Как сделать гребень на шлем
Зачем спартанцу на шлеме нужен был яркий «петушиный» гребень
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле делать гребни на шлемах гоплитов вдохновили вовсе не петухи. Все потому, что коринфские шлемы еще в VI веке до нашей эры, а куры в Греции появились только к концу V столетия. Кстати, завезли в Грецию кур – персы, те самые, с которыми эллины так ожесточенно воевали не один десяток лет. Как несложно догадаться, рассматриваемый шлем получил свое название по месту многочисленных находок. Есть основания полагать, что массовое производство таких касок было налажено именно в Коринфе, а потому именно его воины, а также воины соседней Спарты.
Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.
Интересный факт : бытует популярная теория о том, что спартанские мужчины специально отращивали длинные волосы, чтобы обеспечивать лучшую амортизацию шлема. Впрочем, что такое подшлемник (маленькая мягкая шапочка), древние греки знали еще до появления коринфских шлемов.
Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.
Интересный факт : гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.
Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!
Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.
Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 7 легендарных клинков, которые стали настоящими артефактами спустя несколько столетий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как сделать гребень на шлем
Итак, мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.
Мои сыновья учатся в школе. Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады». Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями 🙂 Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.
В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.
3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.
4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.
5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.
6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.
7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.
8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.
9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.
10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:
Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:
На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.
12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой
14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.
15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»
16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.
17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.
18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.
20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.
21. Вклеиваем пучки в щель.
21. Ну, собственно и все, Шлем готов.
22. Вот несколько фото со спектакля.
Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник 🙂
Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.
Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи
Многие элементы украшений люди заимствовали у природы, но не всегда законодателями мод выступали лишь, существовавшие на то время животные. Больший процент, явно выраженных заимствований, происходит и от мифических существ.
Подобная же традиция прослеживается и до армий поздней римской империи, как с иконой LUCIUS ARTORIUS CASTUS (см. ниже).
Металлический гребень часто, если не всегда, дополняет Христограмма в его передней части. Найденные Христограммы, ещё называемые Хризмы, отлиты из медных сплавов(бронзы) и покрыты золотом, серебром.
Слева: неизвестного происхождения
Справа: Балканы
Слева: 1-Alsoheteny, 2,4-Sisak, 3- Szombat-hely (after Kocsis 2003).
Справа: 1. Manastir; 2. Viminacium; 3. SremskaMitrovica (redrawn after Минић 1984); 4. Richborough
Схема крепления. Справа фотомонтаж.
Без гребня; размещение типа Augst; стандартное размещение.
Колонна Антонина Пия
Вероятно, это самый хорошо сохранившийся барельеф на памятнике античного искусства, являющийся хорошим примером для начала нашего изучения типов нашлемных украшений и их конструкции.
Колонна Марка Аврелия
Интересные варианты нашлемных украшений, находим и на Саркофоге Portonaccio. Здесь есть уже знакомый плюмаж, украшающий аттические шлемы и принадлежащие ранее (на предыдущих изображениях) римским божествам. Вероятно, и здесь изображён не обычный римский солдат, а бессмертное божество, и похоже женского рода (как на колонне Антонина Пия).
Икона LUCIUS ARTORIUS CASTUS
Саркофаг Ludovisi (Via Tiburtina)
Теперь же, обратим внимание на оставшиеся детали, нас именно и интересующие. Сравнивая данный памятник с саркофагом Portonaccio, здесь также заметим массивные нашлемные украшения, в виде птиц и объёмное изображение, вероятно, козерога с двух сторон купола шлема. Имеется здесь и плюмаж отчасти напоминающий, знакомый нам ранее по аттическим шлемам божеств, но без статуэтки существа в основании гребня. На этом, сравнения с Portonaccio заканчиваются, но это и неудивительно, ведь их разделяет временной отрезок с более полувека!
Фриз восходящий к эпохе правления Траяна, сцена битвы Траяна против Даков
Фриз восходящий к эпохе правления Марка Аврелия
Справа «Хвоста павлина» и простой бублик.
Ещё одна сцена с арки Константина, вероятно, окончательно нас убедит в том что, плюмаж в форме «Хвоста павлина» всегда состоит из перьев птиц и нигде не встречается наполненный конским волосом. Очень много реконструкций позднеримских шлемов с гребнем, часто наполняют плюмаж именно конским или аналогичным волосом, допуская тем самым грубую ошибку.
Далее сцены относящихся к правлению Константина:
Аммиан Марцеллин часто упоминает о отрядах Корнутов (cornuti — в переводе с лат. значит рогатые). Предполагается, что Корнуты приняли в 312 г. участие в битве при Вероне и у Мульвийского моста. Доказательство этому многие историки видят как раз в «рогатых» шлемах, которые носят воины, изображенные на рельефах арки Константина. Вероятно эти шлемы неримского образца, что указывает на чужеземное происхождение солдат. Известно, например, что, готовясь к войне с Максенцием, Константин пополнял свои войска военнопленными варварами особенно из германцев и кельтских племен. Эти зачастую отрывочные сведения источников послужили основанием для историков ХХ в., чтобы говорить о массированной варваризации, а точнее — германизации армии, произошедшей в период правления Константина.
Слева: 1. Изображение на щите одного из воинов на арке Константина ; 2. Бронзовая статуэтка из Принстона, представляющая Константина. Прорисовка И. В. Кирсанова
Справа: 1. Руна Инг; 2. Руна Отала ; 3, 4. Изображения на щитах в Notitia dignitatum. Прорисовка И. В. Кирсанова
В сценах «Константин входит в Рим победителем» и «Армия Константина покидает Медиолан» наблюдаем нашлемные украшения типа «Хвост павлина» и «Рогатка».
Можно с уверенностью сказать, что здесь мы видим явное отличие нашлемных украшений, типов «Хвост павлина» и «Высокий металлический гребень» друг от друга, по характерным особенностям искривления линий разности трёхмерных объектов. Всё это говорит о том, что армия Константина ещё не использовала «Высокий металлический гребень», в то время как, осаждённые Вероны, напротив, в большинстве своём, уже оснащали им свои шлемы.
Мозаика с Римской виллы Piazza Armerina
Из всего многообразия сцен на мозаике, солдаты в шлемах представлены лишь однажды. Три персонажа, один из которых фигурирует лишь на заднем плане и то виден лишь один его шлем. Но этого достаточно, что-бы понять и зафиксировать полученные данные.
Мозаика с Римской виллы Tellaro
На сцене выкупа тела Гектора, Ахиллес изображён в шлеме с гребнем. Хоть изображение и не относится к эпохе поздней Римской империи, всё же, имеет чёткий отпечаток времени его создания. Подобная конструкция, вряд ли могла быть просто придумана художником, и вероятно была подсмотрена у более ранних памятников, либо отражала формы тогда существующих образцов шлемов. По этой причине, данное изображение сложно причислить к данному исследованию, но оно сможет его дополнить.
Плюмаж состоит из металлической, либо деревянной основы, к которой прикреплён ряд из перьев. В передней части гребня, есть ещё два пера побольше.
На колонне Феодосия снова и уже в третий раз появляются шлемы с «Высокий металлическим гребнем». Здесь они уже более отчётливо проработаны и их почти невозможно спутать с другими типами нашлемных наверший. Только «Высокий металлический гребень» имеет настолько явное заострение и максимальное увеличение высоты в своей передней части, с уменьшением в задней, часто полностью исчезающим в шлеме.
Резьба по дереву из Египта
Кажется, наиболее интересным объектом для исследования является деревянная статуэтка из Египта, по причине своей трёхмерности с множеством мелких элементов, имеющих свою глубину и объёмность моделей. Это на самом деле так. Данная статуэтка играет большую роль в изучении экипировки и вооружения Римской армии.
Первое на что обращается внимание, что абсолютно все сохранившиеся фигурки солдат имеют гребни на своих шлемах. Данные гребни имеют значительную толщину и создаётся впечатление, что гребни имеют в своей конструкции объёмный плюмаж. Хотя возможно, что это лишь особенность моделирования фигур резчиком. Есть фигуры на которых, в передней части гребня, читается рельеф из вертикальных линий, говорящий о плюмаже на нём. Так же, присутствуют и фигуры с плоской поверхностью, без линий. Гребни имеют максимальную высоту в своей передней части, с уменьшением в задней, часто полностью исчезающего в шлеме, что является особенностью «Высоких металлических гребней». Читается явное сходство подобных наверший с гребнем изображённым на мозаике Римской виллы Tellaro.
