Как сделать двускатную крышу гаража
Двухскатная крыша гаража: разбор базовых вариантов + все о технологии строительства
Крышу с двумя скатами над гаражами сооружают немногим реже односкатного аналога. Хотя согласно всеобщему заблуждению один скат требует меньше затрат, конструкцию «домиком» зачастую построить дешевле. С ее наклонных поверхностей беспрепятственно стекает вода, потому нет смысла укладывать многослойную гидроизоляцию.
В устройстве парапетов, увеличивающих расход материалов, нет необходимости. Несложный процесс возведения вполне доступен домашнему умельцу, если он знает, как сооружается двухскатная крыша на гараж в точном соответствии с технологическими указаниями.
Содержание
Базовые способы сооружения крыши
Домики для четырехколесных «коней» оснащаются ровно такими же типами крыш, как и дома самих автолюбителей. В технологиях возведения скатных конструкций для гаражей и жилых зданий практически нет отличий.
Высота определяется предпочтениями хозяев и их планами на использование подкрышного пространства. В нем свободно можно организовать мастерскую, комнату отдыха или склад, если несущая способность коробки не будет ввергать в сомнения по прочностным аспектам.
Крутая крыша средств на обустройство потребует больше, чем ее невысокий аналог. Скаты ее солидней по размерам, а элементы стропильного каркаса внушительней. Поэтому даже среди отечественных собственников кирпичных и бетонных гаражей не слишком много любителей высоких конструкций, если не планируется эксплуатация чердака. К необходимости регулярно счищать снег с низко-скатной крыши они относятся весьма благосклонно, как к веской причине лишний разок посетить гараж и навести порядок в личных владеньях.
Утепленная двухскатная крыша гаража позволит существенно сэкономить тепло. Однако без убедительных климатических показателей в регионе строительства повышать теплотехнику строения неразумно. При необходимости укладывают теплоизоляционный материал между стропильными ногами, снизу защищают пароизоляционной пленкой, сверху гидроизоляцией.
Работы проводятся в соответствии с правилами устройства обычных скатных крыш, стропильные системы могут быть выполнены как из древесины, так и из оцинкованного металлопроката.
В зависимости от проектных данных обустраиваемой коробки в сооружении стропильных систем над гаражами используется:
Стропильные системы наслонной разновидности сооружаются над гаражами, если есть необходимость в перекрытии большого пролета. Например, в гаражах с двумя или более боксами для машин. В таких постройках обычно имеется как минимум одна стена или ряд опорных столбов для поддержания кровельной конструкции. Висячая схема идеально подходит для возведения крыши над строением, рассчитанным на одно авто. Внутренние стенки и опорные столбы в малогабаритных постройках неприемлемы из-за незначительных размеров полезного пространства.
Обе разновидности стропильных каркасов при перекрытии небольших пролетов до 5м включают минимум элементов. Наслонная система состоит из установленных парами стропильных ног и прогонной конструкции, висячая — из ряда стропильных ферм. При увеличении пролетов схема сооружения стропильных крыш усложняется, дополняется подкосами, опорными столбами, дополнительными прогонами бабками, ригелями и т.д.
Заметим, что для устройства крыши с двумя скатами сооружение стропильного каркаса не является условием обязательным. Скаты могут быть сформированы треугольными фронтонами. На покатые стороны фронтонов укладываются слеги – балки, параллельные коньковому прогону и свесам. Бесстропильная методика практикуется преимущественно в деревянном строительстве. Кирпичные и каменные постройки с фронтонами все же принято обустраивать с помощью стропильных ферм, установленных внутри коробки.
Технология строительства крыш для гаража
Простейший путь получения информации – тщательный разбор методов и технологий сооружения. Желающим знать, как самостоятельно построить гараж с прочной двухскатной крышей, мы предлагаем несколько наиболее распространенных примеров. Рассматривать будем строительство крыш над каркасными стенами. Их специфика заключается в креплении стропильной системы к верхней обвязке стеновых опор, а не к мауэрлату кирпичных и бетонных гаражей. Разница не принципиальная, но забывать о ней не стоит, особенно на стадии проектирования, т.к. закладные детали для крепления мауэрлата должны быть заложены в процессе возведения стен.
Финишное кровельное покрытие для гаражей выбирают, ориентируясь на показатели крутизны конструкции и на собственные экономические соображения. Материал, из которого выполнены стены, серьезного значения не имеет. В обустройстве низко-скатных построек используют в основном рулонные материалы, привлекающие хозяев отличными водоотталкивающими качествами.
Для кровли крыш повыше применяют металлочерепицу или экономичный профнастил, радующие не только ценой, но и возможностью самостоятельно уложить покрытие. Керамическая черепица и натуральный камень над отечественными гаражами встречаются крайне редко, и то лишь в случае вменения единых ландшафтных требований к участку.
Наслонные варианты гаражных крыш
Пример двухскатной крыши над «одноместным» гаражом вполне доступен неопытному исполнителю. Крыша холодная, но при желании этот аспект можно продумать и доработать самим. Ширину доски, из которой будут производиться стропильные ноги утепленной крыши, следует подобрать так, чтобы толщина утеплителя была на 3-5см меньше. Разница эта нужна для формирования вентиляционных потоков, отводящих испарения и конденсат от утеплителя.
Если с покупкой досок требующегося размера ничего не получится, поверху стропилин прибивается обрешетка – брусок, наращивающий недостающую ширину.
Простейшая стропильная конструкция
Пошаговый инструктаж для мастеров, решивших своими руками построить холодную двухскатную крышу гаража:
Для изготовления стропилин, подкосов и балок используем доску 50×150мм, 50×200мм или 50×250мм. Следует учесть, что сечение материала для конькового прогона должно быть больше сечения рядовых элементов стропильной системы. Затяжки можно сделать из доски 25×100мм.
По готовой стропильной системе нужно выполнить обрешетку: сплошную, если укладывать запланировано рулонный материал, разреженную, если производиться будет монтаж металлочерепицы или профилированного стального листа.
В сооружении стропильных систем наслонной категории для небольших гаражей используются одинаковые технологические принципы. Независимо от крутизны скатов самостоятельному мастеру придется выполнить все описанные выше этапы работ.
Поверх готовой стропильной системы полосами настилается рулонная гидроизоляция, укладка которой производится от свеса к коньковому прогону, потом обрешетка и кровельное покрытие.
Большепролетная наслонная крыша
Пример строительства крыша над большепролетной коробкой подтверждает непоколебимость технологических принципов. Особенность сооружения заключается в том, что обустраиваемый объект условно разделен на сектора.
Кроме несущих стен имеется два ряда опорных стоек, на которые уложены боковые прогоны. Прогонная конструкция опирается не на лежень или балки перекрытия, а на дополнительные стойки. Сектора коробки не превышают лимита в 5м, поэтому их не усиливают подстропильными ногами – подкосами.
Висячие схемы крыш для гаража
Висячие стропильные системы вполне обоснованно лидируют в сфере сооружения малогабаритных гаражей. Хозяев и строителей не пугает сложность ремонта и замены испорченной детали висячей стропильной системы. Гораздо удобнее и безопаснее соединять стропильные ноги в фермы, а затем поднимать их на крышу, чем устанавливать по-отдельности каждый наслонный элемент на высоте.
Элементарный способ строительства
Перед возведением крыши по висячей методе следует сделать точный расчет или запастись готовым проектом с точными размерами фронтонов.
Висячую стропильную систему для гаражной крыши будем сооружать следующим образом:
В примере обрешетка устраивается для мягкого вида покрытия из плит ОСП. Аналогичный по характеристикам сплошной настил под кровлю может быть устроен из доски. Желающим выяснить, как правильно сделать обрешетку двухскатной крыши на гараж, следует знать, что плиты укладываются вразбежку, а доски параллельно свесам или под углом 35º-45º к ним. Между элементами обрешетки следует оставлять зазоры минимум 3мм, необходимые для теплового расширения материалов.
Значительное преимущество висячих конструкций заключается в том, что стяжки заодно работают как потолочные балки. В разобранном варианте стяжка завышена, и внутренняя обшивка выполняется прямо по ней. Чердак в подобном проектном решении исключен. Зато благодаря завышению стяжки увеличивается потолок и внутреннее пространство, что можно в подробностях разглядеть на фото этапов устройства двухскатной крыши гаража:
Если висячими стропильными треугольниками предстоит перекрывать пролет более 9м, затяжку сращивают из двух досок или брусьев. В вершине треугольника устанавливается бабка-подвес, предотвращающая провисание затяжки. Она соединяется подкосами со стропильными ногами. Внизу подвеса есть устройство подтягивания затяжки в случае ее провисания.
Висячие конструкции для крупных пролетов
Висячие стропильные системы пригодны для перекрытия пролетов до 14м. в частном хозяйстве гаражи подобных габаритов встречаются нечасто. Однако крупногабаритные постройки нередко оснащают висячими стропильными фермами так, как в представленном примере двухэтажного гаража.
Постройка обладает полноценным вторым этажом, не относящимся к мансардной категории. Для строительства в районах с высокой ветровой нагрузкой и незначительным количеством зимних осадков стенки второго этажа стоит увеличить, а крышу сделать более пологой, уменьшив угол наклона скатов.
Стены двухэтажного гаража сложены из бруса, из него же выполнены фронтоны и внутренняя перегородка. Брусовые фронтоны дают возможность отказаться от стропильной схемы посредством монтажа слег. Однако каркас крыши в примере сделан традиционно: с помощью висячих стропильных треугольников.
Стропильные фермы устанавливаются обычным способом: нижними врубками опираются на стены, верхами друг в дружку. Место соединения верхов укреплено деревянными прибоинами. Потолок холодной крыши подшивается гипсокартоном изнутри стропильной системы. Снаружи на стропила настилается сплошной гидроизоляционный ковер.
Материал укладывается полосами с легким провисанием на случай традиционных подвижек древесины при колебаниях влаги с температурой. Полосы гидроизоляции укладываются в направлении от свеса к коньку, к стропилинам крепятся сначала степлером, потом рейками обрешетки. Под металлочерепицу и профлист устраивается разреженная обрешетка с шагом, указанным производителем. Под металлические покрытия с полимерной оболочкой недопустимо укладывать битумную гидроизоляцию.
В случае сооружения утепленной крыши над двухэтажным гаражом по указанному проекту, целесообразно этапы работ распределить другим образом. Первым делом лучше уложить гидроизоляцию, смонтировать обрешетку и закрепить на ней покрытие.
На крупных по площади объектах плиты или маты теплоизоляции удобней и разумней устанавливать, когда наружная часть кровельного пирога полностью готова. Так исключается угроза намокания теплоизоляции, из-за чего возникает угроза постепенного разрушения деревянных элементов стропильного каркаса.
Видео подборка в помощь самостоятельным строителям
Тема предложенного видео: сооружение гаража и двухскатной крыши для желающих строить своими руками.
Приведенные нами базовые варианты устройства крыш с двумя скатами над гаражами демонстрируют основные принципы сооружения. Предложенные схемы вполне подойдут для строительства отдельно стоящей коробки с двускатной крышей. Типовые проекты можно доработать в соответствии с индивидуальными требованиями.
Самостоятельное строительство двухскатной крыши на гараж
При обустройстве гаражного помещения нужно решить, какую конструкцию крыши предпочесть – одинарную или с двумя скатами. Второй вариант требует меньше гидроизоляции, так как с поверхности своевременно стекает вода, и подходит для регионов, отличающихся обилием осадков. Чтобы сделать такую конструкцию, нужно иметь представление о правильной технологии возведения двухскатной крыша на гараж своими руками.
Преимущества двускатной крыши
Часто домовладельцы предпочитают односкатную крышу из-за простоты ее конструкции. Однако у нее есть один минус – восприимчивость к температурным перепадам. Такие кровли более предрасположены к нарушению пароизоляционного слоя, из-за чего внутри здания скапливается конденсат, что неблагоприятно сказывается на состоянии гаража.
Конструкция с двумя скатами обеспечивает своевременный отвод влаги с поверхности. Она равномерно нагревается солнцем, на ней не задерживаются в большом количестве снеговые массы. На чердаке удобно хранить оборудование и инструменты.
У двускатной конструкции больше длина вытяжки, за счет чего улучшается вентиляция. Однако это относится к жилым зданиям, а не к гаражному помещению (в последнем не устанавливают трубу).
Проектирование двускатной крыши
При выборе покрытия для двускатной кровли необходимо учитывать, из какого материала выполнено само помещение – шлакоблока, пеноблока, кирпича и т.д. Помимо этого, значение имеет и угол наклона конструкции. Плотные материалы с минимальным числом стыков (в том числе рулонные) подходят для кровель с низкими скатами. Черепицу, напротив, укладывают на крутых крышах. Чем меньше размеры элементов, тем больше должен быть наклон.
Перед тем как приступить к закупке материалов и начать делать крышу, необходимо подготовить чертеж, представляющий ее конструкцию. В нем указываются основные элементы с их габаритами.
Для конструкции с двумя скатами используются две основные разновидности стропильной системы – висячая и наслонная. Первая подходит для небольшого гаража на одну машину, вторая – в здании, где есть потребность в перекрытии крупного пролета (к примеру, оборудованном парой боксов для авто).
Наслонный вариант предполагает наличие крепких опор у всех стропильных ног сверху и снизу. В последнем случае это, как правило, стены здания. Верхушки стропил опираются на прогонную систему, а последняя – на внутреннюю стену или несколько опор, размещенных в помещении. Поэтому такой вариант не практикуется в маленьких гаражах: опорные столбы и стены «съедают» немало полезного места. Начинают строить такую крышу с создания рамы с коньковым прогоном. Она будет служить опорой для пар стропил.
Висячие конструкции обычно строятся посредством монтажа специальных ферм, имеющих форму треугольника. Их можно сделать самому или приобрести в готовом виде. Технология предполагает опору стропил исключительно на стенки коробки.
Исполнение обоих типов конструкций для маленьких пролетов (5 м и менее) получается простым и лаконичным. Для более крупных крыш система становится сложнее, появляются дополнительные опоры и другие элементы.
Когда кровля сооружается над каркасными стенами, стропила крепятся не к мауэрлату гаража, а к верхней обвязке опор. При подготовке проекта не стоит забывать об этой особенности. Закладки для фиксации мауэрлата организуются при строительстве стен. Можно встретить и бесстропильные крыши для гаража. Упор в этом случае делается на треугольные фронтоны, выполненные кирпичной кладкой.
Угол наклона зависит от погодных особенностей региона – количества выпадающих осадков, наличия или отсутствия сильных порывов ветра. Угол наклона влияет и на выбор материала кровли. В ветреных местностях крышу делают длинной и пологой. В районах, где выпадает много снега, предпочтителен противоположный вариант конструкции – высокий с большим углом наклона. При выборе также учитывается, желают ли хозяева обустроить под крышей чердак или мансарду.
Материалы и инструменты для изготовления
Для крыши с деревянной стропильной системой потребуются следующие инструменты:
Также нужно заготовить кровельный материал в необходимом количестве. Если выбран профнастил или другое покрытие на основе листового металла, нужны специальные ножницы для нарезания. В роли крепежных деталей используются саморезы, скобы и простые гвозди.
Основные элементы конструкции крыши и их монтаж
Работы начинают с подготовки стропильной системы. Затем монтируют обрешетку и на нее укладывают кровельный материал.
Стропильная система
Сначала нужно определиться, планируется ли создавать под кровлей мансарду или чердак. В первом случае система потребует дополнительного укрепления с помощью вертикально прикрепляемых к мауэрлату стоек. Шаг при этом должен быть не более 0,9 м. Соединение осуществляется с помощью скоб. Если решено делать чердак, стропила монтируются непосредственно на мауэрлат. Чаще это делают так, чтобы их нижние части нависли над зданием примерно на 0,5 м. Но иногда эти части являются местом соединения с мауэрлатом.
Стропила из металла примечательны прочностью и долгим сроком службы. Они отлично переносят сырость, перепады температур и другие особенности микроклимата гаража. Но большая масса не позволяет использовать их в легких каркасных постройках. Такие стропила подойдут для достаточно тяжелого гаража с надежным фундаментом. Перед монтажом их нужно обработать антикоррозийным составом.
Деревянные стропила подойдут и для легких строений, но для увеличения срока службы важно правильно выбрать материал. В качестве сырья подойдут сосна и ель. Чем меньше будет содержание влаги в древесине, тем лучше. Максимальное допустимое значение – 20%. Материал естественной влажности не подойдет, так как его показатель находится в районе 30%.
Стропила не должны иметь трещин и сучковатостей. Клееный брус подойдет лучше цельного в силу большей прочности. Материал необходимо пропитывать антипиренными и антисептическими составами. Обычно для гаражного помещения приобретаются ноги с сечением 15х7 см. Если есть возможность, лучше заказать специальную древесину, предназначенную для стропил.
Укрепления и отвесы
Для создания свеса к стропилам прибивают кобылки – добавочные доски. Если стропила недостаточно длинные (короче 8 м), к коньку прибивают капитальную балку, помогающую зафиксировать элементы конструкции. Сверху их выстилают гидроизоляцией, а затем прибивают обрешеточные рейки. Если в роли покрытия выбран шифер, металлическая черепица или иной материал высокой твердости, каркас делают разреженным. Расстояние между первой парой реек делают небольшим (максимум 0,25 м), между другими элементами – не более полуметра. На значение параметра оказывает влияние и шаг профиля. Для мягкой кровли нужна сплошная обрешетка без просветов.
Кровельное покрытие
Особенности монтажа покрытия зависят от его типа. Шифер начинают укладывать с нижней стороны одного из скатов. Первый ряд листов укладывают с нахлестом в 1-2 волны. Затем продвигаются вверх, при этом новый ряд кладется на нижний с пересечением в 0,2 м. Листовые материалы монтируют на контробрешетку с пароизоляционной прослойкой. Это препятствует накоплению сконденсированной влаги. Полоски рубероида кладут под прямым углом к краям крыши, натягивают и устанавливают с нахлестом, фиксируя специальными гвоздями.
Внутренняя отделка
Для утепления хорошо подойдет минвата в рулонах. Ее слои укладывают между стропилами, для фиксации используются дюбели зонтичного типа. Затем монтируют пароизоляционный материал. Потолок можно отделать гипсокартоном, листовым ПВХ или фанерой. Подходящую краску для выбранного типа материала можно выбрать в строймаге. На упаковке приводится пошаговая инструкция по ее нанесению. Перед покраской поверхность обрабатывают водоотталкивающим составом.