Как сделать грибок логопедия
Почему упражнение грибок так важно при исправлении дефектов речи?
Здравствуйте, дорогие читательницы!
В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать. Безусловно, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.
Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.
Короткая «уздечка»
Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Безусловно,частой причиной нарушения произношения звуков является укороченная подъязычная связка (уздечка). В норме длина уздечки полтора сантиметра.
Стоматолог может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Только лучше всего это делать в новорожденном возрасте, потому что в возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.
С помощью упражнений попытаемся растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «Р» и «Л», а также Ш и других шипящих. Эффективность упражнений повышается, если правильно выполненять артикуляционную гимнастику.
Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения. При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.
Пощелкайте языком, сделайте упражнение «лошадка», если не получается сразу. Затем повторите «грибок» еще раз. Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался, можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок. Играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.
«Грибок» с увлечением
Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например, коктейльные зонтики.
Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.
Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.
Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.
Сказка про маленький Грибок
Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.
Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.
На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Только кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.
Массаж подъязычной связки
Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:
Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.
Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.
Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!
Логопедическое упражнение лошадка: как она скачет и останавливается
Здравствуйте уважаемые читатели!
Сегодня речь пойдет про лошадку, о том, как она скачет и как ее остановить. Вы можете спросить: “А зачем нам это, у нас нет лошади?”. А вот и нет, эта лошадка есть у каждого и живет она, смешно сказать, во рту. Я расскажу, в каком случае может пригодиться артикуляционное упражнение лошадка и как его делать. Лошадка (Л) на самом деле очень полезное и многофункциональное занятие.
Прежде всего оно используется как тестовое задание. При обследовании ребенка логопед, проверяя как работает язычок, просит пощелкать им. И если внимательно понаблюдать, то можно отметить, как работают органы артикуляции. Выскакивают сразу все недостатки в их работе, нарушения тонуса, прикуса, асимметрия и синкинезии.
Диагностика органов артикуляции
Если в процессе щелканья брызжется слюна, нижняя челюсть уходит назад, а язык плохо присасывается либо не присасывается совсем или вообще не достает до неба, то возникает подозрение, что в данном случае может идти речь о неправильном прикусе, дизартрии или укороченной уздечке, а то и сочетании всех этих факторов.
В этом случае уже становится понятнее, что и как надо посмотреть у ребенка, чтобы понять степень нарушения подвижности языка, уровень дистонии для того, чтобы обсудить с родителями дальнейшую работу по коррекции дефекта и необходимости привлечения помощи и консультации других специалистов: невролога, ортодонта, отоларинголога.
Помощь при постановке звуков
Упражнение Л хорошо само по себе, так оно развивает те мышцы, которые могут поднять и удержать язык в верхнем положении, когда его кончик упирается в верхние зубы, что бывает необходимо для постановки “верхних” звуков — шипящих и соноров. Кроме того при присасывании языка происходит его распластывание, что помогает сделать его шире. Широкий язык необходим для постановки шипящих.
Исходя из этого можно сделать вывод, что логопедическое упражнение Л должно быть включено во все подготовительные постановочные комплексы. Иногда малышу достаточно научиться хорошо и правильно щелкать языком, и таким образом можно вызвать Р и другие звуки. Самое главное, чтоб это занятие было для него интересно. Порой дети так увлекаются, что начинают щелкать сами во время игры.
Научиться делать «грибок»
Часто Л используется, чтобы научиться делать упражнение “грибок”. Нужно щелкать языком и стараться зафиксировать тот момент, когда он присасывается к небу и постараться его удержать. Вспомогательным приемом служит щелканье и присасывание кончика языка к альвеолам и верхним зубам. Помогаем ребенку ручкой ложки, логопедическим зондом, можно съедобной палочкой, чтобы язычок удержался параллельно небу, а его кончик должен упираться строго в передние зубы.
Укрепить и растянуть «уздечку» под языком
И самое главное, это очень хороший способ растянуть и укрепить подъязычную связку. Часто она бывает слишком короткая и язык не достает до неба. Щелкая, мы ее растягиваем. Процесс этот не слишком быстрый, но не травматичный. Конечно, если переусердствовать, то можно сильно напрячь мышцы под подбородком. Но сделать на ней разрыв, как если просто тянуть за кончик языка практически невозможно. Лучше всего растянуть связку пройдя такой путь — “лошадка — грибок — гармошка”. То есть щелкая языком, научиться его присасывать и удерживать у неба, в этом положении растягивать связку. Игры “грибок растет”, “гармошка играет”, “насос качает”.
Как правильно делать
Самое главное при выполнении Л следить, чтобы не скакала нижняя челюсть, а работал только язык. Чтобы контролировать этот, нужно придерживать ребенка за подбородок, а его просить следить в зеркало, чтобы челюсть не плясала. Если контроль не получается, положить что-то между коренных зубов не травмирующее, зонд, ручку от зубной щетки или ложки. Иногда дети увлекаются, начинают мотать в такт головой и двигаться всем телом. Надо постепенно отучать их от этого.
«Лошадка остановилась»
Хорошее дополнение к упражнению Л — “лошадка остановилась”. Рассказать ребенку, что она скакала-скакала и устала, решила попить водички, покушать. Для этого надо сомкнуть губы и произнести звук “тпррру”, как извозчики останавливали запряженных лошадей. Это очень хорошее упражнение, оно помогает снять напряжение, уменьшить тонус лицевых мышц и языка.
Бывает, что малыши не могут его сделать, губы не смыкаются. Надо показать им как вытянуть их вперед уточкой. Если и это не получается, то попробовать рукой поднять углы рта вверх и вперед, расслабить мышцы подбородка и верхней губы. Не всегда это получается сразу, особенно при дизартрии. Не надо расстраиваться, просто заниматься дальше и верить в успех.
Игры и наглядный материал
Если ребенок достаточно хорошо скачет языком, можно разнообразить это задание. Например, поскакать то быстрей то медленней, то тихо то громко. Щелкать с широко открытым ртом, а затем губы делать рупором, обращать внимание малыша, как при этом меняется звук. При выполнении хорошо использовать различный наглядный материал, в зависимости от интересов и возраста детей. Это могут быть картинки, мягкие или заводные игрушки, песенки про лошадей или записи со звуком стука копыт, видео с изображением скачущих животных.
На этом заканчиваю, если остались вопросы или есть замечания и дополнения, то пишите в комментариях к этой статье. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь впечатлениями в соцсетях с родными и знакомыми.
Домашняя логопедия: 30 упражнений для развития детской речи
Для правильного произнесения звуков необходима слаженная работа всех артикуляционных органов. Без тренировок здесь никак не обойтись!
Источник: instagram @smolsoroka
Если вашему ребенку уже 5 лет, а он до сих пор не выговаривает четко некоторые звуки, они искажаются или смазываются, — вам обязательно стоит ходить на занятие к логопеду (он поставит звуки). Заниматься же с крохой дома самостоятельно при «речевой каше» можно с 3-4 лет. Тогда, возможно, и логопед вам не понадобится. А после 6 лет исправить произношение — уже будет намного сложнее.
Для уроков в домашних условиях вам понадобится зеркало, игровой настрой и желание ребенка заниматься. Речевые тренировки проводят 1–2 раза в день. Продолжительность одного занятия — от пяти до двадцати минут. На первых порах берите одно упражнение. Каждую неделю или каждые три дня разучивайте новое. Освоенное в предыдущие дни упражнение повторяйте.
Занимательная статика
Начните со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается под счет от 3 до 20. Время удержания увеличивается постепенно. Статические упражнения помогают укреплять мышцы артикуляционного аппарата, а также формировать правильные уклады речевых звуков.
Все это — базовые упражнения артикуляционной школы.
Динамично и увлекательно
Объединяя два статических упражнения в единую связку, получаем динамичные композиции.
Все каскады выполняются под счет “раз-два”. Cначала медленно, с четкой фиксацией каждой позы. От занятия к занятию скорость, с которой ребенок выполняет упражнения, увеличивается.
Ваш ребенок уже освоил эти упражнения, выполняет их с легкостью? Тогда самое время перейти ко второй, более сложной части логопедии!
Язык-труженик
Есть упражнения, которые изначально предполагают энергичную работу языка, он трудится в паре с нижней челюстью или губами.
Тренируются все!
В артикуляционных упражнениях не меньше нуждаются губы и нижняя челюсть. Поможем им работать более динамично!
Показательные выступления
Если после двух-трех месяцев тренировок ребенок успешно освоил школу и произвольную программу, самое время переходить к постановке показательных номеров. Это целые мини-спектакли с участием артикуляционных органов и, конечно же, самого ребенка. Но кто здесь главный герой? Гномик Язычок!
Сколько в лесу грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок (упражнение “Грибок”), а рядом — лисичка. Тут же — сыроежка, рыжик (ребенок с небольшими интервалами выполняет несколько раз упражнение “Грибок”). Придя домой, гномик Язычок готовит из собранных грибов очень много вкусных блюд (упражнение “Вкусно!”).
Используя перечисленные упражнения, вы легко сможете сами составлять произвольные и показательные программы для артикуляционных органов вашего малыша. Не стоит только забывать, что главный судья всех этих соревнований и выступлений — зеркало. Только с его помощью можно оценить чистоту выполнения каждого элемента! Зеркало поможет справиться и с артикуляцией трудных звуков. И скоро речь будет чистой и правильной!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Упражнения для развития укороченной уздечки
Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)
Червякова Наталья Алексеевна
учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска
Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.
Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).
Подъязычная связка
В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).
Подрезать или нет?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).
Правила выполнения упражнений
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
(Е. М. Косинова [4], Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Барабан»
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Футбол»
«Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.
«Грибок» с элементами самомассажа
Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
Массаж уздечки языка
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
Растягивание уздечки
Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)
Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)
Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).
Прием Н.Г. Водовозовой [8]-
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
– Крот стережет норку.
Упражнение с резиновым колечком.
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.
Правила постановки звуков при короткой уздечке
Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.
Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.
Литература
Рекомендую прочесть:
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.