Как сделать грамматическое значение слова

Грамматическое значение и грамматическая форма

В морфологии значение образует четкую замкнутую структуру, с помощью которой мы можем точно определить к какой части речи относится данное слово.

Например:

Значение наклонения является грамматическим. У всех глаголов оно выражается следующими формальными средствами —

В глаголе «пишУ» — флексия является формальным показателем значения изъявительного наклонения.

Глагол «пишИ« — флексия, повелительное наклонение.

А вот „писал бы“ — формальным показателем является служебное слово, которое выражает сослагательное выражение.

Отличительные признаки грамматического значения (ГЗ)

Ведь лексикология стремится найти отличительные черты в самом значении слова, которые при определении точно бы характеризовали особенность использования слова в контексте.

Для грамматики не важно, какое лексическое значение у слова. Наука обращает свое внимание только на признаки и свойства слова с точки зрения обобщения.

Например:

Если в лексикологии слова „стол“, „стул“, „дым“ и „дом“ различаются по значению, то в грамматике — эти слова не имеют различий, у них одинаковое грамматическое значение и одинаковые формы числа и падежей.

Рассмотрим какие отличительные признаки имеет грамматическое значение:

Это означает строгую системную закрепленность типизированных формальных показателей.

Например:

Буду писать — форма будущего сложного времени образовалась с помощью вспомогательного глагола „быть“.

Пусть позвонит — форма повелительного наклонения образовалась с помощью частицы „пусть“, которая является формообразующей.

Пришел бы — с помощью формообразующей частицы „бы“ образовалось сослагательное наклонение.

Из-за высокой степени обобщенности в морфологии грамматическое значение выделяется в целом классе слов русского языка.

Например:

В словах „мальчик“, „парацетамол“, „шмотьё“, „красота“ выделяется только одно ГЗ — „предметность“.

Одна и та же словоформа может иметь разное значение, которое зависит от контекста.

Например:

Словоформа „молодой“ может иметь несколько значений —

Типы грамматических значений

Всего выделяют два типа значений:

Например:

У наречий выделяется общекатегориальное грамматическое значение „признак признака“.

У глаголов — только присущее им „состояние, действие“.

У существительных — „предметность“.

У числительных „количество“ является частеречным грамматическим значением.

У прилагательных выделяется „признак“.

Например:

В глаголе „решаю“ мы можем выделить значение вида, времени, наклонения, залога, лица и числа.

Что такое грамматическая форма?

Обычно форма это звук/буква или звуки/буквы, которые сопоставляются с определенным грамматическим значением.

Например:

Рисующий — в этой словоформе суффикс -ющ- подсказывает нам, что это действит. причастие настоящего времени, ед.ч., м.р.

Типы грамматических форм

РисуЮ — в этой словоформе флексия выражает значение 1 лица, единственного числа, наст. времени, изъявит.накл.

Стол + нулевое окончание — И.п., м.р.

ТракторЫ — тракторА

ДверЯми — дверЬми

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Как сделать грамматическое значение слова. Смотреть фото Как сделать грамматическое значение слова. Смотреть картинку Как сделать грамматическое значение слова. Картинка про Как сделать грамматическое значение слова. Фото Как сделать грамматическое значение слова

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Источник

Грамматическое значение слова

Как сделать грамматическое значение слова. Смотреть фото Как сделать грамматическое значение слова. Смотреть картинку Как сделать грамматическое значение слова. Картинка про Как сделать грамматическое значение слова. Фото Как сделать грамматическое значение слова

Слова, не важно в каком языке они используются, играют роль настоящего фундамента, на котором стоит здание человеческой речи. Люди используют предложения, состоящие из словосочетаний, для передачи своих мыслей и эмоций. Для того, чтобы образовывать сочетания слов и предложения, слова изменяют свою форму. Слова – объекты, изучаемые такими науками, как лексикология и грамматика.

Грамматические значения слова (далее в тексте ГЗ) – качества, присущие слову в плане его отношения к какой-либо части речи, обобщенные значения, приписываемые нескольким словам, не зависимо от их реальной сути.

Например, слова «бежать» и «стоять» имеют отличные лексические значения (далее в тексте ЛЗ). Слово «бежать» означает двигаться быстро, в то время как «стоять» значит быть неподвижным. Но ГЗ этих слов идентичны: непереходный глагол в неопределенной форме, I-ого спряжения, несовершенного вида, в изъявительном наклонении.
Другой пример: существительное «звезды» в предложении «Крохотные звезды рассыпаны по ночному небу» имеет ГЗ неодушевлённости, предметности, именительного падежа, женского рода, мн. числа. В большинстве случаев, словам присуще множество ГЗ. К примеру, слово «кот» — нарицательное и одушевлённое существительное мужского рода, единственного числа, II-ого склонения, именительного падежа.

ГЗ бывают постоянные (классифицирующие) и непостоянные (формообразующие). Так, женский род — постоянное значение существительного «кошка», ведь слово «кошка» в русском языке никак не может перейти в мужской или средний род. При этом, значение единственного числа именительного падежа изменить можно: «кошке», «кошкам», «кошкой», «кошками» и так далее.

Категориальное значение слова (далее в тексте КЗ) является его наиболее общим и важным ГЗ. К КЗ слова относятся значение действия у глагола, предметности у существительного и так далее. КЗ может дополняться частными ГЗ. К примеру, для глагола характерны частные значения рода, падежа, числа.

Грамматическое значение слова сопровождает его лексическое значение. Их отличия:

Лексическое и грамматическое значения слова способны на взаимодействие друг с другом. Изменение ЛЗ слова ведет к изменению его ГЗ. К примеру, прилагательное «глухая» в предложении «глухая старушка шла по разбитой дороге» является качественным, а в словосочетании «глухой согласный» является относительным. Обратно этому, ГЗ слова может напрямую зависеть от его ЛЗ. К примеру, глагол «прыгать» в значении «подпрыгивать» употребляется как глагол несовершенного вида: «Мальчик прыгал (что делал?), не жалея своих сил». ЛЗ «спрыгивать откуда-то» создает другое ГЗ – совершенного вида: «Он прыгнул (что сделал?) с моста и скрылся в тумане».

Источник

Лексическое и грамматическое значение слова. 5-й класс

Цели урока: Определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи, развивать связную речь и творческие способности детей, совершенствовать навыки самооценки и работы в парах, привить любовь к русскому языку.

Оборудование: схемы, карточки, словарь.

Ход урока

I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем работу по теме «Лексика». Что же такое лексика?

Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочитаем слова, записанные на доске.

Берёза, бабушка, ёлка, доска.

Учитель: Что общего у этих слов?

Ученик: Грамматическое значение.

Учитель: Давайте докажем это.

Запись на доске: помидор, капуста, баклажан, морковь

Ученик: Нет.

Учитель: Лексическое значение?

Ученик: Да. Это овощи.

Учитель: По какому признаку мы выделяем группы слов?

Ученик: По грамматическому и лексическому значению.

Учитель: Давайте сформулируем тему урока?

Ученики: Лексическое и грамматическое значение слова.

II. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы определяем, какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.

Задание 1. Определите лексическое значение слов: Сосна, зелёный, стоит

Учитель: Лексическое значение известно. Можно эти три слова считать предложением?

Ученик: Нет.

Учитель: Почему? Что нужно сделать с этими словами, чтобы получилось предложение?

Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником, работающим у доски: Стоит зелёная сосна.

Учитель: Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.

Учитель: В какой части слова заключено грамматическое значение?

Ученик: В окончании.

Учитель: Лексическое значение?

Ученик: В основе слова.

Учитель: Если мы закроем окончания, что можно сказать о словах?

Ученик: Знаем, о чём говорят, но не знаем, какие между ними отношения.

Учитель: Можно ли, не изменяя грамматического значения, построить предложение?

Ученик: Нет. Слова должны быть связаны грамматически.

Учитель: А теперь, что вы можете сказать о словах: молесный, молодильник, перемахал, рувицу?

Ученик: Ничего не понятно. Но слова между собой связаны.

Учитель: Докажите это и определите часть речи.

У доски работает один ученик.

Учитель: Почему трудно определить лексическое значение?

Учитель: Значит, у нас не получится предложение, если мы не знаем лексического значения? Давайте посмотрим на доску, там вы видите слова: брыкаться, круглый, чай?

Ученик: Брыкается круглый чай.

Учитель: Получилось предложение? Мы же знаем лексическое значение всех слов?

Ученик: Нет лексической сочетаемости, т.е. смысла.

Учитель: Что нужно знать, чтобы построить предложение?

Ученик: Лексическое и грамматическое значение, учитывать лексическую сочетаемость.

III. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах

Учитель: Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.

г) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка: ж.р., ед.ч., им.п.
Проверка в парах.
Учитель: По лексическому и грамматическому значению находим слово. Молодцы, все справились с этим заданием, а теперь задание посложнее.

IV. Первичная проверка понимания

Посмотрите на грамматические модели. Выпишите слова к указанным моделям и докажите, что сделали верно.

Снег, дождь, дуют, скользкий, пришла, замечательный, мороз, бодро, воды, был, горячий, подул, ветер, выпал, зима, коньки, лыжи, катался, долгожданный, тихо.

Учитель: Прочитайте слова к своим моделям? Почему не все подошли?

Ученик: Не у всех есть окончания.

Учитель: Что общего у этих слов?

Ученик: Все они относятся к зиме.

V. Первичное закрепление. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зима пришла»

VI. Рефлексия

Что было главным на уроке? Интересным? Что запомнилось?

VII. Домашнее задание

Определите лексическое и грамматическое значение слов невежа и невежда. Составьте предложения с этими словами.

Источник

Грамматические значения, способы их выражения.

Грамматическое значение – это общее несамостоятельное формально выраженное значение, которое сопровождает лексическое значение слова и может изменяться вместе с изменением синтаксической роли слова. Отличия от лексических: 1. грамматическое значение характерно не для одного слова, а для многих слов языка (сопровождают, уточняют и конкретизируют лексическое значение.). 2. Грамматическое значение обобщает свойства слов, абстрагируется от лексического. 3. Слова – средство номинации, формы слов организуют мысль. Грамматическое значение выражается формальными средствами.

Способы выражения грамматического значения:

1. Аффиксация (присоединение к основе слова аффиксов, т.е. морфем с грамматическим значением). Суффикс может выражать значение причастий, деепричастий. Постфикс – это аффикс – расположенный после флексии. Еще один тип морфемы – интерфикс, между корнями в сложном слове. Инфикс – аффикс, который ставится внутри корня. Конфикс – комбинация из двух аффиксов, которые присоединяются к корню одновременно и выражают одно грамматическое значение. Трансфикс – это аффикс, пронизывающий аффикс насквозь, разрывая его на отдельные звуковые элементы, и сам при этом распадается на отдельные компоненты.

2. Внутренняя флексия – чередование звуков, которое различает грамматическое значение слов (забирать – забрать(совершенный и несовершенный вид), man-men(единственное и множественное число)).

3. Служебные слова – вспомогательные глаголы. Частицы, предлоги, артикли, которые выражают грам.значение

4. Редупликация –повтор слова или основы, которые выражают грам.значение(в казахс. Кызыл –красный, кызыл-кызыл – очень красный)

5. Супплетивизм – образование разных форм слова от разных корней (плохой – хуже).

6. В ряде языков особое значение имеет порядок слов.

7. Ударение может различать формы слова (высыпать).

8. Интонация также может различать синтаксическое значение.

37. Грамматическая форма слова – это единство грамматического значения и способа выражения слова. В зависимости от способа образования грам. формы делятся на: синтетичесикие ( простые) и аналитические (составные).

· Синтетич. образуются с помощью аффиксов. Существует два способа аффиксации:

1) флексийный –этот способ представляет собой прочное соединение основы, к-я может менять свой звуковой состав и многозначных аффиксов (книга-книзі; красный-красная-красные). Он присущен русс., укр., хинди, латинскому и т.д.

2) агглютинация –это последовательное присоединение однозначных стандартных аффиксов к неизменным корням; здесь будет сколько грамм. значений, сколько аффиксов. Характерно для тюркских, угро-финских языков( ара-аралад-араларга(пила-пилы-пилам)).

· Аналит. Образуется с помощью служебных слов (буду читать, читал бы, самый умный и т.д.) В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть.В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

38. Граматична категорія— с-ма протиставлених одна одній однорідних грам. величин.Існує ряд форм об’єднаних спільними значеннями, з протиставленнями які мають формальні вираження.Формальне вираження-дуже важлива ознака граматичної категорії, її наявність чи відсутність є основним критерієм виділення граматичної категорії.

Граматичні категорії поділяються на:

Морфологічні- категорія виду,числа, роду, часу, способу

Синтаксичні-категорія активн.,пасивн., комунікативна спрямованість, стверджув.заперечні,катег.синтаксичного часу,синтаксичного способу.

Морфологічні категорії поділяються на:

Класифікаційні-це такі члени яких виступають як рубрики класифікації слів.

Словозмінні- грамат. катег. Яких слово може набувати залежно від іншого слова,з яким воно поєднується в реченні.

Існують такі категорії:

1)катег. Роду- грам.катег.,що полягає в розподілі слів чи форм за двома чи трьома класами

2)катег.відмінка-це грам.катег.імені що виражає його синтаксичні відношення до інших слів висловлювання.

3)катег.числа-грам.катег. яка виражає кількісні характеристики предметів думки.

4)катег.означеності/неозначеності-це грам. Катег.яка вказує на те чи мислиться імя предмета як єдине в описуванні ситуації, чи як таке що належить до класу подібних йому.

5)Катег. Ступеня якості-грам.катег. яка виражає ступінь якості, що характеризує предмет чи дію.

6)Категорія часу-це граматична кат.дієсл.,що є специфічним мовним відображенням об’єкт. Часу і служить для територ.локалізації події або стану,про які йдеться в реченні.

7)Категорія виду-грам.катег.дієсл.,яка узагальнено вказує на протікання дії в часі.

8)Кат.стану-гр.катег.дієсл.,виражає суб’єктно-обєктні відношення.

9)Катег.особи-гр.катег.дієсл.,яка позначає відношення суб’єкта дії до мовця.

10)Кат.способу-…вираж.відношення назв дієслівної дії до дійсності.

39. Морфема-это минимальная значимая часть слова. Все, что в слове имеет к-л значение, является морфемой, либо составляющей морфемы. Основные признаки морфемы: минимальность, значимость, повторяемость с одним и тем же значением, абстрактность.

Морфемы подр. на 2 основных. класса: 1)основные (корневые); 2) служебные(аффиксальные). Отсюда и классификация морфем по функциям в речи.

Основная – диривационная (словообразующая), связанная с внешними формами слова;корневая морфема обяз. для каждого слова.

Служебные – реляционные(формообр), связанные с одной какой-то формой (аффиксом времени и т.д.); служ. морфемы не обяз. для каждого слова. К служ. отн-ся : Корень—это главная значимая часть слова, в кот. заключено общее значение всех родственных слов.Приставка (префикс)—это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и их форм. Суффикс—это значимая часть слова, кот. находится после корня или другого суффикса и служит для образония новых слов. Окончание (или флексия)—это значимая заменяемая часть слова, кот. указывает на различные формы слова и служит для связи слов словосочетании и предлож.

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводнымиявляются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город, стол, жёлт-ый. Производнымиявляются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы — основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный.

В процессе развития языка происходят различные изменения в морфемной структуре слова, которые можно свести к трем:

1)опрощение –это такой процесс, при котором количество морфем уменьшается(рубаха-подрубить)

2)осложнение-обратный процесс, при котором количество морфем увеличивается(зонтик, ботаник)

3)переразложение –перераспределение границ между морфемами(облако-обвлако, внутри-вън утроба)

42.Синтаксическая связь— это семантическо-грам.отношения между словами и предложенииями реч.цепи.

Осн.виды связей: паратаксис(сочинительная), гиптаксис(подчинительная).

Сочинительная связь-синтаксическая связь, при которой компоненты реч.цепи вступают в равноправные грам.отношения.(Он говорил тихо и постоянно оглядывался).Соч.связь бывает откраытой, если реч.цепь можно продолжить.(Девочка хорошо танцует, и поет, и играет).Закрытой, если нельзя сохранить существование грам.отношений.(Он читал быстро, но невнимательно)

Подчинительная связь-это неравноправные грам.отношения, при которых один элемент главный, другой-зависимый.

Виды подчинительной связи:

1)согласование-вид связи, при которой главное слово уподобляет себе зависимое во всех общих для них грам.категориях(интересная книга)

2)управление-тип связи, при кот главное слово требует от зависимого определенной формы(читать(что?)книгу). Бывает предложным и беспредложным, сильным и слабым.

3)примыкание-это вид связи,при которой зависимое слово связано с главным только семантически(по смыслу), потому что примыкают неизменяемые слова: Наречия, инфинитив, деепричастие(желание учиться)

5) изофет- это конструкция из двух существительных, где одно определяет другое, причем формальный показатель зависимости находится при определяемом слове.Констукция изофет характерна для тюркских языков.

6)инкорпорация-это вид связи, при которой основы слов образуют морфологическое целое, инкорплративный комплекс, часть которого не имеют морфологич.показателей.

43.Словосочетание как синтаксическая единица

В комнате или на воздухе также представляют собой соединение двух слов, однако подобные соединения не являются словосочетаниями, так как одно из слов в каждой паре оказывается не самостоятельным, а служебным. Словосочетание основывается на единстве не только структурного (формального) но и смыслового моментов.

Словосочетания могут быть именными (сторонники мира, белый снег, ясное небо), глагольными (достигнуть успеха), наречными (громко запеть, неподвижно стоять). Подобная классификация словосочетаний осложняется семантическим сближением между словосочетаниями, находящимися в разных структурных группах. Например, глагольное словосочетание восхищаться кем, чем явно сближается с именным словосочетанием восхищение кем или чем.

Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием. Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:Повествовательное предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии либо содержит отрицание их. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения делятся на: собственно вопросительные — заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ (Вы сделали работу? Он уже пришёл?) вопросительно-утвердительные предложения содержат в себе информацию, которая требует подтверждения (Так вы едете? Это уже решено?),вопросительно-побудительные предложения содержат в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе (Итак, может быть, продолжим), в вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Такое предложение не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе. (Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?)

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть)

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.Предложение считается простым если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.Если предложение содержит все необходимые части речи, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые части речи опущены в соответствии с контекстом или обстановкой.

45.Член предложе́ния — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложении.Главные члены предложения:подлежащее и сказуемое.Второстепенные-определение,обстоятельство,приложение,дополнение. Подлежа́щее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчеркивается одной чертой. Сказу́емое— главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами. Определение в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно относится к прилагательному. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией. Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения). Обстоя́тельство в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрих пунктиром.

Приложение — второстепенный член предложения, дающий дополнительное название характеризуемому предмету. Представляет собой определение, выраженное существительным или словосочетанием, в котором главным составляющим является одно или несколько существительных. Дополнение в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоимённым существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *