Как сделать гусеницу для робота
Универсальное гусеничное шасси для робота
— Tamiya 70168 сдвоенный редуктор (можно поменять на 70097)
— Tamiya 70100 набор катков и гусениц
— Tamiya 70157 площадка для крепления редуктора (можно заменить на кусочек фанеры 4 мм)
— Небольшие куски листовой оцинковки
— Фанера 10 мм (небольшой кусочек)
— Arduino Nano
— DRV 8833
— LM 317 (стабилизатор напряжения)
— 2 светодиода (красный и зеленый)
— Резисторы 240 Ом,2х 150 Ом, 1.1 кОм
— Конденсатор 10v 1000uF
— 2 однорядных гребенки PLS-40
— 2 разъема PBS-20
— Катушка индуктивности 68мкГн
— 6 NI-Mn аккумулятора 1.2v 1000mA
— Коннектор папа-мама двух контактный на провод
— Провода разных цветов
— Припой
— Канифоль
— Паяльник
— Болтики 3х40, 3х20, гайки и шайбы к ним
— Болтики 5х20, гайки и усиленные гайки к ним
— Дрель
— Сверла по металлу 3 мм и 6 мм
Шаг 1 режем металл.
Для начала нам нужно вырезать из листового металла (лучше оцинковки) вырезать четыре детали. По две детали на гусеницу. По данной развертке вырезаем две детали:
Точками указаны места, где необходимо просверлить отверстия, рядом указан диаметр отверстия. Отверстия 3 мм нужны для навешивания катком, 6 мм – для продевания сквозь них проводов. После резки и сверления нужно напильником пройти все края, не оставляя острых углов. По пунктирным линиям согнуть на 90 градусов. Будьте внимательны! Гнем первую деталь в любую сторону, а вторую гнем в обратную сторону. Они должны быть симметрично согнутыми. Есть еще один нюанс: необходимо просверлить отверстия под саморезы, крепящие наши пластины к основе. Делать это надо, когда будет готова основа. Прикладыаем заготоку на основу и отмечаем места сверления так, чтобы саморезы попадали в центр ДСП. Делаем еще две детали по второй развертке:
Внутренний прямоугольник надо вырезать. Далее делаем все тоже самое, режем, сверлим, зачищаем. И в итоге получаем заготовки:
Шаг 2 готовим основу.
Собираем редуктор по прилагающийся инструкции. Прикручиваем его на площадку. Если нет площадки вырезаем из фанеры 4 мм прямоугольник 53х80 мм и крепим на нее редуктор. Берем фанеру 10 мм. Вырезаем два прямоугольника 90х53 мм и 40х53 мм. Внутри маленького прямоугольника вырезаем еще один прямоугольник, так чтобы у нас получилась рамка с толщиной стенок 8 мм.
Скручиваем все как показано на фото:
В углах площадки сверли отверстия 6 мм и вставляем в них наши болтики 5х20 сверху накручиваем усиленные гайки. Они нужны для последующего крепления разных механизмов или плат. Для удобства сразу клеим светодиоды:
Шаг 3 электрика.
Для управления будем использовать Arduino Nano. Драйвер двигателей DVR 883. На монтажной плате собираем все по схеме.
L1 – катушка индуктивности и C1 нужны для стабилизации напряжения Arduino. Резисторы R1 и R2 перед моторами – токоограничивающие, их номинал надо подбирать под конкретные моторчики. У меня нормально работают при 3 Ом. LM317 нужна для заряда аккумуляторов. На вход можно подавать напряжение от 9.5 В до 25 В. R3 – 1.1 кОм R4 – 240 Ом. «Штырьки» слева используются для последующего подключения разного рода устройств ( Bluetooth, модуля связи 433 МГц, IR, Servo и др.). Для питания будем использовать 6 аккумуляторов Ni-Mn 1.2v 1000mA спаянных последовательно и смотанных изолентой.
Шаг 4 собираем основу.
Берем нашу основу, на двусторонний скотч клеим на нее плату. Металлические детали по первой развертке нужно прикрутить на меленькие саморезики к основе по бокам, согнутыми частями наружу. Будьте внимательны прикручивать нужно так, чтобы крайнее 6 мм отверстие надевалось на выходную ось редуктора, низ детали должен быть параллелен основе и симметричен по отношения ко второй такой-же детали. В итоге должно получится:
Для придания нашей самоделке эстетичного вида добавим пару деталей. Это необязательно. Из белого пластика вырезаем прямоугольник 110х55 мм и гнем как показано на фото. Хвостик тоже необязателен, но мне понравилось как выглядит и прикольно трясется при движении:
Эта крышка прикрывает редуктор, чтобы в него не попадала грязь, да и шумит он так меньше. Далее тоже из белого пластика вырезаем прямоугольник 52х41 мм. Делаем отверстия для подключения Arduino и кнопки выключения как на фото:
Клеим все это на двусторонний скотч:
Наклейка для красоты.
