Как сделать дребезжание голоса
Как сделать голос громче и сильнее?
Зачем заниматься голосом?
При знакомстве люди оценивают друг друга по внешности, а потом познают внутренний мир. А когда вы начинаете говорить, собеседники сначала слышат и оценивают ваш голос и лишь потом начинают вникать в суть информации. Если вы говорите тихо, прерывисто, неуверенно, если у вас неприятный тембр, велик риск, что вам не удастся добиться цели.
Громкий и сильный голос важен для любой профессии, которая подразумевает общение с людьми. И даже для домохозяйки этот фактор немаловажен. Чтобы быть услышанным, нужно заниматься своим голосом, тренировать и развивать его. Для этого предусмотрены простые, но вполне эффективные упражнения.
Что не так с вашим голосом?
Интересно, но большинство людей говорит «не своим» голосом. Это может быть связано с эмоциональной зажатостью или неправильным способом говорения (на связках). Из-за этого голос может дрожать, срываться, звучать неуверенно или неприятно. От этого не избавиться, если не приложить усилия.
Чтобы понять, как вас слышат окружающие, выполните упражнение, которое называется «Звукорежиссер». Левую ладонь согните в форме ракушки и приложите к левому уху. Правую ладонь расположите на расстоянии 3-5 см ото рта. В течение 5 минут говорите (слова, звуки, стихи и так далее). Именно так ваш голос воспринимают окружающие. Если вам не понравилось то, что вы услышали, беритесь за работу.
Выполняйте упражнение раз в несколько дней. Это позволит вам оценить, как меняется ваш голос после тренировок.
Упражнение №1: расслабьте связки
Как сделать голос громче? Нужно снять нагрузку со связок и сосредоточиться на губах и диафрагме. 30 раз подряд произнесите «кью-икс». На первом слоге сильно округляйте губы, а на втором как можно шире растягивайте их. После упражнения попробуйте произнести какую-то речь или прочитать стих. Вы заметите, что связки напрягаются гораздо меньше. Теперь основную работу выполняют губы.
Упражнение №2: зевайте
Упражнение №3: выдыхайте
Как сделать голос громче и заставить его звучать более естественно? Нужно научиться издавать звуки солнечным сплетением. В этом вам поможет следующее упражнение:
Достаточно упражняться по 5 минут в день, чтобы голос звучал приятно и естественно.
Упражнение №4: выдыхайте как йог
Как сделать голос громче и грубее (глубже)? На помощь придет опыт индийских йогов. Речь идет об упражнении, которое несколько похоже на предыдущее. Нужно сделать подряд три коротких вдоха-выдоха, а на четвертый раз набрать полную грудь воздуха и резко выдохнуть со звуком «Ха». Важно полностью освободить легкие от воздуха и крикнуть как можно громче.
Упражнение №5: развивайте уверенность
Если вы ищете способ, как сделать голос громче и увереннее, потренируйтесь произносить протяженные слоги. Нужно произносить как закрытые («бим-м», «бом-м», «бон-н»), так и открытые («ма», «мо», «му» и так далее). Последний звук нужно тянуть максимально долго, пока в районе носа и верхней губы не возникнет ощутимая вибрация.
На выполнение этого упражнения рекомендуется выделять 10-20 минут каждое утро. Это поможет привести связки в тонус, чтобы вы могли «звучать» красиво и уверенно на протяжении всего дня.
Упражнение №6: формируйте тембр
Если вы интересуетесь, как сделать голос громче и сильнее, тяните гласные. Поочередно произносите долгие звуки «и», «э», «а», «о», «у». Каждую букву нужно произносить свободно и до тех пор, пока в легких не закончится воздух. Этот звуковой ряд нужно повторить три раза.
Не нарушайте последовательность звуков, ведь они выстроены именно так не случайно, а от высокого к низкому. Тем не менее, если ваш голос слишком грубый, можно сфокусироваться на первых трех буквах. Если же вы находите свой голос слишком писклявым, достаточно тренироваться на «о» и «у».
Если вы хотите, чтобы ваш голос звучал более энергично и чисто, дополните упражнение. Во время произнесения звуков слегка постукивайте кулаком по груди, чтобы голос вибрировал. Возможно, после такого упражнения вы слегка закашляетесь, что будет означать, что ваши дыхательные пути прочищаются.
Упражнение №7: мычите
Упражнение №8: рычите
Работа над дикцией не менее важна, чем развитие силы голоса. В данном случае вам поможет рычание. Глубоко вдохните, приложите язык к небу и непрерывно произносите звук «р», пока не закончится воздух в легких. Повторите 3-5 раз. После этого быстро и энергично произнесите 10-15 слов, в которых присутствует буква «р». Заранее придумайте и запишите их на листе бумаги, чтобы не прерывать тренировку.
Упражнение №9: тренируйтесь как Шаляпин
Как сделать голос громче и четче? Попробуйте метод «настройки», которым пользовался сам Федор Шаляпин. Каждое утро он начинал с рычания (упражнение №8), после чего начинал имитировать лай («ав-ав»), играя со своим бульдогом.
Упражнение №10: обрадуйтесь
Еще один способ, как сделать голос более громким: ежедневно по минуте выполняйте упражнение «Ой». Его суть заключается в том, чтобы на выдохе произносить это междометие с выражением счастья. Причем радостное настроение должно выражаться не только в интонации, но также в выражении лица и движениях тела.
Упражнение №11: формируйте осанку
Звучание голоса во многом зависит от положения тела. Спина должна быть прямой, плечи опущенными, грудь слегка выдающейся вперед, а живот расслабленным. Ежедневно уделяйте 15-20 минут тому, чтобы стоять в правильном положении, одновременно разговаривая или читая что-то вслух. Уже спустя 7-10 дней регулярных тренировок правильная осанка будет формироваться автоматически, вам не придется себя контролировать.
Заключение
Тренировки тренировками, но для формирования громкого и уверенного голоса нужно много практиковаться. Нужно как можно больше общаться, выступать с докладами. Старайтесь говорить везде: дома, на работе, в магазине, в транспорте, в парке, в кафе. Задавайте вопросы (или отвечайте на чужие), учитесь аргументировать свое мнение. Чем больше вы будете говорить, тем меньше смущения и неловкости будет в вас присутствовать в ответственный момент.
Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами
Содержание
Содержание
Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.
Общие советы
Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.
Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.
Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.
Обрабатываем звук для оффлайн-видео
Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.
Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.
Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.
Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.
Поиск и подрезание резонанса
Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.
Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:
● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.
● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.
● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.
● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.
● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.
Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот
Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:
● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.
● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.
● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.
● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.
При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.
Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:
● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)
● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.
● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.
● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.
Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.
Лимитер и компрессор в роли лимитера
Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.
Обрабатываем звук в онлайне
У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.
Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.
Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio
Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:
2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.
● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.
● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.
● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.
3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.
4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.
При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).
Дайте послушать результаты!
Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.
Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.
При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.