Как сделать гудок музыкальный инструмент

15 музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

15 музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками

Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из самых необычных способов — сделать музыкальный инструмент самим, вместе с ребёнком. Тем более что самостоятельно можно смастерить целый оркестр. Про 15 самых простых в изготовлении инструментов рассказала автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art.

Мэгги, автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art:

«Музыка — это то, чем я вдохновляюсь и чем стараюсь делиться со своими детьми. Недавно я взялась снова играть на пианино, просто чтобы подать детям пример. Но одного музыкального инструмента мне показалось мало, и я подумала, почему бы не сделать ещё несколько инструментов вместе с детьми. Пока у нас получилось 15, но, думаю, это только начало».

Колокольчики на картонной трубе

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Колокольчики на картонной трубе — прекрасное изобретение с сайта Mini Eco. Это один из самых любимых инструментов у детей. Все мы любим колокольчики, а эти выглядят просто великолепно.

Колокольчики на ножках

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Если вы любите колокольчики так же, как их любим мы, можете изготовить симпатичные колокольчики для ног, которые отлично подходят ещё и для танцев под музыку.

Простые барабаны

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Вот такие простые барабаны из жестяных банок мы делали несколько месяцев назад на Red Ted Art. Добавьте немного клейкой ленты, и дети сами смогут нарисовать на барабане геометрические узоры или то, что им вздумается.

Больше барабанов

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Ещё одна простая и замечательная идея, как сделать барабаны из жестяной банки и воздушного шарика. Делается это очень быстро и может использоваться как барабан или шейкер. Можно оставить банку нераскрашенной, а можно пофантазировать — как вам больше нравится.

Барабан-океан

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Мне нравится идея этого барабана. Это самодельный инструмент, который может издавать два вида звуков — звук барабана и звук, похожий на шум моря или океана. Невероятная идея Kinder Art.

Водный ксилофон

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Классическая забава для детей, идеальная для развлечения в дождливый день, — водный ксилофон от Little Page Terners. Естественно, необязательно, чтобы он был всех цветов радуги, подойдёт и обычная вода.

Кастаньеты

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Другой музыкальный инструмент, который можно сделать своими руками — эти очаровательные маленькие и простые кастаньеты от Suite 101. Идеально подойдут для того, чтобы попрактиковаться с ритмом.

Кастаньеты-крокодильчики

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Я уже давно полюбила этих очаровательных крокодильчиков. И они как нельзя лучше подходят для этого списка. Эти крокодилы, которые могут издавать щёлкающие звуки, можно использовать в качестве кастаньет.

Палочки для ритма

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Эти очаровательные палочки я нашла на сайте Skip to My Lou. Думаю, этот музыкальный инструмент можно сделать даже с малышом: он может раскрасить его как душе угодно.

Тамбурин

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Как насчёт самодельного тамбурина от Family Fun? Думаю, это гениально! Для изготовления лучше использовать пяльцы для вышивания и металлические крышки от бутылок.

Бубен на палочке

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Этот прекрасный бубен на раздвоенной палочке от Family Fun я люблю даже больше, потому что это ещё и отличный способ вторичного использования вещей.

Целая группа

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Delightful Learning сделали целый набор музыкальный инструментов. И я не знаю, какой из них мне нравится больше! Ксилофон из карандашей — это гениально, а банджо — просто уморительно. Тамтамы сделаны очень изобретательно, а ещё я люблю рожок. Замечательный ресурс, на котором собрано много инструментов.

Свирель из соломенных трубочек

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Какие же чудесные звуки издаёт эта простая свирель от Deceptively Educational. Мы попробуем сделать её ещё раз, потому что это безумно просто и у нас много соломенных трубочек.

Губная гармошка

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Я только начала задаваться вопросом, как сделать губную гармошку для детей, как тут же наткнулась на этот пост на сайте Mom 2 Two Posh Lil Diva’s. Блестяще!

Рог-шофар

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Ещё одна неожиданная и вдохновляющая идея музыкального инструмента, о которой можно узнать здесь.

Источник

Русские музыкальные инструменты :: Гудок

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструментГудок – старинный русский струнный смычковый музыкальный инструмент с корпусом овальной формы без боковых выемок. Специального грифа на шейке инструмент не имеет. На верхней деке иногда встречаются резонансные отверстия в виде полукруглых скобок, однако на большинстве изображений они отсутствуют. Наибольшее распространение гудок получил в XVII-XVIII веках. В конце XIX века полностью вышел из употребления.

Первоначально, как об этом свидетельствуют археологические экземпляры гудков, корпус инструмента выдалбливался из цельного куска дерева и имел сравнительно небольшие размеры (20-30 см). Позднее гудки стали изготовлять не только с долбленым, но и клееным корпусом.

Во время игры гудок держали в вертикальном положении, опирая его о колено, при игре сидя или о корпус – при игре стоя. Для игры на гудке применялся, судя по изображениям, короткий, лукообразный смычок без колодки. Гудок использовался как инструмент, сопровождавший пение или пляску. Имеются упоминания о совместной игре нескольких гудошников, для чего уже в XVI-XVII веках, а возможно и раньше, инструменты изготавливались разных размеров и звукового диапазона: высокого (гудочек), среднего (гудок) и низкого (гудище).

Характер звучания инструмента гнусавый, скрипучий. Три его струны настраивались по квинтам. Плоская подставка позволяла извлекать звук смычком одновременно из всех трех струн, однако этим исполнение на гудке не ограничивалось. Техника игры была довольно простой, что не исключало, естественно, возможности искусной игры на инструменте. Как отметил Штелин, «играют на гудке общераспространенные мелодии, причем пальцами перебирают редко более одной струны, другие же две проводятся смычком впустую (по открытым струнам) и всегда сильно, так, что звучат скрипуче и назойливо, как на лире». «На высокой крайней струне разыгрывается какой-нибудь народный мотив, а прочие две струны, настроенные квинтою вниз, служат аккомпанементом для сопровождения мелодии». Прижимая большим пальцем левой руки две нижние струны, можно было менять звуковысотное положение выдержанного квинтового баса. Это позволяло изменять тональность исполняемого на верхней струне наигрыша.

Репертуар гудошников состоял из народных песен и плясок. Подлинные записи гудошных наигрышей сделаны не были. Некоторое представление о характере наигрышей, исполнявшихся на гудке, может дать дуэт для рожка и гудка из водевиля С.И. Давыдова «Семик или гулянье в Марьиной роще», написанного в 1815 году, когда игра на гудке была ещё широко распространена. Есть основания предполагать, что этот дуэт представляет собой запись, близкую к воспроизведению народного инструментального ансамблевого наигрыша. Широкое использование открытых струн, типичное для фольклорной практики игры на смычковых инструментах, подсказывает применяющуюся на гудке настройку открытых струн – е” – а’ – d’. По мнению Б.Ф. Смирнова, партия рожка в дуэте водевиля является «типичным рожечным народным наигрышем», а звучание гудка изложено в манере, характерной «для вторы скрипичного дуэта». Взаимодействие инструментальных голосов соответствует, по его мнению, также «подлинно народной традиции».

Гудок был русским народным инструментом, распространённым не только среди скоморохов. Об этом свидетельствует, в частности, то широкое отражение, которое нашёл этот инструмент в устном народно-поэтическом творчестве. Указание на широкое распространение гудка встречается в литературе вплоть до середины XIX века: «Гудок… употребляется доныне в сельских пирушках и забавах». Попытки отыскать гудошника или гудок в глухих сельских окраинах, неоднократно предпринимавшиеся в последние 50-80 лет, практически не увенчались успехом.

Стоит отметить поиски гудка, предпринятые по инициативе Н.И. Привалова. Он пишет, что одна старушка (сибирячка) сообщила ему, что в дни её молодости гудошники ходили играть по домам по нескольку человек с инструментами различной величины. В связи с этим Привалов поручает своему знакомому, служащему Путиловского завода, отправившемуся в 1897 году в командировку в Сибирь, отыскать там следы гудка. На одной из станций около города Златоуста ему посчастливилось встретить гудошника-слепца, инструмент которого был чуть меньше виолончели и имел четыре струны. Звук гудка был дребезжащим, напоминавшим игру на балалайке, поскольку гудошник во время игры всё время тремолировал смычком. Во время короткой остановки поезда он успел сыграть «Камаринскую» и «Что пониже было города Саратова». В 1937 году следы гудошника в Брянской области обнаружил Л.В. Кулаковский, но собрать какие-либо сведения ему не удалось.

В 1958 году экспедиция Пушкинского дома записала в деревне Кильца Мезенского района Архангельской области пение частой лирической песни «Ох, Сибирь матка, Сибирь матка» под аккомпанемент самодельной трёхструнной скрипки. Манера игры (исполнитель держал инструмент вертикально, упирая его в колено), количество струн и характер напева позволили Б.М. Добровольскому высказать предположение, что это – отголосок старинной гудошной традиции, а в 1975 году пермский фольклорист Н.С. Альбинский также обнаружил следы гудошной традиции.

Когда появился гудок? Откуда взялось слово «гудок»?

Почему гудок считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «гудок» (доступное для детей).

Источник

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструментmoskalkov_opera

Знаю о пении почти все!

Недавно я рассказывал вам про гусли – один из самых интересных музыкальных инструментов древнего Новгорода, но в дополнение к этому не могу умолчать о другом интереснейшем инструменте, который непосредственно имеет отношение к нашей большой постановке «Аскольдовой могилы». В ней есть персонаж Торопка (больше всех поёт, кстати), а главный герой Всеслав вообще ни одной арии не имеет), который в либретто указывается как «гудочник». А вы вообще знаете кто это? А вот сейчас узнаете.

Гусли, безусловно, популярный древнерусский музыкальный инструмент, но далеко не единственный. Среди новгородских древностей не менее часто встречается и так называемый гудок – трехструнный смычковый инструмент. Его история интересна не только для людей, пытающихся разобраться, как же выглядел древнерусский музыкальный ансамбль, но и для музыковедов, которые хотят понять, что послужило истоками современного скрипичного искусства.

Хорошо известно, что в современном оркестре смычковые занимают особое место. Предки данных инструментов появились ещё в конце первого тысячелетия нашей эры. Ученые полагают, что первые в мире смычковые инструменты, которые давали непрерывный скользящий звук со всем богатством полутонов, родились в Средней Азии. В ХI веке смычковые инструменты попали в Европу и мгновенно распространились по всему континенту. В то время они уже были известны в Испании, Италии, Франции, Англии. Разумеется, после появления этих инструментов в музыке произошли серьёзнейшие изменения. Музыка Средневековья, ограниченная отдельными тонами и звуками, благодаря смычковым инструментам сумела стать более певучей и мелодичной. К концу Возрождения в музыке утверждается гомофонный (мелодический) стиль. В ХI веке смычковые инструменты успешно добираются и до Руси.

Все гудки, обнаруженные в Новгороде представляли собой трёхструнные смычковые инструменты. Сначала учёные не могли решить, к какого рода инструментам они относятся: щипковым или смычковым. Для этого они решили сравнить археологические находки с большим количеством иконографических памятников, включая изображения музыкальных инструментов на средневековых миниатюрах Западной Европы.

Аналоги новгородских находок были обнаружены на многочисленных изображениях, найденных Н.И. Приваловым – большим специалистом по русским народным инструментам. На этих изображениях музыкант одной рукой держит гудок за шейку, оперев его на ногу, а другой – смычок. Более близкие аналогии можно увидеть ещё и на миниатюрах и фресках Западной Европы. Такие трёхструнные фидели были найдены на миниатюре английской псалтыри, датируемой второй четвертью XII века, специалистами в Кембридже, а также на миниатюре Страсбургского календаря 1154 года и даже на миниатюре из Библии в Национальной Парижской Библиотеке.

Это не мешало гуду активно использоваться в светской жизни. В Новгороде этот инструмент был обнаружен на территории усадьбы, принадлежавшей боярскому роду Мишиничей. В то время, когда гудок был в употреблении, там могли жить посадник (глава города, назначенный князем) Онцифор Лукич и его дети Юрий, Максим и Афанасий (впоследствии Юрий Онцифорович также стал знаменитым посадником – тут о нём можно почитать отдельно).

Благодаря находке нескольких заготовок гудков XIV-XV веков учёные также установили, из чего делали струны для этих инструментов. Предполагается, что для этого использовали кишки. Они крепились с одной стороны к костяному струнодержателю с тремя отверстиями. Сам струнодержатель крепился к низу корпуса деревянным штифтом. С другой стороны струны вставлялись в щели колков и затягивались.

Смычки для гудков бывали самых разнообразных форм и размеров, судя по западноевропейским изображениям. Они могли быть сильно изогнутыми, полукруглыми, напоминающие лук, плоскими, круто изогнутыми с одного конца и пр. Вариантов бесчисленное множество и все они существовали одновременно. Стандарта не существовало. Обычно длинна смычка колебалась от 30 до 70 см. На него натягивали конский волос, как и на современные смычки, правда, если в Древней Руси обходились 3-10 волосами, сегодня нужно уже 100.

Пусть гудок и не является чисто русским изобретением (его родина – Азия или Византия), но для современной музыки его появление стало настоящим прорывом. Он обогатил культуру и искусство, добавив инструментальному исполнению удивительную певучесть. Если вы хотите посмотреть на настоящий гудок, то можно поехать в Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

Источник

Как сделать гудок музыкальный инструмент

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Новгородские гусли и гудки
(опыт комплексного исследования)

Итак, гудок XIV в., точнее гудочек, потому что общая длина инструмента 30 см, а рабочая длина струн чуть ли не в два раза короче скрипичной.

Поскольку оригинал гудка находиться в Государственном историческом музее, копия его изготовлена по чертежам и фотографиям, опубликованным в работе Б. А. Колчина «Новгородские древности. Деревянные изделия».

Для реконструкции потребовались тонкие жильные струны.

Характер отверстия в корпусе, не гарантировавший надежного положения крепежного штыря, и побудил к поиску более рационального варианта струнодержателя. В окончательном виде он не только крепко удерживает струны но, одновременно усилия его направлены на укрепление корпуса. Колки по конструкции и функции ничем не отличаются от гусельных.

Чтобы ответить на этот вопрос, были сделаны принципиально разные подставки. Первая из них для устойчивости имела в основании выступ, входящий в отверстие, и, таким образом, неподвижно закреплялась на деке. Разумеется, толщина подставки в основании равнялась диаметру отверстия. Звук инструмента в этом случае был туповат.

Другая подставка, более тонкая (3 мм), принесла положительный результат. Роль отверстия в этом случае заключается в том, что оно, прерывая посредине касание подставки с декой, делает ее как бы стоящей на двух ножках. Звучание гудочка стало громче и даже с незначительным оттенком резкости.

Третий вариант представлял собой тонкую подставку с длинной ножкой, проходящей сквозь отверстие в деке и упирающейся в дно кузова. Вибрация струн, таким образом, распространилась одновременно на кузов и верхнюю деку. Звук стал мягче, глубже, но несколько тише. Из двух последних вариантов оба представляются возможными для окончательного восстановления. По конструктивной мысли и с учетом цельности звучания гудка (это особенно касается инструментов большого размера) третий вариант подставки более правомочен. Правда, надо помнить, что к третьему варианту у нас нет соответствующих по времени аналогий. В этом случае назначение отверстия в деке очевидно. Но так как корпус гудочка XII в. очень мал, и, следовательно, резонаторные возможности его не велики, то малейшая потеря в громкости звука для него невыгодна. С этой точки зрения лучшим оказывается второй вариант подставки.

Других причин, оправдывающих наличие упомянутого отверстия, не обнаружено.

Внешняя форма подставки могла быть различной, но ширина ее основания не должна быть больше ширины перешейка, образованного на деке двумя полукружными вырезами. (У болгарской гадулки подобные вырезы в деке называются «очами»). Высота подставки (в данном инструменте) зависит от устройства головки с расположенными на ней колками и шейки инструмента, дающих направление струнам, а также, что характерно для всех гудков, от ширины корпуса.

Итак, подставка, определяя длину рабочей части струн и находясь под их давлением, возбуждает вибрацию резонаторного корпуса гудка, в котором изначальные колебания приходятся на перешеек, расположенный между «очами».

Кроме упомянутых деталей, на деке гудочка имеется шесть отверстий, расположенных в виде характерного узора. Эти отверстия сделаны после того, как дека была приклеена к кузову.

Здесь снова возникает вопрос о назначении подобных отверстий в деках музыкальных инструментов. На звучание гудочка (по крайней мере именно этого) они не оказывают влияния, и наличие их на деке можно связать с возникшей, быть может, к XIV в. традицией украшать подобным образом все струнные инструменты. Возможно также, что этим узорам присваивались магические качества. Но это лишь догадки.

В данном случае обращает на себя внимание некоторая асимметричность. Когда на гудочек были поставлены струны, то обнаружилось, что каждая из трех пар отверстий могла иметь непосредственное отношение к струнам. Если, например, в пару отверстий вставить небольшие штыречки и пропустить между ними струну, то звучание ее повыситься примерно на октаву. Можно допустить, что при ансамблевой игре исполнителю приходилось перестраивать инструмент или отдельные его струны на более высокий «лад». Качество звучания струн при такой перестройке не ухудшалось. Естественно, технико-игровые возможности сводились к минимуму. Твердого вывода по этой теме сделать пока нельзя, потому что гудочек и без подобной перестройки «высоко» звучит, но оставить без внимания такую согласованность между струнами и узором тоже нельзя.

Еще одна особенность гудочка XIV в. заключается в том, что, помимо флажолетной игры (характерной для новгородского гудка XII в.), на нем можно было изменять высоту звука, прижимая струны к шейке инструмента. Аналогичный смычковый инструмент можно увидеть на детали ларца из слоновой кости, изготовленного в Византии в XI-XII вв.

Из многих источников известно, что три струны на подставке гудка располагались в одной плоскости. В этом заключается самое главное отличие гудка от скрипки, на которой, как известно, верхняя часть подставки представляет дугу с расположенными на ней четырьмя струнами. Если сегодня, пользуясь современными успехами в строительстве смычковых инструментов и ориентируясь на данные археологии, усовершенствовать гудок, то желательно сохранить эту разницу между скрипкой и гудком.

Спору нет, что на гудке нельзя извлечь скрипичных звуков, но с таким же правом можно сказать, что и на скрипке (не ослабив волос смычка) нельзя исполнить тех трезвучных аккордов, которые легко берутся на гудке.

Реконструкция гудочка XIV в. закончена, и в настоящее время на нем можно играть, извлекая звуки, по крайней мере, близкие тем, какие он имел в средние века. Нельзя сказать, чтобы он обладал гнусавым или скрипучим голосом. Извлечь такие звуки, конечно, можно, если плохо играть, но то же самое легко получиться и на скрипке. Инструмент, хотя и невелик по размерам, но в нем заложены все без исключений конструктивные особенности больших гудков, звучавших в низких октавах.

Из сообщений музыковедов XVIII-XIX вв. о способах игры на гудке известно, что наиболее распространенным был тот, при котором мелодия исполнялась на высоко выстроенной струне, а две другие струны по отношению к первой составляли квинту или кварту и звучали, постоянно сопровождая мелодию. Эти две струны на гудке играли роль бурдона, характерного также для волынки и колесной лиры. «Данное обстоятельство дает возможность высказать предположение о специфичности подобного бурдонного сопровождения для всей русской народной инструментальной музыки в целом».

Заготовки гудков с Нутного и Неревского раскопов

Найденный на Неревском раскопе гудок (17-19-859) был сделан из еловой древесины. Целиком сохранился корпус с орнаментированной головкой, имеющий три колковых отверстия. Остальные части инструмента утрачены.

Наибольший интерес представляет устройство струнодержателя. Следы крепления такового на корпусе гудка не обнаружены, и поначалу казалось, что инструмент не был закончен.

Очередность приемов изготовления гудка, которая будет сейчас изложена, характерна для строительства всех найденных лучковых инструментов. Еловое бревно, в данном случае диаметром до 12 см и длиной 41 см, раскалывается по сердцевине на две части. Из одной половины с помощью топора вытесывается болванка, в которой по завершении операции четко узнаются все характерные формы инструмента. Ложкарным резцом выбирается углубление резонатора и дополнительно обрабатывается цыклей, причем толщина стенок определяется опытным путем. Затем при помощи ножа и цикли окончательно доводится наружная поверхность корпуса. Колковые отверстия в головке корпуса просверливаются сверлом с лучковым приводом или прожигаются разогретым докрасна металлическим прутом. Если есть надобность, то для крепления струнодержателя также делается отверстие. Бортики резонаторного корытца состругиваются на толщину верхней деки.

Другая половина бревна пригодна для изготовления верхней деки. При помощи топора отделяется пластина с волокнами, расположенными ближе к сердцевине, обрабатывается ножом и потом цыклей. Контур деки выстрагивается ножом соответственно наружным очертаниям резонатора.

Для красоты петельку посредине можно стянуть кожаным кольцом. Тонировка инструмента могла производиться с помощью отваров коры деревьев; в настоящее время можно пользоваться бейцами.

Для изготовления лучка пригодны различные породы деревьев: можжевельник, береза, рябина, орешник и др. Длина лучка может быть различной, в зависимости от длины конского волоса и от требований мастера. Форма лучка тоже зависит от вкуса мастера.

Пучок хорошо промытых, обезжиренных конских волос (более 100 штук) закрепляется на обоих концах лучка и натирается смолой хвойных деревьев или канифолью.

Отдельной операцией, касающейся только гудка ХII в., является нанесение орнамента. После того как орнаментальная «елочка», окаймляющая колковую головку, была сделана, стало очевидным, что верхняя дека тоже нуждается в украшениях. Если по краю деки пустить такую же «елочку», то она слишком «утяжелит» облик гудка. Более «уравновешивающей» оказалась дорожка из уголков. Подобные уголки нередко использовались для украшения средневековых деревянных изделий.

Что же касается струнодержателя и его крепления, то все части данного приспособления выдерживают с хорошим запасом прочности натяжение трех жильных струн.

Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть фото Как сделать гудок музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как сделать гудок музыкальный инструмент. Картинка про Как сделать гудок музыкальный инструмент. Фото Как сделать гудок музыкальный инструмент

Заготовка гудка ХIV в. послужила поводом для изготовления на ее основе еще одного лучкового инструмента. В заготовке в достаточной мере хорошо прочитываются контуры задуманного древним мастером гудка. Остается выдолбить полость резонатора и, основываясь на методах строительства предыдущих гудков, сделать все недостающие части.

Процесс изготовления этого гудка имеет свою особенность: бревно длиной 43 см и диаметром 9 см раскалывалось не по сердцевине, а сбоку от нее, меньшая часть отбрасывалась, а из большей делалась заготовка.

В результате получился инструмент с узкой продолговатой декой и с расширяющимися от нее стенками глубокого резонатора, что в значительной мере сказалось на окраске извлеченных звуков. Тембр инструмента красивый, «грудной», возникающий как бы изнутри корпуса, хотя в целом новгородским гудкам свойствен открытый яркий звук.

Пение лучковых инструментов в высоком регистре красиво сочеталось с более низким звучанием бронзовых струн на новгородских гуслях. Гусли с жильными струнами, аккомпанируя гудку, могли пользоваться меньшим успехом.

В найденной заготовке гудка привлекает внимание необычно больших размеров площадка для размещения колков. Что это, прихоть мастера или требование конструкции? Строго подходя к решению возникшего вопроса, мы, согласно данным археологии имеем право снабдить инструмент лишь тремя колками, т. е. тремя жильными струнами. Но что делать, если размеры колковой головки позволяют закрепить на ней девять или десять струн? Допустимо ли предполагать в средневековом Новгороде существование конструкции гудка с резонирующими струнами?

Удивительное родство в формах колковых головок наблюдается у найденной в Новгороде заготовки гудка и болгарской гадулки, снабженной резонирующими струнами. Известно, что идея резонирующих струн на музыкальных инструментах у разных народов существовала с давних времен.

Состоялась ли в Новгороде эволюция трехструнного гудка к гудку с резонирующими струнами, мы не знаем, но, продолжив работу средневекового мастера, начатую им в ХIV в., и сделав из его заготовки трехструнный гудок, мы обязаны рядом с практическим решением задачи положить и теоретически возможный вариант гудка, с тремя жильными и шестью-семью бронзовыми резонирующими струнами.

Хочу поделиться результатами проведенного на эту тему эксперимента. Быть может, современным мастерам смычковых инструментов он послужит отправной точкой для создания полноценного, очень красиво звучащего инструмента. Не случайно пользуюсь словом «полноценный», так как сделанный мной инструмент, хотя и украшен резьбой, нуждается еще и в поиске наиболее выгодных для него соотношений толщин в стенках корпуса и верхней деки, а также в лучших струнах и в хорошо выдержанном дереве. Правда, несмотря на целый ряд причин, делающих этот инструмент не лучшим по качеству, все-таки искомый эффект звучания проявился.

Поставленной задачей было выявить роль резонирующих струн в формировании общего звучания инструмента. Сначала гудок оснащался тремя жильными струнами и настраивался. В связи с увеличенными, по сравнению с археологическими, размерами звучание его более низкое, но по характеру родственное реконструированным гудкам: открытое и несколько одинокое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *