Как сделать график поставки материалов
График поставки материалов
При заключении между организациями договора поставки материалов, часто в качестве приложения к нему формируется специальный график. Наибольшее распространение данный документ имеет в строительной сфере, где для постройки объекта требуется бесперебойная поставка строительных материалов.
Для чего нужен документ
График поставки материалов отражает конкретные сроки, в которые поставщик должен доставить заказчику те или иные материалы. График формируется в виде таблицы, носит предварительный характер, согласовывается и подписывается представителями сторон.
Таким образом, график является официальным письменным обязательством одного субъекта договорных отношений перед другим.
Прежде чем сформировать график, предприятия, между которыми заключен договор поставки, должны точно определить, в какие даты и в каком количестве должна производится доставка того или иного вида материалов — именно эти числа указываются в графике. Для этого нужно заранее уточнить, есть ли необходимый товар в нужном количестве в наличии на складе или придется подождать, пока он будет произведен. Такое тщательное отношение позволит наиболее точно определиться с поставками и избежать в дальнейшем нежелательных сбоев.
Как отслеживать поставку
Вообще, для того, чтобы контролировать поставку материалов первым делом нужно назначить конкретное ответственное лицо.
Этот сотрудник должен будет следить за тем, чтобы все материалы приходили точно в установленную по графику дату. По факту доставки он же, как представитель заказчика, должен оформлять специальные документы, свидетельствующие о приеме-передаче материалов. В случае перебоев он же обязан информировать руководство и совместно с начальством и представителем второй стороны искать пути для решения возникших проблем. Можно составить претензию по договору поставки.
Можно ли вносить в график правки в процессе исполнения договора
Если поставщик не успевает по каким-либо причинам вовремя привозить необходимые материалы заказчику, в большинстве случаев он имеет возможность договориться с тем о корректировке графика (если иное не установлено в договоре). Это будет наиболее оптимальный путь по исправлению ситуации, который позволит избежать разногласий и споров, решаемых по суду.
Что будет, если нарушить сроки поставки по графику
Условия и общий период поставки материалов обычно отражается непосредственно в договоре, в графике даются более точные сроки и описание наименований и объемов поставок. В договоре же фиксируются и санкции, которые налагаются на поставщика в случае просрочек. Чаще всего это либо начисление штрафов для покрытия издержек, либо возможность разрыва договора в одностороннем порядке.
Если же срыв поставки по графику приводит к таким серьезным последствиям, как, например, нарушение сроков строительства объекта, пострадавшая сторона вправе подать на поставщика в суд и затребовать компенсации понесенных убытков.
Особенности формирования графика, общие моменты
Если перед вами поставлена задача по составлению графика поставки материалов, а вы не очень хорошо представляете, как именно это сделать, прочитайте приведенные ниже рекомендации и ознакомьтесь с примером – по его образцу вы легко сделаете собственных бланк.
Перед тем, как перейти к подробному описанию документа, дадим общую информацию, которая характерна для всех таких бумаг.
Графику обязательно должен быть присвоен номер (как приложения к договору). Сведения о нем обязательно должны быть зафиксированы в специальном журнале учета договоров и приложений к ним.
К составлению графика следует относиться крайне внимательно и скрупулезно, просчитывая все нюансы. Не надо забывать о том, что в случае перебоев с поставками именно этот документ может стать юридически значимым и обрести доказательную силу как для одной, так и для другой стороны.
Образец графика поставки материалов
С точки зрения составления график не так уж и сложен. В начале документа нужно отметить:
Далее посередине строки нужно написать название документа.
После этого идет основная часть. Она выглядит в виде таблицы, куда вносятся:
Если стороны считают необходимым, таблицу можно дополнить и другими сведениями – например, о единице измерения материалов, сортности, категории и прочих идентификационных характеристиках.
В заключение график обязательно должен быть подписан представителями сторон: директорами компаний или их законными представителями.
График поставки материалов: образец, что следует учесть при оформлении
Исполнители используют в своей работе различные приспособления. Они могут быть оплачены как компанией-заказчиком, так и самими рабочими. Согласно общим правилам, особенности работы с инструментами и материалами в данном случае определяются трудовым соглашением, либо другим видом договора, заключаемого между сторонами.
Что это за документ?
Графиком обычно называют расписание, согласно которому выполняются те или иные действия. Конкретные цифры и указания зависят от того, каких договоренностей удалось добиться с поставщиками либо конечными покупателями. Графики нужны для того, чтобы одна сторона зафиксировала свои обязательства перед другой.
