Как сделать гюльбанд на пчак
Как сделать гюльбанд на пчак
Автор: Сергей Михайловский
Изготовление клинка в этой статье не рассматривается, в его изготовление нет никаких особенностей, единственное, хвостовик должен быть почти на одной линии с обухом. Клинок данного ножа достался мне уже в готовом виде, осталось его только отполировать.
Следующим элементом пчака является гюльбанд, иными словами больстер.
В прямоугольном куске бронзы высверливаем глухое отверстие. Диаметр отверстия определяется шириной хвостовика клинка. Глубина отверстия должна соответствовать длине цилиндрической части гюльбанда, до сужения.
Далее с противоположной стороны заготовки размечаем положение прорези под клинок и место отверстия под хвостовик.
Высверливаем сквозные отверстия под хвостовик. Диаметр сверла следует брать чуть меньше толщины хвостовика.
Если прорезь под клинок сходится на клин, то и диаметр отверстий должен соответствовать толщине клинка в данном месте.
После сверления стачиваем перегородки между отверстиями надфилем и расширяем отверстие по форме хвостовика.
Расточив отверстие под хвостовик делаем прорезь под клинок. Для этого используем дримель, с отрезными кругами, надфили.
Здесь особое внимание следует уделить аккуратности и точности подгонки,
Подогнав прорезь под клинок начинаем формировать внешний вид гюльбанда.
Сначала «болгаркой» грубо обрезаем большие излишки. Затем обтачивая на наждаке, напильниками, дримелем, подгоняем под необходимые формы.
В конце шлифуем мелкой наждачкой и полируем войлоком с пастой ГОИ.
В результате должен получиться такой вот гюльбанд.
Далее устанавливаем гюльбанд на клинок и припаиваем.
Перед пайкой необходимо облудить хвостовик клинка и место посадки на гюльбанде. Для этого нужен мощный паяльник и паяльная кислота, можно использовать соляную с цинком, ортофосфорную или специальные флюсы для черных металлов. После облуживания с помощью кислот обязательно промыть детали в растворе пищевой соды, чтобы нейтрализовать остатки кислоты.
Затем необходимо установить гюльбанд на клинок и хорошо прогреть горелкой. При необходимости добавить припоя сверху, в отверстие. В качестве припоя можно использовать ПОС-60, ПОС-90
После закрепления гюльбанда изготавливаем бринч, латунную полосу по контуру рукояти.
Для этого необходимо вырезать две полоски из латуни, шириной 5-7 мм.
Чтобы полоски лучше гнулись их надо отжечь на огне. Достаточно раскалить в пламени газовой горелки или на газовой плите и охладить в воде.
Выгибаем полоски по форме будущей рукояти, обрезаем излишки.
В месте крепления к гюльбанду следует изогнуть полоски и заправить их в отверстие.
Спаиваем стык полосок.
Можно спаять мягкими припоями ПОС, но лучше в этом месте спаять твердыми припоями ПСр.
Посыпаем место стыка бурой и разогреваем горелкой до ярко-желтого цвета, затем подносим к стыку кусочек припоя и наблюдаем как он плавится и заливает стык. При необходимости добавляем буру..
Затем устанавливаем бринч на хвостовик и припаиваем обычным паяльником, припоями ПОС
Для придания бринчу жесткости впаиваем распорки из полоски латуни.
Далее вырезаются накладки по форме рукояти, с небольшим запасом.
Размечаем и сверлим отверстия под штифты, делам сами фтифты.
Разводим эпоксидную смолу и заливаем все пустоты в рукояти, устанавливаем накладки и штифты. Зажимаем струбцинами и ждем полимеризации.
После полимеризации смолы обтачиваем рукоять, шлифуем, полируем.
делаем гюльбанд для пчака (с претензией на тьюториал). перепост с руснайфа
Оригинальная тема расположена тут http://rusknife.com/topic/1241. нзией-на-тьюто/
но если кто не видел.
Нашей группе UralEDC (Елистратов, Шефер и ваш покорный слуга Буров) для нашего маленького проекта понадобилась кучка гюльбандов. И понеслось:.
Итак, процесс в картинках.
Одеваем ее на оправку, зажатую в тисках
Начинаем прогрев деформируемой зоны
Нагрев ведем до красного такого свечения.
И еще
Еще чуть-чуть
Останавливаемся, охлаждаем в воде, осматриваем получившийся сапог без подошвы
, получаем женский сапожок без каблука и подошвы.
Снова одеваем на оправку и вводя вспомогательный пруток, не дающий закрыться щели, лупим по прутику молотком, приближая угол загиба к прямому.
Настала пора взять бланк, со сведенным хвостовиком и снятым на клин участком, входящим в гюльбанд
Зажав этот бланк в тисках, плавненько наколачиваем будущий гюльбанд, чтобы обеспечить плотное прилегание
Примечание! Использование бланка предпочтительнее с точки зрения надежной фиксации в тисках.
