Как сделать игрушечный гироскутер
Собираем гироскутер на автомобильных колесах
Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
— подопытный гироскутер;
— колеса от автомобиля;
— ступицы для колес;
— резьбовой стержень;
— кусок круглой трубы
Процесс изготовления самоделки:
Шаг первый. Подготовительные работы
Автор нашел колеса и ступицы под них. Разбираем подопытный гироскутер, нужно полностью разобрать моторы.
Шаг третий. Сборка
В крышке мотор-колес понадобится просверлить отверстия под винты. При помощи винтов прикручиваем новые ступицы к колесам гироскутера. Ну а далее окончательно собираем гироскутер.
В завершении останется прикрутить автомобильные колеса к ступицам. Также автор немного удлинил руль куском трубы.
Ездит гироскутер без проблем, конечно, нагрузка на моторы вырастет из-за большого диаметра колес, да и крутящий момент может не слабо упасть, но смотрится отлично.
На этом проект завершен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!
Segway (гироскутер) своими руками
В этой статье будет рассмотрено создание самобалансирующегося средства передвижения или просто «Сегвей». Практически все материалы для создания данного устройства легкодоступны.
Само устройство представляет из себя платформу на которой стоит водитель. Путем наклона туловища осуществляется управление двумя электрическими двигателями посредством цепи схем и микроконтроллеров, отвечающих за балансировку.
-Беспроводной модуль управления XBee.
-микроконтроллер Arduino
-аккумуляторы
-датчик InvenSense MPU-6050 на модуле “GY-521”,
-деревянные бруски
-кнопка
-два колеса
и прочее, указанное в статье и на фотографиях.
Шаг первый: Определение требуемых характеристик и проектирование системы.
При создании этого устройства автор старался, чтобы оно укладывалась в такие параметры как:
-проходимость и мощность, необходимая для свободного перемещения даже по гравию
-аккумуляторы достаточной емкостью, чтобы обеспечить как минимум один час беспрерывной работы устройства
-обеспечить возможность беспроводного управления, а так же фиксирование данных о работе устройства на SD-карту для выявления и устранения неисправностей.
Кроме того желательно, чтобы затраты на создание подобного устройства были меньше чем заказ оригинального внедорожного гироскутера.
Согласно приведенной ниже диаграмме, вы можете увидеть схему электрической цепи самобалансирующегося транспортного средства.
Выбор микроконтроллера для управления системами Сегвея разнообразен, автор система Arduino наиболее предпочтительна из-за своих ценовых категорий. Подойдут такие контроллеры как Arduino Uno, Arduino Nano или можно взять ATmega 328 для использования в качестве отдельного чипа.
Чтобы запитать сдвоенную мостовую схему управления двигателей необходимо напряжение питания в 24 В, этого напряжения легко достигнуть путем последовательного подключения 12 В автомобильных аккумуляторов.
Система построена так, что питание на двигатели подается, только пока нажата кнопка старта, поэтому для быстрой остановки достаточно просто ее отпустить. При этом платформа Arduino должна поддерживать последовательную связь, как с мостовой схемой управления двигателей, так и с беспроводным модулем управления.
За счет датчика InvenSense MPU-6050 на модуле “GY-521”, обрабатывающего ускорение и несущего в себе функции гироскопа, измеряются параметры наклона. Датчик был расположен на двух отдельных платах расширения. По шине l2c поддерживается связь с микроконтроллером Arduino. Причем датчик наклона с адресом 0x68 был запрограммирован таким образом, чтобы выполнять опрос каждый 20 мс и обеспечивать прерывание микроконтроллера Arduino. Другой датчик имеет адрес 0x69 и он подтянут прямо к Arduino.
Когда пользователь встает на платформу скутера, срабатывает концевой выключатель нагрузки, который и активирует режим алгоритма для балансировки Сегвея.
Шаг второй: Создание корпуса гироскутера и установка основных элементов.
После определения основной концепции схемы работы гироскутера, автор приступил к непосредственной сборке его корпуса и установке основных деталей. В качестве основного материала послужили деревянные доски и бруски. Дерево мало весит, что положительно отразится на длительности заряда аккумуляторов, кроме того древесина легко обрабатывается и является изолятором. Из этих досок был сделан короб, в который будут устанавливаться аккумуляторы, двигатели и микросхемы. Таким образом, получилась U-образная деревянная деталь, на которую за счет болтов крепятся колеса и двигатели.
Передача мощности двигателей на колеса будет идти за счет зубчатой передачи. Во время укладки основных компонентов в корпус Сегвея очень важно проследить, чтобы вес распределялся равномерно при приведении Сегвея в рабочее вертикальное положение. Поэтому если не учесть распределение веса от тяжелых аккумуляторов, то работа балансировки устройства будет затруднена.
В данном случае автор расположил аккумуляторы сзади, так, что компенсировать вес двигателя, который находится в центре корпуса устройства. Электронные составляющие устройства были уложены в место между двигателем и аккумуляторами. Для последующего тестирования так же была прикреплена временная кнопка старта на ручке Сегвея.
Шаг третий: Электрическая схема.
Шаг четвертый: Тестирование и настройка устройства.
После проведения предыдущих этапов, автор получил модель Сегвея для тестирования.
При проведении тестирования важно принять во внимание такие факторы как безопасность зоны тестирования, а так же защитная экипировка в виде защитных щитков и шлема для водителя.
Начать тестирование Сегвея автор решил с загрузки кода на микроконтроллер и проверки его связи со схемами управления и датчиками.
После проведения настройки регулятора на контроллер подается питание, и датчики переходят в состояние ожидания. Затем нажимается кнопка старта, и включаются двигатели. Путем наклона Сегвея водитель управляет движением за счет работы алгоритма балансировки.
На видео ниже показана работа собранного устройства гироскутера:
Самодельный гироскутер
Насмотревшись роликов на Youtube и на своих детей, пускающих слюни на арендуемые гироскутеры, решил попробовать свои силы в самостоятельной сборке данного устройства. Рассуждая о целесообразности сделать самому или купить, убедил себя, что это игрушка, причем сезонная, причем для моих детей погодок одним устройством не обойтись. Также в самоубеждении сыграл роль опыт сборки домашнего ЧПУшного станка, ну и собственно популярность самого тренда гироскутеров и вау эффект на окружающих меня обывателей.
Опыт сборки гироскутера собственными силами
Приступая к работе, решил сначала опробовать концепцию и определиться с необходимой мощность электромеханических узлов, чтобы обосновать дальнейшие вложения в комплектующие.
Первая версия (сигвэй)
С механической точки зрения вариант сигвэя казался более простым (отсутствует нагруженный средний поворотный узел), кроме того все, что нашел на youtube это самоделки именно сигвэев.
Не смотря на то, что имею достаточный опыт в программировании и работе с контроллерами решил софт самостоятельно не писать, а найти наиболее готовые решения. Кроме того, я редко могу поддержать свою мотивацию более одного месяца, а отладка работы софта с электромеханическими узлами редко заканчивается абсолютной победой, чаще компромиссом, и мысль о том, что совершенство не достигнуто меня бы червоточила.
В итоге выбор пал на работу Ovaltine’s Segway Clone (исходники есть на GitHub). Данный проект мне показался наиболее зрелым и поддерживающим железо, которое у меня есть (Arduino, MPU-6050, драйвера моторов с 2-мя и 3-мя управляющими сигналами на канал). Проект исчерпывающе прокомментирован, что позволяет не углубляться в анализ нюансов и как результат не догадываться о недочетах.
Недолго оттягивая, была сляпана платформа для испытаний:
Алюминиевая пластина толщина 12мм
Ось диаметром 14мм – направляющая от матричного принтера
Скобы строительные диаметр 14мм
Колеса – передние от инвалидной коляски (диаметр 8 дюймов, подшипники встроены).
Моторы и планетарные редукторы от шуруповертов на 18В
Шестерни передачи на колеса от электромясорубок
Аккумулятор 12В 5Ач Li-pol (остался после спада тренда квадракоптеростроения)
Датчик 10DOF MPU-6050 (остались после спада тренда квадракоптеростроения)
Уголки, болты и гайки
По доступности можно отметить, что п.1,3,4,5,6,11 были куплены на местном рынке.
Отдельно следует отметить, что моторы с редукторами мне продали, разобрав на моих изумленных глазах, рабочий шуруповерт (450р мотор, 500р редуктор с ограничителем момента). На мой вопрос это окупается? Мне продавец ответил, что половину закупочной цены данного шуруповерта уже отбил на продаже аккумулятора.
Были затруднения с приобретением драйверов моторов (до 30А). Был заказан двухканальный драйвер vnh2SP30 на eBay за 600р, но так как ждать не хотелось, уже через неделю были куплены два одноканальных драйвера vnh3SP30 в «Чип и Дип» в разных городах (Краснодар, Волгоград) благодаря поездке на море.
После прошивки и калибровки гироскопа все заработало практически без проблем. Пришлось перекинуть на одном драйвере сигналы управления, потому что колесо крутилось в ненужную сторону, и выяснилось, что шестерни на валах редукторов проскальзывают несмотря на клей.
С шестерней вопрос решил следующим образом: гравером с отрезным диском нанес насечки продольно оси вала глубиной 0,5мм и длинной равной ширине одеваемой шестерни. Надел шестерню и забил в насечки обрезки скрепки (типа микрошпонки). Следом проявилось новое слабое место – недостаточное прижимное усилие шестерни редуктора к шестерне колеса. Зная, что это всего лишь промежуточный прототип не стал решать проблему фундаментально, а просто стянул кабельной стяжкой оси колеса и вала редуктора. После 20 минут покатушек капроновая стяжка не нагрелась хотя вал редуктора в отличие от вала колеса подвижный.
Следует отметить, что передача «вал редуктора – колесо» имеет высокие требования к выдерживаемому моменту. Передаточное число здесь составило всего 5:1. Планетарный редуктор шуруповерта имел число 1:25. При напряжении 12В скорость передвижения на 8 дюймовом колесе была безопасной (от 5-8км/ч). Также остался запас по напряжению.
Важно! Драйверы vnh2 до 14В.
Управление поворотами было сделано вынесением потенциометра в руку.
В результате потраченных усилий, денег и времени было проверена работоспособность и достаточность мощности всего устройства и обоснованы дальнейшие вложения указанных ресурсов. Конечно, можно было бы, и рассчитать все заранее, исходя из требуемого момента на колесе, но разброс реальных параметров двигателей от шуруповертов и малый выбор среди тех продавцов, кто разберет для тебя два конкретных шуруповерта, делает это бессмысленным.
Вторая версия (гироскутер)
Усложнение конструкции до гироскутера неизбежно ведет к добавлению силовых узлов, привносящих вес, чего хотелось избежать, чтобы «не таскать велосипед на себе». Анализ весов комплектующих привел к выводу, что уменьшить вес можно только несущей пластины. И действительно пластина алюминия в 6мм (взамен 12мм) оказалась в полной мере удовлетворяющей ощущениям твердой основы под ногами (вес нагрузки около 80кг).
В связи с необходимостью установки подшипника в средний узел соосно с колесами потребовалось поднять ось колес от платформы, что вкупе с разделением полуосей приводит к возникновению крутящих моментов на полуоси (излом). Пришлось отказаться от слабых скоб, которые начали подымать лапки вверх.
Анализ доступных подшипников с наименьшей высотой привел к выбору игольчатых подшипников (цилиндрических с внутренним диаметром 17мм и внешним 23мм). Здесь стало ясно, что ось среднего узла будет по диаметру больше чем полуоси колес. Мне не посчастливилось найти ось точно под подшипник. Пришлось обратиться к токарю с целью проточить строительный болт до нужного диаметра и сделать проточки для стопорных колец (вместо колец, впоследствии, была использована вязальная проволока для арматуры). Стопорные кольца понадобились, т.к. у данного подшипника отсутствует внутренняя оправа и цилиндры катаются по поверхности оси (т.е. он не напрессовывается).
Далее осталось только придумать узлы крепления, обеспечивающие соосность трех осей (две полуоси колес и толстая ось среднего узла). Это требование необходимо выполнить, чтобы не было неприятного ощущения на стопах, что их поворачивают туда, куда не требуется.
Решение пришло само: зачем искать специфичные крепления, если можно сделать их самому. Была куплена пластина алюминия толщиной 16 мм, порезана торцовочной пилой (диском с отрицательным углом) на одинаковые прямоугольники и которые были просверлены ступенчатым сверлом до нужных диаметров. Требования к точности сверления высокие только для двух оправ с подшипниками. Остальные (6 шт.) могут иметь разумные допуски, тем более, что фиксация неподвижных осей в оправах выполняется расклиниванием оправ.
Силовые провода были взяты из гибкого провода для проводки 2х2,5мм. Часть проводки удалось выполнить без пайки на пружинных и винтовых клеммах, но полностью от пайки отказаться не удалось.
Угол разбега полуплатформ было решено определять потенциометром с применением механизма тяги. Подвижная средняя ось и ось потенциометра были сориентированы параллельно. В подвижную среднюю ось был вкручен тонкий винт с головкой типа «ушка иглы». Вылет винта использовался как рычаг. На потенциометр была одета ручка-крутилка также с удлиненным винтом с ушком. Ушки винтов были связаны подвижной тягой из проволоки.
только самы зоркие найдут потенциометр с тягой
Очередное испытание показало, что одна полуплатформа оснащенная гироскопом, а вторая связана с первой через потенциометр дают ассиметричную реакцию при повороте вправо и влево. Грубо прикинув в уме, это стало вполне объяснимо. К примеру,
Поворот направо (Левая наклонена \; Правая ровно __)
Поворот налево (Левая __; Правая )
Угол левой платформы с гироскопом 0 (горизонатльно) значит скорость на колесах: Л=0 П=0. Угол правой платформы с потенциометром +5 от первой (ожидается поворот налево) скорость на колеса Л=0+(-5)=-5; П=5-(-5)=5. Итог – поворот на месте вокруг себя.
Версия три (два контроллера)
Не долго думая и оставаясь верным концепции не разбираться с ПО, было решено на каждую полуплатформу поставить свой гироскоп и контроллер (благо этого добра у меня осталось достаточно).
Таким образом, каждый Arduino реально управляет только одним колесом по показаниям своего гироскопа. Потенциометры заменились в ПО обнулением переменной после нормирования результатов вызова analogRead (с контакта потенциометра), т.к. руль больше не нужен.
Также потребовалось немного успокоить ПИД регулятор уменьшением Кп.
Более адекватная версия испытывалась дольше, принося неописуемую радость детям, и выявила рецидивы в креплении шестерни к валу редуктора. Пришлось отказаться от «микрошпонок» и просверлить насквозь капроновую шестерню (в нерабочей области) и вал для установки штифта. После недели активного использования за такое решение жалеть не пришлось.
Данная версия работает наиболее адекватно, но включение активности, которое происходит после выравнивания полуплатформ (захват горизонта после 3 секунд), происходит независимо. Т.е. если первая полуплатформа после включения была выравнена раньше, то и активизируется балансер раньше. Это практически не заметно, но вытекает логически из ПО.
Искренняя радость. фотографа.
По результатам испытания функциональности на детях было решено одеть это все в корпус, что бы скрыть от непосвященных пользователей секреты электромеханической магии.
Лучше всего для корпуса подошел плоский ПВХ (204мм) воздуховод. Белый цвет выглядел не кошерно, в итоге транспортное средство было обклеено пленкой черного цвета под углеволокно. Вес всего устройства, благодаря пластиковым ободам колес, составил около 5 кг. В таком виде и было передано в пользование.
Фотки с корпусом, к сожалению, не осталось.
Принципиальное различие с промышленными гиро – это шум моторов и редукторов. Этот вопрос еще буду изучать, но учитывая, что все создано вокруг «планетарок» шуруповертов перспектива не светлая.
Статья написана 5 лет назад. Теперь уже гироскутерами никого не удивишь.
Вот что осталось на текущий момент от поделки.
. и бесценный опыт мотивации «встать с дивана»!