График можно назвать своеобразным итогом работы по подбору наиболее оптимальных условий для завершения того или иного проекта. Это особенно важно, когда существует сразу несколько обязанностей. Так будет легче согласовать варианты взаимодействия с исполнителями.
Советы по оформлению
Сначала надо узнать о графике выполнения самой работы. Тогда обе стороны узнают, к какому сроку необходимо приобрести материалы. Не каждый строитель и представитель другой профессии готов сразу предложить подробное расписание, потому рекомендуется рассмотреть данный процесс подробнее.
На словах все может выглядеть практически идеально, а на деле выполнение проекта задерживается, и клиенты часто понимают это, только когда сроки подходят к концу.
Что обязательно должно присутствовать в документе?
Унифицированный бланк для графика поставок материалов отсутствует. Каждая компания оформляет документ по своему усмотрению.
Но есть пара важных моментов:
Руководитель компании утверждает график, поставив подпись. А работники подписываются и подтверждают, что они согласны с оговоренными условиями.
Как контролировать процесс?
Необходимо узнать, в какой срок пройдут поставки буквально каждого материала. Желательно заранее уточнить вопросы наличия на складе, планирование следующих поставок. Это особенно важно для оптовых поставщиков, которые постоянно работают с большими партиями.
График поставки материалов оформляется с опорой на сроки поставок вместе со временем выполнения самой работы. При возникновении любых вопросов их обсуждают с исполнителями прямо на объекте. После этого график станет максимально приближенным к реальности.
Есть всего две ситуации, когда допустимым становится внесение изменений:
Наконец, график поставок можно передать всем сторонам, заинтересованным в проекте. Клиенты и исполнители сами должны понимать, когда и как проводить определенные закупки. Ведь к данному моменту необходимо накопить определенное количество финансов. Если согласование по какому-то материалу отсутствует, то его необходимо провести до того, как произойдет закупка. Каждый должен понимать, когда именно можно вводить корректировки в график. Это помогает справиться с задачей без серьезных задержек.
Графики часто помогают формировать коммерческие предложения для будущих клиентов и партнеров. После составления документа можно практически сразу начинать работу. Составление документа рекомендуется начинать только после того, как будут определены другие спецификации.
Документально график должен находиться в том же месте, где проводится сделка. Поскольку именно продавец становится основным участником процесса, во время которого осуществляются:
Для контроля обычно составляют более конкретное расписание. Оно позволяет проследить за тем, как выполняются обязательства. В результате каждая из сторон эффективно работает с доступной ей информацией, своевременно принимая соответствующие решения.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
График платежей
Графики платежей сегодня используются во многих сферах бизнеса и предпринимательской деятельности. Чаще всего это, конечно, погашение задолженностей в банковских кредитных учреждениях. Однако и между организациями таким графики составляются не так уж и редко.
Что такое «график платежей»
Под термином «график платежей» скрываются даты, условия, суммы, которые заказчик или покупатель должен перевести исполнителю или поставщику за предоставленные услуги или выполненные работы.
График платежей может быть ежедневным, еженедельным, ежемесячным или произвольным. В нем обязательно оговаривается форма передачи денежных средств: посредством «налички» из рук в руки, через безналичные переводы, путем внесения в кассу, на депозит и т.д. График всегда составляется в виде таблицы и носит предварительный характер.
Как следует из самой сути документа – он не является самостоятельным бланком, а служит приложением к какому-либо договору: купли-продажи, аренды, займы и т.д. График подтверждает обязательства, возникшие у одного субъекта договорных отношений перед вторым, фиксируя их в письменном виде.
Зачем нужен график платежей
Роль документа довольно проста и при этом значительна: он не только фиксирует периоды и точные даты проплат, но и дисциплинирует стороны.
Исполнителя заставляет вовремя поставлять товары или услуги, заказчика – также своевременно их оплачивать.
Кроме того, часто график применяется в случаях, когда по договору проходят достаточно крупные денежные суммы, которые трудно выплатить единовременно. Рассрочка, оформляемая в виде графика платежей, позволяет решить эту проблему.
Плюсы графиков платежей
Графики платежей хороши тем, что они дают наглядную картину о суммах, которые должны быть оплачены по договору. То есть никаких скрытых комиссий, дополнительных взносов, пени, и т.п. непредвиденных и неприятных сюрпризов при оплате по грамотно составленному графику платежей не будет.
Когда его делать
График оформляется после того, как договор между сторонами будет подписан. Информация о наличии графика и порядке его исполнения обязательно должна быть отражена в договоре в числе прочих его условий.
Каким он может быть
График платежей может быть строго установленным или гибким. В первом случае, даты прописываются в том порядке, который удобен обеим сторонам договора, согласовываются, утверждаются между ними, но любое отклонение от графика автоматически приводит к штрафным санкциям, которые также заранее указываются в договоре. Во втором случае – график зависит от поставок или предоставления услуг, то есть в течение определенного срока после того, как товар придет или услуга будет выполнена, деньги должны быть проплачены.
Допустимо ли изменять график по ходу дела
В случае, если заказчик или покупатель по каким-то обстоятельствам не успевает в нужное время провести оплату, почти всегда он может договориться о редактировании графика с исполнителем или поставщиком.
Это будет наиболее правильный и честный способ решения возникшей проблемы, который даст возможность избежать конфликтов и спорных ситуаций, доходящих порой до судебной инстанции.
Нужно ли отслеживать оплату
При заключении договора в организациях с обеих сторон назначаются лица, которые несут ответственность за его исполнение. Точно также эти же самые сотрудники должны следить за тем, чтобы график платежей выполнялся в полном объеме и своевременно. Кроме того, за исполнением графика платежей обычно следят специалисты отдела бухгалтерии. Такой подход позволяет избежать просрочек и проконтролировать, чтобы условия договора в этом пункте не нарушались.
Что будет, если нарушить график
За нарушение графика платежей могут последовать вполне конкретные санкции, которые обязательно должны быть упомянуты в договоре.
Без упоминания их применение будет неправомерно. В первую очередь это, конечно, пени и штрафы. Кроме того, при систематическом нарушении графика, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке (в том числе и по суду).
Как сделать документ
График платежей делается в произвольном виде, поскольку унифицированного его образца на сегодняшний день нет. Однако, если на предприятии, представитель которого делает документ, есть свой шаблон, утвержденный в его учетной политике, использовать нужно именно его.
Особенности оформления
Как и формат документа, его оформление может быть свободным. Это обозначает то, что график можно нарисовать от руки или напечатать на компьютере, правда во втором случае его нужно будет обязательно распечатать. Для графика подойдет обычный лист бумаги или бланк с фирменными реквизитами и логотипом компании.
Графику, как дополнительному приложению к договору, следует присвоить отдельный номер. Информацию о нем надо занести в специальный учетный журнал, туда же, куда вносятся сведения обо всех заключенных договорах и приложениях к ним.
Делается документ в двух абсолютно одинаковых экземплярах, один из которых передается заказчику или покупателю, а второй остается у исполнителя.
Формировать график надо крайне внимательно, учитывая интересы обеих сторон и тщательно просчитывая все тонкости условий договора. Следует помнить о том, что если вдруг возникнет ситуация с задержкой оплаты, этот документ может стать частью доказательной базы, причем как с одной, так и с другой стороны.
Кто должен подписать
График должен быть подписан представителями с обеих сторон договорных отношений. Подписи должны поставить директора предприятий или лица, временно исполняющие их обязанности (о чем должно быть документальное подтверждение). Их автографы будут свидетельствовать о том, что график согласован между ними и обязателен к исполнению. Что касается печати, то ее следует проставлять только в том случае, если условие о ее использовании есть в нормативно-правовых актах организаций.
Образец графика платежей
Если перед вами встала задача по формированию графика платежей, с которым вы прежде никогда не сталкивались, посмотрите приведенный ниже пример и ознакомьтесь с комментариями к нему – на их основе вы без особых сложностей наверняка сделаете то, что вам требуется.
Первым делом надо сказать, что с точки зрения составления график не особенно труден и никаких особых знаний для его оформления не надо.
Формирование графика отгрузок
У грузоотправителя и грузополучателя общая цель – к определенному времени и с наименьшими затратами переместить груз из места отправления в место назначения.
Содержание
Условия сделки по грузоперевозкам
Стандартно в условия сделки транспортировки входят:
График отгрузок – этот тот инструмент, который помогает обеспечить качественное выполнение первых двух пунктов сделки.
Исходные данные для формирования графика
Необходимой исходной информацией для формирования рабочего графика отгрузок являются следующие данные:
Формируем график
Шаг 1: выясняем объемы и сроки
Работа по формированию графика отгрузок начинается с получения информации от грузополучателя об объёмах груза, которые необходимо отгрузить со склада грузоотправителя в неделю, месяц, квартал, год.
Эти данные грузополучатель собирает путём анализа прогнозов (планов) продаж, бюджета закупок на текущий год и анализа продаж предыдущих периодов (см. таблицу №1, строка 2;4).
Шаг 2: выясняем пропускную способность склада грузоотправителя
Транспортный отдел связывается со складом для получения информации о пропускной способности склада по сборке грузов. То есть, какой объём грузов склад может собирать при нормативной нагрузке на человека.
Норматив ежемесячной нагрузки на сотрудников складов текущего года определяется для каждого склада индивидуально и основывается на среднемесячном значении грузооборота на одного сотрудника склада за сезонный период (июль – октябрь) в рамках складов аналогичного класса по итогам предшествующего года (см. таблицу №1, строка 6).
Шаг 3: рассчитываем необходимый объем транспорта
Имея данные по объёмам груза необходимого грузополучателю и пропускной способности склада, транспортный отдел грузоотправителя рассчитывает объём транспорта необходимый для удовлетворения потребности грузополучателя в получении им необходимого груза ежемесячно (см. таблицу №1, строка 7).
Таблица №1 «Шаблон для расчёта количества поставок по месяцам»
Шаг 4: составляем график и согласовываем его с грузополучателем
На основании полученных данных транспортный отдел составляет график отгрузок на ближайший месяц для грузополучателя, далее согласовывая его с ним.
Грузополучатель в данной ситуации анализирует территориальное расположение грузоотправителя, а также пропускную способность своего склада, и согласовывает, либо нет предложенный график отгрузок.
Пример
Например, при расчете необходимого помесячного количества поставок, на сентябрь запланировано 20 контейнеров (см. таблицу №2).
Таблица №2 «Расчёт по количеству поставок по ООО «Х» на 2013 год.»
Таблица №3 «График отгрузок с ЗАО «У» на ООО «Х» на сентябрь 2013 года»
Примечание
Также при формировании графика отгрузок необходимо учитывать и обстоятельства непреодолимой силы, такие как погодные условия, в определённые месяцы года, а также сезонное закрытие дорог, поскольку в соответствии с этим есть ограничения в объёмах перевозимого груза в транспортных средствах.
Вывод
График поставки
Некоторые клиенты спрашивают «что такое график поставки?», «зачем он нужен?», «почему просто нельзя получить товар и отгрузить его клиенту?». С одной стороны, все логично – есть сделка, в ней список необходимых товаров. Что-то есть на складе, чего-то недостает. Поставили резерв, что отсутствует – закупили. Получили товар – отгрузили клиенту. Сделка закрыта. Все верно. НО. Может оказаться, что клиент осуществляет производство, и товар ему нужен частями в разные сроки. Или условия поставок таковы, что какая-то часть закупленного товара придет раньше, а остальное – чуть позднее. Для таких ситуаций и нужен график поставок.
Каталог SCM-решений и проектов доступен на TAdviser
Содержание
Что, для чего, когда и кто
График поставки – это некий итог работы по запросу и подбору условий поставок, так как отражает какой товар в каких количествах по каким ценам и в какой срок мы можем отгрузить. Особенно этот инструмент необходим, когда одна строка заказа на продажу «разбивается» на несколько составляющих, потому что часть требуемого клиенту товара придет к нам по 7 рублей и через 8 дней, а часть по 10, но через 5 дней. Соответственно на основе графика поставки можно формировать коммерческое предложение для согласования его с клиентом, после чего работа со сделкой (закупка, отгрузка) будет начата.
Составление графика следует проводить непосредственно перед отправкой коммерческого предложения клиенту. То есть после того, как будет сформирована спецификация сделки, установлены резервы, подобраны условия поставки. Ответственным в данном случае выступает сотрудник отдела продаж, работающий со сделкой.
График поставки создается на основе спецификации сделки, то есть его содержимое определяется теми товарами, которые мы хотим продать клиенту. Товар может иметь одно, несколько условий поставки или не иметь их вовсе. Удовлетворяющие этим условиям котировки также будут базой для графика: они определят отгружаемое количество и даты по каждой строке. График должен быть отправной точкой для согласований с клиентом, совершения закупок и отгрузок. Поэтому при автоматизации процессов работы с графиком следует принимать во внимание все эти три момента.
Рисунок 1 – График поставки. Источники и результаты
Множественное создание графика поставки
При реализации инструментария для графика поставки в системе управления продажами следует предусмотреть создание графика для одного товара и всех строк сразу. С одним товаром все ясно, а вот вторая возможность требует дополнительного рассмотрения. Почему? Потому что могут расходиться условия поставок по временным срокам, потребоваться частичная отгрузка клиенту по мере поступления товара. Отсюда следует, что при формировании графика по всей спецификации одновременно, необходимо организовать диалог с пользователем информационной системы управления для выбора правил работы после создания графика. Например, для подбора дат отгрузки могут использоваться такие настройки:
Использование условий поставки при формировании графика
При оформлении сделки скорее всего последовательность действий продавца будет соответствовать цепочке «утверждение спецификации – резервирование – запрос условий поставок – график поставки». Скорее всего, но не обязательно. Хотя бы потому, что в системе уже могут быть подобраны условия поставок для нужных товаров. Тогда следует предоставить пользователю возможность выбора котировки прямо во время создания строк графика.
Но котировок может и не быть. По разным причинам. Просто нет. Будет удобно, если в системе для таких случаев предусмотрено автоматическое создание запросов на условия поставки. При этом если на данный момент в спецификации указана нулевая цена по товару, можно сделать автоматическую модификацию цены после подбора условий поставки.
Еще, вероятно, нам понадобится какое-то время на обработку товара при его приемке. Не стоит исключать большую загруженность склада, из-за которой может возникнуть задержка отгрузки. Поэтому будет хорошо, если пользователь при необходимости сможет указать число дней, требуемое на обработку товара.
Организация закупок на основе графика поставки
Закупки. Опять же для той ситуации, когда идеальная цепочка действий продавца по каким-то причинам нарушена, может быть так, что мы настолько уверены в имеющихся котировках, знаем все цены и сроки, что после формирования спецификации сразу перешли к графику. И тут существует несколько вариантов: товар присутствует на складах в полном объеме, запасов нет вообще, запас есть, но покрывает потребность лишь частично. То есть сотрудник, создающий график, может и не знать реальную ситуацию. Поэтому раз уж он не всегда сам проверяет всю информацию заранее, то хорошо бы иметь инструмент автоматического резервирования и генерации заявок на покупку.
При этом, как и во время подбора дат, можно ввести такие настройки:
Если резерв покрывает не все нужное клиенту количество, то необходима закупка товара, заявку на которую также можно сгенерировать при создании графика. Причем хорошо, если это можно будет сделать как самостоятельно, так и автоматически, используя настройки пользовательского диалога.
Рисунок 2 – Составляющие графика поставки
Интерфейс
Что касается общего интерфейса инструмента графика поставки, то главное требование здесь – выполнение всех операций в одном окне, а еще лучше сопряженность со сделкой: в окне сделки можно добавить страницу или любой другой элемент, который будет содержать все, относящееся к графику. Принципиально важно иметь график и сделку в одном месте, так как основной участник процесса создания, изменения и контроля выполнения графика – продавец, и такое устройство работы обеспечит меньшие затраты времени на поиск нужных инструментов и сервисов, чем если бы все необходимое располагалось в различных местах.
При создании графика удобно в одном окне видеть спецификацию сделки, строки графика для каждого товара, условия поставки товаров. Может возникнуть необходимость просмотреть график поставки по всем товарам одновременно – такую функцию тоже стоит предусмотреть.
Выше уже говорилось, что было бы удобно привязывать котировку к строке спецификации при создании графика. Отсюда следует, что и удобно было бы тогда просматривать эту котировку, не переключаясь на другие окна, то есть в том же месте, где происходит формирование расписания отгрузок. Маршрут следования товара также стоит выводить вместе с графиком.
Так на основе строки графика можно создать заявку на покупку, то нужно и отслеживать уровень ее выполнения, например, через систему статусов, а также вывод запрошенного, закупленного и уже отгруженного количеств.
Контроль выполнения этапов графика поставки
Есть расписание, необходимо и вести какой-то контроль за его исполнением для соблюдения своих обязательств и своевременного информирования клиента в случае возникшего форс-мажора. Поэтому хорошо, если в системе есть, к примеру, отчет, позволяющий отслеживать по конкретному заказу или поставщику, или по всем документам наличие для товара графика поставки, заказанное количество, количество в пути, количество, отгруженное клиенту.
В заключение отметим, что использовать или не использовать график поставок в работе определяется бизнес-процессами компании. Но достоинства данного инструмента вполне очевидны – с применением графика обеспечивается контроль над выполнением обязательств перед клиентом, достигается эффективная и комфортная работа со сделкой, так как в данном случае при использовании одного инструмента можно сразу и зарезервировать товар, и создать заявку на покупку, и определить другие настройки касательно закупки и отгрузки товара. Для ведения контроля за исполнением обязательств по сделке можно подключить и график отгрузки поставщика (backlog), что добавит в рассматриваемый вопрос еще одну точку контроля деятельности торговой компании.