Как сделать двойные рифмы
Двойные рифмы: яркий акцент для текстов в стиле рэп
В последние полтора года резко возросла популярность такого жанра музыки, как рэп. Это направление не обделило вниманием даже телевидение – исполнители, выйдя из подполья, приходят на съёмки популярных телепередач и зачитывают свои композиции. Количество любителей рэпа возрастает с каждым месяцем, а уж желающих пробиться в массы в качестве хип-хоп звезды огромное количество. Юные дарования начинают писать собственные тексты, но при первой же зачитке оказывается, что песня совсем не впечатляет слушателей. В чём же секрет стремительно взлетевших на олимп славы рэперов и почему их тексты такие цепляющие? Ответ прост – в этих песнях были использованы двойные рифмы, или даблрайм.
Что такое даблрайм
Даблрайм (англ. Double Rhyme) – приём, использующийся в написании рэп-текстов, являющий собой двойную рифму. Окончания строк в таком случае созвучны не по одному, а по двум последним словам. Таким образом, если первая часть двустишия заканчивается на сочетание «холостой патрон», то рифмуются оба слова, например, «холостой» – «областной» и «патрон» – «пантеон». Двойные рифмы, несмотря на кажущуюся простоту в плане применения, воспринимаются слушателями гораздо глубже. Создаётся впечатление усложнённости и многогранности текста, что для такого жанра, как рэп, имеет первостепенное значение. Любители жанра неоднократно отмечали, что трэки с двойными рифмами вызывают «мурашки» при прослушивании – настолько сильно «бьют» в цель сложные сочетания.
Примеры использования приёма даблрайм
Западные хип-хоп-исполнители уже давно используют в своём творчестве двойные рифмы. Примеры их применения в русскоязычном рэпе стали появляться относительно недавно. Трэки с даблраймом неизменно вызывают восторг слушателей, нахваливающих чуть ли инновационные изменения в стихосложении, хотя этот приём существовал в хип-хопе не менее двух десятков лет. Например, набравший в последнее время огромную популярность рэпер Оксимирон (Oxxxymiron) нередко использует этот приём в своих трэках:
Я помню в детстве миг, как девственник, заняв неизвестный ник,
Из протеста вник в русрэп, сказав, я буду здесь вместо них.
(Oxxxymiron, «Жук в муравейнике»).
Также успешно в своём творчестве применяет двойные рифмы и рэпер Hyde:
Влияние двойной рифмы на слушателя
Почему двойные рифмы так впечатляют поклонников речитатива под бит? Поэзия издавна по-особенному влияла на людей из-за особой гармонии, которую создаёт созвучие слов в конце строк стихотворного произведения. Несколько утверждений, сплетённых в одну концепцию и закреплённых консонансом, доносили эмоции и мысли поэта до читателя гораздо более метко, чем если бы они были озвучены в прозаической форме. Какой приём может быть в вопросе произведения впечатления очевиднее, чем двойные рифмы? Примеры из современных русскоязычных и легендарных западных хип-хоп-композиций убедительно иллюстрируют красочность и при этом простоту выражения мысли при помощи рифмования. Истоки же влияния консонанса на человека уходят корнями в боевые песнопения, которыми воины разогревались перед схваткой – прилив адреналина обеспечивал ритм и консонанс песни. В наше время рэп, особенно снабжённый мощным битом и даблраймом, вызывает те же ощущения у своих слушателей.
Двойные рифмы как отличительный признак современной поэзии
Не так давно в Хабаровске, по словам прессы, произошёл удивительный инцидент – школьница прочитала на уроке текст рэпера Оксимирона «Переплетено», выдав его за стихотворение Осипа Мандельштама «Бесшумное веретено», и преподаватель, не заметив подмены, поставил ученице оценку «отлично». Позже выяснилось, что девушка вовсе не собиралась выдавать рэп за поэзию 20 века – она лишь проводила сравнительный анализ двух произведений. Тем не менее шумиха, поднятая в прессе, заставила многих пользователей сети задуматься о том, насколько трудно отличить качественный русский рэп от стихов классиков. Ответ оказался очевидным – основным маркером современности поэзии являются злободневный сленг и двойные рифмы.
Минусы приёма даблрайм
Несмотря на очевидные плюсы, стоит обратить внимание на то, что двойные рифмы в рэпе стоит употреблять умеренно и со знанием дела. Чрезмерное усложнение текста метафорами, сленгом и сложными стихотворными приёмами могут дать обратный эффект – слушатели могут не разобрать смысл песни и потерять интерес к творчеству исполнителя. Бездумное компонование слов – злейший враг успеха, поэтому начинающим хип-хоп-исполнителям следует основательно подойти к использованию таких стихотворных приёмов, как двойная рифма. В рэпе примеры неудачных смешений и чрезмерной перегруженности слов настолько многочисленны, что трудно отрицать необходимость проанализировать свои поэтические навыки, прежде чем принимать решение ступить на путь современного стихотворчества и пробовать себя в популярном жанре.
Двойные рифмы что это такое означает
Двойные рифмы — это одна из форм стихосложения, основанная на созвучности двух последних слов, а не одного – как обычно.
Ещё один вариант названия популярного приёма — даблрайм (по произношению английского термина Double rhyme). Жанр хип-хоп ищет формы выражения, которые максимально зацепят слушателя, и успешно находит, ведь «великий и могучий» русский язык богат не только на глагольные (считающиеся чуть ли не моветоном), но и на двойные рифмы, а также и её более сложные формы.
Разница между двойными рифмами: классическая поэзия и рэп
Хип-хоп, как любая массовая культура, имеет свои модные направления. То, что значит — хороший пример заразителен. Чтобы не отставать от мейнстрима, всё больше исполнителей стараются включить в текст своих речитативов двойные рифмы. Порой «инновационные» приёмы — вовремя пришедшая на ум классика, и влияние зарубежных рэперов.
Интересно, что поэзия под определением двойные рифмы подразумевает совсем не то же самое, что рэп. Классический вариант значения термина подразумевает рифму из двух слов в строфе, как пример, фрагмент из А. Блока:
Зарифмованы «квартал — встречал» и «зыбкой — улыбкой».
Но те самые двойные рифмы, о которых встречаются упоминания на баттлах и различных хип-хоп и рэп форумах, это рифмовка сразу двух слов в соседних строках. По рифмующейся позиции даблрайм принадлежит к концевой рифме, что означает — два рифмующихся слова расположены в конце строк. На вопрос: «Почему стали популярны двойные рифмы?» однозначно ответить невозможно.
Считается, что даблрайм оказывает на слушателей более сильное впечатление. Двойные рифмы, по признанию многих слушателей, вызывают шквал эмоций, сильный до озноба и мурашек по коже (по-научному эффект называется фриссон).
Самый наглядный пример рэпера, активно включающего их в свои тексты — Oxxxymiron (встречается название и сокращение псевдонима Оксимирон, Окси, Мирон) :
Поклонники превозносят своего кумира как первооткрывателя данной формы, утверждая, что до него подобного формата поэзия, и русскоязычный рэп в частности, не имела. Что означает, возможно, следующее — или они не читали классический жанр поэзии, или до бывшего обитателя Лондонграда просто никто так харизматично не напирал на использование приёма даблрайм.
Неизвестно достоверно, как он решил привнести в жанр столь популярный у западных хип-хоп исполнителей формат стихосложения — двойные рифмы. Была это попытка разнообразить жанр, или интуиция?
Важно, что двойными рифмами увлеклась аудитория. Некоторые коллеги, напротив, считают, что даблрайм перегружает жанр. Но факты свидетельствуют — в его подаче (или флоу, если использовать сленг) двойные рифмы зазвучали так яростно и успешно, что большинству стали очевидны перспективы жанра в этом направлении.
Рэп в России больше чем поэзия?
Уже неоднократно, благодаря роликам в интернете, разгоралась шумиха по поводу школьников, якобы выдававших стихи всего того же Оксимирона за произведения классиков литературы с двойными рифмами. В итоге, всё оказывалось не совсем так, как преподносилось.
Это был, в случае с хабаровской ученицей Анастасией Ан, сравнительный анализ произведений, вырванный жадными до сенсаций СМИ из контекста. Или же пример и сознательная демонстрация учителю достоинств стихов современного жанра. Подобный сюжет мелькал и в зарубежном кинематографе.
Что значит, по сути, размывание границы «рэп — качественная, наполненная метафорами и усложнёнными, в том числе двойными рифмами, поэзия».
Кстати, существует и обратный пример. Законодатель моды на двойные рифмы, Оксимирон, не гнушается читать классику. В его исполнении Александр Блок, хоть и не даблрайм, но чем не рэп?
Двойные рифмы считаются неромантичными и жёсткими, но В. Брюсов, яркий символист русской Серебряного века, демонстрирует не только лиричные двойные рифмы (именно в понимании рэп культуры 21 века), но и сочетание их с панторифмой:
Подобное усложнение не только двойными рифмами встречается и в композициях хип-хоп исполнителей, что означает очередной виток развития, на который заходит русскоязычный рэп. Лишь бы это способствовало прогрессу, а жанр не вырождался в бесконечное повторение толпой исполнителей за кем-то удачного выполненного пассажа, как это наблюдается с двойными рифмами. Ведь жанр изначально подразумевал личностный текст.
Как овладеть двойными рифмами
Поэзия, в том числе и жанр хип-хоп, доступна слушателям, но создавать действительно стоящие произведения способен далеко не каждый. Считается, что подбирать двойные рифмы несложно. Наверное. При наличии в совокупности составляющих: талант, отменное языковое чутьё, обширный лексикон (не только в его обсценной части), идея, которую необходимо донести до сознания публики.
Ведь в погоне за двойными рифмами важнее всего не только подобрать самые оригинальные и цепляющие слушателей варианты, но и сохранить смысловую нагрузку. Иначе понять, что значит очередной экзерсис от ещё одного насилующего двойные рифмы рэп исполнителя будет затруднительно (если вообще возможно).
Как пример, вирши от Otrix:
Зарифмованы весьма условно по созвучию два слова, оканчивающие строки «спился-Симпсон» и «ссохся-Высоцкий». Вроде, даблрайм выдержан, и с уникальностью сочетаний всё просто супер. Но читаешь, и стыдно за хип-хоп. Тот самый случай, когда нашалил другой, а не по себе очевидцам, в данном варианте — читателям и слушателям.
Одарённость — удел очень немногих, но с них и спрос больше.
Чисто технически методом перебора слов, или даже при помощи программы генератора в интернете, подобрать двойные рифмы можно, вот только кому нужен стопятьсотый поток бессмыслицы? По сути, это относится и к приёму даблрайм, и ко всему хип-хоп искусству в целом.
Как сделать двойные рифмы
Советую почитать, тем более если начали писать не так давно. Статья небольшая, прочитать нетрудно, зато у судей глаза из орбит от квадратных гор вываливаться не будут =)
Итак,
1) Глагольная рифма
Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем.
Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.
«Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.» © Михалков
«Слышали их топот параллельно, пока мы поднимались,
И мы ужасно испугались» © Гуф
2) Квадратная рифма
Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять.
а) Стандартный квадрат
б) Видоизмененный квадрат
Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями.
«Игра постепенно принимает серьёзные масштабы.
Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба» © Гуф
в) Квадрат типа наречие-прилагательное
Прилагательные едва ли не чаще всего являются квадратами. Длинный=сильный, плохой=глухой и так далее. Но не забудем про такую часть речи, как наречия. Ведь слово «сильно» никак не назовешь прилагательным, не правда ли? Но рифму длинный=сильно нельзя назвать никак иначе, как подвидом видоизмененного (простите за тавтологию) квадрата. Это же относится к любым подобным рифмам, таким, как быстро=кислый, тесновато=бесноватый и тп.
Мы разобрались с теми видами рифм, которые не поощряются на текстовых баттлах. Теперь перейдем к тем, что считаются престижными и дают вам шанс стать победителем.
3) Акцентная/на созвучия
Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога.
а) Точная
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.
б) Неточная
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка. Для новичка это неплохой вариант. Думаю, не стоит отказываться от неточных рифм, это однозначно лучше квадратов.
Мы разобрались с самой методикой сочинения рифм на созвучия, теперь посмотрим на примеры. Думаю, не стоит искать конкретные строчки, вы сами сможете их найти, когда на примере исполнителей поймете, что это такое.
«жду=шнур» © Oxxxymiron
«крах=знак» © Oxxxymiron
«Короб=порох» © Oxxxymiron
«Джейсон=фейсом» © Oxxxymiron
«ксенофоб=ксилофон=семафор» © Oxxxymiron
«метаспам=Геростат» © Oxxxymiron
«Титаник=скиталец» © Oxxxymiron
а.4) более, чем на три слога
«задевает=Страдивари» ©
«попиарьте=Мориарти» © Oxxxymiron
«Себестоимость=перестроилось» © Sieg_Wanez
в) На шипящие
В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.
«Ведь, как же вам передать это чувство,
Когда нет никого, кто плечом бы к плечу встал.
Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron
г) Рифмы типа «ться=ца»
Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен. Примерами могут служить сотни конкретных случаев: постараться=парарацци, околица=уколется и другие.
УЧИМСЯ РИФМОВАТЬ!!
1) Глагольная рифма
Это самый простой из существующих видов рифмы, а всё благодаря разнообразию глаголов в русском языке. Глагольную форму постоянно использовали многие известные поэты, но в рэп-тусовке она считается «зашкварной».
Его девушка неделю уговаривала трусы снять,
но он ответил ей песней. Ну что с него теперь взять?
(Басота на батле против Meowizzy)
Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания. Например, мама – рама, пендель – крендель. Она в свою очередь делится на три типа.
а) Стандартный квадрат
(Гарри Топор против Noize MC)
б) Видоизмененный квадрат
Речь идет об изменении падежа или числа, а следовательно и окончания у одного из рифмующихся слов.
Твой рэп – без яиц, в игре ты не имеешь веса,
Твой рэп – без яиц, ты не поэт, ты – поэтесса.
(ST против Гарри Топора)
Кстати, формы прилагательное-прилагательное и прилагательное-наречие тоже считаются квадратами.
3) Акцентная/на созвучия
Следующая ступень развития для текстовиков – акцентная рифма или рифма на созвучия. И двойные, и тройные рифмы должны быть именно акцентными.
Точная рифма на созвучия – рифма, при которой у слов разные окончания, но есть созвучные слоги. Чем больше созвучных слогов, тем объемнее и сложнее она становится.
Очень любит идеи Сталина Слава Карелин
И Иосиф у тебя внутри будто ты срака Валерии.
(Эрнесто Заткнитесь против Гнойного)
Неточная рифма на созвучия – это рифма, где последние слоги не рифмуются.
«жду=шнур» :copyright: Oxxxymiron
«крах=знак» :copyright: Oxxxymiron
«Короб=порох» :copyright: Oxxxymiron
«Джейсон=фейсом» :copyright: Oxxxymiron
«ксенофоб=ксилофон=семафор» :copyright: Oxxxymiron
«метаспам=Геростат» :copyright: Oxxxymiron
«Титаник=скиталец» :copyright: Oxxxymiron
а.4) более, чем на три слога
«попиарьте=Мориарти» :copyright: Oxxxymiron
«Себестоимость=перестроилось» :copyright: Sieg_Wanez
в) На шипящие/ться-ца
Это еще один пример простых рифм. В них рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Они облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.
Он любит бить, но десять лет он бил баклуши.
Можешь навешать хорошо, но в основном лапши на уши.
4) Внутренняя рифма
Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько – в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.
а) Обычная внутренняя
Стандартный вариант, когда рифмуется слово в середине и в конце фразы.
Я рэпер, ты балагур, в этом батле ты падаван.
Дай мне рэп, а не каламбур, и куплеты, а не балаган.
(Oxxxymiron против ST)
б) Двойная внутренняя
Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине.
в) Множественная внутренняя
Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.
«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду,
Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» :copyright: Oxxxymiron
«Нам сам Анатолий Вассерман монополию на хасол дал,
В магнитоле не раз у мам ваших глаголил басурман.» :copyright: Oxxxymiron
Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки.
Не до сна – мне шлют куплеты в скайп – метаспам,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм – Герострат,
Мне насрать, вам уходить с фарватера пора.
6) Двойная рифма/даблраймы
Это как раз те самые двойные рифмы, о которых говорят на каждом втором батле. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат.
«Но не бойтесь, все очень цивильно,
Я нищий, но у меня, как у ваших Bentley, восемь цилиндров.» :copyright: Oxxxymiron
Здесь чужаков любой подросток поиметь может» :copyright: Oxxxymiron
«Ярость, как у зеленого великана, временами дремлет,
7) Тройная рифма/триплраймы
Этот вид рифмовки можно отнести к элите. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке.
Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей».
8) Полнострочная рифмовка/панторифма
Самая сложная и престижная рифма. Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр.
Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.
«Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового» :copyright: