Как сделать граттаж без туши
Граттаж: мастер-классы. Пять способов выполнения рисунков в технике
Вы здесь
Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны. Выберите свой из пяти способов создания картин в стиле Граттаж в мастер-классах, опубликованных здесь. Граттаж, в отличие от других видов гравюр, — это просто, быстро и дешево. Поэтому он отлично подходит для детей и для начинающих. Даже самый маленький и неопытный может с первого раза создать в этой технике красивую картину. Читать далее >>>
Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны. Выберите свой из пяти способов создания картин в стиле Граттаж в мастер-классах, опубликованных здесь. Граттаж, в отличие от других видов гравюр, — это просто, быстро и дешево. Поэтому он отлично подходит для детей и для начинающих. Даже самый маленький и неопытный может с первого раза создать в этой технике красивую картину.
В чем суть техники Граттаж
Рисунок выцарапывается острым предметом на специально обработанной поверхности листа (как правило, картона). Французское слово «граттаж» переводится как «скрести, шуршать, царапать». Получаются оригинальные графические работы, которые дети называют «Царапками». «Царапки» бывают простые и радужные.
Инструменты рисования для техники Граттаж
Для процарапывания подойдет любой заостренный удобный предмет. Это может быть острый деревянный шампур или палочка, стека, ручка, которая уже не пишет, зубочистка, обратная сторона кисточки. Можно использовать несколько предметов разных форматов для процарапывания линий разной толщины.
Способы подготовки листа для рисунка Граттаж
Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Но есть и технологии изготовления гравюры своими руками. Самое главное для новой картины — это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться. В наших мастер-классах с фото вы найдете пошаговые инструкции этих несложных процессов.
Граттаж 1: с помощью свечи и черной туши
Это самый простой вид граттажа, в котором получается белый рисунок на черном фоне. Для него понадобятся белый картон, восковая или парафиновая свеча, черная тушь, хозяйственное мыло, мягкая кисточка и инструмент для процарапывания. Сначала лист натирается свечкой, а затем покрывается черной тушью. Мыло необходимо для того, чтобы намыливать кисть перед тем, как макнуть ее в тушь. Это нужно для лучшего закрепления туши. Когда она просохнет, можно процарапывать картину.
Граттаж 2: с масляной пастелью
Эта картинка уже будет более красочной, потому что вместо свечи лист бумаги натирается цветными мелками из масляной пастели. Можно использовать сочетание многих цветов и наносить их на листе в любом порядке: хаотичными пятнами, полосками или квадратиками. Все остальные шаги точно такие же, как в варианте со свечой. Когда процарапается рисунок, под черным фоном проступит яркий разноцветный слой, что придаст картине необычный эффект.
Граттаж 3: с помощью свечи и гуаши
В этом способе для создания скользящего слоя используется парафиновая свеча. Но перед тем, как обработать ею лист, его разукрашивают радужными полосками из разноцветной гуаши. Сверху же, на слой парафина снова наносится гуашь, только уже черного цвета. Когда черный слой высохнет, можно процарапывать свой шедевр. Он тоже будет создан красочными разноцветными линиями на черном фоне.
Граттаж 4: С разноцветными восковыми мелками и гуашью
Белый лист картона заполняется пятнами или квадратиками с помощью разноцветных восковых мелков. Получается яркое панно из «заплаток». Правило нанесения цвета мелками одно: главное, чтобы не было пробелов. Затем лист покрывается черной или темно-синей гуашью. А когда фон просохнет, можно процарапывать свой чудо-рисунок.
Граттаж 5: С фломастерами, скотчем и акриловым фоном
Для выполнения такого рисунка в технике граттаж понадобятся акриловая темная краска, скотч, ножницы, разноцветные яркие маркеры или фломастеры, мягкая кисть, любое моющее средство для посуды и, конечно же, острый предмет — инструмент для нанесения рисунка.
Сначала лист бумаги заполняется цветными пятнами, полосками или квадратиками с помощью маркеров. После этого поверхность листа ламинируется скотчем (равномерно, без заломов и пузырей). Когда разноцветная гладкая поверхность готова, ее покрывают фоном. Для этого в пропорции 1 к 1 смешивают моющее средство с акрилом темного цвета. Для ускорения процесса сушки также можно воспользоваться феном. Теперь можно приступить к процарапыванию рисунка.
Какие сюжеты можно рисовать в технике Граттаж
Это могут быть любые рисунки. Птицы, животные, цветы, люди, пейзажи, абстрактные узоры. Надписи со словами. Ограничений для фантазии ребенка быть не может. Особенно «волшебными» в радужной «царапке» получаются сюжеты с ночным городом, небо с салютом, картины на космическую и новогоднюю тематику.
Нетрадиционная техника рисования граттаж
Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.
Граттаж – что это?
Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина – «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе «царапать»). Граттаж – это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж – типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.
Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж – это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.
Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.
Вариант второй – сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.
Вариант четвертый – в качестве основы можно взять цветной картон.
Шаг второй – нанесение воска
Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.
Вариант первый – втереть в основу восковую свечу.
Вариант второй – натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.
Вариант третий – зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.
Если вы предварительно нанесли на основу восковые мелки, шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).
Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.
Шаг третий – придаем цвет
На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.
И тушь, и гуашь рекомендуется слегка разводить мыльным раствором (или раствором с шампунем), чтобы краска не скатывалось с довольно жирной восковой поверхности.
Шаг четвертый – волшебство появления гравюры
На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант – шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.
Полезные советы начинающим мастерам
Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).
Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.
А если вы хотите узнать, что такое нетрадиционная техника рисования граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.
Граттажный способ изображения картин для ребенка
Граттаж – это удобная и простая техника рисования.
При этом используется особый способ нанесения рисунка путем процарапывания острым предметом верхнего высушенного слоя краски, нанесенного на картон. Слово «Граттаж» имеет французские корни и в дословном переводе означает «скрести». Такая техника нанесения рисунка имеет и другие названия, например, воскография или царапка.
Из этой статьи вы узнаете
Способ изображения рисунка для любого возраста
Любой ребенок может научиться рисовать, что мало зависит от его природных возможностей и способностей. Прежде всего, необходимо правильно подойти к процессу обучения. В этом и состоит задача взрослых: развить творческий потенциал ребенка. Хотите заинтересовать начинающего художника – ознакомьте его с нетрадиционными техниками рисования.
Одним из таких способов является граттаж. С этой техникой рисования можно ознакомить детей любого возраста, так как она удобна и интересна в исполнении. Для ребят младшего возраста основа для рисования делается взрослыми, более старшие дети могут выполнять ее самостоятельно.
Весь процесс делится на три основных этапа. Каждый из них будет интересен для детей. Такие занятия развивают у малышей воображение, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Работа над рисунками позволяет познавать детям окружающий мир и расширять кругозор, ребенок в несколько раз ускоряет развитие мелкой моторики и внимательности. Граттаж – это хороший способ для самовыражения детей старшего возраста, развития интеллектуальных возможностей.
Подготовительные этапы рисования
Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:
Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.
Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.
Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.
Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность. Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить.
Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его.
В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.
Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.
Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж.
Нанесение рисунка
Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:
Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.
Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.
После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.
Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.
Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Могутова Ольга Юрьевна
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Аленушка»
— обучить технологии грунтовки листа под рисунок;
— способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;
— содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.
словесный, наглядный, практический.
Педагоги разбирают жетоны с номерами от 1 до 27.
Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем, умнее ребенок»
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В концепции ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.
В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, позволить ребенку реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.
Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Важную роль играет и развивающая среда.
Обратимся сегодня к технике, которая по детски называется – цап-царапка. То есть ГРАТТАЖ.
Техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Сегодня вы узнаете все о граттаже и сможете самостоятельно рисовать в этой технике.
Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все. Работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.
Пик популярности граттажа пришелся на начало XX века, когда в России активно практиковали технику граттографии для реализации фантастических и экспрессивных произведений.
Суть техники заключается в следующем – на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет подходящего диаметра. Традиционно для этого применяют гусиные перья, не заправленные перьевые ручки, деревянные палочки
Рассмотрим этапы работы:
Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, вы попробуете изготовить заготовку сейчас для следующей работы. А работать будете на моих заготовках. Я для вас их приготовила. (Показать технику процарапывания на одном листе).
Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то можно предложить шаблоны. Например, по шаблону нарисовать рыбку, а дети затем уже начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни, белого медведя на льдине.
Делимся на 2 подгруппы
У кого на задней стороне круги (желтые или белые) – выходят и занимают места за столами, соответствующие цвету круга. Желтый круг – работы должны получиться на цветной подложке. Белый круг – работы на белой подложке.
У кого нет кругов – остаются на местах.( отгадывание кроссворда )
Возьмите в руки шпажку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Рисунок вы создайте свой.
Темы работы придумываете самостоятельно, кто затрудняется – подсказка на задней стороне заготовки.
Поблагодарить педагогов в стихотворной форме.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Для остальных педагогов предстоит работа интеллектуального плана.
Вам предстоит разгадать кроссворд, где зашифрованы техники и средства нетрадиционного рисования.
После отгадывания кроссворда предложить дискуссию по вопросам:
Сейчас приглашаю 10 ПЕДАГОГОВ ( для экономии времени ). Предлагаю вам один из вариантов рефлексии, который можно провести с детьми на фоне проведенного мастер-класса. Вопросы могут продуманы согласно проведенного мероприятия.
Помните сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне». Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает «волшебное зеркальце» и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого желаю узнать результата данного мастер-класс.
— Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи!
Как прошел мой мастер-класс? Педагоги как у нас?
А мне зеркальце в ответ:
Всё прекрасно – спору нет!
Мне б хотелось так узнать,
Как же технику чудо-дивную энту звать?
И сейчас скажите мне
Тяжко было, али как?
Все понравилось, аль нет?
Каждый дайте мне ответ!
Педагоги передают друг другу зеркало и высказывают свое мнение.
Перед вами 3 тарелочки.
В первую положите свой жетон– если вы уже знаете данную технику и применяли ее в своей работе хотя бы один раз.
В 3 тарелочку – положите свой жетон, если вы считаете, что применять не буду граттаж, так как очень трудоемкое дело.
Получили ли Вы положительный эмоциональный настрой?
Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р.
Тема: «Весеннее дерево». Цели: Учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования. Познакомить с методом рисования при помощи трубочки, развивать воображени.
В конспекте описан прием использования соли как одного из видов нетрадиционной техники рисования.