Эти две детали можно изготовить практически из любого материала, который есть под руками. Это может быть толстый картон (который потом можно раскрасить), ДВП, тонкая фанера или листик пластика любого цвета. Не забываем про аккумуляторы. Приклеим их на двусторонний скотч на правой металлической части основы:
Шаг 5 гусеницы.
Здесь нам понадобятся наши заготовки по второй развертке. В 3 мм отверстия вставляем болтики с полуцилиндрической головкой 3х20. Надеваем шайбы и накручиваем гайки:
Перед катками необходимо надеть шайбы. Я не поленился и заказал пластиковые шайбы. Можно использовать и обычные металлические, но тогда наши гусеницы получаются очень шумными. После катков накручиваем гайки, не затягивая, а так чтобы катки свободно вращались.
Накидываем на катки резиновые гусеницы. Надеваем пластину вместе с катками на основу, смотря чтобы болтики попадали в отверстия. И затягиваем гайки. Мы получаем почти готовое гусеничное шасси:
DIY Гусеничная платформа для роботов и развлечений
Мы задумываемся о разработке робота-охранника периметра c использованием софта, который мы разработали для нашего робота для сбора мячей для гольфа. Когда мы определились с техническими требованиями начали искать что подобного есть интернете.
Так мы нашли проект Золотоева Андрея. Гусеничную платформу для исследовательского робота.
Андрей рассказал как к нему пришла идея данного проекта и где можно посмотреть видео-инструкцию сборки гусеничной платформы с моторами от гироскутера.
Как пришла идея сделать гусеничную платформу –не помню, ещё 30 лет назад собирал гусеницы из двужильных алюминиевых проводов, используя оплётку как трак и сам жёсткий провод как втулку. Разбирал железный будильник и баснословно дорогой, по тем временам, аудиоплеер, добывая моторчик, шкив и резиновый пасик, подавая вращение на меньшую шестерню будильника, я получал конский крутящий момент на большой шестерне, это и было сердцем любой игрушки!
Недавно взялся за старое, благо теперь не нужно ничего выдумывать, гусеницы готовые, моторы, контроллеры и прочие компоненты доступны. Только приложить руки и голову, пару экспериментов, главное не слушать советов по пути, а то все опытные, каждый уже делал нечто подобное и лучше знает!
Готовые гусеницы- это то, что вызывает больше всего вопросов- От чего, почём, где?
Гусянка называется Муравей от компании композит трак, длина 2200 ширина 22см, многослойная, крайне прочная, тип зацепления цевочное, но можно и за шипы цеплять.
Очень тяжёлая 7кг и слишком толстая для такого типа транспорта, дело в том что я использую её для детского развлекательного транспорта, потому что длины не хватает чтобы сделать взрослый с большими мощными моторами, но при этом слишком жёсткая и поглощает много энергии и КПД на крутых сгибах вокруг катков, вот бы сделать её тоньше!
Ведущая звезда от снегохода Буран, вал режется пополам, несколько токарных манипуляций, цепная звезда от мотороллера муравей- самая маленькая и самая большая, они дают 1:3 и снимают несущую нагрузку с двигателя. Цепи растягиваются как резинка от трусов, всё не могу понять- при цене 960р они не могут сделать её качественно и это при том что нагрузка то совсем не большая. Поэтому необходим механизм преднатяжения.
Двигатели! Двигатели идут от гироскутера, пришлось разобрать с десяток различных гириков и столкнуться с 6-8 типов моторов, самый мощный что мне встречался это с магнитами 30*3мм и 5 жил 350 ватт при 36 вольтах и 500ватт при 48в
Драйверы – вот это серьезная тема, по началу я использовал разработку выпускника MIT Бенжамина Веддера VESC но чувак оказался хоть и гениальным но жадным! (шутка) и стоили они 100 у.е. и не было аналогов, тогда я с дури купил 6шт, как через пол года появились точные копии за 50 уе. Ууууееееее, ну да ладно! Вот, кстати, они!
Подключаю напрямую к RC пульту, хотя в самом драйвере предусмотрено управление и ручкои газа и через BT модуль. Этот драйвер выжимает из мотора весь заложенный потенциал. Есть плавный пуск, резкий реверс и рекуперация( хотя на танке это не актуально!), и главное при таком размере вывозит 2-3кВт, при этом не особо нагреваясь.
Аккумулятор lifepo4 поскольку подразумевается что это зимняя развлечение то и аккумулятор не должен боятся холодов, и это то что остановит многих перед тем как взяться за этот проект ибо совершенно конский ценник под 30.000р
На удивление показывает себя реально хорошо, более 2 часов активного катания хватает 24 ач зимой.
Изначально я конечно, рассматривал это как бизнес, но когда подсчитал что себестоимость с аккумулятором подошла к 100 000р и продать такои танк хотя бы с прибылью 20 000 оказалось практически нереально. Мало кто может позволить себе такое развлечение даже для сдачи в аренду. А многие отцы мечтают построить своим детям что то подобное при этом имея разный уровень технических навыков. Поэтому я выложил гайд по сборке на свои ютуб канал, где подробно описываю как можно собрать такой и не только такой транспорт для себя и своих детей. Чтобы приблизиться к той детской радости о которой сами уже стали забывать.
Могу заявить что я спец по поиску решений сделать что угодно из максимально доступных, дешёвых компонентов, но даже это не помогло наделать много ошибок с перерасходом средств.
На моём ютуб канале много проектов которые мы начали и благополучно завершили, но в планах их ещё больше, подписывайтесь, будет много интересного!
Строим гусеничного Bluetooth-робота с камерой. Часть 1
Описание
Начиная обзор гусеничных модулей к мотоблокам, хочется сказать, что данные приставки оправдали себя не только при проведении сельскохозяйственных работ. Модули не менее актуальны и в зимнее время, когда пробираться по заснеженным территориям довольно проблематично.
Мотоблок с гусеничным приводом может использоваться круглогодично, его эксплуатация актуальна при:
Основное преимущество гусеничного транспорта следующее:
Предлагаем посмотреть видео про мотоблоки на гусеничном ходу:
Список необходимых материалов
Чтобы превратить колёсные мотоблоки в гусеничные, потребуется мощный мотор. У него должна присутствовать осевая блокировка. Мощность имеет значение потому, что мотобол планируется использовать на сложной поверхности. Без дополнительных технических параметров добиться хорошей проходимости не получится. Основные материалы, которые потребуются для таких работ:
В зависимости от используемого при производстве материала, могут потребоваться две автомобильные покрышки больших размеров и транспортная лента. Всё это в совокупности позволяет сделать работоспособное устройство.
Если добавить сюда грузовую платформу, удаётся обустраивать полноценный мини-трактор. Добавочная платформа на полозьях обеспечивает возможность применения устройства в роли вездехода по снегу.
Гусеничная платформа, виды, модификации
Данное оборудование производят как отечественные компании, так и зарубежные производители. В результате этого существует множество модификаций, различающихся:
Формы модулей
Из всего разнообразия моделей можно выделить две основные формы:
Осевые приставки состоят из:
Платформа крепится к мотоблоку болтовыми соединениями. К нижней части оси присоединены четыре ролика. Ролики создают необходимое натяжение гусеницы. Две шестерни, размещенные по обеим сторонам гусеницы, попадая в паз, приводят платформу в движение.
Треугольная шестеренчатая приставка состоит из следующих элементов (для каждой гусеницы отдельно):
Гусеничный привод треугольный
Большие шестерни насажены на ось, идущую от редуктора мотоблока. Ролики закреплены в нижней части жесткого каркаса, они располагаются попарно по оба края гусеничной ленты. Такое строение позволяет обеспечить необходимое натяжение гусеницы при движении. Разблокировка дифференциала позволяет мотоблоку совершать различные маневры — развороты, повороты и т. д.
Это важно знать!
Решив купить (или изготовить самостоятельно) гусеничный привод для мотоблока, необходимо учесть следующие характеристики приставки:
Для того, чтобы обеспечить длительность эксплуатации и исправность всех элементов модуля, необходимо регулярно (перед и после каждой эксплуатации) производить следующие действия:
Строим гусеничного Bluetooth-робота с камерой. Часть 1
По многочисленным просьбам я решил описать процесс создания вот такого робота с камерой на гусеничном шасси и управлением по bluetooth с помощью джойстика.
Для гусеничного шасси 1. Двухмоторная коробка с редуктором — Tamiya Twin Motor Gearbox (TAM70097)
1. Arduino Duemillanove/ Freeduino 2009 — мозг нашего робота —
Нам также понадобится питание для Arduino и моторов. Вы можете воспользоваться обычными АА батарейками в таком вот отсеке, купив его на рынке или в ЧипИДипе, если очень срочно.
«RPMS & AA» или 9В батарейкой типа «Крона». Я предпочитаю компактные и более удобные LiPoly аккумуляторы:
или 2 LiIon элемента 18650, соединенных последовательно.
Комплект Tamiya 70100 идет с подробной инструкцией. Аккуратно вырезаем кусачками или канцелярским ножом резиновые гусеницы и катки, отделяя от литников, собираем и крепим с помощью винтиков М3х10 к фанерной площадке или если купили Tamiya universal plate set, то комплектными клинышками, они многоразовые, так что ничего страшного, если сначала что-то не туда воткнете. Затем собираем коробку моторов с редукторами TAM70097. У нее есть 2 варианта передаточных чисел. 58:1 ездит очень и очень шустро, но моторчики на малых оборотах не тянут и жалобно стонут, а после того, как нагрузим платформу, могут вообще еле ворочаться. Рекомендую собирать в варианте 201:1, так наш «танк» не будет убегать из поля зрения и будет двигаться более плавно. Правда шуму от бешено вращающихся шестерней будет побольше. Ведущие шестерни шасси насаживаем на шестигранные оси коробки. Для проверки работоспособности достаточно подать питание от 2 батареек на моторчики просто конснувшись проводками контактов мотора. Теперь нужно подпаять по паре проводков к моторчикам. Сантиметров по 10-15 будет достаточно. Затем с помощью деталей от конструктора я закрепил вторую площадку для крепления электроники. В принципе, можно и в один этаж делать, просто там места маловато и работать не очень удобно, но вполне возможно. На второй этаж винтиками М3х10 крепим Arduino/Freeduino (она не совсем совпадает по отверстиям и становится чуть-чуть по диагонали). Вторым этажом вставляем MotorShield. Через отверстия в площадке пропускаем провода от моторчиков и крепим провода в порт М3 и М4 — крайние винтики, средний остается неиспользованным (он для шаговых двигателей). Полярность подключения моторов значения пока не имеет, ее потом можно поменять или задать программно, так что не бойтесь перепутать. Bluetooth модуль пока просто прикиньте куда воткнуть или прикрепите к верхнему этажу канцелярской резинкой. Я его даже распаковывать не стал — вспененная упаковка послужит ему механической защитой, а заодно и не позволит замкнуть контакты случайно.
Получится примерно вот такой бутерброд:
«RC Tank chassis» Откройте полноразмерную картинку, чтобы рассмотреть получше что и как соединено, если возникли трудности со сборкой и подключением. Arduino крепите USB портом к краю платформы, чтобы удобнее потом было подключать кабель и программировать не снимая с робота. Работы всего на пару часов, если делать не торопясь.
Чтобы покататься с изображением от первого лица нам понадобится миниатюрная видеокамера, радиопередатчик (трансмиттер) и приемник (ресивер). Вариантов огромное множество. В том числе дойти до рынка и купить в магазине шпионских штучек или аппаратуры видеонаблюдения китайскую радиокамеру. Обойдется скорее всего в 2-4 тыр вместе с ресивером. Но гораздо дешевле заказать из Китая. Рекомендую брать на 1.2 ГГц, а не 2.4ГГц, чтобы избежать помех bluetooth модулю и WiFi, работающим на 2.4ГГц Например вот такой комплект:
А также крепление для нее с поворотом и наклоном:
Как гласит надпись на картинке — сервоприводы в комплект не входят, поэтому заказываем недорогие 9граммовые сервы. Нам понадобится 2 штуки, 3я останется про запас, если сломаем. У меня камера от 9В работать не хочет, поэтому приходится питать ее от отдельного аккумулятора на 11.1В. Приемник и передатчик использовал из недорогого комплекта, показанного выше. (Передатчик пробовал более мощный — на 800мВт, но он прилично греется, громоздкий с радиатором и мощность такая, что вызывает наводки на сервоприводах камеры). Можно подключить ресивер к телевизору, но управлять с компьютера, а смотреть в телевизор не слишком удобно (разве что купить портативный). Поэтому нам понадобится устройство видеозахвата. Благо стоит оно недорого, очень компактное, питается от USB порта, все кабели и софт в комплекте:
Из мелочей полезно иметь выключатель, чтобы не мучаться с выключением, выдергивая коннектор питания и комплект коннекторов male и female Вот собственно и все, что нам понадобится. Вариантов где купить и как сэкономить предостаточно, есть и другие, но статья получится бесконечной, если пытаться перечислить все. Собирать все это довольно увлекательно и совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но окончательной сборкой и настройкой мы займемся в следующей части, а пока нужно купить все необходимое и собрать шасси. Удачных покупок!
Ко мне не раз обращались по поводу стоимости. Чтобы не было недоразумений, сведу воедино: 1. Шасси — я купил на ebay за
$37.5
с доставкой. В Москве все компоненты есть в Terraelectronica: 70097 (мотор-редукторная коробка) — 514р 70157 (2 платформы+крепеж) — 381р 70100 (гусеницы и колеса) — 571р Итого шасси в Москве
1466 р
(
2. Электроника — $40.7
если обойтись без Sensor shield, но с bluetooth dongle для ПК. Все из Китая. 3. Видеоподсистема — от
$27
на DealExtreme.
Итого полный комплект от $105
(все из Китая) до
$118
(шасси в Москве). Батарейки отдельно, вариантов питания слишком много, чтобы здесь описывать.
UPD 2
Для зарядки литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов нужна соответствующая зарядка — обычный блок питания не подойдет. На хоббикинге есть целый раздел зарядников: www.hobbyking.com/hobbyking/store/__216__408__Battery_Chargers_Acc_-Battery_Chargers.html Сам я пользуюсь таким: HobbyKing ECO6 50W 5A Balancer/Charger w/ accessories. Ему нужен источник питания на 12В ок 5 А, на HK такой есть, можно и у нас купить на радиорынке.
Все ссылки даны в статье.
Изготовление гусеничного хода для мотоблока своими руками
Гусеничная приставка к мотоблоку — не такая сложная конструкция, как это может показаться попервах. Ее можно изготовить из подручных материалов, задействовав сварочный агрегат и кое-какое оборудование (инструмент). В самодельных приставках гусеницы могут изготовляться из следующих материалов:
При подборе соответствующего чертежа к будущей конструкции, необходимо продумать и обеспечить удобный монтаж и демонтаж мотоблочной приставки. Вся работа занимает не более 10-20 минут. Второй критерий — простота сборки, ведь оператору мотоблока придется самостоятельно собирать-разбирать приставку.
Предлагаем вам схему четырехколесной мотоблочной гусеничной приставки:
Обращаем внимание на вес будущей приставки: чем выше производительность двигателя мотоблока, тем тяжелее может быть приставка; если двигатель маломощный, то и приставка должна быть максимально облегчена.
Как выглядит и работает самодельный мотоблок на гусеницах — предлагаем посмотреть видео:
Рекомендации по эксплуатации
Пользуясь гусеницами мотоблока, необходимо постоянно проверять, насколько хорошо натянута цепь, а также регулярно промасливать детали, чье трение возникает при движении. Кроме того, рекомендуется каждый раз перед эксплуатацией проверять, не появились ли на цепи какие-то повреждения и разрывы. После поездки также следует провести плановый осмотр, чтобы вовремя обнаружить какие-либо повреждения или же вышедшие из строя зацепы. Пользуясь мотоблоком, следует избегать наездов на корни и каменные массивы, а также пеньки, иначе гусеничный модуль очень быстро будет порван.
Обзор мотоблока-вездехода на гусеницах смотрите в следующем видео.
Читать также: Сколько травы съедает корова в день
Многие умельцы, чтобы не тратить денег на покупку готовой гусеницы для мотоблока, берутся за ее изготовление своими руками. Самоделки требуют от мастера смекалки и слесарных способностей, без которых изготовить такой привод будет сложно.
Конструкция механизма
При производстве гусениц используется специальная резина с особым веществом в составе, благодаря которому даже агрессивные погодные условия не снижают их прочность и эластичность. Вес одной гусеницы может варьироваться в пределах 75 — 110 кг, на что влияет конструкция изделия и его тип. Несмотря на такой вес, преображение «Нивы» в вездеход не представляет собой ничего сложного, поскольку гусеница легко перекатывается по земле, нет необходимости её поднимать или тащить.
В конструкции гусеничного движителя также нет ничего сложного – мощная металлическая рамка по форме треугольника, один большой каток вверху и пять пар или больше меньшего размера внизу. На них и одевается гусеница.
Классическая ступица колеса устанавливается в верхний каток, далее она сажается на жёсткую сцепку, чтобы при вращении ступица передавала вращательные движения всей конструкции. Ключевое преимущество заключается в возможности поворачивать руль как при наличии колёс. При необходимости гусеницы для автомобиля снимаются и заменяются обычными колеёами.
003_moto_0211_036
Склизовая система ограничивает возможность использования гусеницы — только на снегу!
Склизовая система ограничивает возможность использования гусеницы — только на снегу!
2moto RadiX (от 168 100 руб ). Билл Кинг, изобретатель и производитель системы, с которым мне удалось пообщаться лично, пошел иным путем и сделал основной упор не на экономии материалов и человеко-часов при производстве, а на эксплуатационные характеристики. Здесь гусеничный блок представляет собой самостоятельный сегмент, не нуждающийся в «родных» мотоциклетных комплектующих. «Тумото» оснащен собственным амортизатором (кстати, Ohlins, а не абы что), дисковым тормозом и даже маятником. Широкая гусеница без отверстий, хотя и приводится зубчатым роликом изнутри. Правда, сам ролик приводится через две цепные передачи: «родная» мотоциклетная цепь вращает ось, на которой установлены тормозной диск и еще одна промежуточная звезда, которая через вторую цепь и крутит приводной ролик гусеницы. Вся эта конструкция монтируется в стандартных точках крепления маятника, который, разумеется, приходится снимать вместе с колесом, тормозом и всей системой задней подвески. Процесс установки комплекта 2moto займет не час и не два, однако овчинка выделки стоит. Гусеничный блок оказывается примерно на месте заднего колеса, и общая длина аппарата остается вполне мотоциклетной. Благодаря правильному расположению гусеницы, можно полноценно перемещать центр тяжести по продольной оси мотика во время движения. «Тумоте» совершенно по барабану, по какому покрытию ехать — от утоптанного до состояния камня снега до глубокого пухляка. Кстати, именно с глубокими сугробами и надо быть особенно аккуратным: стоит завалиться на бок в повороте, или просто решить спешиться, как залезть обратно на высокий мотоцикл, к тому же почти не проваливающийся в толщу снега, становится проблематично. Если снега хотя бы по колено, седло мотоцикла оказывается уже на уровне груди.
Кстати, общий недостаток любой из снегоциклических систем — невозможность подключения штатного спидометра (в варианте с лыжей, естественно). Однако пробные заезды в паре с катером на воздушной подушке показали, что 2moto запросто разгоняется и легко держит 120 км/ч по припорошенному снегом льду водоема (комплект был установлен на KTM 450EXC). Неплохой результат даже для «заряженных» снегоходов!
Самое интересное в освоении снегоцикла любой конструкции — повороты. Широкая или длинная гусеница плоского профиля противится любой попытке накренить мотоцикл. А снег, обладающий определенной рыхлостью и вязкостью, обладает совершенно иным «держаком», чем грунт или асфальт. Чтобы повернуть гусеничный мотоцикл — нужно буквально рывком бросать его в крен, а сделать это особенно тяжело, ведь опыт вождения колесных мотоциклов говорит о том, что при такой глубине крена и резкости совершения маневра мотоцикл непременно отправится в неуправляемый «полет», потеряв дорогу обоими колесами. Здесь же такого не происходит, если слой снега составляет хотя бы 15 см, ведь и лыжа, и гусеница, буквально упираются в него, а не цепляются, как колеса, за счет силы трения. Кстати, в отличие от SnoXcycle, лыжа комплекта 2moto имеет не только поперечную степень свободы, но и продольную, причем этот параметр регулируется. Чем меньше задемпфирован шарнир продольного наклона лыжи, тем надежнее мотоцикл «стоит» в повороте, ведь лыжа, остается стоять на снегу всей площадью, несмотря на то, что мотоцикл наклонен, в то же время, если демпфер зажать, мотоцикл будет гораздо острее рулиться.
Словом, система показала себя очень практичной, жизнеспособной и универсальной. Правда, за возможность ехать везде и всегда приходится расплачиваться большим весом комплекта, сложностью монтажа на мотоцикл и относительной хрупкостью. Во время теста 2moto в повороте с легким боковым скольжением встретился боковой поверхностью рамы со спрятанным под снегом пеньком. Результатом стала погнутая рама и очень условная возможность дальнейшего движения.
Два основных вида вездеходов
В нашей огромной стране есть большое число умельцев, которые могут создать из мотоцикла или мотоблока зимний вид транспорта. Все они имеют хотя бы начальные знания автомеханики, определенное количество запасных частей от мототехники и море воображения. Каждое такое транспортное средство получается неповторимым, но есть у них нечто общее. Одни авторы ставят свою технику на гусеницу, другие устанавливаю на место колёс конструкции с лыжами. Ведущими могут быть как передние, так и задние лыжи.
Прежде чем колдовать над своим любимым мотоциклом, необходимо запастись некоторыми знаниями или помощью знающих конструкторов. Ведь ваша техника может сломаться. Но и часто в наших условиях невозможно просто ездить по снегу. Такая езда похожа на передвижение по песку или грязи, а по глубокому снегу мотоцикл и вовсе может забуксовать, да и не по каждой колее он сможет проехать. Поэтому из двух зол выбираем меньшее и всё же решаемся на изменения.
Процесс изготовления
Первым делом необходимо хорошо помыть покрышки, что бы краска лучше ложилась. Я взял три покрышки одинакового размера, а четвертую чуть поменьше, так как это будет голова гусеницы.
Теперь при помощи лобзика выпиливаем круги, что бы закрыть отверстия в покрышке (голове) и в дальнейшем на них нарисовать рожицу гусеницы, а так же шуруповертом привинчиваем их к покрышке.
Затем шуруповертом и сверлом проделываем отверстия, что бы соединить между собой покрышки.
Я использовал болтики и широкие шайбы, а так же стянул еще несколькими саморезами.
Чтобы сделать усики на голове гусеницы, я использовал обычную алюминиевую проволоку в изоляции. Просверлил отверстия, протянул, закрутил кончики и покрасил в черный цвет.
Теперь приступаем к самому долгому занятию, это покраска. Верх покрышек был выкрашен в зеленый цвет, а боковинки в желтый.
Голову красим в зеленый цвет и рисуем мордочку.
Почти все готово, осталось лишь вкопать колеса в землю.
Выкапываем ямки в земле примерно на штык лопаты, ставим покрышки, закапываем и притрамбовываем землю.
И вот такой вот готовый результат у нас получился! Дети остались очень довольны новой поделке.
Для передвижения большинства мотоблоков используются обычные колеса. Проходная способность аппарата в таких случаях крайне мала. К счастью, существует несколько хороших способов, позволяющих превратить мотоблок в вездеход или снегоход. Для этого достаточно сделать самодельные гусеницы.
Из зубчатой транспортерной ленты
Самый простой способ переделки вашего оборудования – с помощью зубчатой транспортерной ленты. В этом случае не нужно особых навыков и умений, материал прост в использовании. Обратите внимание, толщина должна составлять от 7 до 10 миллиметров, более тонкая лента просто порвется во время эксплуатации. Итак, с помощью лески и шила или толстой иглы прошейте полосу по краю для защиты от растрепывания. Втулочно-роликовая цепь устанавливается во внутренней части конструкции, она обеспечивает сцепление с приводящими в движение деталями. Прошитую ленту сшивают в кольцо, которое плотно охватывает колесную базу.
Такой гусеничный модуль для мотоблока является самым универсальным – его можно изготовить любого размера. Для изготовления агрегата можно использовать универсальную схему гусениц на четырехколесной базе.
Советы специалиста
Перед началом создания гусениц необходимо помнить, что устройство не должно быть слишком высоким, так как это сместит центр тяжести техники. В результате вы столкнетесь с риском опрокидывания мотоблока на труднопроходимых участках, резких поворотах и неудобных дорогах. Гусеницы для мотоблока, цена которых составляет 26 500 руб., можно приобрести в виде универсальной приставки.
Однако если вы решили заняться их изготовлением самостоятельно, то для увеличения устойчивости необходимо сделать вторую ведомую ось несколько больше, ее размеры должны отличаться на несколько десятков миллиметров. Втулку вовсе не обязательно вытачивать самостоятельно, ее можно приобрести в магазине. Она располагается на ведущем валу. Если на технике отсутствует дифференциал, то повысить маневренность можно с помощью поворотного удлинителя.
Гусеницы для мотоблока, цена которых достаточно велика, вы можете изготовить самостоятельно. Не следует при этом использовать воздушное охлаждение двигателя, ведь такой мотор не сможет справиться с повышенной нагрузкой. Специалисты рекомендуют использовать водяное охлаждение, так как оно позволит двигателю быть более выносливым при длительной эксплуатации.
Основные производители и цены
Первые гусеничные механизмы были разработаны в США, после чего были распространены по всему миру. Сейчас производством подобных конструкций занимается несколько десятков производителей, среди которых также отечественные. Из импортных брендов компания Mattracks считается одной из наиболее популярных. Цены у них соответствуют громкому имени – один комплект соответствует стоимости российского автомобиля.
Несколько компаний сейчас занимается производством гусениц для легковых машин, но такая покупка опять-таки дешёво не обойдётся. Ценообразование зависит от следующих факторов:
Выбирая гусеничные механизмы импортного производства, ориентируйтесь на цену в 230 — 700 тыс. руб. Решив купить гусеницы для «Нивы» отечественного производителя, можно сокращать расходы в два раза.
Траки для гусениц
Траки являются главной частью любой гусеницы. К счастью, необязательно покупать их в специализированных магазинах. Их достаточно легко изготовить самостоятельно из различных материалов. Главное, что нужно учесть, это уровень нагрузки, который планируется оказывать на мотоблок. Изготовить траки можно из:
Для изготовления траков из пластиковых труб понадобится водопроводная труба № 40. Она нарезается на отрезки, длина которых равна ширине гусеницы. После этого каждый такой отрезок разрезается вдоль на две половины. С этим поможет справиться циркулярная пила с диском для резки дерева.
Когда все траки будут готовы, их можно цеплять на основную конструкцию. Для этого используются мебельные болты № 6 и большие шляпки полусферической формы. Этими болтами каждый отрезок крепится к самой конструкции.
Таким образом, получается отличная рельефная гусеница для мотоблока, позволяющая проходить в сложных местах даже зимой.
Гусеница из деревянных брусков подойдёт для небольшой нагрузки, поскольку прочность конструкции не так велика. Для изготовления гусеницы из этого материала потребуются березовые брусочки одинакового размера и длины, равной ширине гусениц.
Основным преимуществом гусеницы с деревянными брусками в качестве траков является доступность материалов, легкость всей конструкции, а также возможность быстро произвести ремонт.
Неудивительно, что самыми распространенными и надежными являются именно металлические траки для гусениц, ведь уровень их прочности достаточно велик. Чаще всего используются металлические трубы или профиль, который нарезается на отрезки подходящей длины и крепится к гусенице таким же образом, как это делалось в предыдущих способах.
Главным недостатком такой конструкции является большая масса и сложность ремонта. Если один из траков согнется во время работы, то придется потратить немало усилий для его замены.
Делать траки из железа рекомендуется только в тех случаях, когда мотоблок работает с большими нагрузками. В других случаях лучше прибегнуть к остальным способам.
Многообразие гусениц из покрышек
Шины, выбранные для работы, должны быть чистыми и сухими, чтобы краска не отслаивалась.
Изготовить гусеницу, которая нравится малышам и вызывает улыбку у взрослых, очень просто. Вначале, покрышки красят в яркие цвета, а, когда они высохнут, вкапывают в грунт одним из предложенных вариантов, приведенных ниже.
Кокетливая гусеница в панаме
Испуганная гусеница с симпатичными рожками-пружинками
Можно шины вкапывать на одинаковом уровне или разном, т.е. первую и все нечетные – на меньшую глубину, вторую и четные – поглубже.
015_moto_0211_036
Если в мире есть маршрутки на воздушной подушке, то мотоциклу на гусенице и подавно место под солнцем обеспечено!
Если в мире есть маршрутки на воздушной подушке, то мотоциклу на гусенице и подавно место под солнцем обеспечено!
Благодарим ООО «Тверской Мотозавод» за помощь в организации теста.
Конверсия: гусеничные комплекты для эндуро
Использование цепей и ремней
Гусеницы могут быть изготовлены ещё и из ремней. Данный способ удобен и прост. Ремни должны быть такими, профиль которых является клиновидным. Соединение в этом случае осуществляется грунтозацепами, которые фиксируются винтами или заклепками.
Такие гусеницы для мотоблока «Нева» отлично подойдут. Однако более надежными будут считаться те, которые выполняются из одинаковых старых цепей. На одну ленту понадобится две цепи. Для этого следует использовать изделие нужного размера, звенья разжимаются, цепи сворачиваются в кольца, края необходимо зажать и заварить.
Полученная конструкция скрепляется грунтозацепами, которые следует выполнить из стальных толстых пластин. Заранее их нужно просверлить. Когда изготавливаются гусеницы на мотоблок своими руками, на последнем этапе изделия необходимо наложить с двух сторон на звенья цепи и зафиксировать болтами и гайками.
Физические особенности
При конструировании такого транспортного средства необходимо помнить несколько важных законов физики, без знания которых ваша работа сведется к нулю. Для хорошей проходимости по снежной поверхности нужно сделать площадь соприкосновения с покрытием как можно больше. Это поможет снегоходу не проваливаться. Для того чтобы нагрузка на снежное покрытие была меньше, необходимо сделать вес вашего транспорта как можно меньше. Чтобы ваш снегоход был устойчивым, следует применить ещё один закон физики — нужно сделать как минимум три точки опоры. То есть снегоход с тремя лыжами будет более устойчивым при движении, чем с двумя. Конструкция может состоять не только из лыж, а, например, из одной гусеницы и двух лыж или, наоборот, из лыжи и пары гусениц. Точек опоры может быть и четыре, тогда у вас получится нечто, напоминающее квадроцикл.
Чаще всего под такую переделку берут такие агрегаты, как «Днепр», «Иж», можно встретить и мотоцикл «Урал» на гусеницах. Рулевую часть оставляют оригинальной, на неё выводят все необходимые системы — сцепление, рычаг газа. Для рамы используют стальные трубы или уголки. Для изготовления лыжи применяется листовая сталь и снова уголки.