Как сделать грим старческий
Театральный грим-2. Как состарить лицо
В первой части рассказа о театральном гриме мы рассмотрели основы этого искусства, но даже с этими базовыми знаниями можно добиться невероятного перевоплощения!
Сегодня мы будем учиться тому, как состарить лицо, чтобы выглядело это максимально естественно и эффектно.
Как правило, грим старческого возраста подразделяется на две категории: для создания образа бодрой старости и дряхлой старости. Если внимательно присмотреться к людям пожилого возраста, то можно отметить такие характерные черты старости: блеклый и неровный тон лица, морщины в области лба, щек, подбородка, шеи и век; ярко выраженные впадины в области висков; измененная форма рта и губ в следствии выпавших зубов; мутный взгляд.
Как сделать старческий грим пошагово
В первую очередь, как мы уже знаем, на лицо наносят тон. Для этого используется темная телесная краска или смесь из белой, светлой телесной и серой, взятых в пропорции 2:1:1. Для грима дряхлой старости больше подходит смесь из трех красок, т.к. именно они придают лицу болезненный, немощный вид.
Далее следует заняться гримированием глаз: верхнее веко и глазная впадина резко затемняются, если необходимо создать образ активной, даже деспотичной старости. Как затемнять глаза, чтобы придать им блеск и яркость, было описано в первой части нашего рассказа. Но вообще, для создания старческого образа достаточно слегка затемнить края век тоном, который будет чуть темнее глазной впадины.
Очень часто признаком пожилого возраста бывают слезящиеся глаза. Чтобы создать такую иллюзию, верхнее и нижнее веко осветляют телесным тоном, а у самого основания ресниц проводят тонкую светло-красную линию.
Под глазами светлым тоном намечают так называемые «мешки», а верхнюю часть скуловой кости очерчивают коричневым контуром и растушевывают его пальцем так, чтобы произошло почти полное слияние с тоном щек.
Чтобы дополнить впечатление, тонкими штрихами изображается сеть лучеобразных морщинок, идущих от внешнего края глаза к вискам.
Далее переходим к гриму висков, бровей и лба. Как правило, у стариков довольно редкие и неровные брови. Достичь этого эффекта можно, если при нанесении общего тона на лицо затронуть и область бровей (прямо на их волоски). Для большей выразительности на середину бровной дуги можно наклеить жиденькие косички искусственных бровей.
Область лба обычно служит главным фоном для нанесения морщин. Новички часто совершают ошибку, просто рисуя черной краской параллельные линии на лбу и затем растушевывая их.
Как известно из теории театрального грима, наложенная на лицо темная краска постороннему наблюдателю кажется впадиной, а светлая выпуклостью. Поэтому морщины, представляющие собой складки кожи, правильнее всего будет сначала обозначить темно-красной и коричневой краской, а затем рядом проложить светло-телесные линии и растушевать их так, чтобы получилась видимость тени (впадины) и света (выпуклости).
Правильнее всего рисовать морщины, предварительно наморщив лбом и слегка наметив контуром естественные складки кожи, после чего уже можно переходить к их окончательной «прорисовке».
Чтобы создать эффект «провала» в области висков, впадину в этом месте оттеняют серой краской. Если у гримирующегося есть хорошие знания анатомии и навыки художественного рисования, то с помощью синего карандаша на висках можно нарисовать тоненькую сеточку просвечивающих через кожу вен. Эти линии не должны иметь четких контуров, иначе «вены» будут больше похожи на непонятную татуировку, чем на кровеносные сосуды.
Чтобы не создавалось впечатление мертвенной, неестественной бледности, необходимо самую выдающуюся точку на скулах и кончик носа слегка тронуть бледными румянами.
Чтобы «нарисовать» такой рот, губы забеливают светлым общим тоном с очень маленьким добавлением легких фиолетовых оттенков, которые получают, смешав темно-красную и серо-голубую краски.
Затем темно-коричневой краской резко обозначают опущенные книзу углы губ и носогубные складки. Если создается имитация беззубого рта, верхнюю губу в месте роста усов затемняют, вокруг губ рисуют тонкие морщинки, зубы закрашивают черной краской.
Чтобы создать впечатление заостренного подбородка, на выступающую его часть накладывают два светлых блика, а нижнюю губу оттеняют темной линией, проведенной по ее контуру.
В области шеи темными полосами обозначают выступающие мышцы (грудино-ключичные), а пространство между ними заполняют светлой краской. Область под подбородком, середину шеи и горло затемняют широкой полосой, чтобы создать имитацию кожных складок.
Подчеркиваем очертания скуловой кости: под нижним краем скулы проводим очень легкую темную тень, также оттеняем область, расположенную от надбровной дуги у виска к околоушному пространству.
От внутреннего уголка глаза, параллельно носогубной складке, проводят легкую тень.
Как сделать грим старческий
Значительно большие трудности представляет создание грима для героя пожилого возраста, и особенно в тех случаях, когда роль старика играет молодой исполнитель, что в коллективах художественной самодеятельности случается нередко.
Обычно в старости лицо человека претерпевает ряд физиологических изменений: резче обрисовывается костный рельеф, выступают впадины и выпуклости; кожа лица становится желтовато-землистой и покрывается сетью Больших и мелких морщин; волосы редеют и седеют: глаза становятся тусклыми; выпадают зубы, отчего вваливаются губы.
Конечно, единого стандарта при создании старческого грима быть не может, к тому же не у всех людей в одном и том же возрасте признаки старости одинаковы. Встречаются пожилые люди с хорошим цветом лица и почти без морщин.
Некоторые старики сохраняют хорошие зубы и не имеют седых волос. И в то же время седые волосы могут быть у человека в возрасте ЗО — 45 лет.
Прежде чем приступить к созданию грима человека пожилого, артист должен тщательно изучить все «предлагаемые обстоятельства»: место и время действия, климат, социальный облик, профессию, условия труда, возраст, физическое состояние, характер темперамента образа, а в пьесах исторических — влияние среды, бытовые условия, моды и прически, характерные для того времени, и т. д.
В старческом гриме часто приходится пользоваться париками и наклейками. Если парик со лбом, его следует надеть до гримировки. Парик без лба можно надевать по окончании грима. Очень важно, чтобы парик точно соответствовал размеру головы. Если парик мал, он не годится; если велик, его необходимо ушить сзади или с боков и так, чтобы рубцы находились внутри парика. Лоб парика должен плотно облегать лоб актера. Подклеивается парик лаком к вискам. Границу между лбом и париком, чтобы она не была заметна, следует заклеить тонкой шифоновой или эксельсиоровой лентой шириной в один сантиметр, а затем покрыть общим тоном. В тех случаях, когда можно обойтись без парика, советуем играть со своими волосами. Плохой парик легко может испортить впечатление от самого хорошего грима. Создать видимость пробивающейся седины,можно, присыпав волосы на висках исполнителя белой пудрой.
При накладывании общего тона к основному тону № 2 в старческом гриме прибавляют немного желтой или коричневой краски; полученным составом покрываются лицо и шея актера.
Руки гримируются морилкой. Чтобы создать впечатление старческой узловатой руки, кости и суставы на тыльной стороне высветляются, а промежутки между ними затемняются.
Большую роль в старческом гриме играют морщины. Если исполнитель роли сам пожилого возраста, то можно ограничиться прорисовкой на лице собственных морщин, усиливая и подчеркивая их. Но что делать в тех случаях, когда роль старика играет молодой участник коллектива? Создать морщины можно искусственно, движением лицевых мышц. Пусть исполнитель, сидя перед зеркалом, понаблюдает за своей мимикой, обнаружит, где на его лице появляются складки. Если нахмурить брови, то между ними появляются вертикальные морщины. Улыбка создает складки у внешних уголков глаз.
Подняв брови, вы обнаружите на лбу горизонтальные морщины и т. д.
Морщины можно разделить на три группы. Носогубные (идущие от носа к углам рта), вертикальные (между бровями), «мешки» под глазами и морщины, идущие от углов рта вниз, относятся к первой группе. Ко второй группе можно отнести горизонтальные морщины на лбу. Третья группа — это так называемые «гусиные лапки», мелкие морщины, расположенные веером у внешних краев глаз (рис. 2).
Морщины лучше всего прорисовать тонкой кистью, смешав красную и коричневую краски. Середина морщин резче и темнее, а края тоньше, светлее, незаметно сходят на нет. Так как кожа над морщиной образует небольшую выпуклость, ее «высветляют» светлым бликом, с добавлением желтой краски. Этот блик над морщиной, тщательно сведенный затем на нет, придает морщине рельефность и естественность. Морщины следует наносить аккуратно. Неверно расположенные, небрежно очерченные или слишком резко прорисованные морщины создадут неверный грим.
Мы уже говорили о большом значении гримировки глаз.
В гриме пожилого человека глазные впадины сильно затемняются коричневой краской, верхние ресницы подводятся белилами, чтобы создать впечатление седых ресниц. Нижние веки, подведенные светло-красной краской, придают глазам воспаленный вид. Покрыв белой краской брови против волоса и начесав их вниз, исполнитель придает им видимость седой, густых, нависших бровей.
Если расстояние от носа до верхней губы немного затемнить коричневой краской, получится впечатление беззубого рта. Можно закрасить один или несколько зубов исполнителя. Это делается так: два-три зуба предварительно насухо вытираются, затем закрашиваются коричневой гримировальной краской. Чтобы краска не стерлась, ее покрывают клеем для грима, дают ей высохнуть (не закрывая рта). Если закрасить несколько зубов, можно создать впечатление старческого беззубого рта.
Поставьте желтоватый блик на выступающей средней части нижней губы, немного затушуйте подбородок от опущенных уголков рта, и вы увидите, как губа примет несколько отвислый вид.
При наклейке усов лицо следует растянуть в улыбку так, чтобы кожа над верхней губой была натянута. Тогда на сцене во время спектакля усы не отклеятся. Однако это непременно случится, если усы наклеить без указанной предосторожности. Еще лучше приклеить вначале небольшой, очень тонкий слой ваты, а усы наклеить сверху. Небольшие усики или бачки лучше прорисовать кисточкой, избегая наклеек. Готовые полные бороды из крепе приклеивают так: сначала наклеивается верхняя часть, затем нижняя и наконец боковая (на шеки и под челюстным углом),
Большая борода из крепе наклеивается по частям сначала под подбородком, затем на подбородке, на щеки и под нижней челюстью. Приклеенную растительность следует крепко прижать полотенцем или тряпочкой, пока лак не просохнет. Наклеенную из крепе бороду затем подстригают ножницами, придавая ей нужную форму (рас. 3). Бакенбарды клеятся так же, как боковые части бороды. Формы бакенбард меняются в зависимости от моды того или иного времени. Так как растительность на щеках несколько реже, то края подклеенной бороды рекомендуется подрисовать на щеках тонкой кистью, конечно, учитывая общий цвет волос. Не следует забывать, что борода изменяет форму лица„ Если, к примеру, борода закрывает часть щек человека с полным лицом, его лицо покажется более худым.
Чтобы создать впечатление небритого лица, щеки и подбородок исполнителя покрываются серой краской или заклеиваются мелко настриженным крепе, по цвету соответствующим окраске волос. Рис. 3.
Худую старческую шею можно сделать, выделив светлым тоном шею и кадык, а промежуток между ними затемнив коричневой краской, растушевав ее.
В старческих гримах часто приходится прибегать не только к наклейкам (усы, бороды), но и к наклепкам из гумоза для изменения формы носа,
Наклепку из гумоза наклеивают на совершенно сухую кожу до смазывания лица вазелином и накладывания на него общего тона, Для этого берут кусок гумоза нужной величины, разминают его до тех пор, пока он не станет мягким и эластичным. Вылепив пальцами примерную форму наклейки, ее затем приклеивают к носу, прикладывают к коже и сглаживают края, сводя их на ноет. После этого гумозу придают окончательную форму, покрывают общим тоном и гримируют, как собственный нос (рис. 4).
Существует еще способ изменения формы носа путем подтягивания его кончика тонкой (шириной в 1—1,5 сантиметра) шифоновой ленточкой. Для этого конец газовой или шифоновой ленточки крепко приклеивают к основанию носа, придерживая ее, пока лак не просохнет. Затем спинку носа смазывают лаком, поднимают одной рукой кончик носа вверх и подклеивают ленточку вдоль носа, пока лак не просохнет окончательно. После этого нос вместе с наклеенной на него ленточкой покрывается небольшим количеством общего тона рис. 5
Разумеется, одними гримировальными средствами образ старика не создать.
Чтобы образ пожилого человека получился живым, правдивым и убедительным, нужно не только соответственно загримировать свое лицо, но глубоко проникнуть в психологию старого человека, в его характер и во все обстоятельства его жизни, передать походку, ритм движений, манеру речи, тембр голоса и т. д.
Очень важно учитывать природные внешние данные самого исполнителя. Что-то в его лице, скажем, подчеркнуть гримом, а что-то смягчить, затушевать.
Если одну и ту же роль играют два исполнителя, это вовсе не значит, что оба они создадут совершенно одинаковый грим, поскольку каждый из них трактует роль по-своему и находит в ней свое, индивидуальное решение. Обратимся к примеру. Роль Мерчуткиной в водевиле А. Чехова Юбилей» играют две актрисы. Обе они изображают назойливую, бестолковую, упрямую просительницу. Но одна исполнительница, исходя из собственных природных данных, делает Мерчуткину грузной женщиной с тупым выражением лица, на кот-ром особенно выделяются мясистый нос, густые седые брови и широкий упрямый подбородок. Другая же — суетливой, вертлявой старушкой с мелкими чертами лица, маленькими колючими глазками, пронырливым, утиным носом и тонкими губами.
Обе трактовки роли, оба типа Мерчуткиной закономерны, поскольку они раскрывают существо образа.
Файл PDF всей книги полностью можно скачать со страницы статьи о книге в Яндекс Дзене.
Превращаем девушку в бабушку. Простые лайфхаки от гримера
1 октября 2018 в 9:00
Иоланта Валожек / Фото, GIF-изображения: Виолетта Савчиц / Модель: Юлий Варламов / Партнерский материал
Как насчет того, чтобы сломать себе палец? Или оставить ужасный шрам? Мы говорим, конечно же, о гриме. При поддержке ASUS мы решили узнать, как качественно изобразить морщины и порезы в домашних условиях, перед выставкой-фестивалем «Юникон & ГеймЭкспо» — конвентом, который объединяет поклонников комиксов, компьютерных игр, косплея и фантастики во всех ее проявлениях. О том, как сделать себя старушкой на вечер или нанести безболезненные увечья, рассказала и показала основательница первой в Беларуси школы пластического грима «ГримШоп» Мирослава Декси.
Воплотить образ на Хэллоуин или создать эффектного персонажа для оригинальной фотосессии с помощью одного только костюма сложно: чаще всего для полного погружения нужен специфический грим. Шрамы, кровавые раны и морщины — отличный способ дополнить образ.
Однако Мирослава признается: кровавые увечья нельзя назвать сезонным гримом. Такую «крипоту» (от англ. creepy — «страшный, ужасный». — Прим. TUT.BY) заказывают довольно часто: для съемок клипа, на корпоратив, для актеров квест-румов или просто с целью кого-нибудь разыграть.
Мирослава Декси — профессиональный гример с более чем 10-летним опытом. На ее счету — участие в качестве визажиста и гримера в шоу и показах «Мельницы моды», «Мотор-шоу», кинофильмах «Брестская крепость» и «Форт Росс», а также множестве рекламных съемок. В прошлом году именно на выставке-фестивале «Юникон & ГеймЭкспо» состоялось официальное открытие её школы пластического грима.
Делаем шрам
Для того, чтобы наиболее натурально изобразить рубец, для начала нужно понять, какой именно вид нам нужен: гипертрофический (выступающий над поверхностью кожи) или атрофический (как будто втянутый в нее). Чаще всего персонажи кино и компьютерных игр гордо носят на себе последние. Для этого одного грима будет мало, нужно создать эффект «стяжки».
Также заранее стоит определиться, когда был получен этот шрам: пару дней назад или прошло уже много лет? Да-да: от этого будет зависеть цвет «ранения».
1. Очищаем кожу, чтобы будущий шрам надежно «прикрепился» к ней. Подойдет любая мицеллярная вода, на крайний случай — влажные салфетки. Если у вас чувствительная кожа, перед тем, как воспользоваться гримом, нанесите специальный клей для грима: он защитит лицо от агрессивного воздействия.
Также этим клеем стоит пользоваться, если вы планируете делать себе подобные шрамы часто: регулярное использование «суровой» косметики не пойдет вам на пользу.
2. Рисуем основу шрама гримом, лучше всего использовать нежирный, спиртовой. Если ничего подходящего под рукой нет, можно взять тени для век. В зависимости от того, насколько свежий шрам нам нужен, делаем его более ярким или тусклым: чем «моложе» шрам, тем ярче и краснее он будет. Если это старый светлый затянувшийся рубец, грим можно не наносить вовсе, достаточно будет следующего этапа.
3. Поверх шрама наносим специальный состав — коллодий (густой клейкий раствор на основе клетчатки. — Прим. TUT.BY). Он нужен для того, чтобы стянуть кожу и добавить реалистичности. Коллодий обязательно наносим поверх грима.
Сделать наоборот — получится эффект как если бы мы намазали помаду поверх лака для ногтей: все очень быстро сотрется и стечет. Чем толще слой коллодия, тем сильнее будет «стяжка» кожи и тем глубже будет шрам.
Если вы хотите сделать рваный, неаккуратный шрам, наносите коллодий пятнами, чаще выступайте за намеченные края. Вместо коллодия можно также использовать медицинский клей.
Смыть такой шрам можно любым двухфазным средством для снятия макияжа. После отклеивания застывшей корочки на коже первое время останется эффект отпечатка от подушки поутру, но через минут десять углубление «вытянется» обратно. Место лучше смазать детским кремом или пантенолом.
Если же вы хотите сделать себе гипертрофический, выступающий рубец, можно воспользоваться жидким латексом для создания объемной «корочки». Некоторые начинающие косплееры делают шрамы из клея ПВА (нанести на кожу, дать высохнуть и раскрасить). Но такой рубец подходит только для недолгих фотосессий: он будет держаться от силы пару часов и быстро начнет отклеиваться.
Делаем открытую рану
Рана, прежде всего, объемная. Поэтому очень важно создать эффект углубления. Можно, опять-таки, воспользоваться для этого клеем ПВА и бумажными салфетками: наложить на кожу несколько промазаных слоев и разрезать посредине. Но, как и в случае со шрамом, держаться эта конструкция будет совсем недолго. Мы же рассмотрим способ, с помощью которого можно будет гулять с «дырой» на щеке весь день.
1. Наносим жидкий латекс на нужную нам область. Так края раны выступят над поверхностью кожи и создадут эффект углубления. Оставляем латекс подсыхать. На это уйдет примерно 10 минут. Процесс можно ускорить феном.
2. Отслаиваем латекс от кожи в том месте, где планируется надрез. Этот этап обязателен, так как если начать прорезать материал, не отслоив его, можно повредить кожу. Проведите несколько раз медицинским шпателем или любым другим плоским предметом по латексу. В быту для этого подойдет ручка чайной ложки.
3. Аккуратно поддеваем отслоившийся латекс, разрезаем его маникюрными ножничками и…
4. …загибаем края раны наружу. После этого этапа можно нанести еще несколько слоев, в зависимости от того, насколько глубокую и страшную рану вы хотите изобразить. Принцип тот же: намазываем, отслаиваем, разрезаем.
Также можно с помощью того же латекса или специального клея прикрепить к ране «аксессуары»: осколки оргстекла, хирургические нитки, искусственных червячков.
5. Закрашиваем середину раны коричневым, а лучше всего — синим цветом, так как в сочетании с искусственной кровью он даст нужный эффект углубления.
6. Заполняем рану искусственной кровью. Можно использовать готовый состав (его легко купить в магазинах грима), можно сварить «домашнюю» кровь. Но последний вариант имеет свои минусы: пищевые красители, используемые в приготовлении искусственной крови, оставляют на коже розовые следы, которые пару дней будет довольно сложно отмыть. Но, если вам не нужно на следующий день идти на работу, можно и сэкономить.
Домашний рецепт искусственной крови
Прежде, чем начать варить (или смешивать) кровь, нужно определиться: будет она артериальной (ярко-красная, которая в фильмах «фонтанирует» из шеи) или венозной (более темная, густая, с синеватым оттенком, плавно стекает). От этого зависит, какие красители смешать для нужного эффекта.
Для того, чтобы приготовить литр съедобной крови, нужно:
— пищевые красители (красный, синий или коричневый)
1. Подогреваем воду в кастрюле, которую не жалко (от светлого покрытия отмыть красители будет почти нереально). Для того, чтобы цвет был более полным, можно отварить в ней чай каркаде или порезаную кусками свеклу, а затем процедить.
2. Крахмал разводим в холодной воде и медленно вливаем в воду, помешивая ее. Немного ждем, пока кровь не загустеет и снимаем кастрюлю с огня. Чем больше крахмала, тем гуще будет кровь.
3. Постепенно, этапами добавляем красители. Чтобы проверить цвет будущей крови, снимите пробу салфеткой или капните на блюдечко. Если нужна венозная кровь, добавьте чуть больше синего. Если артериальная — меньше.
4. Дайте крови остыть. Если при остывании она сильно загустела — разбавьте водой.
Если же вам нужно много несъедобной крови — просто смешайте пищевые красители с жидким мылом. И будьте осторожны: такая искусственная кровь очень сложно отстирывается!
7. «Украшаем» рану с помощью текстурной губки и собственной фантазии. Здесь аккуратность неуместна: чем больше брызг и клякс, тем реалистичнее результат.
8. При желании пускаем струйку крови.
Это — один из самых простых способов моделирования открытой раны. Если нужны увечья пострашнее, например, разрезанная до кости рука или открытый перелом — тут лучше использовать силипасту — силикон прямого моделирования (который можно мазать сразу на кожу) или специальные силиконовые накладки.
Мирослава советует: для того, чтобы работать с «серьезными» материалами, лучше потренироваться. Например, на выставке-фестивале «Юникон & ГеймЭкспо», которая пройдет 2−4 ноября на Футбольном манеже, она проведет мастер-класс для всех желающих научиться работать с силипастой и разными накладками.
Старческий грим
Самое главное в старческом гриме — понять, куда его наносить. Если намазать темные полосы там, где морщин быть не должно, получится просто грязное лицо. Но для того, чтобы определить, что, куда и зачем, — не обязательно быть супер-визажистом. Достаточно «прислушаться» к своей мимике.
1. Определяем мимические морщины. Для этого нужно несколько раз сильно нахмуриться, улыбнуться, поднять брови в удивлении. Там, где появятся глубокие складки, будут наши морщины. Если вы хотите сделать из себя деревенского старика и старушку, перед прорисовыванием морщин предварительно затемните все лицо гримом.
2. Прорисовываем морщины темным гримом. Если грима под рукой нет, снова выручат тени для век: можно мочить кисточку в воде и рисовать ими.
3. Для удобства можно помогать себе пальцами — сжимать кожу и прорисовывать углубления. Особое внимание уделите лбу, коже вокруг глаз, крыльям носа, носогубной складке, краям губ. Это области лица, которые больше всего подвержены возрастным изменениям.
4. Нанесите кисточкой белый грим параллельно темному — это придаст объем морщинам и углубит их.
5. «Подкрасьте» белым гримом брови и ресницы, чтобы сделать их седыми. Если это мужской грим, не забудьте про бороду и усы.
6. Разбавьте темную краску (аквагрим, тени для век) водой, обмакните в нее зубную щетку и побрызгайте на лицо. Получатся характерные старческие пигментные пятна.
Образ можно дополнить аксессуарами: старомодными очками, белесыми линзами для эффекта слепоты или деревенской косынкой.
Партнер материала:
2-4 ноября в Футбольном манеже пройдет VII фестиваль фантастики, фэнтези, комиксов UniCon совместно с интерактивной выставкой настольных и компьютерных игр Game Expo Minsk. Титульный партнер проекта – компания ASUS.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter