Как сделать гугл круче
У Google куча сервисов, но их единая подписка ни о чём. Как её можно улучшить
Многие считают, что главными героями первой осенней презентации Apple стала пара моделей Apple Watch, а также обновленные iPad и iPad Air. У них красочные экраны с миллионами цветов, да они и выглядят просто блестяще, действительно привлекая внимание пользователей. Тем не менее, есть ощущение, что для самой компании куда более важным был анонс запуска пакетной подписки сразу на все свои фирменные сервисы под названием Apple One. В него входят площадки для доступа к мультимедийному контенту Apple Music и Apple TV+, облачное хранилище информации iCloud, развлечения в Apple Arcade, новостное приложение Apple News+, а также новый спортивный сервис Apple Fitness+.
Да, если вы пользуетесь всеми этими сервисами или хотя бы большинством из них, их действительно есть смысл объединить для более удобного управления своими услугами, а также ощутимой экономии, которую также предлагает Apple. На фоне подобных нововведений главного конкурента достаточно странно выглядит очевидная стагнация пакетной подписки Google One, которая находится на рынке уже несколько лет. Кажется, что компания про нее наглухо забыла, поэтому и развивать перестала.
Начнем с того, что достаточно странным выглядит тот факт, что в пакет Google One не входит ни YouTube Premium, ни YouTube Music, который не так давно заменил собой Google Play Music. Они — первое и самое очевидное, что нужно включить в общую пакетную подписку. Тем не менее, для развития и дальнейшего продвижения Google One достаточно и других вариантов, которые и будут рассмотрены в рамках данной статьи.
1. В Google One нужно определенно добавить Stadia и Play Pass
Сегодня у компании есть топовый развлекательный сервис, который задает общее направление для дальнейшего развития подписки Google One — конечно, речь про YouTube, который продолжает набирать популярность. Выше по тексту уже выяснили, что его очень не хватает в едином пакете Google. Тем не менее, у компании есть и другие развлекательные сервисы, которые также заслуживают внимания — это, к примеру, касается Google Play Pass и Google Stadia.
Сложно сказать, что Google Play Pass, который, по большому счету, лишь отключает рекламу в мобильных играх для Android, пользуется реальной популярностью. В США он стоит 5 долларов, а на территории России вообще не работает, и это здесь никого особенно не смущает. Тем не менее, если бы он был доступен в рамках общей подписки с более привлекательной ценой в общей стоимости пакета, его бы ждали с распростертыми объятиями.
В последнее время сервис Stadia становится все более и более привлекательным для пользователей. В этом нет ничего удивительного, ведь он продолжает расширять каталог игр, которые входят в единую подписку, и вообще может быть использован для прохождения действительно сложных проектов консольного уровня на любом смартфоне под управлением операционной системы Android. Но добавляет ли это ему популярности? Да, частично — тем не менее, есть ощущение, что в рамках Google One ему было бы лучше.
В конце концов, единая подписка на Stadia и YouTube Premium имеет большой смысл, так как сегодня одним из наиболее популярных и перспективных видов контента на видеоплощадке является именно стриминг популярных современных игр. Если у самого простого геймера будет и Stadia, которая даст возможность повторить трюки любимого геймера лично, и YouTube Premium, чтобы изучать все это без рекламы, будет здорово.
2. Возможности Google One важно расширять через Family Link
Мир переживает эпоху, когда цифровое здоровье становится куда более важным фактором, чем число шагов, пройденное за день, а также количество реальных тренировок на протяжении месяца. Дело в том, что все процессы, которые происходят в мире, стремительно двигаются в онлайн. Именно поэтому куда важнее, как именно вы контролируете свое присутствие в сети, как следите за тем, что в интернете делают ваши дети и другие члены семьи. У Google есть несколько инструментов, которые помогают контролировать данную активность. Речь про возможности цифрового благополучия, которые доступны в рамках Android-смартфонов, а также детский Family Link.
В Google One определенно должны быть инструменты, которые связаны с контролем себя и всей своей семьи. Для этого будет достаточно одной небольшой панели, которая поможет настраивать доступ к семейной библиотеке Google Play, конкретным каталогам в общем хранилище «Google Диска», а также самым разнообразным функциям гаджетов. Все это позволит куда более успешно позиционировать семейный пакет Google One, особенно если он, в том числе, доступен для подрастающего поколения.
Более того, в рамках семейного пакета пользователям можно было бы также предоставить доступ к некоторым ключевым возможностям G Suite. К примеру, они бы точно не отказались от полного комплекта фишек Google Meet. Выкладывать за них кругленькую сумму есть смысл только бизнесам, но в личном использовании они также имеют право на жизнь.
В общем, если бы семейный пакет Google One с вменяемой стоимостью включал YouTube Premium с видео и музыкой, Play Pass и Stadia для игрушек детям и взрослым, гибкий контроль цифрового благополучия и Family Link, а также Google Meet без ограничений — вот это было бы действительно здорово.
3. В Google One также точно найдется место для YouTube TV
В 2017 году Google запустила сервис, про который у нас вообще мало кто знает. Речь про YouTube TV, который сегодня работает лишь на территории США, — он предоставляет доступ к набору из 85 телевизионных каналов потокового вещания, за что в американских реалиях просят приблизительно 65 долларов. Когда-то эта цена была оправдана, но сегодня не особенно — более того, до конца не ясно, почему компания не вышла с сервисом за пределы одной страны.
Было бы здорово, если бы Google предложила адекватный пакет телевизионных каналов с доступом прямо через свое фирменное приложение для самых разных стран мира — у компании точно хватило бы сил на эту не самую сложную задачу. Конечно, подписка на YouTube TV выглядела бы заметно более привлекательной в общем пакете Google One вместе с YouTube Premium и целым рядом других сервисов.
4. Пора решить проблемы с рекламой и настройкой Google One
Нельзя исключать, что многие узнали про Google One именно из данной статьи. В этом нет ничего удивительного, ведь компания не продвигает пакет достаточно агрессивно даже для того, чтобы про него слышали преданные фанаты поискового гиганта и всех его продуктов. Очень странно, но это касается многих решений Google, которые спрятаны в глубине настроек аккаунта Gmail. Это особенно удивляет на фоне нескольких действительно популярных и крайне толковых сервисов компании вроде того же YouTube.
В рамках данной статьи нет смысла рассматривать причины того, почему Google не занимается продвижением многих своих сервисов на должном уровне. Тем не менее, на фоне скорого запуска Apple One компании определенно нужно многое переосмыслить. Есть впечатление, что она может разорвать этот порочный круг и начать массовое продвижение Google One с целым набором новых возможностей. Тем не менее, для начала нужно упростить взаимодействие с его настройкой — по крайней мере, избавиться от необходимости ежедневно копаться в глубине параметров учетной записи Gmail.
5. Можно просто предлагать скидку на дополнительные сервисы
Конечно, подобный сценарий развития событий выглядит крайне неправдоподобно. Тем не менее, есть реальное решение, как сделать Google One максимально более крутым, чем Apple One. Судите сами, последний предлагает пару сугубо фиксированных пакетов с конкретным набором услуг: «Индивидуальная подписка» и «Семейная подписка». Оба включают Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade, а также место в iCloud — 50 ГБ и 200 ГБ соответственно. Если даже смотреть на пространство в облачном хранилище, предложение уже выглядит достаточно странным: что делать, если лично мне 50 ГБ не хватает, а 200 ГБ для целой семьи я вообще считаю смешным? Почему нет конкретной кастомизации?
Кажется, именно на этом может выехать Google One. Нет смысла делать фиксированный набор услуг для пакетного использования. Достаточно просто сделать конкретную скидку на каждый последующий сервис, которым вы пользуетесь в рамках одного аккаунта. К примеру, в Apple One далеко не всем вообще нужен тот же Apple Arcade, а если его не учитывать, особенной экономии уже не будет. В общей, нужна фиксированная скидка на весь набор услуг, которая будет зависеть от количества сервисов, которыми вы пользуетесь:
В этом случае вы сможете просто подписаться на YouTube Premium и условный Stadia, получить обещанную скидку и радоваться жизни. Как ни странно, подобное решение будет особенно удобным для пользователей Apple One — они просто доберут у Google тот же YouTube и другие сервисы, которые им не предлагает конкурент. Идиллия.
Подводя итоги: за Google One действительно пора серьезно взяться
Google One нужно расти как в ширину, так и в высоту. В первом случае речь про число сервисов, которые могут входить в его комплект. Во втором — про удобство использования пакетной подписки. Если у вас есть более интересные идеи, как Google быть со всеми ее сервисами вкупе, обязательно пишите.
Как создать крутой экшен для Google Ассистента. Лайфхаки от Just AI
Экосистема вокруг Google Ассистента развивается невероятно быстро. В апреле 2017 года пользователям были доступны всего 165 экшенов, а сегодня только на английском их – более 4500. Насколько разнообразным и интересным станет русскоязычный уголок вселенной Google Ассистента, зависит от разработчиков. Есть ли формула «идеального экшена»? Зачем отделять код и контент от сценария? О чем нужно помнить, работая над разговорным интерфейсом? Мы попросили команду Just AI, разработчиков технологий разговорного AI, поделиться лайфхаками по созданию приложений для Google Ассистента. На платформе Aimylogic от Just AI созданы несколько сотен экшенов, среди которых есть весьма популярные – в игру «Да, милорд» сыграли уже более 140 тысяч человек. Как правильно построить работу над экшеном мечты, рассказывает Дмитрий Чечёткин, руководитель стратегических проектов Just AI.
Взболтать, но не смешивать: роль сценария, контента и кода
Любое голосовое приложение состоит из трех компонентов – диалоговый сценарий, контент, с которым взаимодействует экшен, и программируемая логика, т.е. код.
Сценарий – это, пожалуй, основное. Он описывает, какие фразы может говорить пользователь, как экшен должен на них реагировать, в какие состояния при этом он переходит и как именно отвечает. Я программирую 12 лет, но когда дело доходит до создания разговорного интерфейса, я прибегаю к различным визуальным инструментам.
Для начала не помешает нарисовать простенькую схему сценария на бумаге. Так вы определитесь, что и за чем следует в диалоге. Затем уже можно переносить сценарий в какой-то продукт для его визуализации. Google предлагает для создания полностью кастомизированного диалога Dialogflow, а для самых простых и коротких сценариев, не требующих обширного понимания языка, Actions SDK. Еще один вариант – визуальный конструктор с NLU Aimylogic (как создать экшен для Google Ассистента в Aimylogic), в котором можно построить сценарий и без глубинных навыков программирования, к тому же сразу протестировать экшен. Я использую Aimylogic, чтобы увидеть, как будут работать все переходы в моем диалоге, проверить и провалидировать саму гипотезу и идею того, что я хочу реализовать.
Зачастую требуется и программируемая логика. Например, ваш сайт может выглядеть классно, но, чтобы он что-то «умел», ему придется обязательно обращаться к коду на сервере – и уже код сможет что-то посчитать, сохранить и вернуть результат. То же самое со сценарием для экшена. Код должен работать бесперебойно, и лучше, если совершенно бесплатно. Сегодня нет нужды платить тысячи долларов, чтобы код в 50, 100, 1000 строк был доступен для вашего экшена в режиме 24/7. Я использую для этого сразу несколько сервисов: Google Cloud Functions, Heroku, Webtask.io, Amazon Lambda. Google Cloud Platform предоставляет бесплатно достаточно широкий набор сервисов в своем Free Tier.
Сценарий может обращаться к коду с помощью самых простых вызовов по http, к которому мы все привыкли. Но при этом код и сценарий диалога не смешиваются. И это хорошо, потому что так можно поддерживать оба этих компонента в актуальном состоянии, расширять их как угодно, не усложняя работу над экшеном.
Третий компонент – контент. Это данные, которые могут все время меняться, не влияя при этом на структуру самого сценария. Например, вопросы викторины или эпизоды в нашей игре «Да, милорд». Если бы контент жил вместе со сценарием или вместе с кодом, то такой сценарий становился бы все более громоздким. И в этом случае, какой бы инструмент вы не использовали для создания экшена, работать с ним вам будет все равно неудобно. Поэтому я рекомендую хранить контент отдельно: в базе данных, в файле в облачном хранилище или в таблице, к которой сценарий может также обращаться посредством API, чтобы получать данные на лету. Отделив контент от сценария и от кода, можно привлекать для работы над экшеном и других людей – они смогут пополнять контент независимо от вас. А развитие контента очень важно, потому что пользователь ждет от экшена, к которому он возвращается раз за разом, свежего и разнообразного содержания.
Как использовать обыкновенные таблицы в облаке, чтобы не хранить весь контент в самом сценарии? Например, в игре «Первое или второе» мы использовали облачную Excel-таблицу, где любой из участников проекта мог добавлять новые вопросы и ответы для экшена. К этой таблице сценарий на Aimylogic обращается с помощью одного-единственного http-запроса через специальный API. Как видите, сам сценарий небольшой – потому что в нем не хранятся все данные из таблицы, которые обновляются каждый день. Таким образом мы отделяем диалоговый сценарий от контента, что позволяет нам работать с контентом самостоятельно и коллективно пополнять сценарий свежими данными. Кстати, в эту игру уже сыграли 50 тысяч человек.
Чек-лист: о чем нужно помнить, создавая разговорный интерфейс
У любого интерфейса есть компоненты, с которыми взаимодействует пользователь: списки, кнопки, картинки и прочее. Разговорный интерфейс существует по тем же законам, но принципиальное отличие в том, что человек общается с программой голосом. От этого мы и должны отталкиваться, создавая свой экшен.
Правильный экшен не должен уметь всё на свете. Когда человек говорит с программой, он не может держать в голове много информации (вспомните, как вы выслушиваете многоэтажные персональные предложения от банка или мобильного оператора по телефону). Откажитесь от лишнего и сосредоточьтесь на одной единственной, но наиболее важной функции вашего сервиса, которую будет удобнее всего выполнять именно с помощью голоса, не прикасаясь к экрану.
Например, у вас есть сервис по продаже авиабилетов. Не стоит надеяться, что клиент будет проворачивать весь привычный сценарий голосом – искать билет по пяти-шести критериям, выбирать между перевозчиками, сравнивать и оплачивать. А вот приложение, которое подсказывает минимальную цену по выбранному направлению, вполне может пригодиться: это очень быстрая операция, и ее удобно выполнить голосом, не открывая сайт, не проходя каждый раз заново сценарий «form-filling» (когда вы заполняете поля и выбираете фильтры).
Экшен – это про голос, а не про сервис в целом. Пользователь не должен пожалеть, что запустил экшен в Ассистенте, а не зашел, например, в приложение или на сайт. Но как понять, что без голоса не обойтись? Для начала примерьте идею экшена на себя. Если вы с легкостью можете выполнить то же действие и без голоса, толку не будет. Одно из моих первых приложений для Ассистента – «Йога для глаз». Это такой виртуальный личный тренер, который помогает делать зарядку для зрения. Сомнений в том, что тут нужен голос, не возникает: глаза заняты упражнениями, вы расслаблены и сконцентрированы на устных рекомендациях. Подглядывать в памятку, отвлекаясь от тренировки, было бы неудобно и неэффективно.
Или вот пример неудачного сценария для голосового приложения. Часто я слышу о том, как очередной интернет-магазин хочет что-то продавать через виртуального ассистента. Но заполнять корзину голосом – неудобно и непрактично. И вряд ли клиенту будет понятно, зачем ему это. А вот возможность повторить последний заказ голосом или закинуть в список покупок что-то на ходу – другое дело.
Помнить про UX. Экшен должен быть заодно с пользователем: сопровождать и направлять его по ходу диалога, чтобы он без труда понимал, что требуется сказать. Если человек заходит в тупик, начинает думать «И что дальше-то?» – это провал. Не нужно уповать на то, что ваш пользователь будет все время обращаться к справке. «Тупики» нужно отслеживать (например, в аналитике в Actions Console), а пользователю помогать с помощью наводящих вопросов или подсказок. В случае с голосовым экшеном предсказуемость – не порок. Например, в нашей игре «Да, милорд» каждая фраза заканчивается так, что участник может ответить либо «да», либо «нет». От него не требуется придумывать что-то самостоятельно. И дело не в том, что это такая элементарная игра. Просто правила срежиссированы так, что пользователю все предельно ясно.
«Хорошо говорит!». Экшен хорошо «слышит» благодаря Ассистенту, а хорошо «говорит» – благодаря разработчику сценария. Недавнее обновление дало Google Ассистенту новые варианты голосов и более реалистичное произношение. Все круто, но и разработчику стоит поразмышлять над фразой, ее структурой, звучанием, чтобы пользователю все было понятно с первого раза. Расставляйте ударения, используйте паузы, чтобы фразы экшена звучали по-человечески.
Никогда не грузите пользователя. Для экшенов, озвучивающих новостные ленты или читающих сказки детям, – это не проблема. Но бесконечно слушать речь голосового помощника, когда вы хотите заказать пиццу, сложно. Постарайтесь сделать реплики лаконичными, но не односложными и разнообразными (например, продумать несколько вариантов приветствий, прощания и даже фразы на случай, если ассистент чего-то недопонял). Диалог должен звучать натурально и дружелюбно, для этого можно добавить во фразы элементы разговорной речи, эмоции, междометия.
Пользователь не прощает глупости. Люди часто обвиняют голосовых ассистентов в глупости. И в основном это происходит, когда помощник или приложение для него не может распознать разные вариации одной и той же фразы. Пусть ваш экшен простой, как установка будильника, важно, чтобы он все же понимал синонимы, разные формы одинаковых по смыслу слов и не давал сбоя, если пользователь ответил непредсказуемо.
Как выйти из ситуаций, когда экшен отказывается понимать? Во-первых, можно разнообразить ответы в Default Fallback Intent – использовать не только стандартно предусмотренные, но и кастомные. А во-вторых, можно натренировать Fallback Intent всякими спам-фразами, не относящимися к игре. Это научит приложение не только адекватно реагировать на не относящиеся к делу запросы, но и повысит точность классификации остальных типов запросов.
И еще один совет. Никогда, никогда не делайте из вашего экшена кнопочное меню, чтобы сделать жизнь пользователя проще – оно раздражает, отвлекает от диалога и заставляет сомневаться в необходимости использовать голос.
Научите экшен вежливости. Даже самый классный экшен должен заканчиваться. В идеале – прощанием, после которого захочется вернуться к нему снова. Кстати, помните, что если экшен не задает вопроса, а просто отвечает на вопрос пользователя, он должен обязательно «закрывать микрофон» (иначе приложение не пройдет модерацию и не будет опубликовано). В случае с Aimylogic вам просто нужно добавить в сценарий блок «Завершение сценария».
А если уж рассчитываете на ретеншен, важно предусмотреть в сценарии и другие правила хорошего тона: экшен должен работать в контексте – запоминать имя и пол пользователя и не переспрашивать то, что уже уточнялось.
Как правильно работать с оценками и отзывами
Пользователи Google Ассистента могут ставить оценки экшенам и тем самым влиять на их рейтинг. Поэтому важно научиться использовать систему оценок в свою пользу. Казалось бы, нужно всего лишь дать пользователю ссылку на страницу с вашим экшеном и попросить его оставить отзыв. Но и тут есть свои правила. Например, не предлагайте оценить экшен в первом сообщении: пользователь должен понимать, чему он ставит оценку. Дождитесь, пока приложение действительно выполнит какую-то полезную или интересную юзеру миссию, и только потом предлагайте оставить отзыв.
И лучше не пытаться озвучивать эту просьбу голосом, с помощью синтеза речи – вы только потратите время пользователя. Более того, он может не перейти по ссылке, а сказать «Ставлю пять», а это совсем не то, что вам в данном случае нужно.
В игре «Да, милорд» мы выводим ссылку для отзыва только после того, как пользователь сыграл очередной раунд. И при этом не озвучиваем просьбу, а просто выводим ссылку на экран и предлагаем сыграть еще раз. Еще раз обращу внимание – предлагайте эту ссылку, когда пользователь гарантированно получил какую-то пользу или удовольствие. Если сделать это не вовремя, когда экшен что-то не понял или затормозил, можно получить негативный фидбек.
В общем, попробуйте сами наши созданные в Aimylogic экшены «Йога для глаз», игры «Первое или второе» и «Да, милорд» (а скоро в ней появятся транзакции, и милорду будет легче сохранить свою власть и богатство!). А еще недавно мы выпустили первый голосовой квест для Google Ассистента «Мир Лавкрафта» – это интерактивная драма в мистической стилистике «Зова Ктулху», где сцены озвучены профессиональными актерами, сюжетом можно управлять с помощью голоса и им же совершать внутриигровые платежи. Этот экшен разработан уже на платформе Just AI Conversational Platform, профессиональном enterprise-решении.
Три секрета Google Ассистента
Больше лайфхаков, больше кейсов и поучительных эпик-фейлов ждет разработчиков на конференции по разговорному AI Conversations, которая пройдет 27-28 июня в Санкт-Петербурге. Андрей Липатцев, Strategic Partner Development Manager Google, расскажет про международный опыт и российскую специфику Google Ассистента. А в Developers’ Day Таня Ландо, ведущий лингвист Google, поговорит с участниками про диалоговые корпуса, сигналы и методологии и как их выбирать под свои задачи; а сами разработчики поделятся личным опытом создания голосовых приложений для ассистентов – от виртуального секретаря для Google Home до голосовых игр и B2B-экшенов, которые умеют работать с закрытой инфраструктурой компании.
И, кстати, 28 июня в рамках конференции Google и Just AI проведут открытый хакатон для профессиональных и начинающих разработчиков – можно будет поработать над экшенами для Ассистента, поэкспериментировать с разговорным UX, синтезом речи и инструментами NLU и побороться за денежные призы! Регистрируйтесь — количество мест ограничено!