещении без сквозняков. Когда левкас остынет, разойдется мел, убираем его в холодильник, накрывая банку мокрым бинтом с ватой, чтобы влага из левкаса не испарялась.
Далее, на следующий день, когда просохнет первый слой, мы наносим второй слой, уже холодным левкасом. Постепенно разравнивая его удобным для вас инструментом. Итак, левкасим доску целую неделю тонкими слоями, просушивая.
Спустя неделю, когда доска полностью пролевкашена мы ее хорошо отшкуриваем. Сначала мы используем более грубую шкурку медиум, а дальше шкурим более мелкой fine, пока грунт у нас не будет выгядеть, как фарфор.
Когда доска загрунтована, отшкурена можно переносить эскиз и начинать писать икону.
Спасибо вам большое за внимание, до новых встреч!
Подготовка доски к написанию иконы
В старые времена иконописцы предпочитали покупать для росписи уже готовые доски. На Руси тогда существовала довольно разветвленная сеть мастерских, специализировавшихся на изготовлении таких досок. Мастеров, изготовляющих доски, принято было называть «деревщиками» или «дощаниками».
В старые времена доски изготовлялись с помощью топора и «тесла», поэтому до наших дней дошло название досок «тес». Особо ценились так называемые колотые доски, так как они редко трескались и почти никогда не коробились, особенно если они были расколоты по радиусу, то есть по волокнам.
По истечении времени для обработки древесины стали применяться различные инструменты, которые назывались «стругами». Чтобы доска лучше держала грунт, лицевую ее сторону процарапывали так называемым «цинубелем», то есть зубчатым рубанком. Рубанки на Руси стали применять с конца XVII века. Пила на Руси была известна еще с X века, но до XVII века она применялась только для продольного распила заготовки.
До второй половины XVII века на лицевой части доски выбирали небольшое углубление, которое называлось «ковчегом» или «корытом», а уступ, образуемый ковчегом, носил название «лузги». Глубина ковчега колебалась в зависимости от размера доек от 2 мм и до 5 – 6 мм. Если ковчег вырубали с помощью тесла, то лузгу формировали инструментом под названием «фигерей» (рис. 16).
Уже со второй половины XVII века доски, как правило, изготовлялись без ковчега, с ровной поверхностью, но при этом поля, обрамляющие изображение, стали закрашивать каким-либо цветом. В XVII веке икона потеряла и цветные поля. Их стали вставлять в металлические оклады, а в иконостасах обрамлять рамой в стиле барокко.
С целью предохранения доски от коробления с тыльной стороны, поперек древесного волокна, делались расширяющиеся в глубь доски прорези, в которые вставляли шпоны – узкие дощечки, выполненные по форме паза из более крепкого дерева, чем доска, например, дуба. Тыльная сторона доски обстругивалась ровно и чисто. Иногда для более долгого сохранения иконы ее торцы и обратная сторона проклеивались, грунтовались и окрашивались. Для этих же целей указанные части икон могли заклеиваться тканью с помощью мучного клея.
Для подготовки доски под грунт («левкас») мастера пользовались животным клеем, желатиновым или рыбьим. Лучший рыбий клей получали из пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров и стерляди. Хороший рыбий клей обладает большой вяжущей силой и эластичностью. Однако многие старые мастера предпочитали пользоваться мездровым клеем, обладающим белизной и крепостью.
ли толстую паволоку, способную перекрыть ярко выраженную текстуру дерева. На мелкослойных досках (липа, ольха) паволока употреблялась тонкая или ее не применяли совсем.
Чтобы подготовить ткань к наклеиванию, ее сначала вымачивали в холодной воде, затем кипятили в крутом кипятке. Предварительно пропитанную клеем паволоку накладывали на проклеенную поверхность доски. Затем после тщательной просушки паволоки приступали к нанесению левкаса.
Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.
Как сделать доску под икону
Для изготовления иконных досок, как основание для икон, используют, по сути, почти любой материал. Дерево массив, фанера, МДФ, стекло, ДВП, ДСП, пластмасса, бумага, металл. Все зависит от конкретного иконописца. В старинные времена иконописцы часто сами изготавливали иконные доски от начала до конца. Сегодня в учебных заведениях по обучению иконописцев нет отдельной дисциплины по изготовлению иконных досок. Да и вообще нет ни одной статьи, которая раскроет свойства и объяснит совместимость различных материалов с техникой письма и взаимодействия с красками. Жаль. Так как допускаются ошибки, которые приводят к потере конечной работы и влияют на ее долговечность. Каждый иконописец должен знать основные характеристики материалов. От него зависит, будет ли его творение радовать наших потомков.
Металл
При выборе металла необходимо делать выбор в пользу металлов, не подверженных коррозии. Краска и грунты должны быть разработаны непосредственно для конкретного металла. Наиболее проверенным и зарекомендованным способом являются травление, чеканка с проработкой и гравировка. Все изделия изготовленные таким образом, которые были у нас, имели наименьшее количество повреждений и требовали минимальной реставрации. Красочный слой на металле повреждается в первую очередь от коррозии. То есть от некачественного металла. Во вторую очередь от не совместимых красок. Рекомендуем всегда использовать только совместимые между собой материалы.
МДФ, ДВП, ДСП, ДВПО, оргалит
При выборе МДФ, ДВП, ДСП нужно знать, что эти материалы, были созданы для переработки отходов деревообрабатывающей отрасли. Веками исходный материал для этих плит у нас считался мусором. Можно сказать, что эти материалы делают из массива дерева. И как не странно и это правда. Мусора на деревообрабатывающих предприятиях не достаточно. Поэтому в ход идет любая древесина, в том числе, хорошая и деловая древесина. Этот материал используется как основа для выпуска напечатанных различным способом икон. У данного материала основным дефектом является его недолговечность. Даже в сухих помещениях, как наши квартиры, современный материал теряет свою геометрию. Как правило, на это влияет влага. При разбухании эти материалы не восстанавливают свою первоначальную форму. После начала изменения размера появляются неровности: сначала по углам и по кромке, а затем и вся лицевая поверхность становится бугристой. Если у кого-то в доме был случай повреждения мебели изготовленной из этих материалов, то эти люди знают, что придать этим материалам первоначальный вид невозможно. Как-то получив на реставрацию очень дорогой современный итальянский комод, мы были удивлены, увидев, что отколотая часть столешницы была изготовлена из МДФ. В документах на комод читаем, что он изготовлен из массива. Крышка комода была выкрашена в очень красивый переливающийся цвет. Поэтому реставрация свелась к подклейке аналогичного материала и восстановлению художественного слоя. То есть о сохранении авторской кисти при реставрации изделий написанных на подобных материалах речи быть не может.
Несомненно, прогресс не стоит на месте. Возможно, со временем ученые разработают плиточные материалы, которые идеально подойдут для написания икон, но не сегодня. В настоящее время бизнес не заботится о будущем человечества. А это значит что все, что делает крупный бизнес, имеет кратковременную задачу. Задача бизнеса заработать деньги за короткий промежуток времени. Девиз бизнеса меньше вложить, больше получить, не совместим с честью, совестью и достоинством. А поэтому качественного материала надо подождать или пользоваться проверенными веками методами получения конечного результата.
Пластмасса
При выборе, какой либо разновидности пластмассы нужно учитывать следующее. Подавляющее количество разновидностей плит из пластмассы имеют срок годности несколько десятилетий, после чего они начинают рассыпаться.
На что нужно обратить внимание? Натуральные пигменты и масляные краски, так привычные для наших иконописцев, на эти плитах не держатся. Нужны адаптивные технологии. Краски, которые хорошо слепливаются с основой и имеют одинаковый коэффициент расширения. Если соединенные материалы имеют разный коэффициент расширения, то при нагреве или охлаждении они имеют свойство отслаиваться. Наблюдение со стороны: дешевая пластмасса быстро приходит в негодность. Начинается все с деформации, затем изменяется гибкость, возникает хрупкость. А более высокого качества материал стал настолько дорогим, что в данное время рассматривать его, как исходный материал для иконных досок не целесообразно.
Фанера
Угловая полка для икон — душевный подарок и элемент интерьера, созданный своими руками
Домашний иконостас из натурального дерева с резными узорами
Традиция обустройства домашнего иконостаса существует не один век. Хотя в современных домах иконы часто ставятся на полки книжных шкафов или вешаются на стену, лучше всего оборудовать для них отдельное специальное место.
Одноярусный прямой стеллаж – полка для икон
Хорошим вариантом будет подвесная полка, которую по канону следует разместить на восточной стене дома. Часто такую полку делают угловой, высотой в два или три яруса.
