Как сделать грампластинку своими руками
Normalniy › Блог › Технология производства виниловых пластинок.
Алоха, друзья.
Продолжим тему винила в блоге и поговорим о технологии производства пластинок.
В первую очередь стоит оговориться, что существует ряд существенных отличий в технологиях производства винила «тогда» и «сейчас».
И «тогда» и «сейчас» для штамповки винила используется магнитная лента (пленка) с оригиналом релиза. Это основа. Она называется Мастер-лента.
«Тогда» звуковой сигнал с магнитофона переходил на профессиональный специализированный прибор, у которого была игла, нарезающая бороздки на мягком, восковом диске (его и сейчас так называют, несмотря на то, что уже давно используются более высококачественные, усовершенствованные аналоги). Дальше в ход шли сложные гальванопластические процедуры, включающие различные химические и физические производственные процессы. И все это было необходимо для того, чтобы из мягкого диска создать твердый металлический слепок. А восковый оттиск, как правило, при этом героически погибал.
Итак, металлическая матрица готова. Она получалась полностью инверсной. С этой матрицы уже вполне можно начать печатать тираж нового альбома, но технологи прошлого поступали по-другому… С получившийся инверсной матрицы производился еще один, самый важный железный и уже ни капли не инверсный слепок, который назывался Материнская Матрица. На базе этой основной железной плиты производили большое количество точных копий данной матрицы, и рассылали их по цехам завода, по другим заводам и странам. С этих точных копий и делали тираж виниловых дисков. Вернее, так должно было быть в идеале. На практике же, было довольно сложно распространить по всем необходимым инстанциям копии Материнской Матрицы. Поэтому, как правило, рассылались копии Мастер-ленты, дабы специалисты других производств винилового тиража сами возились с ней, и своими силами создавали матрицу. И вроде бы все хорошо, хитро и удобно придумано, однако самое обидное здесь — это то, что все эти «придумки» не самым лучшим образом сказывались на качестве звука. Ведь матрица, созданная лишь с копии мастер-ленты, никогда не сможет иметь качество оригинальной.
Не стоит забывать еще и о том, что Материнские Матрицы не могли храниться вечно. И если, через пару лет возникал вопрос о допечатке тиража, необходимо было изготавливать новую Матрицу. И далеко не всегда это делалось с оригинальной Мастер-ленты.
Именно отсюда и пошло понятие оригинального «первопресса», который всегда был и будет наилучшем изданием. Он, априори, звучит намного лучше, чем любое переиздание и именно поэтому он бесконечно ценится среди коллекционеров.
Любопытно, что в начале-середине 80-х годов начали использовать совершенно новую, по тем временам, технологию DMM. Она предполагала отсутствие мягкого воскового слепка, а металлическая матрица нарезалась сразу по металлу. Устранение звена без потери качества — всегда плюс. И ликвидация воскового диска не стала исключением.
«Сейчас», а именно на протяжение последних 10 лет, «новодел» производится на вновь открытых виниловых заводов Японии, США, Германии, Франции итд и имеет ряд положительных отличий от олдскула:
1. Отличия в производственном сырье. Если «тогда» зачастую использовалось вторсырье, то «сейчас» производители стараются использовать только лучшую и химически чистую производственную массу, то автоматически повышает долговечности и качество пластинки.
2. Как правило современные пластинки более толстые и тяжелые, а значит более качественные и долговечные.
3. Большинство современных тиражей относительно небольшие, а значит качество звука не сильно страдает.
К недостаткам можно отнести один, но зато очень существенный пункт:
1. Непонятное и часто сомнительное происхождение используемой для производства мастер-ленты, особенно при переиздание старых альбомов.
В качестве источника звука в процессе нарезки нового винила может выступать как древняя и неплохо сохранившаяся мастер-лента, оцифрованная в соответствии со строгими правилами и регламентом технологического процесса современности, так и компакт-диск.
При создании тиража сейчас делают цифровой реставрированный мастеринг, который в точности дублирует актуальные в наше время ремастированные CD-тиражи, но, естественно, с большей дискретностью и разрядностью. И это не обязательно плохо. Ведь сейчас наличие оригинальной мастер-ленты не всегда является залогом успеха. Почему? Дело в том, ленты былых времен, прибывая на пыльных архивных полках, кроме того, что с хорошим аппетитом съедаются тараканами, так еще и высыхают, изнашиваются. Бывает, что самой лучшей и идеально сохранившейся копией оказывается не первая, а, к примеру, третья или пятая, но великолепно «законсервированная».
Что касается ремастеринга, то тут многое зависит, как ни странно, от прямоты рук самого реставратора. Хороших специалистов крайне мало, поэтому их труд – на вес золота.
Тем не менее, новодел это больше хорошо, чем плохо. Да, с переизданием могут быть проблемы, а вот с производством свежих альбомов все, довольно таки, стабильно. Тем более, мастеринг для MP3/CD и винила отличается, и, пусть современный винил и цифровой, в нем до сих пор остается частичка ламповости.
Однако не стоит забывать простую аксиому: самое лучшее – это только первопресс, а все остальное — неплохое, хорошее, иногда очень хорошее, но уже не лучшее.
Искусство нарезать пластинки. По одной за раз [перевод]
В наше время большинство так называемых «меломанов» слушает музыку на стриминговых сервисах через наушники Beats. Вообще, в этом ничего плохого нет. У каждого поколения своя мода, свои идеалы и герои. Но даже цифровая музыка, современные модные наушники и всевозможные гаджеты не способны заставить настоящих любителей музыки забыть про виниловые пластинки. Сейчас, как известно, спрос на винил снова растет, и уже невозможно однозначно сказать что это — просто мода или что-то большее. Спорить не будем, не в этот раз. Сейчас же речь пойдет о тех, для кого винил — это больше, чем хороший способ слушать музыку. Такие люди считают пластинки чем-то сакральным, одушевленным.
Ричард Хотен (Richard Houghten) живет в США, в городе Лос-Анджелес. У Ричарда есть свой собственный станок для изготовления виниловых пластинок. Винил — не единственное увлечение Ричарда (но без сомнений главное): он еще и гитарист, и музыкант, и учитель музыки, и композитор.
На своем станке Ричард Хотен регулярно изготавливает виниловые пластинки, однако процесс создания пластинки на дому очень сильно отличается от того, что можно увидеть на фабрике. Ричард занимается искусством. Возможно, кому-то такие слова покажутся преувеличением, но это на самом деле так.
Посудите сами — процесс записи каждой пластинки Ричард отслеживает в реальном времени, он внимательно прослушивает каждый трек, чтобы все было как нужно. Ричард всегда следит за уровнем громкости — чуть громче, чем необходимо, и алмазная игла резака сделает слишком широкую канавку, из-за чего игла проигрывателя будет перескакивать на соседнюю канавку при воспроизведении. Тут нужна максимальная сосредоточенность, терпение и отлаженный механизм.
Фантастическая машина
Домашний станок Ричарда для изготовления виниловых пластинок напоминает некое устройство из фантастических ретро фильмов. Будто бы это машина из карикатурных картинок Руба Голдберга. Непосвященному человеку просто невозможно понять что это и для чего. Основание устройства сделано из LP-проигрывателя Technics.
Режущая головка состоит из двух маленьких динамиков, которые передают вибрации на алмазную иглу. Алмаз вырезает на пластинке дорожки, а игла проигрывателя тут же передает сигнал на усилитель и динамики — Ричард слушает только что нарезанные треки, музыка создается прямо на его глазах. На большой фабрике все происходит совсем по-другому, и никто пристально не следит за каждым треком.
«Если кому-то нужно 10 копий альбома, то я и должен нарезать все 10 копий. Все в реальном времени. Этот процесс никак нельзя ускорить», — говорит Хотен. Однажды ему даже привелось записывать группу L.A. Takedown, запись шла напрямую на пластинку. Музыканты играли 20 минут без перерыва для каждого экземпляра (пластинки) отдельно. В итоге получилось несколько уникальных записей, и все они чем-то немного отличались друг от друга.
Секретное сообщество троллей-станочников
В Интернете есть специальный форум «The Secret Society of Lathe Trolls» («Секретное сообщество троллей-станочников» — пер. с англ.), где такие увлеченные люди, как Ричард Хотен, обсуждают свои домашние виниловые станки, делятся информацией, передают друг другу секреты мастерства. На форуме собираются музыканты, звукоинженеры и другие аудиогики. Как видите, Хотен не один.
Это целое сообщество. Кстати, троллями они называют себя из-за их одержимости винилом и его изготовлением, люди полностью отдают себя этому делу. Некоторые неделями не выходят из своих жилищ, как подземные тролли. Обычному человеку сложно понять, как Ричарду удается не терять самообладания от такой монотонной работы — сделать 50 копий одной и той же записи, при этом прослушивая снова и снова каждую песню — да, это действительно нелегко. Но сам Ричард говорит, что он полностью погружен в процесс, ему невероятно нравится «видеть звук».
«Даже тогда, когда я еще ничего не знал о домашнем изготовлении винила, я уже балдел от вида звуковых канавок пластинки через микроскоп», — объясняет Хотен.
Загадочный учитель из Германии
Ричард купил свой станок у загадочного человека из Германии известного как Souri. Хотен рассказывает, что все происходило очень необычно (речь идет о процессе обучения у Souri нарезанию канавок на пластинках): «Будто бы испытание какое-то. У тебя есть одна тренировка, которая продлится столько, сколько ты физически выдержишь. Он (Souri) знает все об изготовлении пластинок на дому — вплоть до того, как добиться самых глубоких басов на записи».
У мастера Souri Ричард многому научился: как настроить машину, как работать, чтобы не сломать чувствительный механизм. Он узнал, как делать пластинки так, как это делали раньше. Сейчас все это кажется какой-то сказкой, когда вокруг столько цифровой музыки.
Музыка на шоколаде
На домашнем станке можно резать не только винил. «Можно экспериментировать по-всякому. Знаю парня, который на шоколадных плитках делает записи. Можно использовать все, что угодно. Даже пластиковая часть компакт-диска сгодится. Я использовал и CD, и разные пластмассовые пластины», — говорит Хотен.
Ричард Хотен не делает из винила культа. Он никогда не говорит, что музыка на физическом носителе лучше: «Я думаю, что цифровая музыка и винил не конкуренты друг другу — оба формата хороши по-своему».
Новое — это хорошо забытое старое. Это высказывание не всегда верно, но тут как раз тот случай. Машины для изготовления пластинок в домашних условиях кажутся какой-то инновацией. Разумеется, не стоит ожидать, что завтра все побегут за билетами на самолет до Германии, чтобы купить себе станок, и такое «домашнее» увлечение не составит серьезной конкуренции заводам и стриминговым сервисам, но то, что кто-то этим занимается — это уже здорово.
Как оцифровать коллекцию винила. Полное руководство
Мы любим виниловые пластинки. Нам все в них нравится: внешний вид и ощущения, большие обложки и легко читаемые тексты на вкладышах. Но больше всего нам по душе их чудесное, плавное аналоговое звучание.
Сохранить и прочитать потом —
Когда великолепная пластинка начинает проигрываться на хорошей вертушке, с возникающими чувствами сравнятся впечатления только от самых лучших цифровых систем – а превзойти их вряд ли удастся даже им.
Однако для многих ситуаций – прослушивание на смартфоне, портативном плеере или компьютере, либо стриминговой трансляции – винил не годится.
Конечно, всегда есть вариант приобретения нужного альбома в виде файла, а к некоторым изданиям виниловых дисков прикладывается код на скачивание, но идею платить еще раз за уже купленную музыку мало кто сочтет разумной. Может также оказаться, что старые альбомы еще не переведены в цифровую форму. В этом случае можно воспользоваться процедурой оцифровки винила.
Однако не ждите, что сделать копию пластинки будет так же легко, как снять информацию с CD. С компакт-дисками все просто: вставить его в привод компьютера и нажать кнопку «Копировать». Оцифровка винила требует гораздо больших усилий – но результат вполне окупает их.
Что вам понадобится?
Вариантов подходящего оборудования множество, но в целом принцип ясен: нужны проигрыватель винила, фонокорректор, аналого-цифровой преобразователь с USB-выходом и компьютер с необходимым программным обеспечением. Если чего-то из этого списка нет в вашем арсенале, это не значит, что вам придется выложить кучу денег, тем более, всегда есть шанс получить приличную скидку; но без этих компонентов не обойтись.
Звучит страшновато, однако систему можно упростить. На рынке немало моделей проигрывателей с фонокорректором, встроенным АЦП и USB-выходом – например, Sony PS-HX500. Они обычно идут в категории USB-проигрывателей и значительно упрощают перенос музыки с винила на компьютер.
Минус этого подхода в том, что подобные модели обычно относятся к бюджетному сегменту рынка и слабо ориентированы на качество выполняемой работы. Полученный результат далеко не всегда будет точно отражать истинное звучание ваших дисков. Модели PS-HX500 и Audio Technica AT-LP5 с поддержкой функции копирования позволяют получить наилучший цифровой сигнал.
Если у вас уже есть проигрыватель, разумным будет приобретение хорошего USB-фонокорректора. Нам нравится Rega Fono Mini A2D, предлагаются и другие неплохие и недорогие модели. Подобные системы включают фонокорректор, аналого-цифровой преобразователь и USB-выход, а если вам повезет, еще и выход на наушники.
Программное обеспечение для копирования
Затем необходимо обзавестись нужными приложениями для вашего компьютера. На рынке их довольно много, некоторые специально разработаны для записи с винила. Pure Vinyl компании Channel D (на фото выше) – один из лучших программных пакетов с гибкими возможностями работы.
К примеру, он оснащен встроенным RIAA-эквалайзером, так что можно напрямую подключить проигрыватель к компьютеру и обойтись без фонокорректора. Мощные функции редактирования позволяют повысить качество записи. Все бы хорошо, но стоит он аж £250 – правда, предлагается 15-дневный тестовый период.
Но для многих и такой вариант будет слишком неподъемным. В таком случае мы рекомендуем ПО Audacity – оно бесплатно и работает вполне качественно. Интерфейс поначалу кажется сложным, на изучение некоторых функций редактирования потребуется время, зато после освоения программы вы будете легко управляться с ней.
Терпение будет вознаграждено
До начала записи обеспечьте оптимальное функционирование проигрывателя. Если вы давно не проверяли его настройки, самое время это сделать. Любые мелочи – от уровня посадки диска до количества смазки в подшипнике – могут повлиять на результат.
Не забудьте осмотреть картридж: не забилась ли иголка пылью? Точно ли выставлены прижимная сила и смещение? Все эти факторы позволят улучшить качество записи.
В отличие от CD, копирование песни с которого занимает несколько секунд, информация с винила снимается в реальном времени. Если композиция длится пять минут, писать ее вы будете все пять минут.
Поэтому запаситесь терпением. Убедитесь, что к проигрывателю во время записи никто не прикоснется, и уменьшите уровень громкости, чтобы избежать деградации звука из-за обратной связи с колонками.
Также стоит очистить диски от пыли и пятен. В идеале они должны быть совершенно новыми, но на практике такое будет встречаться редко. Помните, что все щелчки, шипы и скачки будут зафиксированы вместе с музыкой.
Подобные звуки, если их не слишком много, добавляют воспроизведению винила характерное очарование, однако они менее простительны при прослушивании аудиофайла. Можно купить программу для редактирования, однако это очень долгий процесс; кроме того, чрезмерная обработка может испортить запись.
Детали очень важны
В каком формате лучше сохранять музыку? Дисковое пространство сегодня дешево, так что лучше выбрать высокое разрешение. Параметры 24 бит/96 кГц, стандарт для многих студий, представляют собой разумный компромисс между качеством и объемом памяти.
WAV, AIFF или FLAC – не так важно, лишь бы ваша система поддерживала этот формат. Sony PS-HX500 позволяет записывать музыку в формате DSD 5,6 МГц.
Компакт-диски и цифровые файлы обычно снабжены встроенными метаданными, содержащими информацию о песне и обложку альбома. На виниловых дисках этого нет, так что метаданные придется вводить вручную.
Этот процесс довольно утомителен, особенно при копировании множества дисков, но очень важен, поскольку только по ним можно будет различить файлы в общей папке на компьютере.
ПК не распознает отдельные песни; в большинстве случаев вам придется копировать каждую по отдельности. Композиции, перетекающие одна в другую, тоже представляют проблему. Пометьте их для беспрерывного воспроизведения, или у вас будут секунды тишины там, где их не должно быть.
После завершения процесса будет очень обидно, если сбой компьютера или NAS-сервера приведет к порче или потере данных. Сделайте, как минимум, одну резервную копию цифровой библиотеки, а лучше две. Потратив столько сил на копирование винила, вы едва ли захотите повторять эту процедуру.
Копирование окончено! Можно наслаждаться любимой музыкой.
Поделки из виниловых пластинок своими руками: советы домашним умельцам
Виниловых пластинок, которые широко использовались для звукозаписи в прошлом столетии, сохранилось ещё немало и в наши дни. Наиболее ценные экземпляры можно продать коллекционерам. А диски, вышедшие большим тиражом,– употребить на изготовление бытовых предметов или оригинальных поделок своими руками.
Скучная белая стена сразу станет более привлекательной, если её украсить пластинками с яркими наклейками. Получится своеобразное колоритное оформление.
Роспись акриловыми красками сделают композицию ещё более эффектной.
Из скреплённых пёстрыми шнурками или металлическими скобами дисков одного размера можно изготовить шторы, заменяющие межкомнатную дверь.
Необычные подставки под горячие блюда удивят ваших гостей и настроят представителей старшего поколения на ностальгический лад.
Круглые фоторамки можно оформить кружевом, бусинками или бумажными цветами. С такой работой справятся даже школьники.
Рама для зеркала из миньонов выглядит как экзотический цветок.
Простая, но элегантная сумочка подойдёт стильным подросткам. Хорошо, если юные рукодельницы смастерят изделие самостоятельно.
Нестандартная мебель впишется в современный интерьер любого дизайна. Правильная геометрическая форма виниловых кругов и простота сборки позволяют за несколько минут соорудить вешалку, маленький столик или табурет. Такие поделки из пластинок, выполненные своими руками, придутся по душе поклонникам талантливых музыкантов прошлого.
Повреждённая столешница, оформленная необычной мозаикой, будет выглядеть как новая.
Блики на поверхности виниловых пластинок сделают свет настольной лампы или подвесной люстры более ярким.
Винил — материал, который легко размягчается при нагревании. Чтобы сделать стенки самодельной полочки, подставку для бутылок или кухонный органайзер, достаточно, подержав пластинки в кипятке несколько минут, согнуть их в соответствии с выбранным проектом.
Маленький настольный прибор можно сделать из одного диска, разрезанного пополам.
Для получения более сложных конструкций пластинки разогревают в духовке, температура которой не должна превышать 120 C°, а потом придают им желаемую форму. Чтобы во время работы не обжечь руки, следует пользоваться защитными перчатками.
Колоритную подставку для бижутерии можно сделать вертикальной или в виде неглубокого блюда.
Из нагретого винила можно сформировать любые ёмкости, например, оригинальный органайзер для канцелярии.
На дне самодельного горшка для комнатных растений нет необходимости сверлить отверстие — оно было предусмотрено технологией изготовления грампластинок.
Красивую резьбу на пластинках сделать немного сложнее — нужны сноровка и специальные инструменты. Рисунок выпиливается по трафарету острым ножом, электрическим лобзиком, фрезой или устройством для выжигания по дереву. Домашние умельцы могут придумать и другие способы создания элегантных кружевных изделий, которые, как правило, служат оправой для самодельных часов.
Очень эффектно смотрятся поделки, выполненные в технике декупажа.
Для создания колоритных панно подойдут любые декоративные элементы, соответствующие теме изображения. «Картины» для детской комнаты можно оформить в морском стиле, а кухонную аппликацию — сыпучими пищевыми продуктами, семечками или орехами.
Красочное кашпо для ампельных растений или искусственные цветы сделают дачный участок наряднее. А кормушка поможет птицам и белочкам пережить холодное время года.
Молодые растения, огороженные простым, но заметным бордюром, будут защищены от вытаптывания.
Податливый и пластичный винил — удобный материал для домашнего творчества. Создание оригинальных предметов домашнего обихода потребует только немного фантазии и усердия.