Как сделать дождемер для детей
Проект «Метеостанция в ДОУ»
Инна Москвитина
Проект «Метеостанция в ДОУ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад
№20, ст. Голубицкая, Краснодарского края.
Проект » Юные метеорологи»
Составила воспитатель: Москвитина И. А.
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
— познавательному развитию ребенка;
— формированию нравственных качеств;
— формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
— познакомить с профессией метеоролога;
— формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
— познакомить детей с назначением метеорологической станции;
— познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
— обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
— формировать представления о четырех частях света.
Возраст детей, на которых рассчитан проект:
Подготовительная к школе группа.
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
подготовка отчета с презентацией.
развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту:
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
9. Работа с родителями
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
— наблюдать за небом и облачностью,
— с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
— с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
— измерять количество осадков с помощью дождемера,
— определять температуру воздуха с помощью термометра,
— с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,
— сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения
Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Презентация.
Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,
Загадки планеты Земля
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие
Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Экскурсия в парк
Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада
Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на
Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие на
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на
Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним Занятие на метеоплощадке
Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке
Мы – юные метеорологи Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение
которого предвещает перемену погоды.
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.
Осадкомер – служит для измерения количества осадков.
Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Мама Фараоновой Ани подготовила для детей презентацию «Народные приметы о погоде».
С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы и оформлена площадка для метеостанции, уложена тротуарная плитка, высажены цветы.
Метеостанция на участке детского сада Фотоотчет «Метеостанция» В нашем детском саду разработана программа муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Экологическое воспитание.
Лэпбук «Метеостанция» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию очередной лэпбук. Лэпбук предназначен для формирования представлений у детей среднего и.
Оформление участка «Метеостанция своими руками» Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,.
Метеостанция в детском саду Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается.
Метеостанция — этап экологической тропы В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых.
Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Подготовил: Воспитатель Ошаровская О. В. Актуальность: Современный дошкольник.
Метеостанция. Мастер-класс Расскажу и покажу, как мы сделали метеостанцию для нашего участка Для начала вырезали из фанеры заготовки кроны дерева Раскрасили в.
Проект «Метеостанция в детском саду» Проект «Метеостанция в детском саду» Введение «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.
Оформление участка «Метеостанция и солнечные часы» Солнечные деньки детворы на участке детского сада Лето, ах лето… Это любимое время года всех людей и особенно детей. Детский сад для каждого.
Презентация «Метеостанция в ДОУ» Метеостанция в ДОУ. Иногда нам так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как.
НОД «Дождь», подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Основная образовательная область познавательное развитие
Цель. Познакомить детей с такими природными явлениями как дождь, гроза. молния, радуга. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №3»
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Познание» (экология)
Воспитатель: Бровкина С.В
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Основная образовательная область познавательное развитие
Цель. Познакомить детей с такими природными явлениями как дождь, гроза. молния, радуга. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
Познакомить детей с природными явлениями (дождь, гроза, град, радуга), формировать интерес к познанию природы. Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду. Познакомить с различными видами дождя. Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность.
Речевое развитие. Обогащать словарный запас детей; способность анализировать. Словарная работа. «Дождемер»
Художественно – эстетическое развитие. Поощрять желание слушать художественные произведения.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (дождь, гроза, град, радуга), мяч. экран, мультимедийный проектор, иллюстрации с изображением явлений природы, схема круговорота воды в природе, пластиковая бутылка, линейка (для проведения опыта)
Музыка: Запись «Шум дождя», «Гроза». Литература: стихотворение А.Тараскин «Сколько я знаю дождей», Л.Дайнеко «Голубая планета», О.Григорьев «Какой бывает дождь?», народные заклички, загадки о дожде. Презентация «Какой бывает дождь?»
Методы и приемы: Наглядный, игровой, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
— Наблюдение за дождем;
— Чтение художественной литературы;
— Разучивание музыкальных произведений.
Звучит тихая музыка, дети входят в группу, встают в круг.
Ребята, я знаю, что вы со взрослыми умеете здороваться по-разному (Добрый день, доброе утро, как у вас дела, как настроение)
— А сейчас поприветствуйте друг друга так, как вы хотите.
— Давайте сейчас возьмёмся за руки и друг другу улыбнёмся!
— Проходите, рассаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки. Для всех моих загадок отгадка одна и спряталась она среди картинок, которые вы видите на экране.
Над тобой, надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.
Его просят, его ждут,
А как придет – прятаться начнут.
Ходит-бродит он по свету,
Худощав и долговяз.
Головою – выше крыши,
А ногами – в грязь увяз.
Хлюпает холодным носом,
Тихо плачет под окном.
Что его не пустят в дом
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о пасмурной, дождливой погоде и соответствующих ей природных явлениях. Дети, как вы думаете, почему идет дождь? (предположения детей).
Над нами нависает низкое и черное дождевое облако, сверкают молнии, гремит гром и все это сопровождается сильными порывами ветра и проливным дождем.
Вода постоянно находится в движении-испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговорот воды в природе. А приводит воду в движение Солнце, именно оно нагревает поверхность воды, в результате чего она и испаряется. Пар поднимается в верхние слои атмосферы там он охлаждается и конденсируется в капли воды или кристаллы льда. Когда они становятся слишком большими выпадают на землю.
Воспитатель: Многие поэты в своих стихах создавали образ дождя.
«Сколько я знаю дождей?»
Сколько я знаю дождей
Дождик с радугой –дугой.
Дождик с рыжим Листопадом.
Сколько разных дождей описал автор?
Какие дожди вы видели?
Какие из них вам понравились больше? Почему?
Презентация : «Какие бывают дожди?
Если дождь мельче его называют моросью.
-Какие ещё бывают дожди?
Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
От дождя под зонт спешат
Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв. см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.
Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.
-Какой бывает дождь?
Стихотворение «Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял.
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей
Игра «Бывает – не бывает»
Дети образуют круг, воспитатель становится в центре круга, кидает мяч каждому ребенку, задает вопросы, ребенок отвечает: бывает – не бывает.
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел. Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
По радуге, по радужке, (Хлопки)
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
Воспитатель: Как вы думаете, кому может нравиться дождь? ( Ответы детей.)
Скажите, а дождь — это хорошо или плохо? (Ответы детей. )
Русский народ издавна сочинял заклички про дождь. Послушайте одну из них.
Дождик, дождик, пуще!
Раз, два, три, повернись и на опытной станции очутись.
Дождемер-это специальный инструмент для измерения количество выпавшего дождя. Чтобы его сделать, давайте срежем верхушку пластиковой бутылки и вставим ее горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой поверхности бутылки прикрепим линейку-она и будет нашим измерительным прибором. На открытом месте сделаем ямку в почве и поставим туда дождемер, так, чтобы верхняя часть возвышалась над землей. Теперь можно выяснить, какое количество дождя выпадает за один день? За неделю?
Воспитатель: Закончим наше знакомство с природными явлениями стихотворением
Л. Дайнеко «Голубая планета»
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Воспитатель: Возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле.
Скажите, что нового и интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп.
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.
Выпускной бал «Фильм-фильс-фильм». Музыкальная сказка «Аленький цветочек».