Как сделать грамматическое значение слова
Грамматическое значение и грамматическая форма
В морфологии значение образует четкую замкнутую структуру, с помощью которой мы можем точно определить к какой части речи относится данное слово.
Например:
Значение наклонения является грамматическим. У всех глаголов оно выражается следующими формальными средствами —
В глаголе «пишУ» — флексия является формальным показателем значения изъявительного наклонения.
Глагол «пишИ« — флексия, повелительное наклонение.
А вот „писал бы“ — формальным показателем является служебное слово, которое выражает сослагательное выражение.
Отличительные признаки грамматического значения (ГЗ)
Ведь лексикология стремится найти отличительные черты в самом значении слова, которые при определении точно бы характеризовали особенность использования слова в контексте.
Для грамматики не важно, какое лексическое значение у слова. Наука обращает свое внимание только на признаки и свойства слова с точки зрения обобщения.
Например:
Если в лексикологии слова „стол“, „стул“, „дым“ и „дом“ различаются по значению, то в грамматике — эти слова не имеют различий, у них одинаковое грамматическое значение и одинаковые формы числа и падежей.
Рассмотрим какие отличительные признаки имеет грамматическое значение:
Это означает строгую системную закрепленность типизированных формальных показателей.
Например:
Буду писать — форма будущего сложного времени образовалась с помощью вспомогательного глагола „быть“.
Пусть позвонит — форма повелительного наклонения образовалась с помощью частицы „пусть“, которая является формообразующей.
Пришел бы — с помощью формообразующей частицы „бы“ образовалось сослагательное наклонение.
Из-за высокой степени обобщенности в морфологии грамматическое значение выделяется в целом классе слов русского языка.
Например:
В словах „мальчик“, „парацетамол“, „шмотьё“, „красота“ выделяется только одно ГЗ — „предметность“.
Одна и та же словоформа может иметь разное значение, которое зависит от контекста.
Например:
Словоформа „молодой“ может иметь несколько значений —
Типы грамматических значений
Всего выделяют два типа значений:
Например:
У наречий выделяется общекатегориальное грамматическое значение „признак признака“.
У глаголов — только присущее им „состояние, действие“.
У существительных — „предметность“.
У числительных „количество“ является частеречным грамматическим значением.
У прилагательных выделяется „признак“.
Например:
В глаголе „решаю“ мы можем выделить значение вида, времени, наклонения, залога, лица и числа.
Что такое грамматическая форма?
Обычно форма это звук/буква или звуки/буквы, которые сопоставляются с определенным грамматическим значением.
Например:
Рисующий — в этой словоформе суффикс -ющ- подсказывает нам, что это действит. причастие настоящего времени, ед.ч., м.р.
Типы грамматических форм
РисуЮ — в этой словоформе флексия выражает значение 1 лица, единственного числа, наст. времени, изъявит.накл.
Стол + нулевое окончание — И.п., м.р.
ТракторЫ — тракторА
ДверЯми — дверЬми
Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:
Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
То, что обозначает слово.
Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.
Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.
Чем лексическое значение отличается от грамматического
Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.
А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.
Виды лексических значений
Основных видов два – прямое и переносное.
Прямое
Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.
Переносное
Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.
А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».
Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.
Связанные и не связанные
У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.
Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».
Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.
Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.
Схожие и противоположные
Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.
Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Есть ли границы у лексического значения
Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.
А что такое любовь? Счастье? Одиночество?
Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.
Полезные материалы для учеников и родителей
Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.
Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:
Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.
Грамматическое значение слова
Слова, не важно в каком языке они используются, играют роль настоящего фундамента, на котором стоит здание человеческой речи. Люди используют предложения, состоящие из словосочетаний, для передачи своих мыслей и эмоций. Для того, чтобы образовывать сочетания слов и предложения, слова изменяют свою форму. Слова – объекты, изучаемые такими науками, как лексикология и грамматика.
Грамматические значения слова (далее в тексте ГЗ) – качества, присущие слову в плане его отношения к какой-либо части речи, обобщенные значения, приписываемые нескольким словам, не зависимо от их реальной сути.
Например, слова «бежать» и «стоять» имеют отличные лексические значения (далее в тексте ЛЗ). Слово «бежать» означает двигаться быстро, в то время как «стоять» значит быть неподвижным. Но ГЗ этих слов идентичны: непереходный глагол в неопределенной форме, I-ого спряжения, несовершенного вида, в изъявительном наклонении.
Другой пример: существительное «звезды» в предложении «Крохотные звезды рассыпаны по ночному небу» имеет ГЗ неодушевлённости, предметности, именительного падежа, женского рода, мн. числа. В большинстве случаев, словам присуще множество ГЗ. К примеру, слово «кот» — нарицательное и одушевлённое существительное мужского рода, единственного числа, II-ого склонения, именительного падежа.