Красивая деревянная полка для икон в угол комнаты в три яруса
Угловая полка для икон с подсвечником
Разновидности
Полка для икон “Домашний мини-иконостас угловой”
В мастерских можно заказать подставку для домашних икон любого размера и конфигурации, но это достаточно дорогостоящая работа.
Угловая полка из ДВП, выполненная в три яруса
Более простой вариант – использовать обычную угловую полку из хозяйственного магазина, но в этом случае могут возникнуть проблемы с размерами. Кроме того придется поискать модель, которая лучше «впишется» в интерьер. Всех этих сложностей можно избежать, если сделать полку для икон самостоятельно – это вполне осуществимо даже при небольшом опыте столярных работ.
Навесная угловая полка для икон из дерева
Полка для икон своими руками может иметь любую удобную конструкцию. Угловые полки делаются одноуровневыми или в несколько ярусов. Для соединения нескольких уровней обычно используются выточенные из дерева опоры. Готовую полку часто украшают резьбой, ажурными накладками, покрывают специальным столярным лаком, воском.
Небольшая угловая полка для икон два яруса
Домашний иконостас своими руками
Необходимые материалы и инструменты
Для изготовления угловой полки используется древесина различных декоративных пород – например, дуба или вишни. Менее дорогостоящим материалом будет сосновая доска. Помимо дерева можно также использовать фанеру или ДСП. Толщина доски может варьироваться от 1,5см до 2,5см. Также понадобятся дощечки небольшой ширины для того, чтобы выточить опоры.
Для работы понадобятся следующие инструменты:
Необходимые инструменты
Для крепления готовой полки к стене также понадобятся сверла по камню, металлические уголки или петли, саморезы с дюбелями.
Этапы изготовления
Резная угловая полка для икон ручной работы с чертежем
Прежде чем начинать работу, следует изготовить чертеж проекта. Размеры и количество полок зависят от вида икон, которые будут располагаться на готовом домашнем иконостасе. Чтобы изготовить простую двухъярусную полку, понадобится две сосновые доски толщиной 1,5 см, а также четыре опоры.
Выпиливаем лобзиком по шаблону три детали – боковина, бортик и дно
Заготовка фрезеруется по трафарету на специальном оборудовании
Для вытачивания декоративных деталей понадобится токарный станок либо их берут готовыми
Собираем полочку – к точёным элементам с помощью саморезов прикручиваются донышки
При соединении боковин с донышками саморезы должны попасть в середину торцов донышек
Бортики прикручиваются с помощью цилиндриков – саморезы вставляются в отверстия со стороны дна, цилиндрики надеваются, метизы закручиваются в бортик
Заключительный этап – покрытие готового изделия олифой и прикрепление на кронштейны в угол
После завершения работы готовая полка обрабатывается морилкой и лаком. Подойдут как бесцветные лаки, так и те, что придают доске цвет различных пород дерева. При выборе быстросохнущего лака изделие готово к эксплуатации через несколько часов.
Небольшие полочки для икон разного цвета – сосна, орех, красное дерево
Декорирование
В зависимости от сложности элементов декорирования полки под иконы, их можно сделать своими руками или приобрести в готовом варианте
Самый распространенный способ украшения домашнего киота – резьба по дереву. Выполнить ее можно самостоятельно с помощью лобзика. Если отсутствует необходимый опыт, резные элементы можно купить в строительном магазине, заказать в мастерской. Готовые резные пластины крепятся на полку столярным клеем.
Для резьбы подбирается древесина мягких пород: береза, ель, сосна, осина или можжевельник
Другим способом украшения служит выжигание орнамента с помощью специального прибора – для этого предварительно наносят рисунок узора на дерево карандашом. Полочку также можно покрасить – специальные краски по дереву продаются в строительных отделах. Альтернативой строгой однотонной окраске будет нанесение на эмаль узора краской другого цвета.
Можно выжечь орнамент с последующим вскрытием эмалью отдельных фрагментов изображения на полке
Чтобы дополнительно укрепить и украсить полку, ее задние стенки закрывают деревянной панелью. Ее также можно украсить резьбой, покрасить лаком, эмалью.
Полка для икон с красивой задней стенкой
Для оформления верхней части полки под иконы можно выбрать очертания православного храма
При использовании фанерной доски эти способы не подойдут – но на такой панели будет эффектно смотреться роспись акриловой краской с добавлением позолоты.
Небольшая фигурная полочка для икон с подсвечниками и лампадой