Как сделать другой шрифт в html
Как сделать красивый шрифт в html: размеры, цвета, теги шрифтов html
В html размер шрифта играет важную роль. Он позволяет обратить внимание пользователя на важную информацию, размещенную на странице сайта. Хотя важен не только размер букв, но и их цвет, толщина и даже семейство.
Теги и атрибуты при роботе со шрифтами html
Возможности атрибута style
2) font-size – задается размер от 1 до 7. Это один из основных способов того, как в html можно увеличить шрифт.
Синтаксис написания:
Размер шрифта можно также задать:
Пример того, как поменять шрифт в html с помощью этого свойства:
Пример того, как изменить шрифт в html этим свойством:
Свойство font и цвет шрифта html
Font является еще одним контейнерным свойством. Внутри себя оно объединило значения нескольких свойств, предназначенных для изменения шрифтов. Синтаксис font :
Также в качестве значения могут быть заданы шрифты, используемые системой в надписях на различных элементах управления:
Русскоязычные шрифты и их поддержка
Не все из установленных в операционных системах шрифтов поддерживают русскую раскладку. Поэтому в веб-разработке лучше всего применять семейства шрифтов, проверенные на практике. Вот шрифты для html русские:
Как в html задать шрифт: множество фишек и примеров, чтобы сделать ваш сайт удобочитаемым
Приветствую всех читателей данной статьи и подписчиков моего блога! Сегодняшнюю публикацию я хочу посвятить теме, без знаний которой ваши интернет-ресурсы не будут читабельными и привлекательными: «Как в html задать шрифт». Сама по себе тема является легкой, и я уверен, что вы быстро ее освоите.
Однако не следует забывать, что веб-языки богаты на всевозможные инструменты оформления шрифтов, которые в идеале необходимо знать. После прочтения статьи вы уверенно овладеете форматированием текста, научитесь задавать различные стили, виды начертаний и украшений шрифтов, а также изменять размер и цвет как предложений, так и отдельных букв. Приступим же!
Шрифты бывают разные
Основная масса вывесок, прессы и литературы, сайтов и других сервисов используют стандартные шрифты. Хоть они и удобные, однако уже давно наскучили и не цепляют глаз. Именно поэтому многие дизайнеры несколько изменяют вид оформления или вовсе создают новые стили. Наиболее известными и влиятельными шрифтами считаются:
Их главные отличия состоят в отношении к определенным семействам. Существуют антиквенные (с засечками), рубленные, декоративные, курсивные и моноширинные семейства.
Также хочу подчеркнуть, что существует 5 единиц размерностей шрифтов.
Измерение | Обозначение |
px | В пикселах |
pt | В пунктах |
% | В процентах |
ex | Высота конкретного символа |
em | Высота текущего символа |
Начнем с языка html и его «творческих способностей»
Язык разметки играет важную роль в оформлении текстового контента сайтов. В первую очередь это связанно с тегами, отвечающими за преобразование текста, а также выделение важных моментов. Для удобства основные элементы я внес в таблицу, представленную ниже:
Тег | Предназначение |
Задает жирное начертание буквам. | |
Акцентирует внимание на какой-то важной текстовой информации, выделяя текст жирным начертанием. | |
Задает курсивное начертание контента. | |
Делает акцент на какой-то важной текстовой информации, выделяя текст курсивом. | |
Размер выделенного фрагмента становится больше на 1 единицу. | |
Размер выделенного фрагмента становится меньше на 1 единицу. | |
Задает нижний индекс. | |
Задает верхний индекс. | |
Изменяет параметры цвета, шрифта и размера текста. |
Хочу обратить ваше внимание на первые 4 единицы языка. В браузере пары и также как и отображаются одинаково физически, но логически они не эквивалентны. Так, первые элементы пар, т.е. и , просто видоизменяют начертание шрифта. В это же время и делают акценты на ключевых моментах текстового наполнения.
Чтобы закрепить полученные знания, я приведу пример кода, в котором использую перечисленные элементы html.
Форматирование текста при помощи тегов html
Название первого заголовка
П одзаголовок с красной буквы!
Здесь расположен первый абзац текущего примера. Для наглядности эти слова будут написаны курсивом.
Как изменить шрифт в HTML
Понятно, что если бы тексты всех сайтов использовали шрифты по умолчанию, то это было бы очень скучно. Поэтому веб-мастера стараются как-то выделить свой сайт из множества других, и применяют различные шрифты. В современном сайтостроении это обычно делается с помощью CSS, однако во многих случаях можно использовать старый добрый HTML.
С помощью тега можно изменять стиль, цвет и размер текста. Основные атрибуты тега :
В этом примере текст будет выводиться шрифтом Arial. То есть в качестве параметра атрибут принимает название шрифта. Если браузер знает такой шрифт и может его отобразить, то текст будет выведен указанным шрифтом.
Если вы используете какой-то редкий шрифт, и не уверены, что на компьютере пользователя такой шрифт имеется, то желательно с атрибутом face использовать несколько шрифтов, перечисленных через запятую:
Если же ни один из указанных шрифтов браузеру неизвестен, то текст будет выводиться шрифтом по умолчанию.
На рисунке пример отображения текста несколькими шрифтами:
Примеры отображения разных шрифтов в браузере.
Как изменить размер шрифта в HTML
Абсолютный размер устанавливается путём передачи в атрибут непосредственного значения от 1 до 7. Например, ниже мы устанавливаем для шрифта размер 3:
Примеры отображения шрифтов разных размеров в браузере.
Относительный размер устанавливается путём передачи в атрибут числа со знаком + (плюс). Например, вот такой HTML-код:
Здесь мы сначала установили шрифт размером 3. Затем увеличили этот шрифт на 2 (то есть сделали размер шрифта равным 5). Ну а далее, чтобы убедиться, что это всё правильно работает, снова установили абсолютный размер шрифта. На рисунке ниже видно, что это действительно работает так, как и задумывалось:
Относительный размер удобно использовать тогда, когда вы почему-то не уверены, какой размер был установлен ранее, и хотите выделить какой-то участок текста шрифтом большего размера. Используя относительный размер в таких случаях вы можете быть уверены, что выделенный шрифт будет больше окружающего текста (разумеется, надо помнить, что размеры шрифта могут быть от 1 до 7).
Но эта необходимость возникает довольно редко. В большинстве случаев следует использовать абсолютный размер шрифта в HTML, потому что это более наглядно смотрится в коде страницы, и так вы избежите неприятностей, которые могут возникнуть при относительном размере.
Для лучшего понимания посмотрите видео (выше) и изучите курс о вёрстке сайтов.
Как изменить шрифт?
При создании сайта постоянно возникает необходимость изменения шрифта текста для самых разных частей и элементов HTML-страниц, ведь это не только добавляет сайту уникальность и стиль, но и повышает качество восприятия информации. В HTML для этого существуют специальные теги, о них мы и поговорим в данном уроке, который будет одним из самых больших в этом учебнике. Но, как я вам уже говорил ранее, не старайтесь все запоминать наизусть, не надо, главное — разобраться и понять о чем идет речь на каждом этапе урока.
Изменение стилей шрифтов
Изменять стили написания шрифтов в HTML можно далеко не одним способом и вы скоро в этом убедитесь. А теперь давайте рассмотрим несколько новых тегов:
. — выводит текст в нижнем индексе, например H2SO4.
Все эти теги являются встроенными (inline, уровня строки), то есть не создают переносы строк до и после себя, а располагаются на одной строке. Содержать они могут тоже только встроенные элементы, поэтому их свободно можно вкладывать друг в друга. Самое главное не забывайте о правильной вложенности: тег, открытый раньше — должен быть закрыт позже.
style= «text-decoration:underline» >. — подчеркивает текст.
style= «text-decoration:overline» >. — надчеркивает текст.
style= «text-decoration:line-through» >. — зачеркивает текст.
Пример изменения стилей шрифтов
Результат в браузере
Подчеркнутый параграф текста.
Обычный текст, зачеркнутый жирный.
Используя style вы совершенно ничего не потеряете, но зато научитесь писать грамотный HTML, а в качестве бонуса еще и CSS немного освоите.
Тег или что делать, когда нет нужных тегов
Ну что, пока все понятно? Хорошо, тогда вопрос. А что вы будете делать, если вам, например, надо зачеркнуть не весь параграф, а только половину текста, причем не делать его ни жирным, ни курсивом? Ну да не переживайте, тут вам поможет один очень удобный и нужный тег.
Пример использования тега SPAN
Результат в браузере
Обычный текст без изменений.
Еще обычный текст. Подчеркнутый. Зачеркнутый.
Меняем имя (гарнитуру) шрифта
Не знаете что такое имя шрифта? Наверняка многие из вас хоть когда-то набивали текст в Microsoft Word или OpenOffice Writer и видели такое меню:
Меню выбора шрифта в Microsoft Word.
Это и есть имена шрифтов, которые имеются на вашем компьютере и их используют не только Word или Writer, но и многие другие приложения, в том числе и браузеры. Имя (гарнитура) шрифта определяет сам его рисунок отличающий один шрифт от другого.
Я вам настоятельно не рекомендую применять какие-либо экзотические шрифты, так как их может не быть на компьютере человека, который зайдет к вам на сайт и тогда вместо букв он увидит разные непонятные символы или квадратики. Вот список самых распространенных шрифтов, которые практически наверняка есть на компьютере каждого пользователя:
Шрифты | Семейство |
---|---|
‘Comic Sans MS’ | cursive (рукописные) |
Courier | monospace (моноширинные) |
Arial, Helvetica, Verdana, Tahoma | sans-serif (рубленные, гротески) |
Times, ‘Times New Roman’, Garamond | serif (с засечками, антиква) |
Если имя шрифта состоит из нескольких слов, то его необходимо закрывать в одинарные кавычки. Допускается указывать не одно, а несколько имен шрифтов через запятую и тогда, если первого шрифта на компьютере нет — будет использован второй, третий и т.д. Но в конце обязательно поставьте имя всего семейства шрифтов, в этом случае, если браузер не обнаружит ни одного шрифта, то применит шрифт максимально подходящий к этому семейству.
Пример изменения имени шрифтов
Результат в браузере
Это шрифт Arial, если его нет, то Verdana, а если и его нет, то любой другой из sans-serif.
Это Comic Sans MS или любой cursive.
Это опять Arial, Verdana или любой sans-serif. А это Courier или любой monospace.
Ну что, разобрались в примере? Сделаю одно пояснение, понимание которого вам серьезно облегчит жизнь в будущем, хотя думаю многие уже догадались. Итак, если теги вложены друг в друга и несколько из них осуществляют изменения одного типа (например, меняют имя шрифта), то теги-потомки переопределяют свойства тегов-предков. Если же вложенные теги осуществляют разные изменения, то они дополняют друг друга, вот и все.
Меняем размер шрифта
Язык HTML ограничен всего семью размерами шрифтов, что, согласитесь, очень мало для хорошего сайта. Поэтому для изменения размеров все давно используют CSS, и сейчас вы тоже этому научитесь.
В CSS есть порядка десяти единиц измерения, но мы с вами рассмотрим только три самых популярных — это пункты (pt), пиксели (px) и проценты (%). Итак:
Пример изменения размера шрифтов
Результат в браузере
Этот размер шрифта составляет 90% от размера в браузере по умолчанию.
Этот размер составляет 90% уже от размера в BODY.
Размер шрифта заголовка составляет 120% от размера в BODY.
Это опять 90% от размера в браузере по умолчанию. Размер этого шрифта 15 пунктов.
Размер шрифта зависит не только от его явного указания, но и от его имени (гарнитуры) — разные шрифты могут иметь совершенно разные высоту и ширину букв, а также межбуквенное расстояние.
Еще немного об атрибуте style
Самое время раскрыть вам еще один секрет этого чудесного атрибута, но опять сначала задам вам вопрос. Как бы вы поступили, если бы вам надо было установить для всего параграфа имя шрифта Arial с размером в 80%? А я вам скажу, вы бы написали что-то подобное:
Или вообще вот так.
Я прав? Ну что ж, если первые два варианта в принципе верны, то последний вообще с ошибкой, так как, если помните, в одном теге не может быть двух одинаковых атрибутов. А теперь пора вспомнить, что style — не просто атрибут, а атрибут относящийся к CSS. Посмотрите-ка на это:
Гораздо проще, да? Самое главное не забывать ставить между соседними стилями точку с запятой (;) и брать все это «хозяйство» в двойные кавычки (» «), иначе применится только первый стиль, а остальные браузер проигнорирует. Ну мы ведь всегда с вами проставляем двойные кавычки, правда?
Так, этот урок вышел очень насыщенным, поэтому сделайте домашнее задание и немного отдохните.
Как подключить и оптимизировать нестандартные шрифты
Текст — основная часть контента на большинстве сайтов, и важно грамотно подходить к его отрисовке. В этой статье мы разберём базовые моменты, касающиеся подключения и оптимизации шрифтов.
Сразу стоит отметить, что самый простой вариант — вообще не подключать сторонние шрифты и пользоваться стандартными, которые предустановлены в большинстве операционных систем. Это хорошо знакомые Arial, Times New Roman и так далее — эти шрифты называются веб-безопасными, достаточно просто указать название одного из таких шрифтов в коде, и всё будет работать.
Но чаще всего дизайн макета не позволяет обойтись веб-безопасным шрифтом, а требует использовать какой-то нестандартный. В этом случае при загрузке страницы файл со шрифтом нужно подгружать с сервера по той же схеме, что и остальные ресурсы — CSS-файлы, изображения и так далее. Он может весить довольно много, именно поэтому для быстрой загрузки страницы выгоднее сначала рассмотреть возможность использования стандартных шрифтов. Но даже с нестандартными шрифтами можно избежать большинства проблем, если уделить внимание оптимизации.
Для начала стоит выбрать правильный формат шрифта. TTF и OTF — форматы, которые предоставляются с минимальным сжатием или совсем без него. Их стоит использовать только в том случае, если нужна поддержка очень старых браузеров. Во всех остальных ситуациях можно выбрать WOFF и WOFF2 — форматы, которые отличаются высокой степенью сжатия. WOFF2 — усовершенствованная версия предшественника, этот формат можно считать лучшим из существующих. Тем не менее, поддержка WOFF2 хотя и очень хорошая, но пока не абсолютная, поэтому в качестве подстраховки для не самых современных браузеров стоит использовать WOFF.
Подключение шрифтов с помощью Google Fonts
Есть простой и удобный способ подключить нестандартный шрифт — использовать Google Fonts. Это бесплатный сервис, с помощью которого можно подключать шрифты, но не хранить их на своём сервере. Чтобы им воспользоваться, необходимо выбрать шрифт и добавить одно или несколько нужных начертаний, а затем вставить в ссылку, которую сгенерирует Google Fonts во вкладке Embed.
Этого достаточно, чтобы шрифт подключился. Теперь его можно использовать в свойстве font-family без каких-либо дополнительных действий.
Стоит отметить, что после основного шрифта важно указать веб-безопасный. В случае, если нестандартный шрифт не загрузится, браузер воспользуется альтернативным. Его нужно подобрать максимально похожим на основной шрифт.
Плюсы этого способа — простота использования и всегда актуальные версии шрифтов, Google Fonts их часто обновляет. Но у него есть и минус — запросы к сторонним серверам могут негативно повлиять на скорость загрузки страницы. Если выбираете этот способ, стоит обратить внимание на оптимизацию.
Подключение шрифтов с помощью правила @font-face
Название шрифта, которое затем нужно использовать, чтобы задать элементам подключённый шрифт.
Адрес файла со шрифтом, который нужно подключить, и его формат. Если адресов несколько, их можно указать через запятую. В этом случае важен порядок — браузер будет последовательно пытаться подключить файлы. Первым должен быть самый подходящий формат, а далее — запасные варианты.
Также с помощью функции local можно добавить возможность перед загрузкой шрифта с сервера проверить, установлен ли он на компьютере пользователя. Если да, запроса к серверу за шрифтом не будет — при рендеринге используется локальная версия. Но у этого способа есть минус — шрифт на компьютере пользователя может быть устаревшим, и тогда страница отобразится не совсем так, как было задумано.
Базовый вариант правила:
Для улучшения производительности правило @font-face лучше всего прописывать в самом начале CSS-файла. Так браузер сможет раньше начать обработку шрифта.
Оптимизация
Выбор современного формата шрифта, который обладает хорошей степенью сжатия — это только первый шаг к оптимизации. Можно сделать гораздо больше, чтобы увеличить скорость загрузки страницы и сделать пользовательский опыт при взаимодействии с интерфейсом приятнее.
FOIT, FOUT и FOFT
Пока шрифт загружается, при рендеринге можно наблюдать разное поведение текста.
FOIT (Flash of Invisible Text) — с англ. «мелькание невидимого текста». При таком поведении, пока шрифт не загрузится, текст не отображается и появляется только после загрузки шрифта. Значительная проблема — во время загрузки нет доступа к текстовому контенту.
FOUT (Flash of Unstyled Text) — с англ. «мелькание неоформленного текста». Во время загрузки используется шрифт, заданный по умолчанию (системный, например), а после загрузки страница перерисовывается с использованием загрузившегося шрифта. Эта перерисовка довольно заметна и может быть нежелательна.
FOFT (Flash of Faux Text) — с англ. «мелькание синтезированного текста». Это поведение можно наблюдать в промежутке, когда основное начертание уже загрузилось, а дополнительные (жирное, курсивное и так далее) — нет. Браузер имитирует нужное начертание до загрузки настоящей версии. В этом случае страница может перерисовываться несколько раз по мере загрузки начертаний.
Свойство font-display
У свойства есть несколько значений, которые определяют поведение текста во время загрузки шрифта:
Предзагрузка шрифтов
Ещё один способ оптимизации — предварительная загрузка шрифтов. С её помощью можно изменить обычную приоритизацию загрузки ресурсов, тем самым сказав браузеру, что важно загрузить шрифт в первую очередь.
Стоит учесть, что браузер загрузит шрифт в любом случае — даже если он не используется на странице. И, обладая высоким приоритетом, эта загрузка может блокировать загрузку других ресурсов, поэтому нужно грамотно выбирать, что именно предзагружать. Например, если на странице используются три разных шрифта, стоит предзагрузить только основной шрифт без дополнительных начертаний.
Для того, чтобы предзагрузка сработала, нужно поместить в ссылку на шрифт и задать атрибуту rel значение preload :
Уменьшение количества глифов шрифта
По умолчанию шрифт может содержать глифы (буквы, символы) разных языков и просто редко используемые. С помощью свойства unicode-range можно установить диапазон нужных символов в системе Unicode, тогда браузер будет подгружать сабсет (подмножество) шрифта только в тот момент, когда на странице появится символ из этого диапазона. Предварительно нужно подготовить файлы шрифтов, разбив их на группы.
Например, можно отдельно подключить латиницу и кириллицу, если на сайте представлены версии на двух языках. И с помощью unicode-range браузер поймёт, какой сабсет нужен для конкретной страницы, и загрузит только его. Такой файл будет иметь меньший вес и ускорит загрузку страницы.
Также можно проанализировать, какие конкретно глифы используются на сайте и создать кастомный сабсет исключительно с ними. Для этого есть специальные инструменты.
Google Fonts по умолчанию использует сабсеты. Это можно увидеть, открыв CSS-файл, который подключается в при использовании сервиса. Для каждого языка есть отдельный сабсет. Пример для латиницы и кириллицы:
В статье разобраны только базовые способы оптимизации шрифтов. Но даже их достаточно, чтобы улучшить пользовательский опыт и значительно уменьшить вес файлов шрифтов, ускорив тем самым загрузку страницы.
Полезности
Подключение шрифтов — часть вёрстки
А научиться вёрстке проще, чем кажется. Скидка 1000₽ по промокоду SKUCHNO.