ГЗ бывают постоянные (классифицирующие) и непостоянные (формообразующие). Так, женский род — постоянное значение существительного «кошка», ведь слово «кошка» в русском языке никак не может перейти в мужской или средний род. При этом, значение единственного числа именительного падежа изменить можно: «кошке», «кошкам», «кошкой», «кошками» и так далее.
Категориальное значение слова (далее в тексте КЗ) является его наиболее общим и важным ГЗ. К КЗ слова относятся значение действия у глагола, предметности у существительного и так далее. КЗ может дополняться частными ГЗ. К примеру, для глагола характерны частные значения рода, падежа, числа.
Грамматическое значение слова сопровождает его лексическое значение. Их отличия:
Лексическое и грамматическое значения слова способны на взаимодействие друг с другом. Изменение ЛЗ слова ведет к изменению его ГЗ. К примеру, прилагательное «глухая» в предложении «глухая старушка шла по разбитой дороге» является качественным, а в словосочетании «глухой согласный» является относительным. Обратно этому, ГЗ слова может напрямую зависеть от его ЛЗ. К примеру, глагол «прыгать» в значении «подпрыгивать» употребляется как глагол несовершенного вида: «Мальчик прыгал (что делал?), не жалея своих сил». ЛЗ «спрыгивать откуда-то» создает другое ГЗ – совершенного вида: «Он прыгнул (что сделал?) с моста и скрылся в тумане».
Лексическое и грамматическое значение слова. 5-й класс
Цели урока: Определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи, развивать связную речь и творческие способности детей, совершенствовать навыки самооценки и работы в парах, привить любовь к русскому языку.
Оборудование: схемы, карточки, словарь.
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем работу по теме «Лексика». Что же такое лексика?
Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочитаем слова, записанные на доске.
Берёза, бабушка, ёлка, доска.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Грамматическое значение.
Учитель: Давайте докажем это.
Запись на доске: помидор, капуста, баклажан, морковь
Ученик: Нет.
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: Да. Это овощи.
Учитель: По какому признаку мы выделяем группы слов?
Ученик: По грамматическому и лексическому значению.
Учитель: Давайте сформулируем тему урока?
Ученики: Лексическое и грамматическое значение слова.
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы определяем, какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.
Задание 1. Определите лексическое значение слов: Сосна, зелёный, стоит
Учитель: Лексическое значение известно. Можно эти три слова считать предложением?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему? Что нужно сделать с этими словами, чтобы получилось предложение?
Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником, работающим у доски: Стоит зелёная сосна.
Учитель: Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.
Учитель: В какой части слова заключено грамматическое значение?
Ученик: В окончании.
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: В основе слова.
Учитель: Если мы закроем окончания, что можно сказать о словах?
Ученик: Знаем, о чём говорят, но не знаем, какие между ними отношения.
Учитель: Можно ли, не изменяя грамматического значения, построить предложение?
Ученик: Нет. Слова должны быть связаны грамматически.
Учитель: А теперь, что вы можете сказать о словах: молесный, молодильник, перемахал, рувицу?
Ученик: Ничего не понятно. Но слова между собой связаны.
Учитель: Докажите это и определите часть речи.
У доски работает один ученик.
Учитель: Почему трудно определить лексическое значение?
Учитель: Значит, у нас не получится предложение, если мы не знаем лексического значения? Давайте посмотрим на доску, там вы видите слова: брыкаться, круглый, чай?
Ученик: Брыкается круглый чай.
Учитель: Получилось предложение? Мы же знаем лексическое значение всех слов?
Ученик: Нет лексической сочетаемости, т.е. смысла.
Учитель: Что нужно знать, чтобы построить предложение?
Ученик: Лексическое и грамматическое значение, учитывать лексическую сочетаемость.
III. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах
Учитель: Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.
г) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка: ж.р., ед.ч., им.п.
Проверка в парах.
Учитель: По лексическому и грамматическому значению находим слово. Молодцы, все справились с этим заданием, а теперь задание посложнее.
IV. Первичная проверка понимания
Посмотрите на грамматические модели. Выпишите слова к указанным моделям и докажите, что сделали верно.
Снег, дождь, дуют, скользкий, пришла, замечательный, мороз, бодро, воды, был, горячий, подул, ветер, выпал, зима, коньки, лыжи, катался, долгожданный, тихо.
Учитель: Прочитайте слова к своим моделям? Почему не все подошли?
Ученик: Не у всех есть окончания.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Все они относятся к зиме.
V. Первичное закрепление. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зима пришла»
VI. Рефлексия
Что было главным на уроке? Интересным? Что запомнилось?
VII. Домашнее задание
Определите лексическое и грамматическое значение слов невежа и невежда. Составьте предложения с этими словами.
Грамматические значения, способы их выражения.