Заминаем на наковаленке гюльбанд, чтобы он обжал клинок в районе будущей РК
Поворачиваем оправку относительно предыдущего зажатия на 90 градусов в тисках и теперь будем лупить туда, куда указывает молоток, формируя «фаски», переводящие боковые поверхности гюльбанда в плоскость клинка
В итоге имеем вот такую детальку
Потом чуть работаем на гриндере, удаляя лишнее,
И получаем уже грубо шлифованный, но гюльбанд
Который сидит на клинке вполне сносно.
Спасибо за внимание!
Искренне Ваш, Бурчитай
Нормальный такой способ. Спасибо, пригодится!
прикольно, надо будет попробовать, спасибо.
Эх, жаль сам не видел. Здорово получилось, Серёга!
Здорово, в закладки!
Burchitai
латунная труба Л63 16*1,5 (значительная толщина стенки желательна)
с латунной металлобазы вестимо
Способ с виду простой) Я завалил 3 заготовки, но так нормальный гюльбанд и не сделал =(. Правда я пытался вытянуть из медного уголка.
Гюльбанд на фоторграфиях был сварганен примерно за 12-16 минут =)Все остальное время ушло на фотографирование и перекур ) Вот что значит мастерство )
Купить пчак можно в Узбекистане или интернет-магазине, а выбирать изделие нужно по его качественным характеристикам. Цена узбекского национального ножа начинается от 800 рублей.
Что представляет собой пчак
Для чего предназначен
Вид и размеры узбекского ножа
Размер узбекского ножа стандартный – клинок имеет длину 16-22 см, а вот его виды разнообразны. Существует некоторая классификация пчаков:
Отдельная классификация ведется по рукояти узбекского ножа, выделяется 4 вида таких изделий:
Смотрите в этом видео о разновидностях ножей Пчак:
Что такое гюльбанд для пчака
Гюльбанд для пчака – это больстер, который расположен на рукояти сразу после клинка и тонкой гарды (ограничителя). Традиционно эта часть узбекского ножа изготавливается из свинца, который сплавляют вместе с оловом – не самый удачный вариант, потому что при контакте с пищей этот материал окисляется и может нанести реальный вред здоровью.
Нередко гюльбанд для пчака делают из листовой латуни или мельхиора, но в любом случае эту часть ножа украшают гравировкой в национальном стиле (растительные узоры). В углубления может быть залита эмалевая краска (зеленая, черная или красная), а в дорогих ножах присутствуют и драгоценные камни – в углубления вставляют бирюзу или украшают их натуральным перламутром.
Название частей и их характеристики
Пчак состоит из следующих частей:
Клинок пчака имеет следующие характеристики:
Цвет лезвия узбекского ножа темный (серо-голубой, с желтоватым отливом). Раньше для получения такого оттенка клинок обрабатывался в специальной глине на протяжении нескольких дней. На клинке обязательно ставилась тамга – знак отличия мастера, который изготовил пчак.
Рукоять изготавливается из узбекских деревьев типа абрикоса, чинары, костей и рогов, листового металла типа латуни или мельхиора. Современные пчаки могут иметь ручку из оргстекла или пластмассы, но тогда такое изделие сразу же переходит в категорию сувениров. По всей длине рукояти расположен бринч – полоска из латуни или мельхиора, которая имеет толщину всего 1 мм. На ее поверхность наносится гравировка, для изображения используются традиционные узбекские орнаменты.
Какими могут быть ножны
Ножны для узбекского ножа назывались «хин» и изготавливались или из натуральной кожи, или из куска плотного текстиля. Размер ножен всегда был большой, потому что пчак должен полностью в них скрываться – наружу «выглядывает» только навершие. Так как всегда был риск разрезания/повреждения при вытаскивании из них узбекского ножа, внутри них делались специальные вставки из дерева.
Раньше ножны крепились на поясе с помощью свободного подвеса, современные пчаки крепятся тоже на поясе, но только с помощью «стационарной» жесткой петли. Сейчас чаще изготавливают из кожзаменителя.
Ножны из натуральной кожи для ножа Пчак
Краткая история узбекского ножа пчак
Результатом такого приказа стало появление пчака в той форме, в которой он сохранился и до наших дней – с высоко изогнутым острием лезвия, что не давало возможности наносить колющие удары в бою.
Виды узбекского ножа пчак из дамасской стали
Виды узбекского ножа пчак из дамасской стали различаются не только по форме клинка и рукояти, но и по месту производства режущего инструмента, а также по предназначению.
Самый известный производитель
Самыми известными пчаками являются чустские ножи, которые производятся мастерами из города Чуст – расположен в Намаганской области Узбекистана, имеет историю длиной 3500 лет. В центре города есть квартал ремесленников-кузнецов, которые и изготавливают самые качественные и красивые пчаки.
Чустский пчак считается максимально функциональным ножом, потому что им можно резать и волос, и мясо, и твердые фрукты, а лезвие длительное время сохраняет остроту. Ножи от этих городских мастеров обязательно украшаются национальными орнаментами, рукояти делаются из рога или кости, на клинке стоит персональное клеймо мастера (тамга).
Бывает ли складной
Рукояти для таких ножей изготавливаются из современных материалов типа фибер картона или стеклотекстолита.
Пчак ножи ручной работы от Бахрома Юсупова
Бахром Юсупов – знаменитый мастер, который изготавливает ножи-пчаки, все исключительно ручной работы, строго соблюдаются традиции мастеров Узбекистана. Ножи Юсупова – это:
Единственное, о чем нужно знать: углеродистая сталь на пчаке подвержена коррозии, и чтобы избежать появления ржавчины на клинке, нужно всегда держать его сухим.
Также необходимо найти чертежи узбекского ножа, особенно важно выдержат форму и размеры его клинка. Из плотного картона нужно по чертежу вырезать лекало будущего изделия.
Изготовление ножа пчак
Алгоритм изготовления ножа пчак простой:
Далее изготавливается ручка, в домашних условиях для этого проще всего использовать дерево.
Как точить
Точить пчаки можно стандартным способом – на наборе точильных камней, начиная с поверхности крупной абразивности и заканчивая мелкой. Довести металл до нужной остроты можно с помощью классического «кухонного» оселка.
Как выбрать пчак
Если пчак покупается в интернет-магазине, то выбирать приходится только по описанию и фотографиям, а вот при покупке «вживую» стоит обратить внимание на следующие нюансы:
Уйгурские пчаки
Старобухарский Пчак
Пчак, Афганистан
Самое главное – нужно взять в руки пчак и «прислушаться» к себе и к нему. Как утверждают мастера по узбекским национальным ножам, их изделия должны «говорить» с человеком. Подобное невозможно объяснить разумно, но те, кто уже выбирал таким образом пчак, утверждают, что именно нахождение конкретного инструмента в ладони делает выбор максимально легким.
Цена, где можно купить
Цена на пчаки колеблется от 800 рублей и практически до бесконечности, а купить такие узбекские национальные ножи можно либо в самом государстве-«производителе», либо в интернет-магазине. Стоимость изделия зависит от нескольких факторов – какие материалы использовались при изготовлении, какой мастер работал над пчаком и других.
А здесь подробнее о метательных ножах.
Полезное видео
Охота в Татарстане
Сайт про охоту в Татарстане
Опубликовано 03.02.2018 Tathunter.ru Ножи // 0 Comments
Охотничий чат в Телеграм — добавляемся https://t.me/tathunter_ru
Это — самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак».
Кто-то еще добавит: «Шархон».
В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки – для работы, из нержавейки – для украшения!»
Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.
Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.
Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.
В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках.
Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам).
С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет — просто перевод добротного материала.
Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.
Названия частей пчака представлены ниже:
«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов — это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.
Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно – узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.
«БРИНЧ» — полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.
Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).
«ЧАКМОК» или навершие.
Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.
Украшают гравировкой, садафом, стразами.
На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.
«ДОСТА» — черен, рукоять.
Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)
Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.
Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину – это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»
«ТАМГА» — клеймо
Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).
Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.
На современных клеймах может встретиться все, что угодно – даже изображение автомобиля.
Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).
Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.
Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.
Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).
В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):
« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками – крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна – древнее клеймо Абдуллаевых.
Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия.
Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается.
Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.
Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)
Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).
Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».
В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу – снятие шкуры, обвалку.
Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется – на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» — полуконвертом.
Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.
«Старококандский» — клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.
Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.
«казахча» — для разделки рыбы.
Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.
Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).
Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:
Ну и еще фото ножей из Ташкента
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»
Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки».
Это ножи из СУАР (Синдзянь –Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи – название закрепилось по центру производства – городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!
Старобухарский. Уйгурские мастера
Афганка. Уйгурские мастера.
Старококандский. Уйгурские мастера.
Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.
Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, –накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде – прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент — только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде – определенный орнамент или клеймо)
Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.
На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»
Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.
Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте – золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер – ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто — высший пилотаж!»): — клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все — десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.
Получился вот такой нож:
Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.
То есть получили отличный универсал.
Замечу, что «музейный» экспонат назван просто – «Нож из Бухары»
Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:
Пчак старый. Бухара
Пчак бухарский с бирюзой
Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.
Так что я считаю, что у меня – пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.
Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак – это никак не бренды, а просто названия одного изделия – ножа – на разных языках («печак» — по-татарски, «пичок» — по- узбекски, «пшах» — по-азербайджански, «корд» — по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы – к другой, тюркской)
Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)
Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:
Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год
Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)
В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.
С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).
На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.
Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»
В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»
Усто Бахром Юсупов
Усто Бахром Юсупов
В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.
Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).
Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…
Усто Абдувахоб и его ножи:
Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.
Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:
— хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;
— хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;
— чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;
— отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;
По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».
Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова
Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды
На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее…
Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.
Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:
Нож С.Кутергина и М. Нестерова
Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59
Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»
Златоустовские оружейники
Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.
Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.
Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты – сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.
В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось
Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.
Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум «RusKnife»
Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову («Дукан Востока») и Александру Мордвину («Пчак- ножи ручной работы»)