Анализируя всю полученную информацию из памятников искусства и археологии, создалось и понимание, что из себя представляли нашлемные украшения эпохи поздней Римской империи, какую имели конструкцию, материал для наполнения и другие особенности. Памятники дали возможность увидеть и понять, что хотел показать художник, тем или иным рисунком, цветом и изгибом линий. Особенности форм помогли определить и основные типы нашлемных наверший.
Определение типов нашлемных наверший, изображённых на античных памятниках искусства, начиная с середины 3-го и заканчивая 5-м веком н.э.
Посмотреть множество изображений с представленных памятников искусства можно в разделе: Позднеантичные изображения
Негин А. Е. К вопросу о времени появления в позднеримской армии шлемов с продольным гребнем
Банников А. В. ПОЗДНЕРИМСКИЕ АУКСИЛИИ И «ВИДЕНИЕ» КОНСТАНТИНА
Автор: Сидоренко Р. В. (Atanarih) редакция от 04.04.16г.
4 шлема гладиаторов
Не так давно мы рассказывали о школах, в которых готовили гладиаторов. Теперь пришла пора рассказать об их доспехах и вооружении. Начнем мы с самой ослепительной детали гладиаторского снаряжения — с их шлемов.
Все сегодняшние шлемы бронзовые и, скорее всего, не боевые. Прежде чем начать бои, гладиаторы выходили к публике и блистали своим внешним видом. Именно поэтому на них, видимо, и нет никаких повреждений. Однако они далеко не бутафорские.
Шлемы гладиаторов и их технические характеристики
Если брать «среднюю температуру» по Помпеям, то шлемы гладиаторов, найденные там, были сделаны из бронзовых листов толщиной до трех милиметров, защищавшее лицо забрало достигало в толщину двух милиметров.
По краям шлемы усиливались дополнительными полосами бронзы, так что трехкратное увеличение толщины металла было там не редкостью.
Шлем гладиатора весил от трех до пяти килограммов, тогда как боевые шлемы, которые носили римские легионеры, были в два раза легче. Вес объясняется необходимостью защитить гладиатора как можно лучше и коротким временем схватки, тогда как на войне продолжительность боя никто не ограничивал и времени на отдых перед боем солдатам не давал.
Совершенно аналогично объясняется разница между турнирным и боевым рыцарскими доспехами в Средние века. Одно дело сразиться несколько раундов на копьях — и совершенно другое — после долгого марша встретить отдохнувшего в засаде противника. Но мы возвращаемся к нашей основной теме — шлемам гладиаторов.
№1. Шлем гладиатора с лицом Геркулеса
Это наверное самый простой и функциональный из всех шлемов, которые мы увидим сегодня. Простой угловатый гребень на шлеме, минимум украшений — медальон Геркулеса, символизирующий силу и победу, на лбу воина можно считать единственным.
Лицо гладиатора защищает глухое забрало из двух половинок, каждая защищает половину лица. Стыкуются они по линии носа.
Поля железной шляпы защищают воина от вертикальных рубящих ударов, словно своеобразный бампер вокруг головы.
Несмотря на «глухую» защиту лица, у гладиатора довольно хороший обзор, потому что смотровые отверстия, назовем их «глазницами», огромны. От проникания внутрь острых колющих и рубящих предметов, гладиатора берегут железные кольца, заполняющие смотровые щели, словно декоративная решетка.
В Средние века точно таким же способом будут защищать глаза лошадей, выступающих со своими хозяевами на рыцарских турнирах.
Высота шлема 46 см. Место находки неизвестно.
№2. Шлем гладиатора с головой грифона
Этот шлем гладиатора украшен посеребренным изображением Медузы Горгоны и головой грифона в качестве гребня. Грифон — крылатый лев с головой орла — был спутником Немезиды, богини возмездия, которая особенно почиталась у гладиаторов.
Точно такой же шлем, только без налобного изображения медузы Горгоны, был обнаружен в соседнем с Помпеями Геркулануме:
Слева — шлем из раскопок в Геркулануме (Лувр), справа — из Помпей (Национальный археологический музей Неаполя)
Но вернемся к шлему гладиатора из Помпей. На его левой и правой сторонах можно увидеть втулки, предназначенные для крепления в них перьев.
Этот шлем, вероятно, использовался двумя типами гладиаторов — фракийцами и мурмиллонами.
Фракийцы сражались коротким изогнутым мечом — «сикой», и защищавшихся маленьким щитом. Из всех доспехов, помимо шлема, гладиаторы — фракийцы носили только щиток для защиты руки и два больших поножа.
Судя по форме шлема, и в первую очередь — форме изогнутых железных полей, этот шлем был сделан между 50 и 75 годами, притом, что извержение было 24 августа 79 года. Сейчас он хранится в Национальном музее археологии в Неаполе.
К слову, там выставлена лишь треть всего снаряжения, найденного в гладиаторских казармах Помпей. Полная коллекция составляет девятнадцать шлемов, шестнадцать поножей — доспехов, защищающих ногу от щиколотки до колена, три щита и так далее.
№3. Шлем гладиатора с рельефной тульей
Вот фото, сделанные в декабре 2009 года, накануне Рождества. Сотрудник «Национального музея Те-Папа-Тонгарева», что находится в столице Новой Зеландии — Веллингтоне, готовит экспозицию музея к выставке.
И первый же кадр — шлем вверх ногами, вид со стороны затылка. Это весьма редкий ракурс:
Обратите внимание — музейный сотрудник работает со шлемом исключительно в белых перчатках. Это обязательное требование во всем мире.
Еще один интересный ракурс — наверное таким видел шлем победителя поверженный гладиатор.
На этом кадре можно хорошо рассмотреть конструкцию забрала. Оно сделано из двух половинок, каждая из которых закреплена на петлях и ремнях, так что открывается наподобие ворот. Большие смотровые отверстия прикрыты решетками — как они крепятся проще показать, чем объяснить.
И вот наконец шлем водружен на свое законное место в новозеландском музее — теперь им можно любоваться:
А вот фото, сделанные на выставке, во время его путешествия по Америке:
Фото крупнее, чтобы получше разглядеть рельефное украшение шлема. Сюжет прост: римские богини между варварами и рабами. Судя по отсутствию повреждений и богатому внешнему убранству, в этом шлеме не сражались.
Вид с другого бока:
Вид с изнанки. Оказывается гребень изнутри полый! В него вставляли украшение из перьев. По бокам на тулье шлема можно разглядеть две трубочки — тоже для плюмажа.
Да, и самое главное. Шлем этот был найден в 1834 году в гладиаторской казарме в Помпеях, а сейчас находится в Археологическом музее Неаполя.
№4. Шлем гладиатора с рельефным гребнем
А вот этот шлем мы едва не пропустили в нашем фотоархиве. А все потому, что похож на предыдущий. Вот только гребень у него другой, да и лицевая защита побрутальнее. А инвентарные номера в Неапольском музее — как родные братья — 5674 и 5640, соответственно.
Если сравнивать защиту глаз, то в предыдущем случае она более ажурная, здесь же видно что отверстия пробиты или просверлены в листе железа — просто, надежно и функционально. Забрало украшено двумя рельефными изображениями:
Чем больше смотришь на шлемы гладиаторов, тем больше кажется, что это шлем для стрекозы или мухи. Насколько черпали свое вдохновение в насекомых создававшие их мастера, мы, к сожалению, так никогда и не узнаем.
Здесь хорошо просматриваются втулки для перьев — на каждой стороне шлема по втулке. Плюс еще гребень…
На этом наш сегодняшний обзор гладиаторских шлемов завершен. Однако мы не спешим опускать занавес — тема гладиаторов будет поднята нами еще не раз!
Хотя бы потому что не все шлемы гладиаторов похожи на приведенные выше. Есть и такие, в которых воины сражались почти вслепую, на потеху публике. О них — отдельный рассказ.
А что бы не пропустить новые статьи — воспользуйтесь приведенной ниже формой подписки. Просто вводите адрес своей электронной почты в окошко, а затем подтверждаете подписку, ответив на автоматически созданное письмо. В дальнейшем вы будете получать оповещение про каждую нашу новую статью!
Источники: А.Е,Негин. Гладиаторские шлемы
Фото: seanzy33, Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa, Jeffrey Offermann, Tom Tullis, Carole Raddato, социальная сеть «ВКонтакте»