Грамматическое значение – это общее несамостоятельное формально выраженное значение, которое сопровождает лексическое значение слова и может изменяться вместе с изменением синтаксической роли слова. Отличия от лексических: 1. грамматическое значение характерно не для одного слова, а для многих слов языка (сопровождают, уточняют и конкретизируют лексическое значение.). 2. Грамматическое значение обобщает свойства слов, абстрагируется от лексического. 3. Слова – средство номинации, формы слов организуют мысль. Грамматическое значение выражается формальными средствами.
Способы выражения грамматического значения:
1. Аффиксация (присоединение к основе слова аффиксов, т.е. морфем с грамматическим значением). Суффикс может выражать значение причастий, деепричастий. Постфикс – это аффикс – расположенный после флексии. Еще один тип морфемы – интерфикс, между корнями в сложном слове. Инфикс – аффикс, который ставится внутри корня. Конфикс – комбинация из двух аффиксов, которые присоединяются к корню одновременно и выражают одно грамматическое значение. Трансфикс – это аффикс, пронизывающий аффикс насквозь, разрывая его на отдельные звуковые элементы, и сам при этом распадается на отдельные компоненты.
2. Внутренняя флексия – чередование звуков, которое различает грамматическое значение слов (забирать – забрать(совершенный и несовершенный вид), man-men(единственное и множественное число)).
3. Служебные слова – вспомогательные глаголы. Частицы, предлоги, артикли, которые выражают грам.значение
4. Редупликация –повтор слова или основы, которые выражают грам.значение(в казахс. Кызыл –красный, кызыл-кызыл – очень красный)
5. Супплетивизм – образование разных форм слова от разных корней (плохой – хуже).
6. В ряде языков особое значение имеет порядок слов.
7. Ударение может различать формы слова (высыпать).
8. Интонация также может различать синтаксическое значение.
37. Грамматическая форма слова – это единство грамматического значения и способа выражения слова. В зависимости от способа образования грам. формы делятся на: синтетичесикие ( простые) и аналитические (составные).
· Синтетич. образуются с помощью аффиксов. Существует два способа аффиксации:
1) флексийный –этот способ представляет собой прочное соединение основы, к-я может менять свой звуковой состав и многозначных аффиксов (книга-книзі; красный-красная-красные). Он присущен русс., укр., хинди, латинскому и т.д.
2) агглютинация –это последовательное присоединение однозначных стандартных аффиксов к неизменным корням; здесь будет сколько грамм. значений, сколько аффиксов. Характерно для тюркских, угро-финских языков( ара-аралад-араларга(пила-пилы-пилам)).
· Аналит. Образуется с помощью служебных слов (буду читать, читал бы, самый умный и т.д.) В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть.В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.
38. Граматична категорія— с-ма протиставлених одна одній однорідних грам. величин.Існує ряд форм об’єднаних спільними значеннями, з протиставленнями які мають формальні вираження.Формальне вираження-дуже важлива ознака граматичної категорії, її наявність чи відсутність є основним критерієм виділення граматичної категорії.
Граматичні категорії поділяються на:
Морфологічні- категорія виду,числа, роду, часу, способу
Синтаксичні-категорія активн.,пасивн., комунікативна спрямованість, стверджув.заперечні,катег.синтаксичного часу,синтаксичного способу.
Морфологічні категорії поділяються на:
Класифікаційні-це такі члени яких виступають як рубрики класифікації слів.
Словозмінні- грамат. катег. Яких слово може набувати залежно від іншого слова,з яким воно поєднується в реченні.
Існують такі категорії:
1)катег. Роду- грам.катег.,що полягає в розподілі слів чи форм за двома чи трьома класами
2)катег.відмінка-це грам.катег.імені що виражає його синтаксичні відношення до інших слів висловлювання.
3)катег.числа-грам.катег. яка виражає кількісні характеристики предметів думки.
4)катег.означеності/неозначеності-це грам. Катег.яка вказує на те чи мислиться імя предмета як єдине в описуванні ситуації, чи як таке що належить до класу подібних йому.
5)Катег. Ступеня якості-грам.катег. яка виражає ступінь якості, що характеризує предмет чи дію.
6)Категорія часу-це граматична кат.дієсл.,що є специфічним мовним відображенням об’єкт. Часу і служить для територ.локалізації події або стану,про які йдеться в реченні.
7)Категорія виду-грам.катег.дієсл.,яка узагальнено вказує на протікання дії в часі.
8)Кат.стану-гр.катег.дієсл.,виражає суб’єктно-обєктні відношення.
9)Катег.особи-гр.катег.дієсл.,яка позначає відношення суб’єкта дії до мовця.
10)Кат.способу-…вираж.відношення назв дієслівної дії до дійсності.
39. Морфема-это минимальная значимая часть слова. Все, что в слове имеет к-л значение, является морфемой, либо составляющей морфемы. Основные признаки морфемы: минимальность, значимость, повторяемость с одним и тем же значением, абстрактность.
Морфемы подр. на 2 основных. класса: 1)основные (корневые); 2) служебные(аффиксальные). Отсюда и классификация морфем по функциям в речи.
Основная – диривационная (словообразующая), связанная с внешними формами слова;корневая морфема обяз. для каждого слова.
Служебные – реляционные(формообр), связанные с одной какой-то формой (аффиксом времени и т.д.); служ. морфемы не обяз. для каждого слова. К служ. отн-ся : Корень—это главная значимая часть слова, в кот. заключено общее значение всех родственных слов.Приставка (префикс)—это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и их форм. Суффикс—это значимая часть слова, кот. находится после корня или другого суффикса и служит для образония новых слов. Окончание (или флексия)—это значимая заменяемая часть слова, кот. указывает на различные формы слова и служит для связи слов словосочетании и предлож.
В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводнымиявляются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город, стол, жёлт-ый. Производнымиявляются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.
От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы — основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный.
В процессе развития языка происходят различные изменения в морфемной структуре слова, которые можно свести к трем:
1)опрощение –это такой процесс, при котором количество морфем уменьшается(рубаха-подрубить)
2)осложнение-обратный процесс, при котором количество морфем увеличивается(зонтик, ботаник)
3)переразложение –перераспределение границ между морфемами(облако-обвлако, внутри-вън утроба)
42.Синтаксическая связь— это семантическо-грам.отношения между словами и предложенииями реч.цепи.
Осн.виды связей: паратаксис(сочинительная), гиптаксис(подчинительная).
Сочинительная связь-синтаксическая связь, при которой компоненты реч.цепи вступают в равноправные грам.отношения.(Он говорил тихо и постоянно оглядывался).Соч.связь бывает откраытой, если реч.цепь можно продолжить.(Девочка хорошо танцует, и поет, и играет).Закрытой, если нельзя сохранить существование грам.отношений.(Он читал быстро, но невнимательно)
Подчинительная связь-это неравноправные грам.отношения, при которых один элемент главный, другой-зависимый.
Виды подчинительной связи:
1)согласование-вид связи, при которой главное слово уподобляет себе зависимое во всех общих для них грам.категориях(интересная книга)
2)управление-тип связи, при кот главное слово требует от зависимого определенной формы(читать(что?)книгу). Бывает предложным и беспредложным, сильным и слабым.
3)примыкание-это вид связи,при которой зависимое слово связано с главным только семантически(по смыслу), потому что примыкают неизменяемые слова: Наречия, инфинитив, деепричастие(желание учиться)
5) изофет- это конструкция из двух существительных, где одно определяет другое, причем формальный показатель зависимости находится при определяемом слове.Констукция изофет характерна для тюркских языков.
6)инкорпорация-это вид связи, при которой основы слов образуют морфологическое целое, инкорплративный комплекс, часть которого не имеют морфологич.показателей.
43.Словосочетание как синтаксическая единица
В комнате или на воздухе также представляют собой соединение двух слов, однако подобные соединения не являются словосочетаниями, так как одно из слов в каждой паре оказывается не самостоятельным, а служебным. Словосочетание основывается на единстве не только структурного (формального) но и смыслового моментов.
Словосочетания могут быть именными (сторонники мира, белый снег, ясное небо), глагольными (достигнуть успеха), наречными (громко запеть, неподвижно стоять). Подобная классификация словосочетаний осложняется семантическим сближением между словосочетаниями, находящимися в разных структурных группах. Например, глагольное словосочетание восхищаться кем, чем явно сближается с именным словосочетанием восхищение кем или чем.
Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием. Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:Повествовательное предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии либо содержит отрицание их. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения делятся на: собственно вопросительные — заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ (Вы сделали работу? Он уже пришёл?) вопросительно-утвердительные предложения содержат в себе информацию, которая требует подтверждения (Так вы едете? Это уже решено?),вопросительно-побудительные предложения содержат в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе (Итак, может быть, продолжим), в вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Такое предложение не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе. (Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?)
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть)
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.
Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.Предложение считается простым если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.Если предложение содержит все необходимые части речи, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые части речи опущены в соответствии с контекстом или обстановкой.
45.Член предложе́ния — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложении.Главные члены предложения:подлежащее и сказуемое.Второстепенные-определение,обстоятельство,приложение,дополнение. Подлежа́щее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчеркивается одной чертой. Сказу́емое— главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами. Определение в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно относится к прилагательному. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией. Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения). Обстоя́тельство в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрих пунктиром.
Приложение — второстепенный член предложения, дающий дополнительное название характеризуемому предмету. Представляет собой определение, выраженное существительным или словосочетанием, в котором главным составляющим является одно или несколько существительных. Дополнение в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоимённым существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей)